Народ айны. MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

Японцы не коренные жители Японии October 19th, 2017

Все в курсе, что американцы не , точно так же как и теперешнее . А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки. Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор. Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант. А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.


Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.


По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.


В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае. Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

источники

На данный момент в Японии айнов 25000, а в России - 109, что связано с репатриацией айнов, как японских граждан с Сахалина и Курил после Второй Мировой и большой ассимиляцией. Однако, они до сих пор продолжают обитать на Сахалине, Курильских островах и Хоккайдо, как исконные, самые древние жители этих мест.
И напоследок, одна из национальных айнских сказок в записи русских исследователей:
На охоте на соболя
"Я пошел на охоту в тайгу. Далеко ушел. Спустившись с горы к маленькой речке, построил себе хижину и установил за нею инау, чтобы мне повезло на охоте.
Потом я поставил ловушки на соболя и возле речки, и на деревьях, поваленных через нее, - по ним любят перебегать зверьки, и дальше в тайге. Много ловушек поставил.
Ночью поспал в хижине, а рано утром, когда солнце накинуло золотую цепочку на макушку горы и стало вытягивать себя из далекого моря, я отправился проверять ловушки. Ой, как я был доволен, увидев добычу и в первой ловушке, и во второй, и в третьей, и еще во многих. Я связал пойманных соболей в большую связку и весело пошел к моей хижине.
Когда перебрался через речку, глянул на хижину и очень удивился - из нее поднимался дым.
Кто же это затопил мой очаг, однако?
Я осторожно подкрался к хижине и услышал звук, похожий на шум кипящей воды. Странно. Какой же человек зашел в мою хижину да еще что-то готовит? И уже пахнет. И вкусно, однако.
Я вошел. О-хо-хо-хо! Да это ж моя жена! Как это она додумалась найти меня? Никогда ведь не находила, а тут пришла.
А жена сидела на моем месте и готовила обед.
- Давай разувайся, - сказала она. - Просушу твою обувь.
Я разулся, отдал ей свою обувь, а сам все смотрю на нее внимательно и думаю: а моя ли это жена? Вроде бы не моя и вроде нет, моя. Надо как-то узнать.
Садись ешь, - сказала она. - Устал ведь на охоте. Я начал есть, а сам все думаю: как-то не похожа она на мою жену. Нет, не похожа. Наверное, это какой-то злой дух. Страшно стало, однако. Что же все-таки делать?
Вдруг женщина поднялась и говорит:
Ну, я пойду. Сказала так и пошла.
Я выглянул из хижины и посмотрел ей вслед. «А не медведица ли это?» - подумал я. И только так подумал, действительно - женщина превратилась в медведицу. Взревела громко и, косолапя, ушла в тайгу.
Я, конечно, испугался. Вокруг всей хижины понаставил инау. Ночью спал чутко, тревожно. А утром опять отправился проверять ловушки. О-хо-хо-хо, сколько соболей-то попалось! Никогда столько не попадалось!
Возвращаясь домой, я вспомнил, как древние старики рассказывали: бывает, обитатели лесов приходят к айнам в облике мужчины или женщины, чтобы помочь на охоте. Старики называют их людьми леса. Значит, и ко мне приходила лесная женщина, а не жена моя. Жена, конечно, не смогла бы так хорошо помочь на охоте. А та смогла. Молодец, однако!"

Айны – загадочное племя, живущее на севере Японии. Внешность айнов достаточно необычна: они имеют черты европеоидов: необыкновенно густой волосяной покров, широкие глаза, светлую кожу. Их существование как бы отрицает привычные представления о схемах культурного развития наций.

