Биография чаплиной веры васильевны. Поздний период творчества

Знаете ли вы, кто такая Вера Чаплина? Биография ее наверняка заинтересует вас. Это известная детская писательница, творчество которой посвящено животному миру. С ним связаны не только ее произведения, но и жизненный путь. Долгие годы проработала в Московском зоопарке Вера Чаплина. Фото и биографию ее вы найдете в этой статье.

Происхождение Веры Чаплиной и первое трагическое событие в ее жизни

Годы жизни Веры Чаплиной - 1908-1994. Родилась она в Москве 24 апреля. Семья ее проживала на Родители Веры были потомственными дворянами. Лидия Владимировна, ее мать, - выпускница Московской консерватории. А Василий Михайлович, отец, - юрист. В хаосе Гражданской войны, наступившем после революции 1917 г., 10-летняя Чаплина Вера потерялась. Она оказалась в Ташкенте, в детском доме, как беспризорница.

Писательница впоследствии вспоминала, что пережить первое большое горе ей помогла лишь любовь к животным. Даже в детском доме она умудрялась держать котят, щенят и птенцов. Она прятала их от воспитателей ночью, а днем уносила в сад. Любовь к животным, а также ответственность за их жизни воспитали в девочке умение преодолевать трудности и решительность. Эти черты и определили творческий и жизненный путь Веры Чаплиной.

Возвращение в Москву

Девочку в 1923 году отыскала мать и привезла обратно в Москву. Вскоре Вера стала посещать зоопарк и кружок юных биологов, руководил которым П.А. Мантейфель. Вера Чаплина не просто кормила соской детенышей разных зверей и заботилась о них. Девочка наблюдала за ними, вела научную работу. Вера Чаплина стремилась создать для животных такие условия, чтобы они не чувствовали, что находятся в неволе.

Площадка, созданная Верой Васильевной

В возрасте 25 лет Чаплина Вера Васильевна становится новатором Московского зоопарка. Ее имя всегда будут помнить как руководителя и инициатора площадки, созданной в 1933 году. Здесь воспитывался крепкий и здоровый молодняк, были все условия для того, чтобы разные животные могли уживаться друг с другом. Огромный интерес зрителей вызвал этот эксперимент. На многие годы площадка молодняка стала "визитной карточкой" зоопарка.

Первые рассказы

В это же время в журнале "Юный натуралист" были напечатаны первые рассказы Чаплиной. После их выхода издательство "Детгиз" решило заключить с Верой Васильевной договор на создание книги о площадке молодняка. В 1935 году она была опубликована. Книга называлась "Малыши с зеленой площадки". Она имела успех, однако сама писательница критически оценила свою книгу. Она значительно переработала ее текст и выпустила новый сборник рассказов, а этот и вовсе не включала в последующие издания.

"Мои воспитанники"

Для Чаплиной, как и для многих других авторов, определяющей стала вторая книга. В 1937 году были напечатаны "Мои воспитанники". Вошедшие в этот сборник рассказы обнаружили особый стиль писательницы, стали одними из самых удачных в ее творчестве. Особенно это относится к таким произведениям, как "Лоська", "Арго", "Тюлька". А история про воспитанную в квартире львицу Кинули (на фото ниже) стала настоящим бестселлером.

Мировая известность

Описанные в повести "Кинули" события начались в 1935 году, весной. А уже осенью они стали широко известны как в столице, так и далеко за ее пределами. Многочисленные репортажи в киножурналах и газетные заметки сделали свое дело. На Веру Васильевну обрушился поток писем от взрослых и детей из различных городов страны. Вера Чаплина вскоре получила мировую известность. "The Christian Science Monitor" из Америки в декабре опубликовала статью, посвященную Кинули, Вере и площадке молодняка. С писательницей был заключен договор об издании за границей произведений. В Лондоне в 1939 году выходит книга рассказов Веры Чаплиной "My animal friends".

