Национальный танец ирландии название. Ирландские танцы

Ирландский танец - целая группа традиционных танцевальных форм, возникших в Ирландии, - подразделяется на бытовые (общественные, социальные) танцы и концертные танцы (театральные танцы или постановочные танцы, как принято называть в Великобритании). Общественные или бытовые ирландские танцы – кейли и сет-танцы. Постановочные танцы традиционно называют сольными танцами.

История ирландского танца

Самые ранние свидетельства об ирландских танцах относятся к временам постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый из народов приносил с собой свои предпочитаемые виды танца и музыки. Очень мало свидетельств о развитии ирландского танца в самой древней истории, но существуют доказательства того, что друиды практиковали «круговые» танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу, признаки которых явственны и сейчас.

Когда кельты заполнили ирландские земли, прибыв из Центральной Европы, они, конечно, имели свои формы народного танца. После введения христианства монахи иллюстрировали языческими кельтскими символами освященные рукописи, а крестьяне предпочитали сохранять языческий дух в музыке и танцах. Англо-нормандские завоевания в двенадцатом веке соответственно повлияли на обычаи и культуру Ирландии. Музыка Кэрол, популярная среди норманнов, представляла собой следующую форму: солист исполнял песню в окружении танцоров, вторивших ему той же песней. В шестнадцатом веке письменные источники удостоверяют три основных ирландских танца:

Ирландский «Hey» (танцовщицы кружатся вокруг партнеров)

Rinnce Fada (длинный танец)

Trenchmore (старинный крестьянский танец)

В одном из писем английского представителя в Ирландии сэра Генри Сиднея к Елизавете I в 1569 году есть упоминания о девушках, исполнявших ирландскую джигу в Голуэй. Он писал, что они очень красивые, великолепно одетые и первоклассно танцуют/ В середине шестнадцатого века танцоров приглашали в большие залы недавно построенных замков. Некоторые танцы были адаптированы английскими колонизаторами для исполнения в королевских залах Елизаветы, как, например «Trenchmore» и «Hey». Когда роялисты подплыли на корабле к берегам в Ирландию, их встречали девушки, исполнявшие народный ирландский танец, а короля Георга III - в 1780 году в Кинсейл (графство Корк) встречали три пары. Они стояли в ряд и держали белый платок. Как только зазвучала музыка, они выдвинулись и образовали отдельные пары. Сначала пары танцевали с платком в медленном темпе, потом темп увеличивался и танец становился все больше энергичным.

Ирландские танцы сопровождались музыкой, исполняемой на волынке и арфе. В домашних хозяйствах англо-ирландской аристократии, хозяева часто объединялись со служащими для исполнения некоторых танцев. Танцевали даже утром после пробуждения или во время похоронных шествий, следуя по кругу под грустные звуки волынки. В восемнадцатом веке в Ирландии появляются учителя танцев. Главным образом, это были вояжирующие люди, они переходили из деревни в деревню и учили местных жителей основным танцевальным па. Учителя были колоритными персонажами, одетые в цветистую одежду, часто имели помощников. Многие ученики не могли из-за неграмотности определить где левая или правая нога. Для этого учитель танцев привязывал к одной ноге солому, к другой ноге сено и учил так: «поднимите ногу с сеном» или «поднимите ногу с соломой». Преимущественно у каждого учителя определялся свой район, и он не посягал на чужие «танцевальные» владения. Уровень исполнения наиболее одаренных учеников был очень высокий, а танцоры-солисты оказывались в огромном почете. Часто двери снимали с петель, укладывали на землю, а танцор исполнял на них танец. На ярмарках устраивались открытые конкурсы танцев, на которых соревнования продолжались до того момента, пока один из танцоров не падал от усталости. Несколько вариантов тех танцев все ещё исполняют в разных районах Ирландии. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно сохраняется и сегодня на весь мир известны ирландские джига, рил, хорнпайп, сеты, польки, степ танцы. Соло-танцы и степ-танцы появились в конце восемнадцатого века.

