Рекомендации студентам по предмету Чтение хоровых партитур. Тема XXI: Анализ хоровой партитуры Анализ партитуры в работе дирижера

Анализ хоровой партитуры.

Составитель: старший преподаватель

кафедры хорового дирижирования и

сольного пения факультета «Музыки»

Богатко И.С.

Пермь 2013

Анализ хорового произведения

    Музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, форма, каденции, характер развития музыкальной мысли, размер, особенности фактуры, темп).

    Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности).

    Исполнительский анализ произведения; (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, характера произведения, динамики, штрихов, кульминации).

Список произведений.

1курс

Хоровые произведения для изучения

Аренский А. Анчар. Ноктюрн

Агафонников В. Посеяли лен за рекою.

Белый В. Степь

Бойко Р. 10 хоров на ст.А.Пушкин

Василенко С. Дафино вино. Как при вечере. По горам две хмурых тучи. Метель. Степная.

Гречанинов А. Нас веселит ручей. В зареве огнистом. Над неприступной крутизной. Свете тихий. После грозы. На заре.

Гуно Ш. Ночь

Давиденко А. Всевперед. Бурлаки. Море яростно стонало.

Дарзинь Э. Былое.Сломанные сосны.

Дворжак А. Пир. Хоры из цикла "О природе"

Дебюсси К. Зима. Тамбурин

Егоров А. Тайга. Добрыня Никитич. Колыбельная. Сирень. Песня.

Ипполитов-Иванов М. Новгородская былина. Лес. Ночь.

Кастальский А. Под большим шатром. Русь.

Корганов Т. Видит лань в воде.

Касьянов А. Осень. Не пенится море.

Кальдара А. Stabat Mater

Калинников В. Жаворонок. Зима. На старом кургане. Нам звезды кроткие сияли. Осень. Лес. Ой,честь ли то молодцу. Звезды мерк нут и гаснут. Кондор. Элегия.

Коваль М. Ильмень-озеро. Листья. Слезы. Буря бы грянула,что-ли.

Кравченко Б. Русские фрески (на выбор)

Кюи Ц. Ноктюрн. Встрепенитесь птички-песни. Две розы. Сияет солн це. Грозовые тучи. Сон.

Колосов А. Русь.

Лассо О. Солдатская серенада. О, если б знала ты. Matona.

Ленский А. Былое. Русская земля. 9 января. Утес и море. Обработки народных песен (на выбор).

Лятошинский Б. Осень. Ой, ти, мати моя. В поле чистом. Течет вода.

Макаров А. «Город немеркнущей славы» из сюиты "Река-богатырь"

Мендельсон Ф. Хоры на выбор.

Мурадели В. Ответ на послание А.Пушкина.

Новиков А. Во кузнице. Уж, ты, поле. Любовь. Веселый пир.

Попов С. Как по морю.

Пуленк Ф. Белый снег. Грусть. «Страшна мне ночь» из кантаты "Лик человеческий"

Равель М. Три птицы. Николетта.

Свешников А. В темном лесе. Ах, ты степь широкая. Вниз по матушке по Волге.

Свиридов Г. "Пушкинский венок": № 1, 3, 7, 8, 10. "Ночные облака" - № 2. Вечером синим. Ясные поля. Весна и колдун. Хоры на стихи русских поэтов. Слонимский С. Четыре русские песни.

Соколов В. Повянь-повянь, бурь-погодушка. Ты рябина ли,ряби нушка.

Танеев С. Адели. Развалину башни. Венеция ночью.

Чайковский П. Без поры, да без времени. Не кукушечка во сыром бору. Ночевала тучка. Соловушко. Что смолкнул веселия глас. Блажен, кто улыбается. Хоры из Литургии (на выбор).

Чесноков П. Август. Альпы. Зимой. Теплится зорька. Лес. Вдоль да по речке. Дубинушка. Не цветочек в поле вянет. Литургические хоры (на выбор).

Шебалин В. Зимняя дорога. Мать послала сыну думы. Степан Разин. Стрекотунья белобока. Утес. Послание декабристам. Казак гнал коня. Могила бойца.

Шостакович Д. Десять поэм. (хоры на выбор).

Шуман Р. Доброй ночи. Зубная боль. В лесу. На Боденском озере.

Щедрин Р. 4 хора на ст. А.Твардовского.

Шуберт Ф. Любовь. Ночь.

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования.

Бортнянский Д. Достойно есть. Херувимская № 2.

Векки О. Пастух и пастушка.

Давиденко А. Море яростно стонало. Узник. Бурлаки.

Даргомыжский А. Петербургские серенады.

Глинка М. Патриотическая песня.

Гречанинов А. Лягушка и вол.

Егоров А. Песня.

Зиновьев А. Осень.

Ипполитов-Иванов М. Острою секирой. Сосна.

Калинников В. Элегия.

Кастальский А. У ворот, ворот. Рябинушка.

Кодай 3. Вечерняя песня.

Костле Г. Миньон.

Лист Ф. Наступление весны.

Мендельсон Ф. Беги со мной. Как иней ночкой весенней пал. Над ее могилой. Предчувствие весны.

Проснак К. Прелюдия.

Рахманинов С. Тебе поем.

Римский-Корсаков Н.А. Ай во поле липенька. Ты взойди солнце красное.

Салманов В. "Ох, товарищи родные" из оратории "Двенадцать".

Слонимский С. Ленинградская белая ночь.

ТанеевС. Серенада. Сосна.

Чайковский П. "Литургия св. И.Златоуста": №9, 13. Ночевала тучка золотая

Чесноков П. Весеннее успокоение. За рекой, за быстрой. Дума за думой.

Шебалин В. Зимняя дорога.

Шуман Р. Вечерняя звезда. Доброй ночи. Ночная тишина.

Шуберт Ф. Любовь. Далекой.

Щедрин Р. Как дорог друг. Прошла война. Тиха украинская ночь.

Эшпай А. Песня о криницах.

2курс

Хоры с сопровождением для изучения.

Оригинальные хоровые произведения:

Глинка М. Полонез. Слава русскому народу.

Дебюсси К. Сирень.

Ипполитов-Иванов М. Утро. Крестьянская пирушка. Приближение весны. Цветы. Листья в саду шелестят. В мае.

Новиков А. Травушка. Эй, ухнем. А дождь хлещет.

Шуман Р. Цыгане.

Шуберт Ф. Приют.

Хоры из ораторий ц кантат.

Арутюнян А. Кантата о Родине № 1, 4, 5.

Бриттен Б . Missa brevis in D

Брукнер А. Реквием d - moll . Большая месса.

Брамс И. Немецкий реквием: № 4.

Вивальди А. Gloria: № 1, 4, 7.

Гендель Т. Оратория "Самсон": "Сражен Самсон"

Григ Э. Улаф Тригвассон (отд. номера).

Дворжак А. Реквием (хор.номера). Те Deum (полностью)

Кабалевский Д. Реквием: Вступление, Помните, Вечная слава, Черный камень.

Козловский О, Реквием (части по выбору).

Макаров А. Сюита "Река-богатырь". О

О рф К. Кармина Бурана: № 1, 2, 5, 8, 10, 20, 24, 25.

Прокофьев С. Иван Грозный (хор. номера).

