Частный коллекционер покупает живопись конце 19 века. Любопытная история торговых карточек: какой была реклама в XIX веке, и как её коллекционировали

Если не брать в расчет царский двор и аристократию, то коллекционировать в России начали купцы. В советское время в номинации «коллекционер» альтернативы не имелось: первое и единственное место было отдано П.М. Третьякову, а остальных как бы не существовало. До 1990 года писать о коллекционерах не разрешалось, публике были известны имена Третьякова и Бахрушина, поскольку они сохранились в названиях музеев, иногда упоминался Морозов.

Предлагаю свой рейтинг собирателей в хронологическом порядке. По гамбургскому счету выбранные мной фигуры неоднозначны. Гениальный собиратель «искусства будущего» С.И. Щукин не идет ни в какое сравнение с П.И. Щукиным или Г.А Брокаром, покупавшими старину товарными партиями. Возможно, для чистоты подхода следовало бы исключить из списка петербуржца Шустера, тогда картина московского собирательства была бы законченной.

История московского собирательства, как когда-то заметил Абрам Эфрос, есть история художественных вкусов. Господство реализма создало П.М. Третьякова, импрессионизм и кубизм — С.И. Щукина. А между ними уместились все прочие оттенки московского коллекционерства.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Константин Флавицкий. "Княжна Тараканова"


Михаил Нестеров. "Видение отроку Варфоломею"

Коллекция П. М. Третьякова. Произведения И.И. Соколова, М.П. Боткина, Филиппова, Макарова и др

Владелец костромской льняной мануфактуры. Искусство любил с юности, но сильно переживал из-за недостатка образования и потому постоянно читал книги, даже в экипаже. В 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. За 42 года истратил на картины более миллиона рублей, сделавшись, по сути, главным спонсором художников-передвижников. Подарил галерею Москве.

Замкнутый, трудолюбивый, скромный. Жил по плану: утром — контора, вечером — галерея. В праздничные дни, после обедни — мастерские и антикварные магазины. Перед выставкой объезжал всех художников, и, когда Передвижная выставка открывалась, все лучшее уже было у него. Всегда торговался и денег вперед никогда не платил. Из окна конторы наблюдал за входящими в галерею, интересуясь, что смотрят. Говорил, что собирал для народа и хочет знать его мнение. Народу же особенно нравились Перов, Верещагин, Шишкин, Маковский, ну и, конечно, Репин с Суриковым. Если бы не Третьяков, вряд ли критический реализм приобрел бы такой вес и масштабы в русской живописи.

Генрих Афанасьевич Брокар (1836-1903)

Рембрандт. Христос, изгоняющий менял (торговцев) из храма

Главный зал ГУМа

Французский подданный и самый успешный российский парфюмер. Обладатель миллионного состояния и самой большой из собранных когда-либо частным лицом в России коллекций — более пяти тысяч предметов — начиная с картин и заканчивая стеклом, фарфором и веерами. Не стал тратиться на строительство специального особняка и, тем не менее, в 1891 году выставил свои несметные богатства на всеобщее обозрение. Ход был гениальный: показать коллекцию не где-нибудь, а в только что открывшихся суперсовременных Верхних торговых рядах, нынешнем ГУМе, заодно устроив рекламу бренду «Брокар». Этот прием спустя сто лет повторит владелец парфюмерной сети «Арбат-престиж» — повторит в точности, выставив коллекцию в своих магазинах. Фабрику Брокара национализируют и назовут «Новая заря», а «лабиринт старины и художественных редкостей» исчезнет бесследно. Лишь лучшие вещи окажутся в Пушкинском музее на Волхонке, включая редчайшего раннего Рембрандта. Владелец «Арбат-престижа» г-н Некрасов тоже лишится бизнеса и окажется под судом, но коллекцию сохранит.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)


