Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины? О заповедях еврейской женщины.

Передо мной сидят восемь женщин.

Они собрались, чтобы научиться разрешать непреодолимые противоречия, конфликты, с которыми мы сталкиваемся.

Нужен рецепт, который поможет каждой женщине спасти самое ценное. Семью.

Я работаю адвокатом, больше двадцати лет занимаюсь семейным правом.

Сейчас открою секрет, полученный в результате опыта.

Все очень просто:

Все проблемы, которые возникают в моей жизни, должна решить только я сама, и никто больше…

И мы начинаем разговаривать. О том, как все… сейчас, в моей семье?

И уже звучит:

— все бесполезно,

— лучше жить своей жизнью,

— больше времени уделять себе,

— нечего баловать,

— стараюсь не вникать в его (их) дела,

— все равно не поймет,

— а почему это я должна?

— разговаривать невозможно…

Пересказываем свои истории и видим, проблема одна: отсутствие понимания, неумение и нежелание договориться и найти верное совместное решение.

И теперь мы решили представить семью, в которой мы счастливы. Как… это?

Таня, Эстер, Лидочка с безнадежностью говорят: о свободе, надежности, любви, понимании, доверии, приятии, поддержке, радости.

Смотрю на их лица. Очень люблю каждую. Огромное желание помочь.

Чтобы нашли в себе силу, которая способна поднять семью на новый уровень.

Мы начинаем третий вопрос, самый трудный. Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моя семья была такой, как я хочу?

И мои женщины замолчали.

Перед нами стена, которую нет сил пробить, чтобы вернуться к любви и пониманию.

В памяти всплыли обиды и бессилие.

Появились слезы…

Зажатые и одетые в «скафандры». Непробиваемые, гордые, холодные и несгибаемые.

Настроение в группе поменялось. Женщины, перебивая друг друга, начали говорить о том, что все перепробовали: тренинги, советы психологов, успокоительные таблетки, разговоры, ссоры, книги, «уход в себя»…

Ничего не помогает.

Вообще, есть ли решение?

С этим извечным вопросом уходим на перерыв. До завтра.

Женщины растеряны.

Я вернулась домой.

Это странно, но очень люблю это состояние у моих женщин.

Но именно с этого момента мы начинаем понимать, что спасти меня может только моя внутренняя сила!

Моя любовь.

Мое желание.

Моя вера, что я все смогу.

Нужно отыскать эту силу во мне…

Я не могла их подвести. Нужна четкая инструкция: если мы делаем так, это работает. И точка!

Открываю компьютер. Набираю: великие женщины …, история …, пророчицы.

Женщины, которые нашли в себе несокрушимую силу.

Поворачивали события вспять. Направляли армии, останавливали фараона, вдохновляли нации, спасали семью и народ, знали, умели ждать и отменять себя ради цели.

Женщина, это поворотная точка.

Развиваются события… и тут возникает Она.

Говорит: «Все! Хватит! Так больше быть не может!»

И направление меняется.

Здесь нам помогают наши ярчайшие качества, унаследованные от Мирьям. Самого мощного женского образа за всю историю.

Наполненность силой любви. К своим ближним. Любить их как самих себя. Быть непримиримыми к несправедливости.

Пятилетняя Мирьям, во весь свой маленький рост стояла перед фараоном и пророчествовала ему в лицо: «То, чего ты боишься и страшишься, от этого и пострадаешь!»

(Она хотела остановить фараона от преследования еврейских младенцев мужского пола.)

Еще маленькой девочкой не побоялась заявить своему отцу о несогласии с его поступком, когда он отдалился от своей жены.

Она сказала: «Ты хуже фараона! Он убивает только мальчиков, а ты убиваешь и мальчиков и девочек!»

Отец прислушался к пророчеству Мирьям. И от его союза с женой родился великий пророк Моисей (Моше).

Когда младенца Моше спустили в колыбели в реку, спасая от преследования фараона, Мирьям бежала за братом вдоль берега, сквозь заросли тростника. Она увидела, как дочь фараона нашла мальчика.

И тут… Мирьям выходит из скрытия, появляется в центре события.

— Вы не хотели бы взять еврейскую женщину, чтобы кормить малыша?

Дочь фараона согласилась!

Моше вскармливала его собственная мать!

Он стал предводителем народа Израиля!

И еще одно качество Мирьям есть в нас.

Уверенность и радость. Умение чувствовать настроение. Делать из обыденных событий праздник. Направлять и поддерживать мужчину, не конкурируя с ним.

Дать возможность мужчине взлететь!

И от этого женщина наполняется несокрушимой силой!

Мы видим это из истории.

Совершен переход через Красное море.

В честь этой победы Мирьям взяла бубны и увлекла за собой женщин.

Они танцевали и пели в радости! Ведь радость и уверенность, это то, что она могла им дать.

Сила любви передавалась от Мирьям всем женщинам. Это событие так и называется «танец с тимпанами».

Женщины, уважая подвиги, совершенные мужчинами, танцевали свой танец любви и восхищения своими героями!

Так было всегда. Женщина работает скромно, но очень мощно.

За каждым преуспевающим мужчиной стоит женщина, которая направляет его, дает советы.

И без такой поддержки у него не может быть успеха.

В один из самых ярких моментов нашей истории…, стоянии перед горой Синай, мы совершали важнейший выбор:

Сможем ли подняться над всеми нашими распрями, проблемами, отторжением друг к другу?

Мы, женщины, окружали кольцом мужчин…

Вынуждали их: «Вы обязаны организоваться как одна семья!»

Оказывали давление. Подталкивали к принятию условия: «быть как один человек с одним сердцем».

Иначе, … пропадем.

Распределение очень четкое.

Женщина указывает: здесь должно быть объединение! Должна быть более глубокая связь.

И мужчина это реализует.

И вся проблема в том, что мы не знаем, как это сделать.

Тут нужно большое понимание. Большая тонкость. Обучение. И это также зависит от женщины.

Она чувствует настроение. Она чувствует желание. Знает момент, в который может вложить всю свою силу.

Это взаимные уступки, взаимный пример.

Чувствовать сердце друг друга!

Вот, к примеру, мой муж любит футбол, а я люблю джаз. И я… сажусь с ним смотреть футбол.

И этим выражаю свою любовь к нему.

Показываю пример. Делаю из этого ! И он понимает, что это я ради Него. И я так радуюсь с ним, потому что Ему хорошо.

Я отменяю себя. И он это знает…

И он делает также для меня. (Это очень важно.)

Понимание и уважение желания другого. И этому нужно учиться.

А мужчина…, он так «запрограммирован», его сердце готово быть под руководством женщины.

Если есть между ними правильная связь, он чувствует потребность.

Нет мужчины, который не сделал бы этого. Это Природа.

Мужчина, он как большой ребенок. Стоит, и не знает…, что мама хочет от него?

Это надо понять. Здесь очень высокое понимание того, что все потребности исходят от женщины.

Так мы видим в нашей жизни. Мама требует с нас. Мама обучает. Оказывает давление на нас.

От нее мы получаем Высшую силу. Свечение. Уверенность.

Она рожает и обеспечивает. Кормит и поддерживает.

Весь путь от матери.

Мужчина и женщина — это сочетание очень важное. Тонкое.

Они соединяют и дополняют друг друга.

Только в правильном соединении между ними происходит течение жизни.

И наоборот, если нет этого течения, то нет и жизни…

И все, что осуществляет жизнь, это женщина.

Это желание женщины.

Она хочет семью. Она хочет рожать. Хочет быть матерью.

И это желание определяет весь человеческий род.

Мужчина выполняет. И мы видим это в нашей истории.

Сейчас, проникнув во все эти свойства, которые есть в нас, я чувствую в себе эту большую силу и радость.