Русские землепроходцы - казаки, покоряя Сибирь, добрались до Дальнего Востока. Им пришлось при этом отмахать не одну тысячу верст. За Уралом они сталкивались в основном с монголоидными племенами. Но люди, которые встретили их у океана, вызвали изумление у путешественников. Вот что писал есаул Иван Козырев о первой встрече: «Навстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного - волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы». Можно сказать, что они были похожи на кого угодно: мужиков юга России, жителей Кавказа, Персии или Индии, даже цыган - только не монголоидов. Эти необычные люди называли себя айнами, что значит «настоящий человек», но казаки окрестили их курилами, прибавив эпитет - «мохнатые». Впоследствии казаки встречали курилов по всему Дальнему Востоку- на Сахалине, юге Камчатки, Приамурье. В настоящее время «мохнатых» людей осталось 30 000 человек, и они живут только в Японии (25 тыс. – на Хоккайдо). В других источниках озвучивается цифра в 50 тыс. человек, но сюда входят метисы первого поколения с примесью айнской крови, их 150 000. Ученые до сих пор спорят о происхождении айнов. Часть исследователей считают, что эти люди родственны индоевропейцам. Другие придерживаются мнения, что они пришли с юга, то есть имеют австронезийские корни. Сами же японцы уверены, что айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова из Сибири. Кроме того, в последнее время появились предположения о том, что они – родственники Мяо-яо, живущих в Южном Китае. Такая несовместимость теорий о происхождении этой народности вызывается и загадочной культурой, элементы которой могут вызвать шок у любого цивилизованного человека. Например, культ медведя. У айнов этот культ имел резкие отличия от ему подобных на территории Европы и Азии. Только они вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы! Язык айнов - также загадка (он имеет латинские, славянские, англо-германские и даже санскритские корни). Этнографы также бьются над вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды. Их национальная повседневная одежда - платья-халаты, украшенные традиционным орнаментом, праздничная – белого цвета, материал сделан из волокон крапивы. Русских путешественников также поразило, что летом айны носили набедренную повязку. Охотники и рыболовы, айны создали необычную и богатую культуру (дземон), которая характерна лишь для народностей с очень высоким уровнем развития. Например, у них есть деревянные изделия с необыкновенными спиральными орнаментами и резьбой, удивительной по красоте и выдумке. Древние айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом. Также этот народ поражает талантливым фольклорным наследием: песнями, танцами и сказаниями. Доподлинно известно, что айны пришли на японские острова 13 000 лет назад. Они занимались собирательством, рыболовством и охотой, и жили небольшими удаленными друга от друга группами вдоль рек на островах архипелага. Но вскоре их идеалистической жизни на архипелаге помешали мигранты из Юго-Восточной Азии и Китая, которые практиковали рисоводство и скотоводство, проживая компактно. Образовав государство Ямато, они стали угрожать нормальному существованию айнов. Поэтому часть из них двинулась на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Оставшиеся айны начали эпоху постоянных войн с государством Ямато, длившуюся около двух тысяч лет. Вот как айны охарактеризованы в японской хронике тех лет: «…Мужчины и женщины совокуплялись абсолютно беспорядочно, кто являлся отцом, а кто сыном – не имело значения. Зимой все жили в пещерах, а летом в гнездах, оборудованных на деревьях. Эти люди носили звериные шкуры, пили сырую кровь. В горы они поднимались как птицы, а по траве бежали, как дикие звери. Добра никогда не помнили, но, если их обидеть – обязательно отомстят…». Что и говорить, «добрая» характеристика. Скорее всего, часть этого описания японцы позаимствовали из хроник древнего Китая. Но это описание показывает, какой силы достигло противостояние народов. Сохранилась также запись японского хрониста, сделанная в 712 году: «Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны». Но японцы в военном отношении довольно долго уступали дикарям - айнам. В результате этих войн у японцев появилась даже особая культура – самурайство, которая имеет много айнских элементов. А одни из самурайских кланов, по своему происхождению, считаются айнскими. Например, айнский воин имел два длинных ножа. Первый был ритуальным - для совершения обряда самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав «харакири» или «сеппуку». Известно также, что айнам шлемы заменяли густые длинные волосы, которые сбивались в колтун.
Японцы боялись открытого боя с айнами и признавали, что один воин – айн стоит ста японцев. Существовало поверье, что особо умелые воины-айны могли напускать туман, чтобы скрыться незаметно для врагов. Впрочем, японцам все же удалось завоевать и вытеснить айнов хитростью и предательством. Но для этого потребовалось 2 тысячи лет. Совсем иначе об айнах отзывались русские и голландские путешественники. По их свидетельствам, это очень добрые, приветливые и открытые люди. Даже европейцы, посещавшие в разные годы острова, отмечали характерную для айнов галантность манер, простоту и искренность. Возможно, именно добродушие и открытость не позволили айнам противостоять пагубному влиянию других народностей. Курильские айны оказались стерты с лица Земли. Ныне айны проживают в нескольких резервациях на юге и юго-востоке Хоккайдо и практически ассимилировались с японцами. Их культура уходит в небытие вместе со своими тайнами.

