Фредерик стендаль биография кратко. Биография стендаля

Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.

Детство и юность

Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.

Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:

«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».

В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением .


В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.

В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.

Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.

Творчество

После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.


За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.


Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.


В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.


В этом же году для писателя начинается новая жизнь. Он поступает на службу в консульство Триесты, после чего следует перевод в Чивитавеккию, где романист пробудет всю оставшуюся жизнь. Он практически забросил литературу. Работа отнимала много времени, и город не давал вдохновения для творчества. Самым значимым произведением в этот период стала «Пармская обитель» - последний законченный роман, изданный при жизни писателя. Стремительно развивающаяся болезнь забрала последние силы.

Личная жизнь

В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.


Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери

Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.

Смерть

С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.


Стендаль умирает во французской столице, когда прогуливается по улицам города, в 1842 году. Мистическим образом он сам себе предсказывает такую смерть за несколько лет до этого. Сегодня причиной смерти ученые указывают инсульт. Это был второй удар, поэтому организм не выдержал. В своем завещании писатель изъявил последнюю волю относительно надгробия. Там должна быть выбита эпитафия на итальянском языке:

«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.

Цитаты Стендаля

«Гибкость ума может заменить красоту».
«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».
«Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».

Библиография

  • 1827 – «Арманс»
  • 1829 – «Ванина Ванини»
  • 1830 – «Красное и черное»
  • 1832 – «Воспоминания эгоиста»
  • 1834 – Люсьен Левен»
  • 1835 – «Жизнь Анри Брюлара»
  • 1839 – «Ламьел»
  • 1839 – «Чрезмерная благосклонность губительна»
  • 1839 – «Пармская обитель»

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Анри Мари Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле.

Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир», ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 22 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 году, всего за несколько лет до Великой Французской революции. Семья Бейль была состоятельной. Отец будущего писателя была адвокатом. Мать скончалась, когда ему было всего 7 лет. Воспитанием мальчика занимался его дедушка Анри Ганьон. Будучи образованным человеком, месье Ганьон стремился дать образование и своему внуку. Именно дед приучил маленького Анри Мари к чтению. Любовь к книгам породила любовь к сочинительству, которым мальчик начал заниматься тайком от всех в очень раннем возрасте.

Все члены семьи Бейль были ярыми монархистами. Казнь французского короля стала настоящим кошмаром для родных Анри. Только будущий писатель радовался этой смерти и даже плакал от восторга.

В 1796 году Анри Мари отдали в школу. Любимым предметом мальчика была, как ни странно, математика, а не литература или родной язык. Позже писатель, вспоминая своё детство, признавался, что больше всего ненавидел в людях лицемерие. Математику он полюбил потому, что это точная, а значит, не предполагающая лицемерия наука.

В конце 1790-х годов Стендаль переехал в Париж. В столице он планировал поступить в Политехническую школу. Однако вместо школы будущий писатель поступил на военную службу, чему содействовал его влиятельный родственник. До 1812 года Наполеон был кумиром Стендаля. Вместе с войсками Бонапарта будущий писатель посетил Италию. Удалось ему побывать и в России, где Стендаль чуть не погиб. Несмотря на то, что русские были врагами, писатель не испытывал к ним ненависти, восхищаясь их патриотизмом и героизмом.

Вернувшись домой, Стендаль увидел свою родину разорённой. Он винил Наполеона в разорении Франции. Больше Стендаль не считал Бонапарта своим кумиром и искренне стыдился своей национальности. Когда Наполеона отправили в изгнание, писатель тоже решил покинуть страну и переехал в Италию, считая её более свободолюбивой. В те годы в Италии широкое распространение получило движение карбонариев, боровшихся за освобождение своей родины от австрийского господства. Стендаль принял активное участие в освободительном движении, за что дважды приговаривался к смертной казни. Писателю доводилось жить и в Англии. Его жизнь за границей зависела от случайных заработков. С 1820-х годов Анри Мари Бейль впервые стал подписываться своим псевдонимом.

Стендаль решил вернуться на родину в 1830 году, чтобы поступить на государственную службу. В том же 1830 году его назначили на должность консула и отправили в Триест. Однако австрийских властей беспокоило «тёмное» прошлое нового консула, в связи с чем писателя перевели в Чивитавеккью. Жалование было более чем скромным, но Стендаль не хотел вновь покинуть полюбившуюся ему страну и остался в должности консула до конца своих дней.

Слабое здоровье нередко вынуждало писателя возвращаться на родину, взяв длительный отпуск. Один из отпусков продлился 3 года (1836-1839). Последние годы жизни Стендаля были особенно тяжёлыми: сифилис, которым писатель заразился в юности, проявлялся в виде невозможности полноценно работать и слабости. В 1841 году писатель в очередной раз приехал в Париж, где у него случился инсульт. Не имея возможности записывать самостоятельно, Стендаль диктовал свои произведения, продолжая сочинять до самой смерти в марте 1842 года.

Люди, близко знавшие Стендаля, говорят о нём как о человеке скрытном и любящем уединение и одиночество. Писатель обладал ранимой и тонкой душой. Одной из отличительных черт его характера была ненависть к тирании. При этом писатель сомневался в любом освободительном движении. Он искренне сочувствовал и даже помогал карбонариям, но не верил, что их усилия дадут положительные результаты. Между угольщиками не было единства: одни мечтали о республике, другие хотели видеть в своей стране монархию.

Италия стала для великого французского писателя второй родиной. Он полюбил итальянцев, считая их, в отличие от своих соотечественников, более искренними. Интроверту Бейлю намного ближе была итальянская необузданность и решительность, чем характерные для Франции XIX века сдержанность и лицемерие. Итальянских женщин писатель находил более привлекательными и пережил с ними не одно любовное приключение. Даже на своём могильном камне Стендаль хотел видеть надпись: «Энрико Бейль, миланец».

