Структура музея в таблице. Негосударственный музей краеведческого профиля

Славнитский Н. Р. Структура Музея Города в 1920-е годы / /Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21. СПб., 2011. С. 84-100.

По сути дела - продолжение истории, изложенной в работе о (http://сайт/2519.html)

В октябре 1918 г. в Петрограде был создан Музей Города. Как отмечал его директор, Л.А. Ильин, «возникновение Музея Города не явилось результатом длительного процесса а, как многие значительные начинания настоящего времени, произошли быстро и со стороны может показаться даже случайно». Дело в том, что весной 1918 г. В.Р. Менжинской был поднят вопрос об использовании Аничкова дворца. К решению этой задачи она привлекала В.Я. Курбатова, а тот, в свою очередь, - Л.А. Ильина. После недолгого обсуждения они пришли к выводу, что дворцовый комплекс не подходит для размещения в нем учебного заведения, а наиболее рациональным способом его использования является создание нового музея, причем оба высказались за создание Городского (муниципального) музея, где были бы «были бы освещены все стороны жизни и деятельности жизни города вообще и не по отношению к Петрограду только, а распространительно на представление о городе вообще в мировом его понимании и уже потом дать картину особенностей русских городов и в частности Петрограда».


В Положении о Музее подчеркивалось что «ему предоставлен круг работ максимального радиуса», то есть предполагалось, что он отнюдь не будет музеем города Петрограда, также не музеем только русских городов, а музеем, «долженствующим дать представление о городе вообще». Слово «город» в титуле музея приводилось в собирательном смысле. Главной задачей Музея города было собирание, хранение и экспонирование материалов и предметов, раскрывающих картину жизни города, главным образом состояния и развития городского хозяйства, роли и значения для городов санитарии и гигиены.

Структура Музея Города складывалась несколько лет, и на ее формирование в 1918 г. оказали основное влияние два обстоятельства. В первую очередь, состав коллекций - как известно, основным ядром стали экспонаты Музея городской управы Петрограда. Но не менее важную роль в этом сыграли и те представители интеллигенции, что стояли у истоков Музея. В состав предварительной комиссии, созданной летом 1918 г. под председательством В. Р. Менжинской, вошли Л. А. Ильин, В. Я. Курбатов, С. С. Жихарев, В. С. Либрович А. П. Брызгалова, В. С. Андерсон и Л. И. Жевержеев. В августе 1918 г. комиссия была преобразована в Рабочую коллегию музея (впоследствии Совет музея), в которую были также включены новые члены - З. Г. Френкель, М. Н. Петров, Е. К. Замысловская, Г. Д. Дубелир. Именно эти люди и стали организаторами Музея и возглавили отделы.

В июне 1918 г. Рабочая комиссия пришла к выводу, что музей должен состоять из 10 отделов: 1) Культурно-просветительного, 2) Медицинского, 3) Технического, 4) Архитектурного, 5) Искусства, 6) Театрального, 7) Библиотечного, 8) Статистического, 9) Благотворительности, 10) Общественной жизни. Однако по положению было образовано только семь отделов: 1) Социальный (статистика, благотворительность, социальная помощь и общественная жизнь), 2) Охраны здоровья, 3) Архитектурно-строительный, 4) Технический, 5) Культурно-просветительный, 6) Библиотечный, 7) Искусства в жизни города. Чуть позже было образовано Бюро городов, а также Художественный отдел. Кроме того, отдел охраны здоровья в городах, составленный на основе уже упоминавшихся гигиенических выставок, позже получил наименование «Отдел коммунальной и социальной гигиены». Помимо этого, некоторое время существовал Театрально-зрелищный и музыкальный отдел музея.

18 сентября 1919 г. была утверждена следующая структура:
1) Архитектурный отдел (Л.А. Ильин)
2) Отдел Охраны здоровья (З.Г. Френкель)
3) Технический отдел (Г.Д. Дубелир)
4) Культурно-Просветительный отдел (Е.К. Замысловская)
5) Художественный отдел (В.Я. Курбатов)
6) Музей Старого Петербурга (П.П. Вейнер)
7) Социально-Экономический отдел (М.П. Капица)
8) Административный с присоединением к нему финансового подотдела и необходимой его частью Бюро Городов (М.Н. Петров).
В состав отделов входили, кроме заведующих, их помощники, хранители и эмиссары.

Остановимся теперь поподробнее на каждом из подразделений.

На Бюро городов, созданное по инициативе З. Г. Френкеля и Л. А. Ильина, были возложены функции: оповещение советских учреждений о работе Музея Города и сбор сведений об их деятельности, осуществление связей с различными общественными и правительственными учреждениями и организациями в России и за границей, организация библиотеки муниципальных журналов и газет (а также обработка прессы и предоставление отделам Музея сведений, которые могли бы их заинтересовать). Однако оно просуществовало недолго и уже в сентябре 1919 г. было включено в состав Административного отдела, а позже расформировано.

Задачей Административно-организационного подотдела являлось собирание и представление материалов, характеризующих принципы городского управления. Для этого подотдел воспользовался материалами, собранными Бюро городов, а также литературой по городскому управлению, переданными ему из библиотеки. Чуть позже в него стали поступать материалы «текущего момента» от местных совдепов (как документы, так и фотографии). Кроме того, в Музей был передан архив бывшей Коломенской районной думы.

Интересна судьба Художественного отдела. Данное подразделение, которое возглавил В.Я. Курбатов (ставший также заместителем директора музея), предполагалось устроить в виде временных выставок (ввиду существования Музея Старого Петербурга). Отдел развернул бурную деятельность, и к концу января 1919 г. им была подготовлена выставка «Виды Петрограда и его окрестностей» - первая выставка, открытая Музеем Города. В 1919 г. в состав этого отдела была включена также экспозиция «Внутреннего убранства жилья», созданная в особняке графини Карловой (набережная Фонтанки, д. 46), который был передан Музею Города еще 16 ноября 1918 г. В июле 1919 г. директор отмечал, что «что Художественный отдел теперь не только консультант, но и фильтр, пропускающий материал до передачи его в другие отделы и хранитель материала специально-художественного характера».

Но постепенно этот отдел был преобразован - часть экспонатов была передана в Музей Старого Петербурга (как и предполагалось изначально), а на основе остальной части коллекции были созданы отдел Искусства в жизни города и Садово-парковая секция, находившаяся в составе отдела Архитектуры города.

Кроме того, что при образовании музея в Аничковом дворце помещения Александра III и Марии Федоровны в Аничковом дворце были включены в его состав и получили название «Исторических комнат». Их обустройством также занимался Художественный отдел, а в 1920 г. они были «переданы» в подчинение отдела «Искусство в жизни города».

Отдел Коммунальной и социальной гигиены с самого начала существования имел наибольшую коллекцию (наряду с Музеем Старого Петербурга) среди всех остальных отделов Музея, так как в него уже летом 1918 г. поступили материалы гигиенических выставок. Первоначально эти материалы были размещены в 6 комнатах одного из задних флигелей на усадьбе Аничкова дворца рядом с манежем. Предметом изучения этого отдела, названного в 1918 г. Отдел охраны здоровья в городах, стал город и его население, как социально-экономическая и коммунально-хозяйственная организация.

В коллекцию этого отдела входили материалы по канализации, санитарным требованиям к жилищу и жилищным условиям в городах, водоснабжению, благоустройству улиц, кладбищенскому делу; а также «материалы, характеризующие влияние крупных фабрично-заводских предприятий на санитарное состояние городских районов» и «материалы по развитию в городах специальных болезней и по освещению общих основ санитарного обслуживания населения в городах и во внегородских местностях».

Театрально-зрелищный и музыкальный отдел просуществовал недолго. Как уже отмечалось, его создание предполагалось в первоначальном варианте Положения о музее, но в утвержденном Положении такое подразделение не значилось. Тем не менее отдел некоторое время функционировал под руководством Л. И. Жевержеева. Основные задачи подразделения были сформулированы следующим образом: 1) всестороннее освещение роли театра и зрелищ в культурной жизни города; 2) собирание иллюстрированных изданий, гравюр эстампов, фотографий и т.п. театрально-зрелищной жизни города; 3) составление справочной библиотеки; 4) собирание планов, проектов театральных сооружений и их театрально-технического оборудования. В феврале 1919 г. отделом был организован цикл лекций «Театр в жизни города» (эти лекции читал П. О. Морозов), но вскоре эта деятельность была приостановлена из-за незначительного числа слушателей (на лекции приходило 15 - 25 человек). Планировалось также открытие выставки «Народного театра», однако подготовить ее не удалось, а вскоре отдел прекратил существование.