Костюмы для ирландских танцев

Костюмы танцоров сегодня - лишь только напоминание о старинных танцевальных костюмах. Мужчины в прошлом обычно носили высоко застегнутый жилет, галстук, бриджи, чулки и башмаки. Дамы надевали цветные домотканые юбки по щиколотку и черные лифы.
Каждая школа в сегодняшние дни отличается своими оригинальными костюмами. Большинство платьев украшено вышивкой в кельтском стиле, копиями знаменитой броши Тара, закалывающей переброшенную через плечо на спину накидку.
Одежда мужчин менее декорирована, но у неё богатая история. Часто это однотонного цвета килт, жакет со сложно драпированным плащом на плече. Обувь – и для мужчин и женщин – тяжелые жесткие ботинки с набойками для хорнпайпа, джиги, для рила – мягкая «балетная» обувь.

Ирландские танцы сегодня

В наши дни Ирландский Танец – культурный символ страны и понятно, что в Ирландии много танцевальных организаций, поощряющих занятия танцем. Взрослые и дети участвуют в в отдельных конкурсах под названием «феш» (feis, когда-то так назывались сельские танцевальные вечеринки) за ценные призы. Есть соло выступления и групповые выступления-соревнования, в которых танцоры определены по возрастным группам, от шести лет до семнадцати лет, и группы старшей категории. Во всех четырех провинциях Ирландии устраиваются отборочные соревнования, победители затем участвуют в все ирландском чемпионате. Чемпионат Мира по ирландским танцам проходит в Дублине на Пасху, и в нем за звание чемпиона мира соревнуются между собой представители из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Кейли

История ирландского «кейли» начинается со сборов соседей для приятного проведения времени, с музыкой, танцами и дружескими беседами. Танцевальные вечера обычно проводились летними воскресными вечерами, когда молодые люди собирались на перекрестках дорог. Музыку исполнял скрипач, сидящий на трехногом стуле с перевернутой шляпой для сбора денежных пожертвований. Скрипач обычно начинало с музыки для рила, но должен был повторить несколько раз мелодию, прежде чем молодые люди начинали танцевать, Но через некоторое время площадка заполнялась, и тогда уже танцором было не остановиться.

В Ирландии и сегодня существует много возможностей, чтобы наслаждаться ирландскими танцами. Неофициальные танцевальные вечера, сессии «кейли», когда новичкам показаны первые шаги, проходят в крупных городах в летний сезон, в которых с одинаковым довольствием принимают участие и старшее поколение и молодежь. Благодаря профессиональному танцевальному шоу Riverdance, потрясающему Майклу Райану Флэтли и его ошеломляющим шоу «Властелин Танца» (Lord of the Dance) и «Языки Пламени» (Dance Feet of Flames) сегодня ирландский танец не просто знают во всем мире. В танцевальные школы продолжают приходить ученики, чтобы в будущем добиться такого же признания, как Джин Батлер, Колин Данн или Майкл Флэтли.

Ирландия во все времена славилась своей непревзойденной танцевальной культурой, но в последнее время интерес со стороны мировой общественности возрос ещё больше благодаря эффектным шоу, где используется танец ирландский уже в современной обработке.

История создания танцевального искусства

Данный культуры прошёл свою тысячелетнюю историю и, по мнению многих исследователей, зародился ещё со времён кельтских народов, основавших своё государство на территории современной Ирландии.

Самый древний образ, напоминающий чем-то отдалённо танец ирландский - это кельтский Sean-Nos в исполнении галлов, которые жили на этих островах в далёком прошлом.

Первое упоминание о схожих с нынешними современными плясками, было датировано приблизительно одиннадцатым столетием.

Немного позже, под воздействием нормандских завоевателей, начала зарождаться совсем другая культура исполнения - группа людей, водящих хоровод. А во дворцах и на балах танец ирландский начал набирать свою популярность уже в шестнадцатом столетии.

