Научно просветительская деятельность музея научные статьи. Литература маме моей, тихоновой гизеле николаевне, я посвящаю эту книгу

Главные направления просветительской и популяризаторской работы были определены Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. Уже 23 февраля 1919 года П.А. Флоренский провел первую экскурсию по ризнице. С 1921 года экскурсии стали систематическими, в том же году музей посетило около трех тысяч человек. В отчетах комиссии от 1923 года говорилось «Сотрудникам часто приходилось бросать текущую работу и вести … экскурсии. …Как не отрывает такой порядок от работы, но члены комиссии охотно выполняют эту обязанность, признавая, что в ней главнейший смысл существования музея».

Члены комиссии были выдающимися личностями, представителями плеяды замечательных русских интеллигентов начала ХХ века. Сейчас, зная историю жизни Ю.А. Олсуфьева, П.А. Флоренского, можно сказать, что их деятельность по организации музея определялась не только внешними историческими обстоятельствами, но их духовной активностью. Приоритеты в научно-просветительской работе менялись в зависимости от общественно-политической и экономической ситуации в стране, а также господствующих идеологических установок.

В 1920-е годы основной формой научно-просветительской деятельности музея были экскурсии. Этой работой занималось Бюро просветительной работы, куда входили не только сотрудники музея.


Уже с конца 1930-х гг. огромное внимание уделялось подготовке экскурсоводов: учебные экскурсии проводили старшие научные сотрудники и заведующие отделами; курсы лекций читали преподаватели московских высших учебных заведений; консультации по вопросам истории и искусства осуществляли ведущие специалисты нашей страны: А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, В.И. Лебедев, Н.Н. Соболев, И.В. Жолтовский.

В конце 1940-х гг. были разработаны первые методические пособия по всем существовавшим в то время экспозициям (в форме текста экскурсии с определением цели и идеологических установок). Одновременно создавались методические пособия по проведению экскурсий для младших школьников (3 - 4 классы). Некоторые из них строились в форме беседы с вопросами.

В 1951 году был создан отдел научной популяризации искусства. В Положении о Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, утвержденном приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР определялись основные формы его работы: экскурсии, лекции, кружки, консультации и семинары для учащейся молодежи и педагогов.



В 1960-е гг. базой для успешного осуществления научно-просветительской работы являлись разнообразные вновь создаваемые экспозиции музея, системно знакомившие с историей Троице-Сергиева монастыря, его некрополем, архитектурным ансамблем и методами его реставрации, древнерусской живописью, древнерусским прикладным искусством, русским искусством XVIII - XIX вв., русским народным и современным декоративно-прикладным искусством. Эти экспозиции насчитывали более 40 залов и занимали площадь в 4500 кв. м.

В 1969 году на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где поводились итоги всей деятельности музея, были впервые рассмотрены вопросы научно-просветительской работы. Значимость музея как центра популяризации национального искусства предопределили включение в 1969 г. города Загорска во всесоюзный туристический маршрут по древнерусским городам России «Золотое кольцо». С этого времени начинается поступательный рост приезжих посетителей, пик посещаемости достигается в 1979 г. (700 000тыс.). Вся деятельность научно-просветительной службы была направлена на прием, в основном, иногородних туристов, и поэтому приоритетной формой работы стала маршрутная (обзорная) экскурсия, ориентированная на взрослую аудиторию.

Тем не менее, с середины 1970-х гг. музей стал уделять особое внимание работе со школьниками и учащейся молодежью. В 1975г. была разработана перспективная программа по эстетическому воспитанию детей, начиная с первого класса и кончая 10 классом, имевшая своей целью воспитание потребности в индивидуальном эстетическом переживании, развитие творческой активности учащихся. Программа осуществлялась в сотрудничестве с местными педагогами, в основном, в школах города и района.




Наряду с традиционными формами, такими как тематические экскурсии, циклы лекций, организация кружков, проведения Дня открытых дверей, впервые в музее стали проводить выставки детского творчества, уроки по декоративному рисованию, тематические музейные мероприятия. К середине 1980-х гг. в музее сложилась определенная система, направленная на воспитание учащейся молодежи, учитывающая возрастные особенности.

