Выставка густава климта. Прежде всего – женщины

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка "Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)" — около ста рисунков Климта и Шиле впервые покажут в России


Если бы можно было составить мировой рейтинг зрительских симпатий, то, что касается искусства XX века, Густав Климт (1862-1918) и Эгон Шиле (1890-1918) несомненно заняли бы в нем самые завидные позиции, уступив разве что Сальвадору Дали и, скорее всего, обогнав по популярности Рене Магритта, Маурица Эшера и Фриду Кало. Отечественный зритель, непременно увозящий из Вены сумку, зонтик или чашку с климтовским "Поцелуем", не исключение, чего не скажешь об отечественном искусствознании, до сих пор не разродившемся ни одной серьезной книгой про Климта или Шиле. Впрочем, даже на родине путь Климта с Шиле к искусствоведческому признанию не был таким уж прямым. Словом, выставка обречена на успех, даром что привезут только рисунки и только из Альбертины, каковая в плане Климта и Шиле — третье по качеству и количеству венское собрание: несмотря на все реституционные скандалы и изъятия, лучший Климт — в Бельведере, а лучший Шиле — в Музее Леопольда.

Создатель музея, окулист Рудольф Леопольд, собственно говоря, и разглядел большого художника в Эгоне Шиле, которого спустя 30 лет после смерти если и вспоминали, то исключительно как какого-то скандального порнографа эпохи первой — Фрейдовой — сексуальной революции. Еще в 1950-х Леопольд начал собирать, выставлять по всему миру и пропагандировать его наследие, так что в итоге — ближе к концу века — искусством Шиле занялся сам основоположник кураторского дела Харальд Зееман, и бывшего порнографа причислили наконец к лику мучеников авангарда. Повальная мода на Климта также сравнительно молода, хотя про него, первого президента и самую душу Сецессиона, конечно, не забывали никогда. Но все же из трех главных художников венского модерна послевоенная Европа куда больше (и если говорить о живописи экспрессионизма как таковой, то и вполне заслуженно) почитала Оскара Кокошку (1886-1980) — отчасти как одну из уцелевших и не сломленных жертв фашизма, ведь он был в числе видных экспонентов выставки "Дегенеративное искусство".

Как ни странно, после аншлюса ни "еврейское" искусство еврея Климта, вставлявшего далеко не арийские лики крупной венской буржуазии в ювелирной выделки — золото и мозаика из самоцветов — оклады, ни "нездоровое" искусство "растлителя малолетних" Шиле, выставившего все перверсии человека, мучимого "половым вопросом", напоказ, в опалу не попали. Напротив, Климт был практически канонизирован. Не то идеологи Третьего рейха отнеслись с сочувствием к некоторым девиантностям венской идентичности, не то помогали родственные связи в высших эшелонах — внебрачным сыном Климта объявил себя кинорежиссер Густав Учицки, автор такого шедевра нацистской пропаганды, как фильм "Возвращение на родину" с Паулой Вессели в главной роли. В 1942-м венские газеты бурно отмечали 80-летие со дня рождения Климта — тем временем лучшие его картины, реквизированные у коллекционеров-евреев, передавались в музеи рейха, а менее значительные растворялись в собраниях эстетствующих партийцев, так что парадная выставка к 25-летию со дня смерти Климта, открывшаяся год спустя в Сецессионе, на треть состояла из конфиската. Но после войны живой Кокошка, участник нескольких "документ", надолго затмил покойных Климта и Шиле — преступная орнаментальность обоих воскресала разве что в слишком венском искусстве Фриденсрайха Хундертвассера.

И Климт, и Шиле начали постепенно возвращаться в орбиту серьезных искусствоведческих интересов в 1970-е, когда то, что Герман Брох называл "веселым апокалипсисом", Карл Краус — "лабораторией конца света", а историки культуры — "венским модерном", сделалось актуальной темой. Когда весь мир, возможно поддавшись милленаристским искушениям, вдруг принялся изучать, как из клубка национальных и социальных противоречий, из разноголосицы языков и риторик, из напряженных до предела нервов духовной жизни, из астении, делирия и ясного сознания обреченности Какании, столь иронично названной Робертом Музилем по имперско-бюрократическому "k. u. k.", "кайзеровская и королевская", родилось чудо этого невероятного культурного взлета отходящий в небытие империи. Историки культуры любят фрейдистские метафоры для его описания, изображая, скажем, "Молодую Вену" с ее еврейскими обертонами как литературное бессознательное в идейной битве австрийского сионизма и австрийского же антисемитизма. И Климт с Шиле, открывшие закон тождества зрения и обладания, вследствие чего над их головами слово "порнография", вообще-то висевшее в атмосфере эпохи, сгущалось в виде обвинений едва ли не чаще, чем над головой Артура Шницлера, естественно стали любимым сюжетом для рассуждений о специфическом венском эротизме. И то, что их эротическая линия, сладострастно-томная у первого и садистски-невротическая у второго (а оба были великими рисовальщиками, поэтому не стоит расстраиваться, что в Москве выставляют только графику), так преждевременно обрывается в роковом для Какании и дышавшем испанкой 1918-м, как будто подтверждает историко-культурные спекуляции о диалектическом единстве либидо и влечения к смерти.