Пуленк Ф. Лик человеческий (части по выбору)

Салманов В. Двенадцать (отд. части или полностью).

Свиридов Г. «Патетическая оратория»: Бегство Врангеля, Героям Перекопской битвы, Здесь будет город-сад, Поэт и солнце. « Поэма памяти С. Есенина»: Поет зима, Молотьба, Ночь на Ивана Купала, Крестьянские

ребята. « Пушкинский венок»: № 5, 6. «Ночные облака» № 5. « Ладога» № 3, 5.

Чайковский П. Москва: № 1, 3, 5.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: Будущая прогулка. « Над Родиной нашей солнце сияет», « Стенька Разин».

Хоры из опер;

Бизе Ж. «Кармен»: сцены 24, 25, 26.

Бетховен Л. «Фиделио» (отд.хоры).

Бородин А. «Князь Игорь»: Слава, Сцена Ярославны с девушками, Сцена у Галицкого, Половецкие пляски с хором, Финал 1-го действия,

Вагнер Р. «Лоэнгрин»: Свадебный хор. « Тангейзер»: Марш.

Верди Д. «Аида»: хоровые сцены. « Отелло»: хоровые сцены из 1, 3 действия.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Ах, подруженьки, Варись, зелье. Хор и песня Торопа.

Гершвин А. «Порги и Бесс»: отдельные хоры.

Глинка М. «Иван Сусанин»: Польский акт, Славься. «Руслан и Людмила»: Интродукция, Финал 1 действия, Ах, ты свет, Людмила.

Глюк X . «Орфей»: отдельные хоры.

Гуно Ш. «Фауст»: Вальс. « Ромео и Джульетта»: хор придворных.

Даргомыжский А. «Русалка»: Ах, ты, сердце, Заплетися, плетень. Как на горе мы пиво варили. Как во горнице-светлице.

Делиб Л. «Лакме»: хор и сцена на рынке.

Козловский О. «Царь Эдип»: 1-й хор народа.

Мусоргский М. «Борис Годунов»: Сцена коронования, Сцена у Василия Блаженного, Сцена под Кромами (полностью и отдельные фрагменты) , «Сорочинская ярмарка»: Хор из 1 действия. « Хованщина»: Встреча и славление Хованского, Сцена в стрелецкой слободе (полностью и отд.фраг.).

Римский-Кореаков Н.А. «Псковитянка»: Встреча Грозного, Въезд Грозного во Псков, Сцена Вече ; «Садко»: Хор торговых гостей, Высота ли, высота поднебесная. « Снегурочка»: Хор слепцов-гусляров, Сцена в заповедном лесу, А мы просо сеяли, П роводы масленицы, Финал оперы.

« Сказание о невидимом граде Китеже»: Свадебный поезд. « Царская невеста»: Приворотное зелье, Яр-хмель. « Майская ночь»: Просо.

Сметана Б. «Проданная невеста»: отдельные хоры.

Холминов А. «Чапаев»: У нас, Петенька.

Чайковский П. «Евгений Онегин»: Хор крестьян, Бал у Лариных. « Пиковая дама»: Хор гуляющих, Хор гостей, Пастораль пастушки. «Мазепа»: Хор и причитание матери, Народные сцены, Сцена казни. «Опричник»: На море утушка купалася, Свадебный хор "Слава".

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования

Бородин А. «Князь Игорь»: Улетай на крыльях ветра.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Два хора рыбаков, При долинушке береза белая стояла, Ах, подруженьки.

Верди Дж. «Навуходоносор»: Ты прекрасна, о, Родина наша. « Аида»: Кто там (2 действие).

Глинка М. «Руслан и Людмила»: Ах, ты свет Людмила, Не проснется птичка утром. « Иван Сусанин»: Свадебная песня.

Даргомыжский А. «Русалка»: Три хора русалок.

Мусоргский М. «Хованщина»: Батя, Батя, выйди к нам.

Петров А. «Петр I»: Заключительный хор из оперы.

Чайковский П. «Снегурочка»: Проводы масленицы.

Чесноков П. Катит весна.

3 курс

Полифонические хоровые произведения для изучения.

Оригинальные хоровые произведения

Аркадельт Я. Лебедь в минуту смерти.

Векки О, Уж лучше не родиться.

Верди Дж. 4 духовных хора.

Габриэли А. Юная дева.

Гречанинов А. Лебедь, рак и щука.

Глазунов А. Вниз по матушке, по Волге.

Кодай 3. Венгерский псалом.

Лассо О. Пастух. Песня гуся. Эхо.

Маренцио Л. Сколько влюбленных.

Монтеверди К. Прощание. Твой ясный взор столь прекрасен и светел.

Морли Нежность горит в лице твоем.

Палестрина Дж. Ветер весенний. Ах, тот давно в могиле.

Римский-Кореаков Н. Месяц плывет. Старая песня. Ночевала тучка золотая. Татарский полон. Уж ты сад. На севере диком.

Свешников А. Уж ты сад.

Соколов В. Куда с горя девке деться?

Танеев С. Альпы. Восход солнца. Вечер. На могиле. Развалину башни. Посмотри, какая мгла. Прометей. Увидал из-за тучи утес. В дни, когда над сонным морем. По горам две хмурых тучи.

Чайковский П. Литургия св. И. Златоуста: № 6, 10, 11, 14. Херувимская песнь № 2. Отче наш.

Чесноков П. Ходила младешенька.

Шебалин В. Над курганами.

Щедрин Р. Ива, ивушка.

Хоры из опер:

Бородин А. «Князь Игорь»: Хор поселян.

Берлиоз Т. «Осуждение Фауста»: Песня Брандера и хор.

Василенко С. «Сказание о невидимом граде Китеже»: Хор народа "Горе постигло".

Вагнер Р. «Мейстерзингеры»: Слава искусству.

Глинка М. «Иван Сусанин»»: Интродукция. « Руслан и Людмила»: Погибнет, погибнет.

Даргомыжский А. «Русалка»: Заздравный хор.

Моцарт В. «Идоменей»: Бегите, спасайтесь.

Римский-Кореаков Н. «Царская невеста»: хоровая фугетта "Слаще меду". « Снегурочка»: Не был ни разу поруган изменою (из финала 3 д.)

Равель М. «Дитя и волшебство»: Хор пастухов и пастушек.

Шостакович Д. «Катерина Измайлова»: Слава.

Хоры из ораторий и кантат

Арутюнян А. Кантата о Родине: № 3 "Торжество труда".

Барток Б. Cantata profana . № 1, 2, 3.

Бах И.С. Светские кантаты: № 201 D - dur "Внимание", № 205 D-dur «Хор ветров», № 206 D - dur «Вступительный хор», № 208 F-dur «Заключительный хор» , Mecca h- molI : № 1, 3, 15, 16, 17.

Бетховен Л. Месса C - dur : 1-й гимн

Берлиоз Г. Реквием: отд. номера.

Бриттен Б. Военный реквием. Месса in D .

Брамс И. Немецкий реквием: № 1, 2, 3, 6, 7.

Вивальди А. Gloria: № 5, 12

Верди Дж. Реквием: № 1, 2, 7.

Гайдн И. Времена года: № 2, 6, 9, 19.