С 1980-х гг. в практику научно-просветительской работы входит проведение тематических вечеров, посвященных творчеству художников народных промыслов, коллекциям музея, истории и культуре родного края, различным направлениям музейной деятельности. Разнообразные по сюжету и структуре мероприятия помогали раскрыть связь современного творчества с культурным наследием, выявить его историческое и художественное значение, наглядно показывали, почему памятники прошлого так ценны для нас.

Своеобразным итогом этого периода работы стала конференция 1985 года, впервые посвященная исключительно научно-просветительной деятельности музея. В докладах был дан серьезный анализ ее состояния на тот период, отражены особенности проведения экскурсий для различных категорий посетителей, рассмотрена система подготовки экскурсоводов, представлены различные аспекты эстетического воспитания учащихся, развитые в музее. Разнообразие форм работы, профессионализм сотрудников, созданная устойчивая и, как показало время, жизнеспособная система их подготовки позволили адаптироваться к условиям перестроечного времени, когда произошел по объективным причинам значительный спад посещаемости. Тем не менее, музей не стал сокращать научно-просветительские службы, а начал активно развивать новые формы, все более целенаправленно работать с местной аудиторией.




Новой формой стала организация и проведение фольклорных праздников, приобщающих посетителей к народной культуре, к ее истории, традициям и предполагающих включение посетителей в познавательные процессы. Традиционными стали праздники «Рождественские чудеса на Конном дворе», «Широкая масленица».

Экскурсии являются их неотъемлемой частью. Гармоничное сочетание одной из основных форм музейной работы – образовательной экскурсии на экспозиции с праздничным представлением и народными потехами дает поразительный результат: информативность музейных предметов становится такой же доступной для восприятия маленьких детей, как и содержание новогодней сказки и речей Деда Мороза.

Основные посетители музея с начала 1990-х гг. – это учащаяся молодежь разных возрастов. Экскурсии, оставаясь основной формой работы, качественно изменяются. Все более востребованными становятся экскурсии, включающие элементы игры, выполнение определенных ролевых функций, использование интерактивных материалов. Как выяснилось, они пользуются успехом не только у школьников, но и у взрослой аудитории.




К примеру, обладая прекрасной коллекцией этнографических памятников, используя фольклорный материал старинных свадебных обрядов, музей уже не один год принимает у себя молодоженов и юбиляров. Наряду с праздничной свадебной программой в музее проводится и игровая – «Давайте поиграем в старинную русскую свадьбу». Для привлечения посетителей в музей создаются программы, тематически объединяющие архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры с экспозициями и выставками, расположенными за ее пределами, а также окрестными достопримечательностями.

Участие музея в долгосрочной межрегиональной программе «Мы - Россияне», разработанной для молодежи Калининградской области, потребовало новых форм экскурсий. Были освоены технологии синхронного приема и распределения потока экскурсионных групп, созданы программы, сочетающие традиционную экскурсию с интерактивным занятием. Это позволило сделать знакомство учащихся с достопримечательностями и историей Радонежской земли и национальными традициями и культурой центральной России в целом увлекательным и запоминающимся.

В целях успешной реализации новых задач в 1999 году был создан отдел музейной педагогики, призванный обеспечить тесное взаимодействие с системой образования. Педагоги музея при активном участии научных сотрудников и экскурсоводов разработали образовательные программы для разных возрастных групп. Для детей младшего школьного возраста – это специальные циклы экскурсии и занятий в игровой форме с выполнением экскурсантами творческих заданий, что помогает детям полнее усвоить предлагаемый материал. Учитывая возрастные особенности детей, музейными педагогами было разработано несколько тематических экскурсий: «В гостях у домовенка Прошки», «Мы ищем клад», «Чудесные превращения», «Как русские дети в Троице ходили» и др.




Для детей младшего возраста и их родителей организован воскресный историко-эстетический клуб, который работает уже в течение 10 лет. Программа клуба рассчитана на 4 года. Занятия проводятся в экспозициях музея, в художественных мастерских, в музеях Москвы и Подмосковья. Атмосфера занятий способствует сближению родителей с детьми, выработке общих интересов, получению не только знаний по истории и искусству, но и воспитанию эстетического вкуса. Специально для первоклассников был создан музейный праздник «Давай дружить!»