Эстетические требования

Стендаль начал свою литературную деятельность в очень раннем возрасте. За многие годы упорной работы над своим стилем, писатель смог выработать свои собственные концепции, которым стремился следовать, работая над очередным романом.

Страстный характер

Видный персонаж в центре

В центре каждого произведения должен стоять яркий, «страстный» образ. Этот персонаж предпочитает быть в оппозиции, не соглашаясь с несправедливостью и насилием. Главный герой непременно должен любить, иначе вся его борьба становится просто бессмысленной.

Сам автор не считает своих персонажей романтиками, несмотря на наличие явных признаков романтического героя. По мнению Стендаля, созданные им литературные образы являются исследователями и деятелями. Романтик же не способен ни на что, кроме «благородного гнева».

Точность и простота

Произведения великого французского писателя отличаются простотой и лаконизмом. Любовь Стендаля к математике в школьные годы отразилась во всех его романах. Писатель полагал, что читатель должен видеть в книге не пафос и непонятные ему описания внутреннего мира персонажа, а точный анализ, благодаря которому любой человек сможет понять происходящее с главным героем.

Концепция историзма

Для Стендаля неприемлемо изображение человека вне обстоятельств, как у писателей-романтиков, или человека вообще, как у писателей-классиков. Читатель должен знать, в какую эпоху живёт главный герой, и какое место он занимает среди своих современников. Персонажей нельзя «вырывать» из исторического контекста. Все они – люди своего времени. Эпоха, которой они принадлежат, сложила их характер. Только имея представления об историческом контексте, читатель может понять, что именно движет главным героем, становится мотивом его действий.

В следующей статье вы можете прочитать краткое содержание , рассказывающий историю любви Жюльена Сореля, которая и погубила его впоследствии.

Еще один выдающийся роман , который, к тому же является его последним завершенным романом, события которого происходят после завершения эпохи правления Наполеона.

Красное, чёрное, белое

Имя Стендаля традиционно связано с романом «Красное и чёрное». Роман был создан в 1830 году на основе реальных событиях. Литературоведы долгое время не могли понять, почему автор дал роману именно такое название. Оба цвета напоминают о трагедии, кровопролитиях и смерти. А сочетание красного и чёрного ассоциируется с обивкой гроба. Само название настраивает читателя на трагический финал.

Через 5 лет после написания своего первого гениального романа Стендаль создаёт произведение с похожим названием – «Красное и белое». Сходство названий не случайно. Кроме того, заглавие и содержание нового романа в некоторой степени объясняют заголовок предыдущего. Под чёрным цветом, скорее всего, подразумевалась не смерть, а низкое происхождение главного героя Жюльена Сореля. Белый цвет указывает на элиту, выходцем из которой был Люсьен Левен, главный герой второго романа. Красный цвет – символ нелёгкого, тревожного времени, в которое приходится жить двум главным героям.

