Сколько лет мужу людмилы лядовой. Людмила Лядова: "О возрасте думать некогда"

doc6a06ds07yqb16ni7weix

Людмила Лядова на крейсере "Мурманск", 1976 год

Корреспондент "Вечерки" побеседовала с композитором и певицей Людмилой Лядовой.

Не все молодые люди сегодня знают имя композитора Людмилы Лядовой, но при этом, сами того не подозревая, с пеленок растут и живут под ее восхитительно будоражащие, порой ироничные, всегда жизнерадостные мелодии. Ну кто не знает веселых куплетов «Перышки у птички» про смешную девчонку, путающую слова нехитрой песенки. У кого не на слуху бодрый «Старый марш» и «Чудо-песенка»? И ни один парад на Красной площади не обходится без «Праздничного марша» женщины-композитора Людмилы Лядовой.

А какая женщина! Энергичная, всегда с идеальной прической и гордой осанкой, она и в жизни королева. А на сцене и вовсе императрица - когда в роскошных платьях и прозрачных перчатках-митенках садится за рояль, чтобы не только, подобно всем композиторам, аккомпанировать, но великолепно свои песни «пропеть, а если надо, просвистеть»… И невозможно поверить, что этой женщине 88 лет - столько в ней бодрости, жизненной силы и неистребимого женского кокетства.

Помните, как мечтала героиня из фильма «Девчата»: «Я иду - а парни вокруг так и падают и сами в штабеля складываются”… Это о Людмиле Лядовой! И не в мечтах, а на деле. Красивых женщин много, но мало кто обладает такой необъяснимо-притягательной и могучей энергетикой. Что греха таить, обычно такой могучий темперамент и деятельная внутренняя сила мужчин пугают. Но в Людмиле или, как ее и сейчас зовут, Миле, Милочке Лядовой весь этот зажигательный фонтан облечен в такую же невероятную, без промаха бьющую силу обаятельной женственности. Потому и любви выпало много, четыре только официальных развода! Угомонилась Мила Лядова лишь на пятом муже.

Кажется, ей, такой яркой и оптимистичной, просто неведомы неудачи, огорчения, печаль, тем более отчаяние. А вот и нет. Как и каждому ребенку войны, Милочке выпала ее доля общей беды. Досталось и потерь, разочарований и тоски. Спасением и защитой всегда была музыка. Даже свою знаменитую задорную «Чудо-песенку», в которой исключительно «есть место поцелуям, шуткам и словам», Лядова сочинила и запела в период долгой и невыносимой разлуки с любимым человеком.

И откуда в вас, Людмила Алексеевна, столько оптимизма и бодрости? Наверняка знаете какой-то секрет молодости. Сколько людей, не дожив до шестидесяти, жалуются: возраст, здесь болит, там болит…

Так и у меня есть что-то, чего лучше бы не было: устаю быстро, с глазами совсем неважно… Но стараюсь не унывать - утром зарядка, чашечка кофе…, летом на дачу, на воздух… Дача у нас старенькая в Старой Рузе, еще лет сорок назад строила, там хорошо, рядом наш композиторский Дом творчества, санаторий в Дорохове и - никаких заводов. Прямо как в моей песне «Земная красота» - дыхание земли: солнце, чистая зелень, сенокосилки…

- Неужели и косите?

А как же! Еще обожаю рыбу ловить, дома порядок наводить и что-нибудь красить - очень успокаивает. Да и гвозди забью, если надо, но в этом больше Саша, муж, помогает, все-таки это дело мужское. Физическая работа, особенно когда с размахом, радует. Не то что на каком-нибудь совещании по четыре часа сидеть - вот уж что грустно и вредно. А еще я все время работаю, сочиняю, выступаю с концертами… В общем, мне о возрасте думать некогда. Может быть, это у меня от мамы - сила воли, упрямство, целеустремленность.

БОГ В ЩЕЧКУ ПОЦЕЛОВАЛ

Мы беседуем в ее большой квартире в композиторском доме. На стенах среди обычных в домах творческих людей портретов и фотографий несколько картин: «Лунная ночь» Крамского, пейзажи и натюрморты, лежащая собака… Копии или литографии?

Это мама… вышивала, - поясняет Людмила Алексеевна. - Да-да, не удивляйтесь - это вышивки, хотя стежки не разглядеть. И как тщательно подобраны цвета, оттенки. Каждую такую картину мама кропотливо вышивала порой целый год. Представляете, сколько терпения!

- А этот талант вы не унаследовали?

Нет, я вся в движении и в музыке. Жаль, что не могу больше гонять на машине, как, бывало, с кошкой Катей вдвоем за рулем. Кати теперь нет, а мне зрение не позволяет. Но музыка осталась. На днях вот интересную новую песню написала, диск сделали замечательный - трехчастный концерт, который я давно посвятила Вану Клиберну: он его слушал и очень хвалил…И сейчас выпускаем новый диск… Недавно племянник Витя Мирошников откопал запись, о которой я давно забыла - «Брестская крепость», поет Ренат Ибрагимов. Прослушала - здорово сделано, впечатляет!

- Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын?…

А что? - если хорошо, так хорошо. Ведь у меня только песен больше тысячи. Их пели самые значительные наши певцы - великая и несравненная Клавдия Шульженко, Мария Звездина, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Капитолина Лазаренко, Юрий Богатикова, Тамара Миансарова, Владимир Трошин, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Юлиан... И романсы мои пели Надежда Обухова, Зара Долуханова, Елена Образцова, Мария Биешу… Одну из моих оперетт «Пол черной маской», которая прошла по всем театрам страны, в Москве исполняли все звезды во главе с Таней Шмыгай и Владимиром Канделаки… Другая оперетта «Душа солдата» с успехом шла в Театре Советской Армии с Владимиром Зельдиным и Ниной Сазоновой. Звучали и крупные оркестровые и хоровые сочинения. Мы откликались на все важные события в жизни страны. И все новые произведения принимали профессиональные комиссии. Конечно, разное случалось - из-за политических ограничений, да и из зависти, но все-таки на радио и телевидение выходили произведения и исполнители высокого профессионального уровня, чего не скажешь о сегодняшнем потоке массовой музыки.. О культуре народа больше заботились: фестивали, национальные декады, гастроли в самой глубинке вплоть до сельских клубов…И на радио и телевидении постоянно звучала разная музыка - народная, классическая, современная… Даже годы войны стали временем творческих открытий.

- Именно тогда и состоялось ваше первое значительное выступление?

Да, в 43-м году в Московской консерватории был смотр молодых талантов, и я там пела мои песни на стихи Агнии Барто. Тогда в «Правде» отметили «яркие непосредственные миниатюры Людмилы Лядовой».

- Не посрамили родной город Свердловск.

Как же было можно! Наш Свердловск и тогда был городом с бурной музыкальной жизнью и прекрасным оперным театром.. Там пел и мой папа Алексей Иванович - у него был красивый тенор. А еще он играл на многих инструментах и выступал как скрипач с оркестром Исаака Дунаевского. Почти все время был в разъездах, на гастролях, и мы жили в основном с мамой, Юлией Петровной, которая всю свою безмерную любовь отдавала мне. Конечно мама хотела видеть меня счастливой, талантливой. Не знаю, от кого я что унаследовала, но рада, что маму не разочаровала: наверное, все-таки Бог меня немножко в щечку поцеловал.