Для учащихся 6-8 классов разработана образовательная программа «Этот город – самый лучший на земле», для студентов – «Живое наследие», для преподавателей учебных заведений города и района – «Историческое краеведение». Особой формой работы стала районная олимпиада, которая выросла из программы по историческому краеведению для учащихся 6-8 классов. Она организуется с 2001 года совместно с Департаментом по образованию г. Сергиева Посада. Тщательно продуманная методика мероприятия, система подготовки и проведение заключительного этапа обязательно в музее, с поощрением всех участников превратили его в яркий и волнующий праздник.

Более 20 лет в музее работает археологический кружок, члены которого принимают самое активное участие в ежегодных археологических экспедициях музея. Традиции специализированных занятий по декоративному искусству 1980-х гг., обязательным элементом которых были уроки рисования, проводившиеся в экспозициях, продолжают в настоящее время кружки «Художественной керамики» и «Художественной росписи по дереву».




В 2004 и 2005 гг. были проведены две конференции, и состоялся Туристический форум 2007 года, на которых был обобщен накопленный за последние два десятилетия опыт в области научно-просветительской работы. Сообщения, зачитанные на ней сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, познакомили с разнообразием ее форм, практикуемым в настоящее время, их особенностями на данном этапе и новыми направлениями.

В 2008 г. руководством музея-заповедника и Советом ветеранов Сергиево-Посадского района была утверждена двухгодичная благотворительная культурно-образовательная программа «Народный университет». Целью программы стало объединение людей старшего возраста, повышение качества культурной жизни, их социальной адаптации в современном обществе. Тематика занятий на сформированных факультетах – «Беседы об истории» и «Беседы об искусстве» – была сформирована с учётом многообразия интересов будущих слушателей.

В начале 2000-х годов в музее стали проводить праздники в честь «Дня славянской письменности и культуры». В 2009-2010 гг. в Сергиевом Посаде впервые прошли два международных фестиваля «Славянский путь», приуроченных к этой памятной дате. Музей также принимал и принимает участие в различных фестивалях, праздниках и конкурсах, проходящих в других городах России. Как например, XI Московский детский фестиваль искусств и ремесел «Мастера» в 2008 г. и Международный конкурс-фестиваль детского декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» в 2012 г. Сергиево-Посадский музей-заповедник является постоянным участником Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» и туристической выставки «Интурмаркет».





В последнее десятилетие (2008-2018) просветительская служба музея ввела в практику своей работы много новых, современных мероприятий: интерактивные программы на выставках, игры-квест, кинолектории, музыкальные и литературные вечера, флеш-мобы на открытом воздухе во время массовых празднований, интеллектуальные гостиные и др. Кроме обычных экскурсий разработаны разнообразные интерактивные занятия на экспозициях и выставках музея.

Музейные педагоги за последние годы разработали много интересных программ для детей, школьников и семейных групп в музейном комплексе "Конный двор".
Можно отметить: «Музеёнок» (программа для детских садов), «В мире первобытного человека», «Загадки из сундука. В гости к Домовенку», «Секрет старого мастера (программа в интерактивной, игровой развлекательной форме знакомит с промыслами России).




Большим интересом у школьников пользуются такие квест-игры, как «Спасти императрицу» (для студентов и школьников от 14 лет на выставках и экспозициях),
«Победа одна на всех» (старт квест-игры – мемориал Славы с вечным огнем), «Учимся у Шерлока Холмса» и др.
Ежегодно проводятся праздники, привлекающие многочисленных жителей Сергиева Посада и других городов: Новогодние елки, «Широкая Масленица», фестиваль «Русская матрёшка», всероссийские акции «Ночь музеев» и «Ночь искусств».

В последние годы жители нашего города всё чаще стали отмечать в музее свои праздники: свадебные церемонии, дни рождения детей, школьные выпускные.




Все праздничные музейные программы («Татьянин день в музее», «Старый новый год в музее», «День журналиста в музее», «День семьи, любви и верности», «Встречай Покров - готовься к свадьбе») неразрывно связаны с экспозициями и выставками музея и привлекают разных посетителей.