Архитектурный отдел был создан в 1919 г. и первоначально назывался Архитектурно-строительным отделом. Заведующим этим подразделением с самого начала являлся Л. А. Ильин. Его усилиями здесь была создана одна из наиболее значительных экспозиций музея. Основой для коллекции отдела стал «Архив строительных предположений» царствования Николая I (7 атласов, 23 тома, 598 листов чертежей), обнаруженный в Аничковом дворце, а также различные чертежи, планы, фотографии. Официальное открытие Отдела состоялось 6 октября 1922 г., а полностью для посетителей он был открыт 2 июля 1923 г.

Экспонаты Технического отдела первоначально должны были освещать «технические вопросы, входившие в ведение городского управления»: 1) пути сообщения (сухопутные, в том числе улицы, мосты, транспорт; водные), 2) водоснабжение, 3) очистка города, 4) освещение, 5) сношения в городе (почта, телеграф, телефон), 6) пожарное дело. Выставочные помещения были готовы уже к февралю 1919 г., однако развернуть свою деятельность таким образом сотрудникам отдела не удалось, и вскоре он был расформирован (точная дата не известна, скорее всего, это произошло в ходе переподчинения музея, но в мае 1920 г. отдел еще функционировал, и в состав его коллекции планировали передать материалы о появлении трамваев в Санкт-Петербурге). Большая часть материалов (в первую очередь, по планировке и застройке городов) была передана в Архитектурный отдел.

Социально-экономический отдел возник последним из подразделений Музея Города и некоторое время даже не имел собственных помещений. В первую очередь, сотрудники отдела занялись сбором статистического материала о рабочем и жилищном вопросах, а также составлением диаграмм, характеризующих «рабочие бюджеты в связи с ростом цен на предметы первой необходимости».

Культурно-просветительный отдел Музея города просуществовал недолго - когда встал вопрос о сокращении штатов (а это произошло уже в январе 1919 г.) заведующая отделом Е. К. Замысловская заявила, что все сотрудники отдела получили приглашение принять университетские кафедры в провинции, поэтому провести сокращение в этом отделе можно очень легко. Однако тогда это предложение не было принято, и отдел продолжил свою деятельность, подготовив в 1919 г. две выставки - «Игрушка и ее значение в жизни ребенка» и «Букварь и детская книга».

Структура Библиотечного отдела периодически менялась. Необходимость создания при музее библиотеки осознавалась с самого начала, и в то же время уже в апреле 1918 г. (то есть при обсуждении структуры и функций будущего музея) Л. А. Ильин говорил о возможности существования библиотеки для каждого отдела. Поэтому в каждом из отделов возникали свои библиотеки. Для создания общей библиотеки ее заведующим В. М. Андерсоном были предприняты попытки добиться передачи в музей книжных собраний библиотеки Министерства внутренних дел (70 000 книг), библиотеки Комитета трудовой помощи (600 книг), библиотеки бывшего Главного Управления по делам местного хозяйства. Этого сделать не удалось, и библиотека пополнялась за счет отдельных поступлений книг, не нужных другим отделам, а большая часть книг была передана из «эвакуированных» библиотек Варшавы, Вильно, Риги, Юрьева и т.д. (эти города в результате Гражданской войны оказались за пределами России). В июне 1920 г. по предложению Я. Д. Щупака в библиотеку были переданы все материалы (справочники, периодические издания) ликвидированного незадолго до того Бюро Городов. В то время она размещалась в особняке графини Карловой на набережной реки Фонтанки.

Кроме того, в конце января 1919 г. П. Ю. Сюзор обратился к директору Музея с предложением создать отдел Пострадавших от войны городов и мер и средств или способов их восстановления, посвященный разрушениям городов в годы Первой мировой войны. По мнению автора записки, материалы отдела должны были отображать:

1) Картину существующего положения городов, пострадавших от войны. Общие планы городов с обозначением на них пострадавших частей. Снимки, чертежи, описания главнейших зданий, изувеченных действиями неприятеля или вызванных ими пожарами (снимки, чертежи и описания разрушений и настоящего положения пострадавших памятников и зданий, художественного или исторического значения);

2) проекты и предположения правительств и местных управлений городских по восстановлению городов и селений в первоначальный или измененный вид;

3) собрание образцов строительных материалов как естественных так и искусственных применяемых в разных городах с данными о их огнеупорности, прочности;

4) законоположения, обусловливающие расположение построек, свободных пространств, улучшения, украшения городов и прочая литература;

5) способы и меры и средства для практического осуществления восстановления городов - финансовая сторона - и достигнутые результаты.

Это предложение 14 февраля 1919 г. было передано на заключение в Архитектурный и Технический отделы, однако предложенный им отдел так и не был создан (возможно, помешала смерть П. Ю. Сюзора, заключения отделов обнаружить не удалось).

Однако со временем Народный комиссариат просвещения все меньше внимания стал уделять Музею Города, сразу возникли проблемы с финансированием. Уже в январе 1919 г., когда члены Комитета служащих музея по совету товарища Народного комиссара просвещения Гринберга решили обратиться к председателю Музейной коллегии Г. Ятманову за содействием в поиске средств, выяснилось, что «тов. Ятманов отнесся чрезвычайно отрицательно к самому существованию Музея Города, который он считает даже нелегальным учреждением».

При этом в органах управления городского хозяйства Петрограда не отказались от идеи создания музея. Городская Дума формально продолжала существовать еще некоторое время после Октябрьской революции, но в сентябре 1918 г. Советом комиссаров Союза коммун Северной области не было издано постановление об окончательном ее упразднении. К этому времени управление местным хозяйством уже полностью сосредоточилось в советских органах.

28 июня 1919 г. на заседании Совета по урегулированию плана города Петрограда и его окрестностей было принято решение: «организовать Музей города как показательную школу для предприятий, в котором помещалось бы все от внешности города до внутреннего убранства комнат». 14 августа В. В. Степанов на заседании Совета сделал развернутый доклад о музее В результате прений, в ходе которых поднимался также и вопрос о возможности «связать» Музей Города, находящийся в другом ведомстве, с Советом Коммунального хозяйства, был принципиально решен вопрос о необходимости создания Музея города Петрограда.

После этого заседания Степанов внимательно ознакомился с состоянием дел в Музее Города и в середине сентября выступил на одном из следующих заседаний Совета по урегулированию Петрограда, где подчеркнул, что Музей Города перестает быть «жизнеспособным учреждением» и «склоняется к разложению». Председатель Совета Коммунального хозяйства Л. М. Михайлов, присутствовавший на том заседании, согласился с необходимостью учреждения музея города Петрограда и предложил поставить вопрос «об ускорении разложения Музея Города в смысле передачи в Музей Городского Строительства тех отделов и их оборудования, которые имеют отношение к Петрограду и должны быть в Новом Музее». В. С. Кривенко обратил внимание и на необходимость помещения для музея. Так как свободных площадей у органов управления городского хозяйства не было, то для этой цели он предложил воспользоваться частью помещений Аничкова дворца. То есть в сентябре 1919 г. в Совете Коммунального хозяйства сформировался план создания Музея города Петрограда на основе части коллекций Музея Города (той, которая имела непосредственное отношение к Петрограду), а также использования для этого части помещений Аничкова дворца, который занимал в все тот же Музей Города.

Надо сказать, что Музей Города в тот период находился в очень тяжелом положении. В октябре 1919 г. выяснилось, что финансовое положение Музея очень неопределенное (смета на второе полугодие 1919 г. не прошла). Рабочая Коллегия собиралась послать одного из членов в Москву для выяснения настоящего положения Музея. Однако командировка не принесла никаких результатов - стало ясно, что наркомат просвещения не в состоянии содержать Музей Города, находящийся в Петрограде.

Той же осенью свалилась и еще одна напасть: в период наступления на Петроград войск Н. Н. Юденича в октябре 1919 г. были использованы для целей обороны укрепленного района. Ввиду этого неотложного мероприятия все экспонаты отделов, библиотечные фонды, а также материалы делопроизводства Музея были спешно сняты с мест и сложены в очень ограниченном помещении, в том случайно беспорядочном состоянии, к какому обязывает поспешность военного времени. К восстановлению прежнего порядка в отделах администрация приступила только с 1 апреля следующего года (зимой, как известно, разразился и топливный кризис, что не позволило вести нормальную работу в неотапливаемых помещениях).

В этой ситуации (а в 1920 г. ситуация с финансированием не улучшилась) руководство Музея Города приняло решение на перевод в ведомство Совета Коммунального хозяйства.

Первая официальная встреча между руководством музея и представителями органов управления городского хозяйства Петрограда состоялась 5 мая 1920 г., на одном из заседаний Рабочей коллегии Музея Города. Тогда четко обозначились мнения сторон - руководители Совета Коммунального хозяйства настаивали на создании Музея города Петрограда и расформировании отделов, не имеющих отношения к истории Санкт-Петербурга - Петрограда, а руководители Музея Города отстаивали необходимость сохранения Музея Города. По итогам заседания было принято решение образовать Согласительную комиссию в составе трех членов от Рабочей Коллегии Музея Города и трех от Совета Коммунального хозяйства для непосредственного рассмотрения и согласования существующей программы Музея Города и имеющейся в Совете Коммунального хозяйства программы Музея города Петрограда.

