Повести древнерусские. Древнерусская литература Древнерусская литература

Древнерусская литература ведёт отсчёт с XI по XVII век . Именно это время является начальным этапом в развитии русской литературы. Причиной её возникновения послужило создание Киевской Руси. Литературное творчество способствовало укреплению государственности.

До сих пор точное время появления русской письменности неизвестно. Считается, что она пришла с христианством. С византийской культурой и письменностью наши предки познакомились через привезённые из Болгарии и Византии книги. Ученики нового поклонения обязаны были перевести их на русский язык.

Так как болгарский и русский язык схожи, то Русь смогла использовать для русского алфавита кириллицу, созданную братьями из Болгарии Кириллом и Мефодием. Так возникла древнерусская письменность. Изначально книги были рукописными.

На развитие древнерусской литературы оказал большое влияние фольклор . Народная идеология прослеживалась во всех произведениях того времени. Материалом, использовавшимся для рукописей, служил пергамент. Его изготавливали из кожи молодых животных.

Хуже по свойствам была береста. Она стоила дешевле, но быстро приходила в негодность, поэтому бересту использовали для обучения или ведения документации. В XIV бумага вытеснила из обихода пергамент и бересту. Рукопись стала развиваться быстрее.

Монахи переводили труды с разных языков. Литература, таким образом, становилась более доступной . К сожалению, до наших дней многие литературные артефакты не дошли по причине пожаров, вражеских нашествий и вандализма.

Периоды развития древнерусской литературы

Древняя литература русской письменности поражает богатым, красочным языком, художественной выразительностью и народной мудростью. Соединение делового языка, ораторских трактатов, летописей фольклора привело к обогащению русской речи.

Но это, конечно, произошло не сразу, а на протяжении нескольких периодов. Рассмотрим коротко особенности каждого периода.

Древнерусская литература Киевской Руси . Этот период длился с XI по XII век. Новое государство являлось самым передовым своего времени. Города Киевской Руси привлекали купцов и торговцев с разных стран. Сестра киевского князя Ярослава, Анна учредила в Киеве первое в Европе женское училище. В этом городе создавались все важнейшие жанры литературы.

Литература феодальной раздробленности (XII-XV века) . Из-за дробления на княжества Киевская Русь со временем распалась на отдельные политические и культурные центры, столицами которых были Москва, Новгород, Тверь и Владимир.

В каждом центре древнерусская культура начала развиваться своим путём. Нашествие монголо-татарского ига способствовало сплочению писателей во всех княжествах. Они призывали к объединению и противостоянию с врагом. Самые известные произведения того времени — «Хождение за три моря» и «Повесть о Петре и Февронии».

Централизованное русское государство (XVI-XVII века). Это период характеризуется демократичностью. На смену церковникам приходят светские писатели и появляется массовый читатель. В литературе возникают новые жанры и художественный вымысел, которого до сей поры не было.

В этот период развивается драматургия, поэзия и сатира. Самые известные книги того времени — «Повесть о Юлиании Лазаревской» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

