О галине вишневской. Биография валентины левко Факты из биографии

1969 г. - удостоена звания Народной артистки РСФСР.
1976 г. – Орден Трудового Красного знамени.
2002 г. – Орден почета.

Биография

Родилась в Москве 13 августа 1926 г.
В 1948 г. окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу альта. Будучи студенткой, работала в оркестре Театра миниатюр. В 1953 г. окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных - также по классу альта. В 1963 г. экстерном окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.
В 1957-60 гг. была солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где дебютировала в партии Элен Безуховой в опере «Война и мир» С. Прокофьева.
В 1959 г. была приглашена в Большой театр на партию Ратмира («Руслан и Людмила» М. Глинки).
В 1960 г. стала солисткой Большого театра, в оперной труппе которого прослужила до 1982 г. Оставив театр, продолжила карьеру певицы в качестве солистки Московской государственной филармонии.

Репертуар

Ее репертуар в Большом театре включал партии:

1959
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)

1960
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Нежата («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1961
Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Разведенка Катерина («Не только любовь» Р. Щедрина)

1962
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Куикли («Фальстаф» Дж. Верди)

1963
Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Ахросимова («Война и мир» С. Прокофьева)

1964
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1965
Любаша («Царская невеста Н. Римского-Корсакова)

1966
Ипполита («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского)

1967
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)

1968
Няня («Евгений Онегин» П. Чайковского)

1974
Уважаемая Дама («Игрок» С. Прокофьева)

1975
Княжна Марья («Война и мир» С. Прокофьева)

1979
Марта («Иоланта» П. Чайковского)

1981
Бабуленька («Игрок» С. Прокофьева)

Участвовала в гастролях Большого театра в Италии, США, Канаде, Японии.
Много выступала с концертами в СССР и за рубежом. Выступала в крупнейших концертных залах, среди которых Карнеги-холл, Мюзикферрайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. М.И.Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии.
В концертном репертуаре - произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, Г. Малера, Ф. Шуберта, И. Брамса, М. Де Фальи, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Д. Бортнянского и дрв.

С 1974 г. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте/ Российской академии музыки им. Гнесиных, с 1985 г. заведовала кафедрой сольного пения (профессор).

В 2009 г. был открыт Центр вокального искусства Валентины Левко, художественным руководителем которого она и стала.

Среди аудиозаписей: оперы «Фальстаф» (дирижер Александр Мелик-Пашаев), «Пиковая дама» (дирижер Марк Эрмлер), «Иван Сусанин» (дирижер Марк Эрмлер), арии из опер, ораторий и кантат, русские народные песни и романсы.

Фильмография: «Простая история», «Свадьба в Малиновке», «Чайковский»; «Арии Баха и Генделя», фильм-концерт «Элегия», «Валентина Левко на оперной сцене» и др.

Распечатать

«За 50 лет моей работы с артистами я редко слышал такой голос—полный, молодой звук необыкновенного тембра, удивительной теплоты, какая-то особенная красота исполнения, очень русский голос, очень русское исполнение, берущее за душу». Эти слова принадлежат всемирно известному импресарио Солу Юроку и сказаны они о Валентине Левко.
Да, огромную радость доставляет любителям пения красота и тембровое богатство ее пленительного голоса, глубочайшая музыкальность интерпретации, но в не меньшей степени — стилистическая чуткость, благородство исполнительской манеры, высокий профессионализм мастера. И это во многом объясняется не только природными данными, но и отличной подготовкой, полученной певицей еще в юные годы.

Петь она любила с детства, но становиться певицей не собиралась. В детской музыкальной школе Валентина Левко училась игре на скрипке, затем окончила Институт имени Гнесиных по классу альта. Еще в студенческие годы она играла в разных оркестрах и затем стала артисткой оркестра Театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Однако друзья советовали ей всерьез заняться вокалом: для всех были очевидны ее отличные голосовые данные; только сначала думали, что у нее сопрано, а затем стало ясно, что это—глубокое и красивое меццо-сопрано.
Занимаясь большей частью самостоятельно, Левко подготовила довольно обширный репертуар и все же еще не верила, что ее призвание—пение. Но тут подоспел случай. Она увидела в театре объявление о конкурсе певцов и решилась принять в нем участие. Так в 1957 году она «перешагнула» из оркестра на сцену—стала солисткой театра, где дебютировала ролью Элен Безуховой в «Войне и мире» Прокофьева. С музыкой великого советского композитора была связана и другая работа начинающей артистки— партия Дуэньи в опере «Обручение в монастыре».

