Кто такие готы (племя) и что это за народ? Авары и болгары.

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Готы. Гунны. Авары. Болгары. Хазары.

КИММЕРИЙЦЫ
До образования единого Древнерусского государства, основные исторические события происходили на Северном побережье Чёрного моря, где первым народом, о котором до нас дошли письменные свидетельства, были киммерийцы. Этническое происхождение киммерийцев до сих пор вызывает в науке споры. Большинство учёных, в том числе таких авторитетных как М.И. Ростовцев и В.Г. Вернадский относят киммерийцев к Индоевропейской языковой семье, а некоторые историки даже видят в них этнических предков славян. Но существуют и другие точки зрения, например А. Б. Башмаков считал киммерийцев предками Черкесов, которые, как известно, входят в состав Северокавказской языковой семьи. Однако, судя по арийскому типу лица киммерийцев, и фракийским именам их царей, первое мнение кажется ближе к истине.

В период своего расцвета, который пришёлся на VIII в. до, н.э. киммерийцы контролируют огромную территорию от Днестра до Керченского пролива, ведут победоносные войны на Кавказе с государством Урарту, и в Малой Азии с Ассирией. Но скифское нашествие уничтожило государство киммерийцев. О том, как это произошло в своём труде «История» подробно рассказывает Геродот. Привожу его рассказ полностью: «Кочевые племена скифов обитали в Азии, когда массагеты вытеснили их военной силой скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя, цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом, ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех погибших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса. После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной ».

Киммерийцы, покинувшие свою страну, разошлись по двум направлениям: киммерийцы, обитавшие на территории современной Кубани, заняли южный берег чёрного моря в районе Синопы. Племена же жившие в Крыму и Южной России, по заводному побережью Чёрного моря дошли до Фракии, где объединилась с фригами и ещё в течение полувека совершали набеги на малоазиатские страны: Фригийское царство, Мидию, Ассирию, Магнезию, Ефес.

Постепенно киммерийцы сходят с исторической арены, Основная часть их была истреблена в многочисленных войнах, другая ассимилирована скифами и северокавказскими племенами синдов. В итоге память о их историческом существовании осталось в названиях Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), поселения Киммерик, Киммерийской переправы и Киммерийского вала.

СКИФЫ
Киммерийцев с Северного Причерноморья вытеснили скифы-загадочный народ неясного этнического происхождения. Официальная историческая наука признаёт иранское происхождение скифов. Но многие известные историки прошлого и настоящего, такие как В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, А.Д. Нечволодов, Д.Я. Самоквасов, В.Н. Дёмин видят в скифах предков восточных славян, наконец, есть учёные как, например американский историк Ньюман, которые отождествляют скифов с монголами. Выше перечисленные точки зрения пытался объединить известный эмигрантский историк В.Г. Вернадский: «Каждая из этих теорий - писал он - должна иметь в себе, по крайней мере, зерно истины, поскольку представляется вероятным, что во многих случаях под именем скифы подразумевались племена различного этнического происхождения. Правящая скифская орда, возможно, была иранского происхождения, некоторые второстепенные могли состоять из угров и монголов, и таким образом не исключено, что другие группы известные под именем скифов - как например Скифы пахари были протославянского происхождения» .

Основным источником по истории скифов служит знаменитый труд Геродота, в котором содержится много ценных сведений о жизни скифов. Так Геродот сообщает, что скифы не были единым народом, а делились на множество отдельных племён, к которым Геродот относит сколотов, аллазонов. каллипидов, саков, невров таков далеко неполный список скифских племен, приведённый Геродотом. Из «Истрии» Геродота мы знаем, что основным занятием скифов были война и скотоводство, но были и земледельческие племена, которые выращивали хлеб на экспорт в Грецию, к таковым он относит Боресфенитов живущих по Днепру (греческое название Днепра Борисфен). Господствующим племенем были сколоты – царские скифы, которым подчинялись все остальные скифские племена. О религии скифов Геродот сообщает, что основными богами, которым скифы молились, и приносили по праздникам в жертву животных, были Папей, Ани, Гойтосир, Агримпаса, Фагимасад. При этом Геродот отождествлял Папея с Зевсом громовержцем, Апи с греческой богиней земли Геей, Гойтосира с Аполлоном, Агримпасу с богиней любви Афродитой, Фагимасад отождествлялся Геродотом с Посейдоном.

Что касается военной истории скифов то, вытеснив Киммерийцев, они заняли огромную территорию, которую Всемирная история определяет от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Однако, этим не ограничились и вторглись в Малую Азию, подчинили своему влиянию Мидию, Сирию и Палестину. Их господство в Азии по свидетельству Геродота длилось двадцать восемь лет, пока Мидийский царь Киоксар не напоил скифов на пиру и не перебил многих из них. После этого скифы были вынуждены покинуть Азию и вернуться обратно в причерноморские степи. Но самой выдающейся победой скифов. Был разгром персидских войск царя Дария, который в 512 Г. до н.э, как полагает Геродот хотел наказать Скифов за их вторжение в Азию.

