Cочинение «Город Калинов и его обитатели. Сочинение город калинов и его обитатели в пьесе островского гроза Калинов описание гроза

Краткое описание города Калинова в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.

В этой паутине, в своем "тёмном царстве", господствуют сплошь самодуры и тираны, опутывающие город сетью обманов и лжи. Они настолько утвердили свою власть, что вторая половина жителей, так называемых - "угнетенных", ничего не препринимает для своего же собственного освобождения, и предпочитает отступить в сторону, покориться жестокой стихии.

Не нужно говорить, что в городе царит корысть и жадность; ведь именно с помощью денег угнетатели заполучили свой сомнительный авторитет. Всё: разрозненность общества, страх, алчность и уверенность в собственной силе - всё это по вине денег, которых у кого-то много, а у кого-то - слишком мало для того, чтобы упрочить свое положение. Общество прогнило насквозь, и оно не стремится, а значит - никогда не достигнет, красоты чувств и широты ума; большее пожирает меньшее, и невежды с "тёмной стороны" города тянут немногих, кто ещё сохранил в себе какую-то искренность, на дно. И те не смеют сопротивляться.

Единственное, что сохранило свою первозданную чистоту - это природа, которая здесь набирает всю свою силу, и в конце концов разражается сильнейшими грозами, словно в знак протеста против очерствевших изнутри людей.

События пьесы « » разворачиваются в городе Калинов, который был создан автором. Он обобщал в себе быт и нравы большинства городов России того времени. Очень многие города были схожи с Калиновым. Автор описывает прекрасные пейзажи города, которые распрокинулись на широченные просторы. Но, такой гармонии и красоте противостоит черствость и жестокость проживающих людей – купцов и их слуг.

Пьеса начинается описанием пейзажа города от имени одного из героев Кулигина. Он, пожалуй, один из немногих мог наслаждаться прекрасными красотами окружающих лесов, деревьев, растений. Остальные жители города – Дикой, Кабаниха, Феклуша озабочены своими повседневными проблемами. Кулигин дает характеристики жителям города. Они жестоки и жадны, они готовы сделать своему соседу пакость, перебить торговлю, а затем судиться, строчить друг на друга жалобы.

Говорит и про семейный устой жителей Калинова. В усадьбе все члены ее семьи угнетены, слова сказать не могут. Домашних старуха совсем заела и жизни спокойной не дает.

Если говорить о нравственных законах, то в городе царит сила и власть денег. Тот, кто богат, является повелителем города. Таким человеком в Калинове был Дикой. Он мог небрежно обращаться со всеми, что беднее и ниже его, он грубил, постоянно со всеми ругался. Такой властный человек просто земли под ногами не чувствовал, ведь все в его положение решали деньги. Хотя, его внутренняя сущность была слабой.

Кабаниха строго придерживается вековых традиций. В ее семье все подчиняются воле и желанию старших. Она указывает абсолютно всем жителям своей усадьбы, что и как делать. Кабаниха жутко невзлюбила Катерину за ее свободный, вольный характер. Молодая девушка не хотела подчиняться указаниям старухи, поэтому, между ими постоянно возникала ругонь.

В городе Калинов торжествует материальная и денежная зависимость. Борис боится своего дядьку Дикого и не осмеливается спасти Катерину от беды. Тихон верно слушается свою маминьку и подчиняется любому ее капризу.

В городе царит ложь и обман. Главным принципом была ложь. Только лишь при помощи нее девушка научилась жить в усадьбе Кабановой. Но, власть и безграничная воля самодуров на грани разрушения. Дух свободы парит в воздухе. Поэтому, богачи и купцы, чуя неладное, ведут себя наихудшим образом.

Открытый урок в рамках технологии контекстного обучения

Тема: «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Класс: 10

Тип урока: работа с художественным текстом.

Вид урока - практикум с использованием технологии контекстного обучения с выходом на творческую работу.

Цель урока: используя речевую характеристику героев, рассмотреть, как «жестокие нравы» обитателей города разрушают судьбы героев.

Задачи урока: дать характеристику городу Калинову;

Проследить систему социальных отношений людей «темного царства»

Содействовать развитию аналитической, коммуникативной и рефлексивной культуры, монологической и диалогической речи учащихся, раскрытию их творческих способностей

Оборудование: драма А.Н.Островского «Гроза»,

Презентация «Город Калинов и его обитатели»;

Карточки для групповой работы

Принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя»

Эпиграф: Жизни некий преизбыток

В знойном воздухе разлит.

