Сочинение на тему: Разум и чувства в рассказе После бала, Толстой. Все школьные сочинения по литературе


Разум и чувства… Что должно быть главным в человеке при выборе своего жизненного пути? Кто-то живёт лишь разумом, принимая какое-либо решение, опирается только на свой рассудок, не прислушивается к своему сердцу. А кто-то, наоборот, руководствуется в своих поступках и действиях только чувствами, не подвергая анализу последствия своих решений. Думаю, что совершая свой нравственный выбор, человек должен прислушиваться к своему сердцу, но и не забывать о разуме.

В русской литературе есть много произведений, в которых раскрывается проблема разума и чувств. Обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско». Безымянный герой этого произведения, богатый американец, всю жизнь посвятил трезвому расчёту. До 59 лет он не жил, а лишь существовал, занимался бизнесом, сколачивая своё состояние. Автор с иронией замечает, что дешёвая рабочая сила – китайцы- прекрасно знала.

что значит трудиться на плантациях не покладая рук. Сровнявшись по богатству с сильными мира сего, господин решил, что теперь он имеет полное право на отдых и на развлечения в высшей мере приятные. Он тщательно разрабатывает маршрут путешествия на два года вперёд, намереваясь посетить Старый Свет и даже побывать на обратном пути в Японии. Пароход, на котором плывёт американец со своей семьёй, носит символическое название «Атлантида». Это значит, что современная цивилизация, давно утратившая человеческие чувства, не задумывающаяся о смысле жизни, может погибнуть, как когда-то погиб, затонув в Гибралтарском проливе, остров Атлантида. Господин из Сан- Франциско мёртв душой, не способен к живым, естественным чувствам радости, восхищения природой.

Путешествие героя заканчивается внезапно. На острове Капри, в библиотеке дорогого отеля, за чтением газетной статьи о Первой мировой войне, герой внезапно умирает, не оставив о себе никакой памяти. После смерти ему не было оказано никакого уважения и почтения. Тело мёртвого старика поместили в ящике из-под содовой воды и скрыли в подсобном помещении, чтобы не отпугнуть богатых клиентов.

Судьба героя И.А.Бунина подводит нас к мысли о том, что если мы будем жить только холодным расчётом, не испытывая к окружающим никакого сочувствия и сострадания, то исчезнем из памяти людской без следа, как господин из Сан – Франциско, имени которого никто не запомнил.

Приведём ещё один литературный аргумент. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Иван Васильевич, пожилой и уважаемый в обществе человек, вспоминает о событиях сорокалетней давности, когда он был молодым двадцатилетним студентом и жил только чувствами, не задумываясь ни над чем. Рассказ делится на две контрастные части. В первой половине изображён чудесный бал, где герой, влюблённый в дочь полковника Вареньку, находится на седьмом небе от счастья, его переполняют чувства. Ему кажется, что весь мир соткан из света и добра, и не только Варенька, но и её отец со своими старомодными сапогами умиляют молодого человека, он готов объять своей любовью весь мир.

Во второй половине рассказа писатель рисует прямо противоположную картину. Влюблённый юноша идёт к дому своей возлюбленной и видит экзекуцию: прогоняют сквозь строй беглого татарина. Спина наказываемого превратилась в кровавое месиво, татарин просит, чтобы «братцы» «помилосердовали». Руководит наказанием отец Вареньки полковник Пётр Владиславович. Молодой человек никак не может найти оправдания тому, чему он стал свидетелем, объяснить жестокость происходящего. Герой начинает размышлять над своим местом в мире зла и несправедливости и принимает решение нигде не служить, чтобы не участвовать в том зле, которое его окружает. А его любовь к Вареньке сошла на нет.

Проанализировав рассказ Л.Н.Толстого, мы пришли к выводу о том, что нельзя жить одними чувствами, как делал это в молодости Иван Васильевич.

Подведём итоги. Человек не должен жить или только чувствами, или только разумом. В зависимости от ситуации мы должны прислушиваться к своему сердцу, но и не игнорировать голос разума. (568 слов).

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?
  2. В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  3. Какова основная тема рассказа?
  4. Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

  5. Как построено произведение?
  6. В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

  7. От чьего лица ведется в рассказе повество-вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?
  8. Обратимся к началу рассказа.