Немного позднее, примерно века через два, появились первые преподаватели танцевального искусства, благодаря которым возникли многие виды и разновидности нынешних современных вариаций. Но в то же время началась страшное притеснение данной культуры, поэтому исполнение танцев держалось в строгой тайне. Церковь считала танцевальное искусство чем-то непристойным. Многие историки сошлись во мнении, что характерное неподвижное положение рук на поясе танец ирландский приобрёл именно после того, когда христианские священники объявили, что танцевать таким образом - это неприлично и неподобающе, напоминает святотатство либо невидимую связь с демоном.

Современный вид

Уже в девятнадцатом веке в маленьких деревнях и городах стали набирать популярность различные соревнования, призом на которых мог быть большой пирог. Современный период в танцевальном искусстве начинается с конца этого же столетия. Была создана Гэльская Лига, поставившая себе цель во что бы то ни стало сохранить ирландскую музыкальную культуру, которая притеснялась в течение полутора последних веков.

Танцевальные правила были установлены в 1929 году, появившейся тогда Ирландской Комиссией, которые действовали на различных соревнованиях. В результате чего значительно поменялась техника - по ней исполняют современные ирландские танцы и по сей день. В 30-ых годах женщины чаще стали принимать участие в постановках и получили возможность преподавать в учебных заведениях, где обучали танцевальному искусству.

Сольные выступления

Множество разновидностей и видов имеют ирландские танцы. Удивительный узор движений можно просмотреть в исполнении сольных танцоров. Они представляют собой настоящее воплощение некой грациозности и лёгкости, но в то же время энергичности и ритмичности. Для соло подойдёт как мягкая, так и жёсткая обувь. Она может выглядеть в виде шнурованных балеток либо ботинок с набойками, в зависимости от того, для кого она предназначается (мужская и женская).

Как танцевать ирландский танец, многие танцоры, участвующие в соревнованиях, учатся с самого детства под самые различные национальные мелодии (рилы, джиги, хорнпайпы), которые используют для сольных выступлений. Они все имеют свои отличия, но обобщающие особенности - прижатые к бокам руки и красивая осанка с неподвижным торсом. Это делается для того, чтобы как можно больше уделить внимания всей сложности и чёткости, с которой двигаются ноги танцоров.

Сеты

Стоит выделить, как отдельную категорию сольных ирландских танцев, традиционные сеты. Они исполняются в жёсткой обуви и представляют собой стандартный набор движений. Как называется ирландский танец-сет, так называется и мелодия, под которую он танцуется.

Также существует нетрадиционный вид данного стиля, исполняемый под замедленный мотив танцорами уровня open. Набор движений может зависеть от фантазии учителя либо пожеланий исполнителя.

Групповые танцы

Эта разновидность отличается тем, что танцоры стоят друг напротив друга, тем самым образуя квадрат, в основном это знаменитые кадрили. Они не являются исконно ирландскими, поэтому их движения могут присутствовать в различных европейских стилях. Различия между танцами - в количестве фигур, которые могут варьироваться от трёх до шести.

В 80-ые годы этот вид стал широко известен публике и его стали преподавать во многих танцевальных школах. На сегодняшний день социальные групповые танцы исполняются с очень высокой скоростью и на какой-то дикий манер.

Кейли

Это слово в переводе с дословно звучит как «весёлый праздник с музыкой и танцами». В начале двадцатого века новый стиль групповых выступлений начали также называть этим термином, который дожил и до нашего времени.

Кейли принято танцевать в мягкой обуви и, в отличие от сольных видов, в нём танцоры используют движение рук. Главное в его исполнении - это полное взаимодействие всех партнёров.