Гендель Г. «Александр Фест»: № 6, 14, 18. « Мессия»: № 23, 24, 26, 42. « Иуда Маккавей»: № 26. « Самсон»: № 11, 14, 26, 30, 32, 49, 59.

Давиденко А. Из совместной оратории «Путь Октября»: На

десятой версте, Улица волнуется.

Дегтярев С. «Минин и Пожарский»: отдельные номера.

Дворжак А. Реквием: отдельные номера. Stabat Mater № 3.

Йомели Н. Реквием: отдельные номера.

Моцарт В. Реквием: № 1, 4, 8, 9, 12.

Онеггер А. «Царь Давид»: № 16, 18 и Заключительный хор. « Жанна Д"Арк на костре»: Финал оратории.

Равель М. «Дафнис и Хлоя»: Хоры из 1 и 2 сюит.

Регер М. Реквием: полностью и отд.номера.

Скрябин А. 1-я симфония: Слава искусству (финал).

Стравинский И. Симфония псалмов: полностью и отдельные номера.

Сметана Б. «Чешская кантата».

Танеев С. «Иоанн Дамаскин»: полностью и отдельные номера. « По прочтении псалма»: № 1, 4.

Форе Г. Реквием: отдельные номера.

Хиндемит А. «Вечное»: полностью и отдельные номера.

Чайковский П. «К 200-летию памятника Петру I »: Фуга.

Шуберт Ф. Месса As-dur. Отдельные номера. Месса Es-dur: Отдельные номера.

Шимановский К. Stabat Mater : № 1, 4, 5, 6.

Шуман Р. «Рай и Пери»: №8, 11, Реквием: отдельные номера.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: № 7 Слава.

Щедрин Р. «Запечатленный ангел»: отдельные номера и полностью.

Хоровые произведения в ключах "ДО".

Байя Т. O bone Jesu

Бортнянский Д. Концерт для хора № I .

Гастольди Т. Сердце, ты помнишь

Кальвисиус С. Я - человек.

Лассо О. Весь день деньской. Мне сказали. Как ты сумела.

Лехнер Л. О, как мой рок со мной жесток.

Мейланд Я. Сердце в груди ликует.

СканделиусА. Чтоб жить на земле.

Фридеричи Д. Песня общества.

Хаслер Г. Ах, я пою с улыбкой.

Чесноков П. Дух. хоры.

Шостакович Д. Как в незапамятном году.

Хоровые партитуры для транспонирования

Веноза Дж. Sancti spiritus.

Верди Дж . Laudi alla virgine Maria ( фрагменты )

Даргомыжский А. Петербургские серенады: Из страны, страны далекой. Ворон к ворону летит. Пью за здравие Мери. В полночь леший. По волнам спокойным.

Ипполитов-Иванов М. Сосна.

Кодай 3. Здравствуй, Янош.

Лотти А. Miserere

Мендельсон Ф. На юге.

Мурадели В. Сны-недотроги.

Речкунов М. Острою секирой. Осень.

Танеев С. Серенада. Сосна. Венеция ночью.

Чайковский П. Вечер.

Шуберт Ф. Липа.

Основные вопросы

1. Анализ партитуры в работе дирижера

2. Краткая аннотация хоровой партитуры

3. План развернутого анализа хоровой партитуры

4. Методическая литература

а) Методика анализа

б) Примерные анализы хоровых партитур

Цель: Определить значение анализа партитуры в работе дирижера хора. Проанализировать все пункты основных вопросов анализа хоровой партитуры. Выявить все исполнительские трудности в работе над хоровой партитурой для максимального раскрытия музыкального образа.

Анализ партитуры в работе дирижера

Дирижирование - трудное и сложное искусство, требующее больших знаний, ярких музыкально-исполнительских, волевых качеств, незаурядных организаторских способностей.

Вся многообразная деятельность дирижера сосредоточена, в конечном счете, вокруг одной цели – работе над произведением. Работа дирижера над хоровым произведением состоит из трех последовательных этапов:

    Самостоятельное изучение;

    Репетиционная работа с хором;

    Концертное исполнение.

Трудно сказать, какой из этапов является более важным – все они взаимосвязаны. Несомненно, однако, что основой всей работы дирижера является первый этап, когда происходит не только всестороннее изучение произведения, но и продумываются основы исполнительского замысла. Не случайно, в учебном процессе самостоятельной работе студентов придается такое большое значение.

Дирижерско-хоровая педагогика выработала определенные методы самостоятельной работы дирижера над произведением, предшествующей разучиванию и исполнению его с хором. Ими являются:

    Исполнение на фортепиано;

    Вокально-интонационное освоение;

    Дирижерско-техническое освоение;

Эти методы – результат опыта лучших хоровых дирижеров прошлого – теперь стали общепринятыми и незыблемыми. Нередки, однако, случаи, когда дирижеры хора (особенно начинающие руководители хоровой самодеятельности) пренебрегают некоторыми из них, чем значительно снижают эффективность своей работы. При основном внимании к дирижерско-технической стороне значительно меньше места уделяется, например, самостоятельному вокально-интонационному освоению произведения, а аналитическая сторона порой просто выпадает из поля зрения начинающего дирижера. Этому в немалой степени способствует недостаточная методическая разработка вопросов анализа хоровых партитур.

Анализ хоровых партитур является одним из средств самостоятельного изучения дирижером хорового произведения.

Необходимость анализа произведения как обязательное условие подготовки дирижера к работе с хором сложилась в процессе многолетнего опыта лучших советских дирижеров и педагогов. Требования анализа хоровых партитур, сформулированные корифеями русского и советского хорового искусства П.Г. Чесноковым (1877 – 1944г.) и Н.М. Данилиным (1878 – 1945г.), выдвигаются так же в известных трудах Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, К.К.Пигрова, К.Б.Птицы, В.Г.Соколова, И.И.Полтавцева и М.Ф.Светозаровой и др. Серьезное внимание уделяется этому вопросу в пособиях, посвященных методике работы с самодеятельным хором.

Значение глубокого и всестороннего анализа хоровой партитуры для воспитания и работы хорового дирижера в основном сводится к следующему:

Во-первых, анализ партитуры способствует лучшему усвоению дирижером музыкального и литературного текста произведения, которое он, как известно, должен знать в совершенстве (наизусть). Осознанное – на основе всестороннего анализа – изучение партитуры коренным образом отличается от часто употребляемого механического запоминания, обычно недолговечного и гораздо менее эффективного в работе.

Во-вторых, анализ партитуры необходим для выявления технических, стилистических, вокальных и др. особенностей произведения, определения трудностей, могущих возникнуть в процессе разучивания и исполнения. Работая с коллективом и будучи обычно ограниченным во времени, дирижер должен при самостоятельной подготовке сделать все возможное, чтобы заранее учесть различные детали своей работы с хором.

В-третьих, на основе анализа дирижером устанавливается исполнительский Основные вопросы произведения и определяются конкретные выразительные средства для его творческого воплощения.

В-четвертых, работа над анализом партитуры значительно обогащает знания дирижера в области истории музыки, гармонии, полифонии, музыкальной формы, хороведения, дирижирования. Умения хорошо разбираться в вопросах общей и музыкальной культуры способствует его совершенствованию как исполнителя и значительно повышает его авторитет как руководителя коллектива. Постоянное накопление этих знаний – необходимое условие работы дирижера.