Не все знают, что японцы отнюдь не являются аборигенами Японских островов. Задолго до их появления архипелаг населяли айны, загадочное племя, вызывающее в научном мире кучу споров. Белокожие, никак не узкоглазые (а мужчины еще и с «повышенной волосатостью») уже одним своим внешним видом айны разительно отличаются от японцев, китайцев, корейцев и прочих монголоидов, живущих по соседству. Айны явно не монголоиды . Внешне они похожи не то на жителей Океании, не то на европейцев.

Основные гипотезы относительно происхождения айнов сводятся к следующему:

  1. Айны родственны европеоидам (в незапамятные времена перекочевали через всю Азию);
  2. Айны родственны жителям Океании и приплыли на Японские острова с Юга;
  3. Айны родственны палеоазиатским народам и явились на Японские острова с Севера или из Сибири.

Различия между японцами и айнами

Появившись на Японских островах около 13 тысяч лет назад, айны создали неолитическую культуру Дзёмон. Они населяли не только Японские острова, но, также и южную часть Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки.

Если внешность айнов указывает на то, что между ними и японцами нет ничего общего, то их образ жизни отличается от образа жизни японцев (предки которых переселились на острова с территории Китая) еще более разительным образом.

Японцы издревле занимались возделыванием риса. Именно оттуда берут начало их коллективизм, запредельная работоспособность, стремление не выделяться из коллектива, а быть . Айны – люди совершенно иного склада. Коллективизма, при котором личные качества отдельно взятого человека нивелируются, растворяясь в общей массе, а сам человек становится своеобразным «винтиком» системы, у айнов нет и близко. Айнов с детства приучали брать ответственность на себя, им с детства прививали смелость и уверенность в себе – качества, необходимые охотнику. Земледелием айны не занимались вообще, а, вместо этого кормились за счет охоты, собирательства и рыбной ловли. Какой там рис! Айны вообще не знали, что это такое. Их рацион состоял, главным образом, из рыбы, моллюсков и мяса морских животных. они поедали в невероятных количествах, и потому возле останков древних поселений айнов археологи находят горы выпотрошенных раковин.

Учитывая такой образ жизни, для айнов было жизненно необходимо сохранять природное равновесие, не допуская демографических взрывов. Крупных поселений у айнов никогда не существовало. Поселки айнов были удалены друг от друга (чтобы никто никому не мешал), по этой же причине еще в древности айны заселили все острова японского архипелага.

Противостояние народов

Но вот, когда на Японские острова стали прибывать переселенцы из Юго-Восточной Азии и Китая, а затем несколько племен из Центральной Азии, природное равновесие оказалось нарушено. Земледелие (а производство риса в особенности) позволяет производить огромное количество пищи на ограниченном участке территории. Потому колонисты стремительно размножались. Айны были вынуждены потесниться и уйти на север – остров Хоккайдо, Сахалин, Камчатка, Курильские острова. Но, японцы достали их и там. Впрочем, айны тоже не собирались уступать свою территорию. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сендай и северная часть острова Хонсю (главного японского острова) была очень плохо освоена японцами.

Все это время (примерно полторы тясячелетия) между айнами и японцами шли .

Вот так описывает айнов одна из японских хроник.

«Среди восточных дикарей самые сильные - эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын - не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах (на деревьях). Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу . В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить - непременно отомстят. Ещё - спрятав стрелы в волосах и привязав клинок , они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют - взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато»

Айнов было намного меньше, но, каждый их воин стоил нескольких десятков японских. Долгое время японцы проигрывали, но, в конце концов, задавили айнов численностью, а также, при помощи таких «запрещенных приемов», как подкуп вождей. Японцы подкупали айнских вождей, награждали их титулами. Но, все равно, дело продвигалось медленно. Дабы ускорить процесс, японские правители пошли на крайние меры. Они вооружали переселенцев, уходивших на север.