Радость и уверенность от того, что я могу передать женщинам мое желание. Чтобы они смогли найти в себе эти качества.

Потому что меня ведут: Любовь, Знание и Природа.

И у нас нет иного выхода.

После нашей встречи, мы разошлись окрыленные.

Кроме того, что почувствовали правильность той работы, которая обязана сделать женщина в своей семье, есть еще ощущение огромной силы между нами, которая способна побудить, вскрыть в нас огромный потенциал.

И мы сможем уверенно, с любовью, терпением, большим уважением к мужчинам дать им импульс в нашем совместном танце под названием жизнь.

Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?

Каждое утро еврейский мужчина произносит благословение «Что не создал меня женщиной». Любой человек, знакомый с еврейским мировоззрением, знает, что это вовсе не значит, что женщина — существо «второго сорта», не дай Б-г! Еврей выражает благодарение Творцу за то, что дал ему дополнительные мицвот (заповеди). А их у еврея больше, чем у нееврея и у кнаанейского раба, а у мужчины — больше, чем у женщины. Еврейская женщина освобождена от повелительных заповедей, связанных со временем: возложение тфилин, ежедневное изучение Торы, некоторые заповеди, связанные с праздниками.

Но почему? Мы знаем, что мицвот даны нам для того, чтобы возвысить и очистить нашу душу и удостоить нас вечной награды. А награда того, кто «обязан и делает», больше, чем у того, кто «не обязан и делает». То есть, даже если женщина будет выполнять всё вышеперечисленное, её награда будет меньше, чем у мужчины. Значит, женщина чем-то обделена? Попробуем разобраться.

Известно, что существует несколько мицвот , возложенных именно на женщин: зажигание субботних свечей, отделение халы от теста и некоторые аспекты законов семейной чистоты. Но свечи надо зажигать раз в неделю. Тот, кто не печёт хлеб, не отделяет халу. Незамужняя женщина не обязана соблюдать законы семейной чистоты. Но даже если женщина всё это делает, эти мицвот не могут заполнить весь её день. А есть ли что-нибудь такое, пусть и не связанное с определённым временем, что помогало бы женщине расти духовно на протяжении всего дня и всей жизни? Мицвот , за которыми следует достойная награда? Есть! Это цниют (скромность) и хесед (дела милосердия).

Скромность

Цниют ? А что в нём возвышающего? — спросит кто-нибудь. Надеть юбку подлиннее да платок пострашнее, чтобы все прохожие шарахались, — вот и всё… Такой взгляд очень далёк от действительности. На самом деле неряшливая, режущая глаза безвкусицей или слишком мрачная одежда противоречит требованиям цниюта ! Одна из основных причин того, что еврейская женщина не выставляет себя напоказ, — это её уважение к себе, как к дочери Царя Царей. А царская дочь не опозорит себя не только публичной демонстрацией своих «прелестей», но и неподходящей, негармоничной одеждой. Умение одеваться скромно и неброско, но при этом красиво и благородно — целая наука. Образ женщины, которая её постигла, воспринимается как единое целое — бриллиант (еврейская душа) в золотой оправе (благородство облика). К сожалению, вместо этого наши улицы, в основном, пестрят мозаикой из открытых частей тела и крикливых деталей одежды и туалета. Такой вид полностью скрывает любое проявление духовности и как бы заявляет, что женщина из кожи вон лезет (с современными средствами пластической хирургии это выражение можно понимать буквально), только бы привлечь к себе ещё несколько легкомысленных взглядов.

Но цниют — это намного больше, чем одежда и туалет. Это и поведение, и манеры, и походка, и разговор — как его форма, так и содержание. Есть вещи, о которых нескромно говорить на людях, есть слова, которые невозможно произнести, не унизив себя. Цниют необходим не только в присутствии посторонних, но и в кругу семьи, и наедине с супругом, и даже… наедине с самой собой. Чистота мыслей — необходимое условие цниюта , она влияет на всё поведение женщины и на её семью.

Правил цниюта очень много. Так же, как в изучении Торы невозможно постичь всё за короткое время, так и цниют не приобретается сразу. Чем больше женщина приучает себя к соблюдению различных аспектов цниюта , тем легче и естественней это получается, развиваются особая чувствительность и внутреннее побуждение принимать на себя новые правила.

Милосердие

Восхваляемый образ еврейской женщины — это цнуа (скромная) и баалат хесед (творящая дела милосердия). Во все времена праведные женщины готовили еду для неимущих, ухаживали за больными и роженицами, заботились о сиротах и одиноких людях. Всем этим они занимаются и сейчас. Есть много добровольческих благотворительных организаций, и все желающие могут найти там кто помощь, а кто приложение своим способностям.

Но что делать женщине, которая не может участвовать в деятельности этих организаций, потому что у неё дома — мал мала меньше, и зачастую нет даже четверти часа, чтобы спокойно помолиться? Человек, знакомый с иудаизмом, скажет: заботиться о доме и о детях — тоже мицва , для этого женщина и освобождена от других мицвот . Но тогда возникает вопрос: ведь забота о доме, уход за детьми — это то, чем испокон веков занимаются все женщины, еврейские и нееврейские, даже погрязшие в идолопоклонстве и прочих грехах! Для них это тоже мицва ? И чем мы тогда от них отличаемся?

Мы не будем говорить об основополагающей роли матери в еврейском воспитании — это тема для отдельного разговора. Сейчас речь идёт о самых обыденных будничных делах, которыми заполнен день молодой мамы: стирка, уборка, смена пелёнок, вытирание носов, готовка, мытьё посуды… Настало время открыть главный секрет еврейской жизни: мицвот это или нет, зависит от… нашего выбора! Дело в том, что есть действия, которые являются мицвот благодаря совершению самого действия, такие, как возложение тфилин, заповедь жить в сукке и т.п. В этом случае мицва считается выполненной, даже если кавана (намерение) была минимальной. Но есть действия, которые могут стать мицвот именно благодаря мыслям и намерениям, которые мы в них вкладываем.

Например, такое простое занятие, как еда. Если мы просто поглощаем пищу, потому что голодны, она насыщает наше тело, но не возвышает нашу душу (а может даже навредить). Но если мы приготовили эту пищу со скрупулёзным соблюдением законов кашрута, вдумчиво и с глубокой благодарностью сказали благословение и едим, чтобы у нас были силы и здоровье для жизни по Торе, то весь процесс еды превращается в цепочку мицвот , возвышающих душу и достойных награды. Точно так же обстоит дело, когда человек работает и получает зарплату. Если он видит в своей работе возможность помогать людям, а в заработке — процветание для своей семьи и средство для благотворительности и других добрых дел, его профессиональная деятельность — мицва . Но если он работает только для того, чтобы потратить деньги на развлечения и ненужную роскошь, мицвы у него нет.

Если бы мы, мамы, сидящие дома с малышами, заботились о маленьких сиротах, мы бы ясно чувствовали, что всё, что мы делаем, — хесед . Почему же мы так не чувствуем с нашими детьми? Только потому, что у них есть мама? Но это значит, что когда-то мы совершили самый большой хесед , который человек способен в этом мире сделать для другого, — подарили им жизнь! И теперь мы продолжаем вершить хесед день за днём. Если женщина жалуется на «серое и безрадостное существование в четырёх стенах» и завидует своим «свободным» подружкам, она упускает замечательную возможность превратить свою жизнь в прекрасный сад духовных наслаждений. Когда даже забота о собственном здоровье является огромной мицвой и влечёт за собой множество других мицвот — деяний хеседа для нашей семьи.