Что же до новой жизни после смерти, всенародное обожание обрушилось на Климта и Шиле сравнительно недавно, во многом благодаря усердию венской туристической индустрии, которая, до дыр заездив все габсбургские мифы, разобрав по косточкам Сиси и многажды оплакав двойное самоубийство кронпринца Рудольфа и Марии фон Вечера, принялась за этот золотой запас. И встретила взаимопонимание мастеров массовой культуры — личная жизнь обоих известна нам в мельчайших подробностях благодаря бестселлерам, блокбастерам и прочим мюзиклам. Но ведь и Музиль полагал, что так изящно позолоченной венской культуре на роду было написано скатываться в фельетон и оперетту.

«Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)». ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, с 10 октября до 14 января

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта и Эгона Шиле. Будет показано около 100 листов из собрания музея Альбертина (Вена) – 47 работ Густава Климта и 49 – Эгона Шиле.
Используя традиционные графические техники – черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь, – художники решали новые эстетические задачи, стоявшие перед ними на рубеже XIX и XX столетий. "Они чувствовали, куда идет мир, вот что важно", - сказала на открытии Ирина Антонова, президент Пушкинского музея.

Первая выставка "Шедевры рисунка" из музея Альбертина проходила в Пушкинском музее в 1973 году - на ней были представлены 3 рисунка Климта и два - Шиле. Некоторые из них спустя 44 года, снова оказались в Москве. "В культуре есть такие ценности, к которым должно приобщаться каждое поколение, чтобы составить себе полную картину мира. Выставка рисунков расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. Густав Климт и Эгон Шиле признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств. Вообще 50 см - вот то расстояние, которое позволяет по-настоящему познакомиться с произведением искусства", - поясняет Виталий Мишин, куратор выставки.


Выставка в российской столице продлится 3 месяца, и это надо рассматривать как привилегию, ведь рисунки не могут экспонироваться на свету ни слишком часто, ни слишком долго.
Из-за обилия обнаженной натуры на рисунках ГМИИ им. А.С.Пушкина был вынужден ввести возрастные ограничения для посетителей – 18+. Марина Лошак, директор Пушкинского музея: «Мы все время боимся ущемить верующих, эмоциональных, нервных - но без этого невозможно показать творчество одинокого, страждущего, сложного человека. Невозможно оскопить художника, потому что ты боишься кого-то расстроить. Да, с детьми на выставку приходить не стоит, но дети Пушкинского, воспитывающиеся в кружках музея под руководством опытных педагогов, понимают контекст искусства и часто «читают» произведения лучше взрослых».


Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков. Волхонка, 14
Даты проведения: 10 октября 2017 – 14 января 2018

Густав Климт - рисовальщик

Густав Климт (1862–1918), главный представитель венского модерна, пользовался репутацией феноменального рисовальщика. Его рисунки оказали влияние на творчество более молодых художников, в первую очередь – Эгона Шиле (1890–1918), который начинал карьеру в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. Усвоив опыт своего предшественника, Шиле очень рано обрел неповторимый стиль, который знаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле – 140.
Рисунки Климта пользовались огромной популярностью среди знатоков искусства и коллекционеров в годы непосредственно до и после его кончины. Значительная часть рисунков Климта связана с тем или иным живописным произведением мастера - сам он практически никогда не высказывался о своих творческих замыслах ни устно, ни письменно. Именно рисунки позволяют понять метод его работы, процесс создания картины или росписи.

