Редкая профессия - художник-бутафор. Что такое бутафория Что делает бутафор

Слово пришло в наш язык из итальянского. Бутафория - что это? Подделка, предметы для театрального представления, муляжи, которые используются на сцене взамен настоящих.

Использование

Бутафория имеет широкий спектр использования. В театре есть несколько видов муляжных работ.

  1. Декорация.
  2. Мебель.
  3. Реквизит.
  4. Костюмы.
  5. Украшения.

Декорация - это искусственный мир для осуществления действа: стены, колонны, лестницы на сцене. Все это декорируется и стилизуется под определенную эпоху и место. Например, стены и потолок под дворцовые залы или каменные замки Средневековья, перила "под золото" или фигурные "кованые" узоры.

Мебель: исготавливаются столы, стулья, кресла, диваны под временной отрезок и необходимость пьесы. Например, трон короля или венецианские стулья. Костюмы имеют муляжную основу в головных уборах, отделке (необычные пуговицы, пряжки), обуви. Например, рога у Серебрянного Копытца, корона короля, расписные сапоги Дедушки Мороза.

Самое широкое применения в театре имеет реквизитная бутафория. Что это - все мелкие предметы быта, которые используются во время представления. Посуда, еда (торты, фрукты, жареные кабаны), оружие. Все украшения на актерах - это подделка.

Материалы и изготовление

Все материалы для бутафории перечислить невозможно. В работу идет практически все, на что способно воображение художника. Но основными можно считать бумагу, ткань, пенопласт и гипс. С помощью клея и красок создается любой муляж. Такие предметы легче по весу, быстро ремонтируются, естественно, дешевле, чем настоящие, но в то же время имеют выразительные узнаваемые формы. Мелкие детали, незаметные зрителю и не работающие во время представления, не воспроизводятся.

Основным методом изготовления реквизита считается из папье-маше бутафория. Что из нескольких слоев бумаги, пропитанной клеем или клейстером. Для того, чтобы сделать подобный реквизит, обычно берут для основы настоящий предмет. Например, вазу заклеивают первым десятком слоев бумаги, сушат, разрезают на две половины, вынимают основную вещь, склеивают или сшивают копию, доклеивают бумагой или тканью и раскрашивают.

Создать бутафорский предмет можно из одного материала или комплекса сочетающихся. Изделия из пенопласта обклеиваются тканью; гипс и пластмасса - идеальное сочетания для статуй и колонн. Деревянные или фанерные перила обычно украшают лепниной из размягченного картона.

История

Бутафория возникла еще во времена первых театральных представлений в Древней Греции. Актеры изображали богов и героев с муляжными мечами, щитами и луками. В итальянских комедийных постановках приобрела широкое распространение, там же и получила свое название, которое дошло до нас.

На сегодняшний день применение подделок велико. Их используют в рекламе и оформлении праздников. Существует бутафория для фотосессии и в быту. Муляжи видеокамер нередко ставят в местах, где может произойти правонарушение или кража. Этот прием отпугивает преступников и экономит средства организации. Во время Второй мировой войны создавали бутафорские склады с оружием и технику, чтобы ввести противника в заблуждение.

Профессия - бутафор

В советские времена в театральных вузах она преподавалась отдельной дисциплиной и была профессией. В наше время - это часть курса обучения художников. В крупных театрах все муляжи изготавливает отдельный цех, в провинциальных он совмещен с художественно-постановочной частью или столярной мастерской.

Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья. Бутафория: что это? Полноценный партнер актеров и постановщиков. Не все на сцене бутафория, настоящие предметы тоже присутствуют на сцене. Но и их принято обрабатывать для полноты художественного образа, подкрашивать для яркости и приближенности к теме постановки.

БУТАФОР

БУТАФОР

(франц. bout -a -port ). Лицо в театре, подающее артистам разные, нужные им при выходе на сцену, вещи.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

БУТАФОР

лицо, заготовляющее все необходимое для постановки пьесы в театре кроме декорации, т. е. костюмы, мебель, оружие, железные листы для грома, свистки для воя ветра и т. д.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

БУТАФОР

лицо, на обязанности которого лежит заготовление всех принадлежностей, входящих в обстановку пьесы, за исключением декораций (костюмы, мебель, утварь и пр.).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

БУТАФОР

франц. bout -a -port . Лицо в театре, подающее разные мелкие вещи артистам при их выходе на сцену.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Бутафо́р

ит. buttafuori) работник театра, занимающийся изготовлением бутафории.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Бутафор

а, м. , одуш. (ит. buttafuori).
Paботник театра, занимающийся изготовлением бутафории .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "БУТАФОР" в других словарях:

    Бутафор работник театра, изготовляющий различные предметы бутафории. Бутафор первоначально работник сцены, который находился за кулисами и подавал артистам необходимые по действию предметы: оружие, цветы, книги, письма… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    БУТАФОР, бутафора, муж. (театр.). Лицо, подготовляющее бутафорию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУТАФОР, а, муж. Театральный работник, ведающий бутафорией. Художник б. (изготовляющий бутафорию). | прил. бутафорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., итал. род театрального художника, на котором лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций); бутафорские вещи, все принадлежности игрища: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр. Бутафорская или… … Толковый словарь Даля