Помимо этого, работа над анализом произведения воспитывает умение грамотно излагать свои мысли, что для дирижера, как руководителя коллектива, также немаловажно.

Таким образом, значение анализа хорового произведения не ограничивается научно-теоретической стороной, - он очень важен дляпрактической работы дирижера.

Учебный анализ хоровой партитуры делается в письменном виде. В зависимости от задач, стоящих перед студентом и степени его специальной подготовки могут быть два типа анализа: краткая аннотация и развернутый анализ.

Целью создания краткой аннотации является установление основных данных о произведении и творчестве его автора.

Аннотацию следует составлять по каждому произведению, изучаемому в классе дирижирования (не менее 5 произведений в семестр). Имея к выпускному экзамену 40 – 50 аннотаций, студент накапливает значительный творческий и научный багаж, который всегда пригодится в работе.

Другие требования ставятся при создании развернутого анализа партитуры , который в учебной практике обычно называется письменной работой по анализу партитуры.

Письменная работа представляется к каждому экзамену или зачету по дирижированию (следовательно, каждый семестр). Одна письменная работа представляется также к экзамену по хороведению. Т. о. за период обучения студентом должно быть выполнено 8 -10 письменных работ по развернутому анализу хоровых партитур.

Для анализа, по согласованию с педагогом, выбирается одно из произведений, изучаемое в классе дирижирования (преимущественное внимание рекомендуется уделять произведениям для смешанного хора a cappella – наиболее типичным для хоровой исполнительской практики). При этом необходимо стремиться к тому, чтобы студенты в процессе обучения работали над анализом произведений различных стилей и жанров.

Размер письменной работы определяется размером и сложностью анализируемого произведения, а так же степенью глубины анализа. Обычный размер работы – 12-15 страниц формата школьной тетради. Однако, когда студенты только начинают осваивать навыки анализа, он может быть несколько меньшим (10-12 стр.). Впоследствии размер работы, как правило, возрастает до 15-20 стр.

Работа должна быть написана грамотно, аккуратно, разборчиво и тщательно отредактирована. К ней должна быть приложена партитура анализируемого произведения (полностью) с расставленными цифровыми обозначениями тактов, на которую в процессе анализа делаются ссылки. Если анализируется произведение крупной формы с сопровождением, то партию сопровождения выписывать не обязательно – достаточно ограничиться необходимыми нотными примерами.

Независимо от особенностей произведения и уровня специальной подготовки студента анализ каждой хоровой партитуры должен состоять из следующих основных разделов:

    Общие сведения о произведении;

    Анализ литературного текста;

    Анализ музыкально-выразительных средств;

    Анализ хоровой фактуры (вокально-хоровой анализ);

    Разработка исполнительского Основные вопросыа.

Разница требований, предъявляемых к студентам при анализе партитуры на различных курсах заключается:

    В возрастающей сложности анализируемых произведений;

    В возрастающих требованиях к качеству анализа, его глубине и разносторонности;

Следует так же иметь в виду, что при важности и необходимости всех разделов Основные вопросыа не все из них имеют одинаковое значение. Разделы, посвященные анализу хоровой фактуры и разработке исполнительского Основные вопросыа, являются основными, - в то время как другие носят, в известной степени вспомогательный характер, что, однако, не должно сказываться на их теоретическом уровне. Поэтому возникает вопрос об аспекте анализа , т.е. о его целенаправленности. Автор должен очень хорошо представлять цель своей работы, чтобы точно определить свои задачи. Для дирижера главная задача анализа – в выявлении конкретных хоровых исполнительских средств, необходимых для раскрытия содержания произведения. Поэтому разбор хоровой фактуры для исполнителя хорового произведения является основной задачей: не анализ «вообще», а анализ вокально-хоровых особенностей произведения и разработке исполнительского Основные вопросыа на основе знания и понимания этих особенностей. Об этом всегда важно помнить, чтобы избегать сумбурного и непоследовательного изложения без ясной и определенной цели, что, к сожалению, нередко встречается в студенческих работах.

Нередко также при анализе партитуры чрезмерно большое место отводится описанию жизненного пути композитора и характеристике его творчества. Сведения об авторах произведения должны быть краткими. Основное внимание необходимо уделять непосредственному анализу самого произведения.

При анализе хоровой фактуры важнейшее значение имеет определение конкретных приемов хорового изложения (хорового письма), использованных в данном произведении, а также выявление черт хорового стиля композитора. Это наиболее сложные разделы. К тому же работа над ними затрудняется отсутствием достаточно полного и систематически изложенного учебно-методического материала – наименее разработанного в хоровой теории.

Конкретные результаты анализа, его качество в каждом случае зависит от многих факторов, главнейшими из которых являются: общие музыкально-теоретические знания автора, его специальные хоровые знания (знание хороведения), опыт дирижерско-хоровой работы, аналитические способности и навыки. Особое внимание обращаем на важность воспитания у дирижера аналитических навыков . Для дирижера как организатора и руководителя исполнения рационально-аналитические способности и навыки не менее важны чем эмоционально-интуитивные качества. Только их сочетание рождает подлинный профессионализм.

Для воспитания аналитических навыков дирижеров хора, большое значение имеет курс хороведения, одна из основных задач которого – в глубоком и систематическом изучении особенностей хоровой фактуры, выразительных средств хора, конкретных приемов хорового письма. Не менее важным является также изучение жанрово-стилистических закономерностей хоровой музыки – как в отношении творчества отдельных композиторов, так и хоровых жанров в целом. Значительную помощь в этом может оказать и курс анализа музыкальных произведений, где следует больше места уделять хоровому творчеству – не только в Основные вопросые структурного анализа, но и фактурного, хорового.

Работа над анализом произведения – дело, требующее большого внимания и настоящего творческого отношения. Анализ партитуры и ее изучение в техническом и исполнительском Основные вопросые – процессы взаимно обогащающиеся. Если знакомство с общими сведениями о произведении и его авторах является важной предпосылкой для практического творческого освоения партитуры, то без знания партитуры, всех ее деталей невозможно исчерпывающе проанализировать ее музыкально-выразительные средства, особенности хорового изложения, разработать исполнительский Основные вопросы. Поэтому работа над анализом партитуры должна начинаться с первого ознакомления с ней и продолжаться до тех пор, пока произведение не будет окончательно освоено дирижером. При этом следует иметь в виду, что без выполнения всех требований, предъявляемых при изучении хорового произведения в классе дирижирования (исполнение на фортепиано, пение хоровых партий, интонирование аккордов, тщательная дирижерско-техническая работа) невозможен исчерпывающий, глубокий и всесторонний его анализ.

Краткая аннотация хоровой партитуры

Аннотация заключается в сжатом изложении основных данных о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладо-тональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Рекомендуется следующий Основные вопросы аннотации :

    Название произведения. Год создания.

    Вид хорового творчества и хоровой жанр.

    Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения, – общие сведения обо всем цикле (количество и название частей, состав исполнителей..)

    Состав исполнителей (для хоровых произведений с сопровождением и солистами).

    Форма (определение формы с указанием частей и их размера – количество тактов).

    Тональность (основная, модуляция, отклонения).

    Темп и характер исполнения (перевод). Метроном.

    Метр и размер.

    Ритмические особенности.

    Динамика.

    Звуковедение.