Ф.И.Тютчев.

Этапы/методы урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Слово учителя.

2-3 мин

Организация класса 2-3 мин

Ввод в тему урока

Приём « Экскурсовод

5 мин

Формирование умений и навыков.

Работа в группах.

20 мин

Проблемный вопрос

2-3 мин

Дорогие друзья. Я с особым волнением беру в руки пьесу А.Н. Островского «Гроза».. которую И.С. Тургенев назвал «великолепнейшее, талантливейшее произведение русского могучего таланта». Прошло более полутора веков, а читатели все еще спорят о вопросах, поднятых писателем: о силе и слабости Катерине, актуально и современно звучит утверждение Кулигина о «Жестоких нравах ».

Вами прочитан текст… взаимоотношения между людьми – самая сложная…

Постановка вопроса урока и формулирование цели.

Чтобы познать жизнь изнутри, давайте поближе познакомимся с городом, в котором живут наши герои. Вспоминается классический пример. Чичиков, чтобы… Каким же показан город Калинов? Знакомство с городом

Представьте себя в роли экскурсовода, позволившего нам зрительно увидеть себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе.

Прекрасно проведена экс.

Итак, давайте войдем в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?

Обратимся к основному приему раскрытия характера героев – речевой характеристике, прислушаемся, что говорят люди о нравах города.

Координирует работу групп, помогает сделать выводы.

Ребята, а почему не включили в разговор Бориса и Катерину?

Я здесь ничего не знаю, но порядков ваших, ни обычаев..(Борис)

Отчего люди не летают, как птицы?

Я тебя не понимаю, что ты говоришь. (Варвара)

Знакомство завершилось. К какому выводу привело нас общение с героями пьесы?

И в результате действий Кабановой и Дикого:

Результаты действий этих героев:
- талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
- добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
- Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
- образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Город Калинов противоречив, невежествен

Жизнь в городе - это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни - позиция автора, призывающего изменить ее.

Оформляют записи в тетради

Комментируют тему урока и ставят цели.

Выступление учащихся – экскурсоводов.

Уч-ся слушают и дополняют.

1-2 уч-ся

(Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Работают с текстом, заполняя таблицу:

Уч-ся высказываются.

Они здесь оба чужие. - образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Островский показал город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Итоговая рефлексия

2мин

Какие чувства, эмоции вызвал у вас разговор о городе Калинове и его обитателях?

Вывод по теме урока

2мин

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие, уничтожая на своем пути все живое.

«Ничего святого, ничего чистого,

ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним

самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое

сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

Организация домашнего задания.2 мин

Продолжая наш разговор дома и готовясь к следующему уроку, поразмышляйте Как выражает свой протест против жестоких нравов Катерина?

Приложение,

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом. прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю

Дикой.
- Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…(Кудряш)
- Уж такого-то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. (Шапкин)
- Пронзительный мужик. (Кудряш)
-Унять-то его некому, вот он и воюет… (Шапкин)
- Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш)
- Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…(Борис)
- У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. (Кудряш)
- На него-то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис)
- Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как поутру его кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. (Кудряш)
- Одно слово: воин! (Шапкин)
- А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись! (Борис)
- А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами… (Кабанова)
-Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не могут. (Кабанова)
-Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова)


(Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом…Слывет в городе грубым и жестоким человеком. Самодур. Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)
Кабаниха.
-Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…(Кудряш)
-Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. (Кулигин)
-Не уважишь тебя, как же… (Варвара)
-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем (Тихон)
-…поедом ест, проходу не дает… (Тихон)
-Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу – побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. (Варвара)
-Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон)
-Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова)
- Молодость-то что значит… Смешно смотреть-то даже на них!...ничего-то не знают, ни какого порядка…Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. (Кабанова)
-Не очень-то нынче старших уважают…(Кабанова)
-Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны… (Катерина)
-…многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно… (Феклуша)
-Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем неспеша…(Кабанова)
-Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! (Кабанова Дикому)
-Положим, у нее хоть муж и дурак, да свекровь-то больно люта… (Кудряш)
-Маменька-то у вас больно крута. (Кулигин)
-Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! (Тихон)
-Маменька ее поедом ест, а она,как тень, ходит безответная… (Тихон)
-Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь…(Тихон)
-Уж это надо прямо сказать, что от маменьки (Варвара убежала из дома), потому стала ее тиранить и на замок запирать… (Тихон)
-свекровь мучает меня, запирает… все смеются мне прямо в глаза, на каждом слове тобой попрекают…(Катерина)
-Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…(Тихон)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Высокая грузная старуха, носит старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно. Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы: «Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?», «Чужая душа – потемки». Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…». Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям.)