Безраздельное господство скифов в северном Причерноморье продолжалось до конца III в. до, н.э. С этого времени их из южнорусских степей начинают вытеснять сарматы. Под их давлением скифы отступили в Крым, и организовали, новое государство столицей которого стал Неаполь. Это новое скифское государство просуществовало до второй половины 3 в. н.э. Потом оно было разгромлено готами и больше не возродилось. После поражения нанесённого готами скифы утратили свою этническую самостоятельность, и сошли с исторической арены.

САРМАТЫ
Начиная с III в. до н.э. из причерноморских степей скифов начинают вытеснять родственные им по языку и культуре, обитающие за Днепром сарматы. Как и скифы, сарматы не были единым народом, а делились на множество разных племён. Основными сарматскими племенами были: аланы, аорси, роксоланы, сираки, языги. Вытеснив скифов, сарматы заняли пространство, которое Большая Советская Энциклопедия определяет от р. Тобол на Востоке и до Дуная на Западе. Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство, но были и земледельческие племена выращивающие злаки, лён, лук, чечевицу. У сарматов дольше, чем у других племён сохранялись пережитки матриархата. Женщины сарматки, так – же как и мужчины стреляли из лука, скакали на лошади, носили ту – же одежду, что и мужчины, принимали активное участие в общественной жизни. Известен сарматский обычай, по которому женщина не имела права выходить замуж, пока не убьёт хотя – бы одного врага. По этой причине многим женщинам не удавалось выйти замуж до конца своей жизни.
Шестьсот лет сарматы господствовали в южнорусских степях пока их оттуда в III в. н. э. не вытеснили готы. Господство сарматов на юге России не принесло ничего хорошего этому региону и его населению. Академик Б. А. Рыбаков писал по этому поводу: «Новые хозяева степей сарматы вели себя совершенно иначе, чем скифы: если со скифами на протяжении пятисот лет славяне более или менее мирно сосуществовали, и у нас нет данных о серьёзных враждебных действиях, то сарматы вели себя агрессивно. Они перерезали торговые пути, громили греческие города, нападали на славян и отодвинули зону земледельческих посёлков к северу» .

Приблизительно с IV в. н.э. часть сарматских племён вместе с готами и гуннами включается в великое переселение народов. Другие сарматские племена, не принимавшие участия в этом процессе, постепенно ассимилировались со славянскими и северокавказскими племенами. Так постепенно сарматы растворяются среди других народов.

ГОТЫ
Первоначально, восточногерманские племена готов проживали на южном побережье балтийского моря, в устье р. Вислы, но рост населения и нехватка плодородных земель в конце III в. н.э. заставили готов сняться с насиженных мест, и отправиться на поиски более плодородных земель. Двигаясь на юго-восток, готы постепенно достигают северных берегов чёрного моря, и к концу III в. н.э. уже заселяют всё северное Причерноморье.

Следует отметить, что готы разделились на две большие ветви. Это разделение если верить историку Иордану произошло случайно, когда готы переправились через Днепр по мосту в районе современного Киева с левого берега на правый, мост неожиданно рухнул и готы, таким образом, невольно оказались разделёнными на две части.

Готы успевшие перейти реку, осели в низовьях Днестра и прозвались вестготами (западными готами). Они совершали набеги на владения Римской империи. В результате этих набегов в 418 г на территории Западной Римской империи в Южной Галлии ими было основано первое варварское королевство, столицей которого стал г. Тулуза. Однако завоевав значительную часть Испании, вестготы были постепенно ассимилированы местным населением Римской Империи.

Готы не успевшие пересечь реку и оставшиеся на левом берегу Днепра заняли территорию от низовья Днепра до устья Дуная и стали называться остготами (восточными готами). Наивысшего могущества остготская держава достигла в середине четвёртого века при короле Германарихе. Германариху не только удалось утвердить свою власть над всеми восточными племенами готов, но и множеством племён германского, славянского, финско-угорского происхождения: антов, венедов, герулов, склавинов, весь, мордву, мерю, пермь, чудь. Но 375 г. Германарих потерпел сокрушительное поражение от гуннов и не в силах с этим смириться покончил с собой. После его смерти восточный союз гуннских племён приходит в упадок и постепенно прекращает своё существование.

ГУННЫ
В 160 г. н.э. в причерноморских степях римским историком Дионисиями Периегетом были отмечены новые выходцы из Азии. Гунны - кочевой народ тюркского происхождения. Хотя также высказываются мнения о монгольском, угро-финском, славянском происхождении гуннов. Но, несмотря на раннее появление гуннов в Причерноморье их массовое передвижение на Запад начинается только с 70-х гг. 4 в. н.э. Подчинив сначала своей власти на Северном Кавказе аланов, гунны перешли, затем Дон и нанесли поражение готскому вождю Германариху. С этого момента начинается так называемое «великое переселение народов». «Именно гунны - писал по этому поводу Г.В. Вернадский - начали «великое переселение народов» как оно было названо. Аланы были первыми, кто испытал последствия гуннского натиска, а за ними вскоре последовали герулы, бургунды и готы. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось в свою очередь в движение других германских племён с их собственных мест…» .