- Что ж удивительного: еще не родившись, прекрасную музыку слушали.

А как же! Ведь и мама была музыкантом, хормейстером. Только она на природу не полагалась, воспитывала меня в строгости, лениться не позволяла. Как часто не хотелось вставать по утрам, но мама никаких поблажек не давала. Однажды я, лет в 13-14, где-то заболтавшись, пришла домой полвторого ночи - так она схватила ножницы и - отрезала мне волосы.

- С мальчиками заболтались?

Сейчас не помню. Но мальчики мне всегда нравились, и нравилось с ними кокетничать. Кокеткой я всегда была, но большего не позволяла. А маме за отрезанные волосы отомстила: ей было надо, чтобы я аккомпанировала на концерте хора, а я наотрез: «Не пойду, и все!» Зато потом навек была благодарна маме за строгое воспитание. И музыкой всегда занималась с радостью и на детское отделение консерватории прошла легко через огромный конкурс.

От родителей у меня и привычка ничего просто так не получать - все самой зарабатывать. И эта квартира мне не просто так досталась. В кооперативе Союза композиторов предложили на выбор двух-или четырехкомнатную. Я и решила: молодая - отработаю и большую… Нелегко пришлось: без конца деньги занимала-отдавала, но - наверстала за детские лишения. В Свердловске жили мы, как и большинство тогда, трудно. Наш деревянный дом стоял у каменной горы рядом с обсерваторией, топили печку, носили дрова. Помню, как война началась: все ринулись в магазины, а у нас ничего не было. Потом хлеб по карточкам. Чтобы выжить, мама пошла работать на фармзавод, перебирала какао-бобы, из которых делали лекарства.. Дома часто пекла лепешки из тертой редьки - ничего, вкусно было. Поздними вечерами, практически по ночам мама подрабатывала в филармонии. А еще мы с ней вместе выступали перед ребятами, которые шли на фронт, и перед ранеными в госпиталях. Пели романсы и песни, особенно такие нужные тогда - «Темная ночь», «Давай закурим»…А еще с другими сверстниками ездили в колхозы и на лесозаготовки - на телегах, под дождем, а то и пешком, потому что проехать было невозможно... Но и тогда жизнь шла своим чередом, женщины рожали, молодежь танцевала, пела, влюблялась. Бывало и другое. Однажды после поездки с концертами я шла пешком (трамваи не ходили) домой огородами. В сумочке несла заработанные деньги, и на меня напала банда, стали отнимать сумочку. Хотя я сама была сорванцом, тут растерялась, испугалась, и денег было жалко… Но вдруг сзади раздалось: «Не тронь ее! Иди домой, Мила» Их главарем оказался мой старый знакомый Пашка, с которым у нас до войны были взаимные теплые чувства - ну что говорить, нравился он мне.

- Привлекали необычные, сильные парни?

А как же, даже в банде верховодить не каждому дано. В пору нашего общения он бандитом не был, но внутренняя сила бурлила. К сожалению, тот Пашка плохо кончил, попал в тюрьму… А у меня другие воры однажды все-таки украли чемодан - с деньгами, документами и, что самое ужасное, с продовольственными карточками. К счастью, потом хотя бы паспорт подбросили…

- В свое время был очень популярным ваш дуэт с Ниной Пантелеевой.

Можно даже сказать, он и принес настоящую славу. Наш дуэт был очень удачный, голоса так слились, что мы были просто обречены на успех. Выступать вдвоем начали в 46-м году в Свердловске, а весной 48-го после окончания консерватории отправились в длительное турне по стране: Томск, Оренбург, Орск, Харьков, Ставрополь, Дальний Восток, Ленинград, Архангельск… Принимали нас всегда с восторгом. Но случались и казусы. Однажды выходим на сцену (кажется, это было в Красноярске) объявляют песню Мурадели «Москва-Пекин», я начала играть, и - мы вдруг… забыли начальные слова. Обе! Под насмешливое шушуканье зала промычали какие-то «ля-ля», а текст начали только с припева… Полный провал! После этого трудно было «взять» зал. Но, конечно, справились. Когда мы перед Дунаевским исполнили его «Ехал я из Берлина», он нам тут же подарил новую песню «Пути-дороги»… Но уже в 52-м году наш дуэт распался.

- И почему же?

Амбиции! Поскольку Нина вела первый голос, она вдруг вообразила, что потому главная. Забыв, что все музыкальные обработки и переложения для дуэта - все на мне, и тогда я уже получила свое первое звание «лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады». Видно, чтобы доказать, что она не хуже, Нина стала буквально играть на нервах, издеваться надо мной. Начала изучать историю ВКП(б), наверное, так хотела карьеру сделать. Нам на сцену выходить, а она до последней секунды в учебник уткнулась… - какой там творческий настрой! В общем из-за такой дурости бросила я ее, даже отказалась доработать двадцать запланированных концертов, стала одна выступать. В феврале 1951-го вступила в Союз композиторов и весной переехала в столицу. Многие мои песни сразу стали популярными и зажили собственной жизнью.

Однажды мы с мамой путешествовала на теплоходе «Родина». Пассажиры, узнав, что среди них находится известный композитор, попросили меня выступить. Открыли музыкальный салон, и я стала исполнять свои песни. Под конец спела «Чудо-песенку», которую попросили повторить. И вдруг из публики возглас: «Все это очень хорошо, но вы бы что-нибудь свое спели!»

А мой романс на слова Плещеева «Пленительные звуки» я даже отважилась предложить блистательной Надежде Обуховой. Надежда Андреевна посмотрела ноты и сказала: «Я медленно учу новые вещи, месяца через три запишу его на радио». Однако через месяц прислала мне письмо: «Романс так понравился, что я его выучила и записала, вы услышите его на радио».

- А как сложилась судьба Пантелеевой?

Нина долго не выступала, пока не нашла пианиста Берзина, но такого успеха, как в нашем дуэте, уже не было.. Жалко, конечно: красивый у нее голос, а как с моим сливался! Сейчас иногда записи Пантелеевой звучат по радио, она замечательная певица, но вот не выдержала испытания славой… Думаю, каждый человек должен занять свое, только ему принадлежащее место. Ведь когда я из дуэта ушла, Нина спохватилась, забегала, год уговаривала вернуться - но я ни в какую!

- Судя по всему, вы и в личной жизни столь же непреклонны: рвать - так рвать?

А что делать, если так складывается!

ПРИВЫКЛА БЫТЬ ЗАМУЖЕМ

- Правда, что за первым мужем-цыганом вы пошли кочевать с табором?

