Сколько патриархов. Патриархи московские и всея руси

Через несколько дней на Поместном Соборе будет избран новый Патриарх. Чтобы осознать значимость события, вспомним как и когда было установлено Патриаршество в Русской Православной Церкви? Кто был первым русским Патриархом? Почему Петр I упразднил этот институт в Российской Империи?

Установление патриаршества в России произошло в 1589 г. во время правления сына Ивана Грозного - Федоре Ивановиче при живейшем участии Бориса Годунова. До этого момента Русская церковь была греческой митрополией. Православные Церкви других государств терпели весьма бедственное положение, в связи с этим патриархи нередко навещали Москву, чтобы получить «царскую милостыню».

В 1586 году с этой же целью прибыл Антиохийский патриарх Иоаким, которому царь объявил о своем желании устроить в столице «превысочайший престол патриарший». Иоаким пообещал посодействовать в этом вопросе, но на деле ничем не помог. И только приехавший через 2 года (опять же за деньгами) Константинопольский патриарх Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова.

Иов - первый русский Патриарх

Произошло это так. Когда выяснилось, что Иеремия никаких постановлений вселенского собора об учреждении в России патриаршества не привез, ему дали понять, что его не выпустят из Москвы, пока он не возведет на патриарший престол митрополита Иова, что Иеремия и вынужден был совершить. А все полагающиеся по канонам документы с подписями трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов были присланы лишь спустя два года. Однако и здесь не обошлось без недоразумения - вместо обещанного третьего места (после Константинопольского и Александрийского) нам было присвоено лишь последнее - пятое.

Установление патриаршества упрочило авторитет Русской Церкви и России как православной державы и повлекло за собой ряд изменений. Церковь была разделена на несколько возглавляемых митрополитами округов, которые в свою очередь состояли из епархий. В обязанности патриарха входило управление всеми митрополиями, поставление высших церковных иерархов, заведование церковным судом и участие в некоторых государственных делах. Отныне поставление в сан патриарха Московского совершалось в Успенском соборе при участии всех русских митрополитов и царя.

Первым русским патриархом стал Иов (1589-1605, ум. в 1607) . Период его деятельности совпал с трудным этапом в жизни России - Смутным временем. Иов предал анафеме Лжедмитрия I, но самозванец, добившись власти, свел его с патриаршего престола и отправил в Старицу (где спустя два года святитель скончался) и избрал на его место лояльного к католичеству и собственной персоне Игнатия , архиепископа Рязанского, грека по происхождению (Игнатия Русская церковь за патриарха не признает). Когда же Лжедмитрия I убили, Игнатия сослали в Чудов монастырь.

Патриарх Гермоген - "начальный человек на Руси"

Новым царем был избран Василий Шуйский. Он намеревался возвести в сан патриарха митрополита Казанского Гермогена (1606-1612) . Но тот, будучи человеком безупречно честным, свято служившим Церкви и Отечеству, а не личным интересам, отказался от предлагаемого сана, так как в это время еще был жив первый русский патриарх Иов, находившийся в Старице. И только когда Гермоген получил грамоту от Иова, в которой тот, ссылаясь на старость и крайнее изнеможение, просил своего преемника занять патриарший престол, он согласился.

Став патриархом, Гермоген восстановил в Москве сгоревшую книгопечатню, начал исправление богослужебных книг, велел переводить их с греческого и писать летописи. Гермоген разрешил народ от анафемы, которой связал его патриарх Иов за нарушение присяги дому Годуновых и убийство молодого Федора Борисовича. Акт народного покаяния прошел в Успенском соборе в присутствии патриарха Иова, который в конце объявил присутствующим о прощении и умолял впредь так не поступать.

В период Смуты Гермоген, один из немногих, оставался верен православию и национальной идее. Так, когда началось возмущение против Василия Шуйского, Гермоген пытался отстоять царя, видя в нем единственного законного правителя. Он несколько раз выходил и успокаивал толпу. Когда же мятежники все-таки низложили царя, патриарх стал «начальным человеком на Руси».

Святитель как мог противился избранию на русский престол Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Он обратился к городам и освободил их от присяги Владиславу, призвав их к вооруженному восстанию. Когда ополчение двинулось на Москву, поляки сначала просили Гермогена утихомирить народ, но святитель наотрез отказался, сказав, что его не заботит ничего кроме участи его Родины. Тогда поляки взяли под стражу неугодного первоиерарха и отправили в Чудов монастырь. Но и находясь в заточении, Гермоген не переставал взывать к народу, умоляя не пускать на русский престол сына Марины Мнишек и Тушинского вора. Там Гермоген и принял мученическую смерть от голода. Впоследствии патриарх Гермоген был причислен к лику святых как священномученик.