Наивысшего могущества государство гуннов достигло в середине пятого века при царе Атилле (434-453) , при нём в гуннский союз племён входили анты, остготы, герулы, гепиды и многие другие племена. Покорённые народы платили гуннам дань и участвовали в предпринимаемых гуннскими вождями военных походах. Окрылённые военными успехами Гунны вторглись в Галлию входящую в то время в состав Римской империи, но в 451 г. потерпели поражение на Каталонских полях от объединённых сил римлян, вестготов и франков под руководством римского полководца Аэция. Это поражение нанесло сильный удар по гуннской державе. Положение усугубилось после смерти Атиллы в 453 г. Его сыновья начали меж собою борьбу за власть. А после ещё одного поражения в 455 г. гуннская империя распалась.

Господство гуннов пагубно сказалось на развитии всей Южной Руси. «Гунны не принесли с собой ничего кроме опустошений, массовых убийств, грабежей и тяжёлой дани наложенной на подвластные народы. В причерноморских степях завоеватели дотла уничтожили земледельческую культуру, стёрли с лица земли островки оседлости и земледелия, которые существовали в зоне северо-западного Причерноморья и на нижнем Днепре. Сильно пострадали от гуннов и оседлые поселения лесостепи, особенно в её южной части» .

АВАРЫ
С владычеством гуннов в южнорусских степях было покончено, но вторжение кочевников на этом не прекратилось и в середине шестого века на смену гуннам приходят новые кочевники авары (Повесть временных лет, называет, их обрами). Ими в южнорусских степях был создан известный Аварский каганат, власти которого после долгой и упорной борьбы были вынуждены подчиниться племенные союзы антов и дулебов. Покорённые славяне облагались тяжёлой данью. Летопись сохранила тяжёлые воспоминания о господстве аваров. Однако, непрекращающаяся борьба восточнославянских племён привела в конечном итоге к свержению власти хазарского каганата в восьмом веке.

«Аварский каганат сыграл отрицательную роль в истории славянских племён. Аварское государство тормозило развитие производительных сил славянских племён систематически, подрывая их данями и поборами искусственно ограничивая распространение передового по тому времени хозяйственного уклада – оседлого земледелия. В борьбе с кочевниками-аварами славяне несли тяжелые потери».

ХАЗАРЫ
После болгар хозяевами южнорусских степей стали хазары. В VI в. они заняли территорию Северного Кавказа, Нижней Волги и Нижнего Дона. Им удалось подчинить своей власти южнорусские племена полян, северян, радимичей и вятичей. Хазары создали обширное государство, во главе которого стоял правитель Каган. Поэтому государство созданное хазарами получило название Хазарского каганата. Столицей каганата стал город Итиль на Нижней Волге. Основными видами деятельности хазар были кочевое скотоводство и торговля. Официальной религией Хазарского каганата стал ислам, но были также иудеи и христиане. Книга Велеса сохранила тяжелые воспоминания о хазарском господстве. «А хазары русичей брали на работы, взимали с нас дань и брали и детей и жён и очень зло били и творили зло». Во второй половине девятого века Святослав нанёс тяжёлое военное поражение Хазарскому каганату и Каганат прекратил своё политическое существование.

События, происходившие в древности, на территории Руси оказали большое влияние на исторические условия, которые в итоге привели к возникновению Киевского государства, так как именно в этот период формируется славянский этнос, хозяйственный быт, закладываются основы восточнославянской культуры. Словом создаются предпосылки образования государства.

Геродот. История. М.: 2006. С. 238-239.
Вернадский В. Г. Указ соч. С. 74.
См. Всемирная история в 24 томах. Т 4. М.: 1999. С. 233.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: 2004. С. 35.
См. Вернадский В.Г. Указ соч. С. 139.
Каргалов В.В. Русь и кочевники. М.: 2008. С. 9.
См . Каргалов В.В. Указ соч. С. 1 5.
Цит. по кн. Асова. А.И. Славянские боги и рождение Руси. М.: 2000. С. 374.

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

ГУННЫ

Согласно Л. Н. Гумилеву предки гуннов, тюркский народ хунну, жили на территории современных Монголии, Бурятии и Северного Китая, где создали свою могучую державу. В результате войн с Китаем и внутренних междоусобиц в 93 году она распалась. Часть хунну отступили западнее и на землях нынешнего Восточного Казахстана образовали новое государство. Несколько десятилетий они успешно противостояли китайцам, а в 155 г. были разгромлены сяньбийцами - предками монголов, после чего хуннский этнос распался. Одни слились с сяньбийцами, другие переселились в Китай, третьи, так называемые «малосильные», осели в горных долинах Тарбагатая и Семиречья, а четвертые, «неукротимые», 20-30 тыс. воинов, с арьергардными боями сумели оторваться от преследующих сяньбийцев и ушли на запад.

