Дом в произведении отцы и дети. Тема семьи в романе «Отцы и дети» (Школьные сочинения)

Одной из ведущих тем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви и семьи. Это одни из тех «вечных» ценностей, которые, по мнению Тургенева, являются основой существования человека. Именно они формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубок несчастным.
Основа семьи - это любовь. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.
Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы - представители старшего поколения – считают, что любовь - это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.
Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку – простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын – Митенька.
Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь, и своей большой семьей, которую ему удалось создать и сохранить.
Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.
На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича – и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.
Важна любовь и для младшего Кирсанова – Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.
В финале романа автор рисует Кирсановых как большую и счастливую семью: «другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа - нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: ««Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Таким образом, любовь и семья в романе Тургенева «Отцы и дети» показаны не только как важнейшие человеческие ценности, определяющие смысл жизни. Семья, говорит нам писатель, то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом - судьба. Несомненно, на каждого влияет и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.



Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

В первой части романа Базаров - относительно цельная личность. Он уверен, что знает коренные нужды народа, и что его отрицательное направление служит народным интересам. В разговоре с Аркадием Базаров прямо заявляет: "Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения".
В базаровском складе ума действительно проявляются типичные качества народного характера: недоверие к чрезмерному энтузиазму, который в глазах русского народа всегда был смешным и приторным, склонность к резкой критической самооценке. Базарова ничуть не смущает, что значительная часть русских крестьян не поймет его воззрений. Он готов для народной пользы пойти даже против самих крестьян.
Богатырская сила базаровских отрицаний не исключает деспотического самоуправства. Он готов таким путем вести народ к свободе, если в нем не окажется ожидаемой революционной силы и сознательности. "Да вспомните, наконец, господа сильные, - урезонивает нигилистов Павел Петрович, - что вас всего четыре человека с половиною, а тех - миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!". "Коли раздавят, туда и дорога, - промолвил Базаров. - Только бабушка еще надвое сказала".
Когда Кукшина обвиняет Ситникова в домостроевских симпатиях: "Вам бы плетку в руки", Базаров неспроста откликается: "Плетка - дело доброе". В разговоре с Аркадием Базаров поощряет аналогичные поступки своего отца: "Он на днях велел высечь своего оброчного мужика и очень хорошо сделал; да не гляди на меня с таким ужасом... потому что вор и пьяница он страшнейший". "В высеченном объекте, - не без юмора уточнял тургеневского героя Писарев, - действительно происходит процесс мысли. В нем изощряется чувство самосохранения", которое "составляет первую причину всякого человеческого прогресса".

В сильных руках Базарова есть еще и богатырская "палица" - естественнонаучные знания. Герой верит в их сокрушительную и обновляющую мощь. Павел Петрович напрасно иронизирует: "В принципы не верит, а в лягушек верит". Базаров не принял бы его иронии близко к сердцу.

В спорах с Павлом Петровичем материалист Базаров отрицает то, что аристократу Кирсанову даже страшно вымолвить, - веру в Бога. Успехи естественных наук поддерживали пафос революционного отрицания.

Тургенев обратил внимание не только на сильные, но и на слабые стороны распространенного в то время учения немецких вульгарных материалистов - Фогта, Бюхнера и Молешотта. В "Отцах и детях" посредством взглядов главного героя он наглядно показал отрицательные последствия некритического к ним отношения. В начале романа Базаров отзывается о немцах с нескрываемым почтением: "Тамошние ученые дельный народ", "немцы в этом наши учители". И тут же народная жизнь устами крестьянского мальчугана на болотце возле осиновой рощи задает Базарову недоуменный вопрос: "На что тебе лягушки, барин?" - "А вот на что, - отвечал ему Базаров..., - я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается".

Крестьянские ребятишки не соглашаются с Базаровым: что-то в его доходчивости и простоте их настораживает: "Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно" - "Я их боюсь, лягушек-то", - заметил Васька. "Чего бояться? Разве они кусаются?" - "Ну полезайте в воду, философы", промолвил Базаров".
А ребятишки, действительно, оказались маленькими мудрецами. "Философ", смышленый и трезвый мальчуган, почувствовал странность базаровских рассуждений о сходстве людей с лягушками. А Васька, малыш впечатлительный, выразил свое несогласие эмоционально. Грубой ошибкой вульгарных материалистов было упрошенное представление о природе человеческого сознания, о сути психологических процессов, которые сводились к элементарным, физиологическим: мозг выделяет мысль, как печень - желчь.
В утилитарном взгляде Базарова, отрицающем искусство, не все бессмыслица. В базаровских выпадах против "искусства наживать деньги" есть вызов бесплодному эстетизму, особенно безнравственному в эпоху глубоких общественных потрясений.

