Музыкальный размер: его виды и обозначения. Что такое размер и метр в музыке

В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.

Шаги

Часть 1

Счет ритма

    Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

    Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.

    • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
    • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
    • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
    • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
  1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

  2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

    • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
    • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
  3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

  4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.

    • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
    • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
  5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.

    • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
    • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
  6. Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

    • Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
    • Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
    • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

    Часть 2

    Изучите тактовый размер
    1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

      • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.

Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.

Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?

Таблица длительности нот

Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.

Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.

И еще один рисунок для большей наглядности.

На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.

Нота с точкой

Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.

Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.

Как считать ноты?

Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.

Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке

Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.

Как считать размер 4/4

Размер 4/4 — один из самых распространенных музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.

Как считать размер 3/4

Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).

Как считать размер 2/4

В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.

Или вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».

Размер 6/8 в музыке, как считать?

Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.

Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!

Музыканты, как все нормальные люди, иногда собираются вместе, выпить и поговорить. Случается, что нормальные люди тоже собираются вместе с музыкантами, в этом случае их задача — не дать музыкантам сцепиться языками, потому что в этом случае они ведь и вправду начнут выпивать и говорить. А если под рукой оказывается какой-нибудь музыкальный инструмент, то и показывать для наглядности.

Предположим, что нормальные люди не уберегли музыкантов, те где-то раздобыли две гитары и всё-таки начали показывать друг другу клёвые мульки (на их музыкантском языке это называется «джем»). Очень весёлая забава на таких джемах — играть нестандартные музыкальные размеры.

Мелодия, за редким исключением, имеет размер . Если вы не знаете, что это, объяснить простыми словами трудно (но очень легко показать), но я попробую. Размер это, грубо говоря, до какого счёта вы считали бы про себя, если бы танцевали эту мелодию. В вальсе вы считаете «раз-два-три, раз-два-три», поэтому вальс имеет размер три четверти, или, в краткой записи, 3/4 .

Надо отметить, что эта запись не значит «три разделить на четыре». Также надо пояснить, что «четверть» это такая условная длительность наших «раз», «два» и «три». Бывают ещё «восьмые» и «шестнадцатые», они короче четверти в два и четыре раза соответственно. А ещё бывают... извините.

Песня Yesterday или гимн СССР играются в размере 4/4 . Размерность марша — 2/4 («ать-два, ать-два»).


В 2/4, 3/4 и 4/4 играются практически все мелодии, которые мы слышим и знаем, остальные размеры звучат для нас непривычно. Играть музыку нестандартного размера сложнее, и поэтому играть песни в кривых размерах особенно весело. Больше всего это напоминает детскую игру в ладошки, когда нужно постоянно считать и не сбиваться.

Пожалуй, самая известная песня нестандартного размера — Take Five. Её играют в 5/4 , и эта дополнительная четверть выносит мозг многим поколениям молодых музыкантов.

Ещё одна известная песня в 5/4 — Sting — Seven days. Нестандартный размер, музыканты приободрились и прутся.

В размере 7/4 самая известная песня — Pink Floyd — Money (14.6 Мб) . Её довольно сложно напеть, даже если слышал её сто раз, а сам размер находится на пределе восприятия неподготовленного слушателя — известных песен в 7/4 больше нет.

Нестандартные размеры находятся в ведении джазовых музыкантов, маткорщиков, артрокеров и прочих хулиганов от музыки. На заре существования группа Можжевельник из хулиганских побуждений исполняла Старика Козлодоева (4.22 Мб) в 9/4 , чем изрядно рвала шаблон тем немногим, кто отваживался под неё танцевать.

Также нестандартные размеры составляют основу традиционной балканской музыки, и эти ребята месят по-взрослому — танцы под размеры в 13, 15, 21 и 25 четвертей для них обычное дело. Вот, к примеру, Sedi Donka во всей убийственной красе своих 25/16 .

Короче говоря, сложные размеры это не страшно, это очень весело. Товарищ! Если ты музыкант, добавь в свою любимую «что такое осень» лишнюю восьмушку, так прикольнее!

