Сочинение на тему: Андрей Болконский. Произведение: Война и мир

    Годы жизни:25 января 1777-1812.
    Семья:Отец - князь Николай Болконский; сестра - княжна Марья Болконская,Николай Болконский.
    «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой."


    В начале романа Андрею Болконскому 27 лет (в 1805 г.): "...Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..." (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г.) Андрей Болконский - богатый и знатный князь. Он вращается в высшем обществе. Но ему не нравится светская жизнь: "... эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!..." Андрей Болконский женат на Лизе Болконской (Мейнен) - племяннице Кутузова. На момент нашего знакомства с героями Лиза и Андрей ждут ребенка: "


    Первый раз, читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. Попадает в госпиталь французов, но возвращается на родину. По приезде домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.


    Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа - роман Наташи с Анатолем Курагиным.

    Андрей отправляется на войну с Наполеоном (1805-1807 гг.), чтобы убежать от пустой светской жизни: "... Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь..." На фронте Андрей служит адъютантом (помощником) Кутузова: ".Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…" В битве под
    Аустерлицем Болконский получает ранение. Он попадает в госпиталь к французам. . В это время семья Андрея ничего не знает о нем. Все его считают убитым: "


    После Аустерлица и смерти жены Андрей Болконский решает не служить на фронте: "... Князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения..." Князь Андрей, как человек,мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня..." Болконский становится членом комиссии по составлению законов: "


    Однажды на балу Андрей встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Андрей Болконский сватается к Наташе, и она отвечает ему согласием: Строгий отец Андрея Болконского выступает против этого брака. Он просит сына отложить женитьбу на один год: "...я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись.наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме..." Пока Андрей находится за границей Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Андрей не прощает измену Наташи.

  • Андрей Болконский на службе в Турции.

    Чтобы забыть Наташу, Болконский едет служить в Турцию (том 3 часть 1 глава VIII): "...в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию..."


  • В 1812 году Болконский просит Кутузова перевести его в Западную армию, чтобы участвовать в войне с Наполеоном: Болконского назначают командиром егерского полка. Его полк участвует в войне с Наполеоном и в частности - в Бородинском сражении: "... Андрей оказывается прекрасным командиром полка: "... В Бородинском сражении Андрей Болконский получает серьезное ранение: "...И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание..."


    Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых: "...В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую..." "...Раненый этот был князь Андрей Болконский..." Ростовы вывозят Андрея вместе с другими ранеными из Москвы. Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Наташа заботится и ухаживает за раненым Андреем: "...на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского..." В этот период Наташа и Андрей снова сближаются.

  • Смерть Андрея Болконского.

    Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни: Андрей Болконский умирает через несколько недель
    после ранения: "...князь У Андрея остается 7-летний сын Николенька: "...княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку..." Это была ирия жизни Андрея Болконского в романе "Война мир" Толстого: жизненный путь героя в цитатах, путь исканий АндреяБолконского, основные этапы биографии, военная карьера, отношения с женщинами и т.д.

У каждого из героев Толстого свой путь исканий — часто слож-ный, мучительный, противоречи-вый. Это относится и к герою «Войны и мира» Андрею Болконскому.

Разговор о князе Андрее начнем с вопроса: не задумывались ли вы, почему он бездействует во время Бородинского боя? В Аустерлицком сражении он совершает настоящий подвиг: один, со знаменем в руках, бежит вперед, надеясь увлечь своим примером отступавших солдат. Однако же, по глубокому убеждению писателя, та война была совершенно не нужна России, подвиг Андрея был бессмысленным. Но Бородинская битва имела совсем другое значение. Там решалась судьба России. Вот когда князю Андрею нужно бы совершить подвиг! Ничего подобного на самом деле не происходит. Почему?

Андрей Болконский воспринял от своего отца ра-ционалистический тип сознания. Старый князь Болко-нский не случайно мучает свою дочь Марью гео-метрией и смеется над ее религиозными взглядами. Он — последователь идей XVIII в. (века Просвеще-ния). Надо полагать, что этим же объясняется мно-гое в Андрее — некая сухость, стремление жить умом, а не чувствами.

В первой половине романа презрение к аристо-кратическому обществу сочетается в Андрее Бол-конском с честолюбивым желанием личной славы. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей». Именно поэтому князь Андрей даже испытывает зависть к Наполеону. Так с самого начала «Войны и мира» возникает «наполеоновская тема» в ее соотношении с судьбами главных действующих лиц.

Герой романа убежден, что исторические события вполне могут подчиняться воле одного человека. Уз-нав во время войны 1805 г. о безнадежном положе-нии русской армии, Андрей мечтает, как «он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана».

Мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуть-ся уважением к людям, совершавшим поистине ге-роические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах. И все же желание прославить себя, сравниться с Наполеоном не оставляет Андрея Бол-конского. Только поэтому он и совершает свой подвиг при Аустерлице.

Однако когда он, тяжелораненный, лежал на Аустерлицком поле, свет вечного, неизменного, вы-сокого неба помог ему осознать, что все, о чем он мечтал раньше,— пустое и обман, все оказалось ничтожным по сравнению с этим бесконечным небом. Даже Наполеон, недавний кумир, представляется ему теперь маленьким и ничтожным, а напыщенно красивые фразы французского императора — фаль-шивыми и неуместными.