    «- Вот вы говорите, что человек не мо-жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

    Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

    Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто-ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

  9. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли-ца каждого из рассказчиков.
  10. Исполнение от лица автора предполага-ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда-ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

  11. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово-ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю-щая произведение, с темой и содержанием рас-сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на-звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?
  12. «После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по-скольку повествование Ивана Васильеви-ча о событиях на балу и после бала воз-никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур-но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре-шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об-рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ-ников беседы волнуют нравственные про-блемы.

  13. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас-сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со-стояние Ивана Васильевича.
  14. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве-сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили-лись после его расставания с любимой де-вушкой. И брат, и лакей Петруша показа-лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна-чительно».

  15. Какие чувства овладели Иваном Васильеви-чем после увиденного им жестокого наказания та-тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко-торое испытал герой рассказа в страшное утро эк-зекуции? Выпишите слова, которые передают со-стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа-ния.
  16. «Мне было до такой степени стыд-но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно-ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа-ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо-дящего, понять переживания героя.

  17. Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.
  18. Для того чтобы рассказать о пережива-ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест-вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде-ний о том, как от очарования, которое охва-тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги-ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови-нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер-тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае-мые на страницах рассказа.

  19. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
  20. Рассказ распадается на две контраст-ные картины и каждая из них резко отли-чается своей тональностью, которая за-метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща-тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро-шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок-рое, красное, неестественное», во что пре-вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо-бражению, лишь усиливают эмоциональ-ное воздействие картин.

  21. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?
  22. Образ полковника на балу и после ба-ла — образ одного и того же человека, ко-торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо-бразить из себя, отступить от своих при-вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга-ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

  23. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во-просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка-кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе-нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас-сказе?
  24. В рассказе «После бала» автор дает чет-кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт-растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо-яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю-страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от-ношения отца и дочери на балу. Их красо-та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы-вают благодарный отклик всех, кто их ви-дит. И столь же эмоционально выразитель-ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад-ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

  25. Каким предстает Иван Васильевич в харак-теристике своих собеседников? Какую роль в жиз-ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу-чай»? Как характеризует героя его решение не слу-жить в военной службе и нигде не служить?
  26. Ивана Васильевича мы видим челове-ком, которому не чужды радость от сопри-косновения с прекрасным, способность от-клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри-совке автора представлен добрым, поря-дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока-зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже-ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

  27. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на-стойчиво подчеркивал контраст в облике полков-ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?
  28. Хотя Толстой расширял описание экзе-куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

    Контраст этих двух частей рассказа оче-виден и сила описания экзекуции все рав-но подавляет светлые и радостные краски бала.

  29. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?
  30. Если бы в тексте рассказа осталось та-кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва-рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди-нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

  31. В чем вы видите критическую силу рассказа?
  32. Критическая сила рассказа в решитель-ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи-сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

  33. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово-рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
  34. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из-вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув-шись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме-тил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармони-ческое сочетание звуков, а в переносном — раз-лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссо-нанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «ро-ковым»?
  35. В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио-нальном строе, в цвете, в звучании. Глав-ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв-ление.

  36. Контрастное сопоставление двух частей рас-сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска-за антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.
  37. Бал чудесный, зала прекрасная, музы-канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам-панского…

    Что-то большое, черное…

    Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

    Едва ли стоит сравнивать скорчившее-ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан-цорами на балу. Поэтому в устный рас-сказ мы будем их включать с осторожно-стью.

  38. Характеризуя внешность полковника, Толс-той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе-ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол-ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?
  39. Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от-правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле-нием своей юности, был жив облик слу-жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

    Об этом говорит и портрет отца Ва-реньки: «Отец Вареньки был очень краси-вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы-ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы-ми же, подведенными к усам бакенбарда-ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об-лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев-ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта

  40. Герой произведения и рассказчик Иван Ва-сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско-рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа-ния на время действия? Какова временная дистан-ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва-сильевича?
  41. Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле-дующего дня ознаменовано для Ивана Ва-сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере-местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все-го несколько часов.