Климт произвел революцию в изображении обнаженной женской натуры. В откровенной трактовке эротики в рисунках он пошел гораздо дальше, нежели в живописи. Некоторые этюды такого рода возникли в связи с работой Климта над живописными композициями, но большая их часть имеет автономный характер («Лежащая обнаженная»).
Отдельную страницу в наследии Климта составляют рисунки для журнала «Ver Sacrum» (1898), построенные на контрастах черного и белого («Буквица D»); они могут считаться эталонными образцами стилистики модерна в графике.

Эгон Шиле – шокирующие ню и автопортреты

Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали. Но линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Умерев в 28 лет от испански, Шиле оставил около 3000 работ на бумаге – рисунков, акварелей, гуашей.


Представленные в экспозиции самые ранние рисунки Шиле, относящиеся к 1906 году («Автопортрет», «Бюст Вольтера») задают точку отсчета, позволяющую оценить стремительную эволюцию творчества в последующие годы. Серия эскизов почтовых открыток (около 1909) свидетельствует о том, что к тому времени художник уже освоил стилистику Сецессиона и Венских мастерских, которая отличалась декоративностью и геометрической стилизацией; в этот период он находился под сильным влиянием Густава Климта.

Но в 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный стиль. На протяжении последующих лет (1915–1917) в рисунках Шиле нарастает тенденция к реализму, к передаче объема и пластики («Обнаженная, лежащая на животе»). В рисунках 1918 года культивируется непрерывная линия контура. Шиле достигает безошибочной точности линий, лаконизма и экономии изобразительных средств («Лежащая обнаженная с поджатыми ногами»).


В период около 1910–1911 годов Шиле часто и охотно рисовал детей, в наследии Шиле-рисовальщика много портретов людей из его «ближнего круга». Многочисленны и автопортреты Шиле. Художник создает разные образы, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает; в некоторых автопортретах изображает себя обнаженным. Все это – визуальные символы хрупкости «я», распадающегося на несовместимые составляющие.


Значительная часть работ Шиле на бумаге посвящена женским моделям, чаще всего обнаженным. Подобно Родену и Климту, он рисовал женщин у себя в ателье, наблюдая за их поведением. Для Шиле не было запретов при изображении женщин. 12.10.2017 15:25:23,

Скандальная жизнь и творчество до сих пор делают представителей австрийского модерна и экспрессионизма персонажами эротических романов и фильмов

До 14 января 2018 года в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина будет проходить выставка произведений главных представителей австрийского модерна и экспрессионизма- Густава КЛИМТА и Эгона ШИЛЕ. Оба художника оставили яркий след в истории живописи. Бурная личная жизнь и новаторство довели одного до тюрьмы, работы другого от уничтожения спас ГИТЛЕР. Странно об этом писать, но благодаря фюреру мы и сегодня можем любоваться «Золотой Аделью» и «Поцелуем». О жизни и творчестве Щиле и Климта мы беседуем с кандидатом искусствоведения Евгением ГОРЧАКОВЫМ.

Евгений Вадимович, вижу у вас на холодильнике магнитик с изображением картины Климта. В Праге я встречал на каждом шагу вазы, тарелки, пепельницы с такими репродукциями.

- Да, некоторые работы Густава Климта стали в наши дни суперпопулярными и в цене не уступают самым прославленным шедеврам других художников. Тот же «Портрет Адель Блох-Бауэр» в 2006 году на аукционе в Нью-Йорке был продан за $135 миллионов. Не зря его еще называют «Золотая Адель». А коллекцию Рудольфа и Элизабет Леопольдов , ядро которой составляют произведения Эгона Шиле и Климта, правительство Австрии выкупило в конце 90-х годов XX века за 160 миллионов евро. После чего построило для собрания специальное здание. Кстати, совсем не переплатило - оценивалось собрание в 574 миллиона евро.

- Выходит, несмотря на скандальность жизни и творчества, оба живописца сегодня признаны во всем мире?

Ну, по достоинству оба были оценены еще при жизни. Имели много заказов, в том числе от государства, в 1888 году Климт получил Золотой крест за заслуги в искусстве из рук самого императора Франца-Иосифа . Эротические рисунки Шиле шли у коллекционеров нарасхват. Хотя из-за них у художника возникли серьезные неприятности. В 1910 году у живописца развилась, можно сказать, мания преследования. Он писал знакомому: «Как здесь отвратительно! Все мне завидуют и сговариваются против меня. А некогда хвалившие меня коллеги смотрят злорадными взглядами». Что говорить, скандальная репутация испортила Эгону много крови.

- И свела в могилу в 28 лет.

