Дислексия: общие сведения, симптомы болезни. Неграмотность — признак лени, неверного образования или диагноз? 

Сегодня науке известен целый ряд вполне реальных заболеваний, каких не выдумать даже величайшим ипохондрикам: стойкие нежелательные оргазмы, неспособность чувствовать страх или странные волокна, растущие из кожи. Кроме необычных симптомов такие болезни еще и не изучены, а их лечение либо невозможно, либо малоэффективно. По-крайней мере, на данном этапе развития медицины.

Мы собрали 7 в высшей степени странных заболеваний и сейчас рассмотрим их по порядку.

Болезнь Моргеллонов

Всем знакома ситуация, когда «по коже мурашки бегают», однако некоторые люди утверждают, что, в действительности чувствуют, как что-то ползает у них под кожей. Заболевшие болезнью Моргеллонов так описывают своё состояние: сильный зуд, и острое ощущение того, что под кожей ползают насекомые. Также пациенты сообщают о нитях или волокнах, растущих из кожи, и могут испытывать усталость и проблемы с памятью. Причина болезни не выяснена. Некоторые исследователи утверждают, что симптомы являются следствием психического заболевания, в то время как другие говорят, что болезнь вызвана неизвестным инфекционным агентом.

Синдром «чужой руки»

Фильм «Доктор Стрейнджлав» рассказывает историю о человеке, у которого одна рука, обладает своим собственным разумом. Медицине заболевание с подобными симптомами известно под названием «Синдром чужой руки». Например, в 1998 году в одном из журналов, посвященном невралгии и нейрохирургии, описывается история 81-летней женщины, чья левая рука была неуправляемой. Левая рука непроизвольно душила ее шею и ударяла по лицу и плечам.

Синдром Котара

Это редкое состояние, когда люди думают, что они либо умерли, либо некоторые органы или части тела у них отмерли. Согласно статье 2002 года, опубликованной в «Журнале неврологии», пациенты могут также полагать, что и душа их умерла.

Синдром Элерса-Данлоса

Это заболевание характеризуется способностью сгибать конечности, казалось бы, в невозможных направлениях. Многие люди с синдромом Элерса-Данлоса имеют также супер-эластичную кожу, однако, у них наблюдается замедленное заживление ран. Половина пациентов с этим синдромом имеют генетические мутации.

Болезнь Урбаха-Вите

Редкое генетическое заболевание, при котором человек не испытывает чувства страха, не воспринимает источники смертельной опасности, как нечто угрожающее. Исследователи пришли к выводу, что чувство страха взаимосвязано с миндалевидными структурами в головном мозге и это открытие может быть полезным при лечении посттравматического стрессового расстройства. А вот как заставить таких «клинически бесстрашных» людей бояться, пока еще не придумали.

Синдром устойчивого сексуального возбуждения

Людям, подверженным этому заболеванию, оргазм приносит по большей части смущение и страдание, нежели приятные ощущения. Дело в том, что оргазм случается часто и, к тому же, где и когда угодно. Синдром был впервые диагностирован в 2001 году, наблюдается он преимущественно у женщин. Характеризуется синдром гиперчувствительностью, из-за чего причиной оргазма может стать малейшее давление. Причина заболевания не установлена.

Гемолакрия

Это состояние, при котором человек плачет кровавыми слезами. Заболевание чаще наблюдается у женщин детородного возраста во время менструации. Гемолакрия может также возникнуть в результате сильного конъюнктивита.

Не все дети с одинаковым успехом могут учиться читать и писать, и виной тому может быть вовсе не лень или невнимательность. Родители таких детей все чаще слышат слово «дислексия». Это целый комплекс проблем, которые возникают при овладении различными навыками: чтение, математика, письмо, ориентация в пространстве и во времени, координация и моторика. О том, что это такое и как помочь ребенку-дислектику, рассказывает Мария Стулова, специалист по коррекции дислексии , первый российский методист, лицензированный международной ассоциацией DDAI.

Дети-дислектики могут отличаться выдающимися способностями, но при этом они очень страдают от связанных с дислексией трудностей, от неприятия сверстников и, что ужаснее всего, учителей.

Как распознать дислексию

Прежде всего, не стоит искать дислексию у ребенка младше 8 лет! Нелепые ошибки при чтении и письме, «зеркальные» и «прыгающие» буквы — все это допустимо у ребенка на первом этапе овладения навыками чтения и письма. Стоит тревожиться, если ситуация не изменилась к окончанию первого класса.

Что отличает ребенка-дислектика? Есть набор характерных признаков, которые могут отличаться и меняться. И это непостоянство — тоже признак дислексии.

Общие признаки

Ребенок-дислектик кажется очень сообразительным, но при этом он читает и пишет хуже своих одноклассников. Часто его считают ленивым и отстающим как в учебе, так и в развитии. Естественно, у него , он очень переживает.

Такой ребенок часто грезит наяву, легко отвлекается, забывает о времени, теряет внимание. Лучше всего он усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдения и наглядные пособия.

Чтение, правописание, зрение

При чтении дислектик жалуется на головокружение, тошноту или головную боль. А буквы, цифры, слова, устные объяснения приводят его в замешательство.

Читая, ребенок додумывает окончания, не дочитывает слова, перечитывает несколько раз, но практически не улавливает смысла. Заметны частые повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и слов.

Он пишет с огромным количеством ошибок, пропуская, дублируя или заменяя буквы. Часто отсутствуют заглавные буквы, знаки препинания; может писать несколько слов слитно, не делая пробелов.

Ребенок чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.

Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.

Слух и речь

У дислектика хороший слух, он способен слышать то, что неуловимо для других, и легко отвлекается на различные звуки.

Он испытывает трудности при выражении своих мыслей, его речь бедная, односложная; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги; испытывает трудности с последовательностью изложения.

