Древнерусская литература жанры. Презентация на тему "Древнерусская литература

основные жанры древнерусской литературы

  1. см. тут
  2. Сказания, былины. Летописи. Жития. Хождения. Поучения. Жанры древнерусской литературы.
  3. WTF SHTO PROISSHODIT
  4. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством.

    Первичные жанры

    Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:

    Житие
    Слово
    Поучение
    Повесть
    К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

    Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т. е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

    Каноны жития

    Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
    Святой рождался святым, а не становился им.
    Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
    Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
    Святой не боялся смерти.
    Заканчивалось житие прославлением святого.
    Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

    Древнерусское красноречие

    Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:

    Дидактическое (поучительное)
    Политическое
    Торжественное
    Поучение

    Поучение разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав Повести временных лет Поучение Владимира Мономаха. В Повести временных лет Поучение Владимира Мономаха датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

    Слово является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит Слово о полку Игореве. Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст Слова о полку Игореве не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его по

  5. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
    Первичные


    Объединяющие

  6. Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
  7. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
    Первичные
    1) Жанр Житие.Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.

    2)Древнерусское красноречие.Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства.

    3)Поучение. Поучение это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.

    4)Слово. Слово является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит Слово о полку Игореве.

    5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских
    подвигах, о княжеских преступлениях.

    Объединяющие

    1) Летопись это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.

    2)Хронограф это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

    3)Четьи-минеи (буквально чтение по месяцам) собрание произведений о святых людях.

    4)Патерик описание жизни святых отцов.

    5)Апокриф буквально переводится с древнегреческого языка как сокровенный, тайный. Это произведения религиозно-легендарного характера.

Древнерусская литература начала формироваться после принятия христианства и на первых порах должна была знакомить с историей религии и способствовать ее распространению. Немаловажной на этом этапе была и другая ее функция - воспитывать читателей в духе христианских заповедей. По этой причине первые произведения (древнерусская литература охватывает период с 11 по 17 век) носили в основном церковный характер. Постепенно все большей популярностью стали пользоваться истории из жизни обычных людей, что способствовало возникновению, а затем все большему распространению «светских» произведений. Под влиянием этих факторов формировались основные жанры древнерусской литературы. Все их вплоть до 15 века объединял общий подход к изображаемым событиям: историческая основа не допускала авторского вымысла.

Особенности формирования жанров

Существует мнение, что литература Древней Руси вышла из византийской и болгарской. Это утверждение отчасти правомерно, так как система жанров у всех этих народов на самом деле имеет определенное сходство. Однако нужно иметь в виду, что государства в тот момент находились на разных стадиях развития (Русь значительно отставала от Византии и Болгарии), да и задачи перед авторами стояли различные. Поэтому правильнее будет сказать, что древнерусская литература переняла имеющийся опыт Запада. Она формировалась с опорой на народный фольклор и потребности общества. Жанры древнерусской литературы конкретизировались в зависимости от практической цели и делились на первичные и объединяющие. В целом же они представляли собой динамическую систему, живо отзывавшуюся на любые изменения в обществе.

Первичные жанры древнерусской литературы

В их число входили житие, поучение, слово, повесть, летописный рассказ или сказание, погодная запись, церковная легенда. Наибольшую известность получили первые четыре.

Житие - произведение, содержащее рассказ о жизни святых. Оно воспринималось как образец нравственности, которому следует подражать, и строилось по определенным канонам. Классическое житие содержало историю рождения (обычно вымоленный ребенок) и благочестивой жизни, описание чудес, связанных с героем, прославление святого. Одним из известнейших произведений этого жанра стало «Житие святых Глеба и Бориса», написанное в суровое для страны время. Образы князей должны были поспособствовать объединению в общей борьбе с захватчиками.

Более поздним вариантом стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Воспринимаемое в большей мере как вариант автобиографии, оно интересно тем, что в нем предстает картина общественной жизни в период раскола церкви.