В основном эта разновидность танцев исполняется под джиги и рилы. Они включают в себя разное количество танцоров: от четырёх до шестнадцати. Вариации могут быть самыми разными, но зачастую это - две либо четыре пары людей, стоящих друг напротив друга. Все виды кейли условно можно разделить на линейные (прогрессивные) либо фигурные. Первые подразумевают, что все танцоры стоят в виде одной большой и длиной линии. Когда они станцуют весь полный цикл, то перемещаются на одну позицию, соответственно следующий этап танца они уже исполняют с новым партнёром.

Вторая разновидность кейли чаще всего встречается на соревнованиях либо представительских мероприятиях. Различные хореографические постановки привели к тому, что эта категория танцев стала походить на настоящие зрелищные шоу, завоевавшие сердца многих зрителей.

В нынешнее время кейли могут танцевать и на различных вечеринках люди разных возрастов. И неважно, в какой манере и на каком уровне они будут выполнены - потрясающее чувство от свободы движений и задорного ритма всегда возникнет у любого танцующего этот танец.

Считается, что ирландские танцы ничем не уступают по своей страстности исполнения восточным, просто они исполняются в более интеллигентной и скрытной манере.

Оказывается, что ирландский степ занимает одну из главных ступенек среди многих танцевальных и постановочных шоу.

Мотивы, под которые вытанцовывают ирландские современные сеты и кадрили, а также другие виды данного искусства, играют в основном на волынке, скрипке и аккордеоне, в итоге получается довольно заводная и задорная мелодия.

Сами ирландцы говорят, что лучшие танцы - ирландские танцы, которые символизируют сильный дух и непреклонную волю этого народа.

Ирландские танцы - это направление искусства, которое было создано в Ирландии. Оно пользуется огромной популярностью в Великобритании.

Ирландские танцы бывают бытовыми. Общественными, а также социальными.

Также, ирландские танцы бывают концертными. Речь идет о тех их подвидах, которые ставят на выступлениях в театрах. А также о тех танцах, которые применяют на соревнованиях.

Из бытовых ирландских танцев можно выделить два направления. Сет- и кейли-.

Ирландские танцы могут быть как сольными, так и групповыми.

История возникновения ирландских танцев

Впервые ирландские танцы были созданы в древние времена. Их придумали племена, которые мигрировали в Ирландию. А также другие народы, которые пытались завоевать эту страну с помощью военного вторжения.

Племена, которые мигрировали в Ирландию, вносили огромный вклад в формирование национальных танцев. Добавляли в них элементы своей музыкальной культуры. Всячески видоизменяли их. А также исполняли ирландские танцы под свою национальную музыку.

Историки сообщают, что подобные танцы были очень популярны у друидов. Они исполняли их в кругу. Взявшись за руки.

Друиды исполняли ирландские танцы для того, чтобы проводить религиозные обряды. Общаться со своими богами. И добиваться от них ответа.

С помощью ирландских танцев друиды молились богу Солнца, а также Дубу.

Кельты внесли огромный вклад в формирование ирландских танцев

Немного позже, в Ирландию вторглись кельты. Они внесли огромный вклад в формирование национального танца этой страны. Видоизменили его. И тоже добавили в танец элементы своей музыкальной культуры.

Позднее в Ирландии было принято христианство. Монахи начали украшать книги и рукописи с помощью символов, которые использовались кельтами. Однако, крестьяне старались не отходить от ирландских традиций. И во время исполнения кельтских танцев использовали популярную стране музыку. А также повторяли движения из стандартных ирландских танцев.

Влияние англо-норманнов на культуру ирландских танцев

Позднее на Ирландию напали англо-норманны. Они завоевали часть ее территории и принесли с собой культуру национальных танцев.

В Ирландии появилась музыка под названием Кэрол. Она пользовалась огромной популярностью среди норманнов. И они решили привнести Кэрол в танцевальную культуру Ирландии. Чтобы развить ее.


Кэрол исполняли следующим образом. Один человек пел песни в этом стиле. А вокруг него стояли люди, которые исполняли ирландские танцы. И подпевали солисту.

Какие ирландские танцы существовали в 16 веке?