Ну не с табором - это был большой семейный ансамбль с многочисленными родственниками, которые все потрясающе пели и плясали. Мне было восемнадцать лет, когда я без памяти влюбилась в их солиста Васю Коржова. Какие у него были глаза! Те самые необыкновенные «жгучие и прекрасные» - прямо наповал меня сразили. И маму мою красавец так обаял, что она ни слова против. Свадьбу играли по цыганским обычаям, с размахом, с песнями, удалыми танцами, роскошными пирогами…Но - уж слишком много было родни, слишком много разъездов … Хотя я до сих пор очень люблю цыган и их песни, наверное, и их и разухабистого веселья оказалось многовато. Не захотелось мне опускаться до аккомпаниатора цыганского ансамбля. Зато в память о той любви осталась знойная «Цыганская рапсодия»… Я всегда и по любому поводу, и без повода много сочиняла, чем очень злила некоторых композиторов, а в особенности их жен. Вот уж кто мне всегда завидовал - жены!

- Может быть, ревновали?

Если вы о романах, так я им поводов не давала. Никогда не пользовалась своими прелестями, чтобы их мужей привлечь. Чтобы добиваться признания, мне не нужны были ни заслуженные мужья, ни мини-юбки, ни корпоративные праздники. - у меня были другие дела и достоинства. Но - они были просто жены, а я с их мужьями в творчестве на равных, а то и им не угнаться… И «раскручивать» меня не требовалось - сама показывала, что умею, без всяких скидок на то, что я не мужчина… Многие завидовали, что мою «Чудо-песенку» спела английская певица, и она зазвучала по всему миру - в то время это было невероятное событие. Я была знакома с американским журналистом Стивенсом, который себе русскую жену нашел в нашем колхозе. И вот однажды они меня пригласили в пансионат, а туда в это время приехал известный импресарио Сол Юрок, тоже одесского происхождения. Я ему «Чудо-песенку» сыграла, а он, видимо, ее записал. И однажды присланная запись в исполнении зазвучала на телевидении в «Добром утре». То-то композиторы все переполошились. Королева Бельгии Елизавета, услышав, присылала приглашения приехать. Разумеется, не пустили. Это сейчас можно свободно разъезжать, и ездят, и меня зовут - но теперь я отвечаю: «Вы поезжайте, а я буду здесь»…

Но мужчинам я, конечно, нравилась, и музыкантам и композиторам тоже. Вано Мурадели своих чувств не скрывал, Кабалевский, Хренников… Мстислав Ростропович еще до знакомства с Галиной Павловной мне в любви объяснялся и даже более серьезные виды на меня имел… А я кокетничала, но - цену себе знала. Я ведь была первой женщиной в Союзе композиторов, прошла «на ура» перед строгой и представительной комиссией. Я написала тогда «Волжскую сюиту» для оркестра народных инструментов, и ее исполнил лучший оркестр, когда еще был жив Осипов, имя которого он сейчас носит. А дирижер при исполнении в Центральном парке культуры вдруг…вручил мне дирижерскую палочку и поставил на свой пьедестал. Я, конечно, струсила - 70 музыкантов-мужчин на тебя смотрят, а потом ничего, даже понравилось. Ну а«Чудо-песенка» была как гром для всех композиторов - так сразу пошла!

- Я слышала, родилась эта бодрая и озорная песня совсем не в таком настроении.

Это правда. Я тогда была влюблена в женатого человека по имени Володя Новиков, и у нас была тайная связь. Какой мужчина был! - Добрыня Никитич с голубями глазами! Он работал в органах, знал испанский язык, и вот однажды его отправили в длительную командировку в Мексику. А я осталась одна в комнатке, которую снимала, где кроме столика и диванчика, было еще пианино. Там вся в тоске и горе я и сочинила одну из самых веселых моих песен.

- С Володей вы тогда навсегда расстались?

Нет, через несколько месяцев он вернулся. Но я привыкла не просто встречаться, а быть замужем. А он не хотел бросать жену, которая - был уверен - ему очень предана, никогда не изменяла, никогда даже на работе не задерживалась! Как я потом смеялась, когда он узнал, что его «верная половина» ему вовсю наставляла рога прямо на работе со своим начальником генералом! Тогда он решил ее бросить, уйти ко мне. Только поздно - меня уже не было! - я назад не возвращаюсь!

К сожалению, часто приходилось разочаровываться. Вначале всегда бывает все хорошо, а потом, когда люди привыкают друг у другу, начинает открываться что-то другое, и не всегда это можно выдержать. Да и надо ли «выдерживать? Мужчины часто гнут свое, собственники, а не все женщины хотят быть собственностью.

- И тут же вновь вышли замуж.

Да, за артиста балета Юрия Кузнецова. В творческом плане наш союз оказался очень плодотворным. Для него с Элеонорой Власовой я написала много балетной музыки, элегию «Слепая девушка», а балетные миниатюры «Испанский танец», «Негритянские куклы» великолепно исполнили Волкова и Кондратьева в постановке Василия Вайнонена. Сочинила дивертисмент для «Березки», когда ансамбль только начинался. Но - мы с Юрой оба по натуре были лидерами, а два «генерала» в одном доме – это уже слишком!. Так получилось, что каждый муж у меня держался где-то восемь-девять лет.

- Но третий ваш муж, Кирилл Головин, был не из музыкальной, а из научной среды.

Потому поначалу казалось, что именно из-за этой разности впереди нас ожидает море счастья, но потом, что поделаешь, прошло у меня к нему чувство, и я стала видеть в нем одни лишь недостатки. Я ведь во всем была очень активной, и если мне кто-то нравился, сама дорисовывала то, что хотелось бы - получался изумительный идеал. К сожалению, при более близком общении выяснялось, что все совсем не то.

Но с четвертым мужем, певцом Игорем Сластенко у вас сложился такой прекрасный дуэт! Многие помнят вас по телевизионным «Огонькам».

Дуэт был удачным, но распался фактически по той же причине, что и с Ниной Пантелеевой: Игорь стал зазнаваться и даже меня «перевоспитывать». И однажды капля переполнила чашу. Как-то в его присутствии мне предложили вновь записать «Чудо-песенку», а он так недовольно и лениво процедил: «Не на-а-до». Ах, не надо? Я собрала чемодан и - прощай, дорогой! На этом все и закончилось.

- А что должно непременно быть в мужчине?

Смотря чего вы от него ждете. Бывают мужчины надежные друзья, бывают такие, что годятся только на роль любовников. Только Саша, мой последний муж, с которым мы прожили, страшно подумать, 41 год (!), не разочаровал. Не только потому что он человек спокойный, порядочный и честный - главное, он, сам музыкант, понимает, что я человек творческий, могу быть взрывной, буйной, но все это без зла, просто в силу темперамента. Когда мы с Сашей познакомились, он играл на саксофоне в эстрадном оркестре. Тихий, скромный, он мне сразу понравился, но как о муже я о нем не думала. Хотя бы потому, что он младше на семнадцать лет!

- Получается, вы не могли ужиться с талантом вашего уровня и - извините - претензий?

Трудно сказать. А может быть и так. У меня должна быть полная свобода передвижения. Саша не спрашивает, когда я приеду с концерта, я спокойно могу задержаться без скандалов дома - ни слежки, ни ревности. Он понимает, что я занимаюсь делом. А я, естественно, сочинила несколько пьес для саксофона. Правда, и другие духовые инструменты не обидела. Но и Саша мне, бывает, подсказывает какие-то идеи, особенно по своему инструменту.

- Зато и ему, вероятно, уютно за вашей спиной?