Идейный кризис приводит Андрея к разочарова-нию в его честолюбивых планах и даже к разочаро-ванию в жизни вообще. Много придется ему пере-жить, пока он найдет свой путь.

Это его состояние подавленности, пессимизма, вы-званное крушением надежд, смертью жены, нару-шает Пьер Безухов. Пьер в то время увлекался масонством, которое он понимал как «учение хри-стианства, освободившееся от государственных и ре-лигиозных оков». Он говорит своему другу: «На земле , именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира... Надо жить, надо лю-бить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

Слова эти поразили князя Андрея: «...в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Так психологически подготавливалась встреча Анд-рея с Наташей, которая вернула его к полноте ощу-щения живой жизни. А впереди у него — разочаро-вание в гражданской деятельности, жгучая боль от измены Наташи... В состоянии мрачной подавлен-ности встречает он Отечественную войну. Но именно теперь приобщение к великому всеобщему делу по-могает ему поистине возродиться.

Войну с Наполеоном Андрей Болконский воспри-нимает как общенародную, а не только его личную трагедию: личное органично и естественно сливается с историческим и народным. Он окончательно прео-долевает ложное представление о герое-одиночке, при-ходит к решительному осуждению «наполеоновской идеи», к постижению духа русского народа, народной правды, народного понимания исторических событий.

Под впечатлением разговора с Кутузовым нака-нуне Бородинской битвы, полностью приняв его взгляды, Болконский говорит Пьеру: Материал с сайта

«Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

— А от чего же?

— От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».

Теперь на Бородинском поле князь Андрей уже не думает, что он один в состоянии решить судьбу сражения. В полном соответствии с авторским пони-манием законов войны он ощущает себя (так же, как и Кутузов) лишь частичкой той огромной силы, которой суждено победить врага. «Делать и прика-зывать ему нечего было, — сказано в романе о пове-дении полкового командира Андрея Болконского во время Бородинской битвы. — Все делалось само со-бою». Как видите, внешнее бездействие князя Анд-рея есть проявление той высшей мудрости, которую он обрел в результате многих жизненных испыта-ний, в результате понимания великой правды Куту-зова, но отнюдь не Наполеона. Искания Андрея Болконского в период от Аустерлица до Бородина — это его путь от Наполеона к Кутузову.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика. Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что-то понять и припомнить.распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем-то очень остался недоволен, что-то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить.
Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.- Вы? - сказал он. - Как счастливо!Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.- Простите! - сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. - Простите меня!- Я вас люблю, - сказал князь Андрей.- Простите…- Что простить? - спросил князь Андрей.- Простите меня за то, что я сделала, - чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.- Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.Петр-камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке.- Это что такое? - сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. - Извольте идти, сударыня.В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери.Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, - народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят... Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они - профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, - все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», - таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны... быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» - Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы - те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их - и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, - сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. - Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное - о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, - со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, - человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей - сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал...»

26 августа - день Бородинского сражения - глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск... Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это... было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это - тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение - не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, - он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но... русские все так же стоят...» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом... сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон - воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.


Величайшее произведение русского писателя - роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто глубоко равнодушен к судьбе родины, Толстой противопоставляет семьи Болконских и Ростовых. Необычная, яркая и короткая жизнь князя Андрея Болконского наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде. При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта.
Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей по своей натуре - патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.
Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, - истинный патриотизм и героизм русского народа. Толстой в романе много говорит о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение родины. Один из них - князь Андрей Болконский: “Увидав Мака и услыхав подробности его гибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию и ту роль, которую он должен будет играть в ней”.
Князь Андрей настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения с войсками, шедшими из России”. Слова Кутузова: “Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить” - не остановили Болконского. “От этого я и прошу отправить меня в этот отряд”, - отвечал он.
Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена. Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”, - говорит князь Андрей Пьеру. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “... в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла.
После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу, он хочет этого, и в то же время боится. Выслушав отца, Андрей откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять сути молоденькой девушки, совершенно не имеющей жизненного опыта. Наташа живет чувствами, Андрей - разумом.
И вновь Андрея постигает глубокое разочарование. В его отсутствие Наташа не может жить спокойно, ей нужны движение, чувства, смена обстановки, новые события, новые знакомства, и она попадает в мир, где обитают Элен, Анатоль, князь Василий - циничные, холодные представители высшего света. Наташа не может устоять против обольстителя - Анатоля.
Все мечты о семье разрушились в душе Андрея: “Тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший над ним прежде, вдруг превратился в низкий, определенно давивший на него свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. И князь Андрей снова возвращается в свою стихию - в армию. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Болконский “... весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили”.
Накануне Бородинского сражения князь Андрей был полон твердой уверенности в том, что русская армия выиграет предстоящую битву. Он верил в народ, своих солдат, в правоту борьбы за Отечество. Андрей ходил по траве, любовался красотой родной земли, рассматривал цветы, землю, листья, травы. И в этот мирный и спокойный момент он получает смертельное ранение. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, он перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Умирая, Болконский соединяется с вечностью. К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Князь Андрей сумел это сделать, обретя веру.

Задачи и тесты по теме "Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»"

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1