По словам историков, в 16 веке в Ирландии существовало всего 3 танца:


В Ирландии была джига

Историки заявляют, что они нашли еще один танец, который существовал в 16 веке. Они обнаружили письмо, в котором сэр Ирландии Генри Сидей обращался к Елизавете Первой. Оно было отправлено в 1569.

В письме сэр Сидей заявлял, что в Ирландии девушки танцуют "ирландскую джигу". Танец, по его словам, был очень красивый и необычный. А сами девушки одевались в яркие, уникальные наряды.

В 50-х годах 16 века ирландские танцы часто исполняли перед правителями

В середине 16 века национальные танцы пользовались огромной популярностью у знати Ирландии. Государи регулярно приглашали исполнителей в огромные замки. Чтобы они станцевали для них красивые ирландские танцы.

Впоследствии некоторые народы решили позаимствовать у ирландцев их национальные танцы. Например, их взяли и переделали жители Англии. Так появились английские версии танцев "Trenchmore" и "Hey". Впоследствии они были исполнены перед Елизаветой Первой.

Ирландские танцы исполняли и в 18 веке

По информации историков, роялистов на берегах Ирландии тоже встречали национальными танцами. Их исполняли девушки.

В 1780 году в Ирландию приплыл король Георг Третий. Власти государства послали к его кораблю шесть девушек.

Когда король прибыл на берег, ирландские дамы встречали его с платками в руках. Во время этого начинала играть мелодия. Дамы пускались в пляс.

В начале танца девушки двигались медленно. Но затем они начали постепенно наращивать темп. Плясали быстрее. Ирландский танец получался очень энергичным и красивым. Его исполняли, не заходя за пределы небольшой зоны.

Под какую музыку исполняли Ирландские танцы?

В древние времена для исполнения ирландских танцев приглашали музыкантов. Они играли мелодии на волынке. Также, часто во время выступлений использовалась арфа.

Высшие чины Ирландии не боялись танцевать со своими поданными кельтские танцы. Они с удовольствием пускались в пляс вместе с обычным народом.

На каких мероприятиях исполняли ирландские танцы?

Ирландские танцы пользовались огромной популярностью у населения страны. Их исполняли по поводу и без. Как на важных, трагических мероприятиях, так и в обычные дни.

Часто ирландские танцы исполняли ранним утром. Барин вставал со своими подданными и начинал плясать.

Также, ирландские танцы исполняли и во время трагичных мероприятий. Например, на похоронах любимых людей. Или родственников.

Во время этих мероприятий, люди танцевали ирландские танцы под грустное "пение" арфы. Или волынки.

Жителей Ирландии начали учить национальным танцам в 18 веке

Жителей Ирландии начали обучать национальным танцам в 18 веке. Именно тогда в стране появились профессиональные учителя. Они объясняли принцип исполнения ирландских танцев и взрослым, и детям. Учителям удавалось научить этому искусству всех. Вне зависимости от навыков и умений людей.

Примечательно, что учителя по танцам никогда не сидели на одном месте. Они регулярно переезжали по селам, городам.

Сначала учили танцевать жителей одной деревни. Затем переходили в другую. И уже учили плясать людей там.

Учителя по ирландским танцам выглядели необычно. Они были одеты в яркие вещи. И за счет этого отличались от окружающих. Выделялись из толпы.

У каждого учителя по ирландским танцам был помощник. Он помогал преподавателю объяснять людям, как надо плясать. Благодаря этому, процесс обучения одной деревни занимал мало времени.

Ирландские танцы в наше время

В наше время Ирландские танцы тоже пользуются популярностью. Причем, не только в Великобритании, но и в других странах.

В наше время в Ирландии национальные танцы очень хорошо развиты. В стране работают специальные организации, которые учат молодежь этому направлению искусства. И даже поощряют подростков за то, что они учат ирландские танцы. Развиваются в этом направлении.