Значительную роль в творческом становлении Левко сыграли занятия под руководством выдающейся певицы М. Максаковой, которая подготовила ее к дебюту в Большом театре. Уже во время пробы Левко произвела яркое впечатление на всех: оркестранты, что случается крайне редко, устроили ей бурную овацию. Уже будучи солисткой Большого театра, в 1962 году она окончила Московскую консерваторию.
В лучшем театре страны Левко начала с двух глинкинских партий — Ратмира и Вани. С каждым годом ее репертуар рос, расширялся творческий диапазон. Очень скоро она заняла одно из ведущих мест среди солистов театра и сохраняет его поныне. К числу бесспорных достижений певицы относятся партии в операх русских классиков—Графиня в «Пиковой даме», Любаша в «Царской невесте», Кончаковна в «Князе Игоре», Княгиня в «Русалке», и быть может, особенно незабываемая для всех слышавших ее на сцене Марфа в «Хованщине». Но наряду с этим Левко также -великолепная Кармен, Амнерис, Принцесса Эболи. Всего же в ее распоряжении несколько десятков партий.

В РОЛИ ЭЛЕН БЕЗУХОВОЙ

В чем секрет сценического обаяния певицы? Однозначно ответить на этот вопрос едва ли возможно. Вероятно, дело в том, что в ее искусстве вокальное совершенство органично соединяется с актерским мастерством, и оттого образы, созданные ею, запечатлеваются в памяти надолго. Но помимо этого Валентина Левко счастливо сочетает в себе и артистическую легкость, свободу пения, естественность вокальной фразы, и глубину чувства, проявляющегося всегда сдержанно, но сильно, и умение органически слить слово и музыку, так что каждая фраза наполнена у нее эмоциональным содержанием.

Все эти качества не менее ярко выступают и в концертных программах артистки. С первозданной чистотой и силой чувства исполняет она и романсы классиков— Глинки, Чайковского, Рахманинова, Кюи, и музыку старых русских авторов — Верстовского, Гурилева, Варламова, Булахова. И тут творческая палитра певицы весьма широка. В ее исполнении можно услышать и произведения итальянских мастеров XVII—XIX веков, и классические арии Баха и Генделя, и вокальные миниатюры современных композиторов, а наряду с ними — народные песни и песни советских авторов. Немного найдется артистов— и не только оперных, которые могли бы соперничать с Левко в передаче неповторимой красоты народных мелодий. Недаром с неизменным успехом проходят ее выступления с оркестрами русских народных инструментов. При всем этом разнообразии, быть может, особые симпатии исполнительницы отданы музыке Чайковского. «Это особая область вокальной лирики,— говорит исполнительница.— Его романсы настолько изящны и в то же время глубоки, что не так-то просто проникнуть в их тончайший, полный неожиданностей и очарования мир. Трудно преодолеть волнение, которое охватывает тебя, когда поешь их. Нет, оно нужно, это волнение, но нельзя, чтобы оно захлестнуло тебя, вот что важно. Эти романсы заставляют обо многом задуматься».
С искусством Валентины Левко знакомы ныне слушатели многих стран Европы, Азии, Америки. Она выступала и на концертных эстрадах, и на оперных подмостках лучших театров. И отклик всегда был восторженным. После выступлений советской певицы в Италии один из критиков писал: «Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко. Она изумительная певица и великолепная актриса».

Это не случайно, что в начале поста стоит ролик с фрагментами из фильма "Простая история".

Можно не быть знакомым с творчеством Валентины Николаевны Левко , Народной артистки РСФСР, солистки Большого театра, но голос замечательной певицы, украсившей своим проникновенным исполнением начало и финал картины, конечно же, узнают все, кому этот фильм пришелся по сердцу.

Известный дирижер, народный артист России Фуат Мансуров так писал о певице:

«Валентина Левко пела в оперном театре весь репертуар Надежды Обуховой, и все романсы, которые исполняла она. У певиц были похожи тембры. И мне, несмотря на свой музыкальный слух, порой бывает нелегко понять, чей это голос звучит…

У Валентины Левко был обширный русский репертуар, она великолепно пела партию Любаши в «Царской невесте», Марфу в «Хованщине»… Русский репертуар ей давался очень легко.


