«Гранатовый браслет»: анализ рассказа. А.И

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2174.

Многие литературоведы признают Александра Ивановича Куприна мастером коротких рассказов. Его произведения, повествующие о любви, написаны изысканным стилем и содержат в себе тонкий русского человека. Не исключение и «Гранатовый браслет». Анализ этого рассказа мы проведем в статье.

Краткое содержание

За основу рассказа русский писатель взял реальную историю. Один телеграфный чиновник, безнадежно влюбленный в жену одного губернатора, как-то раз преподнес ей подарок - позолоченную

Главная героиня рассказа, княгиня Шеина, тоже получает от тайного поклонника подарок - гранатовый браслет. прежде всего, необходимо делать на основе характера этой девушки. В записке, которую поклонник приложил к украшению, говорится о том, что такой зеленый гранат способен принести его обладательнице дар предвидения. Важно отметить, что этот камень является символом страсти и любви.

Анализ этого произведения помог понять, что любовь может быть бескорыстным и высоким чувством. Жаль только, что повстречать такую, по мнению самого Куприна, уготовано не каждому человеку. И случается это раз в тысячелетие.

Большинство исследователей творчества автора самой поэтичной вещью А.И.Куприна называют рассказ «Гранатовый браслет». С.Л. Штильман в своей статье «О мастерстве писателя» указывает, что это «рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только раз в тысячу лет». Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый

браслет» // Литература - 2002 - № 8, стр. 13-17.

Сам Куприн писал в письме к Ф. Д, Батюшкову от 3 декабря 1910 г, о своей работе над рассказом: «…скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал». В том же году 15 октября в письме к Батюшкову Куприн указывает о реальных прототипах своего рассказа: «Сейчас я занят тем, что полирую «Гранатовый браслет». Это помнишь печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильно)». Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. стр. 118. (Афанасьев). Подробности этой истории мы узнаем из воспоминаний Льва Любимова, сына упомянутого Д.Н. Любимова. Действительно имел место факт увлечения телеграфного чиновника П. П. Жолтова (это настоящая фамилия прототипа рассказа) матерью Л. Любимова. Куприн в своей повести поменял только финал - в реальности никакого самоубийства не было.

Афанасьев в своей монографии указывает, что трагический финал был нужен Куприну для того, чтобы «сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине». Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. стр. 118.

Любовь является основной темой большинства произведений А.И. Куприна, она организует сюжет и выявляет лучшие качества в любящих. Однако, за исключением едва ли только повести «Суламифь», любовь в произведениях А.И Куприна почти никогда не бывает счастливой и редко находит отклик в том, к кому она направлена. Но те, кому, по мнению А.И Куприна, выпал дар пережить идеальную любовь, возвышаются над бытом, внешним миром, их любовь «утверждает в сознании читателя мысль о силе и красоте подлинного, большого человеческого чувства»Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. С. 119

Именно такую любовь испытывает герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков. В отличие от той любви, которые испытывали герои произведений Куприна в предыдущий творческий период - чувственную и плотски страстную, любовь Желткова «рыцарски возвышенная, самоотверженная, всепоглощающая. И целомудренно - застенчивая, робкая». http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332 В своем рассказе автор поднимает непосредственную тему «идеальной любви», в разговоре генерала Аносова и Веры Шеиной.

А. А. Волков, отмечает очень важную функцию генерала Аносова в рассказе, его рассуждения «предвосхищают наступление трагедии. Его устами писатель провозглашает, что нельзя проходить мимо редкого, величайшего дара -- большой и чистой любви», определяя какой должна быть настоящая любовь генерал Аносов говорит Вере: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Такова любовь и Желткова: «Он ни на что не надеется и готов отдать все (…) Любовь ему {Желткову} диктует вдохновенные слова «В которых и огромное чувство, и покорность самоотречения, и дань глубокого преклонения. Его письмо дышит благородством. Это пишет человек, которого преобразила любовь». Волков А.А. С. Любовь должна быть трагедией. Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» // Литература. 2002, №8,М. стр. 18.

Однако, некоторые критики обвиняли Желткова в ущербности, отсутствие всяких других интересов кроме любви к Вере.

А.Н. Афанасьев в своей монографии указывает: «Куприн невольно обеднил, ограничил образ героя. Отгородившийся любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшийся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков тем самым обедняет и саму любовь.»