К жанрам древнерусской литературы относятся и поучения, содержавшие правила поведения человека независимо от его положения. Они имели мощное воспитательное воздействие на читателя и касались различных сфер жизни. Самое известное поучение составлено Владимиром Мономахом и адресовано отрокам. Его содержание полностью соответствует христианским заповедям, поэтому воспринималось как книга жизни для потомков.

Древнерусское красноречие в полной мере проявилось в таком жанре, как слово. Оно могло иметь разную направленность. Пример торжественного произведения - «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, написанное в начале 11 века в связи со строительством в Киеве военных укреплений. Это прославление русских князей и русского государства, которые ничем не уступают могущественной Византии и ее правителям.

Вершиной же этого жанра стало произведение о походе русского князя против половцев.

«Слово о полку Игореве»

Несмотря на непрекращающиеся споры относительно подлинности и авторства этого произведения, оно стало абсолютно новаторским для своего времени. Любые жанры древнерусской литературы, как уже отмечалось, обладали определенными канонами. «Слово…» же существенно отличается от них. Оно включает в себя лирические отступления, нарушение хронологии в повествовании (действие то переносится в прошлое, то обращено к настоящему), вставные элементы. Нетрадиционны и средства изобразительности, многие из которых соотносятся с элементами фольклора. Многие исследователи ставят «Слово…» в один ряд с раннефеодальными эпическими произведениями разных народов. По сути, это поэма о мужестве и стойкости воинов, выражение скорби по погибшим, призыв к необходимости объединения всех русских князей и земель. Кроме того, «Слово о полку Игореве» позволяет оценить место и роль государства в международной истории.

Объединяющие

Есть еще и объединяющие жанры древнерусской литературы. С примерами летописи знакомы все читатели. Сюда же относятся четьи-минеи («чтение по месяцам», включали рассказы о святых), хронограф (описание событий 15, 16 веков) и патерик (о жизни святых отцов). Эти жанры получили название объединяющих (введено Д. С. Лихачевым), так как в их состав могут входить и житие, и поучение, и слово, и т. д.

Летопись

Наибольшего внимания, конечно, заслуживают произведения, в которых велась запись о происходивших событиях по годам, которая могла носить общий характер или же быть более конкретной: с деталями, диалогами и т. п.

Летопись как жанр древнерусской литературы начала формироваться предположительно уже в конце 10 века. Но собственно произведение этого жанра складывается при Ярославе Мудром.

В начале 12 века на основе имевшихся записей монах Нестор, живший в Киево-Печерском монастыре, составил «Повесть временных лет». Ее события охватывают большой период: от происхождения славянских племен до современности. Лаконичное и выразительное описание позволяет по прошествии нескольких веков представить историю становления и развития русского государства.

Повесть

Этот жанр древнерусской литературы основывался на переводах византийских и фольклорных произведений и является самым изученным на сегодняшний день. Повести делились на:

  • воинские - в центре историческая личность и важная битва («Повесть о битве на реке Калке»);
  • сатирические - об общественно значимых проблемах, часто носили характер пародий («Повесть о Шемякином суде»);
  • бытовые - («Повесть о Горе-Злосчастии»).

Вершиной стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую называют гимном верности и любви.

Популярны были на Руси и хожения (или хождения), повествовавшие сначала о путешествиях паломников в святую землю («Хожение Игумена Даниила»), а позже, в связи с развитием торговли, о поездках купцов. Это был рассказ о том, что было увидено собственными глазами.

Созданная к 17 веку система, включавшая разнообразные жанры древнерусской литературы, ознаменовала переход к литературе нового времени.

В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Жанры в древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.

Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели.

В хождениях рассказывалось о путешествиях на святую землю Палестину.

В этом перечне основных жанров древней литературы не встречаются ведущие жанры литературы нового времени: ни бытовой роман или повесть, отражающая частную жизнь простого человека, ни поэзия. Некоторые из этих жанров появятся позднее.

При всей многочисленности жанров они находились в своеобразном подчинении друг у друга: были жанры главные и второстепенные. Литература в своем жанровом строении как бы повторяла строение феодального общества. Главная роль при этом принадлежала, по мнению Д.С. Лихачева, «жанрам-ансамблям». Разрозненные произведения группировались в согласованное целое: летописи, хронографы, патерики и т.д.