Письмо и двигательные навыки

У дислектика изменчивый или неразборчивый почерк. Ему сложно писать и переписывать тексты. Карандаш или ручку он держит необычно.

Часто путает право и лево, верх и низ, отличается плохой координацией движений, из-за чего не удаются командные виды спорта и игры с мячом. Есть подверженность укачиванию.

Математика и время

Дислектик испытывает трудности с пониманием условий задач, с определением и расчетом времени, при . Для вычислений он использует счет на пальцах и другие приемы. Зная ответы, он не может делать вычисления на бумаге.

Память и познавательные способности

У ребенка-дислектика отличная долговременная память на впечатления, места и лица. Он очень наблюдателен и в деталях запоминает события, которые стали его личным опытом. При этом информацию, которую он получил не на практике, такой ребенок запоминает плохо. Думает он чаще с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов.

Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность

Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но его поведение отстает от возраста. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам. Дислектик может быть и крайне неорганизован, и очень педантичен, а в классе выполнять роль шута, задиры или молчуна. Он обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью.

Количество ошибок при чтении и письме и других симптомов резко возрастает при , а также при спешке и проблемах со здоровьем.

Как найти причину дислексии

Есть два основных подхода к определению дислексии.

Первый — педагогический : здесь мы видим наличие симптомов, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования. В этом случае наука пока не способна объяснить причины дислексии.

Дислексия может наблюдаться у клинически здорового ребенка, который весел, открыт, свободен для общения, а грустит и расстраивается лишь тогда, когда приходит время садиться за уроки. Такая форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Второй — клинико-психологический : симптомы дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития и так далее. Чтобы найти эти нарушения, нужно обратиться к специалистам.

Дислексия — это не болезнь, сама по себе в лечении не нуждается!

Невролог

Пройдите максимально возможное обследование: энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Важно определить, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Но гораздо важнее вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. Обращайтесь в неврологические диагностические центры и институты. При выявлении проблем может понадобиться медицинская помощь.

Психолог

Любому дислектику нужна помощь психолога. Он поможет вам выявить уровень стресса вашего ребенка и найти его причины. У дислектиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание того, что с ними происходит, делают их замкнутыми и еще более непонятными для окружающих. А это еще больше затрудняет их социализацию.

Нейропсихолог

В задачу этого специалиста входит построение новых нейронных связей. Этот процесс длится не менее 9−12 месяцев. Если вам предлагают двухнедельные или трехмесячные курсы, это недобросовестная работа и выкачивание денег.

Как справиться с дислексией

Можно ли от нее избавиться

«Вылечить» дислексию раз и навсегда нельзя, ее можно скорректировать и дать ребенку «инструменты», которые значительно облегчат ему жизнь и процесс обучения, помогут самостоятельно регулировать свое состояние. Но изменить восприятие мира дислектика и работу его мозга мы не в силах. Если мы хотим справиться с дислексией, то мы должны набраться терпения , показать свое внимание, участие и поддержку ребенку, страдающему от этого недуга. А специалисты по коррекции дислексии научат его тем способам овладения информацией, которые подходят именно ему.

Что собой представляет коррекция дислексии

Если необходимо лечение нарушений, вызывающих дислексию, то о его длительности и эффективности нужно спрашивать у врачей.

Мы же говорим о коррекции дислексии в тех случаях, когда ребенок клинически здоров. Здесь подойдет метод Дейвиса , который сейчас считается самым эффективным инструментом коррекции дислексии. Метод Дейвиса — это понимание восприятия и видения мира дислектика изнутри. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых. Такой подход имеет высокую результативность и за очень короткие сроки возвращает уверенность в себе.

Неоспоримость методики можно оценивать и по реакции детей, которые с удовольствием бегут на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Участие родителей в коррекции дислексии

Я считаю обязательным участие родителей в процессе коррекции и охотно делюсь с ними знаниями. Коррекция необходима , чтобы построить недостающие связи в мозге. А для этого нужно время ! Успешность такой работы зависит и от мотивации ребенка, его желания изменить ситуацию в лучшую сторону и от степени самой дислексии. Она может проявляться в легкой форме, а может быть такой, когда ребенку не справиться без помощи специалистов и родителей.

Помогите своему ребенку сами

В первую очередь постарайтесь понять, что у вашего ребенка . А это значит, что его мысли — это картинки. Малыша никто не учил описывать образы, поэтому ему трудно выражать свои мысли словами. Слова, не связанные с образами, для него просто звуки, от которых он устает. Именно поэтому часто возникает чувство, что ребенок не все и не сразу понимает. Именно поэтому дислексия — частая спутница диагноза СДВ (синдром дефицита внимания). Именно поэтому речь ребенка-дислектика часто сбивчивая, непоследовательная, односложная и в ней явно чувствуется обедненный словарный запас. Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Развивайте его речь

Первое, что мы должны сделать, — начать развивать его речь и наращивать словарный запас. Но ваш ребенок не поймет вас, если вы будете объяснять ему все, как вы привыкли — «на словах». Ему нужны образы! Вы должны научиться показывать ему все! С очевидными вещами проблем не возникнет: это предметы, признаки, действия. А вот что делать с предлогами, терминами, междометиями? Тут вам стоит прийти на обучающий семинар.

Ребенок-дислектик осваивает и использует впоследствии только то, что является его собственным жизненным опытом. Поэтому наша задача — этот опыт ему предоставить. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок. Дислектики воспринимают все буквально, их нужно учить понимать пословицы.

Должно стать образом вашей жизни! Почему это так важно? Научить читать дислектика не так уж сложно. А вот понимать текст он не сможет: в его сознании нет связей между образами в его голове и словами. Изучать слова нужно в разных значениях. У одного только предлога может быть от 5 до 15 значений. Похожие трудности могут возникнуть с математикой и с другими предметами по той же причине. Числа, ноты, знаки препинания — это все те же символы, они абстрактны для дислектика.

