Татуировки религиозные и их значение. Что говорит библия о татуировках

Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».

Иван Охлобыстин:

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов — череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка — символ языческий , добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Константин Кинчев:

Череп в каске — это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда .


Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

— Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?

Христианские татуировки прежде всего означают православную веру человека в Бога. Исторически они являются сильными оберегами, которые помогают в жизни. Сейчас христианская нательная живопись невероятно популярна из-за своего недвусмысленного значения, которое просто расшифровывается и многое говорит о человеке.

Христианские татуировки и их виды

Такие тату ценятся не только за своё значение, но также и за внешний вид – современное исполнение нательных рисунков, стильное и вариативное, позволяет увековечить на своём теле единственное в своём роде изображение, которые будет притягивать взгляды и выделять обладателя тату из толпы.

Существует множество различных видов православных татуировок для мужчин и женщин, и каждый из них отличается своим сакральным значением и неповторимым обликом.

Лики святых в христианской татуировке

Самые популярные образы – это Архангел Михаил и Иисус Христос . Лик последнего на теле характеризует человека как раскаявшегося в прошлой греховной жизни. Однако более популярный и значимый для носителей тату смысл – обличение желания помогать ближнему. Такой рисунок даст понять, что его носитель – добрый и отзывчивый человек, а также отличается неповторимым вкусом и стилем: лики святых можно набить в современном исполнении, отчего они станут выглядеть эффектно, будут притягивать к себе все взгляды.

Ангелы и архангелы

Христианские татуировки для мужчин отличаются богатым выбором, и один из самых популярных рисунков – изображение ангелов и архангелов . Такие тату выполняются в чёрно-серых тонах и символизируют внутреннюю силу, чистоту помыслов. Архангел является защитником и вершителем судеб. Такой рисунок покажет, насколько сильна вера его носителя. Современное исполнение позволяет набить тату на всю спину, дополнив его узорами и орнаментами – такое изображение будет смотреться оригинально, не теряя при этом своего облика и значения.

Православная татуировка и кресты

Христианский крест – один из самых распространённых символов в татуировке, который порой может даже не иметь никакого отношения к религии. С православной точки зрения крест символизирует желание приблизиться к Богу, символизирует распятие Иисуса Христа и отстранение от греха. Очень вариативны места для набивки такой тату – встречаются такие православные татуировки для мужчин на руке, на груди, на спине и на других частях тела. Православные тату на руке, изображающие крест, являются наиболее популярными – такие рисунки всегда заметны, они выделяют своего носителя из толпы и многое о нём говорят.

"Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии"

(1Кор. 6, 20).

Разрешено ли христианам иметь на теле изображения? Чтобы разобраться в этом обратимся к Библии и святоотеческим писаниям, догматам вселенских соборов, а также к литературе для подготовки к исповеди, потому что в ней обычно очень подробно перечисляются всевозможные грехи. Для протестанта существует лишь авторитет Библии. Католику стоит прислушаться к постановлениям римского папы и соборов.

В догматах Православной Церкви и трудах отцов Церкви об этом ничего не сказано. Обратимся тогда к Библии, в ней есть только 1 стих, ясно говорящий о наколотых изображениях. Вот он:

"Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь"
(Левит 19, 28).

При этом строкой выше сказано:

"Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Левит 19, 27) .

В этих ветхозаветных цитатах говорится о недопустимости перенимать языческие обряды, то есть совершать эти действия ради умершего и для прославления языческих богов. Если считать, что здесь однозначно запрещается татуировка, то нужно признать и запрет стричь бороду. Более того, Евангелие отменило очень многие старые нормы, например обряды с кровью животных.

В Новом Завете об Антихристе написано:

"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их" (Откр. 13, 16) .

Но написано также:

"И сказано было ей [саранче], чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих" (Откр. 9, 4).

"И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (Откр. 14, 1).

Имеют ли начертание или печать на челах отношение к татуировке? Ясно сказать нельзя. Итак, похоже, что Писание ничего напрямую не предписывает современным христианам в плане татуирования.