Наверное, не без того. Оба знаем, кто в доме генерал. Но и Саша не в рядовых - по меньшей мере полковник, адъютант, на которого можно положиться. И нашу любимицу чихуахуа Челси прогуляет, и ужин приготовит.

- Так он еще и повар?

Если надо. Но и здесь я не уступлю. Готовлю хорошо и со своими секретами. Скажем, в винегрет положить побольше свеклы, поменьше картошки, и обязательно яблочко потереть. И к баклажанам всегда яблоко добавляю. В грибной суп кладу только лук и морковку, и никакой картошки или вермишели. А как всем нравится мой борщевич! Еще люблю импровизировать: новое блюдо из всего, что дома найдется…

ГОЛОВА ПОЛНА НОВЫХ МЕЛОДИЙ

- Есть что-то несбывшееся, о чем жалеете?

В детстве мечтала стать балериной, и фигурка соответствовала. Мама не позволила. А жаль. Ну что ж, я и сейчас танцую на сцене. Еще жалею, что мои песни не спели Магомаев и Захаров - завистники меня к ним даже не подпустили. Не стеснялись просто оговаривать: «Не связывайся с Лядовой, она пьет литр водки каждый день!». Да если бы даже так было, при чем здесь песни!.

- Это неправда?

Конечно! Случалось, скажем, с Люсей Зыкиной по стопочке под пельмени, которые она мастерски готовила. Да и с Люсей нас больше песни связывали, а пельмени - в придачу. А очернять и сейчас большие мастера - многим талантам совсем дорогу на телевидение перекрывают. Всегда сторонилась интриг и сплетен, которые, к сожалению, меня частенько нагоняли... Еще жалею, что … родилась женщиной. Сильному полу гораздо легче прокладывать себе дорогу в жизни. Но уж если так случилось, пусть на нотных полках, рядом – и русский классик Анатолий Лядов, и современный композитор Людмила Лядова.

- А что сейчас тревожит?

Люди сильно изменились: никто друг друга не слушает и не слышит, никого и ничего не ценят, заняты мелочами. Женщины сейчас - либо замуж за кого-то выгодно выскочить, чтобы не работать, либо вся в делах, либо попрошайничают у государства. Молодежи - лишь бы денег побольше и виллу - желательно за границей. И образование бесплатное никто не считает нужным обществу отрабатывать.Тревожит, что эстраду заполонили безголосые, бездарные «певцы». Исполнительство стало карикатурным, а музыка и тексты зачастую «сработаны» одноклеточными существами. Искусство массовое измельчало, все падает. Немного радует, что стали обращаться к ретро, вот только в каком качестве…

- Форму поддерживаете режимом, диетами?

Какое там! Разве что поспать стараюсь побольше, да и то встаю не рано, потому что поздно ложусь: слушаю радио или работаю. Друзья у меня сейчас остались отборные - всех плохих и ненадежных, которые слову своему не хозяева - прогнала. Мои самые верные друзья. Хотя и разных профессий - все помощники и в творческой жизни. В организации концертов: это Алла Георгиевна Грязнова, ректор Академии финансов, врач Виталий Мирошников, и, конечно, певица и артистка кино Галя Горбенко, она же мой директор и исполнитель моих песен соло и в дуэте со мной... Жаль, что концертов не так много, как раньше, как хочется и как могла бы. Силы и желание есть. И голова полна новых мелодий.

- Да вам бы впору еще новый роман, а то и еще одного мужа!

А что! Можно и роман. А вот мужей, пожалуй. хватит!… Сорок лет вместе, да еще с моим темпераментом - таким не разбрасываются. Это дорогого стоит.

Заслуженный деятель искусств и Народная артистка РСФСР Людмила Лядова родилась в Екатеринбурге 29 марта 1925 года. В ее семье царила музыкальная атмосфера, ведь в ее семье были музыкальные родители.

Алексей Иванович Лядов работал солистом Свердловского оперного театра, умел играть на скрипке, саксофоне и мандолине. Это умение помогло отцу Людмилы устроиться скрипачом в оркестр. Позже в Донецкой области мужчина занимал должность регента в церковном хоре Свято-Николаевского храма.

Юлия Петровна Лядова, мать Людмилы, имела образование хормейстера. На протяжении многих лет она была дирижером самодеятельных коллективов, а также пела в Свердловской филармонии.

Родители рано крестили Людмилу, это во многом укрепило ее и помогало на протяжении всего жизненного пути. Почти так же рано девочка стала заниматься музыкой и довольно быстро достигла больших успехов. Юная пианистка сперва училась на дому, позже поступила в музыкальную школу. Маленькой Миле повезло с наставницей, ведь ей стала Ванда Антоновна Бернгард-Тшаска, довольно известная в родном городе Людмилы и за его пределами.

В десятилетнем возрасте Людмила Лядова поступила на детское отделение Свердловской консерватории. Она играла сложные классические произведения, принимала участие в конкурсах, смотрах и различных музыкальных фестивалях.

Для девочки знаковым событием детства стало выступление в Свердловской филармонии с оркестром под управлением прославленного советского дирижера и педагога Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии.

После училища Людмила стала студенткой фортепианного класса Свердловской консерватории. Кроме того, она осваивала вторую профессию: девушка училась на композиторском отделении той же консерватории.

В военные годы Людмила Лядова занималась музыкальной деятельностью на фронте. Она давала концерты, посещала военные госпитали, тогда в ее репертуарн были многие из известных военных композиций: «Давай закурим», «Темная ночь» и многие другие.

А в 1946 году познакомилась с талантливой певицей Ниной Пантелеевой. Они выступали вместе вплоть до 1951 года, успев получить звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1948 году она тала счастливой выпускницей учебного заведения. В то время дуэт молодых девушек был так популярен, что Нина и Людмила отправились с концертами по всей стране. В дальнейшем Лядова намекала, что ощущала завись со стороны певицы. Возможно, именно по этой причине девушки решили пойти своими путями.

В 1948 году Людмила закончила Свердловскую консерваторию , а в 1951 году была принята в Союз композиторов СССР.

Что касается сочинений композитора, стоит выделить произведения:

  • для фортепиано («Концертный вальс» (1950); «Карусель» (1960); «Концертная полька»(1965); «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор»(1965); интермеццо, рапсодии);
  • для оркестра русских народных инструментов («Колхозная полька»(1950); «Уральская рапсодия»(1951); «Волжская сюита»(1952); миниатюры);
  • для эстрадно-симфонического оркестра («Праздник на Волге»(1957); «Праздник на стадионе»(1958); «Русский сувенир»(1961); «Кокосы», (1963));
  • камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, аккордеона (элегия для скрипки с фортепиано «В сиреневом саду» (1961); пьеса для скрипки «Слепая девушка»(1962); фантазия для аккордеона(1962).).
  • вокально-инструментальные поэмы «Великая битва» (1967), «Комсомолу - пионерский наш салют!» (1970), «Тюмень - Сургут» (1972);
  • опера «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко(1958));
  • оперетты «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта (1960)), «Атаманша» (либретто Г. Павлова (1972)), «У опасной черты» (либретто И. Петровой (1976)), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой(1978)), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой (1983));
  • мюзиклы «Душа солдата» (1962), «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую силу» (1977), «Графиня из Сан-Франциско» (1993);
  • Сборник детских песен «Почемучка» (2000).