Известно, что дурное начало в человеке (ецер а-ра ) стремится отвлечь его именно от тех мицвот , которые особенно необходимы для его души. И тот факт, что сегодня так много молодых женщин тяготятся «профессией» мамы и стремятся найти себе занятие вне дома, свидетельствует об огромной важности этой «профессии» для еврейской женщины и для еврейского народа в целом.

Еврейская женщина может проявить себя ещё во многих областях. Но главное, что мы видим: у нас есть возможности для достижения высшей духовности через простые материальные действия, полной гармонии души и тела.

Утреннее благословение женщины: «Что создал меня по своему желанию». Творец желает, чтобы мы были такими, какими Он нас создал. Совершенство женщины находится внутри неё, надо только не мешать ему проявиться. А для этого необходимо охранять и очищать себя от посторонних примесей и ложных представлений.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Уважаемая N.!

Замечательно, что Вы интересуетесь правилами скромности, - ведь это очень важная, можно сказать, основополагающая часть жизни еврейской женщины и, в конечном счете, всего еврейского народа в целом. Поэтому каждой женщине необходимо знать, какая одежда подходит, какая - не очень, а какая - совершенно неприемлема.

Сначала остановимся на требованиях еврейского закона - рассмотрим основные положения так, как они приводятся в книге «Оз вэ-адар левуша» («Облачается в силу и достоинство», название - цитата из Мишлей 31:25), которую можно назвать своеобразной энциклопедией цниюта - еврейской скромности.

Прежде всего, отметим: все правила, кроме тех, что относятся к головному покрытию, одинаковы для одежды замужних и незамужних женщин. Маленьких девочек приучают к скромности в разных общинах с разного возраста: с трех или с шести-семи лет. В двенадцать девочка считается совершеннолетней и должна досконально знать и соблюдать эти правила.

Длина

Одежда должна полностью закрывать ключицы, плечи и, разумеется, спину. Рукава должны быть достаточно длинными, чтобы локти в любом положении были прикрыты. Юбка - минимум на 10 см. ниже колена. Брюки, даже «женские» , носить не положено. Следует уделить особое внимание тому, чтобы между верхней частью одежды и юбкой не было видно тело или нижнее белье, даже когда наклоняемся.

Прозрачность

Все, что должно быть закрыто, не должно также просвечивать сквозь одежду ни при каком освещении. Особенно это касается белых или черных вещей - надо проверять их перед покупкой, поместив напротив сильного источника света. Если прозрачная юбка или блузка все-таки куплена, можно надеть под нее нижнюю юбку или блузу-трико. Нижнее белье, просвечивающее сквозь одежду, также выглядит нескромно.

Размер блузки и юбки

Еще один пункт, на который необходимо обратить внимание, - не является ли одежда слишком прилегающей или обтягивающей. Здесь есть градации. Блузки и кофты не должны быть обтягивающими, но и не обязаны полностью скрывать очертания фигуры. Рукава могут прилегать, но не обтягивать. Нижняя часть ноги должна быть закрыта чулками или колготками достаточной плотности (плотность зависит от того, что принято в данной общине), и они, разумеется, плотно обтягивают ногу.

Максимум требований предъявляется к юбке/нижней части платья - от пояса и до 10 см. ниже колена. Эти части одежды должны быть достаточно плотными и свободными, чтобы полностью скрывать форму бедра и нижней части туловища. Примеряя юбку, следует оттянуть ее в ширину, чтобы убедиться, что с обеих сторон есть запас в несколько сантиметров и она не будет обтягивать бедра при ходьбе. Также необходимо учесть, что любой разрез спереди или сзади, даже небольшой, заканчивающийся ниже колена, категорически запрещен, что автоматически делает непригодной узкую юбку-карандаш, в которой невозможно передвигаться без разреза. В юбках прямого покроя, чтобы расширить их, не делая разреза, в нижнюю часть иногда вшивают специальные вставки из ткани. Самый лучший фасон (он же и классический) - юбка, равномерно расширяющаяся от талии. Некоторые ткани при ходьбе электризуются и «прилипают» к телу. В таком случае поможет нижняя юбка.

Цвет

Цвет одежды и обуви тоже очень важен. Он не должен быть ярким и кричащим. Особенно это относится к красному цвету - нельзя, чтобы он был преобладающим в основных частях одежды. Умеренные варианты - бордовый и т. п. - более приемлемы, но надо уметь различать допустимые или недопустимые оттенки и на всякий случай лучше не приближаться к границе дозволенного. Нескромными являются также слишком крупные, броские, аляповатые и экстравагантные аксессуары, крупные надписи или рисунки, чрезмерное обилие «золота» в украшениях и блесток на одежде, явное несоответствие деталей костюма друг другу.

Головной убор

Замужняя еврейка (а также женщина, которая была замужем в прошлом) должна покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. Точные границы покрытия требуют отдельного изучения, а разновидность головного убора (парик, косынка, шляпка, берет и т. п.) выбирается в зависимости от того, что принято в общине, где живет женщина. Что касается незамужних девушек, они не обязаны покрывать голову, но их прически должны быть скромными, цвет волос - естественным, волосы длиной ниже плеч должны быть собраны в хвост или косу.

Можно ли незамужней женщине покрывать голову? Насколько мне известно, это не принято. Разумеется, можно надеть головной убор для защиты от солнца или холода. Есть также общины, где девушки покрывают голову, произнося благословения или зажигая субботние свечи, но в большинстве общин это не принято.

Одним словом, в еврейской жизни приветствуется умеренность в одежде и общая гармония во внешности и во всем поведении. Еврейская женщина не должна привлекать к себе внимания ни громким разговором/смехом, ни слишком броским нарядом, ни резкой «непохожестью» на окружающих женщин. (Разумеется, если все вокруг одеваются нескромно, им нельзя подражать, следует одеваться соответственно еврейскому закону, даже если одно это делает женщину «резко непохожей» на других). Одежда и прическа должны быть опрятными и гармоничными, чтобы весь облик воспринимался как единое целое - внутреннее содержание в достойном обрамлении.

Законы скромности - многочисленны и подробны, и каждая женщина обязана их знать и исполнять. За это Творец обещает величайшую награду в этом мире и в будущем. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились этой награды!

Должна ли девушка, принявшая решение одеваться в соответствии с законом Торы, полностью сменить свой гардероб? Можно ли, одеваясь скромно, оставаться модной и современной? Может ли религиозная еврейка покупать одежду в обычных магазинах, или ей придётся шить на заказ и летать на шопинг в Израиль?

Тора заповедала женщине следовать в одежде определенным правилам. При этом она отнюдь не отрицает красоту и женственность, напротив! Жена должна быть красивой и нравиться мужу. Красиво одетая (в том числе) женщина восхваляется в традиционном песнопении «Эшет хаиль».

Каждая еврейская женщина – дочь Царя царей, и должна быть одета красиво и с соблюдением приличий.

По закону Торы

Правил еврейского дресс-кода не так много. Вот они:

  1. Женщине нельзя носить брюки.
  2. Одежда должна прикрывать ключицы, локти и колени в любой позе, не обтягивать фигуру и не просвечивать. На ногах должны быть колготки или гольфы (не тоньше 40 ден).
  3. Одежда не должна быть слишком яркой, броской, необычной, выраженно сексуальной. И тут уже нет четких критериев. Каждая женщина, глядя в зеркало, должна сама честно ответить на вопрос, соответствует ли ее облик статусу царской дочери.

Дилемма скромности

В жизни религиозной еврейской женщины есть достаточно много ситуаций, в которых она должна выглядеть наилучшим образом. Субботы, свадьбы, обручения и прочие семейные события, праздники… Такой образ жизни требует богатого гардероба.