Один из крупнейших реалистов XIX века – Стендаль (1783 – 1842) – писатель необычной творческой судьбы. Рано осознав свое литературное призвание, он выступил с первым художественным произведением лишь к сорока пяти годам. К правде, которую он хотел высказать о человеческой личности и своем веке, он шел через долгие годы скитаний, политической борьбы, через драмы своего беспокойного сердца и размышления над книгами философов и ученых, через учебу у тех писателей прошлого, перед которыми преклонялся, и критическое осмысление достигнутого современниками. Он был не просто очевидцем, но непосредственным участником общественных потрясений, менявших облик Франции: поворотные вехи французской истории оказались вехами его собственной "биографии, его развития как мыслителя и художника. Вступив на путь писательских поисков еще на рубеже XVIII – XIX веков, Стендаль вплоть до падения Империи переживает период литературного ученичества. Неоконченные рукописные наброски, оставшиеся от первых проб пера, опубликованы лишь посмертно. Не менее долгим был и период окончательного созревания общественно -философских и литературно-эстетических воззрений Стендаля, растянувшийся почти на полтора десятилетия – от 1814 года до последних лет Реставрации. В эти годы он пишет по преимуществу публицистические и критические статьи, философские сочинения, книги об искусстве, путевые очерки. В канун Июльской революции Стендаль, наконец, приступает к созданию своих романов и повестей. Последние 15 лет его жизни – пора творческих свершений, время расцвета его самобытного, но медленно складывавшегося дарования. Фридерик Стендаль – литературный псевдоним Анри Бейля. Он родился в Гренобле 23 января 1783-го года в семье адвоката местной судебной палаты. Мать его умерла рано, навсегда заронив в память будущего писателя облик мечтательной, нежной женщины, слишком хрупкой, чтобы долго выносить обстановку чванства и холодной расчетливости, царившую в доме ее мужа. Воспитанный дедом, вольнодумцем и поклонником просветителей, Стендаль рос дерзким с домашними, строптивым юношей, не без остроумия издевавшимся над ханжеством прописных: истин и религиозных заповедей, которые напрасно старался вбить в голову своему подопечному наставник - иезуит. Школа, преобразованная согласно республиканским декретам, окончательно вырвала его из-под духовного влияния семьи: здесь вместо катехизиса он жадно впитывал идеи сенсуалистов и материалистов XVIII века, вместо традиционной риторики пристрастился к механике и математике. В 1799-ом году, получив на выпускных экзаменах награду по математике, Стендаль уехал в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но в столице он сразу же окунулся в круговорот артистической жизни, решил повременить с учением и вскоре поступил на службу в военное министерство. В 1801-ом году он принял участие в итальянском походе Наполеона, побывал в сражениях, впервые узнал и на всю жизнь полюбил Италию. Однако долго оставаться в армии Стендаль, мечтавший, по его собственным записям в дневнике, о «славе величайшего французского поэта», равного Мольеру, не собирался. Выйдя в отставку, он вернулся в Париж, поселился в недорогой мансарде и взялся за книги. В течение 1802 – 1805-ого годов он самостоятельно осваивает огромное наследие французской литературы, штудирует труды античных мыслителей, Монтеня, философов XVIII века, изучает итальянский и английский языки, берет уроки актерского искусства, основательно знакомится с иностранными классиками – Шекспиром, Филдингом, Данте и другими. Стендаль не просто читатель – он настойчиво пытается проникнуть в творческие секреты великих мастеров, записывая свои мысли на полях книг, на отдельных листках и в тетрадях, высказывая их в письмах к друзьям и сестре Полине. Обнаруженные среди его рукописей, эти заметки увидят свет позже, в XX веке, составив несколько томов («Письма к сестре Полине», «Дневники», «Мысли. Новая философия»). Традиции вольномыслия XVIII века, воспоминания о событиях и людях недавней революции помогают двадцатилетнему Стендалю определить достаточно четко свои политические позиции. Незаурядная личность, полководческий и административный талант императора не могли не привлекать Стендаля, что отнюдь не мешало ему «ненавидеть тиранию Наполеона, похитившего свободу у Франции», ловко подменившего «энтузиазм, порожденный революцией», «энтузиазмом по отношению... к себе и своим низменным интересам». В 1804-ом году во время суда над генералом-республиканцем Моро, ложно обвиненным в заговоре и изгнанным из страны, Стендаль набросал черновик листовки, обращенной к народу Франции. Однако надежды на близкое восстание солдат и рабочих, выраженные в ней, не оправдались. Стендаль продолжает упорно учиться и работать над сочинениями, благодаря которым он хочет «стать полезным нации, разрушая господство тиранов над ней». Среди многочисленных незавершенных опытов молодого Стендаля выделяются комедии «Двое» и «Летелье». Первая была задумана как традиционная комедия о двух типах воспитания – философском воспитании в духе Просвещения и.вновь входившем в моду во времена Империи воспитании религиозном, которое развивало в учениках ханжество и послушание. В центре комедии «Летелье», которая начата в 1804-ом году и к которой Стендаль возвращался вплоть до 30-х годов, стоял клерикальный журналист - ловкач, «современный Тартюф». Ни одному из ранних замыслов Стендаля не было суждено завершиться: не хватало жизненного опыта, мастерства. В дополнение ко всему Стендаль испытывал денежные затруднения. Несколько месяцев службы в торговом доме в Марселе внушили ему отвращение к карьере коммерсанта. Тяготясь бездействием, понимая несбыточность своих надежд на близкое торжество «благородных и республиканских принципов», он в 1806-ом году вновь вступил в армию. Открывается новый этап в биографии писателя, охватывающий 8 лет и давший ему богатейший жизненный опыт. После нескольких лет, проведенных за книгами, для Стендаля наступили чрезвычайно важные в его биографии годы странствий, годы непосредственной учебы у жизни. Книжные знания проверяются и корректируются изучением реальной действительности. С 1806 по 1814 год в качестве интенданта наполеоновской армии он исколесил военные дороги Европы, узнав то, чему не могли научить никакие книги. «О том, что я видел, пережил, писатель - домосед не догадался бы и в тысячу лет», – писал Стендаль в одном из писем. С 1805 года Наполеон ведет непрерывные войны, Стендаль становится их участником. Должность военного чиновника имела огромные преимущества для «наблюдателя человеческих характеров». Стендаль изнутри изучил работу всех колесиков государственной и военной машины Империи, столкнулся со своекорыстием и наглостью ее руководителей, взяточничеством генералитета, наживавшегося за счет солдатского обмундирования и пайка. На полях сражений он видел, как ведут себя люди перед лицом смерти. В оккупированных странах он не раз наблюдал, как правящие круги готовы пойти на любое-унижение перед захватчиком ради своего благосостояния, тогда как простые крестьяне и ремесленники оставались хранителями подлинного патриотизма. Годы скитаний Стендаля завершил русский поход 1812 года. Свидетель Бородинского сражения, потрясенный