В связи с тем, что 2019 год объявлен Годом Театра, музей подготовил специальный проект «Театральные подмостки. Играем в театральных декорациях». В проекте уже приняло участие 320 чел.

В летние месяцы музей превращается в творческую площадку для фестивалей: «Фестиваль первобытной культуры», «Подкова на счастье», «Три Спаса - всё богатство лета», фестиваль «Русская матрешка». Фестиваль уличной культуры «Музей & Street Art» прошел под темой «Метаморфозы игры», где с помощью игр, мы соединили время и пространство, классику и современность.

Литература
1. Т.Н. Манушина. Научно-просветительная работа музея Сергиево-Посадского музея-заповедника. /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 297-312
2. Т.И. Круглова, С.Г. Наумова. «Приходите к нам в музей» (Музейно-педагогическая деятельность Сергиево-Посадского музея-заповедника) /Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. – М.: Индрик, 2006.- С. 312-327
3. Интеграция личности в национальную и мировую культуру как основа совершенствования современного общества. //Материалы научно-практической конференции, г. Сергиев Посад, Моск. Обл., 22-23 апреля 2004 г. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2004.
4. Гуманитарное развитие личности – забота современного общества. //Сб. научных трудов. /Центральный институт управления экономики туристского бизнеса – филиал РМАТ. – Сергиев Посад: ООО «Все для Вас», 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, классификация и история музеев, их особенности как объектов научного исследования и туризма. Характеристика музеев Франции, историческая ценность экспонатов Лувра, Музея импрессионизма, Национального центра искусств имени Жоржа Помпиду.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Сеть и типы музеев. Нормативно-правовая база деятельности музеев Российской Федерации. Назначение и функции музея. Учет и хранение музейных ценностей. Экспозиционная и научно-исследовательская деятельность музеев, особенности их кадрового состава.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации. Классификация музейных учреждений. Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга, регулирование их деятельности. Факторы привлекательности музея для посетителей.

    реферат , добавлен 21.04.2015

    История Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге - крупнейшего в России и одного из самых больших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Частная коллекция Екатерины Великой. Интересные факты Лувра и Британского музея в Лондоне.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2011

    История Пермской государственной художественной галереи - одного из лучших музеев России. Красноярский культурно-исторический музейный центр. Уникальность литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Музей-усадьба "Ясная поляна".

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Составляющие элементы, формы и методы культурно-образовательной деятельности художественного музея на примере ГУ "Республиканская картинная галерея имени А.В. Лосева". Организация и роль руководителя в проводимой работе. Задачи "музейной педагогики".

    курсовая работа , добавлен 13.12.2011

    История развития Государственной Третьяковской галереи. Путь от Русского Музея Императора Александра III до Государственного Русского музея в начале третьего тысячелетия. Сравнение методов и результатов работы музеев в период больших перемен 1980-1990 гг.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017


Экскурсия является основной формой культурно-просвети­тельной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветитель­ную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее фор­мируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наибо­лее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеве­дов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интере­сов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при пра­вильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.

Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клу­бах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике со­трудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-

зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитари­зации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поко­лению, образующий и воспитывающий всей своей деятельнос­тью. Особое внимание необходимо уделять участию школьни­ков в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поис­ково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьни­ков и способствующая развитию музея.

Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают му­зейные праздники: фольклорные и военно-исторические, ли­тературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников исто­рии и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие му­зеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празд­нования на поле Бородина в Бородинском военно-историчес­ком музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пуш­кина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огур­ца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного твор­чества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных тради­ций, приобщению к ним общественности, расширению музей­ной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандис­тов этих традиций. Особое значение для воспитания и образова­ния подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка

к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бес­платно открывают двери для всех желающих. Проводят массо­вые мероприятия, участвуют в различных общественных начи­наниях. Связь общества и музеев укрепляется.

Особой формой работы музеев стало проведение в них кон­цертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко из­вестны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеж­дах и обстановке становятся на время ее участниками собы­тий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расши­рении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители кото­рых по тем или иным причинам не могут выбраться в стацио­нарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвиж­ных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнитель­ный доход.

Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом не­обходимо учитывать:

Потребности потребителей музейной печатной продукции;

Ее внешний вид;

Конкурентоспособность с другими аналогичными изда­ниями;

Наиболее выгодные места продаж;

При рациональном, продуманном подходе к издательской де­ятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:

Публикации итогов научной деятельности музеев;

Издание документов, публикаций об экспонатах, храня­щихся в музее;

Издание региональной полиграфической продукции в музеях;

Издание газет и журналов, освещающих музейную про­блематику;

Издание художественных книг о музеях;

Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.

Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и кни­готорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотруд­никами музея или на основе подготовленных ими пресс-рели­зов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и жур­налах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Яв­ляясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.

Вопросы и задания

1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее зна­чение? В каких формах она осуществляется?

2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?

4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.

Заключение

Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.

Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Обще­ние с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных лично­стей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.

В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так ска­зал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специаль­ных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддер­живающее организационно или путем создания мнения высо­кие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выпол­нению работы, имеющей своей главной целью служение об­ществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призва­ние Музея и Музееведа.

Вопросы для подготовки к итоговому зачету

1. Что такое музееведение?

2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление му­зеев?

3. Почему музей рассматривается как социокультурное яв­ление?

4. Что такое музей?

5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?

6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?

7. Какие причины вызвали появление музеев в России?

8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?

9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?

10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российс­ких музеев?

11. Что явилось причиной массового создания отечествен­ных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлияв­шие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?

12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?

13. Какие разновидности музеев появились в России в пер­вой половине XIX в.?

14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?

15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на раз­витие музеев?

16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?

17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечествен­ных музеев во второй половине XIX в.?

18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?

19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?

20. Как проходила ломка старой и создание новой музей­ной системы после Октября 1917 г.?

21. Какие музеи были созданы в период золотого века со­ветского краеведения? Какую роль в жизни общества они иг­рали?

22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначар­ского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?

23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?

24. Как общественно-политические условия тоталитарно­го развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это про­явилось?

25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольте­ра: «Музей - плацдарм для организации коллективного мыш­ления масс»?

26. Что положительного и что отрицательного было в раз­витии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?

27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Ка­кие принципы музейной работы в них осуществлялись?

28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отече­ственной войны? *

29. В каких условиях развивались музеи страны в постто­талитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?

30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?

31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии му­зейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?

32. Какие причины вызвали необходимость музейных ре­форм 1990-х гг.?

33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?

34. Что представляет собой музейная сеть современной России?

35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной сис­темы?

36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?

37. Какие московские музеи имеют общероссийское значе­ние? Дайте их характеристику.

38. Какие московские музеи отражают историю и жизне­деятельность современной Москвы? Дайте их характерис­тику.

39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?

40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?

41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государ­ственная и негосударственная части и каковы их взаимоотно­шения?

42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бы­тования?

43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.

44. Какую научно-исследовательскую работу проводят му­зеи? Какую роль она играет в развитии науки?

45. Как организуется научно-исследовательская работа му­зея? Какие научные проблемы при этом решаются?

46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?

47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.

48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они вза­имодействуют?

49. Что такое вещь музейного значения - музейный пред­мет - экспонат? При каких условиях происходит это превра­щение?

50. Как происходит комплектование музейных фондов?

51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?

52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте харак­теристику ее работы.

53. Как организуется и проводится фондовый учет музей­ных предметов?

54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?

56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?

57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?

58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспо­зициях и на выставках?

59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?

60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,

61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.

62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бы­тования?

63. Какие работы предполагает создание музейных экспо­зиций и выставок? Дайте их характеристику.

64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществ­лении музеем своей социокультурной функции?

65. Что входит в понятие научного проектирования экспо­зиции? Какие работы оно предполагает?

66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?

67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.

68. Как правильно подготовить и провести музейную экс­курсию?

69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.

70. Как правильно подготовить и провести рекламную кам­панию деятельности музея?

Формы научно-просветительской деятельности

музея

Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:

    по месту проведения;

    по характеру содержания;

    по целевому назначению;

    по составу экскурсионной группы.