Согласительная комиссия, председателем которой стал Л. А. Ильин, впервые собралась 11 мая 1920 г. При обсуждении названия большинство членов согласились с тем, что суживать его не следовало бы, и характер работы музея должен оставаться прежним. При этом допускалась «стать на практическую точку зрения и прибавить к нынешнему названию слово «Петрограда» (по сметным соображением)». Против такой постановки вопроса выступил Степанов, подчеркнувший, что «переход Музея Города должен быть произведен так, чтобы цели Музея Города и Совкомхоза могли быть соединены и по возможности без ущерба как для той, так и для другой стороны… Здесь не детали, а вся конструкция и если бы в Музее Города не нашла себе достаточного отражения петроградская жизнь, то он не представлял бы особого интереса для Совета Коммунального хозяйства».

Спустя несколько дней он огласил разработанную им программу, по которой музей предполагалось разделить на два отдела: а) Исторический (история города, городского управления); б) Музей городского благоустройства и городского хозяйства. Исторический отдел он хотел разделить на несколько подотделов по хронологическому принципу, а второй отдел должен был состоять из 19 подотделов: 1) Естественно-исторический, 2) Планировка города и его застройка, 3) Пути сообщения, 4) Водоснабжение, 5) Освещение, 6) Очистка города, 7) Строительное дело и жилищный вопрос, 8) Пожарное дело, 9) Население, 10) Продовольствие, 11) Народное здравие, 12) народное образование, 13) Пути сношения, 14) Торгово-промышленный, 15) Труда, 16) Социального обеспечения, 17) Театр и зрелища, 18) Спорт, 19) Общий отдел (по преимуществу статистический), дающий представление о развитии деятельности органов городского управления в различных отраслях городского хозяйства, его финансовом положении, а также о развитии муниципализации в области производства, торговли и удовлетворения потребностей населения. В ходе обсуждения выяснилось, что принципиальных расхождений в программах нет (со стремлением Степанова выделить Петроград никто не возражал), некоторое несоответствие лишь во взгляде на то, как и какой должен быть представлен материал в отделах.

На одно из следующих заседаний (1 июня) был приглашен представитель отдела Научных учреждений и высших учебных заведений Наркомата просвещения М. Д. Орехов, который заявил, что отдел ничего не имеет против перехода Музея Города из его ведения в Совкомхоз, но высказал пожелание, чтобы в научно своей деятельности музей все же и в дальнейшем находился в тесном контакте с Коллегией научных музеев Наркомпроса.

После этого дело было передано на рассмотрение центральных органов в Москву, где вопрос решился очень быстро, и с 1 июля музей города перешел в подчинение Совета Коммунального Хозяйства. В акте отмечалось, что Музей Города остается в Петрограде и получает название Музея Города Петрограда. В этом же документе оговаривалось, что Музей состоит непосредственно в ведении Совета Коммунального Хозяйства и его Председателя. Музей по вопросам научной своей деятельности находится в постоянном общении с Музейной Коллегией Научного отдела Компроса (Комитета просвещения). При этом за музеем сохранялись все прежние помещения, и в нем сохранились все коллекции.

Чуть позже Отдел Градостроительства разработал и принципы дальнейшей деятельности музея, которыми предусматривалось, что в обязанности Музея входит:

А) Собирание предметов, отражающих строение и развитие городов и поселений и отраслей их хозяйств в прошлом и настоящем, в положительном и отрицательном отношениях.

Б) систематизация этих предметов и образование постоянной показательной выставки по всем отраслям градостроительства и коммунального хозяйства.

В) организация осмотров публикой этих выставок и объяснение ей значения выставленных предметов и хода развития градостроительства и Коммунального хозяйства.

В новом Положении обращает на себя внимание первый пункт, в соответствии с которым на Музее лежало собирание коллекций, отражающих развитие городов, а не только города Петрограда. Это означало, что идеи В.В. Степанова (он, к слову, уже не принимал участия в работе музея) не были приняты, и за музеем сохранилось прежнее название - Музей Города. В целом сохранилась и старая структура музея - он состоял из 12 отделов: 1) Старого Петербурга; 2) Социально-экономический; 3) Охраны Здоровья; 4) Водоснабжения и канализации; 5) Освещения; 6) Связи и сношений (этот отдел так и не был развернут - Н.С.); 7) Путей и средств сообщений; 8) Пожарный; 9) Архитектурно-строительный; 10) Садовый; 11) Искусства в жизни города; 12) Культурно-Просветительный. В каждом из этих отделов была создана историческая часть.

При этом коллекции, находившихся в «Исторических комнатах» императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, находившиеся по-прежнему в ведении Музея Города, юридически осталось в ведении Музейного отдела Комиссариата Народного просвещения (а сотрудники, обеспечивавшие сохранность коллекции, оказались в подчинении Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины). Однако два года спустя, в 1924 г. «Исторические комнаты» снова оказались в подчинении Музея Города входили в состав Архитектурного Отдела.

В феврале 1921 г. Музей состоял из следующих отделов:
1. Социально-экономический - зав. Михаил Петрович Капица.
2. Охраны здоровья - зав. Захар Григорьевич Френкель.
3. Технический - зав. Григорий Дмитриевич Дубелир.
4. Архитектурно-строительный - зав. Лев Александрович Ильин.
5. Искусства в жизни города - зав. Владимир Яковлевич Курбатов.
6. Культурно-просветительный - зав. Екатерина Константиновна Замысловская.
7. Музей Старого Петербурга - зав. Петр Петрович Вейнер.
8. Справочное бюро - зав. Яков Давыдович Щупак.

При сравнении Положения 1920 г. и структуры музея в феврале 1921 г. можно обратить внимание на появление Технического отдела. Фактически это был новый отдел, задачей которого являлось освещение вопросов об обеспечении городов: 1) энергией для производства и транспортом для перевозки сырья и продуктов производства и 2) специальными устройствами для оказания населению города общественных услуг и транспортом для перевозки населения по территории города. Однако функционировать этот отдел начал только в конце 1927 г.

Серьезные изменения произошли в структуре библиотеки. Дело в том, что в состав Музея была включена Фундаментальная библиотека отдела градостроительства, которую было решено объединить с музейной библиотекой (туда допускались все граждане, но на дом книги выдавались только сотрудникам музея). В 1921-1923 гг. она именовалась Фундаментальной библиотекой, а в 1924 г. она вошла в состав созданного Библиотечно-информационного отдела. В состав этого отдела, помимо библиотеки, входили Секция организации коммунального хозяйства и Научно-справочное бюро, собиравшее справочный материал по вопросам коммунального хозяйства СССР, Западной Европы и Америки консультирует как по вопросам теоретическим, так и по практическим касающимся организации коммунального хозяйства на местах.

Кроме того, самостоятельным подразделением являлся Отдел Внутреннего Убранства жилья, расположенный в бывшем особняке графини Карловой (набережная Фонтанки, д. 46), который был включен в состав Музея Города в марте 1919 г. Эта секция организационно была включена в состав Архитектурного отдела, но в то же время состояла на хозрасчете, причем бюджет его составлялся из суммы входной платы, получаемой от посетителей Отдела, а также из сумм, получаемых от квартплаты сдававшихся 5 квартир. Для посетителей эта экспозиция была открыта в 1924 г.

Однако уже к 1923 году структура несколько изменилась:
1) Организации коммунального хозяйства (при нем справочное бюро);
2) Социально-Экономический;
3) Коммунальной и Социальной гигиены;
4) Технический;
5) Архитектуры Города;
6) Искусства в жизни города;
7) Коммунального просвещения (отдел просвещения в жизни Города);
8) Музей «Старый Петербург».
9) Фундаментальная библиотека.

Кроме того, летом 1923 г. в состав отдела Коммунальной и социальной гигиены был переведен с территории городских боен Мясной музей.

ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.
Шпиллер Р.И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 152.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.
Шпиллер Р.И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 151.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
Там же. Л. 12.
Впервые мысль о создании такого подразделения была высказана в середине октября после доклада З.Г. Френкеля о финляндском бюро городов. (ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 31; Д. 7. Л. 44 об. - 45.). А в Музее Города Бюро городов создано 18 ноября 1918 г. - ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 36; Д. 7. Л. 65 об. - 66.
Музей Города к Октябрю 1927 г. Л., 1928. С. 36-37.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 8.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 175.
На заседании Рабочей Комиссии 10 октября Было рассмотрено заявление З.Г. Френкеля о финляндском Бюро Городов, после чего Л. А. Ильин предложил создать аналогичное Бюро в Музее Города - ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 31; Д. 7. Л. 44 об. - 45.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 12. Л. 8.
Выставка была открыта 26 января 1919 г., а за первые два месяца ее посетило 6118 человек - ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 100-101.
Там же. Л. 157.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 27. Л. 66.
Музей Города к Октябрю 1927 г. Л., 1928. С. 35.
Там же.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 5. Л. 4 ОБ.
Там же. Л. 5 об.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 17. Л. 9.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 15. Л. 20.
Музей Города к Октябрю 1917 года. Л., 1928. С. 54.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 63.
Журнал заседания Рабочей Коллегии Музея Города 13 января 1919 г. // ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Л. 4.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 67.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 29; Д. 9. Л. 1.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 17. Л. 13.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 212.
Там же. Д. 23. Л 27 об.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 89.
Журнал заседания Рабочей Коллегии Музея Города 13 января 1919 г. // ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Л. 3. Интересно, что в апреле 1929 г. Г. Ятманов был назначен директором Музея Города, правда, находился на этом посту недолго. - Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 40. Л. 50.
Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб., 2000. С. 14.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 38. Л. 6 об.
Там же. Л. 23.
В этой связи можно отметить и один интересный факт - в январе 1919 г. Виктор Владимирович читал в Музее Города лекции по статистике и уже тогда имел некоторое представление о состоянии дел в этом учреждении - Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 7. Л. 5.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 38. Л. 25.
Там же. Д. 9. Л. 53.
Там же. Д. 3. Л. 25.
Там же. Д. 32. Л. 8-9.
В состав комиссии вошли М.П. Капица, В.Я. Курбатов, З.Г. Френкель; М.П. Рославлев, В.В. Степанов, А.Д. Шмидт.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 32. Л. 12-13.
Там же. Л. 16 об.
Там же. Л. 17-19.
Там же. Л. 21.
Там же. Д. 69. Л. 3.
Там же. Д. 34. Л. 1.
Там же. Д. 4. Л. 1-2.
Там же. Д. 3. Л. 6.
Журнал заседания Совета Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. 2 февраля 1922 г. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 123. Л. 1.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 24.
Музей Города к Октябрю… С. 54.
ЦГА СПб. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 200. Л. 109.
Музей. Т. 1. 1923 г. С. 71.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 42.
ЦГА СПб. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 201. Л. 1.
ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 341. Л. 1.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 37. Л. 5.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 156. Л. 39.
ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 42; Ленинградская правда. 1924. № 239. 18 октября. С. 6.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 6; Музей. 1923. Т. 1. С. 71.
Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 7.
Вопросы коммунального хозяйства. 1928. № 10. С. 105.
Конрад-Яворский А. Музей Города приближается к производству // Вопросы Коммунального хозяйства. 1930. № 5. С. 65.
Шпиллер Р. И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 156.

Организационно - правовая форма музея это: Муниципальное бюджетное учреждение культуры (таблица 1.)

Таблица 1. Характеристика организационно-правовой формы

Организационно-правовая форма

Вид членства ограничение

Документы регистрации

управление

Плюсы и минусы

Муниципальное бюджетное учреждение

Участником учреждения является его Учредитель -- уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Данный тип унитарного предприятия основан на праве хозяйственного ведения.

Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления

Все решения по управлению учреждения принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества

Условия использования прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителем

Предприятие может получать помощь со стороны государства или органа местного самоуправления Однако, руководство и другие работники учреждения не будут в достаточной мере заинтересованы в эффективной работе. МБУ, как правило, не способны конкурировать с частными предприятиями

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» действует в соответствии с основами законодательства РФ о культуре, кодексом законов о труде и другими законодательными актами РФ, регионального и местного значения, и на основании Устава.

Коллектив музея каждый год в правиле внутреннего распорядка ставит личную роспись.

Также строго должна соблюдаться должностная инструкция работника (Приложение 1)

Музей является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и наименованием вышестоящей организации Комитета по культуре и искусству ЗГО, бланки, фирменную символику. Все бухгалтерские дела ведет централизованная бухгалтерия Комитета по культуре и искусству ЗГО.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» является научно-просветительным и научно-исследовательским учреждением культуры, основным хранилищем памятников отечественной истории, материальной и духовной культуры, связанной с историей и природой края.

В области научно-исследовательской работы:

Изучает природу, процессы экономического, политического и культурного развития края с древних времен до наших дней;

Изучает фонды музея, являющиеся одним из первоисточников знаний о крае, устанавливает их научную и художественную ценность;

В целях всестороннего изучения края и создания экспозиции осуществляет научное комплектование фондов.

Итоги научно-исследовательской работы используются в первую очередь для повышения научного качества экспозиции являющейся одной из форм публикации музейных материалов и научных достижений музей, а также для улучшения содержания научно-просветительной работы.

В области научно-просветительной работы: краеведческий музей на базе своих коллекций, экспозиций, выставок ведет массовую научно-просветительную работу содержание и формы, которой определяются профилем музея.

Музей проводит лекции, экскурсии, фольклорные праздники, викторины, классные часы, праздничные вечера, аукционы.

В целях популяризации своей деятельности музей распространяет афиши, листовки, плакаты, тематики лекций и экскурсии.

Деятельность музея финансируется Комитетом по культуре и искусству из бюджета в соответствии с установленными нормативами.

Кроме того, музей имеет право оказывать платные услуги:

Проводить ярмарки и выставки продажи;

Организовывать работу художественного салона;

Вести фотографирование посетителей на фоне экспозиций и с экспонатами;

Оказывать услуги по копированию экспонатов и других материалов;

Устраивать передвижные выставки;

Осуществлять издательскую деятельность;

Организовывать коммерческие выставки на площадях, принадлежащих музею.

Деятельность МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» включает в себя три основных направления. Фондовая работа заключается в сборе, описании, хранении экспонатов. Научно-исследовательская предполагает научное изучение различного материала. Просветительская работа, в отличие от вышеперечисленных, носит ярко выраженный экстравертный характер.

В МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» на данный момент работают пять отделов:

Отдел фондов;

Научно-просветительный отдел;

Отдел истории;

Отдел природы.

Художественный отдел.

Отдел фондов занимается сбором, хранением, пополнением коллекции экспонатов музея. Отдел истории занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной рабой по истории края. Отдел природы занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной работой по направлениям: география, экология, зоология, геология, и др. Сотрудники художественного отдела разрабатывают лекции, экскурсии художественно-эстетический направленности.

Задачами научно-просветительного отдела являются организация и проведение мероприятий, проведение лекций, экскурсий. А также, написание статей в газеты ЗГО и подготовка материалов для телевизионных репортажей. Кроме того сотрудниками научно-просветительного отдела проводятся рекламные и РR-акции по привлечению посетителей в музей, по проведению мероприятий для образовательных учреждений округа, организация встреч, конференций, круглых столов и др.

Общее количество сотрудников музея на момент прохождения практики составляет 54 человека. Из них 21 - научных сотрудников, 23 - технического персонала, 10 - смотрителей.

На рисунке 2. представлена структура управления предприятием

Рис. 2.

1. 2.2 Система управления музея

финансовый отчетность краеведческий музей

Техническая оснащенность музея

Оснащенность оборудованием

Планирование

Исполнители

Создание условий

для организации

учебно-воспитательной работы

Подготовка кабинетов к новому учебному году.

Косметический ремонт учебных кабинетов

Администрация

Организация воспитательной деятельности

Тарификация кружков на базе МБУК

Сдача отчетов по форме

Развитие платных услуг

Организация экскурсий (инвалиды, сироты)

Проверка посещений выставок школьниками

Проведение инструктажа по технике безопасности

План график экскурсий на первое полугодие

Проведение аттестации экскурсоводов

В теч года

В теч год

В теч год

В теч год

Сентябрь 2013

Август 2013

Администрация

Администрация

администрация

Нормативно - правовое обеспечение

Внесение изменений и дополнений:

Правила внутреннего распорядка.

Положение о премии и надбавках.

Должностные инструкции работников учреждения.

Разработка локальных актов и положений:

Положение о сайте учреждения;

Правила использования сети Интернет;

Июнь - август 2013

Август ноябрь 2013

Администрация

директор

Организация культурно-массовой деятельности

Организация участия обучающихся в муниципальных, краевых, международных конкурсах.

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий с обучающимися

В течении года

Организация деятельности по повышению профессионального мастерства

Формирование списка слушателей курсов повышения квалификации на 2013-2014 учебный год.

Октябрь 2013

Директор

Аттестация работников

Анализ принятых документов на аттестацию 2012-2013 учебный год.

Курсы по ИКТ (информационно-компьютерные технологии).

Подготовка предварительного списка аттестующихся на 2013-2014 учебный год.

Апрель 2014

Административно-тематические совещания.

Совещание при директоре

Об итогах комплектования.

Сентябрь - декабрь 2013

Директор

Организационно-управленческая схема сдаче нормативных, аналитических и статистических материалов

Сдача информационных отчетов.

