В таиланде нет кладбищ. Королевские похороны в таиланде

В отличие от России, в Таиланде на пенсию выходят в 55 - мужчины и женщины. У них не принято жаловаться на жизнь, ведь она только начинается: дети выросли и съехали из дома, а внуков нянчить - раз в неделю.

У тайских стариков есть свои клубы по интересам, и увлечения эти весьма рискованные.

1 Последний этаж одной из бангкокских высоток в . Длинный коридор, пластиковые стулья и и большие окна, за которыми несколько ресторанов и клуб по интересам.

2 Прикрытие этого места, как дом для престарелых - пожилые китайцы приходят поиграть в шахматы.

3 И часть из них действительно играет.

4 Иногда даже выигрывает.

5 Но большинство старичков заходят сюда совсем за другими развлечениями.

6 Внешне всё выглядит прилично: просто ресторан, столики. Дедушки пришли пообедать с внучками или племянницами. Сидят рядышком, разговаривают…

7 Но если приглядеться, у каждого дедушки - по “внучке”. Без посторонних. Или же они сидят и выжидают в одиночестве. Девушки не заставляют себя ждать, подсаживаются.

8 Пусть вас не подкупает невинность ситуации и почтенный возраст клиентов, они сюда не пельмени поесть пришли. Просто китайский менталитет и прожитые годы не позволяют сразу тащить девушку в койку.

9 За отдельным столиком сидят “матроны”: не все любят молодых.

10 Почему-то мне стало противно после посещения этого борделя для стареньких, хотя ничего грязного я там не увидел. Но следующее место будет ещё более неоднозначным.

11 Кстати, с крыши стариковского блудилища открывается один из лучших видов на Бангкок!

12 Если хотите побывать в этом месте, напишите моему товарищу Антону Дряничкину , он отведёт.

13 Это куда круче платных обзорный площадок.

14 Огородами китайских кварталов, спотыкаясь от тайских котов, пробираюсь к старому кладбищу.

15 Дома такие древние, что из них песок сыпется и деревья растут.

16 Пилить их нельзя под страхом смерти, это же баньян, под которым Будда обрёл просветление! Бывает, что на дереве живёт ангел, и тогда ему нужно поклоняться. Тайцы по-быстрому сооружают алтарь, и приносят туда красную фанту. Мне рассказали байку о том, что когда Кока-кола запустила этот напиток в Таиланде, он не понравился местным и продажи провалились. Тогда маркетологи запустили рекламну, где таец покупает красную Фанту в домик для духов, и на следущий день просыпается богатым и счастливым. Сейчас красная газировка - самая популярная в стране, причём люди её не пьют. Это для духов!

17 Милый городской парк. Подтянутые тайцы и китайцы бегают, занимаются спортом. Они молодцы, а я не очень.

18 Вот дед качается, чтобы потом навестить бордель под крышей.

19 Смотрите, что это там сзади?

20 Городской парк и уличные тренажёры стоят прямо на кладбище! В России только это было бы поводом для возмущения. Но тайцы пошли дальше.

21 Здесь построили беседки и открыли летние кафе, где можно покушать, но в первую очередь попеть.

22 Помянуть усопшего доброй песней - это так по-тайски!

23 Они реально не видят в этом ничего зазорного. Зато они наверняка сочтут постыдной русскую традицию есть и выпивать на могилах родственников…

24 Как вам традиции?

Понравился пост? Ставьте ему лайк и напишите комментарий. Завтра в 10 утра будет новый пост - увы, не про Таиланд. Но если хотите больше про эту страну -

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Одна из урн с прахом короля была захоронена в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце

В Бангкоке прошел заключительный этап церемонии похорон короля Пхумипона Адульядета. В воскресенье урны с его прахом захоронили в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце, а также еще в двух королевских храмах.

Народ целый год прощался с любимым королем, который скончался в возрасте 88 лет в октябре прошлого года: за это время мимо его гроба прошло 12 миллионов человек.

В четверг, 26 октября, перед церемонией кремации сотни тысяч людей выстроились в большую очередь, чтобы проститься с королем, правившим страной более 70 лет.