Музейная экскурсия

Экскурсия внутри музея экскурсии обзорные экскурсии научно-просвети-тельские

экскурсии для студентов

Экскурсия на открытом воздухе экскурсии тематические экскурсии учебные

экскурсии для учащихся

экскурсии для специалистов одной профессии
экскурсии для других социальных групп
Обзорные экскурсии, как правило предполагают ознакомление с достаточно широким кругом вопросов и просмотром большого количества музейных помещений. Тематические экскурсии могут быть сквозными, целенаправленными и обобщающими. Обзорные экскурсии характеризуются тем, что в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с целым рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства и т.п. Экскурсии целенаправленные , наоборот, предполагают ознакомление с отдельным периодом и событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса. Экскурсии на которых даются характеристики периодам в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п. называют обобщающими . Научно-просветительские экскурсии решают задачу культурного просвещения посетителей, а учебные более углубленного изучения какой-либо темы. Учеными исследователями (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева) выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:

    Определение темы и содержания экскурсии.

    Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.

    Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.

    Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

Структура экскурсии имеет три части: вводную, основную и заключительную. Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, так и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии. Важность установки на восприятие экспозиций художественных музеев подчеркивалась М.С. Коган, М.Н. Потаповой, Н.Д. Рева, Б.М. Тепловым, Б.П. Юсовым и др. Установка перед экскурсией важна не только в художественных музеях, но и в музеях других видов. Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и многое другое. Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии. В связи с этим следует отметить, что по мнению Н.Д. Рева, наибольшей эффективностью обладает цикловая система экскурсий, которая позволяет полностью реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии экскурсант – экскурсовод. Таким образом, единичные экскурсии не могут полноценно решать задачи приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать принцип концентричности, который характеризуется тем, что каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложному последующему этапу. Несомненно, экскурсия, является ведущей формой музейной работы, а необходимость рассмотреть столь подробно ее классификацию, структуру, этапы подготовки была продиктована тем, что в процессе приобщения дошкольников к собраниям музеев воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, домашним педагогам, семейным воспитателям во вмогом придется полагаться на себя и свои знания. Интересной формой ознакомления детей с экспозициями музея можно считать музейные уроки или занятия . Урок (занятие) в музее проводится с целью усвоения детьми знаний по определенной теме. При этом музейные предметы выступают как источники получения знаний. В ходе урока (занятия) педагог широко использует игровые приемы: воображаемые путешествия во времени, игры-имитации; эскизы вещественных источников для последующего творческого воссоздания и т.п. В рамках урока (занятия) могут проводиться музейные викторины, конкурсы, олимпиады . Вместе с тем, мероприятия являются составной частью работы музейного клуба. И.М. Коссова утверждает, что клубы являются наиболее перспективной формой приобщения населения к культурно-историческим, научно-техническим достижениям человечества. В соответствии с содержанием работы выделяют три вида клубов: комплексные, проблемные (тематические), юных музееведов. Клуб – это самодеятельная организация, членов которой объединяет общность интересов. В клубе могут проводиться секционные занятия и общие мероприятия. В секциях ведется обсуждение теоретических вопросов, готовятся экскурсоводы, совершенствуются навыки в каком-либо виде деятельности. Массовые мероприятия включают в себя не только лекции, олимпиады, викторины, но и научные конференции, встречи с интересными людьми, развивающие уроки, так называемые «дни» вечера и музейные праздники. Многие из перечисленных форм клубной работы носят интегрированный характер и содержат элементы театрализации, музыку, хореографию, научные опыты и т.п. Следует отметить, что театр по сути своей является интегрированным искусством, вбирающим в себя музыку, хореографию, речь, изобразительное искусство (декорации, бутафорию, костюмы и др.). Поэтому целесообразно использовать театрализацию как обобщающее занятие. Это позволит закрепить материал в яркой художественной форме. Подготовка инсценировок позволит стимулировать познавательную потребность ребенка.

Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.

Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.

Портрет специалиста готов ого к ведению

музейной работы с дошкольниками

Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:

    Общепедагогические знания и умения.