В 158 г. они достигли Прикаспийских степей - в 160 г, об их появлении писал Дионисий Периегет, а в 175-182 гг.- Птолемей, аланы на Северном Кавказе встретили их враждебно, но по соседству беженцы нашли себе хороших друзей - угорские племена, населявшие лесостепную полосу Поволжья и Урала. Вероятно, и для них союз с опытными воинами оказался очень кстати, обеспечивая защиту от сарматских и, по-видимому, славянских набегов. 200 лет они прожили вместе, постепенно сливаясь и смешиваясь, чтобы в средине 4 века явить миру свой грозный и безобразный лик.

Однако помимо Гумилевского взгляда, поддерживаемого, к слову, большинством современных историков, на проблему происхождения гуннов, есть и другие. И первое место в этом ряду безусловно принадлежит Иордану, готскому историку 6 века, незнакомому в силу объективных причин с рассуждениями как наших, так зарубежных корифеев. Вот что он в частности пишет:

«Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний, которых он сам на родном языке называл галиуруннами. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, - малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск, расселившись на дальнем берегу Мэотииского озера, не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров племени, стал тревожить покой соседних племен коварством и грабежами.» («Гетика»)

Напомню вскольз, что Иордан был христианином, а следовательно под женщинами-колдуньями он имел в виду, скорее всего, жриц языческих богов, которые вступили в конфликт с королем готов. Надо полагать, что у ведуний было немало сторонников, которые ушли вместе с ними. Таким образом единственный логический и вполне реалистический вывод из вышеприведенных высказываний Иордана будет таким: после того как готы вступили на землю Скифии между ними произошел раскол, спровоцированный религиозным конфликтом. Следовательно изначально готы и гунны либо были единым племенем, либо входили в один межплеменной союз.
Следует отметить так же, что Дионисий Периегет и Птоломей действительно упоминают гуннов, но помещают их в Поднепровье, западнее русаланов. Возникает резонный вопрос, каким образом гунны прошли от китайской границы до берегов Днепра, не потревожив при этом аланов. Ведь военные столкновения между аланами и гуннами начнутся только через двести лет, при этом гунны будут атаковать аланов не с востока, а с севера. Римский историк 4 в. Марцеллин прямо пишет:

«Племя гуннов, о которых древние писатели осведомлены очень мало, обитает за Меотийским болотом в сторону Ледовитого океана и превосходит своей дикостью всякую меру.» («Римская история»)

Меотийским болотом греки и римляне называли Азовское море. Следовательно гунны жили где-то в Волго-Окском междуречье, на территории нынешней Москвы и Московской области, где, если верить Геродоту, обитали в его время (5 век до н.э.) гелоны и будины. (Читайте статью «Великоросы» ) И где находилась столица гелонов город Гелон или Голунь более поздних источников. Согласно «Велесовой книге» Голунь была столицей Русалании и пала она в результате войны с готами. (Читайте статью «Русалания» ). В отечественных средневековых источниках гелоны упоминаются как голядь, а Иордан называет их голдескифами. Напомню, что Русалания была образована выходцами с южного берега Балтики ругами-венедами, вытесненных со своих земель готами.
Русаланы на протяжении почти восьмидесяти лет успешно противостояли готам, но, в конце концов, потерпели поражение. И эта победа позволила готам прорваться в Северное Причерноморье. Однако на этом борьба между готами и русаланами не закончилась, она продолжалась вплоть до гуннского нашествия, успех которого во многом и предопределила. (Читайте статью «Готы» , размещенную в этом разделе).

То, что славяне входили в гуннский союз не отрицает никто из историков, да и трудно это отрицать в свете откровений византийского посла Приска (средина 5 в н. э.), записавшего несколько слов, употребляемых воинами гуннского вождя Аттилы: «мед», «квас», «страва» (поминальная трапеза у славян). Более того весь уклад жизни Аттилы и его окружения, тоже описанный Приском, оказался настолько схожим со славянским, что даже упертые славянофобы не рискнули это отрицать. Конечно, в состав гуннского союза входили финно-угорские племена и их знать играла в этом союзе немаловажную роль, но языком окружения гуннского вождя был язык гелонов-гольтескифов, то есть по сути великоросов. (Вообще-то слово «великороссы» принято, бог знает почему, писать с двумя «с», однако я предпочитаю употреблять одну, поскольку «рос» это всего лишь грекоизированный вариант слова «рус»). Кстати, имя «Аттила», которое принято считать либо тюркским, либо угорским вполне созвучно таким именам как Аттал (римское) и Аталав (готское) и на поверку может оказаться славянским именем «Вадислав», что означает «вадить», то есть зачаровывать славу, или «Владислав». Вот как описывает свой визит к гуннам византиец Приск:

«Переправившись через какие-то реки, мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Аттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из бревен и хорошо выстроганных досок и окруженные деревянной оградой, опоясывавшей их не в видах безопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Онегесия, также окруженные деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобно тому, как у Аттилы…
При въезде в эту деревню Аттилу встретили девицы, шедшие рядами под тонкими белыми и очень длинными покрывалами; под каждым покрывалом, поддерживаемым руками шедших с обеих сторон женщин, находилось по семи и более девиц, певших скифские песни; таких рядов женщин под покрывалами было очень много. Когда Аттила приблизился к дому Онегесия, мимо которого пролегала дорога к дворцу, навстречу ему вышла жена Онегесия с толпой слуг, из коих одни несли кушанья, другие - вино (это величайшая почесть у скифов), приветствовала его и просила отведать благожелательно принесенного ею угощения. Желая доставить удовольствие жене своего любимца, Аттила поел, сидя на коне, причем следовавшие за ним варвары приподняли блюдо (оно было серебряное). Пригубив также и поднесенную ему чашу, он отправился во дворец, отличавшийся высотой от других строений и лежавший на возвышенном месте.»
(«Готская история» )

Это что, по-вашему, быт степняков-кочевников? А где кобылье молоко, в смысле кумыс? А где кибитки на колесах? Где знаменитые юрты? Конечно, Аттила мог заставить покоренных славян построить ему хоромы, но почему эти хоромы деревянные, а не каменные? Объяснение этому только одно – гуннская знать, включая Аттилу, привыкла жить именно в деревянных теремах и не собиралась менять своих привычек, даже переместившись из Волго-Окского междуречья в Придунавье.

Согласно Васильевой собственно гунны изначально были участниками готского движения от берегов Балтики к берегам Черного моря. И вот что она пишет по этому поводу:

«Этим движением были охвачены многие народы Центральной Европы, и, похоже, гунны были самым западным из них. В самом деле, «гуннами» называлось в древности одно из племен Фрисландии; все имена вождей гуннов - европейские, кельтского типа. Историко-эпическая традиция Западной Европы всегда считала гуннов «своими», в отличие от славян. Так, памятник германского эпоса, «Сага о Тидреке Бернском», описывает гуннов вполне дружески, Аттила изображен положительным героем и назван выходцем из Фрисландии; в то же время русские в этой саге выступают как основные противники гуннов и «германцев». Такими же «положительными» гунны выступают и в «Песни о Нибелунгах»…» («Евразийская история скифов»)

Причем под именем русов в «Саге» скорее всего выступают руги и русаланы, под именем гуннов выходцы из Гольдескифии, смешавшиеся к этому времени с фрисландцами, а под именем «германцев» - потомки скифов венеды, говорившие на славянских языках и заселявшие во время «Великого переселения народов» всю Центральную Европу. К этому же периоду восходит и русский былинный эпос, претерпевший конечно же за века своего бытования существенные изменения. (Читайте статью «Земля словен» , размещенную на этом сайте). По сути дела причиной готского и гуннского «нашествий» в Европу явилась гражданская война в Великой Скифии, носившая в своей завершающей фазе религиозную подоплеку.

Начало ей положили готы, приплывшие из далекой «Скандзы» на берега Вислы. Их натиск вынудил ругов отступить к Дунаю и Днепру. Часть из них осела на границе Римской империи, где возникла Дунайская Русь или Ругия, а другая часть во главе с Кием сместилась к Днепру, где образовало государство или если угодно племенной союз, в который кроме ругов вошли местные племена сполов (полян), росомонов (сарматов) и гольдескифов (великоросов). Это государство, получившее название Русалания, довольно успешно противостояло готам в течение почти целого века, но, в конце концов, потерпело поражение. Видимо, именно в это время пали Голунь и Воронежец, упоминаемые в Велесовой книге. Скорее всего, в это же время от Русалании отпала Гольдескифия, где утвердились гунны, союзники готов в войне с русаланами. Трудно сказать, где именно проходила граница между русаланами и гуннами, но в любом случае и те и другие изначально были вассалами Готской империи. Судя по археологическим данным, русаланы вынуждены были сместиться к северо-западу, где частично смешались с венедами. Что касается гуннов-фрисландцев, то за двести лет они окончательно растворились среди гольдескифов, подчинив между делом своей власти финно-угорские племена, заселявшие как лесную так и степную зону Поволжья. Это тем проще было сделать, что большая часть этих племен уже входила в состав Русалании и новой державе гуннов они достались по наследству.