На музыку Лядовой были поставлены балетные номера «Испанский танец», «Негритянские куклы» и «Слепая девушка».

За свою карьеру Лядова стала автором множества композиций, известных советскому и российскому слушателю. В разное время их исполняли настоящие звезды отечественной сцены: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Леонид Утёсов, Валентина Толкунова, Юрий Богатиков, Зара Долуханова Тамара Миансарова, Елена Образцова, Бэла Руденко, Людмила Зыкина, Нинель Ткаченко, Мария Биешу.

Сейчас Людмила Лядова является Членом Союза композиторов и Фонда мира, а также Народной артисткой РСФСР, Лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, а также премии Ленинского комсомола.

Интересные заметки:

Личную жизнь Людмилы Лядовой сложно назвать постоянной. В ее жизни было целых пять мужей, большинство из которых относятся к творческим профессиям. Первый супруг Василий Коржов работал аккомпаниатором цыганского ансамбля. Эти отношения быстро распались, в большей степени по инициативе амбициозной девушки.

Далее Лядова восемь лет была в браке с танцором балета Юрием Кузнецовым. После чего ее супругом стал Кирилл Головин, который никак не относился к миру искусства. Он работал инженером. Однако и с ним она не смогла построить крепкую семью. Пара рассталась, не оставив в браке общих детей.

Четвертым мужем Людмилы Лядовой стал певец Игорь Сластенко. Казалось бы, она наконец обрела гармонию и счастье. Но и этот брак распался. Пятым мужем Людмилы стал саксофонист Александр Кудряшов. С ним она до сих пор состоит в законном браке.

Однако сейчас пара не живет вместе. После пережитого в 2017 году инсульта стали ходить слухи о том, что народную артистку старается изолировать от общества ее адвокат Виктор Дворовенко.

В 2017 году в эфире «Пусть говорят» Людмила Лядова рассказала, что чувствует себя лучше, однако в эфире программы вновь стали обсуждать личную жизнь артистки. Ее нынешний муж живет один и часто болеет. Поклонников беспокоит тот факт, что Лядова даже не знает, что сейчас происходит с ее супругом.

Несмотря на множество поклонников, детей пианистка так и не завела.

Людмила Лядова – безгранично талантливая певица и пианистка. Кроме того, она является композитором многих известных песен. Она – пример для многих людей, так как всегда проявляла огромную силу воли и стремление в достижении своих целей. Для того чтобы узнать о жизни артистки Людмилы Лядовой вам необходимо ознакомиться с основными событиями из ее биографии и личной жизни (в частности, узнать подробности о муже и детях).https://youtu.be/qTQRwCVJg7M

Детские годы

Будущая артистка родилась 29 марта 1925 года в городе Свердлове. Ее родители были талантливыми людьми, поэтому в семье всегда царила творческая атмосфера.

Людмила Лядова в молодости

Отец – Алексей Иванович был солистом в местном Театре Оперы, затем стал играть на скрипке. Он также хорошо играл на мандолине и саксофоне.

Мать – Юлия Петровна связала свою жизнь с карьерой певицы. С самого детства родные рассмотрели в дочке огромный творческий потенциал.

Они очень хотели, чтобы Людмила стала пианисткой, поэтому наняли ей частного преподавателя по музыке. После нескольких уроков Лядову с удовольствием приняли на обучение в музыкальную школу.

Учиться девочке нравилось, но практически сразу ей пришлось проявлять самые сильные качества характера, чтобы завоевать свое место под солнцем.

Спустя год Люда старалась принимать участие во всевозможных конкурсах и фестивалях. А в 14 лет она успешно выступила на одной сцене с симфоническим оркестром под руководством дирижера М. Павермана.

Казалось, с этого момента творческая биография Людмилы Лядовой будет стремительно расти, но этому помешало начало военных действий в стране.

Но даже это тяжелое время не смогло сломить ее дух: она пела и играла для уходящих на фронт ребят, посещала бойцов в госпиталях.

В 18 лет, как одну из лучших студенток консерватории, Милу отправили в Москву на смотр юных дарований, где ее сразу отметили как начинающего композитора.

К тому времени Людмила уже много писала, репертуар ее был разный: песни, миниатюры, пьесы.

Начало творческого пути

Но одним из самых важных событий в жизни певицы стало ее знакомство с Ниной Пантелеевой.

Людмила Лядова смогла завоевать любовь публики

На тот момент они обе только начинали свой творческий путь, поэтому девушки решили объединить силы и выступать как дуэт. Девушки очень быстро смогли завоевать любовь и признание публики.

В 1946 году они приняли участие на всесоюзном конкурсе артистов эстрады и одержали победу. После этого их ждало успешное сотрудничество и концерты, которые были наравне с другими известными исполнителями.

Кроме того, благодаря своему таланту и отменному музыкальному слуху Людмила всегда самостоятельно обрабатывала все их музыкальные композиции.

После окончания консерватории, дуэт отправился в гастрольный тур по разным городам СССР. И в каждом из них находилось огромное количество поклонников их творчества.

В 1951 году Лядова переезжает в Москву, где становится участницей союз композиторов.

Благодаря поддержке нового творческого коллектива у певицы и композитора появляется неповторимая возможность для того, чтобы воплотить все свои идеи и цели в жизнь.

В связи с этим, Людмиле пришлось покинуть совместный проект с Ниной.

О точных причинах распада группы никто не говорил, но в разговорах Лядова часто упоминала о том, что чувствовала на себе завистливые взгляды от партнерши.

Стоит отметить, что эта талантливая артистка написала большое количество музыкальных произведений, которые были спеты следующими известными исполнителями:

  • Клавдия Шульженко;
  • Иосиф Кобзон;
  • Людмила Зыкина;
  • Эдита Пьеха;
  • Леонид Утесов;
  • Эдуард Хиль;
  • Валентина Толкунова.

На счету известного композитора находится около 1000 песен. За всю свою творческую карьеру Людмила сотрудничала со многими талантливыми авторами (С. Михалков, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Л. Зубкова, Б. Брянский, В. Петров, Т. Пономарева и т. д.), но наиболее плодотворно было сотрудничество с поэтом Г. Ходосовым.

Самыми популярными песнями стали:

  • «Так легко»;
  • «Едем с нами»;
  • «В Колонном зале»;
  • «Полковой оркестр»;
  • «Вожатый наш».

Личная жизнь

Как и у всех творческих личностей, в биографии и личной жизни Людмилы было много новых знакомств и встреч. Однажды она познакомилась с Василием Коржовым, который впоследствии стал ее первым мужем.

Людмила Лядова, фото

Молодые люди быстро приглянулись друг другу, и между ними вспыхнул роман. Людмила всегда хотела любить и быть любимой. Это помогало ей творить новые шедевры, запасаться энергией, чувствовать.

Именно поэтому в столь юном возрасте (18 лет) Лядова решила найти свое место в семейной жизни. Но отношения очень быстро испортились.

Людмила всегда стремилась идти вперед, достигать новые вершины, а Коржов был совершенно другим человеком. Поэтому они расстались.