Однако поход по магазинам может принести религиозной еврейке немало огорчений. Большинство вещей современной моды ей нет смысла даже мерить, настолько они не соответствуют критериям Торы. Летом, когда большинство вещей в магазинах – открытые, проблема обостряется. А если женщина обладает высоким ростом, найти юбку, закрывающую колено, для нее – почти неразрешимая проблема. Полупрозрачные ткани, бретельки, брюки и шорты…

В последние годы в Израиле появилась целая индустрия религиозной моды. Даже известные сети, такие, как «Кастро», открывают специализированные магазины для религиозных и создают для них отдельные коллекции.

И все же можно одеться красиво и скромно, даже не заглядывая в эти специализированные магазины! Нельзя сказать, что это легко, но возможно – однозначно! К тому же, сегодня есть возможность воспользоваться услугами стилиста, работающего с религиозными женщинами.

Еврейский стилист

Мири Бейлин родилась в Америке; в восемнадцать лет, выйдя замуж, репатриировалась в Израиль. Через год занялась одеванием невест у себя на дому, еще через год открыла собственное ателье, одновременно работая дизайнером одежды в одной из итальянских фирм.

«В моем ателье работают, кроме меня самой, еще десять сотрудниц. Я сама создаю дизайн нарядов, которые шьет мое ателье. Поначалу я занималась только пошивом нарядов для свадеб и других торжеств, но клиентки стали просить помочь им с созданием индивидуального стиля.

Как выглядит процесс создания стиля? Первый шаг – телефонный разговор, из которого я стараюсь узнать как можно больше о женщине – ее личности, образе жизни, предпочтениях. Второй шаг – визит на дом заказчицы. Тут я открываю гардероб и смотрю, что ей подходит, а что – не очень, и чего не хватает.

Начинаем с нижнего белья, потом переходим к одежде. Я объясняю клиентке тип ее фигуры и внешности прежде, чем она начнет делать покупки. Следующий этап – поход по магазинам, который длится восемь часов.

Как правило, ко мне обращаются три типа клиенток: женщины после родов, чья фигура изменилась; бизнес-леди, которым некогда заниматься обдумыванием гардероба; и девушки на выданье».

Последнее время у Мири появилась еще одна должность – заведующей кафедрой в колледже моды и стиля для религиозных.

Для Мири сочетание моды и красоты с правилами Торы – естественно и не представляет проблемы. «Истоки красоты – в Торе, – утверждает она. – Уход за собой и стремление к красоте были присущи еще первой женщине, Хаве, которая после греха Древа познания сделала себе одежды. Именно Тора требует, чтобы у еврея была особая одежда для субботы, новомесячья, праздников. Тора требует от мужа покупать жене подарки к каждому празднику – одежду, украшения и так далее. А от жены Тора требует быть красивой для мужа, доставлять ему удовольствие своим видом, ведь на прочих женщин ему запрещено даже смотреть!»

Скромность и стиль

«Для меня это не противоречие. Я считаю, что чем более закрыта одежда, тем красивее она делает женщину. Скромная одежда делает ее не просто женщиной, но царицей. Скромность – не ограничение, но обрамление.

А если мне очень понравится вещь, не соответствующая критериям, я могу, как минимум, подумать, как исправить этот ее недостаток. Например, многослойность – хорошее решение для вещей слишком открытых. Скажем, на футболку с коротким рукавом можно надеть столь актуальный сейчас кардиган».

Как религиозная женщина выбирает одежду?

«В общем, никаких принципиальных отличий. Женщина есть женщина. Все женщины любят красиво одеваться. Отличие только в том, что религиозная женщина кроме качества ткани и швов проверит длину юбки; в сомнительных случаях даже присядет в ней, чтобы убедиться, что она закрывает колено. Если предполагается носить вещь без чего-либо сверху, проверяют, что она не обтягивает тело, а держит форму. Короче говоря – проверит соответствие вещи критериям скромности».

Иногда приходится и уступить

«Да-да, иногда приходится и отказаться от понравившейся вещи, которая не соответствует критериям скромности. Например, надевать под сарафан на бретельках футболку – это смешно, и лучше отказаться от сарафана. Но большинство вещей все-таки можно приспособить или при помощи сочетаний, или при помощи внесения небольших изменений.

У меня есть целый набор приемов. Например, слишком открытый вырез платья может исправить надетая под него закрытая майка. Слишком короткую юбку удлинит подъюбник с подходящей отделкой по подолу. Немного прозрачную блузку спасет боди, а короткий рукав – жакет или кардиган, надетый сверху».

Мири считает, что в мире религиозной моды в последнее время происходят изменения. Она получает более широкое распространение. Появляются стилисты, обслуживающие именно религиозный сектор. В частности, их готовит колледж, в котором преподает Мири. И профессия эта становится все более и более востребованной. Когда-то прогулка по торговым центрам была почти табу для религиозной женщины, теперь же это стало обычным делом. Женщины поняли, что большинство вещей из «обычных» магазинов можно приспособить для их нужд.

Знакомьтесь: религиозные модницы

Рахель – мама четверых детей, секретарь в солидной фирме, религиозная еврейка и… модница.

«Я помню себя с пяти лет любительницей моды. Мне уже в этом возрасте было важно, как я выгляжу. А еще я любила обшивать своих кукол. Лоскутки мне давала бабушка.

В старших классах у меня не было денег на покупку новой одежды, и тут на помощь пришли магазины секонд-хенд. Они помогали мне выглядеть ярко, необычно, не так, как все. Я перешивала на купленных вещах пуговицы, подбирала аксессуары, красивые колготки; иногда приходилось обращаться к портнихе, чтобы переделать слишком открытую вещь.

- А тебе не жалко, что многие модные тренды ты не можешь носить из-за их несоответствия требованиям Торы?

Нет, я не жалею о слишком открытой одежде. Я люблю строгую и солидную классику. Ну, а кроме того, даже женщина, не обращающая внимания на степень скромности одежды, тоже не может носить все, что в моде. Что-то идет, что-то не идет. Да и невозможно скупить все, что предлагает модная индустрия.

Религиозная девочка с самого юного возраста знает, что она – дочь царя, а это обязывает.

В конце концов, если мне что-то уж очень понравится, я найду способ переделать эту вещь!

- Например?

Например, однажды мне очень понравилось в магазине шифоновое платье – достаточно закрытое, но… прозрачное. Я решила все-таки купить его и сшить подкладку. И я не ошиблась: с подкладкой платье стало выглядеть на порядок лучше, я получила массу комплиментов.

Советы моднице

Решила одеваться скромно? Не знаешь, что делать с прозрачной или слишком открытой одеждой? Не спеши выбрасывать ее!

* Короткие рукава или их отсутствие можно исправить, надев сверху жакет, кардиган или пиджак.

* Можно надеть под платье или блузку с коротким рукавом облегающую футболку подходящего цвета и с рукавом нужной длины. Зачастую интересное цветовое сочетание улучшает конечный образ.

* Под просвечивающую юбку можно надеть подъюбник, а под просвечивающую блузку – футболку.

* Короткую юбку или платье можно удлинить полосой прошвы или выглядывающим подъюбником с интересной отделкой по подолу.

Еще один вариант – носить короткое платье с юбкой, в качестве туники.

*Многослойность – один из вариантов спасти слишком откровенную вещь. Но с многослойностью следует быть осторожной. Тут требуется вкус и некоторый опыт в создании многослойных образов.

Кейт Миддлтон – икона стиля и скромности

В последнее время эта особа стала образцом для подражания религиозных модниц, ведь английский королевский дом предполагает скромность в одежде.

Вещи Кейт всегда отличного качества, подобраны с отменным вкусом и лишний раз доказывают, что для того, чтобы быть красивой, необязательно носить открытую одежду. Более того, закрытая одежда делает образ Кейт изысканным и аристократичным.

