Скульптор паоло трубецкой. Воинственный вегетарианец: Паоло Трубецкой Скульптурные портреты п трубецкого толстой

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

СКУЛЬПТОР КНЯЗЬ ПАОЛО ТРУБЕЦКОЙ. 27 МАЯ 1909.ФОТОГРАФ К.БУЛЛА.

На рубеже XIX—XX вв. скульптура в России переживала такое же обновление, как и другие виды искусства.
Сформировалось новое поколение скульпторов, которые противостояли внешне правдивому, а по существу унылому, описательному псевдореалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не тщательной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или, напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. В то же время возросло внимание к мелкой пластике, к «кабинетной» скульптуре, которая должна была не просто украшать интерьер, но стать органичной частью единого ансамбля в рамках важнейшей для модерна идеи синтеза искусств.

ПАВЕЛ ТРУБЕЦКОЙ
(1866—1938)

Павел Петрович (Паоло) Трубецкой — один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым смелым и наименее официальным из русских художников».
Сын русского дипломата и американской пианистки, Трубецкой родился и вырос в Италии. Он рано обнаружил интерес к скульптуре, но законченного художественного образования так и не получил.

Свои ранние работы Трубецкой создал в Италии. В 1890 г. мастер удостоился первой премии за проект памятника Джузеппе Гарибальди в Милане. А через семь лет пришло приглашение из России от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он предложил Трубецкому преподавать в училище скульптуру. К московскому периоду относятся такие работы мастера, как «Московский извозчик» (1898 г.), «Лев Толстой на лошади» (1900 г.), «Девочка с собакой» (1901 г.).

Мать с ребенком 1899г.


Дети. 1900г.

Портрет княгини Гагариной. 1898г.

В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Трубецкой за неделю вылепил глиняную модель конного монумента в реальном масштабе (высотой вместе с пьедесталом около девяти метров). Для этой статуи мастеру позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя. Многие члены императорской фамилии были против установки памятника, считая его карикатурой. Сам же скульптор шутил: «Моя цель — изобразить одно животное на другом». Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца. Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 г.

1938г.


Собачка. начало ХХ в


С 1906 г. скульптор жил в основном за границей. Однако он часто приезжал в Россию, где выставлял свои произведения вплоть до Первой мировой войны. Тогда он создал портреты скульптора Огюста Родена, писателей Анатоля Франса и Бернарда Шоу. В 1914 г. Трубецкой отправился в Америку, где продолжал работать над портретными миниатюрами, выполнял статуэтки индейцев и ковбоев. В Сан-Франциско по его проекту был создан памятник Данте (1919 г.). Затем, в 20-х гг., мастер переехал в Италию и жил там до конца своих дней. Одна из последних крупных работ Трубецкого — статуя композитора Джакомо Пуччини для миланского оперного театра «Ла Скала».

Paolo Troubetzkoy - Pierre Paolo Troubetzkoy (1910)


Paolo Troubetzkoy - Alle corse (in gesso, Verbania Pallanza, Museo del Paesaggio, 1926)

Paolo Troubetzkoy - Autoritratto (1912)

Paolo Troubetzkoy - Anatole France (1908)

Paolo Troubetzkoy - Baronessa Nelly de Rothschild Beer (1911)

Paolo Troubetzkoy - Giacomo Puccini (1925)

Paolo Troubetzkoy - Gertrude Vanderbilt Whitney (1910)

Третьяковская галерея открывает выставку Павла Петровича Трубецкого (1866–1938), выдающегося скульптора, одной из главных фигур эпохи Серебряного века, представителя импрессионизма в пластике. Его творчество в равной мере принадлежит России - родине его предков - и Италии, где он родился, сформировался как художник и прожил большую часть жизни.

Со времени проведения первой и единственной выставки произведений Трубецкого в Москве, состоявшейся в 1991 году, прошло более двадцати пяти лет. Тогда экспонировались работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других музеев страны. На нынешней выставке впервые в России представлено около 30 произведений, созданных за рубежом; это часть коллекции московского собирателя и мецената Давида Михайловича Якобашвили.

Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, был воспитан в богемной среде итальянских любителей искусства, но не получил систематического художественного образования. Эстетические взгляды современников были ему хорошо знакомы с детства и оказались близки природе его дарования. Он усвоил культуру «боцетто» - наброска с натуры, которым пользовался его первый учитель, итальянский скульптор Джузеппе Гранди, рано художественно развился и обрел творческую индивидуальность. Трубецкой воспринял идеи импрессионизма и создал собственный пластический язык: поверхность его работ вибрирует, «дышит» и моделируется сочными, темпераментными, эффектными мазками стекой и пальцами рук.

В России Паоло Трубецкой появился сложившимся и уже известным скульптором, участником многих конкурсов и выставок, попробовавшим силы во всех жанрах скульптуры - от анималистики до портрета, от надгробного памятника до общественного монумента. В 1897 году он принял приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя А.Е. Львова преподавать скульптуру. Специально для Трубецкого была построена отдельная мастерская с верхним светом и широкими дверями, в которые могли въезжать парные кареты и казаки верхом, построена литейная мастерская и выписан из Италии великолепный литейщик Карло Робекки.

В 1900 году, когда П.П. Трубецкой показал свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и получил Гран-при, он, по выражению Огюста Родена, положил начало «русскому триумфу» в мире, и его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой. Одной из лучших работ Трубецкого была «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897), демонстрирующая отточенный образец импрессионистического стиля, с эффектными светотеневыми контрастами, закрученной композицией и виртуозным «живописным» мазком.

Внимание к художнику в России было беспрецедентным. Сама личность П.П. Трубецкого - вегетарианца, окружившего себя целым зверинцем, принципиально не читавшего книг ради сохранения индивидуальности, - вызывала жгучий интерес публики. Его работы породили яростную полемику в художественном мире. Критики старого академического толка не могли оценить и понять новую пластическую форму и окрестили искусство Трубецкого декадентством. Его мастерская стала местом притяжения художников и публики, сюда приезжал позировать Лев Толстой.

Вершиной творчества Трубецкого стал памятник Александру III, открытый на Знаменской площади Санкт-Петербурга 23 мая 1909 года, - одно из самых ярких произведений не только русского, но и мирового монументального искусства начала ХХ века. Памятник вызывал ощущение невероятной силы, олицетворял огромную суровую страну и стал символом эпохи.

В России Трубецкой создал около 50 первоклассных произведений, характерных portrait-statuette, многие из которых экспонируются на выставке. Скульптор предъявлял высокие требования к качеству бронзовых отливов своих работ и не переставал контролировать как процесс перевода их в бронзу, так и конечный результат. Метод отливки cire perdue (утраченного воска) исключал возможность неавторских повторений.

На выставке представлен ряд известных и значимых работ, выполненных в России, - из собрания Третьяковской галереи и Русского музея. Более половины экспонатов выставки - произведения из коллекции московского собирателя Д.М. Якобашвили - это портреты, статуэтки, композиции, выполненные во Франции, Италии и США. Большую часть экспонатов из этой коллекции московские зрители и специалисты увидят впервые. Среди шедевров - портрет Бернарда Шоу, портретные статуэтки Джакомо Пуччини, Огюста Родена, Энрико Карузо. Украшение экспозиции - портрет жены скульптора Элин Трубецкой, известный в единственном экземпляре.

Князь П. П. Трубецкой, проведший в России в общей сложности всего около десяти лет, прочно вошел в историю русского искусства как скульптор-импрессионист, автор ряда камерных портретов, жанровых статуэток и конного памятника императору Александру III.

Сын русского князя и американки с восьмилетнего возраста начал лепить под наблюдением итальянского художника Д. Ранцони. Юношей он занимался в студиях скульпторов Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро, но систематического художественного образования так и не получил.Свои ранние работы Трубецкой создал в Италии. В 1890 г. мастер удостоился первой премии за проект памятника Джузеппе Гарибальди в Милане. А через семь лет пришло приглашение из России от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он предложил Трубецкому преподавать в училище скульптуру.

В России Трубецкой успел создать большое количество произведений, среди которых лучшие в его творчестве - портреты И. И. Левитана, Л. Н. Толстого, М. К Тенишевой (все 1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906); статуэтки из бронзы либо тонированного гипса - "Московский извозчик" (1898), "Л. Н. Толстой на лошади" (1900), "Мать и сын", "Девочка с собакой (Друзья)" (обе 1901) и др.


С.Ю. Витте с сеттером. 1901 г.