Затем в ее жизни появился Юрий Кузнецов – танцовщик балета. Этот союз стал очень сильным в плане творчества. Они оба были талантливыми и амбициозными.

Каждый из них стремился добиться в карьере больших успехов. Благодаря совместным идеям Людмила создала много музыкальных работ, миниатюр и пьес.

Их брак длился на протяжении 8 лет и только после этого супруги решили закончить отношения. Главной причиной развода стала борьба за лидерство в семье, никто не хотел уступать и в результате брак дал трещину.

Лядова часто говорила о том, что ей не везет в отношениях: «В личной жизни меня всегда ожидало разочарование. Мужчины не хотели меня понимать.

За все это время в моей жизни можно выделить всего несколько моментов, которые можно назвать счастливыми. Но, несмотря на частые разочарования и слезы, от пережитых моментов я получала большое вдохновение.

После каждой неудачи у меня получалось писать не только лирические произведения, романсы, но даже веселую музыку».

Третьим мужем певицы Людмилы Лядовой стал Кирилл Головин. В этот раз артистка решила связать свою жизнь с человеком, который был очень далек от мира искусства. Кирилл был простым инженером.

Но даже этот брак просуществовал около 5 лет. Людмила чувствовала себя одинокой и поняла, что ее чувства к мужу давно остыли. Спустя время они развелись.

Затем Лядова вышла замуж в четвертый раз. Ее мужем стал певец Игорь Сластенко. Но их отношения разрушились из-за постоянной ревности со стороны мужа.

Он не понимал ее настроения и часто устраивал скандалы по поводу ее отсутствия. Кроме того, мужчина хотел видеть в Людмиле те качества, которые были угодны только ему.

Когда он понял, что перевоспитать супругу не получится, пара решила расстаться.

Подарок судьбы

Спустя время в биографии и личной жизни Людмилы Лядовой произошли серьезные перемены – она встретила свою настоящую любовь и верного друга Александра Кудряшова.


Александр Кудряшов

Их чувства были взаимными, несмотря на то, что певица была старше на 17 лет. К сожалению, детей у пары не было, но муж старался во всем поддерживать свою возлюбленную.

Певица же считает, что Бог дал ей талант для того, чтобы в результате ее детьми были произведения, которые она с удовольствием пронесет через всю жизнь.

Благодаря Александру она узнала, что такое настоящее счастье. Людмила перестала посещать многочисленные мероприятия, а предпочла проводить свободное время в компании мужа.

Они вместе ездили на рыбалку, гуляли в парке, отдыхали в маленькой компании общих друзей. По мнению Людмилы, самые привлекательные качества в супруге – это честность, порядочность и скромность.

Именно эти черты сразу же понравились женщине. Кроме того, Кудряшов никогда не проявлял ревностных чувств и всегда понимал, что творчество занимает одно из главных мест в ее жизни.

Их совместная жизнь длилась на протяжении 45 лет, но спустя время супруги решили жить отдельно. О причинах расставания они предпочли умолчать.

Но Людмила Алексеевна, ни о чем не сожалеет. В ее жизни было много событий, которые смогли воспитать в ней сильную и независимую женщину, способную преодолеть все препятствия.

Сегодня

Совершенно недавно во многих СМИ появилась информация о том, что народную артистку СССР и любимицу многомиллионной публики Людмилу Лядову насильно увезли из квартиры и удерживают за городом.


Людмила Лядова сейчас находится по пристальным присмотром социальных работников

Люди из ее близкого окружения считают, что аферисты хотят забрать себе ее московскую квартиру, которая оценивается специалистами в 80 миллионов рублей.

По словам Галины Горбенко, этими махинациями заведует Виктор Дворовенко, являющийся действующим адвокатом пострадавшей.

Мужчину обвиняют в том, что он заставил Лядову поменять место жительства, и тем самым полностью изолировал артистку от близких людей.

Но недавно в эфире вышел очередной выпуск программы «Пусть говорят», в котором с помощью ведущего Дмитрия Борисова телезрители смогли разобраться в семейных проблемах народной артистки.

В ходе ток-шоу выяснилось, что семья Виктора Доровенко на протяжении многих лет дружила с Людмилой Лядовой. Молодой человек буквально вырос на ее глазах.

За все годы знакомства певица не раз приезжала к ним в гости. И когда, женщина стала чувствовать себя неважно именно они стали заботиться о ней: «На сегодняшний день состояние здоровья Людмилы Лядовой в норме.

Она ведет активный образ жизни, несколько раз в неделю занимается спортом. Кроме того, она находится под постоянным наблюдением со стороны специально обученных медицинских работников».

В конце передачи в студии появилась и главная героиня. Она специально приехала на съемочную площадку, чтобы объяснить всем, что действительно происходит в ее жизни: «Я давно знакома с Виктором, и мы очень хорошие друзья.

Их семья помогает мне в трудный период. Сейчас моя квартира находится не в лучшем состоянии, так как рабочие делают в ней ремонт.

Но как только ее восстановят в надлежащий вид, я с удовольствием вернусь обратно. Мне очень повезло, что у меня есть такие замечательные друзья, как Виктор и его семья».https://youtu.be/KZs0GKy-xLo

Людмила Алексеевна Лядова. Родилась 29 марта 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Советский и российский композитор, пианистка, певица. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). Народная артистка РСФСР (1984).

Людмила Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье профессиональных музыкантов.

Отец - Алексей Иванович Лядов, был солистом Свердловского оперного театра (тенор), затем работал скрипачом в оркестре. Помимо скрипки играл на саксофоне и мандолине. В 1960-1970-е годы работал регентом церковного хора Свято-Николаевского храма в городе Макеевка (пос. Григорьевка) Донецкой области.

Мать - Юлия Петровна Лядова (урождённая Самойлова; 1902-1980), по образованию хормейстер, дирижировала самодеятельными коллективами, долгое время пела в Свердловской филармонии.

С ранних лет занималась музыкой: родители серьёзно готовили её к карьере пианистки. Сначала пригласили домашнюю учительницу, потом определили в музыкальную школу к известному в городе педагогу Ванде Антоновне Бернгард-Тшаска (ученице и - позже - ассистентке Б. Ставенхагена).

В 10-летнем возрасте, выдержав большой конкурс, Людмила поступила на детское отделение Свердловской консерватории к профессору Б. С. Маранц.

С 11 лет девочка играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, праздниках, в клубе, где работала мама, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах.

Большим событием стало для неё выступление с оркестром под управлением Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа. По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б. С. Маранц. Параллельно она училась на композиторском отделении у профессора В. Н. Трамбицкого.

В годы войны она играла для бойцов в госпиталях на концертах, которые устраивали актёры и музыканты города. Также пела популярные песни.

В 1948 году закончила Свердловскую консерваторию.

Ещё во время войны Лядова встретилась с молодой певицей Ниной Пантелеевой. С этого времени они стали успешно выступать вместе и в 1946 году получили звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Их дуэт имел большую популярность, они предприняли длительное творческое турне по стране, однако в 1951 году он распался по инициативе Лядовой.

В 1948-1952 годах - артистка Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО).

В феврале 1951 года была принята в Союз композиторов СССР.