Базарову, человеку деловому и практичному, демократу до конца ногтей, ненавистна барская изнеженность, избыточная культурная утонченность, внутренняя дряблость характеров, призрачность интересов, лишенных связей с практическими потребностями жизни. В базаровской злости на "барчуков проклятых" есть доля трезвой социальной правды, тем более, что эти "барчуки" сознательно сыплют соль на обнаженную рану. Грубые шутки Павла Петровича (не пиявки ли в мешке у Базарова и не ест ли он лягушек) унижают героя.

Базаров не остается в долгу. Черты барства у старших Кирсановых он объясняет еще и как явление патологическое, как физиологическую неполноценность. "Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну равновесие и нарушено". Более того, Базаров презирает братьев Кирсановых еще и потому, что они "старички". Вообще "старики", с его точки зрения, - отставные люди, их "песенка спета". К своим родителям Кирсанов подходит с этой же меркой: "Замечательная живучесть!" "Презабавный старикашка и добрейший... Много уж очень болтает".

Базаров готов назвать предрассудком не только уважение к старости, он не желает "рассиропиться" не только со своими родителями. Он считает романтической чепухой духовную утонченность любовного чувства: "Нет, брат, это все распущенность, пустота!... Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество".
Чем больше кичится герой своей силою, тем чаще в романе звучат глухие угрозы, роковые предупреждения заносчивому Базарову. Судьба посылает герою испытание любовью. Дорого обходится Базарову его самоуверенность, высмеивающая любовь Павла Петровича к княгине Р.: "Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец".
Нет любви, если лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе есть лишь вечный круговорот химических процессов ученого вещества, из которого состоит все, так считает главный герой Тургенева. Живущее в человеке чувство сострадания Базаров в горькую минуту жизни склонен считать малодушием. И тут он глубоко заблуждается. Ведь, кроме правды физиологических законов, есть правда другая, правда человеческой одухотворенной природности. Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, любви, искусства. "Над чем посмеешься, тому и послужишь" - горькую чашу этой жизненной мудрости Евгению Базарову суждено испить сполна.

Одной из ведущих тем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви и семьи. Это одни из тех «вечных» ценностей, которые, по мнению Тургенева, являются основой существования человека. Именно они формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубок несчастным.

Основа семьи - это любовь. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.

Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы - представители старшего поколения – считают, что любовь - это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.

Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку – простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын – Митенька.

Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь, и своей большой семьей, которую ему удалось создать и сохранить.

Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.

На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича – и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.

Важна любовь и для младшего Кирсанова – Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.

Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа - нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: ««Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».

Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.

Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.

Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»

Таким образом, любовь и семья в романе Тургенева «Отцы и дети» показаны не только как важнейшие человеческие ценности, определяющие смысл жизни. Семья, говорит нам писатель, то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом - судьба. Несомненно, на каждого влияет и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.

Меню статьи:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», безусловно, давно стоит на полке классики русской литературы. Самая яркая фигура произведения – Евгений Базаров – стал не только примером для наследования, но и выразителем свободомыслия и последних идейных веяний, бушевавших в 1860-е годы среди молодежи.

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой. Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением. Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.

Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.



Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.

Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении. Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой. Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

На самом деле, позиция отца Базарова выражает его внутреннюю силу: как ни трудно ему было отринуть принципы, строгие и консервативные, в которых он был воспитан, он все же делает это, избирая приоритеты. Да, он стремится иметь образ просвещенного и современного человека, воспринимающего и принимающего прогрессивные идеи, однако читатель догадывается (что сделать вовсе и не сложно), что это лишь личина, в которую и сам герой старается поверить, но на деле он все так же остается консерватором, а не либералом.

Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.


Родители Базарова – пример того, как отеческая и материнская любовь без границ, до уподобления собственного ребенка Богу, может оказать обратное влияние на этого ребенка: вместо того, чтобы приблизиться к Евгению, они стали от него бесконечно далеки, несмотря на все старания несчастных стариков.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями. Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево. Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.

В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность. Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел. Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».

Евгений Базаров - главное действующее лицо романа Тургенева "Отцы и дети". Персонаж Базарова - молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового

поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа - конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова - простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына.

Арина Власьевна (мать) - дворянка, которой "нужно было родиться в петровскую эпоху", очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом - превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою - пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей.

Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров - более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова - его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.