очевидец пожара Москвы и последующего отступления французской армии, постепенно превращавшейся в полчище разложившихся мародеров. Стендаль вернулся домой, разбитый усталостью, проникнутый презрением к наполеоновской военщине, твердо решивший сменить шпагу офицера на перо литератора. «Я пал вместе с Наполеоном в 1814 году, – писал он и добавлял, – лично мне это падение доставило только удовольствие». Не желая оставаться в Париже, куда в обозе иностранных полков вернулись из изгнания Бурбоны, и отказавшись от места, предложенного ему новым правительством, Стендаль надолго покинул родину и уехал в Италию. Обосновавшись в августе 1814 года в Милане, Стендаль прожил в Италии вплоть до 1821 года, лишь изредка совершая непродолжительные наезды в Париж, в родной Гренобль, в Лондон. Он ведет жизнь свободного любителя живописи, музыки, литературы, часто отправляется путешествовать из города в город. Стендаль сближается с вождями карбонариев, встречается с Байроном, сотрудничает в журнале «Кончильяторе» – органе кружка итальянских романтиков. Выходят его первые книги. Вообще, в Италии будущий писатель находит свой путь в русле борьбы за утверждение нового для XIX века искусства – романтического. Именно в Италии состоялись первый публикации Стендаля: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), путевые очерки «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817). Смысл его «итальянских» произведений нередко оказывается шире тематических рамок. Это прежде всего касается книги «История живописи в Италии», в которой развивается мысль об исторической обусловленности представлений людей о красоте и о том, что античный идеал прекрасного нельзя рассматривать как единственно возможный для всех народов и на все времена. В христианском мире критерии красоты связаны прежде всего с духовным, нравственным началом в человеке, поэтому в искусстве нового времени, как никогда прежде, значимо воссоздание внутреннего мира личности. Здесь же, в Италии, Анри Бейль становится Стендалем. В 1817 году выходит его книга «Рим, Неаполь и Флоренция», автор которой обозначен на титульном листе как «г-н Стендаль, кавалерийский офицер». С этого момента псевдоним Стендаль (от названия небольшого городка Stendal в Пруссии; Бейль добавляет к нему лишь одну букву – Stendhal) остается за автором до конца его творческого пути. Живя в Италии, Стендаль имеет возможность наблюдать события литературной борьбы, которой сопровождалось становление романтизма в этой стране. В одном из писем 1818 года он сообщает своему корреспонденту: «...Война романтиков и классиков в Милане доходит до бешенства... Каждую неделю появляется какая-нибудь острая брошюра; я неистовый романтик, это значит, что я за Шекспира, против Расина, и за лорда Байрона, против Буало». Стендаль сближается с итальянскими романтиками. Ему импонируют особенности итальянского романтизма – связь с республиканизмом и национально-освободительным движением. В последний год миланского периода писатель работает над книгой «О любви», которая будет опубликована уже в Париже в 1822 году. В предисловии это сочинение названо автором «путешествием по малоизведанным областям человеческого сердца». Книга, по существу, продолжает и развивает идею, намеченную в «Истории живописи в Италии»: современному искусству следует обратиться прежде всего к внутреннему миру человека, чтобы исследовать его во всех проявлениях. Иронические замечания о Священном союзе, изобилующие в его книгах, замаскированный республиканизм и открытые насмешки над религией привлекают к Стендалю внимание австрийской полиции и шпионов инквизиции. Эти обстоятельства, а также разгром движения карбонариев, среди вождей которого было немало друзей Стендаля, не позволяют писателю оставаться в Италии. Не чувствуя себя больше в Милане в безопасности, он возвращается в Париж. Когда летом 1821 года Стендаль вернулся в Париж, родина встретила его неприветливо. Пошатнулось до сих пор довольно сносное материальное положение отставного военного чиновника на половинном окладе. Полиция, до которой дошли слухи о связях Стендаля с карбонариями, подозрительно следит за ним. Во Франции свирепствуют суды; только что был раскрыт республиканский заговор, среди участников которого немало друзей юности Стендаля. В журналистике царит холопское прислужничество перед двором и иезуитами, в литературе – слепое поклонение обветшавшим образцам XVII века, в философии – туманное пустословие приверженцев трона и алтаря. Лишь в немногих салонах оппозиции (один из них – салон Эжена Делеклюза, где чаще всего и бывал Стендаль) можно услышать свободное слово, оказанное без оглядки на церковные авторитеты и полицейские предписания. Здесь Стендаль встречает своего будущего соратника и друга Мериме, памфлетиста Курье, Беранже, В. Жакмона и других представителей оппозиции. Сам Стендаль активно включается в литературную жизнь Парижа. Вскоре вокруг него сплачивается кружок молодых свободомыслящих литераторов, рвавшихся в бой против Реставрации, ее идей, ее искусства, ее морали. Стендаль сотрудничает во многих оппозиционных изданиях, выступает с брошюрами, посвященными литературным и общественно-политическим проблемам, выпускает книги: «Жизнь Россини» (1823), новое издание «Рима, Неаполя и Флоренции» (1826), «Прогулки по Риму» (1829). Особое место в наследии Стендаля-публициста занимают статьи, которые он публиковал в английской печати: они представляют собой остро разоблачительную, нередко приближающуюся к сатирическому памфлету хронику политических нравов, интеллектуальной жизни и литературной борьбы во Франции тех лет. Размышления над искусством и философскими трудами, поглощавшие в Италии большую часть его времени и сил, уступили место деятельности журналиста, исследующего современность во всей ее низменности и величии. В публицистике Стендаля уже заметен почерк художника, чья цель – не ограничиваясь социально-политическими оценками, изучить нравы, духовную атмосферу, манеру мышления и поступков, принятую в обществе. Первая половина 20- х годов ознаменована для Стендаля выходом в свет двух выпусков его памфлета – литературного манифеста «Расин и Шекспир» (1823 – 1825). Трактат «Расин и Шекспир» вошел в историю французской литературы как один из манифестов романтической драматургии, произведение, подводившее итоги борьбы романтиков и классицистов и предначертавшего программу искусства. Сам же Стендаль проявил себя в этом сочинении как активный участник парижских «романтических боев», подобных «войне романтиков и классиков», которую он наблюдал и которой сочувствовал несколько лет назад в Милане. Таким образом, основное содержание второго этапа творческой эволюции Стендаля (с 1814 до середины 1820-х годов) – это эстетические поиски в русле романтизма. Приобщение к романтической эстетике дает серьезную опору писателю, который приближается к главному этапу своего, творчества: этот этап продлится с конца 1820-х годов до последних лет его жизни. К середине эпохи Реставрации – писателю тогда уже: было за сорок – окончательно складываются новаторские принципы стендалевского реализма или, по его словам, литературы, повинующейся «железным законам реального мира». За этой программой – почти тридцать лет