Ансамблевый характер летописей был подчеркнут еще историком В.О. Ключевским: «Житие — это целое архитектурное сооружение, напоминающее некоторыми деталями архитектурную постройку» 1 .

Понятие «произведение» было более сложным в средневековой литературе, чем в новой. Произведение — это и летопись, и входящие в нее отдельные повести, жития, послания. Отдельные части произведения могли принадлежать разным жанрам.

Особое место среди образцов мирских жанров занимают «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово Даниила Заточника». Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI-первой половине XIII веков.

Развитие древнерусской литературы XI-XVII веков идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации 2 . В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляются занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII веке это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых, чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

Читайте также другие статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие».

Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской:заимствовала жанры, перерабатывалась и «смешивалась» с русским фольклором Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры .Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни.

Каноны жития:Благочестивое происхождение героя жития; святой рождался святым, а не становился им; святой отличался аскетическим образом жизни; обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; святой не боялся смерти; заканчивалось житие прославлением святого.

Древнерусское красноречие- этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: дидактическое, политическое, торжественное.

Поучение - разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».

Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях.

Патерик - описание жизни святых отцов.

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной.

Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

Первичные жанры:

Поучение;

Повесть.

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Житие

Жанр жития был заимствован из Византии . Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни.

Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития

Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога .
Святой рождался святым, а не становился им.

Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

Святой не боялся смерти. Заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба .

Древнерусское красноречие

Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства.

В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:

Дидактическое (поучительное);

Политическое;

Торжественное;

Поучение.

Поучение - разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет » «Поучение Владимира Мономаха ». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь.


Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться - Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях - и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слово

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве ». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году.

Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов.

Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати » митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко , крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть

Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского ».

Объединяющие жанры

Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях.

Патерик - описание жизни святых отцов.

Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф - буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

Литература Киевской Руси. Общая характеристика.

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики , авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, «вечность» феодальных отношений, норм правопорядка.

Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть — и религиознодидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования «по былинам сего времени». Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть «воинскими», повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.

Центральным героем исторических повестей и сказаний является князьвоин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод — князь крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой.

Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде.

Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.

Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давил возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы — небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.

Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI — начала XII столе-тия является «Повесть временных лет».

Основным средоточием литературы в этот период была Южная Русь, центром — Киев. Памятники, возникшие на юге, получили широкое распространение на севере и дошли до нас большей частью в северо-русских списках, языков основном был общим — старый литературный язык восточных славян. С этой точки зрения литература киевского периода должна рассматриваться как литература общая для великорусов, украинцев и белорусов.

Она представляет собой первый этап в развитии древнерусской литературы и культуры Киевской Руси, совпадающий с начальным периодом феодальной раздробленности.

В дальнейшем, когда государство распалось на отдельные земли — княжества, наступает период областного развития русской литературы а вместе с ней и культура Киевской Руси в целом, продолжающийся вплоть до объединения русских земель в Московском государстве.

Но уже с начала XVI века в связи с образованием в XV веке централизованного Русского государства областные тенденции ослабевают. В это время в качестве господствующей прочно утверждается дворянская литература.

Но в XVII веке уже развивается культура, литература и посадская, и отчасти крестьянская. Литература Древней Руси на первых порах проникнута церковной идеологией. Средством распространения древнерусской литературы была исключительно рукопись. Книгопечатание возникло лишь в середине XVI века.

Развитие древнерусской литературы протекало параллельно с эволюцией литературного языка. В основу последнего лег живой русский язык, более всего выступающий в произведениях светского характера. Уже в самую отдаленную эпоху были заложены основы современного русского языка.

Литературный процесс в Древней Руси находился в тесной связи с изменением материала и техники письма. До XIV века рукописи писались на пергаменте почерком устав.

Со второй половины XIV века в употребление входит бумага и почерк полуустав — прямые линии сменяются косыми. Приблизительно тогда же появилась и скоропись.