Довоенные и военные годы

Вера Васильевна участвовала в состоявшейся 4 апреля 1938 г. первой студийной передаче Московского телецентра. В 1937 году она стала заведующей секцией хищников. Вере Чаплиной в мае 1941 г. объявили благодарность как ударнице Московского зоопарка. Веру Васильевну в начале войны вместе с несколькими особо ценными животными отправили на Урал в эвакуацию. Так она оказалась в Свердловском зоопарке. Корма не хватало, и приходилось прикладывать большие усилия для того, чтобы спасти животных. Чаплина в тяжелых условиях войны проявила себя решительным и умелым организатором. Она стала летом 1942 года замдиректора Свердловского зоопарка.

Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Она работала теперь уже в должности директора производственных предприятий в том же Московском зоопарке, которому Вера Чаплина отдала более 30 лет своей жизни.

"Четвероногие друзья"

В 1946 году Вера Васильевна занялась постоянной литературной работой. Новый сборник ее произведений ("Четвероногие друзья") появился спустя год. В него кроме переработанного текста "Кинули" были включены новые рассказы: "Шанго", "Куцый", "Волчья воспитанница", "Фомка-белый медвежонок" и др. Необычайный успех имели "Четвероногие друзья". Их переиздали не только в столице, но и в Праге, Варшаве, Софии, Братиславе, Берлине. В 1950 году Вера Чаплина была принята в Союз Писателей.

Сотрудничество с Г. Скребицким

Писатель-натуралист, стал литературным соавтором Чаплиной с конца 1940 гг. Вместе они создали сценарии к мультфильму 1951 года "Лесные путешественники" и 1954 года "В лесной чаще". В 1949 году, после их поездки в Западную Белоруссию, была написана книга очерков под названием "В Беловежской пуще". В 1955 году был опубликован новый сборник рассказов Чаплиной "Питомцы зоопарка".

В 1950-60-х гг. с персонажами произведений Чаплиной познакомились читатели Японии, Франции, США. Издательство "Международная книга" опубликовало "Питомцев зоопарка" и "Четвероногих друзей" на арабском, хинди, испанском и других языках.

"Друг чабана" и "Случайные встречи"

В 1961 году появился сборник "Друг чабана". В нем, а также в цикле рассказов 1976 года "Случайные встречи" мы находим новые черты творчества этой писательницы. На смену ярким краскам и крупным планам, создававшим веселые, а иногда и драматичные портреты животных, приходят образы, на первый взгляд, меньшего масштаба. Однако они появляются теперь как будто из жизни читателя. Вере Чаплиной удалось не столько рассказать истории, сколько заметить и разглядеть крылатых и четвероногих наших соседей, не всегда приметных. Рассказы "Испорченный отпуск", "Забавный медвежонок", "Как хорошо!", "Пуська" полны комических ситуаций, в которые мы попадаем порой при близком знакомстве с различными "очаровательными" зверятами. Они вытворяют такое, что способно вывести из себя даже самого спокойного человека. Интересные произведения, не правда ли, создала Вера Чаплина? Отзывы о них самые положительные - читатели отмечают, что Вера Васильевна остроумно рассказывает обо всем этом. Видно, что и сама она нередко попадала в подобные истории. Нужно отметить, что люди, которых Вера Васильевна показывает рассерженными и растерянными, способны, несмотря ни на что, сохранить человеческое, доброе отношение к маленьким "мучителям".

Значение творчества Веры Чаплиной

На произведениях Веры Чаплиной выросло не одно поколение читателей. На сегодняшний день общий тираж ее книг составляет более 18 млн экземпляров. Кроме того, множество художественных, короткометражных и научно-популярных фильмов было создано по произведениям, которые написала Вера Чаплина. Краткая биография завершается последней датой - 19 декабря 1994 года умерла великая писательница.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Чаплиной Веры Васильевны

Происхождение

Вера Васильевна Чаплина (настоящая фамилия Кутырина-Михайлова), детская писательница-анималист, родилась 24-го числа в апреле месяце 1908 года в Москве. Отец Чаплиной был юристом, его имя – Василий Михайлович Кутырин, мать – Чаплина Лидия Владимировна, по образованию музыкант, окончила Московскую консерваторию. Дед писательницы по матери был дворянином, он был очень знаменит. Его звали Владимир Михайлович Чаплин. Он был профессором-теплотехником, крупным инженером. Дед был известным меценатом и воспитал архитектора Константина Мельникова. В семье Кутыриных было трое детей, у Веры был брат Вася и сестра Валя.

