Что делает бэлу дочерью природы. Цитатная характеристика Бэлы из «Героя нашего времени

Образ и характеристика Бэлы в романе "Герой нашего времени" Руководитель: Адаменко О.К Бэла - княжна, дочь князя-татарина, живущего на Кавказе: "...я княжеская дочь!.." "...Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу..." "...хоть он и татарин..."

Возраст Бэлы - 16 лет:

"...меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати...«

"...он переменился к этой бедной девочке..."

Бэла - княжна, дочь князя-татарина, живущего на Кавказе:

«..я княжеская дочь!..»

"...Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу..."

"...хоть он и татарин..."

Бэла всю свою жизнь живет в ауле на Кавказе:

"...видны были те же горы, что из аула, – а этим дикарям больше ничего не надобно...«

"...ей хотелось в горы, домой..."

Бэла - "дикая" черкешенка, выросшая в горах Кавказа:

"...дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он...«

"...этим дикарям больше ничего не надобно..."

"...Ага! – подумал я, – и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!.»

«..любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни..."

О внешности Бэлы известно, что она хороша собой:

"...«Прелесть! – отвечал он..." "...она была хороша: высокая, тоненькая..."

"...не один Печорин любовался хорошенькой княжной...«

"...азиатская красавица..." "...это милое личико!..«

"...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках…"

У Бэлы большие черные глаза и черные волосы:

"...глаза черные, как у горной серны*, так и заглядывали к вам в душу..." (*серна - горная коза)

"...Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля..."

"...Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия...«

"...большие глаза потускнели..."

"...целовал ее черные локоны..."

Бэла - рукодельница. Она хорошо вышивает:

"...а вышивает золотом – чудо!.."

Бэла - невежественная, малообразованная, но искренняя, простосердечная девушка:

"...невежество и простосердечие одной так же надоедают..."

Печорин влюбляется в Бэлу и крадет ее из семьи:

"...ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива...«

"...черкешенка у Григорья Александровича..."

"...ты увез Бэлу…"

Бэла отвечает Печорину взаимностью:

"...мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила..."

"...она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления..."

Бэла - девушка с характером: "...Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…"

"...несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке..."

Бэла погибает в юном возрасте от рук разбойника Казбича: "...она покачала головкой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..

"...На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью, у речки, возле того места, где она в последний раз сидела..."

Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» — восклицает Пе-чорин, и мы представляем девушку, в которой очарова-ние юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.

Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха...»

Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровыва-ет, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспи-танная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и пере-носном смысле этого слова.

Юное неопытное сердце тронула первая любовь, став-шая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречав-шимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь: Печорин — личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, не доро-гими подарками, не щедрыми обещаниями — ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Максимыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу.

Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возмож-ность потерять его, вынудили Бэлу открыться и бросить-ся Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, до-стойному ее. Ради любимого девушка готова на все, уго-дить ему — высшее счастье. Но это не слепая жертвен-ность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря.

Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьб, а гордо заявила: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!» Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки вос-хищает, готовность выдержать последствия своего пос-тупка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой? Какое отношение было бы к ней? Как бы сложилась ее судьба?

Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпо-жой, а не служанкой у любви.

Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: «Нет, она хорошо сделала, что умер-ла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александ-рович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»

Бэла — натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», как пи-сал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одно-временно, так как сочетает в себе безудержность юношес-кого порыва и зрелость высоких чувств.

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» - один из самых запоминающихся и волнующих. Гордый нрав, преданность своим традициям, искренность во всем, способность беззаветно любить - вот главные качества этой героини, противопоставленной в произведении романтической ундине и светской красавице Мери.

Особенность повествования

Трагической судьбе девушки посвящена первая глава произведения. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» дается через восприятие ее Максимом Максимычем - человеком простым и добрым, ставшим невольным участником описываемых событий. За несколько месяцев знакомства он хорошо узнал характер кавказской княжны и прикипел к ней душой. Потому рассказ его наполнен теплотой и состраданием к «бедной» черкешенке. Он вспоминает, как служил в крепости за Тереком, куда приехал молодой офицер. Появление Печорина Григория Александровича и послужило вскоре причиной трагических событий.

Так вводит в роман историю черкешенки М. Лермонтов.