  • Объяснительный текст к не сохранившейся до нашего времени генеральной карте Московского государства. Когда была составлена впервые эта карта, об этом исследователи судят различно. Бутков и за ним Огородников склонны были относить начало Книги Большого Чертежа к концу XV в. Татищев утверждал, что "царь Иоанн IV Васильевич в 1552 г. велел чертеж государства сделать", и его мнение приняли Ходаковский и Спасский. Карамзин полагал, что Книга Большого Чертежа, в настоящем своем виде, составлена при Феодоре Ивановиче, а Лерберг указывал точнее на 1599 г.; к этому времени ("около 1600 г.") и Спасский готов был относить "если не составление, то по крайней мере дополнение ее". Наконец, Огородников находил, что "едва ли не правильнее текст К. Б. Ч. признать такой географической хроникой, к которой не приискано еще хронологического указателя и в которой первоначальный слой географических указаний (может быть, очень кратких) закрыт для нас многочисленными поправками и дополнениями и представляет несколько хронологических ступеней, несколько редакций, дополняющих одна другую". Из самой "Книги Б. Ч." мы узнаем только, что от московского пожара 1626 г. уцелел "старый чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства", что этот чертеж был "сделан давно – при прежних государях" и пришел в такую ветхость, что "впредь по нем урочищ смотреть не можно"; поэтому с обветшалого чертежа снят был "в ту же меру" новый чертеж, и одновременно с тем составлен – по-видимому, в гораздо большем масштабе – другой чертеж, "от царствующего града Москвы рязанским и северским и польским городам, и от Ливен тремя дорогами до Перекопи". Материалом для последнего чертежа послужила "старая разрядная роспись", сделанная "при прежних государях". Надписи обоих новых чертежей были, затем, списаны в книгу, которая и известна под названием Книги Б. Ч. Чертежи, на которых основана Книга Большого Чертежа, носили, по-видимому, характер маршрутных карт; поэтому и книга получила характер дорожника. При описании важнейших для Московского государства дорог – в Крым, в архангельский порт и в Сибирь – Книга Б. Ч. и держится, порядка маршрутов; но в других случаях изложение ведется в порядке рек и бассейнов, принимая таким образом характер орогидрографического описания. Книга начинается с описания трех татарских дорог – Муравского, Изюмского и Калмиусского шляхов (очевидно, эта часть соответствует второму чертежу, специально предназначенному служить для "государевых посылок" на сторожевую и станичную службу). Далее следует описание бассейна Донца и Дона; сюда присоединено и описание кавказских рек; потом идут Терек, Яик, реки Киргизской степи, крымская орда, бассейны Днепра с Десной, Оки с Москвой и Клязьмой, Волги с Камой и Вяткой, Поморский бассейн в связи с частью озерного, пограничные города с литовско-польским государством, в связи с бассейном Двины, озерный бассейн, продолжение Поморского бассейна от Оки до Оби, бассейны Печоры и Двины, левые притоки Волги от Костромы до Унжи, дорога к Архангельску и в Сибирь; кончается книга описанием бассейна Оби. Первое издание Книги Большого Чертежа было сделано Новиковым в 1773 г. (СПб.), под заглавием "Древняя российская гидрография, содержащая описание Московского государства рек, протоков, озер, кладязей и какие по них городы и урочища, и на каком они расстоянии". Затем последовало в 1792 г. анонимное издание А. И. Мусина-Пушкина: "Книга Большому Чертежу или древняя карта Российского Государства, поновленная в Разряде и списанная в книгу 1627 г.". В 1838 г. Книга Б. Ч. была в третий раз издана Д. И. Языковым, а в 1846 г. – в четвертый раз Г. И. Спасским ("Книга глаголемая Б. Ч.", изд. по поручению Императорского общества истории и древностей российских).
  • По’вести древнеру’сские, литературные произведения (11-17 вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром; повесть «О Варлааме и Иоасафе»; воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; «Александрия»; «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об Олеге Вещем, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). В дальнейшем П. д. развивались в двух основных направлениях - историко-эпическом и историко-биографическом. Первое культивировало принципы повествования о событиях главным образом военных (повести о междоусобных войнах князей; о войнах с половцами 11-12 вв.; о татаро-монгольском нашествии 13-14 вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», 15 в.). Воинские повести часто превращались в обширные беллетризованные «истории» («Повесть о Царь-граде», 15 в.; «История о Казанском царстве», 16 в., и др.), в ряде случаев приобретали фольклорно-эпическую окраску («Повесть о разорении Рязани Батыем», 14 в.; «Повесть об Азовском сидении», 17 в., и др.). К повестям такого типа относятся дружинно-эпические (12 в.) и (14 в.). Воинским повестям свойственны патриотические идеалы, красочность батальных описаний. Среди повествований о событиях выделяются также повести, посвященные проблемам государственности. Легендарно-исторические повествования периода формирования Русского централизованного государства посвящались преемственности мировых монархий и происхождению династии Рюриковичей (повести «О Вавилонском царстве», «О князьях Владимирских» и др., 15-16 вв.). Затем главной темой повестей становится историко-публицистического описание кризиса московской государственности в «смутное время» и смены царствующих династий («Повесть 1606 года», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» И. Катырева-Ростовского и др.)..