Интерьер особняка С.Шукина в Б. Знаменском переулке, зал Пикассо


Интерьер особняка С.Шукина в Б. Знаменском переулке, зал Ренуара

Христиан Корнелиус. Портрет Сергея Щукина

Величайший коллекционер ХХ века. Возглавлял фирму, контролировавшую производство и сбыт текстиля. Начал собирать в 40 лет, увлекся и купил 256 полотен импрессионистов и постимпрессионистов, которые теперь оцениваются в три миллиарда долларов. В 1890-е покупал Моне и Ренуара, в 1900-е — Гогена и Матисса, в 1910-е — Дерена и Пикассо. С удовольствием показывал свою коллекцию, сам водя экскурсии по особняку на Знаменке. Современных русских художников не покупал, зато в особняк пускал охотно. Овеществленный результат щукинского просветительства — искусство первого русского авангарда. Ученики Школы живописи писали под Сезанна, «матиссничали», дробили форму а-ля Пикассо... Листаешь альбомы художников русского авангарда начала ХХ века и понимаешь, какая из картин запала в душу молодым Ларионову и Гончаровой, какая — Удальцовой и Кончаловскому. Можно с точностью установить, когда каждый из них впервые оказался в особняке на Знаменке и что и как после этого стал писать.

В 1907 году Щукин завещал коллекцию Москве, а в 1926-м переписал завещание, и теперь наследники требуют вернуть картины. В 1918-м эмигрировал и умер в Париже, так и не вернувшись к собирательству.

Щукинские картины вывезли в 1928 году из особняка в Б. Знаменском переулке и «слили» с собранием И.А. Морозова в единый Музей нового западного искусства. В 1948-м ГМНЗИ ликвидировали, и коллекции поделили между собой Москва и Ленинград. Если бы можно было заново разделить коллекции и отдать Петербургу, скажем, Музей Щукина, а Москве — Морозова, то историческая справедливость хотя бы отчасти восторжествовала. Этого хотят и наследники.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929)


Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

Редкий образец художника-коллекционера. Из купцов. Собственного бизнеса не имел, служил у своего тестя — Боткина, главного русского торговца чаем и сахаром. Собирал с юности: сначала бабочек и птичьи яйца, потом рисунки. По профессии был художник, а по призванию — собиратель и музеестроитель. Четырнадцать лет руководил Галерей братьев Третьяковых, стараясь превратить ее в Национальный музей русской живописи. В своем же особняке в Трубниковском переулке создал «Музей личного вкуса». С невероятным темпераментом, азартом и подлинной страстью покупал французскую живопись и русскую графику, восточную бронзу и античное стекло, китайские лаки и русскую икону. Кстати, именно ему вменяют в заслугу открытие художественного феномена русской иконы, в которой до Остроухова ценились совсем иные, нежели собственно живописные, достоинства.

После революции стал директором Музея иконописи и живописи своего собственного имени, который после его смерти мгновенно ликвидировали, «распылив» по многочисленным музеям.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

Картина Валентина Серова


Поль Сезанн "Берега Марны"


Особняк Ивана Морозова. 1930 г.

Коллекция И. Морозова. Зал Сезанна

Глава Товарищества Тверской мануфактуры, миллионер. На картины тратился с легкостью — в Париже его называли «русский, который не торгуется». Французская коллекция ему обошлась в 1 410 665 франков (за рубль в 1913 году давали 40 франков). В отличие от Щукина покупал еще и современную русскую живопись, причем в товарных количествах. Все это богатство было выставлено в его дворце на Пречистенке, куда посторонние не допускались. Морозов хотя и был дилетантом, но «планировал» свой музей как опытный куратор. Точно знал, какая работа ему нужна, и держал для таких картин свободное место на стенах. Прислушивался к чужому мнению, доверял художникам: из русских — Серову, из французов — Морису Дени, которого пригласил оформить Музыкальный зал в особняке. Морозов бежал из России и умер, не дожив до пятидесятилетия, в Карлсбаде, куда приехал на лечение. Русские картины попали в Третьяковку, но большая их часть исчезла; французские висят в Пушкинском и Эрмитаже, а дом на Пречистенке занимает Академия художеств и сам Зураб Церетели.