Вместе с тем, надо помнить, что христиане живут для славы Божией, всей душой стремятся к спасению себя и других. Следуя словам Апостола Павла, скажу, не все что позволительно полезно, и не все назидает. Понятия и нравы нашего времени уже далеки от заветов Иисуса Христа. Люди делают нательные рисунки чтобы нравиться, подчеркнуть свою красоту, сохранить память о мирских вещах. Даже имя любимого человека наносить не стоит, потому что, во-первых, на первом месте Бог, во-вторых, романтика пришла отнюдь не из христианства, а из средневековой военной среды, и, наконец, в-третьих, настоящие христиане любят всех сестер и братьев одинаково, не делают разницы между родными и неродными. Любовь романтическая и любовь христианская не одно и то же.

Также нельзя татуировать восточные символы, то есть драконов, японские и китайские иероглифы, и им подобное. Они выражают совсем другое видение мира, далеко отстоящее от христианства. Итак, нехристианская татуировка для верующих в Иисуса недопустима. Если спасение - самое главное, то зачем просто так обращать внимание на мирские вещи?

В книгах для подготовки к исповеди нет греха татуировки, хотя приводятся такие нарушения Божьего закона как танцы и переход дороги на красный цвет. В одной из них, однако, есть фраза: «Согрешил(а) следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать, стриглась и красилась (этим попиралась заповедь Божья о внешнем виде женщины)». То есть любые действия, с неправедными целями осуждаются, да и христианскую косметику вообразить себе трудно.

По Православному вероучению священные изображения нужны во-первых, длянапоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством , как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством - пением и музыкой. (По Н.Ю. Варжанскому «Оружие правды»)

Библия признает возможность правильных священных изображений:

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1) .

"Cделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41, 18-20) .

Кроме того:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших , которые суть Божии" (1Кор. 6, 19-20) .

Храм же имеет правильные изображения.

"Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его" (Иез. 43, 11) .

Некоторые утверждают, что накалывание запрещено, потому что его использовали язычники. Если так понимать, то надо запретить и священные изображения вообще, потому что еще до повеления Бога сделать изображения херувимов в скинии, языческие народы изображали своих богов.

В христианском мире широко применяет татуировку Коптская Православная церковь (Египет), после крещения на правом запястье делается крест. Законы Египта требуют при устройстве на работу показывать руку, потому что коптам запрещены руководящие должности. Поэтому, например, мужчины становятся грузчиками, а женщины - уборщицами.

В любом случае, вопрос спасения зависит от души человека, изображения и предметы, формальное исполнение правил сами по себе не в силах этого сделать. При выборе татуировки, не стоит всецело доверять каталогам в тату-салонах, потому что кто их создавал неизвестно, а любое изображение отражает внутренний мир художника. Лучше выбрать самим, и принести мастеру готовый эскиз. Мастер, выполняя своей рукой процедуру, неосознанно вносит частицу своего «Я». Ведь и храмы расписывают лишь христиане, а не мирские художники. Найти в салонах действительно верующего татуировщика не так-то просто. На сегодняшний день обладателя нательной живописи большинство воспринимает как любителя острых ощущений, живущего ради наслаждений и удовольствий, и вместе с тем человека достаточно твердого, чтобы придерживаться своих правил. На образы, наносимые навсегда, смотрят как на нечто мирское, но сейчас это почти современный молодежный язык. Чтобы привести ко Христу других людей, надо донести до них высокие христианские истины Православия доступным образом.

Татуировки - просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было - «у всех есть, и я хочу».

Иван Охлобыстин:

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст - «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он - символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны - в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов - череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение - татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка - символ , добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Константин Кинчев:

Череп в каске - это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело - это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то - издревле символ .

Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело - татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка - это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа - колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

Иду в храм или по улице в рясе - девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?

1 октября - всемирный день тату. О том, можно ли с наколками участвовать в таинствах Церкви и бывают ли православные татуировки, - руководитель епархиального отдела по сотрудничеству с пенитенциарной службой, настоятельхрама святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское протоиерей Георгий Цыганов.