И, в заключении, ужасно красивая вещь в размере 22/8

В данной статье просто и доступно изложена основная информация о таких, необходимых каждому гитаристу, основах музыкальной грамоты, как ноты и длительности нот , такты и размеры в музыке , музыкальный ритм и темп , сильные и слабые доли музыкального такта , синкопа и затакт .

Ноты в музыке. Длительности нот

Фактически, каждая нота является отдельным звуком, который вы получите, прижав струну гитары к грифу и ударив по ней медиатором или пальцем ( , подробнее о том, ). Сравнивая музыкальное произведение с рассказом, можно сравнить ноты с буквами, из которых он состоит. Из определенной последовательности нот состоят гаммы, в частности мегапопулярная , и . Ноты имеют свою длительность – протяженность звучания во времени. В данный момент развития цивилизации основными длительностями нот, известными человечеству являются: целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая нота. Также, но нечасто, встречаются тридцать вторые и шестьдесят четвертые ноты.

Длительность нот считается так:



Представьте себе яблоко. В первозданном виде оно является целой нотой. Разрезав его на две равные части получаем две половинные ноты, разрезав каждую из половинок – четыре четвертных. В свою очередь половинки четвертных нот являются восьмыми, а половинки восьмых – шестнадцатыми. То же самое касается и музыкальных пауз – перерывов в звучании. Изобразим это графически.



Главное, что вам следует усвоить – две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых и шестнадцать шестнадцатых нот имеют такую же длительность звучания, как и одна целая нота.

Ноты с точкой. Залигованные ноты

Даже, если вы еще не встречали подобные варианты записи длительности нот, без них вам не обойтись, тем более, что ничего сложного в них нет.



Нота с точкой продолжает длительность на половину от ее изначального звучания.



Залигованные ноты требуют от вас просто склеить их общую длительность. Между прочим именно «лигами» в нотной записи обозначаются такие приемы игры на гитаре, как .

Такты и размеры в музыке

Всякое музыкальное произведение состоит из тактов, разделенных вертикальными линиями.



Представьте себе лестницу в подъезде. Каждый пролет ее считаем тактом, каждую ступеньку – нотой или аккордом. Собственно размером, принято считать количество ступенек в каждом пролете. Довольно просто, не так ли? Будучи основой музыкального ритма, размер содержит одинаковое количество нот-ступенек определенной длительности в каждом такте-пролете. Обычно, музыкальный размер указывается в начале произведения.



Размер 4/4 (четыре четверти) является самым простым и, одновременно, самым популярным во всех направлениях музыки. Две четверки означают, что длительность каждого такта равна длительности звучания четырех четвертных нот. Как отсчитывать ритм, спросите вы? Ровными ударами в темпе конкретного музыкального произведения. В данном случае по четыре удара, например ногой по полу, на каждый такт. Далее мы рассмотрим отсчет ритма подробнее.

Ритм и темп в музыке. Определяем и держим ритм

Во-первых, не путайте ритм с темпом. Ритм, заданный размером означает количество ударов на один такт, темп же регулирует их скорость. Самый простой способ обучиться держать ритм заключается в использовании метронома. Это устройство стоит недорого, и будет служить вам верой и правдой. Также вы можете начать пользоваться прямо сейчас на нашем сайте, самостоятельно задавая необходимый размер и темп.

Сильные и слабые доли в музыке

Каждый отдельный такт, состоящий из нот, делится на доли. Вспомните счет длительности нот: 1 и, 2 и, 3 и, 4 и. Так вот, считая, подобным образом, такты мы с вами получим сильные доли на 1,2,3, а слабые – на «и». Собственно, метроном отсчитывает сильные доли.


Чтобы вы не путались, вся информация о долях указана в размере. Верхняя цифра, числитель, если так понятнее обозначает количество сильных долей, нижняя, знаменатель – их длительность. Также, в нотной записи, сильные доли зачастую обозначаются знаком «> » выше или ниже ноты.