Не заставляйте читать

Пока ребенок не прошел коррекцию дислексии, чтение вызывает у него огромные трудности. Представьте, что вы читаете в движущейся машине, которую сильно трясет на дороге. Вы не станете читать и отложите книгу. То же самое испытывает дислектик, но мы ! Результат — истерики, головная боль, тошнота, слезы…

Читайте ему сами, давайте больше визуальной информации: фильмы, спектакли. Все школьные хрестоматии существуют в аудиоформате, в интернете достаточно записей радиоспектаклей.

Приобщайте к спорту

Особенно важны упражнения на баланс и координацию движений: это формирование межполушарных связей. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. А также дыхательная гимнастика: она позволяет достигнуть равновесия, баланса внутреннего состояния!

Обязательно обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и получите рекомендации относительно именно вашего ребенка.

Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге, особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения . Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Дислексию называют болезнью гениев. Несмотря на то, что симптомы ее известны уже более 100 лет, причины возникновения этого психического нарушения у детей все еще полностью не изучены. Швейцарские ученые высказали интересное предположение, что одной из причин развития дислексии может стать насильственное кормление...

«Ваш ребенок отсталый!» - приговором прозвучало в ушах родителей восьмилетнего Ишана Авасти. Мальчик из фильма «Звездочки на земле» действительно ведет себя неадекватно. Плохо учится, сильно отстал в правописании и чтении, отвлекается на уроках и не слышит учителей, когда те к нему обращаются.

Он живет в своем придуманном мире, создавая образы, с которыми разыгрывает целые истории. Его считают лентяем и фантазером. Родителям Ишана неизвестно, что у ребенка уже давно развивается редкое заболевание - дислексия.

Для семьи Авасти поступки младшего ребенка долгое время оставались загадкой. Не замечая ярко выраженных отклонений в психике Ишана, причины всех неудач в прохождении школьного обучения родители видят в праздности и нежелании подчиняться дисциплине.

Дислексия: причины явные и скрытые

На самом деле причин развития дислексии у детей много, некоторые из них показаны в картине «Звездочки на земле». Авторы созданного по реальным событиям фильма о талантливом мальчике-художнике пытаются в них разобраться. Однако они не связывают заболевание Ишана с отношением к нему взрослых. Разобраться в причинах возникновения дислексии у главного героя помогает «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Папа Ишана - с анально-кожной связкой векторов. Он умеет зарабатывать деньги и твердо знает, что за пределами детской комнаты существует жестокий и беспощадный социум. Для того чтобы в нем выжить, научиться «бросать миру вызов и участвовать в гонке за успех», необходимо с детства усвоить несколько правил. Через собственное понимание проблемы он требует от своих сыновей беспрекословного подчинения, отличных школьных оценок и развития бойцовских навыков. Старшему сыну-подростку выдерживать эти требования не составляет труда. Он похож с отцом свойствами векторов и хорошо понимает родительские претензии.

Младший сын Ишан, со звуко-зрительной связкой векторов, не способен подчиняться отцовским призывам, поэтому между ними не прекращаются конфликты и ссоры. По праву главы семьи Авасти-старший всеми способами его подавляет, что сказывается на психике ребенка. Ишан, при внешней открытости, все больше и больше уходит в себя. Папа воспитывает младшего сына оплеухами и затрещинами. Ему недосуг разбираться в поведении мальчика. У него одно правило: если жалуются на Ишана соседи или учителя, виноват обязательно сын-балбес.

Методы, которые использует отец для вколачивания истин в головы своих детей, распространены во многих семьях. Это психологическое и физическое насилие, характерное для людей с .

Играя на эмоциональной привязанности младшего ребенка к себе, папа любит пошутить, например, в отношении своего ухода из семьи из-за плохого поведения Ишана, желая тем самым вызвать у мальчика чувство вины.

Чувства обиды и вины свойственны анальным людям, и отец, оценивая младшего сына через свойства собственных векторов, совершает одну ошибку за другой, отдаляя Ишана от себя и от остальных членов семьи, вынужденных ему подчиняться. Отец даже не задумывается о том, что травмирует психику мальчика, развивая страхи в зрительном векторе и интровертацию в звуковом.


Отец грозится отдать непослушного сына в интернат, если тот не исправит школьные отметки и поведение. Папе доставляет большое удовольствие по-анальному садистировать над ребенком. В семьях, где у младших школьников встречается дислексия, такое поведение анальных отцов или матерей не является исключением.

Родители ограничивают воспитание сына или дочери нравоучениями, окриками, оскорблениями, побоями и наказанием. Чем чаще мать или учительница, как это показано в фильме, повышают на звуковых детей голос, тем больше они «глохнут» и становятся неуправляемыми.

У Ишана, тихого мечтательного мальчика, нет друзей ни в школе, ни во дворе. Старший брат занят учебой, теннисом и своими подростковыми проблемами. Мать, у которой ребенок ищет поддержки, погружена в домашние хлопоты и проверку школьных заданий. Она сетует на нерадивость сына, полагая, что, если бы он хорошо учился и ему не нужна была бы помощь в приготовлении школьных уроков, она стала бы работать и строить собственную карьеру.

Дислексия: некоторые симптомы и признаки

Все эти аргументы и доводы родителей не убеждают маленького двоечника и прогульщика стать лучше, и перевод сына в интернат для трудных детей всего лишь вопрос времени. Матерью Ишана был упущен главный момент - начало его интровертации. Она смиряется с решением мужа отдать ребенка в интернат.