Л.В. Крутикова обращала внимание на то, что «…любовь Желткова таила в себе не только вдохновение, но и ущербность, связанную с ограниченностью самой личности телеграфного чиновника». http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332

Однако, несмотря на собственные отрицательные отклики, критики указывали на любовь Желткова, как на любовь, которая побеждала «Смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княжну Веру Шеину». Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.303.

В то же время К.Паустовский писал о повести: «Горькая прелесть «Гранатового браслета», поскольку в этом произведении «Звучит горькая и скорбная мысль о неспособности современников к большому настоящему чувству…Любовь победила, но она прошла какой-то бесплотной тенью…» http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/332

А. А. Волков в своей монографии указывает на трагедию этой любви: громадное чувство, которое поразило маленького чиновника Желткова противопоставлено очерствелым душам тех людей, которые считают себя выше его. Сама Вера в повести оказывается в их числе. Описывая в начале повествования восприятие ею природы, Куприн, по мнению Волкова, выражает «Отношение к прекрасному натуры более холодной [чем её сестра], сдержанной, живущей чувствами размеренными, натуры успокоенной и счастливой буднями семейного бытия». В то же время читатель понимает, что Вера не так холодна в момент её воспоминания о её родном лесе. Но все же «Понадобятся совершенные и исключительные обстоятельства, чтобы душа этой женщины… пробудилась». Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.302.

Этот момент наступит в конце повести, уже после смерти Желткова. Исследователи неоднократно указывают, что именно в заключительной главе трагическая волна повести достигает своего предела, где «Тема великой и отчищающей любви раскрывается, наконец, полностью в поэтических аккордах гениальной сонаты» Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962.стр.307.. Княгиня Вера словно слышит слова погибшего, которые Куприн превращает в ритмические фразы.

А. А. Волков в своей монографии писал: «Перед нами своеобразное стихотворение в прозе - здесь и моление о любви и глубокая скорбь о недостижимости её; здесь отражается соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла величие другой» Там же..

Анализируя эту часть повести, А. Чалова приходит к выводу, что здесь Куприн использовал модель Акафиста, что в переводе с греческого означает «гимн при исполнении которого нельзя сидеть». Чалова С. «Гранатовый браслет» Куприна (Некоторые замечания к проблеме формы и содержания) // Литература 2000 -№ 36, М. стр.4. В целом Акафист можно разбить, по мнению Чаловой, на тринадцать частей. Столько же глав и в повести. Именно тринадцатая глава заканчивается молитвой, которая приводит к перевоплощению души княгини Веры. А усиливает воздействие молитвы мелодия бетховенской «Аппассионаты». Ф.И. Кулешов отмечал: «Язык» любви переложен на «язык» музыки, музыка и любовь слились в нечто единое, нерасторжимое, мощно потрясающие душу» Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна 1907 - 1938. Минск 1986.стр.76.

Должную оценку повесть получила и со стороны А.М. Горького, который написал: А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет», -- писал он Е. К. Малиновской. -- Чудесно! И я рад, я -- с праздником! Начинается хорошая литература!» Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962. стр. 307. //цит. по книге Афанасьева. В.Н. А.И. Куприн. М., Гослитиздат,1960, стр.112.

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.

А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Система работы по анализу рассказа

Творческая история.

“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. «Гранатовый браслет» - реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: “Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)”. (Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”) В опубликованных недавно мемуарах “На чужбине” писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько изза предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока - монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви - страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер - англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

2.Аналитическая беседа сопоставительного характера.

– Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

– Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

3.Работа аналитического характера по тексту произведения.

а) Аналитическая работа над жанровой соотнесённостью произведения. Беседы с учащимися по вопросам:

Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом. Рассказом называется небольшое
повествовательное произведение, посвященное какому-нибудь отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события).

–В композиции рассказа можно выделить следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Композиция рассказа предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ? когда ? что происходит? и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Подобным образом любой рассказ, а также и другое художественное произведение небольшой эпической формы можно представить в виде следующей графической схемы:

б) Аналитическая работа по сюжету и композиции рассказа.

Композиция - это построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов изображения, приёмов, создание художественного целого в соответствии с авторским замыслом. К элементам композиции относятся: эпиграфы, посвящения, вставные эпизоды, письма, песни, прологи, эпилоги, части, главы, все художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры.

Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л.Бетховена, а заканчивается - описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это- композиция обрамления или кольцевая.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Она “погружает” читателя в художественное время и художественное пространство: даёт первоначальное представление о времени, о месте действия, о герое). Пейзаж в начале произведения, представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв. Из всех гостей выделяется генерал Аносов - друг отца Веры и Анны. Человек мудрый. Долгая экспозиция оправдана тем, что показывая высшее общество, писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желтков к этому обществу не принадлежал и не потому, что он растратил казённые деньги. А потому, что Вера попросила его «закончить эту историю».

Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова – гранатового браслета. С этого момента и начинают развиваться события.

Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым.

Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть.

Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

– Что в этот момент мы узнаём о главной героине повествования? Как автор характеризует её?

– В чём заключается их роль? Как в этих эпизодах проявляются характеры героев рассказа?

– Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов?

– Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

– Чем заканчивается рассказ? Какой эпизод рассказа является завязкой рассказа?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. В пробуждении души Веры большую роль сыграла музыка: через музыку её душа словно соединилась с душой Желткова).

Особенности в композиции рассказа “Гранатовый браслет”

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. Записка Желткова о качествах украшения есть сюжет в сюжете.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни . Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова.

Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

Подробное описание интерьера помогает нам определить характер Желткова («Чёрная лестница пахла мышами…). Диалог даёт возможность проследить, что в начале сцены Желтков подавлен, растерян. Его атакует Булат-Тугановский. Но вот Николай Николаевич заикнулся о своём намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. После этой фразы Желтков не замечает Николая Николаевича, а глупая угроза вызывает у него смех. Теперь он обращается только к Шеину. Желтков пообещал Николаю Николаевичу, Шеину и Вере уехать, уйти. Он выполнил своё обещание. В финал повести проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет. (Звучит 2-я сон. Бетховена).

в) Аналитическая работа по тематике рассказа “Гранатовый браслет”.

– Как вы определили тематику рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”? Какие темы поднимает автор в своём произведении? (Тему межчеловеческих отношений; автором рассматриваются такие темы, как: тема любви, дружбы, тема ненависти, эгоизма, чёрствости. Кроме этого автор обращается и к теме “маленького человека”. Главная тема произведения «Гранатовый браслет» - это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Образ Желткова помогает раскрыть эту тему, традиционную для русской литературы. В “Гранатовом браслете” нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в мягких тонах. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выясняется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова. Николай Николаевич Булат-Тугановский в рассказе выступает как человек, символизирующий всё дурное, что бывает в аристократии. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом его жизни). Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

г) Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова.

Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. В «Гранатовом браслете» Куприн создаёт несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования, и которые несут в себе весь идейный смысл повести. Начало произведения: В повести тринадцать глав, и это, конечно, не случайно. В первую очередь, подчеркивается трагичность происходящих событий. В тринадцатой главе наступает эмоциональная кульминация произведения. Символика числа 13 многозначна, имеет множество толкований. Мы вправе предложить следующее: главный герой, прошедший через страдания, очистившийся, достигший вершин любви - для Куприна это святой человек (что подчеркивается и характерной внешностью). Он становится тринадцатым апостолом Христа - символа вечной, всеобъемлющей любви.

Значение символический деталей - предвестников несчастья - в повести очень велико. Первая из них - подарок мужа, жемчужные серьги. Жемчуг издавна считался «слезами моря», и эту символику подчеркивает грушевидная (т.е. каплеобразная) форма сережек. Сестра Анна дарит записную книжку, переделанную из антикварного молитвенника. Молиться будут, когда наступит время отпевать умершего; письма Желткова и особенно его последний воображаемый, «загробный» монолог под трагическую музыку Бетховена также походят на мольбы.

Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Вера Николаевна получает его в день именин 17 сентября от неизвестного ей молодого человека. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими, старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранат-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрическоё лампочки, то в них глубоко по их гладкой яйцевидной поверхности, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера. Камни вспыхивают, «точно кровь», предвещая смерть. Посреди красных гранатов находится невзрачный зеленый камушек. ).