Получив фундаментальное музыкальное образование, она всегда очень трепетно относилась - и относится! - к партитуре. По первому образованию Валентина Левко - оркестровый музыкант, скрипачка. Она играла на скрипке, а затем на альте - это более глубокий по тембру инструмент, более содержательный, что ли… Она даже выиграла конкурс и была принята в оркестр Большого театра.

Валентина Левко очень органична и в классическом репертуаре, и в исполнении романсов и народных песен. Народные песни требуют от певца особой внутренней культуры и тактичности: велик соблазн исполнять их разухабисто, пользуясь той свободой, которую этот жанр предполагает. Валентину Левко упрекнуть в этом нельзя: она пела очень разборчиво - именно то, что ей подходило и по голосу, и по темпераменту, и по актерскому амплуа.

Русская народная песня "Матушка, что во поле пыльно..."


Русская народная песня "Колокольчик"


Также избирательно она исполняла и романсы. Пение романсов - это особая сфера музицирования, театр одного актера: самое главное здесь - даже не вокальная техника, а верно найденная человеческая интонация.

М.Яковлев, А.Дельвиг "Элегия"


М.Шишкин, М.Языков "Ночь светла"



Многогранность таланта Валентины Левко сейчас проявляется в педагогической деятельности. Наверное, она счастливый человек: по крайней мере у человека, слушающего ее искрящийся голос, создается именно такое ощущение».

Россияне знают, что голоса таких оперных звезд 1950-60-х годов, как Галина Вишневская, достигали последнего ряда. Однако мало кто знал, как нелегко давалась им слава. Облокотившись на фортепьяно, Валентина Левко (родилась в Москве в 1926 году) вспоминает те годы с восхищением и ненавистью. Она - ровесница Вишневской. Обе певицы своим талантом способствовали укреплению величия СССР и умели держать язык за зубами, «особенно, когда выступали за границей», вспоминает Левко.
Галина Вишневская сыграла на сцене Большого театра 30 различных ролей и, к великому сожалению, еще одну за кулисами: время от времени она работала на КГБ. Недостаточно было блестяще исполнять арии из опер Верди или Чайковского. Галина Вишневская пользовалась благосклонностью режима, использовавшего ее в своих целях. Но потом впала в немилость, и ей было указано на дверь. Сначала ее имя исчезло из сообщений о культурной жизни, а потом ее лишили советского гражданства, когда она была на гастролях за рубежом.
В 1978, в самый что ни на есть брежневский застой, Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович придерживались либеральных взглядов, вступавших в противоречие с официальной идеологией. Кроме того, они осмеливались поддерживать отношения с писателем-диссидентом Александром Солженицыным. Ростропович и Вишневская не могли вернуться на родину вплоть до 1990 года. К тому времени СССР уже находился в состоянии распада, а музыкальная карьера Вишневской закончилась. Но ее имя вновь стало упоминаться в прессе благодаря Горбачеву.
Ее жизнь – это еще одна история запоздалой реабилитации. В СССР культурная смерть наступала медленно, но неумолимо, хотя в оперных кругах до трагической развязки дело доходило редко. «Могло случиться так, что твое имя переставало появляться на афишах и газетных полосах. Так обычно все начиналось», - рассказывает Лариса Лувьенко, преподаватель пения, дебютировавшая в те годы.
В качестве примера она приводит случай, произошедший с композитором Дмитрием Шостаковичем, который сначала добился успеха, а затем был обвинен в формализме. В 1936 году Сталин пошел на его оперу «Леди Макбет Мценского уезда», но не досидел до четвертого акта. Через два дня газета «Правда» поместила передовую статью, где говорилось о том, что его музыка - настоящая какофония. Гений должен был исправиться.
Другим повезло больше, и партийная верхушка их не заметила. «Я была счастлива, у меня сложилась отличная карьера, и это при том, что я даже не была членом КПСС. Конечно, членство в партии было большим плюсом, но я не могу жаловаться», - говорит Валентина Левко.

СССР, вспоминает она, деньги не имели большого значения. Но на мировых сценах доллары лились на них дождем в виде контрактов, которые они подписывали или отвергали в соответствии с указаниями, которые давала организация, обеспечивавшая их гастроли. Социалистический строй был хозяином ее голоса и всего, что она получит за свои гастроли.