Не совсем так - умер Шиле от испанки, так в 1918 году называли грипп. Кстати, он лишь на три дня пережил беременную жену.

Удивительно, как Шиле смог за столь короткую жизнь написать такое множество произведений. Работал как проклятый?

Творческое наследие Эгона - более 300 картин и несколько тысяч рисунков. Богатое собрание осталось и от Климта. К сожалению, некоторые работы были утрачены в годы Второй мировой войны. В 1894 - 1900 годах Густав написал три картины для украшения потолка актового зала Венского университета. Профессора не приняли их, обвинив автора в непристойности. Тогда произведения выкупил богатый коллекционер Август Ледерер . Во время аншлюса Австрии они были конфискованы нацистами и помещены в горный замок. Перед отступлением фашисты его подожгли, и картины сгорели.

- Чудо, что в те страшные времена не уничтожили другие работы Климта, ведь он был евреем.

- Как ни удивительно, в спасении картин сыграл роль Гитлер. В юности будущий фюрер пробовал себя в изобразительном искусстве. В Вене он показал свои рисунки Климту, который считался тогда лучшим художником Австрии. Мэтр поощрил начинающего автора, найдя в нем несомненный талант. Похвалой Адольф весьма гордился. Позже он отплатил добром на добро, отдав приказ сохранить картины Климта.

Посмотреть работы Эгона Шиле можно .

- Вы упомянули жену Шиле. Это была его единственная любовь?

В юности художник вел в Вене богемный образ жизни. Один из его знакомых вспоминал: «Его студия была наводнена девочками. Они укрывались там от полиции или плохих родителей, ночевали… Он любил их рисовать». Прямо скажем, не только рисовать. Эгон испытывал сексуальный интерес ко многим юным созданиям. Несколько раньше, когда ему было 16, он вступил в связь с 12-летней сестрой Гертой. Они вдвоем заперлись на четыре дня в номере отеля в Триесте. Опекуну даже пришлось ломать дверь.

- И как на такое смотрели родители?

Отец, начальник железнодорожной станции, к тому времени умер от сифилиса. Его Эгон ненавидел, а вот мать обожал. Фрейдистские мотивы можно наблюдать во многих произведениях Шиле.

- Интимные отношения с юной сестрой, разумеется, не могли иметь продолжения…

Первая большая любовь Шиле тоже была несовершеннолетней. Он познакомился с 17-летней натурщицей Климта - Валли Нойзиль , и она, так сказать, перешла из рук в руки.

Из Вены пара уехала в провинцию, где в 1912 году разразился скандал. Художника обвинили в похищении и развращении несовершеннолетней и посадили в тюрьму. До суда Шиле пробыл за решеткой 21 день и еще три дня, согласно приговору. Хорошо, что тяжкие обвинения были сняты, осталось только распространение порнографии. Художник рисовал без утайки обнаженную натуру, и посчитали, что такие портреты могли в его мастерской видеть дети. Надо понимать, что в то время непристойным считалось даже такое изображение женщины, где взгляд художника направлен на нее снизу.

Валли он оставил в 1915 году ради женитьбы на Эдит Хармс .

- Влюбился или позарился на приданое?

Невеста - дочь слесаря, деньгами там и не пахло… Интересно, что Валли он предлагал раз в год отдыхать вместе с его семьей. Но она отказалась. Впрочем, жить ей оставалось совсем недолго: в 1917 году она умерла от скарлатины.

- Скандальный шлейф тянется за творчеством Шиле и поныне или его работы сейчас безоговорочно считаются произведениями высокого искусства?

Часто выставки художника имеют ограничение 18+, как и нынешняя в Пушкинском. Так поступают во многих музеях с живописью и скульптурой откровенно эротического характера. В частности, в Археологическом музее Неаполя натуралистическая мозаика древних римлян собрана в специальном зале, где при входе висит уведомление. Но считать, такие произведения порнографией - избави бог. Однако периодически делаются попытки получить дивиденды на «непристойности» Шиле. Вот и свой роман современный английский писатель Люис Крофтс предпочел назвать «Порнограф из Вены», а фильм с участием кинозвезды Джейн Биркин и вовсе вышел с прямолинейным заголовком «Эгон Шиле - скандал». Да что говорить. Помню в Гамбурге зашел в театр на постановку пьесы о Шиле. Оказалось, что одетыми были только зрители в зале, а художник голых натурщиц почти не рисовал - ему просто было не до того…

Прежде всего – женщины

- Полагаю, старший товарищ Шиле - Климт вел не такую бурную жизнь?