Сдача статистических отчетов по форме на базе данных по комплектованию.

Аналитическая справка по итогам полугодия

директор

директор

Мероприятия по охране жизни и здоровья, техника безопасности

Санитарно-гигиеническое состояние учреждения, световой, питьевой, воздушный режимы кабинетов и режим занятий;

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию: здоровьесберегающий анализ расписания, предотвращение перегрузки занятиями, профилактика зрения (проведение гимнастики для глаз, физкультминутки).

Департамент по делам культуры и архивного дела Ульяновской области

Государственное учреждение культуры

«Ульяновский областной краеведческий музей им. »

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ульяновск

2009 г .

I . ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Музеи Российской Федерации подразделяются на государственные (федеральные, областные) и негосударственные (муниципальные, ведомственные , частные). Негосударственные музеи действуют на основании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (от 01.01.2001 г. № 000-1), Федеральных законов «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (от 01.01.2001 г. № 54-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления » (от 01.01.2001 г.), нормативных актов Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области. Музейные предметы и коллекции негосударственных музеев Ульяновской области составляют негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации.

Негосударственный музей организуется в целях собирания, хранения, изучения и публичного представления, осуществления просветительной, образовательной и воспитательной деятельности в целях содействия всестороннему развитию личности и пропаганды краеведческих знаний.

Учредителем негосударственного музея является юридическое лицо (администрация муниципального образования , отдел по делам культуры и организации досуга населения муниципального образования, предприятие, учреждение и т. п.). В нормативном документе, на основе которого работает юридическое лицо (Устав, Положение, иные) должен быть пункт о создании музея и музейной деятельности. Учредительным документом музея выступает приказ руководителя юридического лица о его организации с указанием цели организации создания музея, его функций и видов деятельности , назначением ответственного лица как руководителя музея.


Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность негосударственных музеев, являются: для муниципальных и частных – Устав музея; для ведомственных – документ, на основании которого действует юридическое лицо, при котором создаётся музей (Устав, Положение, иные). Локальный нормативно-правовой акт негосударственных музеев всех видов – Положение о музее, утверждённое учредителем и согласованное директором Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области.

Объективные условия для создания и функционирования негосударственного музея :

· музейный штат (возможно – работающий на общественных началах);

· собранные и зарегистрированные в книге поступлений (инвентарной книге) музейные предметы;

· помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

· музейная экспозиция;

· Устав и Положение о музее.

Учёт, регистрацию и паспортизацию негосударственных музеев (кроме школьных музеев и краеведческих комнат) Ульяновской области осуществляет государственное учреждение культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. » - методический центр для всех негосударственных музеев Ульяновской области (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, д. 3/4, телефон: (8422), ; электронная почта uokm@ mail. ru ).

Вопрос о реорганизации или ликвидации музея решается его учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».


В случае ликвидации негосударственного музея его коллекция передаётся в государственные музеи Ульяновской области. Вопрос о передаче коллекции решается учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».

II . КРАЕВЕДЧЕСКИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. КРАТКИЙ ОБЗОР. ФУНКЦИИ

Музей краеведческого профиля – наиболее традиционный вид негосударственных музеев. Именно такие музеи составляют большую часть (51 %) всех негосударственных музеев Ульяновской области. К ним относятся, в частности: почти все районные музеи, в том числе муниципальные – Димитровградский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сурский, а также ведомственные – Кузоватовский, Николаевский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский. Муниципальный музей Карсунского района является художественно-краеведческим, однако и в нём центральное место отведено историко-краеведческой экспозиции. Краеведческий профиль имеют также ведомственные музеи отдельных населённых пунктов – г. Барыш, р. п. Мулловка, пгт. Новая Майна, п. Новосёлки Мелекесского района, сёл Елховое Озеро, Новые, Средние и Нижние Тимерсяны Цильнинского района. Сельские музеи Цильнинского района создавались в е гг. как музеи боевой и трудовой славы колхозов «Волга», «Гигант», «Дружба», «Память Куйбышева». Социально-экономические преобразования, свершившиеся в стране, и изменившиеся запросы аудитории привели к определённой трансформации профиля данных музеев. Наиболее оптимальным явилось их становление в качестве историко-краеведческих сельских музеев, поскольку история тех или иных коллективных хозяйств и судьбы тружеников в старых экспозициях логично связывались с историей конкретного населённого пункта.

Основными функциями музеев краеведческого профиля являются:

· собирание, сохранение, изучение предметов истории, культуры и природы края;

· осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, образованию и просвещению населения Ульяновской области и иногородних посетителей;

· организация научно-просветительной, научно-собирательской, научно-экспозиционной, методической, информационный и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

· всестороннее развитие личности, воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

Краеведческий музей оказывается наиболее востребованным и эффективным в плане формирования общинной целостности и самоидентификации населения. Этому способствует широкий охват тем, предоставляемый музеем краеведческого профиля. Данный музей способен отразить весь комплекс возможных взаимоотношений человека с природой, историей, культурой, сегодняшним днём родного края.

В соответствии с целями и функциями музея краеведческого профиля общая структура экспозиции предполагает наличие разделов, посвящённых природе населённого пункта, его заселению, быту коренных жителей и их этническому своеобразию, ключевым этапам истории края (через призму общероссийских исторических процессов), развитию промышленности, культуры, науки, современному периоду в истории поселения. Построение экспозиции на конкретном краеведческом материале подразумевает включение в экспозицию фрагментов, повествующих о замечательных уроженцах данного населённого пункта, градообразующих предприятиях, образовательных, медицинских, культурных учреждениях и т. д.


III . НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Создание экспозиции – один из важнейших и наиболее ответственных этапов деятельности музея, в котором одновременно осуществляются все функции музея и участвуют все его создатели – экспозиционер, собиратель, хранитель, художник. Данный этап предполагает проведение большого объёма работ, связанных с приспособлением помещения под музей. От чёткого взаимодействия перечисленных лиц зависит конечный результат.

На этапе создания экспозиции многие виды работ (научное комплектование фондов, разработка структуры экспозиции, проектные и ремонтные работы) ведутся параллельно.

Создание экспозиции предусматривает следующие этапы работы :

· Разработка концепции (замысла) экспозиции

Концепция должна учитывать все предполагаемые виды деятельности музея, приемы и способы экспонирования, использование аудиовизуальной техники, интерактивные и инновационные методы работы с посетителями и т. п.

Большую роль при разработке концепции экспозиции музея играют запросы учредителя, задачи, которые он ставит перед экспозиционером.

· Составление тематической структуры

Исходя из экспозиционного замысла и коллекции, разрабатывается тематическая структура, т. е. набрасывается примерный перечень тем, которые будут раскрываться в экспозиции.

В соответствии с тематической структурой начинается отбор экспозиционных материалов, составляется план пополнения недостающих предметов, предполагается источник их нахождения.

· Составление тематико-экспозиционного плана

По мере завершения предыдущего этапа пишется тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Структура ТЭП

п/п

Раздел,

тема, подтема, комплекс

Подлинник / копия

Наименование экспоната

Размер

Место хранения

Примечания

В процессе его написания отрабатываются ведущие тексты, аннотации, этикетки.

· Разработка проекта архитектурно-художественного решения и рабочих чертежей оборудования

На основе ТЭП, визуального знакомства с помещением и коллекцией, с учетом основного замысла и концепции музея в целом художник приступает к работе над проектом архитектурно-художественного решения, экспозиционным дизайном экспозиции.

После утверждения проекта разрабатываются рабочие чертежи оборудования и размещается заказ на его изготовление.

· Составление сметы

Смета создания экспозиции должна включать все расходы по ремонту или переоборудованию музейного помещения, созданию оборудования, подготовке и монтажу экспозиционных материалов, оплату работы художника-оформителя. В смету закладываются налоговые вычеты и расходы, связанные с возможной инфляцией. В случае софинансирования суммы, вложенные каждым из финансовых партнёров, указываются в отдельных графах.

· Составление чертежа-графика размещения материалов

По рабочим чертежам экспозиционер производит окончательный отбор материала и строит масштабный график его размещения.

В соответствии с проектом производится ремонт помещения и подготовка его к размещению экспозиции (охрана, затемнение окон, монтаж электрооборудования и т. д.).

· Изготовление оборудования

· Монтаж оборудования

· Подготовка экспонатуры включает изготовление макетов, диорам, видео роликов, фото и ксерокопий и т. д., прорабатываются способы экспонирования, обеспечивающие полную физическую сохранность музейным предметам.