Наибольшей популярностью кельтские танцы пользуются у взрослого и детского населения Ирландии. Они принимают участие в соревнованиях, которые именуются, как феш.

Победители конкурсов по ирландским танцам получают хорошие, дорогие призы. И высокие гонорары.

Поощрения, которые выдают танцорам, позволяют ирландским танцам развиваться.

О современных соревнованиях по ирландским танцам

В современном мире существует несколько видов соревнований по ирландским танцам.

Дети могут выступать в сольных номерах. Показывать свое искусство владения ирландскими танцами самостоятельно.

Также, спортсмены могут принимать участие в групповых турнирах. В рамках них, из детей формируют группы. Малыши должны выполнять сложные движения. А также взаимодействовать друг с другом.

В рамках групповых выступлений, детей распределяют в разные возрастные группы.

Самой маленькой из них является та, в которой участвуют дети от 6 лет. Наиболее старшей по возрасту - та, в которой принимают участие дети 17 лет.

Участников для международных турниров по Ирландским танцам отбирают ответственно

В Ирландии регулярно организовывают всенародные чемпионаты по Ирландским танцам. Однако, поучаствовать в них может далеко не каждый.

Чтобы попасть на национальный турнир, спортсмену нужно победить в отборочном туре. Только после этого его могут отправить на международные соревнования.

Жесткий отбор проводится для того, чтобы за звание лучшего ирландского танцора боролись самые умелые жители провинций и городов. И чтобы турнир получился действительно красивым, необычным.

Чемпионат мира по ирландским Танцам проводят каждый год. На Пасху. Само мероприятие проходит в Дублине.

Примечательно, что в Чемпионате мира по Ирландским танцам участвуют не только жители Великобритании. На нее приезжают спортсмены из Соединенных Штатов, Новой Зеландии, Австралии и ряда других стран. Это говорит о том, что ирландские танцы пользуются огромной популярностью в 21 веке.

В Ирландии есть поверье, что холмы – это ворота в иной мир. Мир, населённый фэйри (феями). Нередко люди и жители холмов встречаются. И всегда такие встречи сулят нечто необычное. Часто, следуя очарованию фейри, люди уходят за ними в волшебную страну, а возвращаются через много-много лет, будучи уже глубокими стариками. Те же, кто не поддался соблазнам, или заслужил благодарность фейри, приобретал всякие интересные способности и, уж точно, надёжного помощника. Но никто из увидевших фейри не остался прежним.

Март 4, 2018

564

Применительно к танцу можно сказать, что никто из увидевших ирландский танец не остается прежним. А сам ирландский танец часто называют “танцем дивного народа”. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и захлёсты ног, в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. Не привычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента!

История ирландского национального танца отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры, и заканчивая XX веком нашей - переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий… Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Хотя на сегодняшний день существуют лишь смутные представления о самом древнем этапе развития ирландских танцев, известно, что первыми их стали исполнять друиды. Первоначально танец имел обрядовое значение: их исполняли, вознося хвалы священным деревьям и солнцу. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени.

Самый старинный вид ирландского танца, сохранившийся и сейчас, называется Sean-Nos. Он ведет свое происхождение от кельтов, которые жили на Британских островах в период с 2000 г. до н.э. и по 200 г. н.э. Старинные летописи свидетельствуют, что этот танец имеет ирландское происхождение, хотя моряки из дальних земель, Северной Африки и Испании, бывавшие в местных портах, например, в Лимерике, привнесли в него свои национальные черты. Соревнования по Sean-Nos проводятся и сегодня. Наиболее популярен этот танец в Западной Ирландии.

Примерно в 400 годах, уже после обращения местных жителей в христианство, католические священники продолжали широко использовать элементы национальной культуры в своих богослужениях. Святое Писание украшали кельтскими архаическими орнаментами; кельтские обряды и пляски сопровождали христианские праздники. В XII веке, на волне англо-нормандского завоевания в Ирландию пришли традиции норманнов, их обычаи и культура, в том числе и самый популярный танец того времени, Carol. Ведущий партию в Carol становится в центре круга и поет песню, которую подхватывают окружающие его хороводом танцоры. Стиль Carol сильно повлиял на развитие ирландского танца.