Из-за внешних раздражителей - споров, криков взрослых, издевательства одноклассников и сорванцов во дворе - Ишан все больше замыкается в себе. Никто из взрослых не замечает этого отстранения, списывая его отрешенность на неспособность к концентрации, непослушание, лень и тупость.

На самом деле ребенок со звуковым вектором способен длительное время удерживать внимание на своем внутреннем иллюзорном мире, в котором бушуют страсти, происходят события, созданные его фантазией, и полностью абстрагироваться от внешнего.

У героя фильма «Звездочки на земле» этот процесс, не замеченный родителями, идет полным ходом на протяжении нескольких лет. Он сопровождается аграмматической дислексией, выраженной в нарушениях навыков чтения, письма и постепенном затруднении в речевом общении.

Симптомы дислексии проявляются у детей отторжением букв и ненавистью к книгам. В отличие от здоровых людей, для них буква или написанное слово не несет смысловой нагрузки, а рассматривается как набор штрихов и закорючек. Путаница происходит со словами, а начертание некоторых букв просто не различается. Например, буквы «Р» и «Ь», «Ц» и «Щ», «R» и «Я». Ребенку становится трудно выразить свою мысль вербально, потому что слоги не складываются в слова, а слова не выговариваются. Ему проще нарисовать свой вопрос или ответ, чем написать «танцующие» буквы.

Психика ребенка не в силах противостоять внешнему шуму и самостоятельно снижает нагрузку на чувствительный сенсор - ухо.

Постепенно звуковик утрачивает понимание речи, перестает осознавать значение сказанного и, избегая насмешек или травмирующих его эрогенную зону звуков, уходит в себя, избирательно пропуская информацию. Таким образом у него происходит отмирание нейронных связей, ответственных за распознавание смыслов и обучаемость. Ребенок остается по ту сторону барабанной перепонки, где ему спокойно и комфортно.

Как тысячи мальчиков и девочек, страдающих начальной формой дислексии, Ишан постепенно утрачивает связь с внешним миром. У него остается все меньше способностей получать информацию извне. Он прячется в своей раковине, выстраивая узкую систему собственных вымышленных представлений о жизни.


Когда буквы танцуют

Естественно, никому из взрослых не приходило в голову провести обследование ребенка на предмет дислексии, хотя он жалуется, что не может читать текст, потому что буквы танцуют.

Ишан Авасти - ребенок звуко-зрительный. Его находит свое наполнение в окружающем мире. Мальчик тонко чувствует природу, умеет проявить сострадание к своему новому другу-инвалиду. Но особенно ярко зрительные свойства вектора проявляются в живописи.

Мальчика тяготит неразвитый звук, который постоянно сносит его в глубины бессознательного. Его хрупкая психика ищет от него защиты и не находит ее.

Чтобы он не потонул в звуковых химерах, Ишану от природы задан зрительный вектор, который помогает маленькому художнику экстравертироваться. Больше всего на свете он любит рисовать - удивительным образом смешивая краски и самостоятельно выстраивая композицию рисунка, он создает маленькие шедевры.

Однако настает время, и у маленького Ишана отнимают эту значимую для его развития возможность. Мальчика, выросшего в любящей его семье, отец все же определяет в интернат.

У ребенка, оказавшегося в орущем на все голоса 24 часа в сутки интернате, наполненном учителями и воспитателями - фрустрированными анальными садистами, начинается депрессия. Они не учат и не воспитывают детей, а только всеми способами пытаются удержать их в страхе, в попытках сформировать стандартизированного кожника из любого мальчика в классе.

И если раньше сама природа помогала Ишану менять аутичную структуру восприятия внешнего мира на зрительную через творческую сублимацию, то в интернате мальчик теряет интерес к рисованию, у него начинается депрессия, он еще больше замыкается в себе, становится агрессивным, все чаще утрачивает связь с реальностью.

Потерянное чувство защищенности и безопасности, которое должна давать ребенку семья и любящие родители, он обретает с новым учителем рисования.

Дислексия - болезнь гениев

Дислексию называют болезнью гениев. Несмотря на то, что симптомы ее известны уже более 100 лет, причины возникновения этого психического нарушения у детей все еще полностью не изучены. Швейцарские ученые высказали интересное предположение, что одной из причин развития дислексии может стать насильственное кормление.

Врачи также связывают ее проявление с перенесенным стрессом, например, с переменой места жительства, переездом семьи в другую страну или в новую квартиру. Ребенок утрачивает привычное для него окружение (может быть, любимую бабушку, друзей, домашних питомцев) и тяжело переживает расставание.

Для зрительных детей такие утраты являются причиной разрыва эмоциональной связи, они впадает в тоску, скучая по тем, кого оставили. Доминирующий звуковой вектор способен усугубить состояние тоски или апатии и привести к тяжелой депрессии.

Любые грандиозные изменения в жизни сопровождаются сильным стрессом для детей и взрослых. Так, при диагностике дислексии, включающей определение у ребенка навыков чтения, правописания, запоминания, пересказ текста, умение делать выводы, обнаруживаются серьезные проблемы у мальчиков и девочек из эмигрантских семей.


Зачастую такие дети интеллектуально более развиты и раньше других осваивают азбуку и счет, но дислексические нарушения мешают им правильно писать и выговаривать самые простые слова.

Звуковые дети обладают незаурядным умственным потенциалом, но под негативным давлением обстоятельств они могут быстро утратить способность к обучению и освоению мира.

Среди знаменитых людей, в разной степени страдавших от дислексии, был художник и изобретатель Леонардо да Винчи, ученый Альберт Эйнштейн, политический деятель Уинстон Черчилль, писатели Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, поэт Владимир Маяковский, Уолт Дисней, актеры Том Круз, Вуппи Голдберг, певица Шер и многие-многие другие.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Алкоголизм, н аркомания.