  42. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер-кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче-му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос-создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо-ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза-вете Петровне расширяет временные границы про-изведения Толстого?
  43. Автор, намекая несколько раз на сход-ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше-ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

  44. С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?
  45. Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?
  46. Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?
  47. Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?
  48. Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?
  49. Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?
  50. Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?
  51. Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.
  52. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • оценка событий в рассказе после бала
  • тест по произведению л н толстого после бала
  • как объяснить поведение отца вареньки после бала
  • какими они предстают в ходе дальнейшего повествования выпишите слова характеризующие их
  • рассказ" после бала " вывод этого рассказа

В своем рассказа «После бала» Лев Николаевич Толстой, своим замечательным литературным языком, рассказывает нам о большой проблеме, присущей высшему сословию того времени, о лицемерии и двуличии.

Герой рассказа простой дворянин, хороший человек, не совсем качественно образован, но имеющий приличное воспитание и привитые еще в детстве моральные ценности. Он обычный обыватель своей эпохи, постоянно находится в состоянии радости, кутежа и влюбленности, особо не вникая в то, что на самом деле происходит в стране, где он живет, и в обществе, в котором он пребывает. Он влюблен в стройную, грациозную Вареньку с замечательной улыбкой и блестящими глазами, и совершенно очарован ее отцом – статным красавцем, с белыми подвижными усами. Ее отец – полковник с изысканными манерами и очень приятный в общении человек. Танцуя на балу вместе со своей дочерью, он блистает. Иван Васильевич глядя на них, восторгается и еще больше влюбляется как в дочь, так и в отца. Его сердце переполнено эмоциями и приятными волнениями, мир кажется розовым и безмятежным. Возвращаясь, домой Иван Васильевич до конца осознает, что Варенька его вторая половинка, его любовь, его свет и его жизнь. Его чувства настолько подлинны, что он не может находиться не возле нее. И поутру он мчится к ее дому… И тут происходит непоправимое.

По пути к дому возлюбленной он наблюдает жестокую сцену истязания. Солдаты во главе с полковником избивают татарина. Человек молит о пощаде, но его никто не слышит, вся спина его уже кровавое месиво. И вот свирепый полковник набрасывается на одного из своих солдат и избивает его, за то что, дескать, мягко наказываешь. Половник, который вчера блистал на балу, сегодня жестоко избивает солдата, причем видно, что дело ему это привычное и даже нравится. Мировоззрение нашего героя, в тот миг, перевернулось. Отец любимой Вареньки предстает ужасным и не знающим жалости варваром, истинное лицо которого очень сильно отличается от светского льва, коим он бывал на балах или дома в обществе равных себе людей. Иван Васильевич потрясен, доселе он не сталкивался с армией, хотя намеревался связать свою жизнь, с этим достойным, на его взгляд, занятием. Понятно, что после увиденного он уже так не думает. А что же Варя? Лицемерие ее отца, его двуличие, не остается без последствий. Наш герой разочаровывается в чувствах, в недавно горячо любимой девушке, он видит жесткого отца. Варя теперь ассоциируется у него только с подлостью и бессердечностью. Варенька остается только лишь воспоминанием. Увиденное убило все мечты молодого дворянина и заставило осмотреться вокруг, и переосмыслить весь мир, в котором он живет.

Толстой написал этот рассказ по реальным событиям, которые произошли с его братом, примерно за пятьдесят лет до написания самого творения. И герой рассказа переосмыслил всю свою жизнь, как собственно и брат Льва Николаевича, пересмотрел и понял, что не смог бы жить, любить, дышать около такого варвара, каким оказался полковник.

Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца - Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
- Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина...”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,- самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.

    Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования....

    Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы...

    Рассказ «После бала» - одно из поздних произведений Л. Н. Толстого, написавшего к тому времени свои основные романы, которые получили мировую известность. В основе рассказа лежит реальное событие из жизни С. Н. Толстого - брата писателя. В этом произведении...

    по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)" Каждый человек, каким бы замкнутым или одиноким он ни был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу. Судьба главного героя рассказа Л....

    20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях. «… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas...

Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".

Рассказ Л.Н. Толстого "После бала" - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. "Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского", - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: " высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа".
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг - вот что испытывал герой на протяжении всего бала.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом - полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: "Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство".
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: "жесткой, нехорошей музыкой". Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает "неприятная, визгливая мелодия" барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: "Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека".
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека - преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого "После бала" является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.