Как мы узнаем из сопровождающего подарок письма, это редкий сорт граната - зеленый, который, по преданию, дает женщинам дар предвидения. И действительно, Вера начинает предчувствовать события. Вначале это выражается всего лишь в том, что она с неудовольствием отмечает количество собравшихся гостей - тринадцать, несчастливое число, предвестник горя. (Тут еще у читателя подспудно возникает ощущение, что среди собравшихся нет кого-то, кому Вера очень дорога.) А вот после возвращения Василия Львовича от Желткова она прямо говорит: «...я знаю, что этот человек убьет себя...». Лицо покойного напоминает ей посмертные маски великих страдальцев - она постигает его измученную душу и чувствует, что великая любовь прошла мимо нее. Возвратившись от умершего, она просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь. И не сомневается, что сейчас зазвучат аккорды произведения, завещанного Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви. ей Желтковым.

«В середине августа…» можно назвать первым символом. После ненастья «Сразу наступили тихие безоблачные дни…» Я считаю, что эта перемена и есть то самое роковое и возвышенное, что есть в любви, описанной в повести. Символичен образ княгини Веры. Писатель описывает её как независимую, холодную и спокойную красавицу.

Ещё очень впечатляет эпизод, где Вера срезает цветы к праздничному столу. Вот она появляется на фоне цветов. Из всех цветов выделены и помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры. Союз «зато» противопоставляет их левкоям и розам, «цветущим не так пышно», «холодно» и «высокомерно». Слово «остальные» в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда – уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, они познали любовь и радость материнства, осень для них - не только пора умирания, но и начало будущей жизни. «Человеческие мотивы» в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. Здесь же мы читаем: «Вера пошла... в мать, «красавицу-англичанку…» «высокой, гибкой фигурой, нежным, но гордым и холодным лицом…» Эти определения связывают Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впечатление, что она одна из них.Увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны.

Символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков - браслет – вещь, замкнутую в кольцо, с камнями красного и зелёного цвета. К символам можно отнести и несчастливое число: 13 гостей, и розу (розы удостаиваются только два человека в повести - генерал Аносов и Желтков, последний – посмертно). И подарок сестры -старинный молитвенник, и музыку, и, безусловно, часть молитвы «Отче Наш». Возникают и такие могучие символы, как Пушкин и Наполеон! Ещё один образ ненавязчиво неуловимо присутствует – князь Мышкин.

Наименование части второй сонаты Бетховена вынесено и в эпиграф произведения, и дважды упоминается в тексте. Очевидно, что для Куприна только под эту музыку может звучать в душе Веры иррациональный монолог, который произносит мертвый уже человек. Величественная мелодия, соединяясь с прекрасными словами, успокаивает душу героини, дает ей понимание, что умерший бесконечно благодарен ей. Это высшая эмоциональная точка произведения, катарсис героини, рождение новой чистой души. И завершается повесть именно ее словами: «...он меня простил теперь. Все хорошо».

Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» - это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Как изображена любовь в повести? Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны.

Восемь лет длится безответная любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Он пишет ей письма, но их высмеивает её муж, а брат приходит в негодование. Но генерал Аносов считает, что любовь должна быть сильная, которая «заключает весь смысл жизни». Аносов говорит, что это чувство должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни корыстным.

Когда Вера получила письмо и подарок, она испытала неприятные чувства. Куприн так и пишет: «неудовольствие», «неприятное чувство», «жалко этого несчастного», «была встревожена», а в финале, после гибели героя «с нежностью развернула письмо». При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.

Настоящая любовь в понимании Куприна – величайшая очищающая сила, преображающая каждого героя. Это возвышенное чувство может победить даже смерть.

И.А.Бунин говорил: «Всякая любовь - великое счастье, даже, если она и не разделена». Вы тоже так считаете?

Аносов в 8 главе произносит: «Любовь должна быть трагедией». А как думаете вы?

Существует ли в повести проблема нравственного выбора? (Желтков любит замужнюю женщину, ради любви нарушает семейную традицию, отказался от всего в своей жизни - от карьеры, от семьи, его ничего не интересует.…)

Как понять слова К. Г. Паустовского: “Гранатовый браслет” – один из благоуханных рассказов о любви – и самых печальных”?

Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого и искреннего человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звучат слова и генерала Аносова: «Может быть твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», и Желткова: «Да святится Имя Твое». И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть А.И.Куприна. Он гениально выбрал точные и ёмкие средства художественной выразительности, которые максимально помогли ему воплотить его авторскую идею.

Главные герои (характеристика)

Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», - так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно.

  1. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  2. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  3. Генерал Аносов - крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  4. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова - большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.

Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.