Алексей Викулович Морозов (1857-1934)


Дом Алексея Морозова


Интерьер особняка А. Морозова на Покровке

Кузен И.А. Морозова, холостяк и франт. Ничем другим, кроме коллекционирования, не интересовался и даже переуступил руководство текстильной фабрикой брату. Собирал фарфор, миниатюры, гравюры, лубок, иконы, стекло, хрусталь, серебро, табакерки, деревянные резные игрушки, ткани и вышивки. Самой ценной частью коллекции, размещавшейся в огромном особняке на Покровке, было собрание фарфора — без малого две с половиной тысячи предметов. Часть грандиозной коллекции погибла, когда в 1918-м дом захватили анархисты, другая разошлась по многочисленным музеям. Даже коллекция фарфора, благодаря которой создали в Москве Музей фарфора,потерялась в многотысячных фондах Музея керамики и усадьбы Кусково.

Петр Иванович Щукин (1853-1912)



Интерьер музея российских древностей П. Щукина на Большой Грузинской

Особняк Петра Щукина

Совладелец фирмы «Иван Щукин с сыновьями» и брат С.И. Щукина. Собрал Музей российских древностей, для которого выстроил целый комплекс домов в русском стиле на Большой Грузинской. Был безмерно скуп, но для коллекции денег не жалел и всю жизнь охотился за всевозможными диковинами: персидскими коврами, китайским фарфором, японскими ширмами, индийской бронзой, вышивками, тканями, оружием, ключами, самоварами, веерами, орденами, медалями, посудой и драгоценностями.

В 1905 году грандиозную коллекцию, насчитывавшую почти 40 тысяч предметов, завещал Историческому музею. После революции Щукинское собрание рассредоточилось по музеям: что-то забрал Музей искусств Востока, что-то Третьяковка, что-то Оружейная палата, а мелочи вроде серебра, собрания старинных пуговиц, серег и ювелирных украшений оставил себе Исторический. Сказочный терем в Грузинах достался Биологическому музею им. Тимирязева, пропагандисту «биологических и атеистических знаний».

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)



Интерьер театрального музея Бахрушина

Из семьи богатейших поставщиков кожи и суконщиков. Собирать начал «на спор»: сказал, что за месяц соберет коллекцию, и так увлекся, что собрал целый музей, включавший исключительно предметы, касающиеся театра. Над Бахрушиным смеялись, что он дрожит над пуговицей от брюк артиста Мочалова и сапогами Щепкина, а тот все собирал и собирал: афиши, программки, плакаты, гравюры, картины и фотографии. Из театральных реликвий родился первый в Европе Театральный музей, для которого он построил особняк, напоминавший английский коттедж времен Шекспира. В 1913-м подарил музей Академии наук. После революции работал в музее своего имени научным сотрудником.

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939)

Александр Лактионов. «Портрет художника И.Бродского»


Исаак Бродский. Портрет Ильи Репина 1912 г

Исаак Бродский. "Ленин на фоне Смольного"

Борис Кустодиев "Иссак Бродский"

Художник, из семьи мелкого торговца. Начал карьеру живописца до революции и с успехом продолжил ее при советской власти, которой был обласкан. Собирать начал, учась в Академии художеств, когда его учитель Илья Репин, самый модный и дорогой художник России, подарил ему несколько набросков. Основную часть коллекции приобрел в 1920-х и 1930-х годах на гонорары от неиссякаемого потока госзаказов. Использовал служебное положение: будучи главой академии, знал, где и что можно купить, а что забрать просто так. Проживал в бывших графских апартаментах; в этой шикарной квартире уместилось 600 картин Сурикова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева, Врубеля, Головина. В 1930-х нигде, кроме как у Бродского, нельзя было увидеть работы русских авангардистов. Тогда же оказался под следствием по делу о покупке антиквариата. Вынужден был написать завещание и отписать коллекцию государству. Ныне Музей-квартира И.И. Бродского на площади Искусств в Санкт-Петербурге — вторая по величине после коллекции Русского музея коллекция русской живописи — более двух тысяч единиц хранения.


В конце XIX века в повседневную жизнь людей стала пробираться реклама. В то время к навязчивым объявлениям многие еще не привыкли, и они вызывали неподдельный интерес, а карточки с продукцией и вовсе стали объектом коллекционирования.