    Другое направление П. д. разрабатывало принципы повествования о героях, первоначально основанного на христианско-провиденциальном, торжественно-риторическом описании деяний выдающихся князей в борьбе с внешними врагами (жития Александра Невского, Довмонта Псковского, 13 в.; Дмитрия Донского, 15 в.); эти произведения занимали промежуточное положение между традиционными воинскими повестями и житиями святых. Постепенно историко-биографическое повествование начало перемещать своих героев в бытовую обстановку: повесть о Петре и Февронии Муромских (15-16 вв.), проникнутая сказочной символикой; повесть о дворянке Юлиании Лазаревской (17 в.) и др. Интерес к подвигам героев вытесняется вниманием к взаимоотношениям людей, к поведению личности в быту, которое, однако, ещё обусловливалось церковно-этическими нормами. Повести биографического типа разветвлялись на поучительные жития-автобиографии (жития Аввакума, Епифания) и повествования полусветского, а затем и светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью (фольклорно-лиричная «Повесть о Горе-Злочастии», книжно-беллетристическая «Повесть о Савве Грудцыне», 17 в.). Повествование всё более отрывается от исторической канвы и овладевает искусством сюжетосложення. В конце 17 в. возникают сатирические повести с элементом литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и др.). Острые сложнобытовые ситуации оснащаются натуралистическими деталями, свойственными ранней новелле (повести о купце Карпе Сутулове и его жене, 17 в.; «Повесть о Фроле Скобееве», начало 18 в.). Вновь входят в моду переводные повести, герои которых русифицируются в сказочном духе («О Бове-Королевиче», «О Еруслане Лазаревиче» и др.), сборники западноевропейских новелл («Великое зерцало», «Фацеции» и др.). П. д. совершают закономерную эволюцию от средневекового исторического повествования к беллетристической повести нового времени.

    Лит.: Пыпин А. Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Орлов А. С., Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII-XVII вв., [Л.], 1934; Старинная русская повесть. Статьи и исследования. Под ред. Н. К. Гудзия, М. - Л., 1941; Истоки русской беллетристики. [Отв. ред. Я. С. Лурье], Л., 1970; История русской литературы, т. 1, М. - Л., 1958..

    Древнерусскую литературу по праву можно считать основой всех жанров и всех книг, написанных когда-либо на украинском, белорусском или русском языках . С момента изобретения алфавита Кириллом и Мефодием, с момента, когда цивилизованное письмо заменило архаичные черти и рези, эта литература положила начало всему книжному, печатному и образовательному делу в нашей стране. Поэтому так важно обратить на нее внимание и познакомиться с произведениями древней русской литературы поближе . На нашем сайте вы найдете лучшие книги этого интересного и древнего жанра.

    История жанра древнерусской литературы

    Древнерусская литература начала развитие , как уже было отмечено, с изобретением удобного и практчиески современного алфавита . Это сделали солунские братья Кирилл и Мефодий , которых даже канонизировали за такое высокое достижение. Действительно, сложно переоценить их вклад в историю всех славянских стран.

    Жанр древнерусской литературы является неоднородным. В нем можно найти сказания о житии святых, летописные данные, делопроизводственные записи и многое другое. Например, часто можно встретить летописные данные, которые являются мифом, легендой или сказанием, записанным так, как будто это было на самом деле . В этом - огромный интерес и уникальность древнерусских произведений для современного читателя. Особенно такие книги. заботливо собранные на нашем сайте (их можно читать онлайн) будут актуальны для историков, филологов, студентов и школьников.

    Особенности древнерусской литературы

    В первую очередь, это язык. Древнерусские сказания, летописи и (жития святых) написаны не тем простым для понимания языком , к которому привык современный читатель. Этот древний язык богат сравнениями, гиперболами и множеством других приемов, за которыми подчас сложно понять смысл повествования . Поэтому наша библиотека онлайн содержит только адаптированные, переведенные на современный язык тексты , которые сохранили часть терминов, доступных для понимания. Таким образом, вы можете смело читать книги онлайн и узнавать древнюю историю свободно. Также вам может быть интересно прочитать книги о Древней Руси научно-популярного жанра.

    Другой особенностью древнерусских литературных произведений было отсутствие праздности, то есть книги не были светскими . Они были серьезными, в них нет ни юмора, ни слишком уж расширенных сюжетов. Отчасти это вызвано психологией древних писателей-монахов , которым пришлось впервые записывать те или иные события на бумагу. Но чаще всего скупость и суровость жанра объясняется дороговизной материалов для книг. Таким образом, записывать шутки, и другие «несерьезные» вещи писатели просто не имели возможности.