Траур, который продолжался целый год, завершается в воскресенье в полночь по местному времени (в 20:00 по Москве). Это означает, что скорбевшие по смерти короля граждане Таиланда смогут сменить черные одежды на костюмы нейтральных тонов - синие и коричневые.

Похороны - заключительный этап прощания с покойным королем - продолжались пять дней: они начались в четверг с церемонии воздания почестей умершему королю в Большом королевском дворце.

В четверг тело Пхумипона Адульядета было кремировано в присутствии сына и наследника покойного короля - нового правителя Таиланда Маха Ватчиралонгкона, который сам зажег погребальный огонь. Именно он решал, какая часть праха его отца должна быть захоронена в усыпальнице Большого королевского дворца.

На подготовку похорон ушло много месяцев. Только золоченую колесницу высотой 11 метров кропотливо восстанавливали больше полугода. Ей 222 года, и используют ее лишь в 26-й раз.

Также за это время рядом со дворцом был построен большой крематорий. Место кремации украшено статуями мифологических животных - слонов, коров, львов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В знак траура многие жители Таиланда оделись в черное

Согласно буддийской традиции, ритуалы кремации повторяют цикл мироздания, а погребальный костер символизирует священную гору.

Пхумипон Адульядет находился на троне в период модернизации Таиланда и считался гарантом стабильности в стране, не раз за время его правления пережившей военные перевороты.

Тревога о будущем

Джонатан Хэд, корреспондент Би-би-си, Бангкок

Во время своего 70-летнего правления король Пхумипон воспринимался как богоподобная фигура, как сдержанный, вдумчивый человек, чье тихое влияние помогло Таиланду избежать конфликтов, подобных тем, что разворачивались в соседних странах.

В последнее десятилетие его правления в Таиланде наметилась сильная поляризация между сторонниками двух соперничающих между собой политических групп (оппозиционная партия Пхыа Тхаи и Демократическая партия), одна из которых (Демократическая партия) придерживается идеологии правоцентризма и роялизма и поддерживала тесные контакты с королевским двором.

Военный переворот, произошедший три года назад, заморозил конфликт, а пришедшие к власти генералы взяли на себя задачу обеспечить процесс постепенной передачи королевских полномочий сыну монарха.

Похороны означают и завершение этого процесса передачи власти. И здесь возникает значительная тревога по поводу того, что произойдет, когда политическая жизнь в стране восстановится в полной мере при новом монархе - короле Ватчиралонгконе.

Когда кто-то умирает в Таиланде, труп принято сохранять в доме 7 дней до момента кремации. В течение шести дней монахи каждый вечер приезжают и совершают над усопшим молебны. Гроб обычно украшен гирляндами и фотографией покойного. Если семья покойника не из богатых, труп может быть приготовлен для сожжения немного раньше, между 3 и 7 днями. Дело в том, что формалин, используемый для бальзамации тела, не всем по карману.

Приглашенные на поминки облачены в темные одежды, но может быть уместна и белая рубашка. Все приветствуют друг друга. Приглашенные для сопровождения поминок официанты предлагают присутствующим воду или кока-колу. На протяжении шести первых дней каждый вечер около 19:00 в дом приезжают монахи. Обычно их четверо. Но зачастую из число варьирует в зависимости от социального статуса покойного. В течение 30 минут они произносят молитвы на языке Пали (Pali). После чего автомобиль доставляет их назад к храму. В седьмой день кремация может быть назначена в любое время в течение дня.

На поминках всех гостей угощают едой. Принято вести разговоры. Многие болтают даже во время чтения молитв. Вопреки всеобщему мнению атмосфера не уж так печальна, громкие слезы не приняты. Семья, родственники, соседи и даже неизвестные люди могут присоединится к поминальным молитвам. Иногда приглашают старого уважаемого монаха. Но тогда он только присутствует, не принимая участие в церемонии. Его присутствие указывает, что покойный принадлежал высокому рангу.

В седьмой день по традиции организуется похоронная процессия. Первыми в ней идут монахи, следом – мужчины и затем женщины. Мужчины несут гроб. Но в наше время гроб часто транспортируется в храм на автомобиле.

Затем процессия, включая гостей, прибывает в храм. Все дарят подарки и деньги семье умершего.

