Кто написал купчиха за чаем. Купчиха за чаем (Борис Кустодиев)

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными - отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери - все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства - семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.



«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем - еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», - говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.


На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас - баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.


О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. - предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.


Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром. А пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева - воплощенным идеалом народной женской красоты.

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» написана в 1918 году. В голодный год разрухи она явилась смакованием сытого и бездумного существования. Гротескное изображение купчихи указывает на иронию автора. Но вместе с тем это произведение выглядит вполне оптимистично и жизнерадостно: художник всегда мечтал о дородных, пышущих здоровьем русских красавицах.

Смысловую нагрузку имеет каждая деталь картины: толстый кот у плеча, изображенный на заднем плане город с церквами, натюрморт на столе с арбузом, кексом и фруктами…

Купчиха словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.

Обилие яств придает еще большей выразительности образу и символизирует полнокровную яркую жизнь, о которой мечтает каждый. Что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?

Заказать репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине, специалисты которого сохранят на натуральном холсте уникальные цветовые сочетания, подобранные Кустодиевым.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Купчиха за чаем художника Бориса Кустодиева на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Бориса Кустодиева на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Бориса Кустодиева. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Бориса Кустодиева на натуральном холсте.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. В девятилетнем возрасте он впервые на выставке передвижников познакомился с картинами настоящих художников, был потрясен настолько, что впечатления от увиденного определили его будущее: он решил стать художником. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Стал знаменит образами традиционного русского быта и красочными народными типажами, на которые его вдохновляли провинциальные города и села Верхней Волги, куда он часто выезжал, проживая в Москве и Санкт-Петеребурге. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Бориса Кустодиева не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти. В 1927 году художник скончался в Петрограде после долгой болезни. Ему не было и 50 лет.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»

Холст, масло. 120x120 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Факт первый. Ученический

Борис Кустодиев – ученик Ильи Репина . Известно, что во время учебы в петербургской академии художеств он принимал участие в работе над картиной мастера «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» - сейчас она тоже выставлена в Русском музее. Академию Кустодиев окончил с золотой медалью. Много ездил по России , работая над серией картин «Ярмарки». А одну из самых известных своих работ – «Купчиха за чаем», - создал за несколько лет до смерти, в тяжелом 1918 году.

Факт второй. Медицинский

«Купчиху за чаем» Кустодиев рисовал уже тяжело больным человеком. Еще в 1909 году у него нашли опухоль позвоночника. Последние 15 лет своей жизни он был прикован к инвалидному креслу. Это не помешало Борису Михайловичу создать сотни работ, украшающие сейчас музеи всего мира (например, галерею Уффици в Венеции )

Факт третий. Рубенсовский

Кустодиева при жизни называли «Русским Рубенсом » - благодаря его склонности рисовать пышнотелых, дородных женщин, настоящих «Волжских Данай». Известно и его высказывание: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Факт четвертый. Революционный

Когда Кустодиев создавал картину, времена были непростые. Самому Борису Михайловичу пришлось оформлять улицы Петрограда к годовщине революции. Другой работы не было. Его жена вынуждена была заниматься хозяйством и самой колоть дрова. В письме театральному режиссеру Василию Лужскому в те дни Кустодиев писал: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Факт пятый. Производственный

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому Галина Адеркас . Она училась на медицинском факультете и была знакома с женой художника. Именно Юлия Кустодиева привела модель в дом мужа. Между прочим, в жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами. Увеличила их фантазия художника. Работал Кустодиев как правило быстро, и эту картину закончил за несколько дней.

Фатк шестой. Биографический

Позже Галина Адеркас (кстати, натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю от одного ливонского рыцаря) окончила университет и проработала недолго хирургом. В двадцатые годы она бросила профессию и занялась искусством: сначала пела в русском хоре, участвовала в озвучивании фильмов, а потом еще и стала выступать в цирке.

Факт седьмой. Ностальгический

Несмотря на то, что «Купчиха за чаем», очевидно, изображает быт какого-то уездного города (вроде тех, о которых писал свои пьесы Островский ), создавалась картина в Петрограде. Кустодиев практически не выходил из дома и никуда не ездил. Задний план с маковками церквей воссоздан по памяти. Собственно, на памяти картина и держится. Ведь она рассказывала о том быте, которого уже нет. На дворе был 1918 год. В стране в этом время гремит революция, диктатура пролетариата, гражданская война. А Александр Блок в этом же году пишет поэму «12».

Факт восьмой. Выставочный

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов , бойцов Красной Армии было большинство. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. И пользовалась спросом публики.

Факт девятый. Иронический

Многие зрители разглядывали в картине определенную иронию, которую уже не всегда может считать современный человек. В 1919 году в краснощекой купчихе даже видели карикатурное изображение старого быта. Впрочем, сейчас большинство специалистов сходится на том, что это одна из самых теплых картин Кустодиева, в которой он прощается со старым миром. Да и под своим творчеством он подводит определенную черту.

Факт десятый. Чайный

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Поэтому не стоит удивляться тому, что на эту тему создавали полотна такие мастера живописи, как Коровин , Куликов и Маковский. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине . И это показательно.

Одна из самых знаменитых картин Бориса Кустодиева (1878 – 1927) «Купчиха за чаем» была написана 101 год назад – в 1918 году. Сейчас произведение хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В картине Борис Кустодиев воплотил свой давний замысел – создать картину на тему купеческого чаепития, в центре которой – образ русской пышнотелой красавицы. Это жизнерадостное полотно, пронизанное светом, художник написал в один из самых драматичных периодов своей жизни, когда потерял возможность ходить.