Конечно, мне могут возразить, что есть и другие свидетельства историков, в частности Марцеллина, которые рисуют и самих гуннов и их образ жизни самыми черными красками. Вот вам, пожалуйста, образец:

«Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко прорезают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся надрезах, то они доживают до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, они имеют чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей, или уподобить тем грубо отесанным наподобие человека чурбанам, которые ставятся на краях мостов.
При столь диком безобразии человеческого облика, они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются корнями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть.
Никогда они не укрываются в какие бы то ни было здания; напротив, они избегают их, как гробниц, далеких от обычного окружения людей. У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучены переносить холод, голод и жажду. И на чужбине входят они под крышу только в случае крайней необходимости, так как не считают себя в безопасности под ней.
Тело они прикрывают одеждой льняной или сшитой из шкурок лесных мышей. Нет у них разницы между домашним платьем и выходной одеждой; один раз одетая на тело туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения.
Голову покрывают они кривыми шапками, свои обросшие волосами ноги – козьими шкурами; обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг. Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них на женский манер, занимаются своими обычными занятиями. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях. Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что попадает на пути.»
(«Римская история»)

Все это напоминает описания монголо-татар, которыми грешат европейские авторы в соответствующую эпоху. Особенно в данном случае умиляет одежда, сшитая из шкурок лесных мышей.
Знаете чем Приск отличается от Марцеллина? Приск разведчик, посланный византийским императором с довольно паскудной целью – устранить вождя гуннов. Однако заговор был раскрыт и Приску ничего другого не оставалось, как вернуться ни с чем восвояси. Его отчет не был предназначался для широкого круга читателей. По сути его записки, это донесение императору о путешествии в стан врага, у Приска нет причин ни хвалить гуннов, ни ругать их. Он просто делает свою работу. Что касается Марцеллина, умершего к слову в 390 году, то он работал для широкой публики. Причем живого гунна он в глаза не видел, поскольку последние десятилетия своей жизни провел в Риме. Гуннов он описывал со слов «очевидцев», а у страха, как известно, глаза велики. Естественно всем нам хочется, чтобы наши враги сплошь были уродами, а наши соратники - сплошь писаными красавцами. В жизни, однако, бывает по всякому.

Поводом к войне между готами и гуннами, по моему мнению, стало убийство верховным правителем готов Германарехом своей жены Сунильды. Видимо, в глазах не только русаланов, но и гуннов это означало по сути акт отречения от религии предков, ибо жена вождя у всех племен Великой Скифии была олицетворением земли. (Подробнее об убийстве Сунильды читайте в статье «Готы» ). Нет, совсем не случайно Иордан упомянул о колдуньях, породивших гуннов. Речь наверняка идет о жрицах скифских-сарматских-славянских богинь, пользовавшихся кстати сказать большим влиянием в языческую эпоху и даже располагавшими своими воинскими формированиями, состоящими из женщин. (Подробнее о ведуньях богини Лады вы можете прочесть в моем романе «Золото императора»).

В ходе первого этапа этой войны гуннам удалось разгромить союзников готов аланов и создать плацдарм для атаки на Готию на левом берегу Дона. Этот этап потребовал от гуннов немалого напряжения сил. Начался он в 360 году, а закончился в 370 году. Разгромленные, но не сломленные аланы частью укрылись в крепостях, расположенных в предгорьях Кавказа, частью перебрались в Готию, на правый берег Дона. Именно на этом донском рубеже готы, похоже, собирались остановить гуннов, собрав для этой цели очень мощную армию.
Однако гунны во главе с царем Баламбером в 371 году совершили глубокий обход – из Тамани они переправились в Крым и через Перекоп ворвались в тылы противника. Обширная империя Германариха моментально рассыпалась, как карточный домик. Все племена и народы, ее составлявшие, даже вестготы и гепиды, при первом же крупном поражении вспомнили старые обиды и вышли из-под ее контроля, знать больше не желая остготского короля. Разогнав врагов в Северном Причерноморье, гунны завоевали и города Боспора. Известно, что в 375 г. Германарих совершил самоубийство, пронзив себя мечом, но промежуток между разгромом готов в 371 г. и этой датой в хрониках остается незаполненным. Судя по всему, часть остготов отступила к Дунаю. Другие попытались обрести опору в союзе с русаланами. Для русаланов этот союз оказался роковым. Значительная часть остготов после смерти Германареха переметнулась к Баламберу и объединенными усилиями они сокрушили остатки некогда мощной державы Кия. Русаланы вслед за готами отступили к Дунаю. Разумеется, уходила прежде всего знать. Земледельцам и скотоводам по большей части бежать было некуда, поэтому отсидевшись в лесах они потихоньку возвращались к родным пепелищам. При этом надо учитывать следующее обстоятельство: ни для готов, ни для русаланов, ни для дунайских славян гунны отнюдь не были чужаками. Все они были людьми одной веры и придерживались сходных обычаев. Отсюда неожиданные союзы и переходы из стана в стан. Отсюда же совпадение готских, гуннских и славянских имен, кажущееся кому-то странным и которому историки, придерживающиеся «монгольской» версии происхождения гуннов, не могут дать внятного объяснения.
Согласно «Велесовой книге» Русалания пала от сговора готов с гуннами. Что скорее всего соответствует действительности и подтверждается археологическими данными: именно к 4 в. относится окончательная гибель лесостепной Черняховской культуры, которая и по времени возникновения, и по распространению, и по другим признакам совпадает с существованием Русалании. Раскопки показывают следы ее жестокого разгрома, и какие-то остатки культуры сохраняются только в лесах.