· Монтаж экспозиции

Внешний вид музея, сила его воздействия на посетителей зависит не только от ценности коллекции, но и от умения художника найти и воплотить соответствующий концепции образ. Сегодняшний посетитель отдает предпочтение динамичным экспозициям, не навязывающим определенную точку зрения, оставляющим простор для воображения и собственных выводов. Время музеев – кунсткамер и экспозиций, скользящих по поверхности, но не позволяющих заглянуть вглубь явления или процесса уже прошло. Именно поэтому сегодня все больше допускаются в экспозицию копии, всякого рода реконструкции, словом, все то, что позволит максимально исследовать предмет во всех его взаимосвязях, во времени и пространстве.

IV . СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Концепция экспозиции представляет собой самый общий, принципиальный, взгляд на экспозицию будущего музея и формы работы музея с населением. Формулируя концепцию, создатели музея решают, какими экспозиционными способами будут достигнуты поставленные задачи, исходя из специфики музейного языка – изложение темы посредством вещевого материала.

Опираясь на наличествующую коллекцию и руководствуясь поставленными задачами, экспозиционер разрабатывает структуру экспозиции.


Составляющие структуры экспозиции находятся в следующей строгой логической подчинённости:

отделы

(природы, истории, современности края)

разделы

(геология, палеонтология, животный и растительный мир и т. д.)

темы

|

подтемы

(раскрывают конкретные вопросы экспозиции)

Общая структура экспозиции краеведческого музея:

I. Отдел природы края (района, населённого пункта)

Разделы :

Учёные-исследователи края

Физико-географическая характеристика, рельеф территории

Геология и природные ископаемые

Палеонтологическое прошлое

Разнообразие ландшафтов, животный и растительный мир

Особоохраняемые природные территории (заказники, памятники природы регионального и местного значения)

Животные и растения, занесённые в Красную книгу

Экологические проблемы и пути их решения (состояние и охрана водных и земельных ресурсов , атмосферного воздуха, животного и растительного мира)

II. Отдел истории края (населённого пункта)

Разделы:

1. Археология

Темы :

§ Эпоха камня (100 тыс. лет назад – 8-6 тыс. лет назад)

§ Эпоха бронзы (II тыс. до н. э)

§ Ранний железный век (нач. I тыс. до н. э. – IV в. н. э)

§ Средневековье (V – XVII в. н. э.)

2. История поселения в дореволюционный период

Темы:

§ Основание поселения

§ Этническая история поселения

§ Социально-экономическая и политическая история

Подтемы:

Основные занятия населения

Духовная культура (религия)

Народное образование

Здравоохранение

Культура

Классовая борьба

3. История населённого пункта в советский период

(гг.)

Темы:

§ Установление Советской власти

§ Гражданская война

§ Мероприятия Советской власти

§ Годы первых пятилеток – осуществление коллективизации, индустриализации и культурной революции

§ Земляки на фронтах и в тылу Великой отечественной войны

§ Восстановление народного хозяйства в послевоенный период

§ Поселение в е гг.

§ Земляки – участники локальных боевых конфликтов

§ Поселение в период перестройки и распада Советского Союза

III. Отдел современности

Тема:

§ Поселение в е гг.

Подтемы:

Новые организационно-правовые формы существования поселения (смена форм собственности, реформа местного самоуправления)

Участие поселения в национальных проектах Российской Федерации

Восстановление утраченных духовных и культурных традиций

Введение той или иной темы в структуру экспозиции и полнота её раскрытия напрямую зависят от имеющейся в распоряжении экспозиционера музейной коллекции. Недостающие материалы пополняются в ходе собирательской работы. В случае отсутствия возможности сбора подлинных материалов экспозиционер должен прибегнуть к приёмам реконструкции того или иного предмета (создание макетов, муляжей, изготовление «новоделов» (предметов быта, одежды, орудий труда и проч.) на строгой документальной основе).

В качестве примера рассмотрим тему «Земляки на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны».

Одним из удачных способов раскрытия темы является отражение этапов Великой Отечественной войны через судьбы её участников-уроженцев поселения путём демонстрации комплексов материалов (фотографии, награды, наградные документы, письма, обмундирование, трофеи и т. д.) конкретных людей.


Достаточно трудным представляется отражение подтемы жизни и работы населения в тылу в силу малочисленности вещественного материала этого периода. Поэтому в каждом конкретном случае экспозиционер должен решить, каким образом он отразит тему. Так или иначе, экспозиционер должен найти возможность показать вклад тружеников тыла в Победу.

Отдельными подтемами могут стать – «Дети войны», «Увековечивание подвига советского народа в Великой Отечественной войне».

V . НАУЧНОЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Сущность комплектования состоит в отборе и включении в музейный фонд предметов, подтверждающих, документирующих важнейшие события, факты, явления в истории развития природы, общества, экономики, науки, культуры данного населённого пункта. Для того, чтобы комплектование фондов было научно обоснованным, лишенным какой-либо стихийности, разрабатывается концепция комплектования, в которой излагается предмет комплектования, основные направления и темы, принцип отбора, конкретная методика.

В комплектовании фондов основополагающим является принцип историзма , требующий смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории или объект возникли, какие главные этапы в своем развитии прошли.

Развитие многих предметов быта, одежды, промыслов и т. д. можно раскрыть, создавая систематические коллекции .

Помимо систематических коллекций музей занимается ещё и тематическим комплектованием , которое предполагает комплектование всех типов источников (вещевых, письменных, кино-, фото-, фоно - материалов), документирующих какой-либо процесс, явление, факт в истории развития.

Изложение и обоснование основных направлений и тем комплектования – важнейшая часть обще музейной концепции. В случае, если таковая отсутствует, темы комплектование должны быть обязательно определены и подчинены структуре основной экспозиции.

Независимо от принципов, которые будут положены в основу комплектования коллекции, общими критериями для всех типов источников будут:

· информативность (свойство предмета отражать какой-то факт, событие в историческом процессе, т. е. давать информацию, быть источником знаний);

· репрезентативность (предполагает хорошую сохранность предмета),

· экспрессивность (способность предмета вызывать эмоции).

Для успешного осуществления комплектования фондов музея необходимо иметь перспективный и годовой план работы, который разрабатывается по определенной форме и для каждой темы в отдельности.

План комплектования фондов (структура)

Подтема

Круг вопросов (имена, события, факты)

Консультации по обоснованию вопросов

Места и источники комплектования

Пути комплектования

Предполагаемый круг предметов музейного назначения

Сроки

Исполнитель

Примечания

VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краеведческий музей – не только хранилище материальной культуры того или иного сообщества, но, прежде всего, один из основных институтов, обеспечивающих трансляцию общественных целей и духовно-нравственных ценностей.

Негосударственный музей исконно является не только местом накопления духовного наследия народа, но и местом реализации его разностороннего творческого потенциала. Другими словами, именно негосударственные музеи берут на себя роль «клубов» в изначальном смысле этого слова. Музеи сосредотачивают вокруг себя народную «творческую элиту» , поэтов, мастеров народных промыслов, объединяют фольклорные коллективы, общества филателистов , цветоводов и т. д., охватывая при этом все возрастные и социальные группы населения. Так, в Ульяновской области многие годы существовали объединение художников «Надежда» при Сенгилеевском историко-краеведческом музее, чувашский фольклорный ансамбль при Народном музее боевой и трудовой славы колхоза «Память Куйбышева»; в настоящее время при Новоспасском районном краеведческом музее действуют кружки «Краевед» (для взрослого населения), «Поиск» (для детской и подростковой аудитории), при Сурском районном историко-краеведческом музее – поэтический клуб «Возрождение», при Николаевском районном историко-краеведческом музее – поисковый клуб «Истоки»; среди новых объединений – «Клуб молодой семьи» и Женский клуб «Вера. Надежда. Любовь» при Карсунском художественно-краеведческом музее.

Организация массово-просветительной деятельности выступает обязательным направлением работы любого (в том числе государственного) музея, однако в негосударственном музее она приобретает основополагающее значение. Актуальный призыв к государственным музеям «выйти навстречу широкой публике» давно и успешно реализуется в негосударственных историко-краеведческих музеях, поскольку является негласным принципом их существования. Решая проблему культурного досуга населения, музей способствует формированию нравственно и физически здорового молодого поколения, приобщает его к активному освоению культурного наследия страны.