Таким образом, зародился класс самураев – служилое дворянство, впоследствии ставшее своего рода визитной карточкой Страны Восходящего Солнца. Но, надо сказать, что очень и очень многое, включая стратегию, тактику, боевые приемы и традиции, самураи переняли от своих заклятых соперников – айнов. На острове Хонсю уцелевшие айны были ассимилированы японцами. Правда, некоторые из них перебрались на самый северный из Японских островов, Хоккайдо (сами японцы называли его Эзо, то есть, «дикий», «земля варваров»)

Только в середине XV века крупному феодалу Такэде Нобухиро удалось основать первое укрепленное поселение на Хоккайдо. Еще два с лишним столетия ушло на то, чтобы завоевать и этот остров, и только в 1669-м году сопротивление айнов было сломлено. Сказало свое веское слово огнестрельное оружие, поставляемое японским правителям европейцами.

Дальнейшая судьба айнов трагична. Японцы фактически превратили их в рабов. Отбирали рыболовецкие снасти, собак, запрещали охотиться. В настоящее время айнов осталось не более 25 тысяч. Но и теперь они сохраняют свою самобытность.

Культура айнов

Айнский пантеон богов главным образом, состоит из «камуи» – духов разных животных, таких, как медведь, касатка, змея, орел, а также мифических персонажей, таких, как Айойна, создатель и учитель айнов. а также «унти-камуи» — женское божество, богиня очага, к которой, в отличие от других божеств, люди могут обращаться непосредственно.

До конца XIX века у айны приносили в жертву специально выращеного , которого до этого одна из женщин общины несколько лет вскармливала грудью. На это мероприятие старались пригласить как можно больше гостей, а после ритуального убийства голову медведя помещали в восточном окне дома (сакральное место в каждом доме айну), по поверьям в голове медведя обитает его дух. Каждый присутствующий на церемонии должен был испить кровь медведя из специальной чаши, передаваемой по кругу, что символизировало разделение силы медведя между присутствующими и подчеркивало их причастность к ритуалу перед богами.

Но, самым великим духом айны считали Небесного змея. Его чтили и боялись одновременно. Данный культ имеет общие черты с религиозными верованиями аборигенов Австралии и Микронезии, жителей Суматры, Калимантана, Тайваня и Филиппин. Айны никогда не убивают змей, поскольку считают, что, обитающий в теле змеи, злой дух, после убийства змеи покинет её тело и переселится в тело убийцы. Кроме того, айны верят, что змея может заползти спящему человеку в рот и овладеть его разумом, в результате чего несчастный сойдет с ума.

Особое место в обрядах айнов занимают так называемые «инау» . Так айны называют самые различные предметы, которые практически невозможно объединить общим происхождением. В разных случаях им даются разные объяснения. Большинство «инау» сделаны руками человека и украшены пучками длинных стружек. «Инау» – своего рода, посредники, «помогающие» айнам «договариваться» с богами.

Интересный момент: спиральный орнамент, очень распространенный у айнов, также широко распространен у маори, жителей Новой Зеландии, в декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении Амура, а также многих народностей Океании. (Кстати, спираль – ничто иное, как изображение змеи). Вряд ли это может являться случайным совпадением и, скорее всего, между этими народами имели место определенные контакты. Но, откуда берет начало эта спираль? Кто первым стал применять спиральный орнамент, а кто перенял его и сделал своим?

Вообще, искусство айнов, их песни, танцы, сказания, орнамент, резьба по кости и деревянная скульптура удивительно красивы и талантливы, тем более, для народа, долгое время жившего в изоляции.

К началу новой эры айны по своему развитию пребывали в стадии неолита, но, тем не менее, культура айнов оказала огромное влияние на культуру их завоевателей и могильщиков японцев. Айнские элементы легли как в основу синтоизма – древней религии Страны Восходящего Солнца, так и в формировании сословия самураев.

Просто история: (Статья с Конта, лично мне понравилась. Пипл)

Все в курсе, что американцы не коренное население США, точно так же как и теперешнее население Южной Америки. А вы знали, что японцы не являются коренным населением Японии?

Кто же тогда жил в этих местах до них?

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок.

Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север.

Расселение айнов в конце XIX века

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов.

И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своем названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают ученые, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.

Позже на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжелые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов ученые спорят до сих пор.

Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов.

Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными).

Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо.

Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — христиане правоверного толка!

Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.

Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос.

Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока.

Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность.

Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории.

Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление.

Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Но вернёмся к айнам

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

эпилог

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи

Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве.

В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Запрос был также отклонён.
Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Айнский язык вымер много десятилетий назад.

В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам.
Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну.
Такэ Асаи, последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы.
Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.