    Фактура (общий тип фактуры).

    Состав хора.

    Диапазоны хоровых партий и общий диапазон всего хора.

    Тесситура.

    Приемы хорового изложения.

Аннотация может быть дополнена краткими сведениями о творчестве композитора (перечислить основные произведения), а также отдельными наиболее существенными исполнительскими замечаниями. При наличии других редакций анализируемого произведения следует указать их.

Создание подобных аннотаций дело относительно несложное, главное – в умении четко сформулировать ответы на все вопросы, указанные в Основные вопросые.

Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются: хоровая миниатюра a cappella и хор крупной формы с инструментальным сопровождением.

Их аннотация достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности.

План развернутого анализа хоровой партитуры

    Общие сведения о произведении и его авторах

Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текстов. Вид хорового творчества (хор a cappella , хор с сопровождением). Хоровой жанр(хоровая песня, переложение, миниатюра, крупная форма, обработка, часть оратории, кантаты, сюиты, сцена из оперы и др.). Если анализируемое произведение является частью наиболее крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать остальные его части, чтобы иметь общее представление обо всем цикле (состав исполнителей, количество и название частей, роль хора и др.).

Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества.

    Литературный текст

Сравнение текста, использованного композитором с литературным оригиналом; возникшие изменения и их причины. Если использованный текст является фрагментом более крупного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать общую характеристику всего произведения.

Изложение литературного текста (выписать весь использованный текст).

Взаимосвязь текста и музыки. Степень их соответствия. Воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения текста и формы хорового произведения.

Анализ хоровой партитуры.

Составитель: старший преподаватель

кафедры хорового дирижирования и

сольного пения факультета «Музыки»

Богатко И.С.

Пермь 2013

Анализ хорового произведения

    Музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, форма, каденции, характер развития музыкальной мысли, размер, особенности фактуры, темп).

    Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности).

    Исполнительский анализ произведения; (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, характера произведения, динамики, штрихов, кульминации).

Список произведений.

1курс

Хоровые произведения для изучения

Аренский А. Анчар. Ноктюрн

Агафонников В. Посеяли лен за рекою.

Белый В. Степь

Бойко Р. 10 хоров на ст.А.Пушкин

Василенко С. Дафино вино. Как при вечере. По горам две хмурых тучи. Метель. Степная.

Гречанинов А. Нас веселит ручей. В зареве огнистом. Над неприступной крутизной. Свете тихий. После грозы. На заре.

Гуно Ш. Ночь

Давиденко А. Всевперед. Бурлаки. Море яростно стонало.

Дарзинь Э. Былое.Сломанные сосны.

Дворжак А. Пир. Хоры из цикла "О природе"

Дебюсси К. Зима. Тамбурин

Егоров А. Тайга. Добрыня Никитич. Колыбельная. Сирень. Песня.

Ипполитов-Иванов М. Новгородская былина. Лес. Ночь.

Кастальский А. Под большим шатром. Русь.

Корганов Т. Видит лань в воде.

Касьянов А. Осень. Не пенится море.

Кальдара А. Stabat Mater

Калинников В. Жаворонок. Зима. На старом кургане. Нам звезды кроткие сияли. Осень. Лес. Ой,честь ли то молодцу. Звезды мерк нут и гаснут. Кондор. Элегия.

Коваль М. Ильмень-озеро. Листья. Слезы. Буря бы грянула,что-ли.

Кравченко Б. Русские фрески (на выбор)

Кюи Ц. Ноктюрн. Встрепенитесь птички-песни. Две розы. Сияет солн це. Грозовые тучи. Сон.

Колосов А. Русь.

Лассо О. Солдатская серенада. О, если б знала ты. Matona.

Ленский А. Былое. Русская земля. 9 января. Утес и море. Обработки народных песен (на выбор).

Лятошинский Б. Осень. Ой, ти, мати моя. В поле чистом. Течет вода.

Макаров А. «Город немеркнущей славы» из сюиты "Река-богатырь"

Мендельсон Ф. Хоры на выбор.

Мурадели В. Ответ на послание А.Пушкина.

Новиков А. Во кузнице. Уж, ты, поле. Любовь. Веселый пир.

Попов С. Как по морю.

Пуленк Ф. Белый снег. Грусть. «Страшна мне ночь» из кантаты "Лик человеческий"

Равель М. Три птицы. Николетта.

Свешников А. В темном лесе. Ах, ты степь широкая. Вниз по матушке по Волге.

Свиридов Г. "Пушкинский венок": № 1, 3, 7, 8, 10. "Ночные облака" - № 2. Вечером синим. Ясные поля. Весна и колдун. Хоры на стихи русских поэтов. Слонимский С. Четыре русские песни.

Соколов В. Повянь-повянь, бурь-погодушка. Ты рябина ли,ряби нушка.

Танеев С. Адели. Развалину башни. Венеция ночью.

Чайковский П. Без поры, да без времени. Не кукушечка во сыром бору. Ночевала тучка. Соловушко. Что смолкнул веселия глас. Блажен, кто улыбается. Хоры из Литургии (на выбор).

Чесноков П. Август. Альпы. Зимой. Теплится зорька. Лес. Вдоль да по речке. Дубинушка. Не цветочек в поле вянет. Литургические хоры (на выбор).

Шебалин В. Зимняя дорога. Мать послала сыну думы. Степан Разин. Стрекотунья белобока. Утес. Послание декабристам. Казак гнал коня. Могила бойца.

Шостакович Д. Десять поэм. (хоры на выбор).

Шуман Р. Доброй ночи. Зубная боль. В лесу. На Боденском озере.

Щедрин Р. 4 хора на ст. А.Твардовского.

Шуберт Ф. Любовь. Ночь.

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования.

Бортнянский Д. Достойно есть. Херувимская № 2.

Векки О. Пастух и пастушка.

Давиденко А. Море яростно стонало. Узник. Бурлаки.

Даргомыжский А. Петербургские серенады.

Глинка М. Патриотическая песня.

Гречанинов А. Лягушка и вол.

Егоров А. Песня.

Зиновьев А. Осень.

Ипполитов-Иванов М. Острою секирой. Сосна.

Калинников В. Элегия.

Кастальский А. У ворот, ворот. Рябинушка.

Кодай 3. Вечерняя песня.

Костле Г. Миньон.

Лист Ф. Наступление весны.

Мендельсон Ф. Беги со мной. Как иней ночкой весенней пал. Над ее могилой. Предчувствие весны.

Проснак К. Прелюдия.

Рахманинов С. Тебе поем.

Римский-Корсаков Н.А. Ай во поле липенька. Ты взойди солнце красное.

Салманов В. "Ох, товарищи родные" из оратории "Двенадцать".

Слонимский С. Ленинградская белая ночь.

ТанеевС. Серенада. Сосна.

Чайковский П. "Литургия св. И.Златоуста": №9, 13. Ночевала тучка золотая

Чесноков П. Весеннее успокоение. За рекой, за быстрой. Дума за думой.

Шебалин В. Зимняя дорога.

Шуман Р. Вечерняя звезда. Доброй ночи. Ночная тишина.

Шуберт Ф. Любовь. Далекой.

Щедрин Р. Как дорог друг. Прошла война. Тиха украинская ночь.

Эшпай А. Песня о криницах.

