Роман отцы и дети и его время. Какие вечные темы в романе "Отцы и дети"? Конфликт «отцов» и «детей»

Сочинение Тургенев И.С. - Отцы и дети

Тема: - Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “аристократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.
Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

, Экономика

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщение материала по теме “Характеристика России начала и середины 19в.”
  2. Подготовка учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов.
  3. Формирование навыка анализа художественного произведения, умения выделять в нем важные содержательные части.
  4. Подведение учащихся к пониманию авторского замысла.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное в изучаемом материале.
  2. Развитие аналитических умений при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
  3. Развитие познавательного интереса через подготовку сообщений, создание презентаций.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативной культуры, способствующей адаптации в новом коллективе, обществе.
  2. Воспитание творческого подхода к выполнению заданий.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

При подготовке к уроку учащиеся получают домашнее задание: Прочитать 1-4 главы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” заполнить в таблице графы: даты, биография Н.Кирсанова.

На доске записан эпиграф к уроку:

А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.
(Базаров в разговоре с Аркадием (гл.VII))

Ход урока

Учитель литературы: Тема сегодняшнего урока звучит так: (слайд 2) "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Частная жизнь и история, человек и время – достаточно сложные философские понятия. Какие ассоциации вызывают они у вас? Чтобы понять это, я попрошу вас написать небольшое философское размышление, составить секвейн со словами время и человек, работая по группам (составление секвейна учениками по группам, чтение вслух).

Учитель литературы: Анализ предложенных размышлений.

Человек и время… Главный герой романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров в одной из начальных глав романа в разговоре с Аркадием высказывает такое мнение: “А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.” (гл.VII). Неслучайно я выбрала именно эту цитату из текста в качестве эпиграфа к разговору. Думаю, он поможет нам сформулировать основной вопрос, на который мы должны ответить, размышляя над первыми главами романа “Отцы и дети”. (Учащиеся формулируют цель урока. Вариант учителя: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны два понятия: человек и время) (слайд 3).

Учитель литературы: Человек и время… “Время, - так начинается семнадцатая глава романа, - летит иногда птицей, иногда ползёт червяком”. Перед глазами Тургенева, когда он пишет, стоят не только лица современников, не только картины событий, но и сам образ времени. Это особенность тургеневского дарования. Временные потоки он слышал, как люди слышат ропот бегущих ручьёв. Время течёт всегда. Поэтому роман начинается будто бы не сначала. Река уже текла… мы подошли, услышали: (слайд 4).

Ученик читает начало романа:

Что, Пётр, не видать ещё? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Учитель литературы: Уже в первых строчках романа мы встречаемся с необычной исторической достоверностью Тургенева, автор указывает точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему? (ответ уч-ся ) А почему эти, а не другие даты взяты Тургеневым? Послушаем сообщение на эту тему.

Сообщение группы литературоведов: Приложение 1 .

(Учащиеся заполняют таблицу) (слайд 5).

Учитель экономики: 1859 год – время начала действия романа…

Вводя точные даты, Иван Сергеевич Тургенев соотносит мир героев с реальностью 50-х, 60-х годов 19 века.

А какова была экономическая реальность России этого периода?

Проверка проводится в парах по слайду 9.

Учитель экономики: Вы рассмотрели факты экономической ситуации России только из 3 главы, а (имена учащихся, готовивших выступление) поработали с текстом всего произведения. Результат своей работы они сейчас вам представят.

2 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Николай Петрович принадлежит к поколению людей, чье формирование происходит в эпоху последекабрьской реакции: в 1835 году он кончил университет. Политические интересы в это время не могли проявляться открыто, поэтому на первый план выступило увлечение литературой, искусством, философией. В них-то подспудно и выявлялись настроения передовой части общества.

Какими годами обозначена следующая историческая веха? (47-48 гг., смерть жены и отъезд на жительство в деревню) Современные Тургеневу читатели легко понимали значение фразы: “... но тут настал 48-й год”.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества в указанное Тургеневым время? 1835-1848 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (3 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Новое обострение реакции после революции на Западе привело к тому, что часть дворянства окончательно избрала своим местом жительства деревню, как сделал Николай Петрович, - подальше от столичных дел - и ограничила жизнь личными интересами. В такой обстановке выработался характер “отцов”.

А что касается времени становления поколения “детей”, то и для него Тургенев определяет в своем произведении исторические рамки 1848 – 1859 гг.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества 1848-1859 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (4 строка таблицы ).

Учитель литературы: (запись в тетрадь) Итак, мы видим: в 1855 году Николай Петрович повез сына в университет, а, как известно, именно этот год является началом новой эпохи, эпохи общественного подъема в стране. 1859 год, когда Николай Петрович ждет сына домой, чреват революционной ситуацией в России.

Подводя итог работе, проделанной нами на уроке, возвращаюсь к его теме "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Хочу услышать ваш ответ на вопрос, поставленный в начале занятия: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны 2 понятия: человек и время (слайд18)?

Домашнее задание: слайд19.

Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее, и
более мудрым, чем последующее.


Д.Оруэлл

План


I Характеристика Е.Базарова.
II Поколения “отцов” и “детей”.
  1. Сравнение поколений.
  2. Ошибочные взгляды Базарова.
  3. Образ нового поколения.
III Актуальность романа в наши дни.

  Роман И.С.Тургенева поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца, демократа Базарова, "человека дела, а не слов". Он представитель нового молодого поколения. Это практический человек, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", - полупрезрительно говорит Базаров. По своим умственным достоинствам Базаров гораздо выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до истины, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот характерные черты Евгения Базарова. Это человек из другого мира, из иной среды. Тургенев показал своего героя одиночкой, который в дальнейшем понимает, что его "нигилизм" - это жалкое подражание сильной личности. Самого автора не удовлетворял ни лагерь "отцов", ни "детей". Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого поколения изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия.

  Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.

  Но, по мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные черты. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой. После этого он вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. В прощальных словах Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..." Таким образом, истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие союзников и мучительное одиночество.

  В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет, не одна только молодость”.

  Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.

  Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, в лице Евгения Базарова. Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.

  Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

  Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.