Что сближает ларису. Сравнение катерины и ларисы в "грозе" и "бесприданнице" островского

Сочинение на тему: « сходство между Ларисой Огудаловой и Катериной Кабановой».

А. Н. Островский знаменитый русский писатель и известный драматург. Его произведения многому учат нас. Каждый человек хочет быть свободным. И каждый понимают ее по-разному. Для кого-то свобода- это что- то физическая. Кто-то хочет освободиться из тюрьмы или влияния родителей, а для других- Свобода души. И именно это хорошо показывает нам Островский в своих пьесах. Лариса и Катерина – главные героины двух великих произведений Островского.

Лариса Огудалова в пьесе «Бесприданница». Лариса – молодая девушка, выросла в порядочной семье, хотя и в очень бедной семье. О ее внешности говорят мало, но мы можем узнать об этом исходя из реакции окружающих ее людей. Она очень горда, ей стыдно за себя и зи мать, она стыдиться своего нищенского происхождения. Их семья вынуждена прислуживать богачам, тем самым они посещают их семью, чтобы посмотреть на красивую, но в тот же момент и бедную девушку. Но героиня влюбляется в Паратова. Она любит его бесконечно. Верит ему и строит с ним планы на дальнейшую жизнь. С ним она очень счастлива и ей начинает казаться, что с ним вся жизнь как сказка. Но Паратов уезжает из городка. И выходит Лариса замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной и оскорбленной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей даст мелкий чиновник. Она не может ему простить личного оскорбления, и всегда сравнивает его с Паратовым и бросает в лицо своему мужу, что Паратов лучше, чем он. В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью и тоской по красивой жизни с Паратовым. И все же она решается на безрассудный поступок, она сама решает свою судьбу и бежит за Паратовым, хотя все ее мечты- были иллюзии, в итоге этот поступок ведет ее к гибели. Скорее всего, автор считает, что получить одним безрассудным поступком любовь и счастье невозможно. Ведь говорят: « На чужом несчастье, счастья не построишь». Нужно помнить, разбив сердце одному и украв его честь, с другим тебе счастья нет.

Катерина Кабанова, как мы знаем жена Тихона. Муж был пьяницей, а свекровь ужасная женщина. Катерина мечтает о свободе, сравнивая себя птицей, которая может улететь куда угодно. Мужа она не любила и была несчетна и об этом она рассказывает сестре мужа Варваре. Счастлива она была во сне, во сне она была свободна от всего и всех. Но в последние дни видела она дурной сон. Повсюду мерещится скорая гибель и сны ее были пророческими. Катя – нежная и мечтательная девушка, но вместе с тем и хрупкая, хотя в ее монологах видна ее сила и стойкость. Например, она решается выйти навстречу Борису, ее одолевали сомнения, но все же совершила этот важный шаг. Она хотела развестись с мужем и жить честно с Борисом. Катерина не подчиняется своей свекрови и не делает то, что она ей говорит. Для Катерины очень важна ее свобода, никому не подчиняться, жить, как ей хочется. Но такая свобода была достижима только путем самоубийства.

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви, и привязанности к своей матери. В этом отношении Катерина более реалистична: она живет полнокровно, насыщенной жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты. Каждая из героинь выражает протест против патриархального уклада: Лариса всеми способами пытается противиться матери, чтобы не выходить замуж. В тот момент, как Катерина прямо заявляет о неприятии образа жизни, который она ведет дома у Кабанихи. Также следует отметить, что Катерина более решительно и смело, выражает свою позицию, чем Лариса. А протест Ларисы проявился только тогда, когда она в серьез увлеклась Паратовым: она начинает проявлять такие черты характера, которые никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Она очень резка со своим мужем и оскорбила его, сравнив с Паратовым. Эти женщины не были счастливы, мечтали о свободе, и каждая из них ее получила, заплатив за это огромную цену.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.

Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от "Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.

А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке...

Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.

Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против " темного царства". А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
Похожие сочинения:

В своих произведениях великий драматург Александр Николаевич Островский часто говорит о нелегкой, подчас трагической судьбе женщины. Примером могут служить героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского - Лариса Огудалова из «Бесприданницы» и Катерина Кабанова из пьесы «Гроза». Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Основанием для их сравнения являются стремление обеих к свободе, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, их объединяют равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.
В пьесе «Бесприданница» молодая, красивая, талантливая девушка становится игрушкой в руках окружающих. Жестокость, эгоизм, бессердечность и равнодушие окружающих сводят в могилу молодую Катерину Кабанову из «Грозы». В разное время написаны эти две пьесы, поэтому так различаются героини Островского. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы этих девушек.
Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувства, порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Девушке приходится подчиняться свекрови, нелюбимому мужу и терпеть все нападки и унижения. Ее душа стремится к счастью, рвется на волю. Потому, что она была воспитана в другой среде:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».
Птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей. Она будет бороться за свою свободу до конца, даже ценой жизни. Катерина внутренне не могла смириться со своей жалкой участью, она с каждым днем чувствовала себя все более и более несчастной.
Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный поступок. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая во всех отношениях натура, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Эта прекрасная, всесторонне одаренная девушка становится приманкой для богатых женихов. Ведь мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна «удачно» выйти замуж. И желающих развлечь себя забавной и красивой «игрушкой» находится предостаточно. Это и блистательный франт Паратов, и Кнуров, разыгрывающий со своими соперниками девушку в орлянку. Даже влюбленный в Ларису Карандышев - и тот воспринимает девушку не как личность, а как вещь:
«Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека… они смотрят на вас как на вещь».
Лариса привыкла к веселой жизни - вечеринкам, музыке, танцам. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно, она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню.
Конфликт в пьесе «Бесприданница» строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В “Бесприданнице” же другой мотив - мотив денег. Именно он формирует основной конфликт драмы. Лариса - бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Девушка ищет возвышенно-красивой любви и такой же жизни. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.
После разочарований в Паратове и Кнурове, Лариса думает о том, чтобы броситься в Волгу, но у девушки не хватает решимости:
«А если упасть, так, говорят... верная смерть. Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться! … Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! Ох, нет... Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…»
Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает.
Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Катерина Кабанова всегда знала, что, если станет вовсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»:
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Ее самоубийство - это искупление греха. Катерина прекрасно понимает, что самоубийство - еще больший грех, но ее это не останавливает: тут-то и проявляется сила ее характера.
Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Нет. Я считаю, что вполне оправдано решение автора так закончить жизнь Катерины. Своим самоубийством девушка бросила вызов всему самодурству, она больше не будет жертвой бездушной свекрови, она не будет больше томиться взаперти. Она свободна! Безусловно, грустно и горько такое освобождение, но другого выхода просто не было. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавшего Ларисе жизнь и, тем самым, освободившего от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что избавил ее от жизни в мире, где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Между этими героинями пьес А.Н. Островского - Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы» и Катериной Кабановой из пьесы «Гроза» есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Сочинение по литературе.

Что сближает главных героинь пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»? Лариса Огудалова и Катерина Кабанова на первый взгляд кажутся очень похожими как внешне, так и внутренне, но если рассмотреть этот вопрос подробнее, то можно найти не только много общего между героинями, но и множество различий между ними.

У Ларисы с Катериной общая беда – неудачный брак, брак по расчёту. Но если Катерина была представлена нам уже замужней, Лариса же только готовилась стать женой Карандышева. У Ларисы был выбор в отличии от Кати. Главная героиня «Бесприданницы» сама согласилась на предложение Карандышева, несмотря даже на то, что её мать была против этого брака. Катерине же повезло куда меньше, её мнение о замужестве не спрашивали вообще и выдали её за Тихона Кабанова из-за денег.

По своему социальному положению героини Островского значительно отличались. Катерина – жена богатого купца, который всегда подчинялся воле своей матери. Лариса – бесприданница, которая по воле случая решается выйти замуж за нелюбимого человека, небогатого, да ещё и к тому же полного неудачника. У этих женщин могло быть счастливое будущее, но в их несчастии во многом виноваты мужья.

Огудалова и Кабанова хотели сбежать, хотели уйти от ненавистной им жизни, просили об этом они свои мужей, но, к сожалению, чувства своих жён их совсем не волновали.

И когда героини поймут, что не смогут найти спасения, они придут к единому решению - оборвать свою собственную жизнь. Это представляется им единственным возможным выходом избавить себя от страданий. Катя – девушка более решительная и смелая, она решится на самоубийство, а Лариса не сможет этого сделать. Огудалову убьёт Карандышев, но это не будет похоже на преступление. Она примет грех Карандышева на себя, она не будет винить его или бороться за свою жизнь. Лариса хотела, чтобы её убили. И это ничем не лучше суицида.

Я считаю, что больше всего сближает Катерину и Ларису именно их страдания, чувство беспомощности, у них не было возможности изменить свою жизнь.

Женские образы имеют центральную роль в драмах Островского. В произведениях «Гроза» и «Бесприданница» хорошо показана дискриминация женщин в то время. Несмотря на то, что эти пьесы были написаны в разное время (разница почти в двадцать лет), положение женщин не улучшилось, а в традиционной семье отношение было ещё хуже.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Самые известные пьесы из творческого наследия Николая Островского — “Бесприданница” и “Гроза” — благодаря классическим театральным постановкам неумираемо актуальны и входят в репертуар огромного количества трупп. Такой интерес приводит не только к всестороннему анализу этих литературных произведений, но и к сравнению персонажей между собой. Так, в школьной программе часто выносится на обсуждение вопрос, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — двух главных героинь наших пьес. А действительно, что между этими барышнями общего?

На самом деле Лариса и Катерина совершенно друг на друга не похожи — это два самостоятельных образа, связанных между собой разве что метафорично. Слегка похожи их судьбы: обе несчастливы в личной жизни, обе не имеют возможности жить самостоятельно, обе в достаточной мере экзальтированны и эмоциональны, обе трагически погибают в молодом возрасте. За исключением гибели героинь такие же точно судьбы в России, современной Островскому, были даже не редкостью, а едва ли не нормальным явлением. И одно, и другое произведение на момент появления воспринимались исключительно как бестселлер, своего рода дамский роман для сцены, потому и в основе их — узнаваемое женское бытие, доведенное художником до трагизма.

Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.

В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь — это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой — в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.

Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

У Огудаловой и Паратова отношения несколько иные. Несмотря на то, что она тоже ждет тепла и участия, ее желания принимают книжно-романтическую форму: Лариса воспитана на любовных романах. Именно поэтому она принимает показное гусарство Паратова за смелость, страстные речи за проявление любви, цыганщину за эстетство, проведенную вместе ночь — за обещание жениться. Лариса создала для себя идеал мужчины и полюбила его за кажущуюся возможность вырваться из окружения дельцов и мещанского быта. Но, в отличие от Катерины Кабановой, Огудалова гораздо теснее со своим миром связана, она его порождение. Трагедия ее в предательстве Паратова, который оказывается таким же дельцом, как Кнуров или Харита Игнатьевна. Лариса несчастна, но чувствует себя на своем месте — это ее “темное царство”. Личная обида делает реальным вариант пойти в содержанки, согласиться быть вещью.

Теснее всего сближает Огудалову и Кабанову метафора, символ. Для обеих сакральным местом стала Волга: Катерина находит в ней свою смерть, Лариса в прогулке по ней рушит свою жизнь. Волга видит оба трагических финала. Критики часто говорят и о символе птицы, полета, который сопровождает обеих героинь. Правда, в случае с Огудаловой он скрыт в переводе ее имени — “чайка”, тогда как Катерина несколько раз упоминает о желании полета. Если не брать во внимание абстрактный символизм, то полет у наших барышень получится разный: уводящий от реальности у Катерины и свободное падение у Ларисы. Последняя тяготится навязанными ей окружением и ролью невыгодной невесты, поэтому готова на все, чтобы вырваться, пусть даже и через дно. Кабанова же, изначально более сильная, тяготится личной несвободой, уже живет на дне, остро ощущая не социальные, а межличностные противоречия в своей семье.

Есть и еще один общий момент для образов Ларисы и Катерины. Между созданием “Грозы” и “Бесприданницы” прошло без малого двадцать лет. В этот период российское общество стремительно менялось, не могли изменения не отразиться и на творчестве Островского. Можно легко представить, как Катерина эволюционирует в Ларису — с учетом социальных процессов и отношений, новых явлений. Вместо необразованной купеческой дочки в героинях теперь светская полуаристократка, вместо страха перед наказанием свыше за грех — тоска и метания в ожидании замужества, вместо сказок богомольцев и церкви — цыганский хор и гитара, вместо “темного царства” — просвещенное приличное общество. Таким как Катерина в изменившемся социуме нет больше места, потому появляется современная автору Лариса, которая не может быть настолько цельной, чтобы вырвать свою жизнь из тех условий, в которых оказалась. Люди стали сложнее, их проблемы и противоречия лишились однозначности, стали многоплановыми.