Детский дом

В хаосе гражданской войны Вера Чаплина потерялась и оказалась в детском доме. Это большое горе ей удалось пережить. Она разыскала мать в 1923 году. Затем они приехали в Москву. В детском доме Вера спасалась тем, что ухаживала тайком от воспитателей за домашними животными, которых находила в огромном саду. Она спасала также птенцов.

Зоопарк

Вера в Москве ходила в зоопарк и в кружок юных биологов. Кружком руководил профессор Мантейфель. Вера вела научную работу, выкармливала животных и организовала площадку для молодняка. Это было новаторством, эксперимент воспитания на одной площадке детёнышей разных животных вызывал огромный интерес зрителей. Чаплина отдала работе в зоопарке более 30 лет. В 1937 году она стала заведующей секцией хищников. В 1941 году она получила благодарность как ударница зоопарка. В эвакуации сотрудники зоопарка самоотверженно сражались за жизнь питомцев.

Литературные труды

Чаплина постоянно писала о животных повести и рассказы, начиная с 1935 года. Они стали широко известны, так как печатались в газетах. Постоянные занятия литературным трудом начались в 1946 году. Вера Чаплина выпустила в 1947 году новый сборник повестей и рассказов "Четвероногие друзья". В 1950 году Чаплина стала членом Союза писателей. Её произведения издавались не только в СССР, но и в Праге, Варшаве, Берлине, Софии, Братиславе. Писательница 10 лет трудилась над книгой "Питомцы зоопарка", сборник был издан в 1965 году. С героями её книг познакомились во всём мире: в Японии, Франции, США и других странах. Её издавали на всех языках: испанском, хинди, арабском и многих других. Новые черты творчества появились в циклах позднейших рассказов. Она рассказывала о комических ситуациях, в которые попадали люди при более близком, тесном знакомстве с очаровательными животными. Остроумно и без насмешки над животными она рассказывала о зверятах, способных быстро вывести даже самого спокойного человека из себя. Общий тираж произведений Чаплиной превысил 17 миллионов экземпляров. С конца 1940 годов соавтором Чаплиной был писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Они вместе создавали сценарии к мультфильмам, книги очерков. На книгах Чаплиной выросло не одно поколение советских читателей, они оставались любимыми книгами и переиздавались вновь и вновь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Фильмография

По книгам Чаплиной было создано множество научно-популярных фильмов, художественных фильмов, мультфильмов, короткометражных фильмов и диафильмов для маленьких детей.

Награды

Чаплина получила медаль "За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов", ещё медаль "За трудовое отличие", а также медаль "Ветеран труда".

Смерть

Писательница умерла в 1994 году в декабре месяце 19-го числа.

В потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте .

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. - Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало» . Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель . Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Вера Чаплина принимала участие в первой студийной записи Московского телецентра: «…Первая студийная передача состоялась 4 апреля 1938 года. В программе, продолжавшейся более двух часов, выступили артисты И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев, шахматисты Н. Рюмин и В. Алаторцев и др. Зрители увидели также звуковой кинофильм „Кинули“ (о воспитании львенка) и питомцев сотрудницы Московского зоопарка В. Чаплиной: сову, белку, собаку динго и волка, которых она привезла в студию…» .

В 1937 году её назначили заведующей секцией хищников . В мае 1941 года Вере Чаплиной объявляют благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка». В начале войны Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк (Уралзоопарк) . «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями» . В тяжелейших условиях войны Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора (зав. зоочастью) Уралзоопарка, а весной 1943 года возвращают в Москву и назначают директором производственных предприятий Московского зоопарка . В марте 1944 Исполнительный Комитет Московского Городского Совета депутатов трудящихся награждает Веру Чаплину нагрудным знаком «Отличник городского хозяйства Москвы» .

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в СП СССР , то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий . В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники » (1951) и «В лесной чаще » (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949) . И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка » (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго , тигры Раджи и Сиротка , медведи Борец и Марьям , кондор Кузя , слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов , Георгий Никольский , Алексей Комаров , Вадим Трофимов , Евгений Чарушин , Вениамин Белышев, Евгений Рачёв , Владимир Конашевич . Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы, среди них - Марк Марков-Гринберг , Эммануил Евзерихин , Самарий Гурарий , Анатолий Анжанов, Виктор Ахломов.