Сто лет назад невольным коллекционером рекламы мог стать практически каждый. Многие люди из среднего и высшего класса собирали так называемые «товарные карточки». Эти картонки с рисунками часто прилагались к купленным вещам, особенно к продуктам. Для оформления коллекции даже выпускались специальные альбомы, и коллекционеры обменивались недостающими экземплярами.



Современным исследователям известны более 6500 карточек различных товаров. Многие из них приписывают рекламируемым продуктам полезные и даже целебные свойства. Завлекательные лозунги утверждают, что можно даже лечить болезни и пьянство. А реклама корневого пива Hires Root Beer обещает, что оно «очищает кровь».





Объявления викторианской эпохи не ограничивалась обещанием здоровья. Карточки 100-летней давности также сулили приятный отдых, как, например, реклама пива Pabst, изображающая «роскошь в открытом море».


Людям викторианский эпохи также нравилось искусство, поэтому авторы рекламных объявлений аккуратно заимствовали у художников, поэтов и писателей элементы их произведений. Вот почему потрет Рембрандта, умершего в 1669 году, украсил торговую карточку муки Enterprise.




Высокой популярности торговых карточек способствовала технологическая новинка: цветная печать. Выходящие на тот момент журналы, даже самые дорогие, были черно-белые, реже двухцветные. Именно поэтому цветные приложения в виде карточек и получили распространение. По иронии судьбы, торговые карточки вышли из моды, когда журналы начали сами печатать цветные рекламные объявления.


В наше время объявления стали намного фривольнее и «агрессивнее». Так, в скандальной рекламе голландской компании одежды

Первые русские коллекционеры европейского типа.

Стихийная собирательская деятельность, конечно, существовала в России задолго до наступления восемнадцатого века. Но петровские реформы в области культуры придают ей новое направление - ориентируют на сближение с культурой Западной Европы. Именно Петр I стимулировал развитие частного коллекционирования в России, которое пышно расцвело во второй половине XVIII века. Вслед за русским государем, который привез новое увлечение из заграничных путешествий, многие его сподвижники начинают заниматься собиранием раритетов, и постепенно складывается целый ряд замечательных частных коллекций - А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Д.М., А.М. и Д.А. Голицыных и др.
Первые фамильные собрания составляются под влиянием моды или в угоду царю. Но постепенно складываются коллекции, являющиеся источником исследовательской деятельности ученых и формирующие истинных ценителей искусства. В их числе: собрание графа Я.В. Брюса, который был известен в Европе как ученый-математик, физик и астроном, художественная коллекция архитектора и историка искусства Ю.И. Кологривова, коллекция барона С.Г. Строганова.
Императрица Елизавета Петровна продолжила заложенную ее отцом традицию. В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов великолепного дворцового убранства, которое должно было ошеломлять приглашенных ко двору, свидетельствовать о могуществе российской державы. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Возможность русских дворян много путешествовать и тесно взаимодействовать с европейской культурой способствовала формированию новых эстетических предпочтений русских собирателей.
Богатейшее собрание живописи западноевропейских мастеров составила Екатерина II, частная коллекция которой послужила началом одного из крупнейших музеев мира - Эрмитажа. Крупнейший коллекционер государства, она была покровительницей иностранных художников, законодательницей вкусов, которой стремились подражать. Вместе с тем, она внимательно прислушивалась к советам своих агентов, направлявших ее художественный вкус. Обычно это были российские дипломаты при европейских дворах: А.К. Разумовский, П.М. Скавронский, Н.Б. Юсупов, А.М. Белосельский в Италии, И.С. Барятинский во Франции, Д.М. Голицын в Вене, Д.А. Голицын в Гааге, С.Р. Воронцов в Италии и Англии. Многие из них одновременно создавали собственные коллекции живописи.
Во второй половине XVIII века пополнение государственных и частных галерей осуществлялось как посредством покупок на аукционах Европы, так и заказов картин и скульптур современным мастерам. Удовлетворению спроса на западное искусство со стороны русских вельмож в значительной мере способствовали революционные события во Франции, вследствие которых художественный рынок обильно пополнялся произведениями мастеров европейских школ. Формировался рынок произведений искусства и в России, главным образом в Петербурге, куда ежегодно в большом количестве свозились из Западной Европы предметы искусства и художественной промышленности.

Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719) был одним из первых, кто принял насаждаемый Петром I западноевропейский бытовой уклад и обустраивал свои дома на европейский манер. Его наследник - Петр Борисович Шереметев (1713-1788), стремящийся идти в ногу со временем, начиная с 1740-х годов, целенаправленно приобретает произведения искусства. Под влиянием моды он создает в доме на набережной Фонтанки кунсткамеру, аналогичную той, что была создана Петром I. Составной частью кунсткамер было собрание картин.
Позже, в 1750 году, появляется «картинная комната» со шпалерной развеской. Активное строительство требовало столь же активной собирательской деятельности. Будучи очень богатым человеком, П.Б. Шереметев собрал значительные, главным образом по количеству, коллекции живописи, скульптуры, фарфора, коллекции монет, медалей и оружия. Его наследник Николай Петрович Шереметев (1751-1809), получивший прекрасное образование, продолжил семейную традицию собирательства, но с большим знанием дела, чем его отец.

Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), представитель знаменитой русской дворянской фамилии, владел одной из наиболее ценных художественных коллекций русской аристократии, как по количеству, так и по качеству. В своем дворце на Невском проспекте он создал библиотеку и картинную галерею, которая стала одним из первых русских музеев.
А.С. Строганов являет собой пример не простого собирателя, каких было уже немало в его время, но эрудированного любителя живописи, наделенного любознательностью и любовью к искусству. Именно поэтому ему удалось превратить свое собрание в систематизированную коллекцию, представляющую художественную ценность. Строгановская коллекция включала произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, как часть убранства интерьеров, монеты и медали, а также коллекцию минералов, что свидетельствует о родовой связи с кунсткамерами первой половины XVIII века.
Одним из наиболее образованных коллекционеров XVIII века, наряду с А.С. Строгановым, был Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Собирательством Н.Б. Юсупов занимался на протяжении почти 60-ти лет: с 1770-х до конца 1820-х годов и создал одну из крупнейших в России коллекций западноевропейской живописи.
Собрание Н.Б. Юсупова было обширным и разнообразным. Оно включало станковую живопись, скульптуру , произведения декоративно-прикладного искусства, собрание гравюр , рисунков, миниатюр, прекрасную библиотеку и большой семейный архив. Однако основу собрания составляла картинная галерея, насчитывавшая до 600 полотен. В картинной галерее князя Юсупова были произведения почти всех европейских школ, но особенно хорошо в ней представлены французские, итальянские, фламандские и голландские художники.
Юсупов показал себя подлинным собирателем и знатоком, хорошо ориентирующимся в современном художественном процессе. Он стал проводником новых эстетических вкусов, связанных с художественными процессами грядущего столетия. Князь Юсупов первым ввозит в Россию первоклассные произведения французских художников начала XIX века.