Кейт – живое доказательство того, что если уж супруга обычного земного принца может одеваться скромно, то дочь Царя царей, еврейская женщина, тем более должна поступать так. И тот факт, что известная икона стиля одевается практически в полном соответствии с требованиями еврейского закона, должен придать нам сил в стремлении следовать этому закону.

В прошлом муж и жена у правоверных евреев существовали как бы в двух разных мирах; традиционное разделение полов сильно ограничивало возможности общения. Слишком часто жена была куда ближе к детям, к своей родне, к соседкам и особенно к матери, чем к мужу. Мужчины и женщины держались раздельно даже на похоронах. Лишь в XVII в. разделение полов у ашкеназов стало соблюдаться менее строго. Еще во времена Великой французской революции в Эльзасе на дорогах можно было встретить множество евреев, но вот встреча с еврейкой была большой редкостью. Еврейские авторы Зборовски и Герцог описали жизнь замужних женщин в еврейских общинах Восточной Европы; почтенные, дородные, уверенные в себе матроны держали в руках семейный бюджет, контролировали все расходы, нередко жена даже сама становилась во главе дела мужа; эти женщины умели заставить себя уважать и бояться.

В общинах Центральной Европы у женщин было принято, выйдя замуж, остригать или даже обривать волосы и носить парик (этому обычаю следовала, например, жена Фрейда). Возможно, задумано это было для того, чтобы слишком красивые волосы не привлекали внимания посторонних мужчин; но случалось, парик был гораздо красивее, чем естественная шевелюра. Обычай стричь волосы зародился в XVII в., как раз тогда, когда дамы из высшего света стали носить парики для красоты; однако когда мода на парики у христиан отошла в прошлое, у иудеев - ревнителей традиций этот обычай сохранился. Считалось даже хорошим тоном подарить парик девушке накануне свадьбы, когда ей остригали волосы, - этот парик ей предстояло носить всю оставшуюся жизнь. В XIX столетии еврейки возмутились против обычая стричь волосы, и он почти исчез. В России в 50-х гг. XIX в. царь Николай I лично запретил стрижку: еврейки должны были распускать волосы в полицейских участках, дабы показать, что они не острижены.

Когда-то один еврей, обратившийся в христианство, обвинял своих бывших сестер по вере в том, что, выйдя замуж, они совершенно перестают следить за собой. Многие писатели отмечали, что еврейки рано полнеют и расплываются. А в некоторых областях Магриба девушку специально за сорок дней до свадьбы запирали в темной комнате и все эти дни кормили мучными продуктами, чтобы скорее потолстела; в Тунисе эту практику «предсвадебного откорма» прекратили лишь между 1900 и 1910 гг. Питание было главной заботой для многих еврейских жен; из страха, что пищи не будет завтра, ее поглощали сверх всякой меры сегодня; эта привычка сохранялась, даже когда приходил стабильный достаток. Малоподвижный образ жизни, забота о будущих детях, заставлявшая женщину особенно много есть во время каждой беременности и кормления, - все это приводило к преждевременной тучности, как и неумеренное потребление сахара, чем грешат евреи и в наши дни: Израиль находится на четвертом месте в мире по потреблению сахара на душу населения. Быстро набирая вес, женщина становилась бесформенной и даже безобразной. Длинные, просторные одежды из плотной ткани отчасти скрывали эти недостатки. Если супруге изредка случалось куда-нибудь пойти, она тяжело несла свои пышные формы и передвигалась мелкими шажками, то и дело останавливаясь и отдуваясь: все это было признаками ее несомненного достоинства. В алжирской газете «Антижюиф» от 6 сентября 1897 г. один чиновник-антисемит писал, что с годами еврейская женщина растет не по вертикали, а по горизонтали; примерно в это же время Мопассан в «Бродячей жизни» описал необъятные телеса тунисских евреек. Э.Дюнан, будущий основатель Красного Креста, объяснял их чудовищную полноту тем, что их кормят щенками.

Легкость, с которой еврейки набирают вес, порой едва выйдя из детского возраста, могла бы навести на мысль о наследственной предрасположенности; однако сегодня среди них насчитывается достаточно худеньких и стройных, пожалуй, даже больше, чем у других народов; но, быть может, одержимые желанием стать похожими на Лиз Тейлор и других звезд, они проявляют чисто еврейскую черту характера - несгибаемую волю.

Многие еврейки, обезображенные чрезмерной тучностью, пытались придать себе хоть какую-то привлекательность с помощью духов, умащая ими все тело; Талмуд издревле рекомендовал мужьям выдавать женам достаточно денег на покупку благовоний. С этой же целью еврейки увешивали себя драгоценностями, как правило, крупными и бросающимися в глаза. В древности еврейки носили даже кольцо в носу. Делакруа и ориенталисты всегда изображали их с тяжелыми браслетами на запястьях и лодыжках. На Западе еврейки носили менее массивные украшения, по примеру других европеек, и все же их драгоценности были немного ярче и заметнее, быть может, как наследие их далеких предков.

Менталитет еврейской жены не раз описывался с сочувствием. Она жила в постоянной тревоге: если супруга не было дома, начинала беспокоиться за него при малейшем дождике или порыве ветра.

Во времена еврейских погромов, а также на христианскую Пасху, когда иудеев традиционно обвиняли в убийстве Христа, ее тревога удесятерялась, и успокаивалась она, лишь когда муж был дома. В Алжире существовал обычай лить вслед уходящему воду с пожеланием скорейшего возвращения. Еврей, возвращавшийся домой усталым, а нередко и униженным, естественно, не мог противостоять жене; она же, чувствуя свою силу, становилась властной, напористой и буквально погребала беднягу под лавиной слов (так описывал подобные сцены Серфбеер).

Одной из ярких черт характера еврейской женщины всегда была ревность, быть может, как наследие эпохи полигамии, когда супруг мог иметь наложниц. В те времена женщина жила в постоянном страхе (особенно когда начинала стареть), что муж возьмет в дом новую, молодую жену и предпочтет ее маленького ребенка уже выросшему сыну от первой жены, который мог, к тому же, желать скорой смерти отца, чтобы получить после него наследство. Неудивительно, что в старинных песнях йеменских женщин, некогда переселившихся в Израиль, с постоянством навязчивой идеи повторяются слова о сопернице.

Видимо, иудеи с древности немало натерпелись от сварливых жен, ибо Талмуд предписывает жене знать свое место, держаться скромно, не забывать, что она была создана из ребра Адама (а может быть даже, как утверждают некоторые раввины, из его крайней плоти). Похоже, однако, что немногие жены следовали этим советам: изречения из Талмуда, касающиеся брака, исполнены горечи: «Взять жену - значит искать иголку в мешке с ядовитыми змеями», «Счастливые супруги - в ином мире» и т. п.

Очевидно, что нынешние жены унаследовали кое-какие черты от своих далеких предков. Еврейская жена, как правило, женщина властная, не терпящая возражении от мужа. Л.Гартнер в своей работе о евреях, живущих в Англии, писал, что муж, всегда готовый что-либо покритиковать вне дома, не решается и рта раскрыть в кругу семьи, словно боясь вступить в спор с женой. В 1969 г. американские социологи опубликовали интервью 200 евреек, большая часть которых - уроженки Филадельфии и Нью-Йорка. Ученые заключили, что «еврейские семьи держат первое место среди всех этнических групп по количеству семейных ссор»; ссоры могут продолжаться часами, но, быть может, именно благодаря этому обстоятельству, этой своеобразной «разрядке» статистика разводов у евреев много ниже, чем у других народов. Катя Рубинштейн рассказывает в своих мемуарах: «Прогуливаясь с отцом по улицам Туниса в день шаббата, я слышала доносящиеся из окон домов женские крики. Когда муж дома, он становится мишенью, в которую выпаливается вся накопившаяся горечь еврейской женщины». В литературе не раз отмечалась нервность евреек, их склонность к неврозам; так, иногда они дают выход своим эмоциям, принимаясь неистово чистить, мыть и скрести все подряд, затевая генеральную уборку, как перед Пасхой, выискивая малейшую пылинку на полу. Для большинства еврейских жен мир замыкается семейным кругом, отсюда их подозрительность и гипертрофированная ревность.