Царев отец - Патриарх Филарет

С момента смерти Гермогена в течение семи лет патриарший престол пустовал. В 1619 г. в Москву из польского плена вернулся митрополит Филарет (в свое время насильно постриженный в монахи Федор Никитич Романов), отец вновь избранного царя Михаила Романова.

По инициативе юного царя Иерусалимский патриарх Феофан IV, находившийся тогда в Москве, возвел Филарета (1619-1634) в сан патриарха. Благодаря родству с царем, власть первосвятителя достигла небывалой высоты: он принимал участие во всех государственных делах, был фактически соправителем Михаила Федоровича и даже носил титул великого государя.

Такое единение царя и патриарха в большей степени отвечало представлениям русского народа о симфонии царственной и священной власти. Как первоиерарх Филарет делал все возможное, чтобы защитить страну от западных религиозных влияний, так как еще находясь в польском плену он осознал недопустимость унии для России. Сознавая свое исключительное положение, Филарет, чтобы избежать злоупотреблений полномочиями со стороны будущих патриархов, заранее позаботился о преемнике - им стал кроткий Иоасаф (1634-1640) .

Иоасаф уже не занимал столь высокого положения. Как впрочем и Иосиф (1640-1652) , при котором царь Алексей Михайлович издал Соборное уложение, ограничивающее влияние церковной иерархии и патриарха в частности, которое Иосиф со смирением принял.

Патриарх Никон - реформатор

Шестым патриарший престол занял Никон (1652-1666) , личность чрезвычайно яркая, деятельная и харизматическая. Он сделал невероятную карьеру - от сельского священника до главы Русской церкви. При нем значение патриарха вновь резко возросло. Алексей Михайлович, прозванный за мягкий нрав Тишайшим, предоставил ему право решающего слова по всем церковным вопросам и подписания важнейших государственных документов, где он так же, как и Филарет, именовался великим государем.

Во время польско-литовских походов патриарх оставался полноправным заместителем царя. Но постепенно отношения между первосвятителем и царем начали ухудшаться. Причиной тому была попытка Никона представить патриаршую власть выше царской и фактически ущемить полномочия царя.

В результате усилившихся разногласий в 1664 г. Никон удалился в Новый Иерусалим, ожидая, что его вскоре позовут обратно. И действительно, незлобивый Алексей Михайлович сначала попросил первоиерарха вернуться, но был поражен его враждебностью и недоброжелательностью, поэтому, когда Никон спустя время прибыл в Москву, его не пустили. В 1666 г. по инициативе Алексея Михайловича был созван Архиерейский собор, на котором Никона лишили сана за самовольное оставление патриаршего престола и отправили в монастырь. Это был единственный случай легитимного низложения патриарха в истории Русской церкви.

Адриан - последний Патриарх допетровской России

Алексей Михайлович извлек урок из сложившейся ситуации. Уже на Соборе 1666-1667 гг. были приняты некоторые положения, ограничивающие власть патриарха: Собор постановил, что во всех государственных делах главенствует царь, а в церковных - собор епископов, а не единолично патриарх.

Естественным итогом Собора стало избрание нового первоиерарха. Им стал тихий и скромный Иоасаф II (1667-1673) . Он, как и его преемники Питирим (1673) , Иоаким (1673-1690) , Адриан (1690-1700) , не вмешивался в государственные дела, стараясь сохранить хотя бы некоторые привилегии духовенства.

Все патриархи выступали против засилья иноземцев и западного влияния на русскую культуру. Но занявший в 1689 г. русский престол Петр, одержимый идеей европеизации, не внимал их здравым предостережениям и проводил политику, направленную на сокращение прав духовенства и ограничения полномочий патриарха. Между первосвятителем Адрианом и молодым Петром Алексеевичем произошел конфликт, который начался с того, что Адриан отказался постричь первую жену Петра I Евдокию Лопухину в монахини, и достиг своего апогея, когда Адриан был с позором изгнан царем за то, что пришел печаловаться о стрельцах после Стрелецкого бунта.

