Кому на руси жить хорошо проблема счастья. Нравственные проблемы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

1. Введение . Поэма " " - одно из самых значительных произведений Некрасова. Поэт сумел развернуть масштабную картину, изображающую жизнь простого русского народа. Поиск счастья мужиками - символ многовекового стремления крестьянства к лучшей жизни. Содержание поэмы очень трагично, но заканчивается она торжественным утверждением будущего возрождения "Матушки-Руси".

2. История создания . Замысел написать настоящую эпопею, посвященную простому народу, возник у Некрасова в конце 1850-х гг. После отмены крепостного права этот замысел начал реализовываться. В 1863 г. поэт принимается за работу. Отдельные части поэмы публиковались по мере написания в журнале "Отечественные записки".

Часть "Пир на весь мир" смогла увидеть свет уже после смерти автора. К сожалению, Некрасов не успел закончить работу над поэмой. Предполагалось, что странствующие мужики закончат свое путешествие в Петербурге. Таким образом они смогут обойти всех предполагаемых "счастливых людей", не исключая царя.

3. Смысл названия . Название поэмы стало устойчивой нарицательной фразой, несущей в себе вечную российскую проблему. Как во времена Некрасова, так и теперь, русский человек остается неудовлетворенным своим положением. Только в России могла появиться поговорка "Хорошо там, где нас нет". По сути, "кому на Руси жить хорошо" - риторический вопрос. Вряд ли в нашей стране найдется много людей, которые ответят, что полностью довольны своей жизнью.

4. Жанр Поэма

5. Тема . Основная тема поэмы - безуспешный поиск народного счастья. Некрасов несколько отходит от своего беззаветного служения простому народу, утверждая, что ни одно сословие не может считать себя счастливым. Общее несчастье сплачивает между собой все категории общества, что позволяет говорить о едином русском народе.

6. Проблематика . Центральная проблема поэмы - вечное российское горе и страдания, вытекающие из отсталости и низкого уровня развития страны. В этом плане особое положение занимает крестьянство. Являясь самым забитым сословием, оно, тем не менее, хранит в себе здоровые национальные силы. В поэме затрагивается проблема отмены крепостного права. Этот долгожданный акт не принес ожидаемого счастья. Некрасову принадлежит самая известная фраза, описывающая суть отмены крепостничества: "Порвалась цепь великая...Одним концом по барину, другим по мужику!..".

7. Герои . Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом, Пров. 8. Сюжет и композиция Поэма имеет кольцевую композицию. Постоянно повторяется фрагмент, объясняющий путешествие семерых мужиков. Крестьяне бросают все свои дела и отправляются на поиски счастливого человека. У каждого героя есть своя версия на этот счет. Странники решают встретиться со всеми "кандидатами на счастье" и выяснить всю правду.

Реалист Некрасов допускает сказочный элемент: мужики получают скатерть-самобранку, позволяющую им без проблем продолжать свое путешествие. Первым семеро мужиков встречают попа, в чьем счастье был уверен Лука. Церковнослужитель "по совести" рассказывает странникам о своей жизни. Из его рассказа следует, что никакими особыми преимуществами священники не пользуются. Благополучие попов - лишь кажущееся для мирян явление. На самом деле жизнь священника не менее тяжела, чем у остальных людей.

Главы "Сельская ярмонка" и "Пьяная ночь" посвящены одновременно бесшабашной и тяжелой жизни простого народа. Бесхитростное веселье сменяется беспробудным пьянством. Алкоголь на протяжении веков является одной из главных бед русского человека. Но Некрасов далек от решительного осуждения. Один из персонажей так объясняет склонность к пьянству: "Придет печаль великая, как перестанем пить!..".

В главе "Помещик" и части "Последыш" Некрасов описывает дворян, которые также пострадали от отмены крепостничества. Для крестьян их страдания кажутся надуманными, но на самом деле ломка многовекового уклада очень сильно "ударила" по помещикам. Многие хозяйства были разорены, а их владельцы так и не смогли приспособиться к новым условиям. Поэт подробно останавливается на судьбе простой русской женщины в части "Крестьянка". Ее считают счастливой. Однако из рассказа крестьянки становится понятно, что ее счастье заключается не в обретении чего-либо, а в избавлении от беды.