«Покончив с северными противниками, Баламбер обратился на запад, где вестготы и примкнувшая к, ним часть остготов с аланами готовились защищаться на рубеже Днестра, Но между собой они очень не ладили, своих сил не объединили и расположили армии независимо друг от друга. Гунны этим, разумеется, не преминули воспользоваться. В 376 г.- видимо, уже учитывая чувствительность готов к обходам и окружениям,- отряд гуннов ночью переправился через Днестр в незащищенном месте и ударил по тылам. Расчет оказался верным - опять возникла паника. Часть готов бросились за Дунай и попросили убежища у римлян. Император Валент II согласился, но поставил условием для тех, кто еще не был крещен, поголовное крещение по арианскому обряду, сторонником которого он являлся. Другая часть во главе с Атанарихом укрепились в лесах между Прутом и Днестром, А гепиды, обитавшие в Дакии, предпочли войти в союз с Баламбером.» (Шамбаров. «Когда оживают легенды»)

1. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. – М., 1961.

2. Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. –Л.- 1981

3. Цветаева Г.А. Боспор и Рим. – М. – 1979

4. Русяева А.С., Зубарь В.М. Боспор Киммерийский: история и культура. – Николаев – 1998

5. Античные государства Северного Причерноморья. – М. – 1984

6. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. – М. – 1985

7. Терракотовые статуэтки. Под ред. М.М. Кобылиной Т.1 – Ольвия, Т.2 – Херсонес, Т.3 – Пантикапей // САИ. Вып. Г.1-11. – М. – 1974

8. Масленников А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н.э. – М. – 1981

9. Античная цивилизация // Блаватский В.Д. – М. – 1973

10. Кругликова И.Т. Античная археология. – М. – 1984

Тема 11. «Великое переселение народов»

в Восточной Европе.

Салтово-Маяцкая культура

Во II в. н.э. германское племя готов, шедшее из Скандинавии, появляется в устье р. Вислы. Они прошли через земли венетов и в III в. н. э. появились в Причерноморье, уничтожив при этом Ольвию и Танаис. Пантикапей сдался и передал им свой флот, но Херсонес они не смогли взять. На боспорских кораблях готы, бораны и герулы выходят в Средиземное море и нападают на Грецию. В Северном Причерноморье образуется Готская держава во главе с Германарихом. Его столица располагалась в горной части Крымского п-ова. Им были подчинены и праславяне лесостепи. Археологическим эквивалентом этой державы была таинственная черняховская культура, (по мнению Б.А. Рыбакова - первый период расцвета восточных славян, по М.Б. Щукину – время формирования восточных славян). В IV в. н.э. готский король Амал Венитарий заманивает 50 славянских вождей на пир и убивает. Славяне пожаловались кагану гуннов (каган - верховный правитель у всех тюрок). Гунны под предлогом защиты славян вторглись в Северное Причерноморье.

Гунны известны со II в. до н.э. под именем «сюнну». На китайской границе они были разбиты, но ко времени появления в Причерноморье вновь окрепли. Есть точка зрения, что гунны - это либо первая волна тюрок, либо последняя волна иранцев. Северное Причерноморье вошло в состав Гуннского каганата. Кроме гуннов в него вошли болгары и аланы. В начале V в. гунны вторглись в Паннонию, а потом, под предводительством Аттилы, в Италию. В итоге, они были разбиты в Галлии соединенными войсками франков, бургундов, вестготов и остатками римских легионов во главе с Аэцием. При вторжении гуннов часть вестготов была уничтожена, другая часть еще несколько веков укрывалась за крепостными стенами. Ещё часть, в т.ч. и вестготы, поселилась на Дунае, в 378 г. они у Адрианополя разбили императора Валента. В 410 г. впервые берут Рим. новое болгаро-славянское государство.