В 1950-1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках» , расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках.

В сборнике «Друг чабана» (1961) и в цикле поздних рассказов «Случайные встречи» (1976) появляются новые черты творчества Веры Чаплиной. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров ). И хотя первые рассказы Чаплиной о питомцах Московского зоопарка появились в уже далеких 1930-х годах, и давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Память

Основные произведения

  • «Малыши с зеленой площадки» - сборник рассказов (1935)
  • «Кинули» - повесть (1937, окончательная редакция 1955)
  • «Мои воспитанники» - сборник рассказов (1937)
  • «Четвероногие друзья» - сборник рассказов (1947)
  • «В Беловежской пуще» - книга очерков (в соавторстве с Георгием Скребицким (1949)
  • «Орлик» - сборник рассказов (1954)
  • «Питомцы зоопарка» - цикл рассказов (1955, окончательная версия - 1965)
  • «Друг чабана» - сборник рассказов (1961)
  • «Несносный питомец» - сборник рассказов (1963)
  • «Крылатый будильник» - сборник рассказов (1966)
  • «Случайные встречи» - сборник рассказов (1976)

Переводы на иностранные языки

Произведения Веры Чаплиной многократно переводились на языки народов мира. Большой успех имел ее послевоенный сборник «Четвероногие друзья», только в 1949-1950 годах переведенный на немецкий, белорусский, венгерский, польский, болгарский, чешский и словацкий языки. Особенно популярны книги Чаплиной были у немецких читателей: берлинское детское издательство «Der Kinderbuchverlag» свыше десяти раз переиздавало «Четвероногих друзей» (после 1955 г. дополненное рассказами из сборника «Питомцы зоопарка»), а с учетом изданий 1970-х и 1980-х гг. оно выпустило в переводе на немецкий язык практически все основные произведения Чаплиной. В 1956 году по инициативе и в переводе французской писательницы и переводчика Мари Лахи-Холлебек парижское издательство «Les Éditions La Farandole» выпускает сборник рассказов Веры Чаплиной «Mes amis à quatrepattes». В том же году в Токио выходит двухтомное издание «Питомцев зоопарка» с предисловием директора УЭНО–Зоопарка Тадамити Кога (издательство «Hakuyosha»).

В 1965 году повесть «Кинули» публикуется в Нью-Йорке издательством «Henry Z. Walck, Inc» в переводе Айви Литвиновой , которая не стала искать соответствия необычному имени львицы в английском языке, в отличие от Стивена Гэрри, переводчика лондонского издания 1939 г., давшего Кинули не вполне точное имя «Foundling» – «Найденыш». Не нашли английского аналога имени Кинули и переводчики другой американской книги Чаплиной, «True Stories from the Moscow Zoo» («Рассказы из Московского зоопарка»), выпущенной в 1970 г. издательством «Prentice-Hall, Inc», Englewood Cliffs, Нью-Джерси. Одна из переводчиц, профессор-славист Мичиганского университета Лидия Наумовна Паргмент стала инициатором этого издания. В общей же сложности произведения Веры Чаплиной опубликованы в переводах на 40 языков (в более чем 130 изданиях) .