«Бэла»: краткое содержание знакомства героев

Мирской князь, татарин, знакомый Максима Максимыча, пригласил русских офицеров на свадьбу старшей дочери. Во время праздника Печорин обратил внимание на младшую княжну. Тонкая, высокая, черноглазая, лет шестнадцати - так описывает девушку в начале повести М. Лермонтов. Бэла сразу же поразила Григория Александровича своей красотой и грациозностью. Она, в свою очередь, также приметила молодого человека и, подойдя к нему, сделала комплимент в Печорин был знаком с традициями горцев, но здесь все решил случай.

Максим Максимыч вышел освежиться и услышал разговор. Казбич, обладатель самой лучшей лошади в округе, нахваливал своего Карагеза, а Азамат, сын князя, уговаривал отдать ему коня. Он даже заплакал, а затем предложил в обмен на скакуна выкрасть свою сестру. Казбич остался непреклонен, и между ними вспыхнула ссора. А Максим Максимыч, не предполагая, чем все это может закончиться, рассказал об услышанной беседе Печорину. Григорий Александрович тогда посмеялся, а сам что-то задумал - отметил Лермонтов. Бэла, как он сам позже пояснит, воспринималась им как спасение от скуки и разочарований.

Жертва прихоти

Непостоянный во всем, уставший от света, молодой офицер всячески пытался найти смысл в жизни. Когда он впервые увидел княжну, она показалась ему не похожей на всех девушек, которых знал. Естественность и неумение притворяться - вот те качества, которые, помимо красоты, разглядел в ней Печорин. И когда Азамат появился в крепости, Григорий Александрович предложил ему сделку: Бэла в обмен на Карагеза. В тот момент молодой человек был уверен: она ангел, которого наконец-то послала ему судьба. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что подобными мыслями иногда тешили себя и другие «герои нашего времени». Бэла в ту же ночь оказалась в доме Григория Александровича. А на следующий день, когда Казбич пригнал в крепость баранов, Азамат угнал Карагеза и больше уж дома не появлялся.

В плену

Максима Максимыча сначала возмутил поступок молодого офицера, и он стал настаивать на возвращении девушки родителям. Однако Печорин оказался непреклонен - уж таковы были, по мнению автора, «герои нашего времени»: Бэла осталась в крепости.

Гордая, независимая, с врожденным чувством собственного достоинства - героиня долго не хотела покоряться русскому офицеру. Она часто грустила и пела песни на своем языке. Сторонилась незнакомых ей людей, говорящих на чужом языке. Ее не соблазняли ни наряды, ни дорогие украшения, так любимые другими женщинами. Преданная законам горцев и оскорбленная поступком Печорина, Бэла долго отвергала своего похитителя. Максим Максимыч сравнивает ее в эти дни с дикой серной, свободолюбивой и непокорной. Глаза же черкешенки горели подобно уголькам. Вообще, они словно заглядывали в душу, пытаясь найти там ответы на мучившие героиню вопросы. И сама того не подозревая, героиня своей непокорностью все больше распаляла Печорина. Теперь он уже просто шел к намеченной цели: завоевать непокорную горянку любой ценой. Увидев, что все старания бесплодны, Печорин пошел на хитрость - таковы уж были, вероятно, для автора «герои нашего времени».

Лермонтов показывает, что чувство девушки зрело в ее душе постепенно. Были минуты, когда черкешенка смотрела на Григория Александровича ласково. Она научилась понимать русскую речь и как будто стала ему доверять. Но гордость и воспитание горцев не позволяли ей показать свои чувства: мусульманство не допускает подобной связи с мужчиной. И лишь в тот момент, когда молодой офицер дал понять, что прощается с Бэлой навсегда, полюбившая его пленница, зарыдав, кинулась мужчине на шею.

Любовь черкешенки

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» вызывает у читателя восхищение и сострадание. Переломив себя, героиня целиком отдалась По словам Максима Максимыча, в своем чувстве, искреннем и трогательном, она была прекрасна: на щеках сиял румянец, а веселье и проказы стали постоянными ее спутниками. Так продолжалось месяца четыре, пока Печорин не охладел к своей джанечке. Как-то он признался Максиму Максимычу, что, как оказалось, любовь черкешенки не намного лучше любви знатной женщины. Молодой человек все чаще стал отлучаться из дома, а на глазах Бэлы, которые опять потускнели и глядели с грустью, блестели слезы. И никакие слова не могли убедить ее в том, Григорий Александрович любит ее по-прежнему. Но даже в такие минуты Бэла не забывала, что она дочь князя. Готовность уйти, чтобы не ощущать себя в роли покинутой женщины, свидетельствовала о врожденной гордости - подчеркивает Лермонтов.