    Научно-методические знания и умения.

    Специальные знания и умения.

Профессиограмма специалиста,

готового к ведению музейной работы с дошкольниками

1.

Общепедагогические

знания и умения

    задач культурно-просветительской деятельности музеев и воспитательно-образовательных задач детского сада;

    основ музейной педагогики;

    особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника

    создаавть условия для проявления интереса к музейной культуре;выбирать педагогически целесообразные формы и методы приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре;предвидеть трудности, предстоящей музейной работы и проектировать пути их преодоления;координировать работу дошкольного образовательного учреждения и музея
2.

Научно-методические знания

    классификация музеев и особенностей их работы;

    требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками;

    методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста

    намечать близкие и далекие цели развития интереса к музейной культуре;отбирать необходимый искусствоведческий, этнографический и другой материал для более полного понимания идеи музейной экспозиции детьми дошкольного возраста;организовывать и проводить педагогическую и музейно-педагогическую работу с дошкольниками
3. Специальные знания и умения
    особенности экспозиционной работы;особенности организации музейных экскурсий и других форм работы с детьми дошкольного возраста;этапов проведения работы по приобщению дошкольников к музейной культуре
    формировать как передвижные, так и стационарные экспозиции в дошкольных образовательных учреждениях;проводить музейные экскурсии и другие формы работы с детьми дошкольного возраста;отбирать, разрабатывать и использовать разнообразные игровые формы работы по приобщению детей к музейной культуре
В таблице определены те знания и умения, которые являются профессионально значимыми как для педагогов дошкольных образовательных учреждений (или других специалистов, работающих с дошкольниками: гувернанток, домашних педагогов и пр.), так и для работников музея. Понятно, что не только воспитатели детских садов должны знать особенности музейной работы, но и экскурсоводам, экспозиционерам, музейным педагогам необходимо разбираться в специфике работы с детьми дошкольного возраста. Предложенная профессиограмма позволяет определить направления взаимодействия двух учреждений: детского сада и музея. Для того чтобы выяснить степень готовности специалистов дошкольных образовательных учреждений и музея к ведению совместной работы необходимо: Во-первых – изучить представления педагогов детсада о музее и формах его функционирования; Во-вторых – изучить представления сотрудников музея об особенностях работы с дошкольниками. Воспитателям может быть предложна анкета, состоящая из 14 вопросов.

Просветительская деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности музея является научно-просветительская работа, направленная на создание и внедрение в практику работы с различной целевой аудиторией обзорных и тематических экскурсий по постоянным и выставочным экспозициям музея, лекций и занятий, мероприятий и акций, направленных на популяризацию музейного собрания, демонстрацию научного, образовательного и досугового потенциала музея.
В течение 11 лет в ИОХМ проводятся музейная и искусствоведческая практики для студентов высших и средних учебных заведений города Иванова (Ивановский государственный университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина, Колледж сферы услуг). Лекционный и практический курсы объединяют несколько тем по истории музейного дела в Ивановской области, истории ИОХМ и формирования его коллекции, основным направлениям деятельности Художественного музея и его филиалов, а также работу в фондах, информационном центре и библиотеке музея.
С 2004 года ведет отсчет сотрудничество ИОХМ с Университетом «Третий возраст» и Клубом «Современник», ветеранами железнодорожного транспорта и областным и городским Советами ветеранов. С октября по апрель проводятся занятия в рамках лектория «Коллекции ИОХМ» и экскурсии по всем выставочным экспозициям Художественного музея, а также организовываются творческие встречи с художниками, дизайнерами. К Дню пожилого человека для людей с ограниченными возможностями предусматривается мероприятия, включающие тематическую выставку в Новой галерее, концертную программу и угощение.
Известен для ценителей искусства и друзей музея проект «Музыка в контексте» - проведение в рамках работы выставок концертных программ, литературно-музыкальных вечеров с участием известных творческих коллективов, музыкантов и вокалистов.
Ночь музеев – акция, посвященная Международному дню музеев. Ивановский художественный музей проводит ее уже четыре года. Изначально программы включали концептуальные выставочные экспозиции и концерты известного джазового коллектива «Сарос». В 2012 г. музей подтвердил свой интерес к современной молодежной культуре. Местом акции стала не только площадка перед главным фасадом здания для концерта и арт-базара, но и внутренний двор музея для видео-инсталляций и огненного шоу. Посетителям впервые была предоставлена возможность творческой реализации – лепите, рисуйте, оставьте свой граффити-след. «Ночь музеев – 2013» превзошла по количеству и разнообразию художественных, музыкальных, образовательных и развлекательных событий все предыдущие. Впервые можно было стать свидетелем создания произведения искусства известным ивановским художником Валерием Бахаревым, получить уроки мастерства от педагогов Ивановского художественного училища и Детской художественной студии «Начало» ИОХМ, а также принять участие в проекте «Фото-сушка» и «Моментальное фото» и посетить сразу несколько выставок. Все акции с успехом проходили при стечении большого числа зрителей.