  1. Не в состоянии с чем-то справиться. Жуткий страх. Желание уйти подальше от всех и всего. Нежелание находиться здесь.
  2. Чувство тщетности, несоответствия. Неприятие собственной личности.

Аллергия.

  1. Кого вы не выносите? Отрицание собственной силы.
  2. Протест против чего-либо, который нет возможности выразить.
  3. Часто бывает, что родители аллергика часто спорили и имели совершенно разные взгляды на жизнь.
Аппендицит. Страх. Страх жизни. Блокирование всего хорошего.

Бессонница.

  1. Страх. Недоверие к жизненному процессу. Чувство вины.
  2. Бегство от жизни, нежелание признавать ее теневые стороны.

Вегетативная дистония.

Вес: проблемы.

Аппетит чрезмерный. Страх. Самозащита. Недоверие к жизни. Лихорадочное переполнение и избавление от чувства ненависти к себе.

Ожирение.

  1. Сверхчувствительность. Нередко символизирует страх и потребность в защите. Страх может служить прикрытием для скрытого гнева и нежелания прощать. Доверие к себе, к самому процессу жизни, воздержание от отрицательных мыслей — вот способы похудеть.
  2. Ожирение — проявление тенденции защищаться от чего-то. Чувство внутренней пустоты часто пробуждает аппетит. Поедание обеспечивает многим людям ощущение приобретения. Но душевный дефицит не заполнишь едой. Недостаток доверия к жизни и страх перед жизненными обстоятельствами ввергают человека в попытку заполнить душевную пустоту внешними средствами.
Отсутствие аппетита. Отрицание личной жизни. Сильное чувство страха ненависть к себе и отрицание себя.
Худоба. Такие люди не нравятся сами себе, чувствуют себя незначительными по сравнению с другими, бояться быть отвергнутыми. И поэтому стараются быть очень любезными.

Целлюлит (воспаление подкожной клетчатки). Накопленный гнев и самонаказание. Заставляет себя верить, что ее ничто не беспокоит.

Воспалительные процессы. Страх. Ярость. Воспаленное сознание. Условия, которые вам приходится видеть в жизни, вызывают гнев и разочарование.

Гирсутизм (избыточное оволосение у женщин). Скрытый гнев. Обычно используемое прикрытие — страх. Стремление обвинять. Часто: нежелание заниматься самовоспитанием.

Глазные болезни. Глаза символизируют способность ясно видеть прошлое, настоящее, будущее. Возможно, вам не нравится то, что вы видите в собственной жизни.

Астигматизм. Неприятие собственного «я». Боязнь увидеть себя в истинном свете.

Близорукость. Боязнь будущего.

Глаукома. Упорнейшее нежелание простить. Давят застарелые обиды. Задавленность всем этим.

Дальнозоркость. Ощущение себя не от мира сего.

Катаракта. Неспособность смотреть вперед с радостью. Туманное будущее.

Конъюктивит. В жизни произошло какое-то событие, которое вызвало сильный гнев, и этот гнев усиливается страхом вновь пержить это событие.

Слепота, отслоение сетчатки, тяжелая травма головы. Жесткая оценка поведения другого человека, ревность вкупе с презрением, высокомерие и жесткость.

Сухость в глазах. Злые глаза. Нежелание смотреть с любовью. Скорее умру, чем прощу. Иногда проявление злорадности.

Ячмень.

  1. Возникает у очень эмоционального человека, который не может ужиться с тем, что он видит.
  2. И который чувствует гнев и раздражение, когда понимает, что другие люди смотрят на мир иначе.
Голова: заболевания. Ревность, зависть, ненависть и обиды.

Головные боли.

  1. Недооценка себя. Самокритика. Страх. Головные боли происходят, когда мы себя чувствуем неполноценными, униженными. Простите себя, и ваша головная боль исчезнет сама собой.
  2. Головные боли часто происходят от заниженной самооценки, а так же от низкой сопротивляемости даже незначительным стрессам. Человек, жалующийся на постоянные головные боли, буквально весь состоит из психологических и физических зажимов и напряжения. Привычное состояние нервной системы — быть всегда на пределе своих возможностей. И первым симптомом грядущих болезней становится головная боль. Поэтому врачи, работающие с такими пациентами, вначале учат их расслабляться.
  3. Потеря контакта со своим истинным Я. Стремление оправдать завышенные ожидания окружающих.
  4. Стремление избежать любых ошибок.

Мигрень.

  1. Ненависть к принуждению. Сопротивление ходу жизни.
  2. Мигрени создаются людьми, которые хотят быть совершенными, а также теми, у кого накопилось много раздражения в этой жизни.
  3. Сексуальные страхи.
  4. Враждебная завистливость.
  5. Мигрень развивается у человека, который не дает себе права быть самим собой.

Горло: болезни.

  1. Неспособность постоять за себя. Проглоченный гнев. Кризис творчества. Нежелание измениться. Проблемы с горлом возникают от чувства, что мы «не имеем права», и от ощущения собственной неполноценности.
  2. Горло, кроме того, представляет собой участок организма, где сосредоточена вся наша творческая энергия. Когда мы сопротивляемся переменам, у нас чаще всего появляются проблемы с горлом.
  3. Нужно дать себе право делать то, что хочется, не виня себя и не боясь потревожить других.
  4. Больное горло — это всегда раздражение. Если ему сопутствует простуда, то, помимо этого, еще и замешательство.
  1. Вы воздерживаетесь от грубых слов. Чувствуете неспособность выразить себя.
  2. Чувствуете гнев от того, что не можете справиться с какой-либо ситуацией.
Ларингит. Злость мешает говорить. Страх мешает высказаться. Надо мной довлеют.
Тонзиллит. Страх. Подавленные эмоции. Заглушенное творчество. Убежденность в своей неспособности говорить за себя и самостоятельно добиваться удовлетворения своих нужд.
Грыжа. Прерванные отношения. Напряжение, отягощенность, неправильное творческое самовыражение.

