Евгений онегин день рождения татьяны. Анализ эпизода «именины Татьяны Лариной

Сцена именин Татьяны непосредственно предшествует центральному сюжетному узлу романа: дуэли между Онегиным и Ленским, которая приводит к смерти юного поэта. Потрясение Онегина, вызванное убийством Ленского, кардинально меняет героя. Судьба Татьяны тоже во многом определяется тем, что произошло на ее именинах и последующими событиями. Наконец, для Ольги история, произошедшая на именинах сестры, имела решающие последствия: она потеряла жениха, и, выйдя замуж за улана, уехала из родных мест. Всем этим определяется значение данной сцены в романе.

Она подготовлена предшествующими событиями: признанием Татьяны в любви к Онегину в ее письме и его отповедью в саду; описанием взаимоотношений Ленского и Ольги, которые вскоре должны были завершиться женитьбой; рассказом о взаимной неприязни между Онегиным и его соседями. Тревожное настроение, связанное с описанием страшного сна Татьяны, непосредственно предшествующем сцене именин, соответствует финалу этой сцены и последующим за ней трагическим событиям.

На именины к Татьяне Онегин попадает случайно: он скучает, а Ленский зазывает его к соседям, обещая, что никого другого там не будет. На самом же деле к Лариным съезжается весь деревенский бомонд. Пушкин с юмором и легкой иронией изображает помещиков, с раннего утра приехавших в гости целыми семьями. Это так непохоже на чопорное столичное общество, где все подчинено строгому ритуалу. Забавна толкотня гостей Лариных в передней, бурная радость девушек, узнавших, что «музыка будет полковая», а значит и танцы. Одной-двумя чертами нарисованы колоритные портреты соседей: толстого Пустякова, многодетных Скотининых, «уездного франтика Петушкова» и других. В такой компании простенький куплет, переделанный предприимчивым «мосье Трике» специально для именин Татьяны, звучит как вершина галантности. Можно представить, с каким презрением должен был отнестись к этой пестрой деревенской публике столичный франт и светский лев Онегин! Пушкин психологически точно мотивирует всем этим последующее поведение героя. В то же время сам автор не склонен к столь же беспощадной оценке: ведь для него, тоже человека светского, важнее все же не форма, а содержание. А здесь, среди «доброй семьи» соседей, «нецеремонных друзей», господствует простота и естественность проявления чувств, утраченная в холодном петербургском свете. Может быть, и Пушкина забавляет жирный пирог, «к несчастию, пересоленный», молча жующие гости, последующие за обильной едой простодушные «приветы, поздравленья», чинное чаепитие (из блюдечек!), а потом веселые танцы. Как непохож деревенский бал на бал петербургский! Но недаром так музыкально звучит описание вальса, «однообразного и безумного», резко перебиваемого ритмом энергичной мазурки, от которой «паркет трещал под каблуком».

На этом веселом музыкальном фоне и разворачиваются события, приведшие к столь печальным последствиям. Раздраженный Онегин решает отомстить Ленскому и начинает ухаживать за Ольгой. Легкомысленная девушка весело соглашается потанцевать с Онегиным, а пылкий Ленский, не разобравшись ни в чем, уже придумал страшную историю о коварном обольстителе и ветреной кокетке. Бедную Татьяну бросает от слез («из очей хотят уж капать») к оживляющей сердце надежде внезапная холодность и столь же внезапная нежность Онегина, а его ухаживания за сестрой вконец запутывают несчастную девушку. Но что для Онегина чувства всех этих людей! Ведь он один из тех, кто «почитает всех нулями, а единицами - себя». Сцена именин окончательно убеждает нас в этом, а последующие за ней трагические события показывают, что нельзя безнаказанно играть чувствами других людей: расплата за это может быть страшной и непредсказуемой.

Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин. А. С. Пушкин Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны. С утра дом Лариных гостями Весь полон; целыми семьями Соседи съехались в возках. , С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков. Мой брат двоюродный, Буянов... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию. Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается. Чудак, попав на пир огромный, Уж был сердит... Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе. Автор постепенно подвел читателя к раз вязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге. Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками развел счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда при-С вался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему 3 экда ДУша моя-* Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» ("Евгений Онегин")

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

А. С. Пушкин

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина».

Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков.

Мой брат двоюродный, Буянов...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.

Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит... Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.

Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.

Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

/ / / Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа Пушкина «Евгений Онегин»)

Пятую главу романа Пушкина « » условно можно разделить на две части. Это сон, который снится Татьяне и повествование о дне рождении девушки. Стоит отметить, что сон Лариной играет огромную роль в понимании последующих событий произведения.

Использование прием сна не редкое явление в литературе. С помощью него наиболее точно раскрываются внутренние чувства героя, его переживания, подсознание и интуиция.

Будучи девушкой чтившей русские традиции и обряды, увлечена гаданием на святки. Но в тот вечер, что-то пошло не так, девушке стало страшно, и она заснула.

В своем сне Татьяна оказалась возле лесного ручья, перейти который можно было только через «дрожащий мосток». Скорее всего, этот переход символизирует путешествие в мир умерших. Проводником Татьяны становится огромный медведь, который приводит девушку к лесной избушке. В этой избушке, девушка замечает множество разных чудовищ во главе с Онегиным. В один мир они бросаются к Татьяне, но Онегин успевает их окликнуть, и чудища исчезают. Онегин остается наедине с Татьяной. Их встречу невежественно нарушает Ленский с Ольгой. Между молодыми людьми завязывается спор, в котором Онегин ножом убивает Ленского. После этого Татьяна просыпается.

Дальше наступает день именин девушки. В дом к Лариным начинают приезжать гости. Каково было удивление Татьяны, но гости напоминают ей чудовищ из ее сна. К примеру, Петушков – напомнил «петушью голову», приходит с Ольгой, появляется Онегин. Татьяна очень рада , но его это раздражает. Он злится на Ленского, который притащил его сюда.

Таким образом, сон Татьяны начал воплощаться в жизнь.

После этого начинает стремительно развиваться конфликт Онегина с Ленским. Евгений, чтобы насолить другу начинает заигрывать с Ольгой. Они весь вечер кокетничают, смеются, шутят, танцуют. Это, конечно же, вызывает ревность у Ленского. Молодость и вспыльчивость молодого поэта подталкивает его к необдуманному поступку. Он бросает вызов Онегину и вызывает его на дуэль. Онегин понимает, что совершил ошибку, но под воздействием общественного мнения не решается отменить дуэль. Он убивает Ленского, успев выстрелить первым.

Таким образом, именины Татьяны Лариной являются центральным эпизодом романа. Не было бы их, Ленский скорее всего остался бы жив, старые друзья не поссорились бы. Возможно, отношения Татьяны и Онегина сложились бы по-другому. Но Пушкин задумал иначе. Автор показал нам всю противоречивость характера Онегина, которая подтолкнула его на совершение роковой ошибки.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ИМЕНИНЫ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ»

Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин. А. С. Пушкин Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны. С утра дом Лариных гостями Весь полон; целыми семьями Соседи съехались в возках. , С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков. Мой брат двоюродный, Буянов... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, д0. стойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию. Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается. Чудак, попав на пир огромный, Уж был сердит... Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе. Автор постепенно подвел читателя к р&3 вязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге. Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками Ра3 л счастье нескольких человек, в том числе и свое соб-яное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда при-С вался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему 3 экда ДУша моя-* Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в компо-ионном ПОСТроении романа. Он многое объясняет в характе-ах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.