Со смертью Адриана Петр I поставил местоблюстителем патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского. Впоследствии царь упразднил институт патриаршества, заменив его Святейшим Синодом, непосредственным руководителем которого был уже не священнослужитель, а обер-прокурор - светский чиновник, назначаемый царем. «Верховным судьей» и фактическим главой Синода являлся император. Так, Церковь юридически превратилась в один из государственных департаментов. Синодальный период Русской Церкви продолжался до 1917 г.

При подготовке использованы материалы из открытых источников:

С. Перевезенцев. История России. Великая судьба. М. 2006.

Прот. Владислав (Цыпин). История Русской Церкви. Т. 5, М., 1991.

Прот. Владислав (Цыпин). История Русской Церкви. Т.9. М., 1997.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха были проведены ряд преобразований в Русской Церкви: учреждены новые епархии, основаны десятки монастырей, начато печатание богослужебных книг. В 1605 году отказался присягать Лжедмитрию и был низложен бунтовщиками.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями. Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-е годы XVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Но около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Будучи настоятелем, святой Иов словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Около 1569 года Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.

В 1571 году архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства. В 1572 году, а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нрав-ственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание бого-служебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных им очень искусно. Одно из них — «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение Патриаршества, покорение Сибири, швед-ские войны, войны с крымскими татарами.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено двенадцать храмов.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии. По просьбе царя Кахетии Александра (едино- верная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, а в Москве был создан Донской монастырь. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Годунова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Ажедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!» Бунтовщики набросились на Патриарха, сорвав с него святительское облачение и не дав окончить литургию, били его, трепали, и с бесчестием вытащили на Аобное место. Претерпев множество поношений, святитель Иов, измученный, в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.

После свержения Ажедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвра-титься на Первосвятительский Престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. По благословению Святейшего Патриарха Пимена (1971-1990) и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7—14 октября 1989 года. Память его совершается Русской Православной Церковью 5 (18) апреля и 19 июня (2 июля).

Из митрополитов Новгородских. Одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви.

Будучи избранным патриархом, Никон неоднократно отказывался от этой чести, пока сам царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем всему русскому народу. На это Никон потребовал от Алексея Михайловича и чиновного люда поклясться перед святынями Успенского собора блюсти веру и за коны, «нас слушаться во всем как начальника и пастыря, и отца краснейшего». Царь поклялся, а за ним и все остальные. Только после этого Никон стал патриархом.

Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия - чтобы все «тремя перстами крестились». Никон созвал собор для «исправления» целого ряда русских традиций. Все исправления были объявлены нововведениями. Началась работа и по «исправлению» русских богослужебных книг. Церковные реформы икона вызвали раскол в церкви, от которой отделилась часть в ерующих, не признавших нововведений (старообрядцы).

Большое внимание патриарх уделял приращению церковных имуществ: земельных угодий, промыслов, лесов, мест рыбной ловли. Число принадлежащих церкви крестьян увеличилось при нем вдвое. Были сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский на р. Истре, Крестный на Белом море, Иверский на Валдае. К каждому из них приписаны десятки менее крупных монастырей, церквей, сел.

В России Никон присвоил себе титул «великого государя», в по сланиях за границу писался «великим господином и государем». На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятии в подданство Украины и войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы царь лично возг лавил армию (1654 г.), начал войну со Швецией (1656 г.).

Никон указывал направление наступлений, обеспечивал снабжение армии. В скором времени Алексей Михайлович признал патриарха ангелом-хранителем царской семьи и надежным соправителем. Без доклада Никону не решалось ни одно дело Боярской думы.

Положение патриарха изменилось внезапно. 6 мая 1658 г. царь не пригласил Никона на ритуал встречи грузинского царевича Теймураза, а 10 июля, в день Положения ризы Господней, не явился на утреню. В этот же день патриарх публично объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Алексей Михайлович прислал сказать, чтобы он оставался, но Никон ушел в Воскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. Так, в 1662 г. он провозгласил анафему назначенному царем патриаршему местоблюстителю Питириму.

В январе 1665 г. Никон написал царю о своем отречении и готовности поставить нового патриарха. 12 декабря 1666 г. на Большом церковном соборе с участием двух восточных патриархов Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь под караул.

После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, чтобы тот мог достроить Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким (третий после Никона) категорически отказал в этом царю. По настоянию Иоакима Никона допрашивали по тремстам обвинительным статьям и поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении. Сопровождаемый на всем пути толпами народа умирающий Никон поплыл в Воскресенский монастырь. Он скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения восточных патриархов вечно поминать его в этом сане.