В противовес европейским странам похоронная церемония не считается печальным событием. Все разговаривают. Для буддистов смерть - только переход к следующей реинкарнации. Кремация призвана освободить дух покойного.

В некоторых семьях принято печатать небольшую поминальную книгу, которую раздают гостям во время церемонии. Эта книга содержит историю покойного человека, стихи, какие-нибудь личные письма. Этот обычай высоко оценен в Буддизме. Его цель состоит в том, чтобы передать мудрость и знания усопшего другим людям. В Бангкоке в храме Ват Бонивет (WAT BONIWET) существует даже небольшой музей поминальных книг. С некоторых пор на этом даже вырос грязный бизнес: некоторые люди идут в похороны, даже если не были знакомы в покойником, лишь затем, чтобы получить поминальную книгу и продать ее затем на специализированном рынке.

На пышных похоронах семья усопшего может пригласить традиционный тайский оркестр. Музыканты играют на ксилофоне или на всех инструментах национального гамелана.

В Таиланде остро строит проблема покойников, невостребованных родственниками. Если у человека не было родственников, некому заплатить за их кремацию. Кремация трупов - один главных аспектов Буддизма, ведь для верующих сожжение тела – это освобождение души, которая устремляется к небесам и пребывает там в ожидании следующего перевоплощения.

В Таиланде есть несколько благотворительных организаций, которые берут на себя заботу о невостребованных телах и хоронят их на частном кладбище. Каждый год затем трупы выкапывают в назначенный день, приглашаются монахи и организуется массовая церемония сожжения. В 1998 во время одной из таких церемоний были сожжены сразу 40000 останков. В связи с общим экономическим спадом благотворительные организации в настоящий момент не имеют достаточно средств для покупки земли и расширения временных кладбищ. Морги некоторых больниц переполнены и их руководство не знает, что делать с невостребованными телами. Ведутся даже разговоры о том, чтобы разрешить использование установок для сжигания мусора для решения этой проблемы!

Но вернемся к церемонии кремации. Во время нее все присутствующие несколько раз складывают руки в почтительном жесте – вай (WAI) – ладони сложены вместе перед собой на уровне шеи. Этот жест повторяется несколько раз и во время молитв монахов, напоминающих о непостоянстве жизни.

Для кремации трупов в храмах оборудован крематорий. Его можно опознать по высокому дымоходу.

Если у храма нет специально оборудованного крематория на территории, трупы жгут на открытом воздухе. Это действо зачастую может сопровождаться довольно ужасными сценами, когда гроб из-за огня взрывается и покойники вываливаются из него наподобие живых мертвецов. Именно поэтому раньше участие в подобных церемониях было запрещено беременным женщинам, чтобы вид подобных сцен не навредил будущему ребенку.

На похоронах влиятельных людей за процессом кремации может одновременно наблюдать до 1000 человек и более. Делать жест "вай" для почитания усопшего всегда принято с зажатой между ладонями ароматической палочкой. Для покойников всегда воскуривают одну палочку, а для подношения Будде – три.

Спустя 100 дней со дня смерти наступает момент еще одной заключительной поминальной церемонии. Эта буддистская церемония устраивается для воздаяния завершающих молитв. Она называется «Там Бан 100 Ван». Буддистским монахам в этот день подносят конверты с деньгами и "Санг Кхатан» (SANG KHATHAN). Это различные мелкие подарки, в качестве которых могут выступать туалетные принадлежности, в том числе стиральный порошок и мыло, а также лекарства, монашеская одежда, фруктовый сок, свечи, спички, зонтики, сандалии, зажигалки, молоко, ароматические палочки, зубная паста и щетка, туалетная бумага, вода и тому подобное. В этот день устраивается также церемония «Сат Нам» (SAT NAM), во время которой на пол льют святую воду. Это действие призвано благословить дух усопшего и придать ему сил в последнем пути. Считается, что это сокращает время ожидания душами их следующего перерождения в новом теле.

В общем сегодня я Вам расскажу о смерти по-тайски. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха - в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Первый день

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты - что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками - многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку - новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, - все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц - да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” - народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой - фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди - последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”