Фильмография

  • Потомок араба - игровой фильм, киностудия Госкино, 1926, режиссёр Яков Морин, оператор Александр Гринберг
  • Господа Скотинины - игровой фильм, киностудия Совкино , 1926, режиссёр Григорий Рошаль , операторы Николай Козловский и Давид Шлюглейт , в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной
  • Такая женщина (другое название: Чужая) - игровой фильм, кинокомпания Межрабпом-Русь , 1927, режиссёр Константин Эггерт , оператор Луи Форестье , в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной, она же снималась дублершей героини в эпизоде нападения волка
  • Кинули - научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм , 1935, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина , оператор Андрей Глазов, музыкальное оформление Г. Березовский
  • «Кинули дома у Чаплиной» - фрагмент сборника «Совкиножурнал» № 16, 1936 г., режиссёр Л. И. Степанова (съемки начала марта 1936 г. в комнате коммунальной квартиры, где львица Кинули жила в семье Чаплиной)
  • Похождения медвежонка - детский короткометражный игровой фильм, кинофабрика Рот-Фронт, 1936, режиссёр Таиса Арусинская, сценарист Вера Чаплина, оператор Георгий Рейсгоф , композитор Михаил Раухвергер
  • Исследование инстинктов у хищников и млекопитающих - научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм , 1939, режиссёр Борис Павлов, оператор Г. Трояновский, научный консультант Вера Чаплина
  • Инстинкт в поведении животных - научно-популярный фильм, 2 части. Мостехфильм , 1940, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина , оператор Г. Трояновский
  • Хищники - научно-популярный фильм, Мостехфильм , 1940, режиссёр Борис Светозаров , оператор Борис Фильшин, научный консультант Вера Чаплина
  • Лесные путешественники - мультфильм, Союзмультфильм , 1951, режиссёр Мстислав Пащенко , сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий , оператор Михаил Друян
  • В лесной чаще - мультфильм, Союзмультфильм , 1954, режиссёр Александр Иванов , сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий, оператор Николай Воинов

Диафильмы

См. также

Примечания

  1. В. В. Чаплина. Автобиографические записи. РГАЛИ, фонд № 3460 (Чаплина Вера Васильевна)
  2. Очерки по истории советского радиовещания и телевидения // Телевидение и радиовещание в СССР (под общ. редакцией А. П. Болгарева). М., 1979. С. 31.
  3. Приказ № 141 по Московскому зоопарку от 10 ноября 1937 (Трудовая книжка В. В. Чаплиной // РГАЛИ, фонд № 3460)

Вера Чаплина родилась 24 апреля 1908 г в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка.Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а с 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник. В 1950 году Чаплина вступала в Союз Писателей. В 1950-1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы.

Наверное, очень немногие люди могут сказать о себе что-то подобное. А Вера Васильевна сказала это с полным правом, потому что почти всю жизнь – с шестнадцати лет – работала в Московском зоопарке. А в Зоопарке – так уж получалось – ей постоянно приходилось иметь дело со зверёнышами, которые либо осиротели, либо матери почему-то отказались их кормить. И наверное, многие из них погибли бы, если б не добрые руки и неиссякаемое терпение, а главное – если бы не огромная любовь к животным Веры Васильевны Чаплиной.

Конечно, она не только выкармливала соской детёнышей и заботилась о них – она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтоб звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Постоянно наблюдая за малышами, Вера Васильевна предложила организовать площадку молодняка – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом такие разные звери. Но Вера Васильевна была уверена: уживутся, ведь они ещё не звери, а зверята, все они весёлые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детёныши. И вот в Московском зоопарке появилась такая площадка. Сколько интересного материала для изучения дал этот эксперимент зоологам! Сколько радости и весёлых минут доставила эта «площадка» посетителям Зоопарка! Но ребята, видевшие, как играют, бегают, гоняются друг за другом зверята, не знали, что не все они сразу начали дружить, да и потом были всякие непредвиденные случаи.

Вера Васильевна замечала в поведении животных всё, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка. Так появилась первая её книга «Малыши с зелёной площадки». Из неё ребята узнали, что каждый зверёныш, так же как и всякий взрослый зверь, имеет свой характер и свой нрав, что зверя можно воспитать и злым и добрым.

Потом Вера Васильевна написала книги «Мои воспитанники» и «Четвероногие друзья». Ребята познакомились с львицей Кинули, выросшей не в клетке, а в городской квартире, с лосёнком Лоськой, выкормленным соской, с умным слоном Шанго, с обезьянкой Малышкой, с лисёнком Куцым, с выдрой Наей, с собакой, воспитанной волчицей, и со многими другими животными. Ребята узнали и о тех людях, которые работают в Зоопарке – ухаживают за животными, лечат, изучают и кормят их.

Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина: «Кинули», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Медвежонок Фомка», «Случайные встречи» и другие. Книги эти многократно переиздавались, переводились на разные языки и в нашей стране, и за её пределами, и ребята во многих странах полюбили их, полюбили не только потому, что книги Веры Васильевны интересные, но ещё и потому, что они написаны очень добрым человеком, человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты. А доброта, одно из самых важных и нужных качеств человеческого характера, начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку.