Иван Иванович Шувалов (1727-1797) - один из самых выдающихся представителей фамилии, образованный русский вельможа эпохи Елизаветы, а позже и Екатерины - был меценатом, пользовавшимся европейской известностью знатоком искусства, имел также прекрасную картинную галерею. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа, поскольку был советником Екатерины в вопросах приобретения картин и размещения заказов русского двора заграничным художникам. Эстетические предпочтения Шувалова сыграли свою роль в развитии русской художественной культуры середины XVIII столетия, поскольку, формируя коллекцию Эрмитажа, он в огромной степени влиял на вкусы других коллекционеров эпохи, ориентирующихся на императорское собрание при подборе своих коллекций.
Кроме того, И.И. Шувалов - основатель и первый куратор Московского университета, основатель и первый президент Академии художеств. Личная коллекция Шувалова составила основное ядро картинной галереи Академии художеств. Он подарил Академии свои коллекции живописи и графики, составленные во время его длительного пребывания за границей. Благодаря И.И. Шувалову Академия художеств обладает сейчас уникальным собранием античных слепков, по которым учатся новые поколения художников.
Как отмечалось выше, предметами коллекционирования в XVIII веке были, главным образом, образцы западноевропейской культуры, науки и искусства. Однако, во второй половине XVIII века ощутимы и иные тенденции: возникает интерес к национальному прошлому. В литературе, изобразительном и театральном искусстве появляются сюжеты из русской истории. Начинается собирание, изучение и публикация исторических документов и трудов по русской истории. Это стимулирует интерес к собирательству предметов русской старины. Появляется ряд коллекций древних рукописей и других древнерусских памятников. В числе таких коллекций - собрание П.Ф. Коробанова, П.Н. Бекетова, графа Ф.А. Толстого, Ф.Г. Баузе и др.
Обязательной составляющей частных дворянских собраний во второй половине XVIII века были портретные галереи, которые появились в связи с растущим интересом дворянства к отечественной истории - с одной стороны, и для укрепления личного престижа владельцев - с другой. Портретные галереи были призваны увековечить род и служили доказательством знатности, богатства и древнего происхождения владельцев. Было модным заказывать портреты членов семьи ведущим западноевропейским или русским художникам. Некоторые коллекционеры собирали портреты выдающихся исторических деятелей. Среди самых интересных портретных галерей: галереи в Кускове - графов Шереметевых, Надеждине - князей Куракиных, Зубриловке - князей Прозоровских, Отраде - графов Орловых-Давыдовых, Андреевском - графов Воронцовых и др.
Портретные галереи во второй половине XVIII века получили широкое распространение среди всех слоев дворянства. Они являются ценнейшим документальным материалом эпохи.
В тех случаях, когда коллекционером руководили не только честолюбивые устремления и амбиции, но искреннее желание помочь развитию отечественной культуры, коллекции переставали быть просто предметом собирательства. Они становились тем рабочим материалом, который помогал художникам реализовать свои творческие возможности. К таким меценатам и подлинным знатокам изящных искусств относился граф А.С. Строганов. Картинная галерея Строганова и его великолепная библиотека были доступны для всех знатоков, любителей и иностранных гостей императорского двора. Здесь проходили занятия по истории искусства воспитанников Академии художеств, известные и начинающие художники знакомились с произведениями старых мастеров, копировали их, подобно тому, как это было в знаменитых садах Медичи.

Пройдитесь еще раз по залам Эрмитажа и обратите внимание на таблички под картинами в залах итальянской, фламандской, французской живописи XVII-XVIII вв.

Татьяна Несветайло
искусствовед, старший научный сотрудник ГРМ

По статистике, в мире около 40% людей что-то собирают в коллекцию. Не отстают от этой тенденции и увлечения и известные личности во всём мире, являющиеся кумирами многих поколений.

Арнольд Шварценеггер собирает автомобили Hammer. Мадонна скупает полотна Пикассо, Барбра Стрейзанд - мебель 30-х годов, а Деми Мур собирает кукол. Президент Путин коллекционирует марки с изображениями выдающихся людей. Филателией также увлекаются Юрий Лужков и даже патриарх Алексий II.

Коллекционеры делятся на 5 видов:

Истинные коллекционеры (кто способен отдать любую сумму за желаемый экземпляр).

Собиратели (для них главное, чтобы вещь была дорогая и нарядная).

Любители (для них коллекция - не более, чем дань моде или подражание другим людям)

Владельцы (те, кому коллекции достались либо в наследство, либо по недоразумению).

Чудаки (те, кто непонятно что и непонятно зачем собирают).

Один чудак-американец коллекционирует снежки, которые хранит в холодильнике. Один из них он слепил во время самого сильного в истории снегопада. Другой слепил для него мэр Нью-Йорка. Этот коллекционер настолько любит свои экспонаты, что даже отмечает их дни рождения. По этому случаю гости должны прийти во всём белом, а хозяин подаёт им только белые блюда.

Коллекционер из Сан-Франциско собирает предметы, чья форма или облик похожи на улыбку. У него 600 всевозможных пуговиц, карандаши, часы, чашки, воздушные шарики из разных материалов и т.д. Эти вещи делают его жизнь добрее и веселее. Самая дорогая коллекция была у Томаса Эдисона! Он обладал четырьмя тысячами патентов на свои изобретения, их стоимость даже не поддаётся оцениванию.

Самый быстрорастущий вид коллекционирования - это фотография.