Феклуша и другие жители города.
-Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! (Феклуша)
-Все в огне гореть будете неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой! (Барыня)
-Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. (Феклуша)
-Кто вас разберет, вы все друг на друга клеплете…все соритесь, да перекоряетесь. (Глаша)
-А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть… Сладко поесть люблю. (Феклуша)
-Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала… (Феклуша)
-А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность. (Феклуша)
-Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли. (Глаша)
-Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, индо стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…(Феклуша)
-Тяжелые времена-то… уж и время-то стало в умаление приходить…время-то короче становится…за наши грехи все короче и короче делается…(Феклуша)
-Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала… - Не умею тебе сказать, с неба, так с неба.. (Горожане)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество. Вместе с Кабановой она скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».

Тихон Кабанов.
- Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. (Кабанов)
-Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…(Кабанов)
-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем…(Кабанов)
-Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. (Кабанова)
-Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! (Кабанов)
-Дурак! Что с дураком и говорить, только грех один… (Кабанова)
-Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Варвара)
-Знай свое дело – молчи, коли уж ничего не умеешь… (Варвара)
-Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю как вырваться-то, а ты еще со мной навязываешься. (Кабанов)
-С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь… Какой ни на есть, я все-таки мужчина…всю жизнь вот этак жить…так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? (Кабанов)
-А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала….Вот я и убиваюсь, глядя на нее. (Кабанов)
-Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. (Кулигин)
-Нет, говорят своего-то ума. И, значит, живи век чужим.(Тихон)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремиться убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер. Он понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Но Тихон – человек безвольный, который смиряется с лютым нравом матери.)


Кулигин.
-Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу… Пригляделись вы или не понимаете, какая красота в природе разлита… (Кулигин)
-Ты у нас антик, химик…(Кудряш)
-Механик, самоучка-механик… (Кулигин)
-С него что ль (Дикова),пример брать. Лучше уж стерпеть. (Кулигин)
-Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь. (Кулигин)
-Поначитался-таки Ломоносова, Державина…(Кулигин)
-Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! (Кулигин)
-Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти…Ведь англичане миллион дают. Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. (Кулигин)
-Ведь от этого…для всех вообще обывателей польза…(Кулигин)
-Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором… Что я тебе – ровный что ли? (Дикой)
-Я свои труды хочу даром положить…Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет… (Кулигин)
-Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго… «И в рубище почтенна добродетель». (Кулигин)
-Нечего делать, надо покориться. (Кулигин)
-Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. (Борис)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Кулигн с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «Угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его старомодной речи. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания»: «насущность хлеба», «несть конца мучениям» и др. Он верен Ломоносову и Державину.)
Варвара и Кудряш.
-Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили… (Кудряш)
-Он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам…Это он вам страшен, а я с ним разговаривать-то умею. (Кудряш)
-Я грубиян считаюсь…Я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. (Кудряш)
-Да не спускаю и я: он е слово, а я десять…Нет уж, я перед ним рабствовать не стану. (Кудряш)
-Больно лих я на девок-то… (Кудряш)
-Что мне тебя судить, у меня свои грехи есть… (Варвара)
-А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!... Так какая ж неволя себя мучить-то! (Варвара)
-Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. (Варвара)
-И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…(Варвара)
-А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. (Варвара)
-Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься. (Кабанова)
-Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла…Говорят с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут… от маменьки, потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, - говорит, - хуже будет». Вот так и вышло. (Кабанов)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Она иронизирует над матерью, осуждает ее. В любви варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. Варвара не любит, а только «гуляет». Автор изображает «вольное» поведение молодежи.)


Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием - премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале - в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет - беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно - «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать...

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против "темного царства" - суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане - купцы - отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова - Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», - как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Островский - Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж - город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они - неотъемлемая часть «темного царства».

Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что "темное царство" в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи... Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Пьеса Александра Островского "Гроза" создавалась драматургом накануне реформы 1861 года. Уже назрела необходимость общественно-социальных перемен, идут споры, обсуждения, движение общественной мысли. Но есть в России места, где время остановилось, общество пассивно, перемен не хочет, боится их.

