Сочинение: Любовь отцов и любовь детей (по роману Тургенева «Отцы и дети»). Художественный прием “психологической пары” в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети” Любовь в жизни Николая Петровича

Название романа "Отцы и дети" часто понимается весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии - значит понимать его "по-базаровски". Ведь и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все, сделанное "отцами", дискредитировать их, с их "принсипами" и моралью, во имя туманного "светлого будущего". Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно. Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой и небезболезненный. "Дети" принимают в наследство от "отцов" весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать "отцов", необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.

В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих отцов, "Потерянным поколением" станет оно в русской истории. "Толпой угрюмою и скоро позабытой" назовет его один из лучших сынов этого поколения М. Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено - выпало: И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом, - предрекал он.

Введенное Лермонтовым понятие "герой времени" означает человека, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.

Разумеется, поколение не может состоять из одних "героев времени". Основную массу людей эпоха как бы "задевает краем", они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: "герои времени" и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляют такую психологическую пару.

Павел Петрович неслучайно назван Писаревым "маленьким Печориным". Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой "печоринский" тип. "Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович - холостая душа, ничего от него "родиться", произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе", - комментирует А. Жук.

Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова подчеркнуто "выпадает" из общего хода повествования, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-х-40-х годов Х1Х века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным "княгиня Р". Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость "ей самой неведомыми силами", ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова.

Любовь и дружба в жизни Базарова Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, "белибердой, непростительной дурью"; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг - Аркадий - наивный, несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые, "дворяне-прогрессисты". Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм - веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные - он не принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать природу и искусство. Базаров считает, что "природа - это не храм, а мастерская, и человек в ней - работник". Аркадий считает, что природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над "стареньким романтиком" Николаем Павловичем, когда тот играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего "учителя". Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими словами: "... ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич". Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении.

Итак, первая потеря - потеря друга.

Любовь - чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь.

Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: "Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась".

Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: "Это что за фигура? На остальных особ не похожа". Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. "Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать".

А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, "с негодованием сознает романтика в самом себе". А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но "Одинцовой стало страшно и жалко его". "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете... " Итак, он отвергнут. Это вторая потеря - потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться - в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой: "Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно. " Но это он только говорит, что "больше ничего не нужно", на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, "она проста испугалась каким-то холодным и томительным испугом. " Базаров понял ее: "Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих". Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практическую пользу России, а может, и не только России.

Ольга ВАХРУШЕВА - ученица 10-го класса московской школы № 57 (учитель литературы - Надежда Ароновна ШАПИРО).

Любовь в романе «Отцы и дети»

П рактически все герои «Отцов и детей» испытывают или испытали любовь. Но для двоих - Павла Петровича и Базарова - это чувство становится роковым.

Намёки на отношение Базарова к любви появляются в самом начале романа. Во время поездки от станции до усадьбы Кирсановых расчувствовавшийся Николай Петрович читает вслух отрывок из «Евгения Онегина», а Базаров, сидящий в другой коляске, случайно, но очень резко прерывает его именно на слове “любовь”, прося у Аркадия спичек. То, что Базаров перебивает Николая Петровича именно на слове “любовь” такой прозаической просьбой, настораживает. Как окажется впоследствии, Базаров действительно ни во что не ставит любовь и поэзию. (Интересно, что строчки, которые не успел произнести Николай Петрович: “какое томное волненье в моей душе, в моей крови” и “Всё, что ликует и блестит, наводит скуку и волненье на душу мёртвую давно, и всё ей кажется темно” - вполне подходят для описания соответственно будущих чувств Базарова (“кровь его загоралась”) и состояния Павла Петровича.)

Почти сразу на первый план выходит противостояние Базарова и Павла Петровича. Базаров не уважает старшего Кирсанова не только из-за “антагонизма их воззрений”, не только из-за барства, “львиных привычек”: у Павла Петровича холёные ногти, белые воротнички, живя в деревне, он носит лаковые полусапожки. (Тургенев ещё посмеётся над этими полусапожками и Павлом Петровичем в конце романа: дочь городского огородника вышла замуж за Петра потому, что “у него были не только часы - у него были лаковые полусапожки”.)

Базаров не может уважать Павла Петровича (после рассказа Аркадия) ещё и потому, что главное содержание, главную трагедию жизни этого человека составляет страсть, а для Базарова - это всё “романтическая чепуха, гниль”, для него отношения между мужчиной и женщиной основаны только на физиологии. Базаров сам никогда не испытывал любви, поэтому не может понять, уважать или хотя бы быть справедливым к старшему Кирсанову, а именно на это надеется Аркадий, когда рассказывает своему другу историю дяди. Эффект получается обратный: Базаров начинает ещё больше презирать Павла Петровича.

Но все представления Базарова рушатся, когда он встречает Одинцову. (Интересно, что Аркадий и Базаров едут в первый раз в поместье Одинцовой в день ангела Евгения - для него как будто символически начинается другая жизнь. “Посмотрим, как он (ангел) обо мне печётся”, - говорит Базаров. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова на слово “ангел” и уходит из его жизни на это же слово: когда Анна Сергеевна приезжает с доктором, теперь уже в последний раз увидеть умирающего Базарова, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена!.. К нам ангел с неба!” - и повторяет: “Ангел! Ангел!”) Едва увидев, Базаров сразу заинтересовался Одинцовой: “Это что за фигура? <…> На остальных баб не похожа”. (Здесь “фигура” Одинцовой явно противопоставлена “фигурке” Кукшиной.) Но почти сразу же старается поставить её в ряд обыкновенных, пошлых женщин! “Кто бы она ни была - просто ли губернская девица, или «эманципе» вроде Кукшиной…”

Базаров хотел бы смотреть на неё, как на остальных женщин, но не может. Именно поэтому, стараясь убедить себя в том, что Одинцова интересует его только с той же точки зрения, что и другие красивые женщины, он говорит о ней столько циничных вещей. Именно поэтому, пытаясь объяснить и исчерпать своё влечение к Одинцовой только физиологией, он так много говорит о её теле: “Этакое богатое тело! - продолжал Базаров, - хоть сейчас в анатомический театр <…> только у неё такие плечи, каких я давно не видывал”.