непрерывных исканий. Теперь, наконец, Стендаль ощущал себя вполне подготовленным к работе над художественными полотнами романов. Но на подступах к эпохе творческой зрелости ему предстоял, еще один опыт, в котором нетрудно угадать будущего великого мастера, но который все же остался именно опытом – несколько угловатым, скованным, излишне прямолинейным применением философских и литературных теорий. Этой пробой сил стал роман «Арманс», опубликованный в 1827 году. Создание этого романа убеждает в том, что Стендаль находит тот литературный жанр, который максимально отвечает его творческой индивидуальности и одновременно позволяет уловить направление новейших эстетических тенденций. Таким жанром становится роман о современном человеке. Первый роман Стендаля имеет подзаголовок «Сцены из жизни одного салона 1827 года». Писатель подчеркивает, что объектом изображения в его романе является современность, а персонажами – люди «света», обитатели аристократического предместья Сен-Жермен. Высший свет, как он представлен Стендалем, – сборище скучных, пошлых, чванных бездельников, единственная забота которых – не преступить кодекс предписаний «хорошего тона». Госпожа де Бонниве, занятая созданием мистической секты духовидцев, но при этом преследующая весьма земную цель – заслужить похвалы своему благочестию со стороны двора, тем самым обеспечив выгодную синекуру и орден бездарному супругу; развязный, наглый, злопамятный пошляк командир де Субиран, ратующий за возрождение рыцарской чести и втихомолку спекулирующий на бирже; кичливые щеголи -офицеры, сладкоречивые иезуиты, сплетники и доносчики по призванию – таковы завсегдатаи светских салонов, открывающие портретную галерею вырождающейся аристократии, которую Стендаль будет пополнять с каждым новым романом. Арманс Зоилова – главная героиня произведения, русская по происхождению. Назвав роман ее именем, автор акцентирует тем самым воплощенную в героине типично романтическую проблему «экзотического» национального характера. Арманс, дочь русского генерала и француженки, родилась в Севастополе и воспитывалась в России. Оставшись сиротой в возрасте восемнадцати лет, Арманс приезжает в Париж и живет на положении бедной родственницы у своей тетки, госпожи Бонниве. В парижском «свете» Арманс отличается от окружающих ее аристократов естественностью и цельностью характера, безразличием к роскоши, искренностью и глубиной чувств. Ее жизнь складывается драматично в силу многих обстоятельств – начиная от самоубийства близких в результате неудачи декабрьского восстания 1825 года в Петербурге и кончая трагической развязкой ее любви к Октаву. Два главных героя произведения – Арманс и ее возлюбленный – потомок древнего дворянского рода юный Октав де Маливер. Два эти чистых умных, благородных существа вынуждены жить (точнее – прозябать) в несоответствующей их духовным потребностям аристократической среде. Давнишние друзья, они вдруг понимают, что пылко любят друг друга. Но Октав неспособен к браку: только боязнь за Арманс, неосторожно давшую повод для безжалостной светской сплетни, побуждает Октава решиться предложить ей руку. И все же светским клеветникам удается разрушить счастье Арманс, убедив Октава в том, что невеста его вовсе не любит. Сразу же после свадьбы Октав покидает жену и на пути в Грецию принимает яд. Безутешная Арманс уходит в монастырь. Характер и судьба Арманс – это лишь один из смысловых «узлов» романа. Другой и, пожалуй, главный центр связан с Октавом и его психологическими проблемами. Октав де Маливер представляет собой вариацию типа романтического героя, страдающего «болезнью века». Октав – первый в ряду молодых людей Стендаля, находящихся в разладе со своим веком. Воспитанник Политехнической школы, пристрастившийся к точному знанию и материалистической философии XVIII века, он чужой в кругу аристократки. Октав – молодой и богатый аристократ, который, живя в эпоху Реставрации, не может бездумно наслаждаться преимуществами своего положения в обществе. Им владеют чувства неудовлетворенности, тоски, одиночества, противоречивые желания, недовольство всем окружающим и самим собой и бесплодные мечты о какой-то другой жизни. Мысли Октава постоянно возвращаются к Наполеону. Он искренне думает о том, что если бы родился раньше, то непременно сражался бы в армии Наполеона, которого считает великим человеком. Но времена Наполеона прошли, и Октав чувствует себя обреченным пассивно мириться с традициями общества, как бы повернувшего вспять в годы Реставрации. Мечта Октава стать полезным обществу – странная причуда в глазах света, и он все время внутренне терзается, ненавидя свою праздность и одновременно не решаясь порвать с моралью и предрассудками аристократии. Эта нерешительность в конечном счете делает Октава рабом тех самых условностей, которые он презирает. Болезненно чувствительный, легко ранимый, щепетильный до педантизма, Октав все свои помыслы и поступки подчиняет одному стремлению – не замараться пошлостью, которая его окружает. Но поскольку эта забота о собственной чистоте и порядочности не подкреплена делом и в сущности не преследует никаких целей, лежащих за пределами его собственной личности, Октав неизбежно замыкается в скорлупе высокомерного презрения и нравственной непогрешимости. Его неприятие окружающей низости бесплодно, его боязнь всего вульгарного порождает страх перед всяким практическим шагом, обрекая его на бесконечный холодный самоанализ. Здесь-то и заключается источник двойственности образа Октава и более того – несовершенства книги в целом. Ведь Октав в сущности ничего всерьез не ищет и уж, конечно, не способен вступить в борьбу с окружением. В результате исходный конфликт, лишенный развития, не подкрепленный действием, повисает в воздухе, роман утрачивает драматизм, распадаясь на два соприкасающихся, но органически не спаянных плана – серию зарисовок нравов и историю духовных метаний Октава. «Арманс» – произведение переходное между вторым и третьим периодами творчества писателя: оно теснейшим образом связано с ранней, романтической ориентацией Стендаля и как бы продолжает линию, идущую от «Истории живописи в Италии» и трактата «О любви». Вместе с тем этот роман предвещает будущие произведения Стендаля, и прежде всего «Красное и черное», в котором воплотятся новейшие эстетические принципы, выходящие за рамки романтизма. В этом романе уже определились все основные черты творческого метода Стендаля: страстная напряженность раздумий об исторических судьбах общества, памфлетная острота зарисовок нравов, скупой, чуть угловатый, но очень точный слог, проницательность и аналитическая четкость изображения человеческой души, свободная линейная композиция, построенная не на драматическом событии, а на биографии основного персонажа. Недоставало только главного, что могло бы накрепко связать все это в единый художественный узел, – энергичного, страстного в своем вызове обществу и своих поисках героя: в пору, написания «Арманс» оппозиционные выступления во Франции были слишком робки и эпизодичны, чтобы подсказать писателю облик такого героя. Через несколько лет, чутко уловив грозный взлет бунтарских настроений в канун революции 1830 года, Стендаль открыл незаурядную мятежную личность в самой жизни. Перенеся