После гуннов в Северном Причерноморье осталось некоторое количество готов. В степях сарматов сменили болгары, которые в VI в. н. э. образовали свое государство - Великую Болгарию, со столицей в г. Фанагория. В сер VII в. н. э. в этот регион из Дагестана приходит другая волна кочевников - хазары; они уничтожили Великую Болгарию, а сыновья её царя (кавхана) Кубрата уводят орды болгар на реку Волгу и Каму (Волжская Болгария). Часть подчиняется хазарам - эта болгары-савиры; еще часть вместе с ханом Аспарухом в 679 г. переходит Дунай, в 681 г. в союзе со славянами разбивает войско Византийского императора Константина IV. И Византия признает

Другая часть кочевников (болгары и аланы) бежала в верховья Дона на границу славянского расселения, где образовала пастырскую, позднее - волынцевскую культуры. Хазары чуть позже переселяют сюда болгар-савиров и в VIII в. н. э. Образуют салтово-маяцкую археологическую культуру. Союз различных племён – носителей этой культуры – это Хазарский каганат.

В Ш веке нашей эры господствовавшие в южнорусских степях сарматы были потеснены германскими племенами го­тов, которые спустились вдоль Днепра и Дона. Завоевав за­падный угол евразийских степей, готы вскоре усвоили и обы­чаи кочевников, и материальную культуру народа, который они отбросили. Со временем они сами стали конными воина­ми, и примерно в середине IV века организовали сильное воен­ное государство во главе с Эрманарихом 12 . Поскольку они ус­пешно покоряли одно восточнославянское племя за другим и принудили крестьян работать на себя, казалось, что они уста­новили постоянную власть тевтонов над славянами.

Однако к концу IV века новое наступление с востока в свою очередь сокрушило власть готов. Этими вторгнувшимися бы­ли гунны, турецкое племя, ведомое военной аристократией,

похожей на ту, монгольскую, которая много позже, в XIII ве­ке, опустошила Россию.

Хан гуннов сначала сделал своими вассалами аланов, а за­тем повернул на готов, которых он легко разгромил. Уязвлен­ный этим поражением, король готов Эрманарих покончил жизнь самоубийством, а племя стало отступать в западном на­правлении, к низовьям Дуная. Однако в области Буга, кото­рая лежит между этой рекой и их убежищем, жило племя ан-тов. Отказ антов разрешить проход готам привел к кровавому конфликту. Готы уничтожили один из антских отрядов, и на­следник Эрманариха приказал распять антского вождя Боза, всех его сыновей и семьдесят старшин. К этому времени хан гуннов разрешил аланам под своим контролем прийти на по­мощь их родственникам - антам. Готы опять были разгром­лены и прогнаны дальше на запад. Но даже там им не удалось полностью избежать власти гуннов, так как гунны, очевидно последовав за ними, двинулись в западном направлении, и под контроль Атиллы перешла большая часть Центральной Европы.

В последние годы жизни Атиллы центром его власти стала Паннония, западный форпост евразийских степей, теперь из­вестный как Венгрия. Стратегически выгодно расположенная для грабительских походов на Средиземноморское побе­режье, Рим и Византию, Паннония долго была излюбленной целью нашествий кочевников, пока, наконец, в конце IX века ее не заняли мадьяры. Хотя империя Атиллы одно время за­нимала громадную область с востока на запад, после его смер­ти она быстро распалась на части и открыла пути для образо­вания новых политических организаций. Остатки гуннов, возможно, отступили в область Азова, где они были известны как племя болгар.

5. Литовцы и финны

В то время как в южнорусских степях кочевые иранские и турецкие племена теснили друг друга, леса по обе стороны Уральских гор занимали финно-угорские племена. Финны со­ставляли северную, или уральскую, ветвь финно-угорских на­родов. Южная группа принадлежала к мадьярам, в культур­ном отношении связанным с турками. Северные финские пле­мена жили, растворившись в лесах северных регионов, и бы­ли народом охотников и рыболовов. Питались они в основном

рыбой, одевались в меха, которые были главной статьей в торговле с соседями. Сообщение между ними было очень за­труднено, велось только по рекам, поэтому они не смогли со­здать сильной власти. Когда на севере началась волна славян­ской колонизации, северные племена были не в состоянии ей противостоять. По мере внедрения славян на их территорию финны или уходили, или постепенно растворялись в постоян­но возраставшей массе пришельцев.

В северо-западной России, в бассейне Западной Двины и Немана, жила группа балтских, или литовских, племен, кото­рые лингвистически принадлежали к индоевропейцам. Стра­на, которую они занимали, была преимущественно лесистой, но не в такой степени, как у финнов. Даже в этот ранний пери­од некоторые земли были очищены от лесов, и народ частично занимался земледелием. Эти ранние литовцы жили не в де­ревнях-общинах, а изолированными хозяйствами, так, как их потомки поступали много позже - в XVI и ХУЛ веках. Основой социального единства была семья, глава ее распола­гал абсолютной властью над ее членами и домашними слуга­ми. В случае чрезвычайной опасности несколько таких семей­ных кланов могли объединиться для общей обороны. Эти объ" единения давали возможность управлять большими литов­скими племенами. Со временем они стали воинственным на­родом, и курганы этого региона содержат много образцов же­лезных секир, копей, мечей, а также удил, стремян и других конских принадлежностей.