После успешных выступлений Валентина Левко возвращалась в СССР на борту самолета, пересекавшего Атлантику. Она дремала в кресле, прижимая к себе сумочку. «Мне могли заплатить 2 тысячи долларов, но я отдавала все до последнего сразу же по прибытии в Москву. Все деньги я везла с собой, но оставить себе ничего не могла», - вспоминает Валентина Николаевна, возглавляющая в настоящее время центр обучения пению в российской столице. Когда на следующее утро она просыпалась в своей московской квартире, которую оплачивало государство, то 2 тысячи долларов превращались для нее в 200 рублей (пять евро). «Я пела почти на всех континентах, заработала много денег, и до сих пор не знаю, куда они подевались», - пояснят она с нотками обиды. Конечно, были другие времена: обучение пению было бесплатным, для всех существовали равные возможности, и, «что бы там ни говорили, государство не вмешивалось в нашу жизнь, за исключением таких случаев, как с Галиной Вишневской».
Немногие оперные дивы той поры, которые еще живы, знают, что такое петь с температурой или воспалением горла. Галина Вишневская унесла с собой в могилу некоторые тайны тех лет, в частности, как представители советской партийной верхушки отдыхали в театральных ложах, слушая великолепные оперные голоса. А о других случаях она была вынуждена рассказывать агентам КГБ, которые заставляли ее приходить на совещания в гостиницу «Метрополь».
Там, в одном из салонов на третьем этаже, совсем недалеко от Красной площади, были составлены десятки докладных записок о слухах, которые такие же певицы, как она, собирали в Большом. Были и более грязные случаи, причем не обязательно связанные с той порой, когда она жила в коммуналке со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В своих воспоминаниях она рассказывает о том, как за ней пытался ухаживать председатель Совета Министров СССР Николай Булганин, хотевший сделать ее своей любовницей. В обмен за это он обещал улучшить ее жизненные условия. Ростропович, которому пришлось вынести это унижение, был категорически против.
Вишневская была стойкой женщиной. Она сумела побороть туберкулез, несмотря на то, что отказалась от прописанного врачами лечения, потому что оно могло погубить ее дивный голос. Она пережила блокаду Ленинграда и избежала сталинских чисток. Свою красивую и звучную фамилию она получила от своего первого мужа: моряка, который был не прочь выпить.
Мужем Валентины Левко был работник авиационно-космической отрасли, так что ее жизнь прошла между кипением страстей в Большом театре и космическим соперничеством с США. «Однажды муж принес домой скафандр, в котором Юрий Гагарин должен был отправиться в свой первый космический полет. Я потрогала его, он был какой-то волшебный», - вспоминает она.
Оперные дивы тех лет вспоминают о прошлом по-разному, но ностальгия всегда преобладает.

Больше двадцати лет талантом Валентины Левко восхищались поклонники оперного искусства. Ее обожали и боготворили, потому новость о смерти звезды легендарной сцены так потрясла театральный мир. Она умерла 14 августа, отметив накануне свой 92-ой день рождения, после продолжительной болезни – других причин представители Большого театра так и не назвали.

Неизвестно и где пройдет церемония прощания, на которой, вероятно, захотят присутствовать десятки ценителей голоса Валентины Николаевны, многочисленные друзья и родственники – все те, кто так ее любил.

«Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в «Пиковой даме». Она изумительная певица и великолепная актриса», - писал в свое время итальянский публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене «Ла Скала».

Валентина Левко являлась солисткой Большого театра с 1960-го по 1982-й год. В свое время она отучилась в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных по классу альта. Еще будучи студенткой, Левко начала работать в оркестре Театра миниатюр. В 1953 году она в окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу альта, а десять лет спустя - Московскую государственную консерваторию.

Валентина Николаевна была солисткой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, позже по приглашению пошла работать в Большой театр на партию Ратмира в опере «Руслан и Людмила».

С 1974 года Левко посвящала себя преподавательской деятельности в родном институте (который позже переименовали в Российскую академию музыки имени Гнесиных), с 1985 года занимала должность завкафедрой сольного пения. В 1982 году Валентина Николаевна завершила оперную карьеру в театре, но продолжала концертную деятельность. Она выступала с сольными концертами как в СССР, так и за рубежом: Левко побывала в более 20-ти странах Европы, Америки, Азии, Австралии. С 2009 года оперная певица руководила Центром вокального искусства имени себя.

Валентина Николаевна была замужем один раз. Ее избранником стал летчик-испытатель Владимир Левко. В 1991 году мужчины не стало. В 1951 году у супругов родилась единственная дочь Любовь, которая подарила родителям двоих внуков.