Художник И.И.Левитан 1899 бронза

Остро и точно схватывая движение, жест, характер модели, скульптор умел добиться жизненной непосредственности образа. Талантливый портретист и одновременно наблюдательный анималист, Трубецкой часто объединял эти два жанра в одном произведении, создавая особый тип лирически-задушевной скульптурной группы.

Такие группы отличаются выразительностью пластической композиции, экспрессивностью и одновременно мягкостью лепки, живой игрой светотени и фактурностью поверхности ("Анжелика Трубецкая с собакой", 1911; "О. Н. Якунчикова на лошади", 1914, и др.).



Трубецкой работает над М.К.Тенишевой

Трубецкой лепит статуэтку Толстого верхом на коне

Макеты скульптур работы П.П.Трубецкого 1900 г.


Модель памятника императору Александру II работы П.П.Трубецкого

В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Трубецкой за неделю вылепил глиняную модель конного монумента в реальном масштабе (высотой вместе с пьедесталом около девяти метров).

памятник Александру III на Знаменской площади (пл.Восстания)

Для этой статуи мастеру позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя. Многие члены императорской фамилии были против установки памятника, считая его карикатурой. Сам же скульптор шутил: «Моя цель — изобразить одно животное на другом». Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца. Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 г.
Открытие монумента 1909 г.

С 1906 г. скульптор жил в основном за границей. Однако он часто приезжал в Россию, где выставлял свои произведения вплоть до Первой мировой войны. Тогда он создал портреты скульптора Огюста Родена, писателей Анатоля Франса и Бернарда Шоу.


Князь Паоло Трубецкой. 27 мая 1909 г

Портрет кн. Т. А. Трубецкой - А. П. Антропов. 1761. Холст, масло. 54х42


Творчество Алексея Петровича Антропова развивалось в середине XVIII века. Выходец из семьи мастеров Оружейного двора и Канцелярии от строений, он долгое время состоял на службе в Живописной команде. В задачи команды входили декоративная роспись стен и плафонов строящихся зданий, писание икон для иконостасов и другие работы. Руководили такими командами крупные живописцы. Антропов работал сначала под руководством известного портретиста А. Матвеева, которого затем сменил другой русский художник - И. Я. Вишняков, также много внимания уделявший портретному жанру. Работал Антропов и у талантливого декоратора иностранца Д. Валериани, учился у иностранных портретистов Л. Каравакка и П. Ротари. Художник участвовал в росписи возведенных знаменитым В. Растрелли Зимнего и Царскосельского дворцов в Петербурге, его кисти принадлежит ряд живописных работ в Андреевской церкви в Киеве, дворцовых зданиях и временных коронационных сооружениях в Москве. Но подлинное дарование Антропова раскрылось в портрете. Именно в этом жанре созданы наиболее значительные его произведения.

Расцвет портретного творчества Антропова приходится на 1750-1760-е годы. При царском дворе в этот период работало немало иностранных портретистов - Токе, П. Ротари, несколько ранее Гроот. Искусство этих мастеров, отличавшееся тонкостью и изяществом манеры, пользовалось большой популярностью.

Живописной манере Антропова близки традиции старого русского письма; в ней есть еще черты парсунной живописи с присущей последней плоскостностью и некоторой сухостью рисунка. Искусство художника отмечено чертами национального своеобразия. Оно привлекает правдивостью и простотой.

Портреты Антропова незамысловато построены, написаны откровенными яркими красками, нет в них свойственных работам иностранных мастеров нежности и красоты. Но зато они привлекают меткостью и силой характеристики, здоровым народным восприятием мира.

«Не мудрствуя лукаво», изображает Антропов немолодых и грузных, ярко раскрашенных придворных дам, со всей откровенностью описывает совсем непривлекательную внешность императора Петра III. Он точно передает внешний облик, одежду, украшения, знаки отличия, но за всем этим всегда ощущается правдивый и живой образ человека.

Именно этими чертами примечателен и портрет кн. Татьяны Алексеевны Трубецкой . Ярко накрашенные щеки, насурмленные брови, белый парик, украшенный розой, не только не скрывают, но даже усиливают, подчеркивают живую прелесть круглого простоватого лица русской женщины с задорно вздернутым носом и веселыми живыми глазами.

Творчество Антропова явилось важным этапом в сложении реалистической школы русской портретной живописи.