Детские болезни. Вера в календари, социальные концепции и надуманные правила. Взрослые вокруг ведут себя как дети.

Аденоиды. Ребенок, чувствующий себя нежеланным.

Астма у детей. Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.

Глазные болезни. Нежелание видеть, что происходит в семье.

Отит (воспаление наружного слухового прохода, среднего уха, внутреннего уха). Гнев. Нежелание слушать. В доме шум. Родители ссорятся.

Привычка грызть ногти. Безысходность. Самоедство. Ненависть к одному из родителей.

Стафилококк у детей. Непримиримое отношение к миру и к людям у родителей или у предков.

Рахит. Эмоциональный голод. Потребность в любви и защите.

Роды: отклонения. Кармическое.

Диабет.

  1. Тоска по несбывшемуся. Сильная потребность в контроле. Глубокое горе. Не осталось ничего приятного.
  2. Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь. Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.
  3. Попытки контролировать, нереальные ожидания всеобщего счастья и печаль до степени безысходности от того, что это неосуществимо. Неумение жить своей жизнью, потому что не позволяет (не умеет) радоваться и получать удовольствие от своих жизненных событий.

Дыхательные пути: болезни.

  1. Боязнь или отказ вдыхать жизнь полной грудью. Не признаете своего права занимать пространство или вообще существовать.
  2. Страх. Сопротивление переменам. Недоверие к процессу перемен.
  1. Неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий. Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.
  2. Человеку с астмой кажется, что у него нет права дышать самому. Дети-астматики — это, как правило, дети с высокоразвитой совестью. Они за все принимают вину на себя.
  3. Астма возникает, когда в семье подавленные чувства любви, подавленный плач, ребенок испытывает перед жизнью страх и не хочет больше жить.
  4. Астматики выражают больше негативных эмоций, чаще гневаются, обижаются, таят злобу и жажду отмщения по сравнению со здоровыми людьми.
  5. Астма, проблемы с легкими бывают вызваны неумением (или нежеланием) жить самостоятельно, а также недостатком жизненного пространства. Астма, судорожно сдерживая входящие из внешнего мира воздушные потоки, свидетельствует о страхе перед откровенностью, искренностью, перед необходимостью принимать то новое, что несет каждый день. Обретение доверия к людям, является важной психологической составляющей, способствующей выздоровлению.
  6. Подавляемые сексуальные желания.
  7. Хочет слишком многого; берет больше, чем следует и отдает с большим трудом. Хочет казаться более сильным, чем есть и тем вызвать любовь к себе.

Гайморит.

  1. Подавленная жалость к себе.
  2. Затянувшаяся ситуация «все против меня» и неспособность справиться с этим.
Насморк. Просьба о помощи. Внутренний плач. Вы — жертва. Непризнание собственной ценности.

Носоглоточные выделения. Детский плач, внутренние слезы, ощущение жертвы.

Носовые кровотечения. Потребность в признании, желание любви.

Синусит. Раздражение, вызванное одним из близких.

Желчно-каменная болезнь.

  1. Горечь. Тяжелые мысли. Проклятия. Гордость.
  2. Ищут плохое и находят его, ругают кого-то.

Желудочные болезни.

  1. Ужас. Боязнь нового. Неспособность усваивать новое. Не знаем, как ассимилировать новую жизненную ситуацию.
  2. Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть к другим и к себе, недовольство собой и своей судьбой. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и «забыть» их вместо осмысления, осознания и разрешения могут стать причиной различных желудочных расстройств.
  3. Желудочные функции расстраиваются у людей, которые стыдливо реагируют на свое желание получить помощь или проявление любви со стороны другого человека, желание опереться на кого-либо. В других случаях конфликт выражается в чувстве вины из-за желания отобрать силой что-либо у другого. Причина, объясняющая, почему желудочные функции столь уязвимы для подобного конфликта, заключается в том, что еда представляет собой первое явное удовлетворение рецептивно-собирательного желания. В мыслях ребенка желание быть любимым и желание быть накормленным связаны очень глубоко. Когда в более зрелом возрасте желание получить помощь от другого вызывает стыд или застенчивость, что нередко в обществе, главной ценностью которого считается независимость, желание это находит регрессивное удовлетворение в повышенной тяге к поглощению пищи. Эта тяга стимулирует секрецию желудка, а хроническое повышение секреции у предрасположенного индивида может привести к образованию язвы.

Гастрит.

  1. Затянувшаяся неопределенность. Чувство обреченности.
  2. Раздражение.
  3. Сильная вспышка гнева в ближайшем прошлом.
  1. Страх. Тиски страха.
  2. Изжога, избыток желудочного сока свидетельствует о вытесненной агрессивности. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в действие активного отношения к жизни и обстоятельствам.

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки.

  1. Страх. Твердая уверенность, что вы ущербны. Мы боимся, что недостаточно хороши для своих родителей, боссов, учителей и т.д. Мы буквально не можем переварить того, что мы из себя представляем. Мы то и дело стараемся угодить другим. Неважно, какой пост вы занимаете на работе, у вас может совершенно отсутствовать чувство собственного достоинства.
  2. Почти у всех страдающих язвой пациентов существует глубокий внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности, которую они высоко ценят, и заложенной с детских лет потребностью в защите, поддержке и опеке.
  3. Это люди, пытающиеся доказать всем свою нужность и незаменимость.
  4. Зависть.
  5. Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздражительностью, повышенной исполнительностью и обостренным чувством долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и вместе с этим повышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.
  6. Тревожность, ипохондрия.
  7. Подавляемое чувство зависимости.
  8. Раздражение, возмущение и одновременно беспомощность от попыток изменить себя, подстроив под чьи-то ожидания.