ее на страницы своего следующего романа «Красное и черное», он вступил на путь создания книг, принесших ему мировую славу. «Красным и черным» открывается третий период творчества писателя, который протекает в основном за пределами Франции. В 1830 году Стендаль становится консулом в Триесте и в 1831 году – в небольшом итальянском городке Чивита-Веккио, недалеко от Рима. В 1833 году, после отпуска в Париже, он задумывает новый роман. В этом произведении, оставшемся неоконченным и названном «Люсьен Левен» (1834 – 1835), Стендаль продолжает изображение современного общества. Роман с еще большим основанием, чем «Красное и черное», можно было бы назвать «хроникой XIX века», точнее, «хроникой 1830-х годов». Многие реальные события, происходившие во Франции, воспроизведены в нем с документальной точностью. Жизнь Люсьена Левена развивается не просто на фоне этих событий, но в тесном соприкосновении и даже в зависимости от них. В «Люсьене Левене» можно видеть своего рода завершение проблемы молодого человека в современной Стендалю французской действительности: герой этого романа должен прийти к позитивному итогу своих поисков в отличие от Октава де Маливера, который добровольно уходит из жизни («Арманс»), и Жюльена Сореля, погибшего в поединке с обществом. Творчество Стендаля в 1830-е годы развивается очень интенсивно, однако многое, как и «Люсьен Левен», остается незавершенным. Это произведения автобиографического характера: «Записки эгоиста» (1832), «Жизнь Анри Брюлара» (1835 – 1836), «Записки туриста» (1838), роман «Ламьель» (1839 – 1842). Тогда же создается ряд новелл, составивших цикл, уже после смерти автора названный издателем «Итальянские хроники»: «Виттория Аккорамбони», «Ченчи», «Герцогиня де Палиано», «Аббатиса из Кастро», «Сан Франческо а Рипа», «Сестра Схоластика», «Чрезмерная благосклонность губительна». «Итальянские хроники» были опубликованы посмертно, в 1855 году. Итальянская тема, проходящая через все творчество писателя, продолжается и в романе «Пармская обитель» (1839). Как и герои предыдущих романов Стендаля, Фабрицио дель Донго исповедует культ Наполеона. Это побуждает его устремиться вслед за своим кумиром, когда Наполеон, покинув остров Эльба, возвращается в Европу и пытается вернуть утраченную императорскую власть. Фабрицио оказывается на поле Ватерлоо в момент знаменитого сражения. В описании битвы при Ватерлоо, ставшем одним из самых известных эпизодов творчества Стендаля, дается картина сражения, увиденная как бы с двух точек зрения: глазами Фабрицио и глазами автора. Писатель изображает войну без прикрас, парадных мундиров, эффектных поз и прочих условностей, которые можно было видеть на живописных полотнах батального жанра эпохи Империи. Герой же, пылкий, неопытный молодой человек, «ничего не понимает»: он не видит сражения в целом, а то, что попадается ему на глаза, кажется уродливым, низменным, грубым. При виде того, как маршал Ней и его конвой продвигаются, «хлюпая по грязи», он испытывает удивление и разочарование. Героизма, который в битве при Ватерлоо проявил маршал Ней, Фабрицио не заметил, так как попросту заснул, опьянев от водки, купленной им у маркитантки. Он не увидел даже императора, проскакавшего мимо, и весь дальнейший ход сражения уже просто неспособен был воспринимать. Метод «двойной оптики» дает в «Пармской обители» блестящие результаты, которые даже Бальзака, по его собственному признанию, заставили «впасть в грех зависти» (из письма Бальзака Стендалю), так как он нашел в романе «великолепное и правдивое описание сражения», о котором сам мечтал для своих «Сцен из военной жизни». Несколько позднее Толстой Л.Н. напишет: «Я больше, чем кто-либо другой, многим обязан Стендалю. Он научил меня понимать войну. Перечтите в «Chartreuse de Parme» рассказ о битве при Ватерлоо. Кто до него описал войну такою, то есть такою, какова она есть на самом деле? Помните Фабриция, переезжающего поле сражения и «ничего» не понимающего? ...Повторяю вам, все, что я узнал о войне, я прежде всего узнал от Стендаля» (из переписки 1901-ого года). Местом действия в романе избрано Пармское княжество – одно из крошечных государств раздробленной Италии, находившейся в унизительной зависимости от Австрии. Монарх этого государства Эрнест Рануций IV требует от своих подданных абсолютной покорности и заботится только о собственных интересах. Именующие себя «либералами» министр Расси, маркиза Раверси, комендант крепости Фабио Конти – враги Фабрицио, готовые уничтожить этого «опасного» человека. На первый взгляд, Фабрицио, которого вовсе не привлекает политическая сфера деятельности, не может представлять опасности для власть имущих. По настоянию покровительствующей ему Джины Сансеверины он даже избирает духовную карьеру. Однако и он, и Сансеверина «опасны» уже тем, что это натуры независимые, пылкие, свободолюбивые и непокорные. В них Стендаль еще раз воплотил свои представления об итальянском национальном характере. Это личности цельные, искренние, им чужды тщеславие, мелочная расчетливость, их поступки подсказаны неподдельными чувствами и непосредственными движениями души. Чтобы отомстить за преследования и опасности, которым подвергается Фабрицио по повелению Эрнеста Рануция, Сансеверина замышляет убийство князя и осуществляет свой замысел с помощью таинственного заговорщика Ферранте Палла. Ферранте Палла – это своего рода персонификация стендалевских представлений о карбонариях (его имя – производное от имени героя XVII века Ферранте Паллавичино, казненного римским правительством, и еще одного Паллавичино – карбонария). Искренне сочувствуя устремлениям карбонариев, Стендаль считал их самих наивными героями, а их идеалы – высокими, но утопичными. Он сравнивал их с людьми, которые хотят купить музей Лувра на свои карманные деньги. И все-таки их деятельность и навеянные ими образы в произведениях Стендаля окружены ореолом героизма. Другой выразительной приметой времени, которое изображается в романе, является тип государственного деятеля времен Империи и Священного союза, обобщенный в образе графа Моски. Уже современники (например, Бальзак) заметили в нем черты реальных исторических лиц, известных политиков европейского масштаба – Талейрана и Меттерниха. Сюжетным центром романа является заключение Фабрицио в башню Фарнезе и любовь, вспыхнувшая между ним и Клелией Конти. Заточение и вынужденное отчуждение от всякой активности позволяет Фабрицио погрузиться в анализ своих чувств, пристально наблюдать за малейшими жестами и поступками Клелии, раскрывающими движения ее души, в которых обнаруживается ответное чувство к герою. Таким образом, в «Пармской обители» соединились магистральные темы творчества Стендаля: судьба молодого человека в современном обществе, исследование глубин человеческой психологии и проблема итальянского национального характера. В их комплексе стержневая роль принадлежит проблеме конфликтных отношений личности и общества. Под впечатлением «Пармской обители» Бальзак пишет Стендалю восторженное письмо, а затем, в том же 1839 году – обширный «Этюд о Бейле», в котором дает не просто благожелательный отзыв о романе, но анализирует его в соотнесении с новейшими тенденциями развития французской литературы XIX века