К XVI веку в хрониках уже упоминаются три основных вида ирландских танцев: Irish Hey, Rinnce Fada и Trenchmore. Одно из древнейших описаний национального танца содержится в письме сэра Генри Сиднея, написанного королеве Елизавете I, который был «весьма поражен ирландскими мелодиями, а равно и танцами». Сидней описал свои наблюдения за танцующими на поляне людьми, отметив, что участники танцуют, выстроившись в две линии. Это говорит о том, что английский рыцарь видел раннюю версию танца Rinnce Fada.

К середине XVI века народные танцы перекочевали в парадные залы дворцов и замков. Некоторые из них, адаптированные на английский манер, обрели популярность при дворе Ее Величества. Среди них был и Trenchmore, вариант старинного крестьянского танца. Примерно в то же время обрел популярность и Irish Hey.

Из-за угнетения и преследований ирландской культуры, начавшихся еще в XVIII веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Поговорка того времени говорит: «Танцор пляшет, покуда не вернется в деревню». Более того, народные танцы резко осуждались христианской церковью. Священники называли их «безумными» и «приносящими несчастья». Некоторые историки полагают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце после того, как церковь объявила движения рук непристойными.

В XVIII же веке в Ирландии появились «учителя танцев», с которыми связывают эпоху возрождения танцевальных традиций. Неизвестно, где впервые зародилось это движение, но оно сыграло решающую роль в сохранении и развитии древних обычаев. Учителя странствовали по деревням, обучая танцам местных жителей-крестьян. Одеты учителя танцев были в яркие национальные костюмы. Нередко они устраивали друг с другом состязания, которые обычно заканчивались лишь тогда, когда один из них падал в изнеможении. Многие учителя танцев преподавали также игру на музыкальных инструментах, фехтование или хорошие манеры.

Разновидности ирландского танца:

Сольные танцы (Solo Dances)

Сольные танцы были разработаны мастерами танца в последней четверти восемнадцатого века и с тех пор продолжали развиваться как в физическом, так и в артистическом аспектах. Сегодня они выражают величайшую свободу экспрессии, превосходное настроение, подлинную комбинацию великолепия, легкости и силы движений, достигаемой годами упорной работы. Ирландские сольные танцы в современном виде включают в себя джигу, хорнпайп, рил и сетовые танцы.

Джига (The Jig)

В качестве сольного танца джига может исполняться в различных формах: Слип (The Slip Jig) или хоп (The Hop Jig) джига в настоящее время танцуется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Слип джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу ”Riverdance”. Сингл джига (The Single Jig) в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8. Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жесткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жесткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8. The Heavy Jig – единственная из них, которая танцуется исключительно в жесткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Хорнпайп (The Hornpipe)

В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Танцуется он в жесткой обуви и на сегодняшний день является одним из самых популярных ирландских танцев во всем мире.

Рил (The Reel)

Большинство риловых шагов исполняются под double reel, в то время как single reel мелодии используются больше для простых шагов, используемых начинающими танцорами. Исполняются они под музыку 4/4 и танцуются в мягкой обуви. The treble reel танцуется в жесткой обуви. В то время как он стал весьма популярен по всему миру среди зрителей, кто хоть раз видел ”Riverdance” и другие ирландские танцевальные шоу, он весьма редко (если вообще) исполняется на соревнованиях. Этот танец с его быстрыми ритмичными ударами и зрелищными движениями, привел в восторг миллионы зрителей во всем мире, когда был впервые исполнен в качестве номера ”Riverdance” во время конкурса Евровидения. Можно сказать, что за несколько минут это выступление перевернуло все в ирландских танцах вверх дном и обеспечило им общественного признания и уважения больше, чем за предыдущие семьдесят лет. Стиль treble reel получил популярность благодаря усилиям The National Folk Theatre (Siamas Tire) под художественным руководством преподобного Pat Ahern и преподавательницы Patrica Hanafin из Tralee.