2курс

Хоры с сопровождением для изучения.

Оригинальные хоровые произведения:

Глинка М. Полонез. Слава русскому народу.

Дебюсси К. Сирень.

Ипполитов-Иванов М. Утро. Крестьянская пирушка. Приближение весны. Цветы. Листья в саду шелестят. В мае.

Новиков А. Травушка. Эй, ухнем. А дождь хлещет.

Шуман Р. Цыгане.

Шуберт Ф. Приют.

Хоры из ораторий ц кантат.

Арутюнян А. Кантата о Родине № 1, 4, 5.

Бриттен Б . Missa brevis in D

Брукнер А. Реквием d - moll . Большая месса.

Брамс И. Немецкий реквием: № 4.

Вивальди А. Gloria: № 1, 4, 7.

Гендель Т. Оратория "Самсон": "Сражен Самсон"

Григ Э. Улаф Тригвассон (отд. номера).

Дворжак А. Реквием (хор.номера). Те Deum (полностью)

Кабалевский Д. Реквием: Вступление, Помните, Вечная слава, Черный камень.

Козловский О, Реквием (части по выбору).

Макаров А. Сюита "Река-богатырь". О

О рф К. Кармина Бурана: № 1, 2, 5, 8, 10, 20, 24, 25.

Прокофьев С. Иван Грозный (хор. номера).

Пуленк Ф. Лик человеческий (части по выбору)

Салманов В. Двенадцать (отд. части или полностью).

Свиридов Г. «Патетическая оратория»: Бегство Врангеля, Героям Перекопской битвы, Здесь будет город-сад, Поэт и солнце. « Поэма памяти С. Есенина»: Поет зима, Молотьба, Ночь на Ивана Купала, Крестьянские

ребята. « Пушкинский венок»: № 5, 6. «Ночные облака» № 5. « Ладога» № 3, 5.

Чайковский П. Москва: № 1, 3, 5.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: Будущая прогулка. « Над Родиной нашей солнце сияет», « Стенька Разин».

Хоры из опер;

Бизе Ж. «Кармен»: сцены 24, 25, 26.

Бетховен Л. «Фиделио» (отд.хоры).

Бородин А. «Князь Игорь»: Слава, Сцена Ярославны с девушками, Сцена у Галицкого, Половецкие пляски с хором, Финал 1-го действия,

Вагнер Р. «Лоэнгрин»: Свадебный хор. « Тангейзер»: Марш.

Верди Д. «Аида»: хоровые сцены. « Отелло»: хоровые сцены из 1, 3 действия.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Ах, подруженьки, Варись, зелье. Хор и песня Торопа.

Гершвин А. «Порги и Бесс»: отдельные хоры.

Глинка М. «Иван Сусанин»: Польский акт, Славься. «Руслан и Людмила»: Интродукция, Финал 1 действия, Ах, ты свет, Людмила.

Глюк X . «Орфей»: отдельные хоры.

Гуно Ш. «Фауст»: Вальс. « Ромео и Джульетта»: хор придворных.

Даргомыжский А. «Русалка»: Ах, ты, сердце, Заплетися, плетень. Как на горе мы пиво варили. Как во горнице-светлице.

Делиб Л. «Лакме»: хор и сцена на рынке.

Козловский О. «Царь Эдип»: 1-й хор народа.

Мусоргский М. «Борис Годунов»: Сцена коронования, Сцена у Василия Блаженного, Сцена под Кромами (полностью и отдельные фрагменты) , «Сорочинская ярмарка»: Хор из 1 действия. « Хованщина»: Встреча и славление Хованского, Сцена в стрелецкой слободе (полностью и отд.фраг.).

Римский-Кореаков Н.А. «Псковитянка»: Встреча Грозного, Въезд Грозного во Псков, Сцена Вече ; «Садко»: Хор торговых гостей, Высота ли, высота поднебесная. « Снегурочка»: Хор слепцов-гусляров, Сцена в заповедном лесу, А мы просо сеяли, П роводы масленицы, Финал оперы.

« Сказание о невидимом граде Китеже»: Свадебный поезд. « Царская невеста»: Приворотное зелье, Яр-хмель. « Майская ночь»: Просо.

Сметана Б. «Проданная невеста»: отдельные хоры.

Холминов А. «Чапаев»: У нас, Петенька.

Чайковский П. «Евгений Онегин»: Хор крестьян, Бал у Лариных. « Пиковая дама»: Хор гуляющих, Хор гостей, Пастораль пастушки. «Мазепа»: Хор и причитание матери, Народные сцены, Сцена казни. «Опричник»: На море утушка купалася, Свадебный хор "Слава".

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования

Бородин А. «Князь Игорь»: Улетай на крыльях ветра.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Два хора рыбаков, При долинушке береза белая стояла, Ах, подруженьки.

Верди Дж. «Навуходоносор»: Ты прекрасна, о, Родина наша. « Аида»: Кто там (2 действие).

Глинка М. «Руслан и Людмила»: Ах, ты свет Людмила, Не проснется птичка утром. « Иван Сусанин»: Свадебная песня.

Даргомыжский А. «Русалка»: Три хора русалок.

Мусоргский М. «Хованщина»: Батя, Батя, выйди к нам.

Петров А. «Петр I»: Заключительный хор из оперы.

Чайковский П. «Снегурочка»: Проводы масленицы.

Чесноков П. Катит весна.

3 курс

Полифонические хоровые произведения для изучения.

Оригинальные хоровые произведения

Аркадельт Я. Лебедь в минуту смерти.

Векки О, Уж лучше не родиться.

Верди Дж. 4 духовных хора.

Габриэли А. Юная дева.

Гречанинов А. Лебедь, рак и щука.

Глазунов А. Вниз по матушке, по Волге.

Кодай 3. Венгерский псалом.

Лассо О. Пастух. Песня гуся. Эхо.

Маренцио Л. Сколько влюбленных.

Монтеверди К. Прощание. Твой ясный взор столь прекрасен и светел.

Морли Нежность горит в лице твоем.

Палестрина Дж. Ветер весенний. Ах, тот давно в могиле.

Римский-Кореаков Н. Месяц плывет. Старая песня. Ночевала тучка золотая. Татарский полон. Уж ты сад. На севере диком.

Свешников А. Уж ты сад.

Соколов В. Куда с горя девке деться?

Танеев С. Альпы. Восход солнца. Вечер. На могиле. Развалину башни. Посмотри, какая мгла. Прометей. Увидал из-за тучи утес. В дни, когда над сонным морем. По горам две хмурых тучи.

Чайковский П. Литургия св. И. Златоуста: № 6, 10, 11, 14. Херувимская песнь № 2. Отче наш.

Чесноков П. Ходила младешенька.

Шебалин В. Над курганами.

Щедрин Р. Ива, ивушка.

Хоры из опер:

Бородин А. «Князь Игорь»: Хор поселян.

Берлиоз Т. «Осуждение Фауста»: Песня Брандера и хор.

Василенко С. «Сказание о невидимом граде Китеже»: Хор народа "Горе постигло".

Вагнер Р. «Мейстерзингеры»: Слава искусству.

Глинка М. «Иван Сусанин»»: Интродукция. « Руслан и Людмила»: Погибнет, погибнет.

Даргомыжский А. «Русалка»: Заздравный хор.