- «Я не святоша и не создан для брака», - без обиняков заявил Густав женщине, которую действительно любил всю свою жизнь. И при этом изменял Эмилии Флеге он направо и налево. Существует даже устойчивое предание, что у Климта было около 40 внебрачных детей от случайных связей. Известный австрийский кинооператор и режиссер Густав Учицки уверяет, дескать, он один из этих отпрысков. Сколько детей на самом деле наплодил Густав, доподлинно неизвестно, но то, что их было немало, неоспоримый факт.

«Прежде всего в жизни и творчестве меня интересуют женщины», - признавался Климт. Лица мужчин на картинах он предпочитал, в лучшем случае, изображать повернутыми в сторону.

- Итак, Густав остался холостяком…

Более того, многие исследователи, и я среди них, считают, что отношения Климта и Флеге с начала 1890-х, когда они познакомились, и до смерти художника в 1918 году оставались, скорее, платоническими, чем сексуальными. Ей, дочери фабриканта, художник помог открыть Дом моделей, обеспечил богатой клиентурой и изысканными рисунками платьев. Ей он завещал свои произведения, которые находились в его собственности.

Посмотреть работы Густава Климта можно .

- Потомки Эмилии наверняка богатейшие люди.

Где там! После прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов и захвата Австрии множество картин было конфисковано у законных владельцев и рассеялось по белу свету. В наши дни наследникам приходится добиваться возврата утраченного через суд. Пять полотен, в том числе «Портрет Эмили Блох-Бауэр» были возвращены Марии Альтман . Ее роль в фильме 2015 года «Женщина в золотом» сыграла Хелен Миррен . Роль самого Климта в одноименной ленте 2006 года сыграл Джон Малкович .

Кстати, с Эмили Блох-Бауэр у Густава случился роман. Ее супруг, богатый фабрикант, заказал ему портрет жены, который художник писал… четыре года, чтобы иметь легальную возможность иметь близость с красавицей. В конце концов муж обо все догадался.

- В чем, по-вашему, секрет популярности творчества Климта?

Для него секс, кровь и смерть были неразделимы. А эти вещи людей интересуют всегда. Манят и загадочность, символизм многих произведений. Так и хочется разгадать шифр художника. Скажем, на знаменитой картине «Поцелуй» на одежде героини изображены спирали, круги и овалы. Это - символы женских гениталий. А вот прямоугольники на одежде - фаллические символы. При этом Климт - эстет, его живопись - сплав декоративного в ар-нуво и традиций византийской мозаики. А вот Эгон Шиле разрушает идеал красоты, он бунтарь, натурализмом он добивается потрясающей выразительности и эмоциональности. То, что считалось неэстетичным, отталкивающим, он ввел в сферу искусства. А новаторство в творчестве всегда ценилось наравне с мастерством и талантом.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена). Основоположник венского модерна, поклонник женщин Густав Климт и его ученик, проповедник австрийского экспрессионизма, любитель подростков Эгон Шиле — оба художника исследовали человеческое тело, его природу и красоту. Консервативные современники обвиняли Климта в излишнем эротизме, а Шилле — в распространении порнографии. Учитель и ученик умерли в один год — в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле — 28. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января. «Газета.Ru» рассказывает о художниках, их привычках, жизни и смерти.

Wikimedia Commons Густав Климт. Смерть и жизнь

Густав Климт

Климт был совсем не похож на художника: высокий рост, мощная фигура, сильные руки, мешковатая одежда — весь его грубоватый облик напоминал крестьянина. Уроженец венского предместья Баумгартен, Густав был вторым из семи детей в небогатой семье художника-гравера, ювелира Эрнеста Климта и несостоявшегося музыканта Анны Климт. Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах; работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Почетный член Мюнхенского и Венского университетов, основатель и президент Венского сецессиона.

Wikimedia Commons Густав Климт. Девы

Женщины и наследники Климта

Климт любил женщин и никогда не был женат. Ему приписывают от 3 до 40 детей — после смерти художника о правах на наследство заявили 14 человек.

Женское тело стало не только объектом страсти художника, но и главной темой его работ. Климт отлично чувствовал женскую природу и с помощью нарядов превращал любую женщину в красавицу. Его фасоны стали открытием на Венецианской выставке 1910 года. Современники, со своей стороны, обвиняли художника в провокациях и пренебрежении нормами морали:

по их мнению, Климт изображал женщин слишком эротично и откровенно.

