Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии. Советы психолога

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок «юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока всё равно. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что взрослые не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока ещё зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечёт особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работают родители, и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учёбе. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всём. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определённую профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьёшься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаёшь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймёшь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своём глазу, как известно, не видать и бревна. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или всё, что ты знаешь о специальности, на которую подаёшь документы — это её названии. Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии — а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу). Семь шагов к взвешенному решению 1. Составьте список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые тебе нравятся, интересны, по которым ты хотел(а) бы работать.

2. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований: - выбираемая профессия и будущий род занятий; - выбираемая профессия и жизненные цели; - выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; - выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; - желательный уровень профессиональной подготовки; - выбираемая профессия и мои склонности и способности; - желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определите значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оцените своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты Проанализируй, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности твоих размышлений, обсуди своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определите основные практические шаги к успеху Итак, ты принял(а) решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Ошибки при выборе профессии 1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени. Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдёте что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей… 2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Престижность профессии должна учитываться — но после учёта Ваших интересов и способностей. 3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу». Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чём вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идёт на пожарника (а он — рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный). 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. 5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перерабатывают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение. 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства Во все профессии, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. 8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. 9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т. к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. 10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определённые действия в определённой последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Использованы материалы сайта: www.znaikak.ru Автор/

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете "4" или "5" только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.

Слушать изложение "Если отнять у человека способность мечтать"

Текст изложения

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.


Образец сжатого изложения

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает источник высоких чувств, не даёт нам успокоиться и показывает иную жизнь. Она заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание прекрасного.


Проверка Вашего варианта сжатого изложения

[email protected]

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения "Если отнять у человека способность мечтать", аудиофайл

Если от¬нять у че¬ло¬ве¬ка спо¬соб¬ность меч¬тать, то отпадёт одна из самых мощ¬ных по¬бу¬ди¬тель¬ных при¬чин, рож¬да¬ю¬щих куль¬ту¬ру, ис¬кус¬ство, науку, и же¬ла¬ние борь-бы во имя пре¬крас¬но¬го бу¬ду¬ще¬го. Но мечты не долж¬ны быть ото¬рва¬ны от дей-стви¬тель¬но¬сти. Они долж¬ны преду¬га¬ды¬вать бу¬ду¬щее и со¬зда¬вать у нас ощу¬ще-ние, что мы уже живём в этом бу¬ду¬щем и сами ста¬но¬вим¬ся иными.

Мечта нужна не толь¬ко детям, но и взрос¬лым. Она вы¬зы¬ва¬ет вол¬не¬ние, ис¬точ¬ник вы¬со¬ких чувств. Она не даёт нам успо¬ко¬ить¬ся и по¬ка¬зы¬ва¬ет все¬гда новые свер-ка¬ю¬щие дали, иную жизнь. Она тре¬во¬жит и за¬став¬ля¬ет страст¬но же¬лать этой жизни. В этом её цен¬ность.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)
If ot¬nyat in che¬lo¬ve¬ka spo¬sob¬nost mech¬tat, it will disappear one of the most mosch¬nyh po¬bu¬di¬tel¬nyh pri¬chin, rozh¬da¬yu¬schih cul ¬tu¬ru, is¬kus¬stvo, science, and zhe¬la¬nie Bor-be in the name pre¬kras¬no¬go bu¬du¬sche¬go. But dreams do not dolzh¬ny be oto¬rva¬ny from dei stvi¬tel¬no¬sti. They dolzh¬ny predu¬ga¬dy¬vat bu¬du¬schee and so¬zda¬vat we oschu¬sche-set that we already live in this bu¬du¬schem themselves sta¬no¬vim¬sya other.

Dream need not tol¬ko children but also vzros¬lym. She vy¬zy¬va¬et vol¬ne¬nie, is¬toch¬nik vy¬so¬kih feelings. It does not give us uspo¬ko¬it¬sya and po¬ka¬zy¬va¬et vse¬gda new overthrowing ka¬yu¬schie-given, a different life. She tre¬vo¬zhit and za¬stav¬lya¬et strast¬no zhe¬lat this life. In this it tsen¬nost.

If you take away a person"s ability to dream, it will disappear one of the most powerful motives, give birth to culture, art, science and the desire to fight in the name of a wonderful future. But dreams do not have to be out of touch with reality. They have to anticipate the future and we have to create the feeling that we are living in the future and we become different.

Dream need not only to children but also adults. It causes anxiety, the source of high emotions. It does not allow us to calm down and shows are always new shining distances, a different life. It disturbs and makes crave this life. In this its value.

Only a hypocrite would say that it is necessary to settle down there and stop. To fight for the future, must be able to dream of a passionate, deeply and effectively. It is necessary to cultivate a continuous desire meaningful and beautiful. (123 words)