Моцарт В. «Идоменей»: Бегите, спасайтесь.

Римский-Кореаков Н. «Царская невеста»: хоровая фугетта "Слаще меду". « Снегурочка»: Не был ни разу поруган изменою (из финала 3 д.)

Равель М. «Дитя и волшебство»: Хор пастухов и пастушек.

Шостакович Д. «Катерина Измайлова»: Слава.

Хоры из ораторий и кантат

Арутюнян А. Кантата о Родине: № 3 "Торжество труда".

Барток Б. Cantata profana . № 1, 2, 3.

Бах И.С. Светские кантаты: № 201 D - dur "Внимание", № 205 D-dur «Хор ветров», № 206 D - dur «Вступительный хор», № 208 F-dur «Заключительный хор» , Mecca h- molI : № 1, 3, 15, 16, 17.

Бетховен Л. Месса C - dur : 1-й гимн

Берлиоз Г. Реквием: отд. номера.

Бриттен Б. Военный реквием. Месса in D .

Брамс И. Немецкий реквием: № 1, 2, 3, 6, 7.

Вивальди А. Gloria: № 5, 12

Верди Дж. Реквием: № 1, 2, 7.

Гайдн И. Времена года: № 2, 6, 9, 19.

Гендель Г. «Александр Фест»: № 6, 14, 18. « Мессия»: № 23, 24, 26, 42. « Иуда Маккавей»: № 26. « Самсон»: № 11, 14, 26, 30, 32, 49, 59.

Давиденко А. Из совместной оратории «Путь Октября»: На

десятой версте, Улица волнуется.

Дегтярев С. «Минин и Пожарский»: отдельные номера.

Дворжак А. Реквием: отдельные номера. Stabat Mater № 3.

Йомели Н. Реквием: отдельные номера.

Моцарт В. Реквием: № 1, 4, 8, 9, 12.

Онеггер А. «Царь Давид»: № 16, 18 и Заключительный хор. « Жанна Д"Арк на костре»: Финал оратории.

Равель М. «Дафнис и Хлоя»: Хоры из 1 и 2 сюит.

Регер М. Реквием: полностью и отд.номера.

Скрябин А. 1-я симфония: Слава искусству (финал).

Стравинский И. Симфония псалмов: полностью и отдельные номера.

Сметана Б. «Чешская кантата».

Танеев С. «Иоанн Дамаскин»: полностью и отдельные номера. « По прочтении псалма»: № 1, 4.

Форе Г. Реквием: отдельные номера.

Хиндемит А. «Вечное»: полностью и отдельные номера.

Чайковский П. «К 200-летию памятника Петру I »: Фуга.

Шуберт Ф. Месса As-dur. Отдельные номера. Месса Es-dur: Отдельные номера.

Шимановский К. Stabat Mater : № 1, 4, 5, 6.

Шуман Р. «Рай и Пери»: №8, 11, Реквием: отдельные номера.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: № 7 Слава.

Щедрин Р. «Запечатленный ангел»: отдельные номера и полностью.

Хоровые произведения в ключах "ДО".

Байя Т. O bone Jesu

Бортнянский Д. Концерт для хора № I .

Гастольди Т. Сердце, ты помнишь

Кальвисиус С. Я - человек.

Лассо О. Весь день деньской. Мне сказали. Как ты сумела.

Лехнер Л. О, как мой рок со мной жесток.

Мейланд Я. Сердце в груди ликует.

СканделиусА. Чтоб жить на земле.

Фридеричи Д. Песня общества.

Хаслер Г. Ах, я пою с улыбкой.

Чесноков П. Дух. хоры.

Шостакович Д. Как в незапамятном году.

Хоровые партитуры для транспонирования

Веноза Дж. Sancti spiritus.

Верди Дж . Laudi alla virgine Maria ( фрагменты )

Даргомыжский А. Петербургские серенады: Из страны, страны далекой. Ворон к ворону летит. Пью за здравие Мери. В полночь леший. По волнам спокойным.

Ипполитов-Иванов М. Сосна.

Кодай 3. Здравствуй, Янош.

Лотти А. Miserere

Мендельсон Ф. На юге.

Мурадели В. Сны-недотроги.

Речкунов М. Острою секирой. Осень.

Танеев С. Серенада. Сосна. Венеция ночью.

Чайковский П. Вечер.

Шуберт Ф. Липа.

Дата добавления: 28 Апреля 2014 в 16:20
Автор работы: c*************@mail.ru
Тип работы: дипломная работа

Скачать в ZIP архиве (19.92 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Муз.docx

- 22.80 Кб

Муз. Я. Озолиня

Сл. А. Броделе

Лес раскинулся дремучий

Литературный текст произведения написала Анна ЮрьевнаБроделе. Родилась 16 сентября 1910 года. Латышская писательница. Родилась в семье лесника. Печатается с 1927 года. За участие в подпольной работе подвергалась тюремному заключению(1932 – 1936гг.) Училась в Литовском институте им. М.Горького в Москве.

Перелом в сознании старой интеллигенции отражён в пьесе «Учитель Страуш»(1949г.)

Наиболее значительная проза Броделе повесть «Марго»(1950г.),роман «Тихий городок»(1967г.) О борьбе за советскую власть в буржуазной Латвии. Романы из колхозной жизни: «Кровью сердца» и «Верность». Проблемам молодёжи посвящены повести «Синий воробей», «Это моё время». Награждена двумя орденами, а так же медалями. Умерла 29 сентября 1981 года.

Музыкальный текст произведения написал Янис Адольфович Озолинь. Родился 30 мая 1908 года, в г. Емава. Латышский советский хоровой дирижер, композитор и педагог. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. Ректор и доцент консерватории в Риге. Один из главных дирижёров праздников песни. Автор многих хоровых произведений, а так же романсов, обработок народных песен, музыки для театра и кино. С 1930 – 1941 гг. преподавал в общеобразовательных школах в Елгаве и Риге. С 1942 – 1944гг дирижёр хора Государственного художественного ансамбля Латвии в ССР в Иванове, для которого создал первые латышские военно-патриотические массовые песни. С 1944 – 1953 художественный руководитель и дирижёр Государственного хора Латвии ССР, с 1946 – 1948 художественный руководитель Государственных филармоний Латвии ССР. С 1951 года преподаватель (с 1965 профессор) и ректор Латвийской консерватории. Один из главных дирижёров всех праздников песни Советской Латвии. Я. Озолинь – это автор многочисленных преемственных хоровых песен с развитым мелодическим началом. («Песня латышских стрелков», «Песня рыбаков», « Моя родина», «Ивушка», «Путь песни» - поэма для мужского хора и симфонического оркестра, цикл вокальных миниатюр на стихи Р. Гамзатова и др.),произведения для духовного оркестра (фантазия-сюита «Вечер в рыбацком селе», увертюра «Бессмертная молодость» и др.),музыки для драматических и кукольных театров, кино.

Литературный текст

Лес раскинулся дремучий.…

Вдаль плывут над лесом тучи,

блещет речки синева,

солнце вяжет кружева.

Лёгких туч седая стая

на восток летит и тает,

и, махнув ветвями вслед,

им берёзы шлют привет.

Побывайте над местами,

где витали мы мечтами!

Будут все мечты и сны

нами в жизнь воплощены.