Зубы: болезни.

  1. Продолжительная нерешительность. Неспособность распознавать идеи для их последующего анализа и принятия решений. Потеря способность уверенно погружаться в жизнь.
  2. Страх.
  3. Боязнь неудачи, до потери веры в себя.
  4. Нестойкость желаний, неуверенность в достижении избранной цели, осознание непреодолимости жизненных трудностей.
  5. Проблема с зубами говорит тебе о том, что пора переходить к действиям, конкретизировать свои желания и приступать к их осуществлению.
Десны: заболевания. Неспособность выполнять решения. Отсутствие четко выраженного отношения к жизни.

Кровотечение десен. Отсутствие радости по поводу решений, принятых в жизни.

Инфекционные заболевания. Слабость иммунитета.

  1. Раздражение, гнев, досада. Отсутствие в жизни радости. Горечь.
  2. Пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.
  3. Слабость иммунитета вызвана следующими причинами:
    - Нелюбовь к себе;
    - Заниженная самооценка;
    - Самообман, предательство себя, поэтому отсутствие душевного спокойствия;
    - Безнадежность, уныние, отсутствие вкуса жизни, склонность к суициду;
    - Внутренний разлад, противоречия между желаниями и делами;
    - Иммунная система связана с самоидентичностью, — нашей способностью отличать свое от чужого, отделять «Я» от «не Я».

Камни. Могут образовываться в желчном пузыре, почках, простате. Как правило, появляются у людей, которые долго вынашивают в себе какие-то тяжелые мысли и чувства, связанные с неудовлетворенностью, агрессией, завистью, ревностью и т. д. Человек боится, что об этих мыслях догадаются окружающие. Человек жестко ориентирован на свое эго, волю, желания, совершенство, способности и интеллект.

Киста. Постоянное прокручивание в голове прежних обид. Неправильное развитие.

Кишечник: проблемы.

  1. Страх перед избавлением от всего отжившего и ненужного.
  2. Человек делает поспешные выводы о действительности, отвергая ее всю, если его не устраивает лишь часть.
  3. Раздражительность из-за неспособности интегрировать противоречивые аспекты реальности.
Аноректальное кровотечение (наличие крови в испражнениях). Гнев и разочарование. Апатия. Сопротивление чувствам. Подавление эмоций. Страх.

Геморрой.

  1. Боязнь не уложиться в отведенное время.
  2. Гнев в прошлом. Отягощенные чувства. Неумение избавляться от накопившихся проблем, обид и эмоций. Радость жизни тонет в гневе и грусти.
  3. Страх перед расставанием.
  4. Подавленный страх. Должен делать нелюбимую работу. Нужно что-то срочно доделать, чтобы получить определенные материальные блага.
  1. Нежелание расставаться с устаревшими мыслями. Увязание в прошлом. Иногда в язвительности.
  2. Запоры свидетельствуют об избытке накопленных чувств, представлений и переживаний, с которыми человек не может или не желает расстаться, не может освободить место для новых.
  3. Склонность драматизировать какое-то событие в своем прошлом, неспособность разрешить ту ситуацию (завершить гештальт)

Синдром раздраженного толстого кишечника.

  1. Инфантильность, заниженная самооценка, склонность к сомнениям и самообвинению.
  2. Тревожность, ипохондрия.

Колики. Раздражение, нетерпение, недовольство окружением.

Колиты. Неуверенность. Символизирует способность легко расставаться с прошлым. Боязнь что-то выпустить из рук. Ненадежность.

Метеоризм.

  1. Зажатость.
  2. Страх потерять значимое или оказаться в безвыходном положении. Беспокойство о будущем.
  3. Нереализованные идеи.

Несварение. Животный страх, ужас, беспокойное состояние. Ворчание и жалобы.

Отрыжка. Страх. Слишком жадное отношение к жизни.

Понос. Страх. Отказ. Убегание.

Слизистая толстой кишки. Наслоение устаревших путаных мыслей забивают каналы удаления шлаков. Вы топчетесь в вязкой трясине прошлого.

Кожа: болезни. Отражает то, что человек думает о себе, способность ценить себя перед лицом окружающего мира. Человек стыдится самого себя, придает слишком большое значение мнению окружающих. Отвергает себя, как его отвергают окружающие.

  1. Беспокойство. Страх. Застарелый осадок в душе. Мне угрожают. Боязнь, что тебя обидят.
  2. Потеря самоощущения. Отказ принимать на себя ответственность за собственные чувства.
Абсцесс (гнойник). Беспокоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести.
Герпес простой. Сильнейшее желание делать все плохо. Невысказанная горечь.

Грибок. Отсталые убеждения. Нежелание расставаться с прошлым. Ваше прошлое довлеет над настоящим.

Зуд. Желания, идущие вразрез с характером. Неудовлетворенность. Раскаяние. Стремление выбраться из ситуации.

Нейродермит. Пациент с нейродермитом имеет выраженное стремление к физическому контакту, подавленное сдержанностью родителей, поэтому он имеет нарушения в органах контакта.

Ожоги. Гнев. Внутреннее кипение.

Псориаз.

  1. Страх быть обиженным, раненым.
  2. Умертвление чувств и себя. Отказ принять ответственность за свои собственные чувства.

Угри (прыщи).

  1. Несогласие с собой. Отсутствие любви к себе;
  2. Признак подсознательного желания оттолкнуть других, не дать себя рассматривать. (т.е недостаточно самоуважения и принятия себя и своей внутренней красоты)
Фурункул. Какая-то конкретная ситуация отравляет человеку жизнь, вызывая интенсивные чувства гнева, тревоги и страха.

Шея: болезни.