Таков город Калинов, описанный Островским в его пьесе "Гроза". Город этот реально не существовал, это вымысел писателя, но тем самым Островский показывает, что в России немало ещё таких мест, где царят застой и дикость. При всём том город расположен в прекрасной местности, на берегу Волги. Окружающая природа просто кричит о том, что в этом месте мог бы быть рай! Но счастья, в полном понимании этого слова, у жителей этого города нет, и виной тому они сами.

Обитатели Калинова в большинстве своём люди не желающие никаких перемен, малограмотные. Одни живут упиваясь своей властью, которую дают им деньги, другие мирятся с унизительным положением своим и ничего не делают, чтобы из этого положения выйти. Тёмным царством назвал Калиновское общество Добролюбов.

Главные отрицательные герои пьесы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Дикой купец, важное лицо в городе. Если характеризовать его коротко, он самодур и жмот. Всех, кто ниже его по положению, он просто не считает за людей. Дикой может запросто обсчитать работника, а родному племяннику не хочет отдавать наследство, оставленное ему бабушкой. При этом такими своими качествами он очень гордится.

Богатая купчиха Кабаниха сущее наказание для своей семьи. От этой властной, сварливой особы нет покоя никому в доме. Она хочет, чтобы ей беспрекословно все подчинялись, жили по законам "Домостроя". Кабаниха калечит жизнь своих детей и при этом ставит такое существование себе в заслугу.

Сын кабанихи смирный трусоватый Тихон боится лишнее слово сказать против властной матери и не может даже защитить свою жену, которую Кабаниха постоянно попрекает и унижает. Зато её дочь Варвара научилась врать и жить двойной жизнью, чтобы выйти из-под влияния мамаши, и её такое положение вещей вполне устраивает.

Борис, племянник Дикого, полностью зависит от своего дяди, хотя он получил образование, человек не глупый, не делает никаких движений, чтобы от этой зависимости освободиться. Своей несамостоятельностью и нерешительностью он губит любимую женщину.

Мещанин Кулигин, самоучка-изобретатель, человек умный, осознающий всю глубину застоя и дикости в обществе, но он тоже ничего не может поделать в этой ситуации и уходит от действительности, пытаясь осуществить невозможное, изобрести вечный двигатель.

Человек, который может дать хоть какой-то отпор хамству и самодурству Дикого, это его работник Ваня Кудряш, второстепенный герой пьесы, играющий, однако, значительную роль в разворачивающемся действии.

Единственный чистый и светлый человек в этом городе, невестка Кабанихи Катерина. Она не может жить в этом болоте, где не любви, нет нормальных человеческих отношений, где правят ложь и лицемерие. Против этого она протестует своей гибелью, решившись на этот страшный шаг, она, хоть на миг, обретает такую желанную волю.

Островский назвал свою пьесу "Грозой" не просто так, название осмысленно. Назревавшие перемены в обществе, как грозовые тучи собираются над головами обитателей "тёмного царства". Катерина в своём смятении думает, что гроза послана ей, как наказание за измену, но на самом деле гроза должна, наконец, разрушить это засилье застоя, рабства и зла.

Образ города Калинов, быт и нравы обителей

Все события в произведении драматического характера под названием «Гроза», написанного Островским, происходят на территории города Калинова. Город является уездным и располагается на одном из берегов Волги. Автор говорит о том, что местность отличается прекрасными пейзажами и радует взгляд.

Мещанин Кулагин рассказывает о нравах жителей города, его мнение заключается в том, что у каждого из жителей достаточно жестокие нравы, они привыкли быть грубыми и жестокими, такие проблемы часто порождала существующая бедность.

Центром жестокости становятся два героя – купец Дикой и Кабаниха, которые являются яркими представителями невежества и грубости, обращенной к окружающим людям.

Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.

Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.

Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.

Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.

При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.

Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.

Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

  • Одежда - наш постоянный спутник, который неразрывно связан с такими понятиями как мода и стиль. Как известно, они настолько быстро меняются, что за ними почти невозможно уследить.

  • Критика о творчестве Горького и отзывы современников

    По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.

  • Сочинение Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького 7 класс

    Никто не станет спорить о том, что самое прекрасное время в жизни каждого человека - это детство. Именно в детстве мы видим все по другому, нам искренне кажется что всё вокруг чистое, светлое, а жизнь наполнена лишь радостными событиями и яркими красками.

  • Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Роман Булгакова Мастер и Маргарита отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.