    бутафор - а, ч. Особа, яка відає в театрі бутафорією, а також майстер, що виготовляє бутафорію … Український тлумачний словник

    А; м. Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор. ◁ Бутафорский (см.) … Энциклопедический словарь

    бутафор - а; м. см. тж. бутафорский Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор … Словарь многих выражений

    бутафор - БУТАФОР, а, м Театральный работник, изготовляющий предметы, имитирующие подлинные вещи в сценической обстановке (мебель, посуду, оружие и т.д.) или распоряжающийся этими предметами. Бутафор профессия очень нужная театру, тем более кукольному: в… … Толковый словарь русских существительных

    - (итал.) театральный художник, обязанный заботиться об обстановке пьесы, кроме декораций. Бутафорская или бутафорная комната при театре, мастерская бутафора, где заготовляется все нужное по бутафорской части. Бутафорские вещи принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В театре во время спектакля мы видим различные предметы на сцене. Например, украшения из крупных драгоценных камней, необычную мебель, телефон, зеркало в старинной раме, аппетитные фрукты в красивой вазе, яркую шкатулку и многое другое. Из зала эти предметы кажутся настоящими, но если посмотреть на них вблизи, становится понятно, что это муляж. Такие предметы называются бутафорией. «Бутафория» переводится с итальянского языка как «поддельный» . То есть это подделка, муляж какого-либо предмета, созданный специально для спектакля.

Почему в театре используют бутафорию вместо настоящих вещей? Для этого есть несколько причин:

  1. Дешевизна . Например, в спектакле по сценарию нужно золотое колье из драгоценных камней. Такого себе не может позволить ни один театр. А вот сделать колье из искусственных пластиковых камней, которые будут смотреться не хуже настоящих, можно.
  2. Лёгкость . Бутафорские предметы более лёгкие, чем настоящие. Мебель, посуда, шкатулки, вазы, изготовленные из более лёгких материалов, весят меньше, их удобнее переносить на сцену из реквизиторского цеха и обратно.
  3. Прочность . Бутафория часто создается очень прочной, если нужно, чтобы такая вещь служила не один театральный сезон. Или наоборот, более хрупкой. Например, по сценарию должна разбиться ваза. Её специально изготавливают из таких материалов, чтобы она разбивалась вдребезги без особого труда.
  4. Выразительность . Бутафорские предметы часто более яркие и выразительные, чем настоящие. И это неудивительно, ведь публика смотрит на них издалека, и из любой части зрительного зала должно быть понятно, что это за предмет. Зритель должен верить в реальность всего, что он видит на сцене: в реальность драгоценностей, оружия, мебели.

Почти в каждом театре есть свой бутафорский цех, который делает для спектаклей необходимый реквизит. Работник театра, который изготавливает бутафорию, называется бутафором. Это мастер на все руки. Он изготавливает предметы различных размеров и форм из разных материалов: из бумаги, ткани, картона, мастики, дерева, металла, различных синтетических материалов, красок, лаков. Бутафор — это и ювелир, и скульптор, и плотник, и художник, и закройщик в одном лице. Он может сделать для спектакля абсолютно все, от маленькой шкатулки до танка внушительных размеров.

Задание:

Бутафорам часто приходится изготавливать маски для актёров из разных материалов. Самый простой способ сделать маску - распечатать цветной шаблон, вырезать и привязать резиночки. Скачать шаблоны можно . А еще есть отличные книги с масками на любой вкус, которые тоже нужно вырезать. Например, «Маски для карнавала» или «Веселый карнавал» .

Можно поиграть в бутафоров и попробовать сделать свой собственный маленький замок. Шаблон замка .

Бутафоры - род театральных художников, на которых лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций), бутафорские вещи и другие принадлежности: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр.

Бутафор по сути представляет лицо, подготовляющее бутафорию.

Бутафория (итал. buttafuoria) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.

Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте.

Вторая мировая война дала новый толчок развитию бутафорских предметов. Изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу.

Муляжи видеокамер применяются в настоящее время там, где существует угроза хулиганства или краж, и при правильной установке понижают вероятность этих правонарушений.

Обязанности бутафора

Изготовление простых бутафорских изделий.

Лепка изделий с неглубоким рельефом из различных материалов по эскизам и готовым шаблонам.

Изготовление гипсовых форм и выклейка из папье-маше и мастики бутафорских изделий с рельефом крупного четкого рисунка с незначительной глубиной.

Лепка объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка по эскизам из различных материалов.

Изготовление гипсовых сложных кусковых форм скульптурных изделий.

Составление колеров из красок.

Отливка моделей из гипса.

Фактуровка деревьев.

Выполнение муляжных работ.

Изготовление цветов из шелка и бархата.

Вычерчивание и изготовление шаблонов.

Бутафор должен знать: способы приготовления мастики; устройство и правила эксплуатации оборудования и приспособлений, применяемых при ручном изготовлении бутафорских изделий; технику изготовления объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка; технологию изготовления имитационных предметов и реставрационных работ; приемы художественной росписи бутафорских изделий; технику и технологию изготовления цветов; способы изготовления шаблонов.

1. Чем вообще занимаются бутафоры?

Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача - сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Бутафория сцены из фильма о Гарри Поттере

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер - хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафор - это мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире - и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.