  1. Нежелание видеть другие стороны вопроса. Упрямство. Отсутствие гибкости.
  2. Делает вид, что беспокоящая ситуация нисколько его не беспокоит.
  1. Непримиримый антагонизм. Психические срывы.
  2. Неуверенность в своем будущем.

Кости, скелет: проблемы. Человек ценит себя только за то, что оказывается полезным окружающим.

  1. Чувство, что тебя не любят. Критика, обида.
  2. Не могут сказать «нет» и обвиняют других в том, что их эксплуатируют. Для таких людей важно научиться говорить «нет», если это необходимо.
  3. Артритик — тот, кто всегда готов атаковать, но подавляет в себе это стремление. Имеется значительное эмоциональное влияние на мускульное выражение чувств, которое при этом исключительно сильно контролируется.
  4. Желание наказания, порицание себя. Состояние жертвы.
  5. Человек слишком строг к себе, не дает себе расслабиться, не умеет выразить свои желания и потребности. Слишком хорошо развит «внутренний критик».
Грыжа межпозвонковых дисков. Ощущение, что жизнь полностью лишила вас поддержки.
Искривление позвоночника. Неспособность плыть по течению жизни. Страх и попытки удержать устаревшие мысли. Недоверие к жизни. Отсутствие цельности натуры. Никакой смелости убеждений.

Поясница боли. Нереализованные ожидания в сфере межличностных отношений.

Радикулит. Лицемерие. Страх за деньги и за будущее.

Ревматоидный артрит.

  1. Крайне критическое отношение к проявлению силы. Чувство, что на вас взваливают слишком много.
  2. В детстве у этих пациентов, наблюдается определенный стиль воспитания, направленный на подавление выражения эмоций с акцентом на высокие моральные принципы, можно предположить, что постоянно, с детства подавляемое торможение агрессивных и сексуальных импульсов, а также наличие чрезмерно развитого Суперэго формирует малоадаптивный защитный психический механизм — репрессия. Этот защитный механизм предполагает сознательное вытеснение беспокоящего материала (негативных эмоций, в т.ч. тревоги, агрессии) в область подсознательного, что в свою очередь способствует возникновению и нарастанию ангедонии и депрессии. Преобладающими в психоэмоциональном состоянии становятся: ангедония — хронический дефицит чувства удовольствия, депрессия — целый комплекс ощущений и чувств, из которых для ревматоидного артрита наиболее характерны низкая самооценка и чувство вины, ощущение постоянного напряжения, т.к. механизм подавления препятствует свободному выходу психической энергии, нарастание внутренней, скрытой агрессивности или враждебности. Все эти негативные эмоциональные состояния при длительном существовании способны вызвать дисфункции в лимбической системе и других эмоциогенных зонах гипоталамуса, изменение активности в серотонинергической и допаминергической неромедиаторных системах, что в свою очередь приводит к определенным сдвигам в иммунной системе, и вместе с обнаруженным у этих пациентов эмоционально зависимым напряжением в околосуставных мышцах (вследствие постоянно подавляемого психомоторного возбуждения) может служить психическим компонентом всего механизма развития ревматоидного артрита.

Спина: болезни нижней части.

  1. Страх из-за денег. Отсутствие финансовой поддержки.
  2. Страх бедности, материального неблагополучия. Вынужден делать всё сам.
  3. Боязнь быть использованным и ничего не получить взамен.

Спина: болезни средней части.

  1. Чувство вины. Внимание приковано ко всему тому, что в прошлом. «Оставьте меня в покое».
  2. Убежденность, что никому нельзя доверять.

Спина: болезни верхней части. Отсутствие моральной поддержки. Чувство, что тебя не любят. Сдерживание чувства любви.

Кровь, вены, артерии: заболевания.

  1. Отсутствие радости. Отсутствие движения мысли.
  2. Неумение прислушиваться к собственным потребностям.

Анемия. Дефицит радости. Страх перед жизнью. Вера в собственную ущербность лишает радости жизни.

Артерии (проблемы). Проблемы с артериями — неумение радоваться жизни. Не умеет прислушиваться к своему сердцу и создавать ситуации, связанные с радостью и весельем.

Атеросклероз.

  1. Сопротивление. Напряженность. Отказ видеть хорошее.
  2. Частые огорчения из-за острой критики.

Варикозное расширение вен.

  1. Пребывание в ненавистной вам ситуации. Неодобрение.
  2. Чувство перегруженности и задавленности работой. Преувеличение серьезности проблем.
  3. Неумение расслабиться из-за чувства вины при получении удовольствия.

Гипертония, или гипертензия (повышенное давление).

  1. Самоуверенность — в том смысле, что готов взять на себя слишком много. Столько, сколько не в состоянии выдержать.
  2. Между чувством тревоги, нетерпением, подозрительностью и риском возникновения гипертонической болезни существует прямая связь.
  3. По причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Все это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца.
  4. Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело. Пациенты с высоким артериальным давлением подавляют в себе в основном такие эмоции, как гнев, враждебность и ярость.
  5. К гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. У человека, которого подавляют, игнорируют, развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду».
  6. Хронически готовые к борьбе гипертоники имеют дисфункцию аппарата кровообращения. Они подавляют свободное выражение неприязни по отношению к другим людям из-за желания быть любимыми. Их враждебные эмоции бурлят, но не имеют выхода. В юности они могут быть забияками, но с возрастом замечают, что отталкивают от себя людей своей мстительностью и начинают подавлять свои эмоции.

Гипотония, или гипотензия (пониженное давление).

  1. Уныние, неуверенность.
  2. В тебе убили способность самостоятельно творить свою жизнь и влиять на мир.
  3. Дефицит любви в детстве. Пораженческое настроение: «Все равно ничего не получится».

Гипогликемия (понижение содержания глюкозы в крови). Подавленность тяготами жизни. «Кому это надо?»