Много было сказано и о требовательности еврейских женщин; об этом писал, например, А.Мальро, чья жена была еврейкой. Мужчина, женившийся на дочери Израиля, даже если сам он христианин, делает по дому вдвое больше работы, чем муж любой другой женщины. Американские писатели Д.Бенсимон и Ф.Лотман изобразили жену-еврейку, которая желает жить в самых роскошных отелях, обедать в лучших ресторанах, носить самые дорогие меха и драгоценности, словно вознаграждая себя за нищету своих предков.

Однако ни ссоры, ни ревность, ни требовательность не ослабляют семейных уз, особенно прочных у этого народа. По данным опроса, 432 еврейки из одного города сказали, что их мужья по крайней мере один раз в день звонят им по телефону (гораздо чаще, чем не-евреи); сами женщины по крайней мере раз в день звонят на работу мужьям, в то время как среди христианок это делает лишь незначительное меньшинство; супруги-евреи имеют очень мало тайн друг от друга; годовщина свадьбы празднуется у них куда чаще, чем в других семьях.

Тем не менее с течением времени еврейскую чету ждет еще одно тяжелое испытание: депрессия жены. В США одна женщина-социолог обследовала 122 еврейки из разных кварталов Нью-Йорка в возрасте между 40 и 45. В глубокой депрессии оказалось вдвое больше женщин, чем показали опросы среди не-евреек такого же возраста. Социология видит причину этого в том, что в еврейской семье между матерью и детьми устанавливается слишком тесная связь; когда же дети оперяются и покидают родное гнездо, это тяжелый удар для матери. Надо еще добавить, что еврейки, словно неся на себе весь груз былых страданий своего народа, в любой момент готовы разразиться слезами и причитаниями. Эта черта их характера находила широкое применение в местечках Восточной Европы: ни одни похороны не обходились без профессиональных плакальщиц. Случалось даже, что еврейка, случайно встретив похоронную процессию и не зная даже, кого хоронят, спешила присоединить свой голос к хору плакальщиц.

СЕКСУАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЕВРЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Согласно «Книге Бытия» первой согрешила Ева. Именно женщина ввергла мужчину в плотский грех, поэтому евреи издревле приписывали дочерям Евы более пылкие и необузданные желания, чем сильной половине человечества. Талмуд позволял женщине оставаться наедине с двумя мужчинами: это удовлетворяло ее природную похотливость, однако мужчине запрещалось находиться в обществе двух женщин: он считался более целомудренным от природы, и такая компания могла его развратить. Многие библейские героини могут служить примером пылкого сексуального темперамента: от дочерей Лота до жен Потифара (не следует также забывать о Рахили и Лие, соперничавших из-за Иакова).

Похоже, однако, что нынешние женщины еврейской диаспоры мало что унаследовали от своих далеких предшественниц. Как уже отмечалось, поведение верного традициям мужа вряд ли могло возбудить жену. Возвращаясь домой, мужчина должен был, прежде чем переступить порог, поцеловать мезузу - рамку, в которой были заключены строки из Торы, призывавшие его не грешить. Ежедневное чтение Священного Писания тоже предназначалось для того, чтобы уберечь правоверного от греха. Во избежание соблазна мужу не полагалось смотреть на одежду жены, даже висящую в шкафу, да и на жену не следовало слишком заглядываться: в Торе рассказана поучительная история об одном святом, который, женившись на безобразной женщине, заметил, как она уродлива, лишь в день ее смерти.

Похожий на священника в своих длинных одеяниях, еврей даже дома не снимал ермолки, будто именно в ней была сосредоточена святость. Надо думать, его внешний вид был не слишком привлекательным; а как мог бедняк улучшить его, если ему нельзя было даже смотреться в зеркало? Это разрешалось лишь раз в день, при бритье. Один раввин (уже в наши дни) говорил: если у тебя болит глаз, чтобы рассмотреть его в зеркале, прикрой лицо.

Добрая сотня непременных ежедневных молитв и бесконечные ритуальные омовения довершали облик супруга: он больше походил на монаха, чем на мужчину. Согласно поздней раввинской литературе муж не должен был целовать жену, дабы не ввергать себя во искушение. Омовения начинались с самого утра, необходимо было омыть руки, встав с постели, ибо «ночью силы зла водят твоей рукой и делают ее нечистой». Половой акт, как уже известно, чтобы не обернуться грехом, был подвержен многочисленным ограничениям. Мужчина, как правило, вступал в брак девственником, плохо осведомленным об этой стороне жизни, и, конечно, не имел ни малейшего представления, как пробудить чувственность жены. Правда, в брачном договоре содержались строки о том, что муж должен доставлять жене удовольствие, но зачитывавший документы раввин обычно читал их скороговоркой.

В наши дни, несмотря на то что мужья, разумеется, стали привлекательнее внешне и куда более искушены в вопросах секса, еврейки проявляют очень мало интереса к интимной жизни. Из 62 опрошенных евреек в Израиле 60 % считают супружескую близость неприятной, 2 женщины (родом из Ирака) ненавидят ее «хуже смерти», лишь 12 когда-либо испытали оргазм. А между тем считалось, что если женщина испытывает наслаждения в объятиях мужа, то она непременно родит мальчика, поэтому многие женщины несомненно силились почувствовать хотя бы удовольствие. В Америке родилось множество шуток на тему холодности евреек: они-де закрывают глаза, потому что «им невыносимо видеть наслаждение партнера; заниматься любовью раз в неделю - для них уже нимфомания». Впрочем, женщины могли бы возразить, что все эти шутки придумали сами еврейские мужчины, дабы оправдать свои похождения с арийками.

Американские гинекологи Л.Дикинсон и Л.Баум наблюдали 40 пациенток-евреек; почти все женщины обратились по поводу бесплодия, однако у 22 из них были к тому же серьезные сексуальные затруднения и только у 6 их не было вовсе. Мастерс и Джонсон пишут, что из 193 женщин, никогда не испытывавших оргазма, 41 была очень религиозна и строго соблюдала все обряды; этим, по мнению врачей, и объяснялся их недостаток чувственности; 16 из них были еврейками. Из их же пациенток, страдавших вагинизмом - непроизвольным сокращением мышц влагалища перед половым сношением, - еврейки составляли треть.

Неопытный муж, многочисленные запреты… Итак, секс не приносил еврейской женщине особой радости, поэтому она искала утехи в детях и привязывалась к ним сверх всякой меры. Она ждала от них того, чего не дождалась от мужа, - искренней, пылкой любви, и отдавала им всю свою душу.

СВЕКРОВЬ - ТРЕТЬЯ В СУПРУЖЕСКОЙ ЧЕТЕ

Чрезмерная привязанность матери к детям может стать для них обузой, когда, став взрослыми, они сами женятся. Много было написано о еврейской свекрови, а в американской литературе 60-х гг. XX в. она стала центральной фигурой. Молодая жена по традиции входила в семью мужа и тут же попадала под власть его матери, которая была счастлива сторицей вернуть невестке все, что сама когда-то вытерпела от собственной свекрови. Жизнь со свекровью могла свести на нет радость супружеской близости: если мать с детства чрезмерно опекает сына, у него впоследствии возникают трудности с женщинами. Так Портному, герою романа Ф.Рота, образ матери столь прочно врезался в сознание, что на первом году учебы он в каждой учительнице видел переодетую мать. Позднее, в Израиле, все девушки казались ему копией матери, и он каждый раз оказывался с ними несостоятельным, несмотря на все свое извращенное воображение.