Ф. Стендаль. Биография (кратко) этого человека будет представлена вашему вниманию ниже.

Общие сведения

Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 г. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента. К сожалению, мальчик в 7 лет лишился матери и его воспитанием занялись отец с теткой. Траур по умершей жене был настолько сильным, что отец с головой ушел в религию, став крайне набожным человеком.

С отцом у Анри отношения не ладились. А дед по материнской линии, врач и сторонник просвещения, стал близким человеком, привил будущему писателю любовь к литературе. Дед Анри Ганьон лично встречался с Вольтером. Именно он познакомил будущего писателя с работами Дидро, Вольтера, Гельвиниция, заложил основу образования, мировоззрения и отвращение к религии. Характер Ф.Стендаля отличался чувственностью и импульсивностью, самовлюбленностью и критичностью, отсутствием дисциплины.

Образование и военная служба

Начальное образование Анри получил в местной Гренобльской школе, проучившись в ней всего три года. Интересовался философией и логикой, историей искусств и математикой. В 16 лет юноша поехал в Париж поступать в Политехническую школу, чтобы стать военным инженером или артиллерийским офицером.

Но вихрь происходящих в стране событий изменил его планы. После событий Революции он записывается в армию Наполеона, в драгунский полк. Вскоре уходит со службы и занимается в Париже самообразованием. В центре его внимания: литература, философия и английский язык. Будущий писатель в дневниках того времени пишет о своем желании стать драматургом.

После непродолжительной службы в Марселе, куда он отправился вслед за актрисой, в которую влюбился, поступает военным чиновником в армию.

Стендаль, биография которого насыщена интересными фактами, участвовал в военных походах Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. В походах он записывает свои размышления о музыке и живописи. В составе наполеоновской армии стал очевидцем Бородинского сражения и пожара в Москве. Прошел Оршу и Смоленск, был на Вязьме. События военной компании в России поразили его патриотизмом и величием русского народа.

Поездка в Италию

Поражение Бонапарта и восстановление власти Бурбонов, к которым у него было негативное отношение, вынуждают Стендаля выйти в отставку и следующие 7 лет провести в итальянском Милане. Писатель влюбляется в Италию, ее язык, оперу, живопись и женщин. Италия стала для Стендаля второй родиной, сюда он переселяет своих героев. Темперамент итальянцев он считал естественным, не похожим на французский. В Милане Стендаль познакомился с поэтом Байроном

Фредерик Стендаль, биография которого была весьма печальной, в Италии начинает литературное творчество и издает первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815) и «История живописи в Италии» (1817).

В Италии начинается движение республиканцев-карбонариев, которых Стендаль поддерживает и финансирует. Но в 1820 г. его друзья карбонарии попадают под преследование, и ему пришлось уехать во Францию.

Жизнь в Париже

Зарабатывать на жизнь писатель Стендаль, биография которого была очень не простой, стал работой в газетах и журналах.

Но власти Парижа уже были осведомлены о его знакомствах. Печататься пришлось в английских и французских журналах без подписи автора.

Двадцатые годы XIX в. отмечены активным творчеством и публикациями.

Выходит в свет книга «Трактат о любви», памфлеты «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и новелла «Ванина Ванини». Издатели предлагают издать путеводитель по Риму, так появляется книга «Прогулки по Риму».

Стендаль роман «Красное и черное» показал миру в 1830 г. Время действия романа совпадает с эпохой реставрации, в которую жил автор. А основу для сюжета Стендаль прочитал в газете, в колонке криминальной хроники.

Несмотря на плодотворную работу, психологическое и материальное состояние Стендаля оставляют желать лучшего. У него нет стабильного заработка, преследуют мысли о суициде. Писатель пишет несколько завещаний.

Дипломатическая и творческая работа

Политические изменения во Франции в 1830 г. позволяют Стендалю поступить на государственную службу. Он назначен послом в Италию, в Триесту, а позже - в Чивита-Веккию. На консульской работе он и закончит свою жизнь.

Рутинная, однообразная работа и проживание маленьком портовом городке навевали на Фредерика скуку и одиночество. Чтобы развлечься, он стал путешествовать по Италии, ездить в Рим.

Проживая в Италии, Фредерик Стендаль продолжает литературную деятельность. В 1832-1834 гг. написаны «Воспоминания эгоиста» и роман «Люсьен Левен». Автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара» выходит в 1836 г.