Одной из задач менеджмента в сфере культуры выступает разработка эффективной организационной структуры управления. С начала 1990-х гг. организационная структура управления российских организаций культуры претерпела значительные изменения. Рассмотрим эти изменения на примере музеев.
Большинство российских музеев в начале 1990-х гг. имело линейно-функциональную структуру управления.
Построенная на принципе единоначалия, организационная структура объединяла несколько функциональных направлений. Так, в Государственном Эрмитаже на верхнем уровне управления линейно-функциональной структуры

находился директор, контролирующий пять функциональных направлений, закрепленных за заместителями директора (научное, кадровое, финансово-плановое и административно-хозяйственное, капитальное строительство и реконструкции, хранение и контроль за сохранностью ценностей (рис. 10). В Государственной Третьяковской Галерее в подчинении генерального директора состояли шесть заместителей (по научной работе, экономическим вопросам, строительству, хранению, техническим и административно-хозяйственным вопросам) (рис. 11).
Линейно-функциональная структура управления исследуемых музеев вполне соответствовала особенностям их функционирования на тот момент. Музеи, находившиеся на полном государственном обеспечении, ориентировались исключительно на реализацию министерских программ и мероприятий, дающих дополнительное государственное финансирование. Однако, с 1992 г. музеи столкнулись с существенными изменениями: их бюджетное финансирование сократилось на 30-50%, число государственных программ значительно уменьшилось. В результате, перед музеями остро встали финансовые и организационные проблемы. Так, размеры финансового дефицита музеев в некоторых случаях достигали половины годового бюджета, музеи с трудом покрывали свои текущие расходы, число временных и выездных выставок существенно сократилось и др.
Кризисное положение музеев, в свою очередь, потребовало существенных изменений в стратегии их функционирования. Музеи стали ориентироваться на привлечение внебюджетных исто чников финансирования, развитие новых направлений деятельности, таких как маркетинг, предпринимательство и т. д. Однако реализация новой стратегии стала приводить к усложнению координации деятельности, что потребовало изменений в существующей организационной структуре управления. В результате, с 1994 г. в музеях четко прослеживается тенденция к преобразованию линейно-функциональной структуры управления.
Преобразования линейно-функциональной структуры управления в российских музеях можно сгруппировать по двум направлениям.
Первое. В связи с появлением новых направлений деятельности в организационную структуру вводятся

дополнительные посты заместителей директора и подчиняющиеся им отделы. В Государственном Эрмитаже в 1994 г. выделилось в отдельное направление деятельность по развитию музея, курируемая новым заместителем директора по развитию. Данное направление специализируется на разработке и привлечении внебюджетных источников финансирования, связям с общественностью, работе с посетителями и т. д. В соответствии с этим в подчинение заместителя директора были введены новые структуры, такие как пресс-служба, отдел развития, служба гостеприимства и др. (см. рис. 12).
Второе. В структуре управления получают распространение небольшие проектные подструктуры, отвечающие за реализацию конкретных программ, и координируемые высшим руководством музея. Состав временной проектной группы насчитывает от десяти до двадцати специалистов различных отделов, которые одновременно подчиняются руководителю проекта и своему непосредственному начальнику отдела. Принцип двойного подчинения, характерный признак проектной структуры, отчетливо прослеживается в новой организационной структуре. В качестве одного из примеров проектных групп выступает проектная группа Третьяковской Галереи, организованная в 1997 г. для создания филиала музея на Крымском Валу. В ее состав вошли двадцать восемь сотрудников разных отделов — планового, технического, капитального строительства, развития, научных и др. (см. рис. 13).
Рост числа проектных групп в музее потребовал координации их работы, что привело к созданию проектного штаба. Проектный штаб представляет специально созданное управленческое звено при директоре музея, несущее ответственность за управление проектами. В состав проектного штаба входят руководители проектов, численность которых является не постоянной величиной, а зависит от количества реализуемых проектов в музее. Руководители проектов полностью отвечают за выполнение того или иного проекта и согласуют общие организационные вопросы с директором музея. Так, в настоящее время проектный штаб Эрмитажа, созданный в 1997 г., состоит из трех специалистов — консультанта Британского Фонда «Мемориал» К. Филиппе, ведущего специалиста датской инженерно-консультационной фирмы «Нирас» С. Фокс и российского менеджера В. Зуева.Филиппе руководит проектами модернизации главного входа в музей и реконструкции левого крыла здания Главного Штаба, Фокс возглавляет российско-датский проект по реконструкции систем отопления музея, а Зуев отвечает за реализацию проекта строительства Фондохранилища Эрмитажа в районе Старой Деревни. В состав проектных групп, подчиняющихся проектному штабу, входят специалисты внутренних служб музея, таких как отдела капитального строительства, службы главного инженера, отдела главного механика, отдела развития и др. (см. рис. 12).
Рассмотренные преобразования линейно-функциональной структуры управления музеев ведут к созданию некой новой структуры. Как видно из рис. 5.1.3 и 5.1.4 эта структура отличается наличием проектных групп, которые подчиняются проектному штабу. Новая структура позволила российским музеям достаточно успешно решить проблемы координации рабочих процессов.
Во-первых, новая структура повысила скорость выполнения капитальных работ за счет созданных проектных групп. Если в начале 1990-х гг. в исследуемых музеях за год реализовывалось не более одного капитального проекта, то во второй половине 1990-х гг. число капитальных проектов, реализуемых за год, увеличилось до трех-пяти проектов. К примеру, в Эрмитаже до введения новой структуры в течении нескольких лет поэтапно реализовывался проект создания Фондохранилища музея, а в настоящее время, как упоминалось выше, одновременно выполняются три крупномасштабных капитальных проекта.
Во-вторых, за счет введения подразделений, ответственных заразвитие новых направлений деятельности, усилилась специализация работы музеев. Это проявилось в росте ряда показателей работы музеев — существенно возросли доходы от коммерческих операций музеев, объемы привлеченных источников финансирования. Если в начале 1990-х гг. доля привлеченных средств и доходов от предпринимательской деятельности в бюджете анализируемых музеев была приближена к нулю, то во второй половине 1990-х гг. в сумме она составляла до 50% всех источников финансирования. К примеру, в Третьяковской галерее в 1991 г. привлеченные и коммерческие доходы практически отсутствовали в структуре поступлений музея. В 2002 г. эти доходы составили 39% бюджета Галереи.
Однако, постепенно по мере роста музеев перед ними встала задача усиления организационного контроля. Кроме того, диверсификация деятельности музеев и рост числа функций в организационной структуре поставили перед музеями задачи сбалансированного развития коммерческих и некоммерческих направлений работы. Новая структура оказалась не в состоянии решить возникшие задачи, что привело к возникновению организационных конфликтов в музеях.
Во-первых, функционирование проектного штаба стало вносить большую неопределенность в работу музея и усложнять управленческие процессы. Введение проектного штаба не сопровождалось четкой разработкой его должностных обязанностей, что повлекло за собой неясности в вопросах подчинения и контроля. В частности, не были определены взаимоотношения директора и руководителей проектов, руководителей проектов и проектных групп, а также отношения руководителей проектов между собой. Неформально проектный штаб наделялся большой властью, что стало приводить к организационным конфликтам. Сотрудники среднего управленческого звена крайне скептически относились к отвлечению своих подчиненных для работы в проектных группах.
Во-вторых, активное развитие коммерческих и некоммерческих видов деятельности привело к ослаблению координации управления в музее. Различные отделы в ущерб общей политики музея стали преследовать свои собственные цели и задачи, что стало снижать преимущества действующей структуры управления.
Возникшие организационные проблемы потребовали от музеев дальнейших преобразований в организационной структуре. Для определения тенденций развития организационной структуры музеев большой интерес представляет зарубежный опыт, в частности, опыт Метрополитен Музея.
С конца 1970-х гг. перед Метрополитен так же, как и перед российскими музеями, крайне остро стояли вопросы преобразования существующей организационной структуры, обусловленные сменой стратегии музея. Метрополитен был вынужден перейти от привлечения государственного финансирования к поиску новых источников доходов, а также усилению системы контроля в музее. Смена стратегии Метрополитен была обусловлена финансовыми и организационными проблемами. Финансовый дефицит, по словам американского корреспондента М. Бейли, был вызван сокращением субсидий местных органов власти и безуспешными попытками музея в получении грантов благотворительных фондов. Организационные проблемы были связаны со слабой координацией капитальных музейных работ — в 1970-е гг. Метрополитен начал реализацию пяти крупных и семи средних капитальных программ.
На тот момент структура управления музеем относилась к линейно-функциональному типу (см. рис. 14). Во главе организации стоял директор, в подчинении которого находились три заместителя по выставочной, образовательной, финансовой и административно-хозяйственной работе. В результате произошедших изменений линейнофункциональная структура управления Метрополитена стала неэффективной в реализации новых задач музея. Это, прежде всего, проявилось в чрезмерной должностной нагрузке директора музея. В круг обязанностей директора входили задачи управления коллекциями, руководство научно-исследовательскими и образовательными программами, внутренние и международные связи, а также финансовые, маркетинговые и административные вопросы.
В данном случае проблема состояла не только в поиске специалиста, который совмещал бы в себе такие разносторонние интересы, но и в том, что полноценное выполнение всех указанных обязанностей физически не под силу одному человеку.