Надо добавить, что молодая жена обычно сохраняла очень тесные отношения с собственной матерью и, естественно, у двух столь близких женщин могла родиться мысль объединить свои силы против слабака-мужа. По данным обширного социологического исследования, проведенного в США, 55 % замужних евреек видятся со своими матерями не реже раза в неделю (у не-евреек этот процент составляет всего 43,5 %); при невозможности видеться они постоянно пишут друг другу или звонят по телефону; так, одна еврейка звонила матери ежедневно на протяжении 20 лет, не пропустив ни одного дня. Непрестанно повторяемое детям наставление «Возлюби отца своего и мать свою», несомненно, способствовало горячей привязанности дочери именно к матери, которая, постоянно присутствуя в доме, была ей ближе, чем вечно занятый отец.

Случается, что отношения между свекровью и тещей не складываются, что вносит в семейную жизнь молодой четы еще больше раздоров. На некоторых еврейских свадьбах в Нью-Йорке под общий смех исполняется так называемый «танец свекрови и тещи», которые изображают драку; глядя на этот забавный номер, каждый из гостей может вспомнить собственную семью, а новобрачным он предвещает не самое радужное будущее.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ

Питание, употребление алкогольных напитков, естественные отправления - все это так или иначе отражается на сексуальной жизни супружеской четы.

Еврейская кухня была и остается немаловажным фактором прочности семьи. Стол - это домашний алтарь, супруга - его служительница, ее миссия - следить за соблюдением древних законов и традиций, связанных с приемом пищи. Некогда еврей, отправляясь в путешествие, брал с собой собственную посуду и еду, дабы не нарушать этих законов. Перспектива вновь обрести домашний стол со всеми привычными блюдами и непременными ритуалами заставляла его спешить домой и умножала радость возвращения.

Существовали особенно характерные для еврейской кухни продукты и ингредиенты. Прежде всего это чеснок. Говорят, что евреи пристрастились к нему во время египетского плена; еще во времена Плиния считалось, что чеснок возбуждает чувственность; он сохранил эту репутацию и среди талмудистов. Часто говорили, что еврея легко узнать по запаху, столько он поглощает чеснока. Героиня романа Р.Мартен дю Тара «Семья Тибо» Рашель, лишь наполовину еврейка, обожает колбасу с чесноком; этим штрихом автор подчеркивает ее происхождение. Монахам испанской инквизиции не составляло труда распознать марранов - псевдообращенных евреев: они всегда покупали перед Пасхой чеснок. Высоко ценили евреи также хрен и лук; на рынках Балеарских островов псевдообращенных опознавали и по этому признаку. Любили евреи и лимоны; ели их больше всего на Пасху и в праздник, именуемый Барах; возле каждой еврейской колонии на побережье Средиземного моря была лимонная рощица. Помидоры, которыми Европа долгое время после их открытия в Мексике пренебрегала, стали неотъемлемым компонентом питания по эту сторону Атлантического океана именно благодаря еврею - доктору Сиккари, в еврейской кухне их стали использовать очень широко.

Привлекательность еврейской кухни такова, что многие евреи, принявшие другую веру, и вероотступники еще долго тоскуют по ней. Анри Эн, отрекшись от иудаизма, сожалел лишь о его обрядах и о еврейской кухне. Некто Рахлин, еврей, ставший антисемитом, говорил, что кухня - последняя нить, связывающая его с иудаизмом. Хотя еврея не назовешь ни обжорой, ни гурманом, умная жена сумеет при помощи стола привязать его к себе куда крепче, чем постелью. Увы, став «рабой кухни», она вдвойне рискует быстро располнеть.

Часто отмечалось, что евреи злоупотребляют кофе; помимо депрессии и нервных расстройств, которые влечет за собой неумеренное потребление этого напитка, он может отрицательно повлиять и на сексуальную функцию. Возможно, большие количества кофе восполняли нехватку алкоголя, который евреи почти не употребляли (об этом речь пойдет ниже). В начале XIX в. Серфбеер де Медельшейм описывал эльзасских евреек, которые собираются вместе, чтобы выпить по чашке кофе: без этого, считает он, еврейская женщина не мыслит своей жизни. Позднее раввин С.Дебрэ опишет тех же эльзасок, подкрепляющихся бесчисленным множеством чашечек кофе. В Тунисе и Марокко кофе заменял чай - в таких же количествах и с теми же последствиями.

Алкоголь и евреи. История с Ноем в виноградниках Господних отнюдь не типична для евреев - как древних, так и нынешних. Алкоголизм был и остается у них явлением куда более редким, чем у окружающих их народов. Еще Кант утверждал, что женщины, пасторы и евреи никогда не напиваются. Один израильский хирург рассказывал, что на конференции доктора И.Симона по древнееврейской медицине, состоявшейся в центре Рати в Париже в феврале 1979 г., он принял своего соседа по столу за собрата по вере: тот не пил ничего, кроме воды. Добрая сотня интервью, взятых у израильтян в 1977 г., подтверждает их трезвость или, по крайней мере, умеренность в потреблении алкогольных напитков. Доктор И.Симон отмечает, что в парижской клинике Ротшильда, большинство пациентов которой составляют евреи, крайне редки случаи белой горячки. Та же картина наблюдается и в психиатрических больницах США.

Трезвость евреев вынуждены признавать даже антисемиты. Братья Гонкуры в своем романе «Монетта Саломон» объясняли воздержанность Монетты принадлежностью к непьющему народу. Сам Дрюмон признавал за евреями это достоинство, однако утверждал, что в силу своей трезвости они слишком приземлены и неспособны постичь «поэзию опьянения». И нацист Вершуер, профессор Берлинского института антропологии, отмечал, что алкоголизм у евреев - редкость. В 20-х гг. нашего столетия в Варшаве было арестовано за пьянство более 2 000 христиан и всего 30 евреев.

Однако даже трезвость некоторых политических деятелей еврейского происхождения послужила пропаганде антисемитизма. Карикатура Сеннепа изображает Леона Блюма среди виноградарей департамента Эро: вынужденный принять из их рук стаканчик красного вина, бедняга прижимает ко рту носовой платок. Мендес Франс, смертельный враг самогоноварения, многократно подвергался насмешкам за то, что выпивал на трибуне парламента стакан молока; будь в нем хоть капля французской крови, утверждал Пужад, он не пил бы молоко. И, вероятно, не случайно первым председателем правительственной комиссии по борьбе с алкоголизмом стал Робер Дебрэ, сын и внук раввинов, а сменил его на этом посту Жан Бернар, тоже еврей по рождению.

Ученые часто задавались вопросом: откуда такая воздержанность у евреев? Говорили даже о наследственном врожденном отвращении. Однако скорее роль здесь сыграла религия. Талмудисты видели в вине источник всех грехов: «Не напивайся, и не согрешишь», - предупреждали они. Особенно опасались раввины действия вина на женщин, поэтому жена могла пить только в присутствии мужа. Один раввин утверждал, что женщины, родившиеся от алкоголиков, несут печать родительского греха на своих лицах и вынуждены скрывать красные жилки на коже с помощью румян; страх перед такой напастью мог навсегда отвратить женщину от стакана вина. Алкоголик не имел права свидетельствовать в суде. Но главное - еврей, веками бывший объектом гонений и ненависти, чтобы выжить, должен был обладать подчас нечеловеческой силой воли и трезвым расчетливым умом и поэтому не мог позволить себе стать еще более слабым и уязвимым, предаваясь пьянству. К тому же при скученном существовании евреев в общинах склонность одного из них к вину была бы немедленно замечена и осуждена. В прошлом евреи, как в Европе, так и на Востоке, воздерживались от вина еще и по религиозным соображениям: виноград топтали ноги христиан.