По статистике, люди, которые что-нибудь коллекционируют часто становятся обеспеченными людьми, видимо тяга к новым экспонатам, заставляет их зарабатывать больше.

Самая большая коллекция принадлежит одному чудаку из Филадельфии - он собирает трамвайные вагоны. Однажды он послал в Советский союз письмо с просьбой прислать ему русский трамвай для коллекции. Москвичи и ленинградцы посоветовались и послали американцу в подарок два трамвая - московский и ленинградский.

Самая маленькая коллекция принадлежит ереванскому мастеру. Начал он с того, что изготовил скрипку размером в 15 миллиметров. Затем он сделал паровозный состав, который свободно проходит в игольное ушко. Наконец, на обыкновенном человеческом волосе написал кусочком алмаза -«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сейчас в коллекции этого умельца множество миниатюр, разглядывать которые можно только через сильные увеличительные стёкла.

Коллекционирование это ещё и выгодное дело. Если деньги, положенные в банк, удваиваются обычно в течение 10 лет, то стоимость произведения искусства увеличивается в 1,5 раза быстрее. Кроме того, в душе каждого коллекционера есть надежда на необыкновенную удачу, когда стоимость купленного произведения может возрасти в сто и тысячу раз. И такое иногда происходит.

Владимир Шаинский коллекционирует черепах, ракушек, морских звёзд и прочих обитателей морских глубин. Причём, все эти трофеи композитор раздобыл сам со дна морей, где ему удалось побывать. Дайвингом он занимается уже более 40 лет. Много лет не изменяет своей страсти Валдис Пельш. Его коллекции военных касок (среди которых есть даже кожаная немецкая каска 19 века и парадная каска офицера наполеоновской армии) мог бы позавидовать любой музей. Славится своим собранием оружия Валерий Меладзе. В его кабинете более десятка кинжалов. Благодаря поклонникам возникла коллекция сабель и шашек у Олега Газманова. Александр Розенбаум оружием не ограничивается. В его домашнем арсенале не только кортики и сабли, но и прочая военная амуниция.

Самый популярный вид коллекционирования в мире - это нумизматика (коллекционирование монет). Психологи считают, что человек начинает собирать коллекцию после того, как не может осуществить свои желания в реальной жизни. По коллекции можно составить довольно точный психологический портрет человека. Если все экспонаты из Индии человек всегда стремился там побывать. Если вы видите коллекцию солдатиков перед вами скрытый вояка и агрессор.

Певица Ирина Отиева собирает фигурки свиней. На вопрос почему именно свиней, Ирина в шутку отвечает, что если соберёт «свинство» у себя дома, в мире его станет меньше. Коллекциям Александра Ширвиндта и Михаила Державина уже много лет. Заядлый курильщик Александр Ширвинд много лет собирает курительные трубки, а рыбак Михал Державин - удочки. Причём все их домашние экспонаты на полках не залёживаются, а идут в дело. Татьяна Буланова до недавнего времени была жгучим коллекционером бегемотов. Её страсть пошла так далеко, что Татьяна уже боялась получить живого бегемота в подарок и решила бросить.

Специалисты считают, что полноправной коллекцией можно называть:

Коллекцию марок - не меньше 10.000 штук.

Коллекцию книг - не менее 1000 экземпляров.

Коллекцию монет - не меньше 1000 штук.

Кроме того, коллекция должна содержать не менее 1-2% раритетов.

Братья Кристовские из группы «Уматурман» собирают пивные кружки. Писательница Александра Маринина коллекционирует раритетные рождественские колокольчики - глиняные, хрустальные, фарфоровые, металлические. Элтон Джон коллекционирует машины. Гараж в его поместье содержит 26 раритетных автомобилей.

Один бразильский капитан коллекционирует шумы волн всех океанов и морей, где ему довелось побывать. Записывает он и шумы проплывающих мимо кораблей, работающих портов и т.д. Знаменитый толстяк Александр Семчев коллекционирует хороший парфюм. Не забывает он и о другой своей коллекции - модели вертолётов и танков, которые он сам склеивает на досуге.

Самый дорогой вид коллекционирования - увлечение антиквариатом.