Учетно-хранительская деятельность

Фонды Ивановского областного художественного музея представляют собой организованную совокупность предметов, принятых музеем на постоянное хранение. Музейные предметы находятся не только на выставке или в постоянной экспозиции – основная их часть сосредоточена в фондохранилище. Кроме того, предметы могут быть переданными на экспертизу или реставрацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.
В настоящее время в фондах ИОХМ хранится более 45 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которые числятся в 19-ти музейных коллекциях.

Основные направления учетно-хранительской деятельности:

    Решение вопросов комплектования музейных фондов (стратегия формирования собрания в целом, формирование отдельных коллекций, поступление в собрание ИОХМ новых экспонатов) осуществляет Экспертная фондово-закупочная комиссия музея.

    Обеспечение оптимального режима хранения (благоприятных условий) и системы безопасности. В ИОХМ используется комплексная система хранения: внутри хранилищ предметы располагаются по видам материалов (холст, бумага, дерево, кость, керамика, металл, камень и др.)

    Решение задач реставрации и консервации музейных ценностей. В ИОХМ существует мастерская реставрации масляной живописи. Квалифицированная реставрация экспонатов из различных коллекций осуществляется также во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря (Москва, Кострома) и Государственном научно-исследовательском институте реставрации (Москва).

    Отдел учета осуществляет документирование музейных процессов и музейных коллекций. Все музейные предметы фиксируются в документах музея, как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов. В ИОХМ используется компьютерная автоматизированная программа КАМИС по внесению музейных фондов в электронный каталог.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа музея носит интегральный характер, т.е. объединяет различные направления деятельности: фондовую, экспозиционно-выставочную, культурно-просветительную.
Стратегическая концепция – систематизация, классификация, атрибуция хранящихся в ИОХМ коллекций, получение и обобщение нового знания, его оптимальное введение в научный и общекультурный оборот.
Приоритетные направления – памятники культуры и искусства Древнего мира, восточная коллекция, русское искусство XVIII – начала ХХ вв., русский авангард, собирательская деятельность Д.Г. Бурылина и другие направления, отражающие структуру коллекции музея.

Стадии научного исследования:

    Экспертиза музейного предмета / установление подлинности и художественной значимости произведения: установление или подтверждение авторства, времени создания, художественного направления, школы.

    Атрибуция музейного предмета: материал и способ изготовления, размер, состояние сохранности, наличие надписей, клейм, фабричных марок, геральдических знаков и т.п.

    Происхождение, история бытования музейного предмета (провенанс): кому принадлежал предмет, как он был приобретен или в каких обстоятельствах создан, время и способ его поступления в музейную коллекцию.

    Реализация результатов исследования: музейные издания, публикации; участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах; создание экспозиции, выставки.

Большое значение в исследовательской работе музея имеют научный архив и научная библиотека. В архиве содержится около полутора тысяч документов, фотографий, аудио и видеоматериалов. В фондах научной библиотеки (основана в 1960 году) хранится более 18 тысяч изданий. Наряду с отраслевыми отделами, выделены специальные, посвященные деятельности художественного музея и изобразительному искусству ивановского края. В 2006 году на основе фонда библиотеки сформирована коллекция «Редкое издание», представляющая не только научный, но и художественный интерес.