Синкопа и затакт в музыке

Синкопой, а в простонародье – смещением называют перенос ударения с сильной доли на слабую. Правильно используя синкопы, вы можете придать вашей музыке интересное и необычное звучание, что особенно характерно для метал- и джаз-музыки.


Pantera - Cowboys From Hell


Затакт в музыке подразумевает пропуск сильной доли и вступление вокала или же любого из инструментов группы на слабую долю такта.


Подведем некоторые итоги:


1. Ноты и паузы образуют музыкальные такты, из которых в свою очередь состоит каждое музыкальное произведение. Виды нот и пауз по длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые.


2. Ритм песни определяется размером, а скорость исполнения темпом.


3. Самым простым и популярным размером в современной музыке является размер 4/4 (четыре четверти).


4. Количество и длительность сильных долей музыкального такта определяется размером. Сильная доля отсчитывается ударом ноги или метронома и совпадает с ритмом произведения. Использование слабых долей такта означает синкопирование или затакт.


До новых встреч, друзья!

  • Несколько долей составляют такт .
  • Самая первая доля является сильной (примерно можно сказать, самой громкой, акцентированной). Она является границей такта.
  • Основная музыкальная доля - это одна-четвертая (четверть ).

Смотрите, этот такт состоит из четырех четвертей:

Как это звучит можно послушать в файле 4tact_4_4.mid . В нем записано 4 такта по четыре четверти. Сильная доля - это удар басового барабана (бочки), а 3 слабых - это 3 тарелочки.

Музыкальный размер - это количество долей в такте.

Это значит, что мы только что рассмотрели размер 4/4 (четыре четверти). Он самый распространенный в музыке. А вот здесь послушайте, как песенка "В траве сидел кузнечик" ложится на этот размер (файл Cuznetz.mid). Сильные доли в мелодии тоже акцентируются. Есть еще один прикол в этой песне. Она начинается не с сильной доли, а со слабой (четвертой). Такое дело называется "из-за такта".

А если сказать точнее не совсем с четвертой доли начинается "Кузнечик". Как быть? Кто-то когда-то давно предложил: "А не разбить ли нам четверть(долю) на две восьмых, а восьмую, в свою очередь - на 2 шестнадцатых"? Иными словами, восьмую отбивают в два раза чаще . И представте, всем понравилось. Смотрите как просто.

целая 1
половина

1

2
четверть

1

2 3 4
восьмая

1

2 3 4 5 6 7 8
шестнадцатая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Видите еще появились половинки и целые. Черным я обозначил сильную долю. Она всегда первая. А "Кузнечик" начинается с восьмой номер 7.
И 1/16-ю можно делить до бесконечности . Хотя дальше 1/64 практически никто не делит.

В такте может быть не только 4, а и 3, 2, короче любое количество четвертей или восьмых, или любых других. Размеры поэтому так и называются 4/4(четыре четверти), 3/4(три четверти), 6/8 (шесть восьмых).

Теперь просто объяснить, что есть темп.

Музыкальный темп - это количество звучащих четвертей в минуту, иначе говоря скорость исполнения музыки.

В нотной записи указывают музыкальный темп следующих видов :
1) largo, ларго (очень медленно и широко, 44-52 удара в минуту);
2) adagio, адажио (медленно, спокойно, 48-56 ударов в минуту);
3) andante, анданте (темп спокойного шага, 58-72 ударов в минуту);
4) moderato, модерато (умеренно, сдержанно, 80-96 ударов в минуту);
5) allegretto, аллегретто (довольно оживленно, 92-108 ударов в минуту);
6) allegro, аллегро (быстро, 120-144 ударов в минуту);
7) vivace (vivo), виваче (быстро, живо, 168-192 ударов в минуту);
8) presto, престо (очень быстро, 184-200 ударов в минуту).

Как и практически все термины нотной записи, эти слова позаимствованны из итальянского языка.