Тату как ритуал

Церковь относится к татуировкам несколько отрицательно. Татуировки известны с древних времён. Есть мнение, что первая татуировка появилась случайно. У какого-то человека была рана, туда попала грязь и там осталась. Такие «татуировки» есть сейчас практически у всех шахтёров, которые работают под землёй. В надрезы попадает угольная пыль, и остаются отметины.

В древние времена татуировки носили различный смысл. Во-первых, информационный: видя определённую татуировку, человек понимал, из какого рода, племени его собеседник, в каком он находится статусе. Второе значение было мистическим: человек пытался применять её как амулет, думая, что именно эта татуировка будет его защищать от каких-то болезней. Третье значение было ритуальным, магическим: это татуировки, которые делали себе жрецы, вожди.

В Ветхом Завете мы встречаем запрет на использование таких татуировок. Книга Левит говорит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). Книга Второзакония также запрещает их: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14:1). То есть у языческих племён были такие обряды в память об умерших. В Пятикнижии Моисеевом даётся прямой запрет этого, чтобы еврейский народ не следовал варварским традициям, которые вели за собой ритуальные убийства и прочие мерзости.

Наколки на Руси

Сегодня у нас в стране наколки ассоциируются с криминальным миром. Исторически на Руси так сложилось, что простые люди их не делали. Татуировки были распространены в Европе среди моряков. Отправляясь в море, они выбивали на себе кресты и иконы, думая, что это будет их оберегом. У нас наколки не были распространены вплоть до конца XIX века. В царские времена их набивали крепостным и каторжным. Определённые символы означали, что человек находится на каторге. В случае побега его таким образом можно было вычислить.

Лишь в советское время в криминальных кругах стала распространяться культура наколок. В 1990-е годы, когда советская власть отошла в небытие, криминальный мир сильно изменился. «Воры в законе» перестали иметь ту власть, которая у них была. И сейчас наколки уже не несут определённого подтекста. Люди стали набивать их, чтобы выделиться, показать свою свободу родителям или обществу. Обыкновенная гордость, желание чем-то отличиться от других, когда нет никаких личных достоинств.

Вождь народа маори Тутуреи Карева, конец XIX - начало XX века

Факты о татуаже:

  • В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание.
  • В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867 гг.) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - ещё одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - «собака». И по сей день человеку, имеющему на теле рисунок, запрещено работать в государственном учреждении, купаться в общедоступных местах.
  • В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Также метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег. По сей день в местах лишения свободы по всему миру существует сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбывания наказаний.
  • Древние греки и римляне также использовали тату для подобных целей, помечая рабов. Эту практику возродили испанские конкистадоры в Мексике и Никарагуа.
  • Женщины племени майя наносили татуировку на лицо, что считалось признаком низкого происхождения.
  • Слово «тату» - заимствование из полинезийских языков. Так называли наколки на теле дикие племена, обитавшие на островах Полинезии. Впервые такой способ «украшения» научно описал во время своего путешествия вокруг света английский мореплаватель Джеймс Кук в 1773 году. Он воспользовался словом из языка аборигенов, так как в европейских языках подобного понятия не было.
  • Из своего путешествия Джеймс Кук привёз не только заметки, но и «Великого Омаи» - полинезийца, сплошь покрытого тату. Появление такого чуда вызвало в европейских городах сенсацию. Ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря».
  • Именно из бродячих цирков мода на татуаж пошла в массы. Поскольку аборигенов не всегда можно было достать, наколками расписывали себя сами циркачи. Так, в начале XIX века некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы и зарабатывая на этом деньги. Параллельно в том же XIX веке рабочие артелей стали наносить пигментные знаки себе на тело для обозначения своего братства, а моряки - в память о путешествиях.
  • Во время Первой Мировой войны в Великобритании татуировкой «D» метили дезертиров.
  • Татуаж практиковался в эсэсовских дивизиях. Основной темой в татуировках солдат Третьего Рейха была нацистская символика. После капитуляции гитлеровской Германии союзники легко отлавливали эсэсовцев при помощи внешнего осмотра.
  • Ислам запрещает абсолютно любые татуировки, даже религиозного содержания.
  • В Древнем Израиле татуаж как часть одного из языческих ритуалов был прямо запрещён одной из заповедей: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28, также и Втор. 14:1). Этого предписания Библии иудеи и христиане придерживаются и сегодня.