    Развитие жанра житий святых, еще называемых агиографией, послужило для древнерусской литературы своеобразным катализатором. Жития заменяли древнему читателю и , и , и даже . К слову, все эти жанры берут начало именно из невинных библейских и евангельских рассказов о жизни и приключениях святых.

    Лучшие книги жанра древнерусской литературы

    Не смотря на всю интересность и самобытность жанра, книг в нем сохранилось не так уж много. Тематически их можно разделить на несколько групп.

    Но иным открывается тайна... (А.Ахматова) Кто говорит, что мы умрем? – Оставьте этиСуждения в самих себе – В них кривда вьется:Мы множество веков живем На белом светеИ множество веков еще Нам жить придется.Мы не пришли из пустоты, И через годыНе суждено нам в пустоту Уйти однажды.Мы все – не только часть Земли, Мы – часть Природы,Мы часть Вселенной, мира часть – Конкретно каждый!Мы миллиарды лет назад Уже дышали,Не знаю – чем, не знаю – как, Но было дело.Вселенная возникла, ей Мы не мешали,Мы занимались, кто, чем мог В других пределах.И миллиарды лет пройдут – В короне СолнцаУсталая Земля сгорит В своем величье,Мы не сгорим! В другую жизнь Мы вновь вернемся,В самих себя вернемся мы В другом обличье!Я говорю вам: человек Не исчезаем!Я говорю вам: человек В бессмертье вложен!Вот только доказательств мы Еще не знаем,И подтвердить бессмертье мы Пока не можем.Но через сколько-нибудь лет Забвенья гириМы сбросим с памяти своей И вспомним смело:Зачем мы оказались здесь – В подлунном мире? Зачем бессмертье нам дано И что с ним делать? Все, что мы сделаем через час, Через неделю и даже год,Все это недалеко от нас В собственном мире живет.Книги, которые я издам Через какое-то время летУже разлетаются по городам В мире, которого нет.Миры-неведимки опутали нас Бесчисленным множеством этажей,В одном – собираемся мы на Марс, В другом – полетели уже.Награды, хвала и еще чины Нас дожидаются, строясь в ряд,А с ними – наши пощечины В соседних мирах горят.Мы думаем: жизнь через сотни лет Это бог его знает: где?А это рядом – невидимый свет Тех лет рассыпан везде.Попробуйте пальцем проткнуть Луну! Не выйдет – рука коротка,Еще сложней потрогать страну, Заброшенную в века.Но так уж устроено: каждый миг Из улиц, офисов и квартирПереезжаем всем миром мы В реальный соседний мир.Блуждая по космосу вместе с Землей С идеями свежими и старьем,Мы новое время – за слоем слой – В аренду у мира берем.И не торопимся жить взаймы, Не убыстряем года,Далекою памятью знаем мы, Что в жизнь пришли навсегда.Что наши границы не в млечности, Что наша эпоха – не час,В запасе у нас бесконечность, и Вечность в запасе у нас.И как на экскурсии – лишь вперед, Шифруя и теоремя дни,Вселенная за руку нас ведет По коридору времени. Включите в прошлом и будущем свет!И вы увидите новым зрением,как город, которого еще нет,уже сейчас проступает во времени.В будущем времени, где покапочти без цвета и очертанийплавают только лишь облаканаших надежд и наших мечтаний.А в прошлом, где в мякоти синевыжизнь улыбалась теплу и свету,включив освещение, встретите выгород, которого больше нету.Не беспокойтесь, вы не сошли с ума сейчас, увидев такое, -в пространстве все сохраняется, идо времени градус хранит покоя.Но все оживает до срока, вдруг,когда чудаки в настроенье хорошемвключают в прошлом и будущем звук,включают свет в грядущем и прошлом.И жизнь, как будто круги по воде,по тысячелетиям вяжет звенья,и нет умерших людей нигде,есть лишь уснувшие на мгновенье.Покой – это только временный ил.Люди вечны! На каждой страницевсмотритесь в лица их – в прошлом ибудущем – те же самые лица.Нет у природы других людей,и те же самые ходят по кругупрошлых и будущих площадей,камни шлифуя шагом упруго.Включите в прошлом и будущем свет,и вы убедитесь, сомнений вместо,что в будущем – там, где вас еще нет,для вас уже приготовлено место. https://www.stihi.ru/avtor/literlik&;book=1#1