По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше. И встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, – это тоже большая радость.

И вот такую книгу – интересную и умную, которая поможет тебе многое понять, которая заставит тебя задуматься, а возможно, и на кое-что взглянуть иными глазами, – ты сейчас держишь в руках.

Юрий Дмитриев

Обращение к читателям

Дорогие ребята!

Всю жизнь я очень любила животных, и сколько себя помню, всегда у меня воспитывались какие-нибудь птенцы, щенята, зайчата…

Мне нравилось, когда меня дома встречали раскрытые рты галчат, сорок, когда серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ко мне на колени.

С шестнадцати лет я поступила в кружок юных биологов Зоопарка. Руководил этим кружком известный натуралист и большой любитель природы Пётр Александрович Мантейфель. Он учил нас любить животных, беречь и изучать природу… Кружок наш был небольшой и очень дружный. Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц, научным сотрудникам – наблюдать животных, записывали в дневники их поведение, взвешивали звериных малышей и следили за их ростом…

Помню, сколько нового и интересного узнала я в Зоопарке: какими рождаются барсучата, соболята, дикобразы, как растёт весь этот молодняк, как изменяются повадки животных… И каких только у меня не было звериных малышей, начиная от маленького, чуть больше напёрстка, бельчонка и кончая львятами, росомахами!

А как обрадовалась я, когда в 1933 году меня назначили заведующей молодняком Зоопарка! Вот тогда мне пришла мысль устроить в Зоопарке специальную площадку, где можно было бы не только воспитать здоровый и крепкий молодняк, но и сделать так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом.

У меня осталось много приятных и дорогих воспоминаний о тех звериных малышах, которым я отдала много тепла, любви и заботы. И мне, ребята, очень хочется, чтобы и вы познакомились с моими воспитанниками и полюбили их.

В. Чаплина

Мои питомцы

Самая смышлёная

Долгое время я работала в Зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник.

Очень не хотелось мне там оставаться. Обезьян я совсем не знала и не любила. Стою перед клеткой с обезьянами-резусами; их там целая стая – штук сорок – бегает. Смотрю и думаю: «Как же я их различать буду? Уж очень они друг на друга похожи. Одинаковые глаза, мордочки, руки, и даже роста как будто одного». Но это мне только вначале так казалось, а как пригляделась к ним – вижу, что хоть и одной они породы, а друг на друга не похожи. У того, которого звали Вовкой, голова гладкая, словно причёсанная, не то что у Бобрика. У Бобрика вихры во все стороны торчат, ну совсем как у Стёпки-растрёпки.

Но больше всех отличалась Малышка. Из всех обезьян она была самая маленькая, оттого её так и прозвали. Мордочка у Малышки остренькая, а сама она ловкая, шустрая. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на моё решето, в котором я приносила фрукты.

Вот эту-то Малышку и решила я приручить. Нелёгкое это было дело.

Долго не решалась ко мне подойти трусишка. Стоило только к ней протянуть руку, как она быстро отскакивала и убегала. Но я терпеливо просиживала в клетке часами и время от времени бросала ей самые вкусные кусочки.

С каждым днём Малышка привыкала ко мне всё больше и больше. Не убегала, когда я подходила, а однажды так расхрабрилась, что чуть не вырвала у меня печенье, которое я хотела дать другой обезьяне. Как-то даже пыталась залезть ко мне в карман. Уже протянула руку, но тут же сама испугалась своей храбрости и удрала. С тех пор я стала нарочно класть сладости в карман. И делала это так, чтобы Малышка видела. Я уже знала, что она большая сластёна.

Обезьянка внимательно наблюдала, как я кладу в карман грушу или кусочек сахару, а потом вытягивала трубочкой ротик и жалобно кричала. И всё-таки в карман она залезть решилась. Чтобы не испугать воришку, я нарочно отвернулась, как будто ничего не замечаю. А Малышка быстро вытащила у меня из кармана кусочек сахару и, воровато оглядываясь, на всякий случай уселась подальше.