8 интересных фактов о картине «Купчиха за чаем»

1. В качестве модели для картины «Купчиха за чаем» (120 × 120 см, холст, масло) Кустодиев выбрал баронессу Галину Адеркас из Астрахани, где родился и сам художник. Галина была наследницей дворянского рода, пела в хоре. Оказалось, что в Петербурге она жила в том же подъезде, что и Кустодиевы, училась на медицинском факультете. Она охотно согласилась позировать художнику. Картину «Купчиха за чаем» Кустодиев написал за несколько дней и поспешил приступить к следующей работе.

«Купчиха за чаем», 1918

Баронесса являлась обладательницей пышных форм, именно такие типажи особенно были интересны живописцу. В творчестве Кустодиева купчихи были олицетворением мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Художник одновременно сочетал в этих образах русских красавиц и монументальность, и восхищение, и иронию, и реальность, и фантазию. «Купчиху за чаем» сложно назвать портретом Галины, Кустодиев несколько увеличил её формы и сделал чуть старше, но и многие черты оставил из первоначального эскиза модели.

Зарисовка с Галины Адеркас

2. Картина Борисом Кустодиев была создана после революции в 1918 году. «Купчиха за чаем» будто олицетворяет весь старый купеческий мир России с его укладом. Работа Кустодиева была хорошо встречена критиками и художественным сообществом.

3. Глядя на яркие, светлые краски полотна, сложно поверить, что Борис Кустодиев на момент создания «Купчихи за чаем» тяжело болел. У художника обнаружили опухоль спинного мозга, в 38 лет после операции в 1916 году он оказался прикован к инвалидному креслу. Чтобы спасти жизнь Кустодиева и добраться до опухоли, врачи могли сохранить что-то одно – или подвижность рук, или ног. Это тяжёлое решение легло на плечи жены живописца Юлии, сам художник находился без сознания. Она решила, что художник без рук жить не сможет.

Борис Кустодиев с женой Юлией, фото 1903 года

И хотя Борис Кустодиев потерял возможность ходить, он удивительным образом продолжал создавать душевные и богатые по колориту картины, в своей памяти он оживлял образы дореволюционной России, страны, которой больше не было. Реальность была совсем не похожа на светлые картины художника. Из-за нужды Кустодиеву приходилось продавать личные вещи. В письме режиссёру Василию Лужскому художник писал: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


Семья Кустодиевых: слева сын Кирилл, в центре — художник с женой Юлией, справа — дочь Ирина (фото сделано в начале 1920-х)

4. Интересно, что в начале своего становления как художника Кустодиев часто писал свою супругу Юлию, которая обладала хрупким телосложением. Но для создания типа русской женщины живописцу нужны были иные модели. Художник шутил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».


На картине «Утро» художник изобразил свою первую жену и первенца

Для многих работ в дальнейшем Кустодиеву позировала его дочь Ирина, которая в его понимании отражала тип русской женщины, например, для полотна «Русалка. Русская Венера». Кустодиев писал Ирине: «Я решил писать большую картину - Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру - ты знаешь куда? - в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна».


«Русская Венера», 1926

5. «Купчиха за чаем» - невероятно «вкусная» картина. В ней хочется рассматривать не только главную героиню, но и каждую деталь. В центре – белотелая купчиха, вальяжно восседающая за столом на балконе деревянного особняка, пьёт чай из блюдца. Она – воплощение народного идеала: губки бантиком, чёрные брови, голубые глаза, румяные щёчки. К купчихе ластится её кот, которому Кустодиев иронично придал черты его хозяйки.


«Купчиха за чаем», фрагмент

На столе у купчихи богатый натюрморт, впечатляющий своим разнообразием цвета. Здесь самовар, варенье, булочки, печенье, кекс с изюмом, фрукты и даже арбуз. А на втором плане художник изображает пейзаж провинциального города, где возвышаются церкви. Картина выглядит очень богатой по колориту, но при этом художник использовал всего несколько основных цветов, которые собраны на броши, украшающей платье купчихи: фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный.

6. Ещё при жизни художника «Купчиха за чаем» побывала на нескольких выставках. Впервые картину Кустодиев представил в 1919 году в Зимнем дворце на Первой Государственной выставке, в которой участвовали более 300 художников. Кустодиев показал 11 картин, в том числе и «Купчиху за чаем». Через год в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 своих произведений, выполненных в основном в 1915-1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

«Купчиха за чаем» в 1924 году побывала на XIV Международной выставке в Венеции. А на следующий год картина была передана в Русский музей.

7. Тема чаепития встречается и в других картинах Кустодиева. Например, в работе «Чаепитие» 1913 года и «Купчиха, пьющая чай» 1923 года.


«Купчиха, пьющая чай», 1923

8. Героиня картины «Купчиха за чаем» вдохновил Нону Мордюкову на создание образа купчихи Белотеловой во время съёмок в фильме «Женитьба Бальзаминова». За эту роль актриса получила в 1973 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Сестра Мордюковой, Наталья, рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной «Мосфильма» - Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… У меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха?».


Мордюкова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

Кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными - отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери - все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства - семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе




Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914


Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918


Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».


Б. Кустодиев. Провинция, 1919

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем - еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», - говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.


Б. Кустодиев. Троицын день, 1920

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас - баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.


Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. - предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.