Является автором оперы «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко, 1986); оперетт «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта, 1960), «Атаманша» (либретто Г. Павлова, 1972), «У опасной черты» (либретто И. Петровой, 1976), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой, 1978), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой, 1983); мюзиклов «Душа солдата» (либретто Е. Шатуновского, 1962), «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую силу» (либретто И. Петровой, 1977), «Графиня из Сан-Франциско» (режиссер и драматург П. Градов, Ижевский академический оперный театр, 1993).

В ее активе - вокально-инструментальные поэмы «Великая битва» (слова В. Петрова, 1967), «Комсомолу - пионерский наш салют!» (слова Г. Ходосова, 1970), «Тюмень - Сургут» (слова В. Петрова, 1972).

Среди сочинений Л. Лядовой - произведения для фортепиано («Концертный вальс», 1950; «Карусель», 1960; «Концертная полька», 1965; «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор», 1965; интермеццо, рапсодии), для оркестра русских народных инструментов («Колхозная полька», 1950; «Уральская рапсодия», 1951; «Волжская сюита», 1952; миниатюры), для эстрадно-симфонического оркестра («Праздник на Волге», 1957; «Праздник на стадионе», 1958; «Русский сувенир», 1961; «Кокосы», 1963), камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, аккордеона (элегия для скрипки с фортепиано «В сиреневом саду», 1961; пьеса для скрипки «Слепая девушка», 1962; фантазия для аккордеона, 1962 и др.).

На музыку Л. Лядовой были поставлены балетные номера «Негритянские куклы», «Испанский танец», «Слепая девушка». Людмилой Лядовой создано около тысячи песен.

Песни Людмилы Лядовой исполняли Мария Биешу, Юрий Богатиков, Зара Долуханова, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Тамара Миансарова, Елена Образцова, Эдита Пьеха, Бэла Руденко, Нинель Ткаченко, Валентина Толкунова, Леонид Утёсов («Она о нём печалится»), Эдуард Хиль, Михаил Чуев, Клавдия Шульженко («Когда-нибудь», «Сердечная песня», «Женщина»).

Людмила Лядова - Чудо-песенка

Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, премии Ленинского комсомола.

После распада СССР дикторы на телевидении и радио, ведущие на сольных и сборных концертах всех уровней представляют Л. А. Лядову наряду с А. Н. Пахмутовой - как одну из легендарных женщин-композиторов ушедшей эпохи.

Личная жизнь Людмилы Лядовой:

Четыре раза была замужем.

Первый муж - аккомпаниатор в цыганском ансамбле. Брак быстро распался.

Второй муж - Юрий Кузнецов, танцор балета. В браке прожили восемь лет.

Третий муж - Кирилл Головин, инженер. Семейная жизнь также не сложилась.

Четвертый муж - Александр Кудряшов, саксофонист. Он моложе Людмилы Лядовой на семнадцать лет. Сейчас живет в Московской области отдельно от жены.

В июне 2017 года СМИ облетела тревожная новость о том, что легенда музыкального мира стала жертвой афериста.

Как сообщалось, 92-летнего автора советских хитов хотят лишить квартиры в центре Москвы, стоимость которой составляет около 80 млн рублей. Бывший директор Людмилы Лядовой Галина Горбенко публично заявила, что народную артистку СССР взял в оборот адвокат Виктор Дворовенко. В адрес мужчины посыпались обвинения в том, что он изолирован Людмилу Лядову от близких и друзей и вывез ее за город, пытаясь подобраться к ее дорогостоящей недвижимости.

Сам Двороненко заявил, что просто заботится о композиторе: "Людмила Алексеевна мне больше чем мама. Она все мое детство провела со мной, воспитывала меня. Все детство мы провели на даче в Подмосковье. Дачи у нас находятся практически друг напротив друга, только через речку. Она знала моего прадедушку, мою прабабушку. Мой прадедушка помогал ей строить дом. Она приходила к нам в гости".

Заложница Людмила Лядова и ее похититель. Пусть говорят

Фильмография Людмилы Лядовой:

1967 - Самая высокая... (фильм-спектакль) - композитор
1971 - Без этого нельзя (анимационный) - композитор
1976 - Девичьи перепевы (короткометражный) - композитор
1978 - Жирафа и очки (анимационный) - вокал + композитор
2005 - Как уходили кумиры. Марк Бернес (документальный)


Чтобы узнать об удивительной жизни и творчестве невероятно талантливой женщины-композитора Людмилы Лядовой, необходимо ознакомиться с ее биографией. В этой статье мы расскажем вам о самых скрытых и потаенных фактах из жизни уникальной женщины. Предлагаем вам познакомиться с талантливым исполнителем, узнать больше фактов о личной жизни и детях Людмилы Лядовой. Эта женщина смогла показать, на что способны сила воли, желание и сумасшедший труд над собой. Ее произведения покорили сердца большинства слушателей нашей страны и являются доказательством уникального музыкального таланта.

Людмила Лядова: биография композитора и знакомство с личностью

Имя героини нашей статьи с раннего детства связано с музыкой. Она выросла в творческой среде и сумела доказать, что у нее есть талант, заслуживающий всеобщего внимания и признания. Под большим секретом остается информация о национальности, росте, весе Людмилы Лядовой. В биографии родители стали важным звеном, особенно в деле становления ее таланта. Ведь именно они смогли разглядеть в раннем детстве талант дочери и направить его в нужное русло. Благодаря стараниям отца и матери из маленькой девочки выросла потрясающая женщина, которая стала великим композитором.

Людмила Алексеевна - известная артистка Советского Союза, композитор, пианистка, певица и просто красивая и великолепная женщина. Список ее успехов и талантов можно продолжать долго. Людмила прекрасно реализовала себя как творческая личность и добилась больших успехов в музыкальном мире.

На сегодняшний день она весьма популярна, известна, востребована и пользуется огромным уважением коллег. Кроме того, Лядова является лауреатом различных народных фестивалей и конкурсов. Творческие заслуги Людмилы Алексеевны отметили орденом Дружбы и орденом "За заслуги перед Отечеством". Ее имя давно вошло в историю музыки.

Но давайте начнем с детства Людмилы Алексеевны, которое было не менее интересным, чем последующая жизнь.

О семье

В биографии Людмилы Лядовой семья находится на первом месте, ведь отец и мать поддерживали ее изначально и на протяжении всей жизни.

Родилась известная артистка 29 марта 1925 года в городе Свердловске. В семье всегда ценили искусство и творчество в любом его направлении. Отец девочки, Алексей Иванович, стал главным помощником любимой дочурки. В молодости пел в оперном театре, затем играл на скрипке. Мама, Юлия Петровна, красиво пела, была хормейстером, красиво вышивала картины, многие из которых сохранились. С детства родители заметили творческие наклонности и всерьез задумались о музыкальной карьере талантливой дочурки. Для начала наняли ей учителя по музыке. Со временем Мила успешно поступила в музыкальную школу.