Почему Церковь против тату?

В наше время набивают татуировки с ликами Христа, Богородицы. Люди, которые не имеют отношения к криминальному миру, думают, что это будет своего рода их талисманом. Церковь негативно относится к этому. Господь создал человека совершенным. Пытаясь дополнить чем-то это совершенство, мы берём на себя миссию Бога - пытаемся показать, что мы лучше Него знаем и больше умеем. В основном те, кто делают наколки, имеют желание показать себя, отличиться.

Коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press

Позволительны ли наколки в виде креста или иконы?

У христиан на Востоке есть традиция наколок. В Африке и странах Ближнего Востока христиане набивают себе на руке небольшие кресты. Они живут в постоянной опасности. Мусульманский мир очень агрессивно относится к христианам. Нанося на себя такое крестное знамение, христиане показывают твёрдость своей веры, готовность идти со Христом даже на смерть. В случае смерти этот знак поможет тому, чтобы их похоронили по-христиански.

Это отличается от наших зоновских традиций выбивать кресты во всю спину - там набивается небольшой крестик, который прячется где-то под одеждой, наподобие нашего нательного креста. Окружающие люди его не видят, если мы специально его не выставляем напоказ. В то же время мы знаем, что этот символ нашей веры всегда с нами.

В XII веке вторгшиеся в Египет арабские завоеватели начали насильно обращать христиан в свою религию. Одной из форм сопротивления этому стало то, что христиане-копты стали делать себе татуировки на внутренней стороне правого запястья - изображение креста. Так как ислам прямо запрещает татуировки, а наколотое изображение креста невозможно удалить, насильственное обращение в мусульманство для коптов стало невозможным.

Прошло уже много столетий, но напряжённость в отношениях между христианами и мусульманами на Востоке не исчезла. Христиане до сих пор накалывают себе крест на руку, выражая этим готовность принять мученическую смерть за Христа и отказ обратиться в ислам.

За все наши действия мы будем нести ответ. Я встречал очень много людей, которые, особенно в армии, делали себе такие наколки. Потом, приходя к вере, они стеснялись этой наколки и не хотели, чтобы окружающие люди видели её. Выводить её - очень болезненный процесс, немногие на это шли. Человеку, который только приходит к Богу и хочет сделать себе наколку, я бы советовал поразмыслить, насколько ему это нужно. Любой браслет, медальон мы можем снять. Сегодня он мне нравится, а завтра уже нет. Наколку человек снять не сможет. Выжигать её - очень больно.

Православные символы в криминальной культуре

Нужно учитывать и специфику наколок в нашей культуре. В криминальном мире тоже есть традиция набивать кресты и иконы. Эта традиция имеет свой подтекст. Сегодня человек не всегда знает, что означает его наколка, какой смысл она несёт. И он может оказаться в ситуации, когда ему расскажут про его татуировку то, чего он не знает.

Так, изображение куполов пошло ещё с 1930-х годов. Купола означают, что человек сидел. Их количество показывает, сколько ходок было у него на зону. Бывает, что купол один, но на барабане изображается несколько окон. В этом случае количество ходок показывает их число. Кресты, если их накалывают на кисти рук, также обозначают количество ходок.

Кресты на куполах тоже имеют свой смысл. Если купол с крестом, это означает, что заключённый отсидел в тюрьме от звонка до звонка - с момента, как его посадили, и до последнего дня приговора, без условно-досрочного освобождения, которое даётся за хорошее поведение. Если окно на куполе тёмное, это означает, что человек был в карцере - камере-одиночке. Для людей, которые никогда не были в тюрьме, эти изображения ничего не значат. А для заключённых это значит, что человек идёт на открытый протест против власти, и за это противление он попал в карцер. Соответственно, повышается авторитет этого человека в определённых воровских кругах.

Иконы Христа обычно осуждённые выбивают в качестве оберега. Часто это бывает, когда заключённый только начинает приходить к вере. Он начинается задумываться о духовных вопросах. Такой наколкой он показывает своё раскаяние. Это начало его пути к Богу. Необязательно этот путь закончится воцерковлённостью. Такая наколка может означать, что человек пришёл к вере в тюрьме.