Однако случалось и евреям отступать от своей привычки к трезвости. Так, для создания атмосферы веселья на празднике Пурим легкое опьянение допускалось и даже считалось хорошим тоном. Хасидиты, представители мистической секты иудаизма, считали, что алкогольные напитки в разумных дозах усиливают религиозный пыл. В начале 20-х гг. XX в., во времена сухого закона в США, подпольная торговля спиртными напитками находилась на 95 % в руках бутлеггеров-евреев. А как не пропустить несколько глотков при заключении сделки? В наши дни в США выходцы из Израиля контролируют крупные ликероводочные предприятия, что, однако, не отражается на их трезвости и дает повод для новых нападок антисемитов: алкоголь, дескать, это для других.

Супругам, которые хотели иметь мальчика, Талмуд советовал выпить по глотку спиртного перед сношением. Этой рекомендации следовали не только евреи. Наполеон писал Августе, супруге Евгения Богарнэ, что она должна пить каждый день понемногу вина, чтобы родился мальчик. Еврейка Агнес Блюм, биолог по профессии, много лет проработавшая в США и в Риме над проблемой определения пола будущего ребенка, подтвердила догадку своих предков научным методом: она впрыскивала небольшое количество алкоголя мышам перед спариванием, и процент мужских особей в помете оказывался значительно выше обычного.

В СССР евреи, благодаря своей воздержанности, считались наилучшими мужьями: ведь они не только не бьют жен, но и не напиваются. Подобное мнение сложилось и в США, где матери-еврейки советуют дочерям выбирать в мужья соотечественников: они редко «ходят на сторону» да еще и не пьют. Однако деньги, сэкономленные на спиртных напитках, евреи успешно тратят на еду. Одна американская газета отмечает, что еврейские клубы легко отличить по соотношению статей дохода: счета за еду во много раз превышают счета за выпивку, тогда как во всех других клубах картина обратная.

Трезвость многих поколений евреев на протяжении веков не могла не оказать благотворного влияния на их потомков. Американский биолог Снайдер пишет, что евреи, даже пристрастившись к спиртному, реже страдают от различных расстройств, порождаемых алкоголизмом; вероятно, их печень меньше подвержена разрушительному действию алкоголя.

Один английский врач считает, что, поскольку евреи пьют спиртное за едой, его вредное действие смягчается; кроме того, пьют, как правило, во время многочисленных ритуалов и церемоний, сопровождая питье молитвами; оно приобретает таким образом сакральное значение, что предотвращает злоупотребления. Талмуд гласит, что можно будет пить вино свободно и без последствий, только когда придет Мессия. И все же сегодняшние евреи, не дожидаясь Мессии, увы, пьют наравне со всеми, и от былой воздержанности этого народа скоро останется лишь воспоминание.

Другая вредная привычка - курение. Запрет курить в субботу мог сильно сократить потребление табака у евреев - ведь курильщику очень трудно каждую неделю делать перерыв на сутки. Между тем на карикатурах еврей-делец часто изображается с сигарой во рту; но, быть может, для него это образ мужского члена, отражающий тоску по мужской силе (о нехватке которой уже говорилось), а не зажигает он ее не из экономии, а чтобы сохранить в целости орган, который она символизирует?

Что же касается азартных игр, возможно, эта страсть компенсирует евреям сексуальную неудовлетворенность. В 1960 г. социальные службы США зафиксировали на 300 собраниях членов ассоциации по реабилитации игроков более 50 % евреев.

Естественные отправления, от регулярности которых в немалой степени зависит душевное равновесие супруга и супруги, стали поистине навязчивой идеей талмудистов. Мягкий стул был благословением небес. Запоры мешали верующему сосредоточиться на помыслах о Боге. Правоверному иудею следовало регулярно освобождать кишечник, при необходимости прибегая к слабительным. Отправлению естественных надобностей предшествовал целый религиозный церемониал: следовало повернуться лицом к северу, действовать исключительно левой рукой и, чтобы не обнажать тело, приподнять край одежды, лишь присев, затем прочесть молитву. Ни в коем случае нельзя было торопиться: кто подолгу пребывает в отхожем месте, тот умножает свои дни и года. Отправив естественную надобность, следовало молитвой возблагодарить создателя, даровавшего человеку необходимые отверстия.

Аббат Грегуар, ратовавший во времена Великой французской революции за духовное возрождение евреев, не переставал удивляться их интересу к «низменным функциям организма». «Они считают, - писал он, - что душа человеческая пропитывается зловонием от слишком долго сдерживаемых испражнений». Похоже, что и от этой черты евреев кое-что сохранилось сегодня. В романе Ф.Рота «Портной и его комплекс» отец героя страдает хроническим запором, спасаясь только слабительными и промываниями желудка. Ксавьера Холландер, став обозревателем сексуальной странички журнала «Пентхауз», писала в рубрике «О гигиене», что матери-еврейки постоянно ставят клизмы своим детям, чаще других страдающим запорами. Эта подлинная мания очищения кишечника еще недавно находила свое отражение в ритуале обмывания покойников у евреев Марокко: один из обмывающих вводил палец в анальное отверстие и насколько возможно прочищал прямую кишку.

Генриетта Ассео, еврейка из Салоник, писала, что запоры у евреев «тверже цемента, крепче скал». Марсель Пруст в письмах к матери жаловался, как трудно ему бывает освободить кишечник, и эти неприятности отразились в творчестве писателя: его герой Сван также страдает «запорами пророков». А Леон Доде в романе «Во времена Иуды» с упоением описывает еврейского писателя Марселя Швоба, часами просиживавшего в туалете, чтобы облегчиться; выйдя оттуда, он становился на диво красноречивым, словно облегчил не только кишечник, но и ум.

Хронические запоры у евреев могут объясняться в первую очередь привычкой к сидячему образу жизни, кроме того - низкой сексуальной активностью. Известный английский гинеколог Мария Стоне отмечала, что запоры часто сопутствуют фригидности. Возможно и другое объяснение - религиозное. Еще эссенийцы в древней Палестине считали, что кишечник, как и все тело, в субботу должен отдыхать, в этот день они старались не отправлять естественную надобность. Возможно, их примеру последовали некоторые особенно набожные евреи, а периодически подавляемый рефлекс мог отрицательно сказаться на работе кишечника.

Евреи еще в древности тщательно прятали свои испражнения. Античный историк Иосиф Флавий пишет, что в этом они следовали примеру римских солдат, которым предписывалось закапывать экскременты специальной лопаткой. Кроме того, талмудисты издревле требовали, чтобы ночной горшок находился как можно дальше от Торы. Это правило касалось также кишечных газов. Раввин Юдах говорил, что, если кто-нибудь «чихнет нижней частью» во время чтения Священного Писания, чтение следует прервать и подождать, пока выветрится запах. Другие раввины учили, что, если кто-то во время чтения почувствует, что выход газов неизбежен, он должен отойти в сторону на четыре локтя, а выпустив газы, возблагодарить создателя и лишь после этого продолжить прерванное чтение. Эта «анальная мораль», столь дорогая сердцу ученика Фрейда еврея Ференци, внушалась ученикам раввинов с незапамятных времен и, похоже, крепко сидит в головах набожных евреев и по сей день, оказывая несомненное влияние на их повседневную семейную жизнь.