«Бэла»: краткое содержание эпизода гибели

Как-то офицеры отлучились из крепости. В этот день черкешенка стала орудием мести не смирившегося с потерей коня Казбича. Он выкрал девушку, в одиночестве спустившуюся к реке. А обнаружив погоню, смертельно ранил, вонзив в прекрасную грудь кинжал.

Судьба отпустила героине еще два дня. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» с самого начала воплощает преданность традициям восточного народа. Умирая, девушка ни на минуту не забывает о любимом и жалеет о том, что их души не встретятся в ином мире. Но когда Максим Максимыч предлагает ей принять христианскую веру, красавица отказывается. Она воспитана по мусульманским обычаям и не желает изменить своему дому и народу.

Выводы

В романе «Герой нашего времени» образ Бэлы самый светлый и невинный. Жизнь девушки во многом зависит от окружающих: воли отца, предавшего ее брата, использовавшего в своих целях Печорина. Черкешенка в повести мало говорит и только в общении с Максимом Максимычем иногда сетует на то, что Григорий Александрович ее разлюбил. Но описание глаз и поступков Бэлы дают полное представление о том, что творится в ее душе. И эта искренность чувств в совокупности с неспособностью притворяться вызывают у читателя уважение и восхищение.

В заключение хочется отметить, что после прочтения повести возникает горечь от того, что подобные Печорину «герои нашего времени» - Лермонтов не раз подчеркивал типичность образа - могут легко и безнаказанно вмешиваться в судьбы других людей и ломать их.

Роман «Герой нашего времени» - одно из значительнейших творений М.Ю. Лермонтова. Композиционное своеобразие произведения таково, что каждая глава и ее расположение в повествовании заключают в себе определенное значение для раскрытия образа главного героя. И открывает роман глава «Бэла» Лермонтова, краткое содержание которой мы и рассмотрим.

Роман «Герой нашего времени»

Издавался роман по частям. Первой увидела свет глава «Бэла», опубликованная в журнале «Отечественные записки» (1839 год). Затем вышли «Фаталист» и «Тамань». Новое произведение Михаила Юрьевича было неоднозначно воспринято критикой. Белинский и его сторонники открыто восхищались романом, однако были те, кто находил в жестокую карикатуру на современное общество. Единственный персонаж, который не вызывал протестов у оппозиции, - Максим Максимыч. Именно его первоначально принял за «героя нашего времени» Николай I и был сильно раздосадован, поняв, что ошибся. Эта полемика заставила Лермонтова написать предисловие к следующему изданию романа, где он опровергает мнение об иронии и насмешках над современностью.

В статье мы рассмотрим не весь роман, а только первую главу - «Бэла» (Лермонтова), краткое содержание ее и анализ.

Своеобразие композиции романа

Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.

Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.

Лермонтов. «Герой нашего времени». Герои главы «Бэла»

Каковы же персонажи первой главы? Основные ее герои следующие:

  • рассказчик,
  • Максим Максимыч - штабс-капитан,
  • Печорин,
  • Бэла - княжна,
  • Казбич - разбойник,
  • Азамат - сын князя.

«Бэла» Лермонтова: краткое содержание. Знакомство

На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец - человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.

Рассказ Максима Максимыча

Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Максима Максимыча можно начать с поездки Печорина и штабс-капитана на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома - Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.

Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня.

Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом.

Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя.

Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы.

Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел - причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.

Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом.

Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.

Анализ главы

Анализ литературного произведения позволяет раскрыть все его смысловые грани. Особенно интересно рассматривать тексты, подобные роману «Герой нашего времени». Глава «Бэла» повествует о любви Печорина и Бэлы, черкесской княжны. Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства.

Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства.

Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла, анализ образа которой весьма примечателен, воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.

Бэла

Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе.

Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!»

Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.

Бэла и Печорин

Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) - роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам.

История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии.

Вывод

Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки.

1. Образ Бэлы.

2. Образ Мери.

3. Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов - один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера - светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла -дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» - такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен - она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери - образ девушки высшего света, а Бэла - обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть - вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» - мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце...».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе - они служат для детализации психологического портрета главного героя - современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.