Сетовые сольные танцы (Solo Set Dances)

Сетовые сольные танцы исполняются в жесткой обуви под специальную сетовую музыку или отрывки танцевальных мелодий и многие из них датируются серединой девятнадцатого века. Сетовая музыка отличается от обычной джиги или хорнпайпа тем, что последние строго соответствуют структуре на 8 счетов (8-bar). Сетовые же мелодии обычно состоят из двух частей, которые разделяются танцорами на “the step” (первая часть) и “the set” (вторая часть), при этом как степ так и сет могут не соответствовать 8-bar структуре. В сетовом танце исполнитель танцует под строго определенную музыку, так что движения и ритм танца точно соответствуют сопровождающей мелодии. Ниже приведены некоторые из сольных сетовых танцев: На 2/4 – The Blackbird, Downfall of Paris, King of The Fairies, The Lodge Road, Rodneys Glory. На 6/8 – The Blackthorn Stick, The Drunken Gauger, The Three Sea Captains, The Orange Rogue, Planxty Drury, Rub The Bag, St Patrick”s Day. На 4/4 – The Garden of Daises, The Hunt, Kilkenny Races, Madame Bonaparte, The Job of Journeywork, Youghal Harbour.

Кейли (Ceilis – Irish Group Dances)

Кейли танцы представляют собой групповые танцы, которые исполняются как на соревнованиях, так и на ceilis (разновидность общественных танцев, танцевальных вечеринок). Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями – круговые танцы (round dances), танцы в линию (long line dances) и танцы колонной (long column dances). Тридцать из них описаны в первой, второй и третьей частях сборника ирландской комиссии по танцам “An Rince Foirne”, и знание этих тридцати танцев является необходимым условием для получения статуса преподавателя ирландских танцев. Они танцуются одинаково во всем мировом “ирландском” танцевальном сообществе с незначительными местными вариациями. Танцы, исполняемые во время ceilis и соревнований, могут слегка отличаться, в качестве хорошего примера может быть приведен the square в the Fairy Reel. Наиболее же распространенные танцы на соревнованиях – 4-hand и 8-hand джиги и рилы.

Социальные групповые танцы (Social Group Set Dances)

Эти танцы, известные как сеты или полусеты, в их многообразии происходят от кадрилей, танцев, в которых пары стоят друг напротив друг друга, образуя квадрат. Кадрили были очень популярны в наполеоновском Париже. Победоносные армии Веллингтона познакомились с ними и затем ввели в обиход в Англии и Ирландии. Мастера танцев адаптировали эти танцы под уже существовавшие традиционные шаги и ускорили темп до привычных рилов и джиг. Различия существовали в количестве фигур, число которых колебалось от трех до шести, при этом первоначально их было пять. В оригинальных кадрилях наличие пяти фигур обуславливалось музыкой на 6/8 и 2/4.

Групповые сетовые танцы были практически искоренены за первые семьдесят лет двадцатого столетия, поскольку рассматривались Гэльской Лигой как инородные. В последние годы сетовые танцы, такие как Kerry и Clare сеты, вернулись на арену ирландского танца и стали довольно популярны в среде людей среднего возраста.

Поскольку эти танцы не являются типично ирландскими, то подобный стиль танца и подробные шаги могут быть обнаружены во многих европейских странах, особенно в России. Сегодня групповые сетовые танцы часто танцуются с очень высокой скоростью и на дикий манер, не имеющий никакого сходства с оригинальными сетами, которые характеризуются строгой дисциплиной и хорошими манерами, определяемыми их характером (сетов).

Сегодня ирландские танцы завоевали весь мир. Танцевальные школы привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Ирландские танцы стали популярны повсюду. Регулярно проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков.