Что значит 9 вал. Девятый вал

девятый вал

    по старинному народному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури.

    В переносном смысле - символ грозной опасности или наивысшего подъема чего-либо.

Девятый вал

распространённый в искусстве, публицистике и разговорной речи символ грозной опасности или наивысшего подъёма могучей, непреодолимой силы. В основе его лежит старинное народное поверье, будто Д. в. во время морской бури ≈ самая сильная и опасная волна. У древних греков таким валом считался третий, у римлян ≈ десятый. Символ Д. в. был весьма распространён в русской поэзии19 в., в революционной литературе начала 20 в.; он встречается и в советской литературе в поэме М. Алигер «Зоя», в романе И. Эренбурга «Девятый вал» и др. Пародийное использование Д. в. дано в «Золотом телёнке» И. Ильфа и Е. Петрова. И. К. Айвазовскому принадлежит картина «Девятый вал».

Википедия

Девятый вал (значения)

Девятый вал :

  • Девятый вал - распространённый в искусстве символ непреодолимой силы, основывающийся на поверье, что девятая волна во время шторма самая сильная и опасная.
  • «Девятый вал» - картина русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.
  • Девятый Вал - посёлок в Надеждинском районе Приморского края.
  • «Девятый вал» - сатирический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1906 году. Вышло два номера.
  • «Девятый вал» - интеллектуальная телеигра (ведущий - Борис Бурда).

Девятый Вал (Приморский край)

Девятый Вал - посёлок в Надеждинском районе Приморского края, вместе с посёлками Тавричанка и Давыдовка входит в состав Тавричанского сельского поселения.

Посёлок образован вместо обанкротившегося рыболовецкого колхоза имени Чапаева.

Посёлок расположен на берегу Амурского залива, в 53 километрах к северо-западу от Владивостока и в 16 километрах к западу от райцентра села Вольно-Надеждинское.

В 3 км западнее пос. Девятый Вал находится левый берег Тавричанского лимана, место впадения реки Раздольная.

Девятый вал (картина Айвазовского)

«Девятый вал» - одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение . Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Картину Ивана Айвазовского «9 вал» сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику. Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.

Немного предыстории: почему Айвазовский выбрал 9 вал

Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.

«9 вал» Айвазовского: описание сюжета картины

Что же мы видим, взглянув на картину? Раннее утро, первые лучи солнца, пробивающиеся, чтобы осветить воды моря, вздымающиеся почти до небес, и кажущееся совсем низким небо, которое практически слилось с высокими волнами. Воображению даже страшно представить, какая необузданная стихия бушевала ночью, и что пришлось пережить морякам с потерпевшего крушение судна.

Описать «9 вал» Айвазовского не так легко, как кажется, ведь художник смог до восхищения тонко передать всю мощь, силу, величие и непередаваемую красоту морской стихии. На переднем плане этого буйства несколько спасшихся моряков, пытающихся удержаться на обломках мачт разбитого корабля. Они в отчаянии, но пытаются вместе противостоять огромной, вспененной волне, которая вот-вот на них обрушится. Удастся ли? Никто не знает…

Описание картины Айвазовского «9 вал» не будет полным, если не сказать, что весь драматизм и ужас запечатлённого сюжета не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны.

Колорит картины Айвазовского «9 вал» словно радостный гимн воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего. Никогда не сдаваться, и тогда даже вопреки безжалостным законам природы можно выжить!

Где находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня

На живописный шедевр могут полюбоваться все посетители Государственного Русского музея, где и находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня.

Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным, и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира. Особенно полюбилось жителями Японии, созерцавшим это творение на открытии Токийского музея Фудзи, известного теперь собственной уникальной экспозицией и регулярно проводимыми выставками искусства и творчества народов других стран. Когда спустя время, в честь 30-летия этого музея, администрация провела опрос посетителей о том, что за всё время их работы запомнилось людям больше всего – бесспорным лидером стал именно «Девятый вал».

Когда я ходил в детский садик, на стене в игровой комнате висела загадочная картинка. Загадочная и страшная. Страшным было и желтое солнце, едва проглядывающее сквозь дымку и водяной туман, и зеленое море, кипящее волнами, страшно становилось за маленьких человечков, цеплявшихся за сломанную корабельную мачту и машущих кому-то красным флажком. А страшнее всего было загадочное название картины «Айвазовский-девятый-вал»

Позже я, как чукча из анекдота, узнал, что это не одно слово, а два, и что Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900) - великий русский художник-маринист, а «Девятый вал» - его знаменитая картина. А еще позже выяснил, что девятый вал - самая высокая, а потому и самая опасная для кораблей волна во время шторма. И, кстати, более опасна она для крупных, длинных кораблей, чем для мелких суденышек. Маленький корабль еще имеет шанс взобраться на вершину водяной горы, наступающей на него, и скользнуть оттуда в страшную пропасть. Страшную, но уже безопасную. А вот большой корабль может поломаться под собственной тяжестью на этой самой вершине, если корабельный корпус слишком высоко вынырнет из воды. Поэтому сухогрузы и танкеры, если уж их застала буря в открытом море, более охотно рассекают штормовые волны, принимая на себя удары обрушивающейся сверху воды, но на гребень волны, особенно высокой, не забираются. Впрочем, удар удару рознь. Иной раз крупные корабли ломала как раз сила обрушивающейся на него массы воды.

То, что шторм для корабля - смертельный риск, поняли еще древние мореходы, финикийцы и греки. Они же заметили, что у набегающих волн периодически меняется высота. Вторая волна выше первой, третья выше второй. А потом на корабль снова набегает относительно невысокая волна. По-видимому, это эмпирическое наблюдение с немалой долей субъективизма. После высокой волны следующие кажутся гораздо более низкими. В любом случае, математические расчеты это наблюдение не подтверждают, но и не отвергают.

Из этого наблюдения (а может быть, поверья) возникла легенда о девятом вале. Согласно этой легенде, четвертая волна (первая в следующей «серии» из трех волн) ниже третьей, но выше первой, а седьмая ниже шестой, но выше четвертой. А выше всех вздымается девятая волна. И уж за ней - точно спад.

Повторю, что математическое моделирование эту легенду не подтверждает. Но морское волнение - объект для математиков очень интересный, хотя и сложный. Уже в восемнадцатом веке были построены математические модели возникновения морских волн. Морское волнение согласно этим моделям - результат взаимодействия ветра и течений на границе двух бурных стихий, воздушной и водной. Так что волны, нежно ласкающие пляжный песочек, скажем, на Мальдивах - привет от океанской бури, гремящей в тысяче километров от этого райского местечка. Чтобы людишки не слишком забывались и не очень разнеживались.

По той же теории самые высокие волны появляются там, где сталкиваются морские течения или ветры. Факт известный морякам из их сурового опыта. Возле мыса Горн и возле Мыса Доброй Надежды, где встречаются воды двух океанов, никогда не бывает штилей. Из-за огромных волн, бушующих у южной оконечности Африки, португальские моряки в 15 веке назвали это место Мысом Бурь. Но король приказал дать мысу другое имя, Доброй Надежды. Мол, до нашей цели, золотоносной и пряной Индии, уже рукой подать. Вперед, ребята!

Еще одно место, где сталкиваются течения и ветры, образуя гигантские волны, известно всем. Это «Бермудский треугольник», обширная область Атлантического океана между Флоридой, Пуэрто-Рико и Бермудскими островами. Огромные волны возникают здесь в результате взаимодействия теплого океанического течения, Гольфстрима и холодных северных ветров.