Старт творческой деятельности Людмилы Лядовой

В десятилетнем возрасте девочка сумела проявить твердость характера, когда приняла участие в конкурсе, где на одно место претендовали десять человек. Несмотря на такую большую конкуренцию, ей удалось легко поступить в детскую консерваторию в Свердловске. Спустя лишь год маленькая исполнительница уже участвовала в различных конкурсах, фестивалях и проектах. А в 14 лет даже смогла выступить с оркестром под руководством дирижера Марка Павермана. Казалось, что биография и личная жизнь Людмилы Лядовой будет яркой и насыщенной, но никто не догадывался, что скоро в обычную жизнь придет ужасная и безжалостная война.

Война

Военное время заставило пересмотреть жизненные устои и взгляды на многие вещи. Юная девочка в те страшные годы пыталась максимально помогать солдатам, которые отправлялись на фронт. Она участвовала в концертах, навещала госпитали и помогала ухаживать за больными и ранеными. Она пела всеми любимые и родные песни, такие, например, как: "Давай закурим", "Синенький платочек" и другие. В восемнадцатилетнем возрасте Милу отправили в Москву на смотр юных талантов, где ее признали подающим надежды молодым композитором. На тот момент Людмилой было написано много разных песен, миниатюр и пьес. В своем творчестве Людмила Лядова много внимания уделяла военному времени и данной тематике.

Первый путь к признанию

Спустя некоторое время судьба дарит Миле уникальный шанс реализовать себя в роли певицы. Происходит удивительное знакомство с подающей большие надежды певицей Ниной Пантелеевой. Их музыкальный дует был великолепен и принес девушкам в 1946 году победу на фестивале, который проходил в Москве. Такого головокружительного успеха молодые дарования совсем не ожидали, так к ним пришли первая слава и признание. Вскоре они получают многочисленные предложения о гастрольной деятельности и долгожданном участии в концерте в Ленинграде. От такого уникального предложения они, конечно же, не смогли отказаться, и вскоре начались многочисленные выступления.

Обработкой всех песен занималась непосредственно Людмила Лядова. Для нее это был чрезвычайно кропотливый и серьезный труд. Спустя год молодую группу радостно принимали в Москве в Эрмитаже. В 1948 году, когда Мила окончила музыкальную консерваторию, они отправились вместе с Пантелеевой в большой гастрольный тур по таким известным городам, как Омск, Харьков, Ленинград. И везде им были рады, люди с удовольствием приходили на их выступления. Недостатка в слушателях не было. Их непревзойденный талант дарил любовь зрителей и бурные овации.

Знаменательные события в биографии Лядовой Людмилы Алексеевны

В 1951 году у Людмилы Лядовой в биографии наблюдаются глобальные изменения. Во-первых, она решается оставить свой родной Свердловск и переехать в Москву. Вскоре ее принимают в Союз композиторов и у нее появляется шанс реализовать себя, работая со многими известными артистами того времени. К сожалению, в 1952 году по инициативе Людмилы их дуэт с Ниной распадается. Никто не знает истинной причины разрыва их творческой деятельности. Некоторые считают, что это была банальная зависть. Ни для кого не секрет, что Нина очень часто завидовала успехам свей партнерши. Но не все так плохо, как кажется. Данная ситуация дала Людмиле толчок к развитию с большей скоростью и увлеченностью. Вскоре появляется много новых и популярних музыкальных произведений.

Людмила Лядова: биография, личная жизнь

О романтической стороне жизни пианистки можно рассказать многое. Это своего рода удивительный роман с захватывающим сюжетом, со взлетами и падениями. Одним словом, это повесть об уникальной женщине, которая долгое время искала свое счастье и любовь и наконец-таки обрела его. Впервые Мила выскочила замуж в довольно молодом возрасте за Василия Коржова. На тот момент девушка еще не знала, на что она способна, поэтому она влюбилась и быстро связала себя узами брака. Немного позже оказалось, что у Людмилы много амбиций и что она натура творческая и утонченная, поэтому тянуть на себе ежедневные бытовые вопросы ей вовсе не хотелось.

Во второй раз она вышла замуж за Юрия Кузнецова, танцовщика балета. Их брак продлился восемь счастливых лет. За это время в их жизни произошло много хороших и знаменательных моментов. Они оба поднялись в творчестве, совершили множество совместных проектов и воплотили в жизнь немало уникальных идей. Совсем неудивительно, что вскоре она полюбила балет и написала большое количество музыкальных произведений в этом направлений. Биография Людмилы Лядовой, личная жизнь и дети интересны многим. Поэтому не удалось скрыть тот факт, что спустя какое-то время этот брак распался. Говорили, что два лидера просто не смогли ужиться под одной крышей. Они оба состоялись как самостоятельные творческие личности. Поэтому отношения дали трещину и супруги расстались.

В третий раз Людмила вышла замуж за инженера Кирила Головина. Этот союз был более расчетливым со стороны Людмилы. Однако, прожив вместе 5 лет, пара рассталась. Как писала Мила в письмах к своей матери: «Нет ничего страшнее, чем одиночество вдвоем».

Спустя какое-то время был еще один брак, с Игорем Спастенко, но и он вскоре распался из-за необузданной ревности, недопонимания и постоянного желания супруга переделать жену под себя и сделать из нее типичную домохозяйку.

Долгожданное счастье Лядовой

Сегодня Людмила Алексеевна Лядова снова замужем. Ее супруг Александр - саксофонист. Он младше нее на 17 лет. Но такая разница в возрасте не мешает им быть счастливыми вместе вот уже не один год.

В своей жизни сильная, смелая и удивительная женщина привыкла всего достигать самостоятельно, несмотря ни на какие преграды и сложности. Зачастую ее амбиции были схожи с амбициями волевого и крепкого мужчины, а никак не хрупкой и творческой женщины. Скорее всего, именно по этой причине ей было непросто уживаться со всеми своими избранниками. Те, кому не безразлична судьба Людмилы Лядовой, ее биография, семья, дети, знают о том, что женщина всегда мечтала о ребенке, но по состоянию здоровья это оказалось невозможным. Поэтому всю свою любовь и заботу она отдает супругу и своим уникальным музыкальным творениям.

Вера в жизни композитора

Хотелось бы отметить особое отношение к религии Лядовой. Еще в раннем детстве по воле родителей Милу крестили. Девочка сумела пронести любовь к Господу через все жизненные тяготы и следовала всем канонам верующего человека. К слову, Людмила Лядова к биографии семьи, детям относится весьма интересно. По ее собственным словам, Бог подарил ей талант, а ее музыкальные творения — это и есть ее детки. Как утверждает Людмила, она постоянно благодарит Господа за ту жизнь, которую он ей подарил, за свои умения, здоровье и доброту.

Наши дни

Однозначно, Людмила Лядова своей биографией просто поражает и удивляет. Масса встреч, знакомств, расставаний, судьбоносных событий, гастролей, конкурсов было в ее жизни. Как говорит сама артистка, она безумно счастлива, что ее судьба сложилась именно так, и по-другому вряд ли она смогла бы ее прожить. Биография Лядовой Людмилы Алексеевны представляется нам как уникальное кино, которое хочется смотреть снова и снова. Эта женщина сумела сделать себя счастливой, даже не имея детей и столкнувшись с большим количеством разочарований. Нам остается лишь пожелать талантливой и красивой женщине крепкого здоровья, творческого вдохновения и всемирного признания.