Приехав с другом в Марьино, Аркадий постоянно удивляется необычным вещам, творящимся с Базаровым, удивление всё нарастает и нарастает, в короткой XV главе оно акцентировано пять раз: сначала он говорит Базарову: “Я тебе удивляюсь!”, затем “с тайным удивлением замечает, что Базаров сконфузился” перед Одинцовой; его “удивило” то, что Базаров “старался занять свою собеседницу”, затем автор говорит, что “Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться”, в последний раз Аркадий “удивился”, когда Базаров покраснел, прощаясь с Одинцовой. Сам Аркадий тоже влюблялся в Одинцову. Но если Базаров, сам не понимая, что в нём происходит, пытается убедить себя в невозможности любви, то Аркадий, напротив, “сознательно” влюбляется в Одинцову: “Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию”.

Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал всё романтическое “белибердой”, а теперь “с негодованием сознавал романтика в самом себе”. В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, пленённым “загадочным взглядом” княгини, а, полюбив Одинцову, сам говорит ей: “может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хотя вы, например…” (До этого он считал: “…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой”.)

Вообще, как ни странно, оказывается, что любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

И Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви. Они оба раньше “были великие охотники до женщин и до женской красоты”. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. “Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но лёгкость торжества не охладила его”. Базаров скоро понял, что от Одинцовой “не добьёшься толку”, а “отвернуться, к своему изумлению, не имел сил”. И для Базарова, и для Павла Петровича любовь оказывается чувством, далёким от простого влечения.

Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем “ещё мучительнее привязался к княгине”, любовь “мучила и бесила” Базарова.

В описании княгини Р. и Одинцовой есть похожие образы. Княгиня послала Павлу Петровичу кольцо со сфинксом, подаренное самим Павлом Петровичем, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка”. Образ креста, перекрещенных линий появляется и в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она “скрестила на груди руки”, а из-под складок платья “едва виднелись кончики её ног, тоже скрещенные”.

Аркадий говорит про княгиню: “Что гнездилось в её душе - бог весть!” Одинцова, окончательно решив отвергнуть Базарова, думает: “…Нет, Бог знает, куда бы это повело…”

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: “…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина”. (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, “сокрушая” своим настроением отца. “Лихорадка работы” сменилась “тоскливой скукой и глухим беспокойством”. Таким образом, Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.

Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство - жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: “Он скорее сожаления достоин, чем насмешки”. После признания Базарова “Одинцовой стало и страшно, и жалко его”; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим её дом, ей опять “стало жалко” его.

Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах “Одинцова протянула вперёд обе руки”, а через несколько мгновений Базаров “быстро обернулся и схватил её обе руки”. А во второй - попросив его остаться, “с участием протянула ему руку”, но он всё понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй - поняв смысл протянутой руки, отказался от неё. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь: “…оказалось, что он уложил своё платье так, что оно у него было под рукой”.)

Одинцова пытается убедить себя, что ни в чём не виновата, “не могла предвидеть” любви Базарова. Но даже по словам, в которых автор говорит об отношениях между Базаровым и Одинцовой, становится понятно, что это не так: причиной перемены в Базарове “было чувство, внушённое ему Одинцовой”. В слове “внушённое” остаётся оттенок намеренности, нельзя никому ничего внушить без собственного желания на то.

Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой - злость: “он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и её, и себя”, “это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…” У Базарова нет интереса к Одинцовой, он интересуется только своей страстью.

Рядом с темой любви стоит тема природы. Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе: “Катя обожала природу, и Аркадий её любил”. Базаров до того, как влюбляется в Одинцову, считает, что природа - “мастерская”, эстетическая сторона природы для него не существует. Полюбив Одинцову, Базаров смотрит в окно и ощущает “раздражительную свежесть ночи”. Свежесть “раздражительная” именно потому, что Базаров её чувствует, а раньше не чувствовал, это “бесит и мучает” его.

Базаров борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: “…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Тема любви подходит в романе очень близко к теме смерти. Здесь можно усмотреть ещё одно сходство между историей любви Павла Петровича и историей любви Базарова. Будучи неспособным разлюбить княгиню даже после её смерти, Павел Петрович потерял всё; повествователь говорит, что его “исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец”. Базаров, полюбив Одинцову, скоро умирает. Таким образом, в обоих случаях несчастная любовь приводит к смерти, фактической или душевной, уже не так важно. (Базаров порезался на вскрытии, наверное, из-за того, что был невнимателен. А причиной его рассеянности и невнимательности была именно несчастная любовь.)

При встрече Базаров и Одинцова поставлены как будто в равное положение: ни он, ни она никогда до этого не испытывали любви. Но Базаров оказывается способен полюбить, а Одинцова нет. Базаров страдает, а Одинцова не может испытывать таких сильных чувств, от этого она ощущает только лёгкую печаль. Одинцова, несомненно, в глазах читателя проигрывает Базарову, он выше неё.

Последнее желание Базарова - увидеть Одинцову, последние его слова о любви. Страсть стала роковой для Базарова, он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил. На могиле Базарова растут цветы (а не лопух) - символ “всесильной любви”, “вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых. Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев — Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича — это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», — писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович. Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина. Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено», — жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя...", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек». В словах этих — сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.
Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь - это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.
Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина - существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.
Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.
Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами.
Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя...», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».
Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька.
Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому - образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.
Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.


Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.