В этом хоровом произведении воспевается красота природы. Природа и вчера, и сегодня, и завтра – была, есть и будет прекрасна. Природа вызывает в человеке светлые чувства. Ею нельзя не восхищаться, потому, что мы знаем, насколько могуча, неповторима и вечна природа, как хороша наша Родина. Куда бы судьба не забросила человека, где бы он ни оказался, все равно душа будет жить Родиной, где у него есть уголки природы, которым он доверял свои мысли, свои чувства, свои мечты…

Музыкально – теоретический анализ.

Произведение написано в простой куплетной форме.

Объём хоровой партитуры 12 тактов.

Период состоит из трёх музыкальных предложений. Каждое предложение делится на 2 фразы.

Третье предложение является повторением второго без изменения.

Лес раскинулся дремучий… 1фр.

Вдаль плывут над лесом тучи,2 фр.

Блещет речки синева,3 фр.

Солнце вяжет кружева.4 фр.

Ритмический рисунок данного хора простой, выражен следующими группировками:

Произведение написано в тональности фа – мажор. Метр переменный простой, двух и трёхдольный. Размер простой ¾, 2/4. Склад изложения гомофонно – гармонический. В произведении преобладает моноритмия в 1, 3, 5, 7 тактах, в 2, 4, 6, 8 тактах.

Пример т. 1-2

Важным средством музыкальной выразительности является динамика. Динамика данного произведения представлена следующими величинами: p, mp,mf, а также много подвижной динамики:crescendo, diminuendo.

Пример т. 7-8.

Одним из средств художественной выразительности является темп – определённая сфера образов, эмоций, настроений.

Темп произведения умеренный (не спеша).

Пример:т.1 – 2

Данное произведение исполняется acappella, распределение музыкально – тематического материала между хоровыми партиями происходит следующим образом: мелодическая линия проходит в партии S1, а S2 и А гармонически её поддерживают.

Пример: т. 5 – 6

Ладо тональный план произведения очень прост и традиционен. Основная тональность произведения – фа мажор. И лишь в 6 т. Композитор использует гармонический вид мажора (с пониженной 6 ступенью).

Пример: т. 5 – 6

Гармонический язык произведения «Лес раскинулся дремучий» полностью обусловлен ладо–тональным планом – очень прост. Это трезвучия и обращение трезвучий (T,S,D).

Пример: т.3 – 4

Склад изложения – гомофонно – гармонический. Фактура хорового произведения обусловлена содержанием и выразительными возможностями хоровых партий. В произведении «Лес раскинулся дремучий» можно выделить две основные функции хоровых партий: мелодическую (связанную с проведением музыкальной мысли – верхний голос), и гармоническую (функция сопровождения – средний, нижний голос).

Пример: т. 1 – 2

Вокально – хоровой анализ

Произведение «Лес раскинулся дремучий» написано для однородного женского трёхголосного хора a cappella. Рассмотрим диапазон каждой хоровой партии в отдельности:

Диапазоны хоровых партий:

Общий диапазон хора:

Все хоровые партии написаны в пределах нот рабочего диапазона.

За исключением партии – А, у них тема начинается в малой октаве и поэтому начинать петь нужно тише на P.

Дикция является важнейшим элементом в хоровом искусстве. Слово помогает слушателю понять замысел композитора, идею и образ произведения. Дикция – одно из средств донесения слов литературного текста хорового произведения до слушателей. Вокально – хоровая дикция подразумевает четкое произношение. По правилам орфоэпии согласная в конце слова переносится к первому слогу последующего слова:

Лесра-ски-нулся-дре-му-чий…

Вдаль-плы- ву-тна-дле-со-мту-чи,

Бле-ще-тре-чки-си-не-ва

Со-лнце-вя-же- ткру- же-ва.

Иногда в группе согластных одна из них не произносится:

Солнце -/сонце/

В произведении в основном используется ценное дыхание,за исключением 1-2тт.,3-4тт.

Строй хора

Так как произведение исполняется acappella, то большое внимание нужно уделить интонации. Чистый строй – первое и важнейшее качество хорового пения. Многие факторы способствуют развитию и поддержанию чистого хорового строя.

Строй acappella основан на ладовых и гармонических особенностях интонирования музыки, ее акустических закономерностях.

Рассматривая мелодический строй хоровых партий мы сталкиваемся с интервалами, представляющими трудность в интонировании.

S1- т. 4-5 интервал м.6 в восходящем движении. Исполняется широко, в высокой позиции:

А- интервал ч.4 в восходящем и нисходящем движении. Должны исполняться в низкой позиции:

Существует опасность понижения интонации при повторении одного звука несколько раз: т.1(S2), т.3, т.5 (A), т.7 (S2).

Так же создают сложность в интонировании интервалы, секунды между партиями S1 и S2.

Проанализировав интервалику хоровых партий по горизонтали и вертикали, можно сделать вывод, что голосоведение в партиях разное. S1 - плавное, поступенное, волнообразное. А партии S2 и A

напротив, очень статичные, как бы неподвижные - на одной ноте и лишь иногда ведут поступенно мелодию то вверх, то вниз.

Пример: т.5-6

Основа хорошего звука – правильное певческое дыхание. Основным типом дыхания и пения считается нижнее – реберное – диафрагматическое. Одно из основных условий правильного певческого дыхания – полная свобода верхней части грудной клетки и шеи. В произведении используется общехоровое дыхание по фразам и предложениям.

Третья фраза исполняется на цепном дыхании(5 – 8тт.)

Исполнительский анализ

Приступая к работе над произведением, необходимо представить его главные художественные образы. Главная задача исполнителя – донести до слушателя всё богатство и значимость содержания произведения.

Характер звуковедения в музыке находится в прямой зависимости от содержания - legato. Произведение исполняется a cappella. Динамических трудностей нет. Подтекстовка у всех одинаковая. Тесситура хоровых партий и всего хора удобная.

Удобная тесситура, несложный ритм создают благоприятные условия для выстраивания хорового ансамбля.

Разучивать произведение нужно по партиям. Дирижёрский жест должен быть небольшим и плавным. Дирижёру и певцам нужно обратить внимание на культуру звука.

Основная динамическая зона произведения (P) вполне естественна для передачи спокойного созерцательного настроения. Динамика средняя от PP – mf.

В каждой фразе встречаются подвижные нюансы(крещендо, диминуэндо)

Вторая фраза 1 – го предложения начинается на mp.

Второе предложение начинается на mf. В конце диминуэндо.

Каждый куплет имеет динамическое развитие.

Это произведение учит быть внимательным к природе. Любить и беречь её учить видеть прекрасное.


Краткое описание

Приступая к работе над произведением, необходимо представить его главные художественные образы. Главная задача исполнителя – донести до слушателя всё богатство и значимость содержания произведения.
Характер звуковедения в музыке находится в прямой зависимости от содержания - legato. Произведение исполняется a cappella. Динамических трудностей нет. Подтекстовка у всех одинаковая. Тесситура хоровых партий и всего хора удобная.
Удобная тесситура, несложный ритм создают благоприятные условия для выстраивания хорового ансамбля.
Разучивать произведение нужно по партиям. Дирижёрский жест должен быть небольшим и плавным. Дирижёру и певцам нужно обратить внимание на культуру звука.