Рис. 15. Современная организационная структура управления Метрополитен Музеем

Неэффективность линейно-функциональной структуры в новых условиях заставила Метрополитен перейти к другой структуре управления, разработанной с помощью консультационной фирмы «МакКинзи». Главной особенностью новой структуры является то, что наряду с директором музея появляется должность президента. Президент, дополнительное управленческое звено на высшем уровне организационной структуры, наделяется ответственностью за ряд направлений деятельности (рис. 15).
В полномочия президента входят финансовое планирование, проектный менеджмент, связи с общественностью и т. д., тогда как директор отвечает за основные направления деятельности, такие как выставочная, образовательная и административная работа. С введением должности президента выделяются отдельные направления деятельности, которые раньше входили в финансовую, административно-хозяйственную функции и контролировались одним из заместителей директора. В подчинении президента находятся пять структурных единиц — вице-президент по финансам, развитию, связям с общественностью, коммерции и хозяйственной деятельности.
Данные нововведения свидетельствуют о появлении нового типа организационной структуры музея, который можно назвать параллельным. Он основывается на разделении власти на высшем уровне управления по функциональному принципу. Директор и президент несут полную ответственность за строго определенные направления деятельности и обладают равными полномочиями в решении общих управленческих вопросов. Они совместно определяют стратегию развития организации, осуществляют различные виды планирования и т. д. Назначение и снятие директора и президента, а также функции разрешения споров между ними выполняет Совет попечителей музея. В результате, параллельная структура отличается усилением не только специализации, но и общего контроля в системе управления. Преимущества параллельной структуры отчетливо прослеживаются на примере Метрополитен. Новая структура управления позволила музею достичь ряд положительных результатов.
Во-первых, на более высокий уровень поднялся финансовый менеджмент музея, что, по словам президента Метрополитена P. Л. Хитча, «позволило увеличить доходы музея за 1978-1983 гг. с 132 млн. амер. долл. до 178 млн. амер. долл.»
Во-вторых, согласно Хитчу, в структуре финансирования музея доля привлеченных и коммерческих доходов увеличилась за период 1978-1983 гг. с 26% до 43%. Это стало возможным за счет развития таких направлений деятельности, как маркетинг, фандрейзинг, предпринимательство, находящихся в подчинении отдельных вице-пре- зидентов по развитию и коммерции.
Пример Метрополитен Музея не является единственным. Параллельная организационная структура управления получила распространение не только в США, но и в других странах. Так в Великобритании заслуживает внимания опыт другого крупнейшего музея мира — Британского Музея. По объему и значимости коллекций, а также численности посетителей и занятого персонала Британский Музей стоит в одном ряду с Метрополитен Музеем и Государственным Эрмитажем (см. приложение 3).
Британский Музей, относящийся к разряду национальных музеев, финансируется непосредственно Парламентом. В 1998 г. только прямые государственные субсидии Британского Музея составили 81% от его общих доходов, без учета дополнительной косвенной поддержки из местных и национальных бюджетов (9%). Как и Метрополитен, Британский Музей был занят поисками эффективной организационной структуры управления в связи со сменой в 1998 г. стратегии музея. Помимо развития научной, образовательной, выставочной деятельности, музей стал заниматься введением новых направлений работы, таких как маркетинг, проектный менеджмент и др. Кроме того, Британский Музей перешел от политики привлечения исключительно государственных средств к диверсификации источников финансирования. Смена стратегии музея, в свою очередь, была вызвана следующими факторами. Реализация крупных капитальных проектов, приуроченных к новому тысячелетию и 250-летию музея в 2003 г. (строительство нового главного входа, публичной библиотеки и учебного центра) практически приостановилась в 1998 г. из-за нехватки ресурсов. Сложившаяся ситуация вызвала серьезные претензии со стороны Министерства Культуры к политике директора музея А. Г. Андерсона и имеющейся организационной структуре управления музеем.

В Британском Музее на тот момент так же, как и в Метрополитене в 1970-е гг., во главе организации стоял директор, в подчинении которого находились заместители по научной и выставочной деятельности, образовательной работе, финансам и административно-хозяйственной деятельности (см. рис. 16). Это позволяет отнести данную структуру к линейно-функциональному типу.
Неэффективность линейно-функциональной структуры управления Британским Музеем Министерство Культуры видело в низком уровне контроля, слабой координации рабочих процессов и др., что привело к решению о преобразовании существующей организационной структуры музея. Главным нововведением стало появление в 2000 г. наряду с директором должности главного управляющего (см. рис. 17). Как и в Метрополитен, директор и главный управляющий несут полную ответственность за определенные направления деятельности и совместно принимают решения по общим организационным вопросам. Согласно «Документу о сотрудничестве», принятому советом попечителей музея, «директор и главный управляющий строят свою деятельность на основе общности понимания задач и форм деятельности музея. Между ними существует разделение высших полномочий: менеджментом коллекций музея занимается директор, в обязанности главного управляющего входят бухгалтерский учет, проектный менеджмент, организация коммерческой деятельности музея и др. При этом если директор вырабатывает «общий стиль» работы музея, его общественный

Рис. 17. Современная организационная структура управления Британским Музеем

Рис. 18. Параллельная организационная структура управления крупным музеем в России

имидж, то главный управляющий заботится о развитии связей с общественностью».
В подчинении директора находятся заместители по коллекциям, образовательным программам, административным вопросам, а главный управляющий руководит работой управляющих по финансам и хозяйственной деятельности, связям с общественностью и развитию. Новую организационную структуру Британского Музея также можно отнести к параллельной.
Параллельная структура управления не является единственным вариантом усовершенствования организационной структуры музеев. В 1996 г. в Великобритании было проведено специальное исследование в области музейного менеджмента под руководством сотрудника Казначейства А. Эдварда. В ходе исследования были выявлены такие недостатки управления британскими музеями, как «консервативность», «отсутствие достаточной ясности в целях и задачах», «запутанность управленческих процессов» и др. Решение проблем Эдвард видел в преобразовании организационной структуры музеев. По его рекомендациям, на высшем уровне управления музея должна сохраниться должность директора как главы исполнительной власти. Но в подчинение директору, по мнению Эдварда, следует ввести четыре новые организационные единицы: финансового директора, директора по корпоративным связям и персоналу, директора по строительству и развитию, а также директора по связям с общественностью (см. рис. 18).
Тем самым в новой организационной структуре усиливалась ее функциональная специализация, однако принцип единоначалия сохранялся.
Разработанные Эдвардом рекомендации нашли положительный отклик и были использованы рядом английских музеев. Так Британский Музей в свое время осуществил следующие изменения линейно-функциональной структуры. В ноябре 1997 г. в подчинение директора была введена новая должность — заместителя директора по административно-хозяйственной работе (см. рис. 16). Однако, с введением новой параллельной структуры в 2000 г. должность зам. директора по финансово-хозяйственной работе преобразовалась в должность управляющего по финансам и хозяйственной деятельности (см. рис. 17).

Опыт применения линейно-функциональной структуры Эдварда показал, что она является достаточно эффективной для музеев средних и малых размеров. Данная структура вполне обеспечивает четкую координацию управленческих процессов и необходимый уровень контроля. В крупных музеях линейно-функциональная структура Эдварда предстает сложной, инертной, с низким уровнем контроля (пример — Британский Музей). Выделенные недостатки решает параллельная организационная структура управления.
Как отмечает В. Д. Александер, американский специалист в области музейного менеджмента, параллельная структура управления характерна только для очень крупных музеев. Большинство же музеев «все еще предпочитают сохранять принцип единоначалия, основываясь на том, что все растущее число директоров успешно сочетают в себе искусствоведческие и управленческие качества».
Используя зарубежный опыт развития организационных структур музеев, можно предложить направления дальнейшего совершенствования современной структуры управления крупными музеями в России. Недостатки существующей организационной структуры отечественных музеев может решить, в частности, параллельная структура. Она дает возможность музею развивать в равном объеме различные направления деятельности, как основные, так и дополнительные, а также устранить проблемы субординации проектного штаба, проектных групп и т. д. Вместо проектного штаба на высшем уровне управления более эффективным видится аппарат управляющего, ответственный за капитальное строительство, финансовую деятельность и вопросы развития музея. В свою очередь, повышение эффективности работы директора возможно за счет его концентрации на таких отдельных функциях, как научная, образовательная, выставочная деятельность и т. д. (см. рис. 19).
Параллельная структура приобретает особое значение в условиях российской экономики. Она вполне отвечает таким задачам управления крупными музеями, как развитие новых направлений деятельности, привлечение зарубежных источников финансирования и т. д. Параллельная структура дает возможность активно развивать такие направления деятельности, как маркетинг, фандрейзинг, предпринимательство, обеспечивая при этом сбалансированное развитие некоммерческих и коммерческих видов деятельности в музее. Высокий уровень организационного контроля в новой структуре управления позволяет музею поддерживать необходимый уровень координации как собственной деятельности, так и работы подчиненных благотворительных организаций внутри страны и за рубежом. Параллельная структура в данном случае предстает как одна из эффективных структур управления крупными музеями в условиях российской экономики.