На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге — он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней.

Wikimedia Commons Густав Климт. Золотая Адель

Портрет любовницы Климта

Портрет жены Фердинанда Блоха, с которой у Климта был роман, художник писал 4 года. За это время он сделал более 100 набросков. Картина «Золотая Адель», известная также как «Австрийская Мона Лиза», стала шедевром, а роман, между тем, угас. В 2006 году картину приобрел Рональд Лаудер, американский предприниматель и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Цена лота составила рекордную для произведения живописи сумму — 135 млн долларов. В 2015 году об этой работе был снят фильм «Женщина в золоте».

Wikimedia Commons Густав Климт. Картины для университета

Аллегории Климта

В 1884 году Климт начал большую работу над картинами для потолка актового зала главного здания Венского университета. Через 6 лет, в 1900 году, он предъявил миру аллегорические «факультетские» полотна: «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию». Зрители в ответ раскритиковали художника за «порнографическую тематику» — работы так и не появились в университете, оказавшись после всех перипетий в частном собрании. В 1945 году картины погибли в огне пожара во дворце Иммерхоф.

Wikimedia Commons Густав Климт. Обнаженная истина

Истина Климта

Картина «Обнаженная истина» стала вызовом для общества конца XIX века. Изображенная в полный рост обнаженная рыжеволосая женщина держит в руках зеркало истины, предлагая зрителям, по задумке художника, посмотреть внутрь себя. Над зеркалом — цитата немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Wikimedia Commons Густав Климт. Поцелуй

Гитлер Климта

Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды показал Климту свои работы. Художник отнесся к творчеству будущего фюрера благосклонно, и впоследствии эта встреча спасла картины «еврейского художника» от уничтожения.

Wikimedia Commons Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Климт и Шиле

Шиле познакомился с Климтом в 17 лет, когда учился в Академии изобразительного искусства. Климт опекал ученика, которого считал «слишком талантливым»: делился своими натурщицами, покупал и обменивал его рисунки. Эгон боготворил учителя и поначалу подражал ему. Но если работы Климта ругали за излишнюю эротичность, то Шиле напрямую упрекали в распространении детской порнографии. Художник вызывающе откровенно и детально рисовал неблагополучных подростков,

в том числе — девочек, подолгу живших у него в мастерской, а также свою младшую сестру Герту, к которой он испытывал сильные чувства в 16-летнем возрасте.

Первая выставка Шиле прошла в 1908 году в Клостернойбурге (не без участия Климта), в 1909-ом работы художника выставлялись вместе с картинами Мунка, Ван Гога и Матисса в венской Художественной галерее. Кроме детей Шиле, увлеченный идеями фрейдизма и исследованием природы человека, любил рисовать себя. Известны его многочисленные карикатурные гротескные автопортреты. Особенное внимание художник уделял кистям рук и жестикуляции — зачастую резкой, нервной и утонченной.

Wikimedia Commons Эгон Шиле. Умирающая мать

Мать Шиле

Сын железнодорожного служащего, Эгон Шиле всю жизнь страдал от потери отца, умершего когда юноше было 15 лет. С матерью у будущего художника отношения не сложились — она отдала сына в семью дяди-опекуна.

Тема смерти присутствовала в творчестве Шиле на протяжении всей жизни, в том числе, в работе «Умирающая мать», которую Эгон написал в 1910 году, когда его мать была жива и здорова. На картине изображена бледная женщина с костлявой рукой и розовощекий ребенок, который отделен от матери черным коконом.

Wikimedia Commons «Портрет Валли» (1912)

Тюрьма Шиле

В 1911 году подругой и моделью художника стала 17-летняя натурщица, бывшая модель Климта Валли Нойциль, а в 1912 году Шиле провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растлении несовершеннолетней. Там же он создал серию из 13 акварелей и рисунков. К своему заключению художник относился философски и говорил, что чувствует «не вину, а лишь очищение».

Портреты Валли стали самыми заметными работами художника.

Wikimedia Commons Эгон Шиле. Семья

Смерть Шиле

В 1915 году художник расстался с Валери и женился на юной школьнице, дочери слесаря Эдит Хармс, несмотря на протесты семьи девушки. Через три года Эдит умерла от испанки, будучи беременной. В своей последней работе — «Семья» — Шиле изобразил самого себя, жену и их неродившегося ребенка. Через 3 дня художник скончался от того же заболевания. Ему было 28 лет.