Период 1836-1839 гг. Ф. Стендаль проводит в Париже, в длительном отпуске. Здесь он пишет «Записки туриста», изданные в Париже в 1838 г., и последнюю законченную книгу «Пармская обитель».

Последние годы жизни и творчества

Незадолго до смерти писатель смог вернуться в Париж, выхлопотав себе отпуск в ведомстве. В это время он уже был тяжело болен и слаб, что с трудом мог писать, и потому диктовал свои тексты.

Мрачное настроение не покидало Ф. Стендаля. Он думает о смерти и предвидит, что может умереть на улице.

Так и случилось. В марте 1842 г. писатель совершал прогулку, когда его сразил апоплексический удар. Он упал посреди улицы и спустя несколько часов умер.

Гроб с телом непризнанного гения пришли проводить лишь трое его друзей.

Французские газеты сообщили лишь о погребении на Монмартре «неизвестного немецкого стихотворца».

Надгробная плита Стендаля, по его просьбе в знак любви к Италии, содержит короткую надпись: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

Отношение к религии и формирование взглядов

В детстве Стендаля воспитывал иезуит Райян. После занятий с ним и чтений Библии, Анри возненавидел священнослужителей и религию и на всю жизнь остался атеистом.

Ему чужда мораль аскетизма и покорности. По мнению писателя, лицемерие охватило французское общество. Никто не верит в догмы католической церкви, но вынужден принимать личину верующего. Полное овладение церкви умами французов является ни чем иным, как проявлением деспотизма.

Отец писателя был самодовольным буржуа, а мир Стендаля формировался на противоположных взглядах. Основой была свободная личность, со своими особыми чувствами, характером и мечтами, не признающая установившихся понятий долга и пристойности.

Писатель жил в эпоху перемен, наблюдал и сам участвовал. Кумиром того поколения был Наполеон Бонапарт. Жажда сильных переживаний и энергия действия составляли атмосферу эпохи. Стендаль восхищался талантом и отвагой Наполеона, что повлияло на его мировоззрение. Характеры литературных героев Стендаля изображены в соответствии с духом эпохи.

Любовь в жизни писателя

В Италии, в свою первую поездку, Фредерик Стендаль встретил свою безнадежную и трагическую любовь - Матильду Висконти, жену польского генерала Дембовского. Она рано умерла, но успела оставить след в его жизни и память, которую он пронес через всю жизнь.

В своем дневнике Стендаль написал, что в его жизни было 12 имен женщин, которые он хотел бы назвать.

Признание таланта

«Литературная слава - лотерея», - говорил писатель. Биография и творчество Стендаля не были интересными его современникам. Должная оценка и понимание пришли спустя 100 лет, в XX веке. Да он и сам отмечал, что пишет для малого числа счастливцев.

На фоне знаменитости Бальзака в 1840 г., интересная биография Стендаля была не известна, его не было в списке французских писателей.

Прилежные сочинители того времени, сейчас благополучно забытые, издавались десятками тысяч экземпляров. «Трактат о любви» Ф. Стендаля продали лишь в 20 экземплярах. По этому поводу автор шутил, называя книгу «святыней», потому что мало кто смеет к ней прикоснуться. Знаковый роман «Красное и черное» издавался только 1 раз. Критики сочли романы Стендаля не заслуживающими внимания, а героев безжизненными автоматами.

По-видимому, причина кроется в несоответствии существовавших стереотипов в литературе с жанром его творчества. Пристрастие к личностям с абсолютным авторитетом, подобным Наполеону, противоречило правилам того времени.

Отсутствие признания при жизни не помешало Ф. Стендалю войти в число величайших новеллистов своего времени.

Свой литературный псевдоним Анри Бейль взял по названию города Stendhal в Германии. В этом городе родился знаменитый искусствовед Винкельман, живший в XVIII веке, идеи которого оказали влияние на немецких романтиков.

Свою профессию Ф.Стендаль называл: «Наблюдение за поведением человеческого сердца».

В январе 1835 г. Стендаль был награжден орденом Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» символично и спорно, дискуссии в среде ученых и литературоведов не прекращаются. По одной из версий, красное - цвет революционной эпохи, в которую выпало жить автору, а черное - символ реакции. Другие сравнивают красное и черное со случаем, определяющим судьбу человека. А третьи усматривают в сочетании цветов проблему выбора главного героя Жюльена. Быть военным (красное), как при Империи или священником (черное), что более почетно во время Реставрации. Союз красного и черного - это не только контраст, противоположность, а еще сходство, взаимный переход одного в другое, конфликт и смежность жизни и смерти.

Оценка творчества Ф. Стендаля

Сам Фредерик Стендаль, краткая биография которого была поведана в статье, причислял себя к романтикам, в своих произведениях ставил на первое место внутренний мир и переживания героев. Но внутренний мир основывался на четком анализе, осмыслении социальной жизни, реалистическом мышлении.

В своем отношении к жизни, что нашло отражение в творчестве, Стендаль проверял все события и понятия личным опытом, а опыт произрастает из наших личных чувств и переживаний. Единственным источником познания, считал он, являются наши ощущения, следовательно, не может быть морали с ним не связанной.

Движущая сила и мощный стимул поведения героев кроется в жажде славы и засуженного одобрения.

Создатель жанра реалистично-психологического романа - Фредерик Стендаль, использовал в своих романах тему противопоставления молодых и старых героев, где молодость и энергия выступают против тупости и деспотичности. Главные, любимые герои его романов вступают в конфликт с обществом господствующей буржуазии и победившего «чистогана». Грубая социальная среда, исполненная косных взглядов и привычек, препятствует развитию независимой мысли и свободной личности.

Писателя относят к передовым и ранним практикам реализма.

Творчество Ф. Стендаля имеет два основных тематических направления:

  1. Италия и книги об искусстве.
  2. Описание французской действительности в то время, которое он жил, после Французской Революции.