Еще в главе "Счастливые" Некрасов показывает, что крестьяне не ждут милостей от судьбы. Их предел мечтаний - избежать опасности. Солдат счастлив, потому что до сих пор жив; каменотес счастлив, потому что продолжает обладать огромной силой и т. д. В части "Пир на весь мир" автор отмечает, что русский крестьянин, несмотря на все беды и страдания, не унывает, относясь к горю с иронией. В этом плане показательна песня "Веселая" с рефреном "Славно жить народу на Руси святой!". Некрасов чувствовал приближение смерти и понимал, что не успеет закончить поэму. Поэтому он спешно написал "Эпилог", где появляется Гриша Добросклонов, мечтающий о свободе и благе всего народа. Он должен был стать тем счастливым человеком, которого ищут странники.

9. Чему учит автор . по-настоящему болел душой за Россию. Он видел все ее недостатки и стремился обратить на них внимание современников. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - одно из наиболее проработанных произведений поэта, которое по замыслу должно было представить всю измученную Россию, как на ладони. Даже в незавершенном виде она проливает свет на целый ряд сугубо российских проблем, решение которых назрело уже давно.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу "Кому на Руси жить хорошо", коротко рассмотрим историю создания поэмы и общие сведения. Написал поэму "Кому на Руси жить хорошо" Николай Некрасов. Дело в том, что в 1861 году наконец-то было отменено крепостное право - эту реформу многие долго ждали, однако после ее введения в обществе начались непредвиденные проблемы. Одну из них Некрасов выразил так, если немного перефразировать: да, люди стали свободными, но стали ли они счастливыми?

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" рассказывает о том, как пошла жизнь после реформы. Большинство литературоведов соглашаются, что данное произведение - вершина творчества Некрасова. Может показаться, что поэмы местами забавная, несколько сказочная, простая и наивная, но это далеко не так. Поэму следует внимательно прочитать и сделать глубокие выводы. А теперь перейдем к анализу "Кому на Руси жить хорошо".

Тема поэмы и проблематика

В чем заключается сюжет поэмы "Кому на Руси жить хорошо"? "Столбовая дороженька", а на ней встречаются мужики - семь человек. И начали они спорить, кому же слаще всего жить на Руси. Однако ответ найти не так просто, поэтому они решают отправиться в путешествие. Так и определяется основная тема поэмы - Некрасов широко раскрывает жизнь русский крестьян и других людей. Охвачены многие вопросы, ведь мужикам предстоит завести знакомства со всякими - им встречаются: поп, помещик, нищий, пьяница, торговец и многие другие.

Некрасов предлагает читателю узнать и о ярмарке, и об остроге, увидеть, как тяжело трудится бедняк и на широкую ногу живет барин, побывать на веселой свадьбе и отпраздновать праздник. И все это можно осмыслить, сделав выводы. Но не это является главным, когда мы делаем анализ "Кому на Руси жить хорошо". Обсудим коротко момент, почему нельзя однозначно сказать, кто же главный герой этого произведения.

Кто главный герой поэмы

Кажется, что все просто - семь мужиков, которые спорят и странствуют, пытаясь отыскать самого счастливого человека. По сути, они и являются главными героями. Но, например, ярко выделен образ Гриши Добросклонова, ведь именно этот персонаж по замыслу Некрасова отражает того, кто в будущем просветит Россию и спасет народ. Однако еще нельзя не упомянуть об образе самого народа - это тоже главный образ и действующее лицо в произведении.

Например, читая "Пьяную ночь" и "Пир на весь мир" видно единение людей, как народа, когда проходит ярмарка, сенокос или массовые гуляния. Делая анализ "Кому на Руси жить хорошо", можно отметить, что индивидуальные черты личности не присущи семи мужикам, что явно указывает на замысел Некрасова. Их описание очень короткое, не выделить у отдельно взятого персонажа своего характера. К тому же мужики стремятся к одним целям и даже рассуждают чаще всего одновременно.

Счастье в поэме становится главной темой, и каждый персонаж по-своему понимает его. Поп или помещик стремятся разбогатеть и получить почет, у мужика счастье другое... Но важно понимать, что некоторые герои считают, что своего личного счастья иметь не нужно, потому что оно неотдилимо от счастья всего народа. Какие еще проблемы Некрасов поднимает в поэме? Он рассуждает о пьянстве, моральном упадке, грехе, взаимодействии старых и новых порядков, свободолюбии, бунте. Отдельно упомянем проблему женщины на Руси.