Любой оперативный сотрудник милиции обязательно проходит инструктаж по распознаванию наколок. Раньше в воровском мире очень сильно была распространена традиция татуировок перстней на пальцах и тому подобное, которые выставлялись напоказ, ведь руки не спрячешь. Часто на пальцах крестами обозначалось количество ходок. Но иногда их накалывают и как оберег.

Татуировки икон Божией Матери тоже имеют неоднозначный смысл. Их делают осуждённые в качестве оберега, они могут быть знаком раскаяния человека. Подтекст такого изображения, который пошёл ещё с советских времён, - человек в юном возрасте встал на воровской путь. Человеку нужно подумать, что несёт та или иная татуировка кроме того смысла, который он хочет в неё вложить.

Бывали случаи, когда кто-то, решив хвастнуть перед друзьями, дерзко себя вёл, делал себе наколки, потом попадал в тюрьму за хулиганство, а там ему рассказывали, что он не имел права носить определённые наколки - не достиг ещё такого «уровня» в криминальном мире. И такого человека в тюрьме наказывали сокамерники: выжигали татуировки.

Раковое образование на месте татуировки

Опасность татуировки - то, что обычно замалчивают или приуменьшают тату-салоны

Яд под кожу

В красной краске, используемой для тату, содержится ртутный сульфид, в других оттенках - титан, хром, свинец и кадмий. Самой опасной считается синяя краска. В её состав входят кобальт и алюминий. Не менее опасные яды - парафенилендиамин и мышьяк, которые входят в состав чёрных чернил. Последний компонент легко может спровоцировать рак, а все остальные отравляют организм и приводят к поражению мышечной ткани. Пигменты, используемые в тату-салонах, не контролируются органами здравоохранения.

Смерть на конце иглы

С помощью иглы для тату тысячи людей заразились ВИЧ, гепатитом В и С. Очень многие вирусы не убиваются кипячением или другими видами стерилизации.

Рак, которого могло не быть

Его вызывает не только мышьяк, входящий в состав краски. Очень многие стремятся при помощи тату скрыть родинки и другие дефекты кожи. Между тем, делать это категорически запрещено. В принципе, не только родинка, но и любая тату под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей может спровоцировать рак кожи.

Согласно исследованию, проведённому в Европе, с негативными последствиями татуировок столкнулась одна треть клиентов салонов и частных мастеров.

Татуировку невозможно вывести бесследно. Даже при удалении лазером остаются шрамы. При удалении другими средствами размер шрамов будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Фактически, свести татуировку - значит лишиться фрагмента собственной кожи.

Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви?

Наколка не может ни приблизить человека к Богу, ни отдалить от Него. Никаких препятствий для участия в таинствах нет. В тюрьмах, которые я окормляю, очень много людей с наколками. Они у них есть, и с этим уже ничего не сделаешь. Там не поймут, почему татуировки осуждаются. Бывает наоборот - осуждённый набивает икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что он встал на путь исправления. Возможно, эта наколка даже в чём-то ему поможет.

Если человек никогда не попадал на зону, но имеет тату, не будет лишним сказать на исповеди о том, что было у него по молодости желание выделиться, и он сделал наколку. Часто это одно из проявлений гордости, и исповедь поможет священнику найти правильный подход к человеку.

Может ли человек с тату быть священником?

Да, может. У нас даже есть пример татуированного священника - Иван Охлобыстин. Но наколка может в дальнейшем осложнять жизнь. У нашего народа очень сильно убеждение, что если у человека есть наколки, значит, он принадлежит к криминальному миру. Священнику, если у него есть татуировка на каком-то открытом месте, это может очень сильно мешать в общении с людьми. Кто-то отнесётся равнодушно, но многих это настораживает.

На священника обычно смотрят как на какого-то идеального человека, в котором всё должно быть прекрасно. Люди часто не хотят принимать во внимание, что он такой же человек, как и остальные, поэтому священника с наколками могут ждать различные неприятности. Хотя от Бога его это никак не отдалит.

Беседовала Мария Цырлина