Князь василий шуйский. Царствование василия шуйского

Василий IV Иванович Шуйский известен в российской истории как правящий с 1606 по 1610 год царь. Правитель происходил из княжеского рода Шуйских и был последним потомком Рюриковичей на российском престоле. В 1552 году в княжеской семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских родился сын Василий. Мальчик не был единственным ребенком, будущий правитель рос вместе с братьями – Андреем, Дмитрием и Иваном. О детстве и юности князя известно мало.

В молодом возрасте Василий IV стал интересоваться политикой. Шуйский вступает в Московскую судную палату, позже добивается повышения на службе. Василия Ивановича нарекли боярином. Князь принимал участие в военных походах, однажды даже был отправлен в ссылку по требованию семьи Годуновых.

Начало правления

Правление Василия Шуйского начиналось непросто. Известно, что политическая карьера Василия IV началась в то время, когда на престоле находился . В это время объявился якобы чудом спасшийся царевич Дмитрий, будущий царь . Шуйскому это оказалось не по душе, поэтому боярин начал плести интриги против возможного будущего правителя. Вскоре Борис Годунов умирает, а на престол восходит ненавистный Василию IV человек.


Василий IV хранит ненависть внутри себя и готовит план по свержению лже-царя. Пока же помогает править, поддерживает начинания Лжедмитрия. Дважды боярин пытался свергнуть правителя. В первый раз заговор раскрыли, после чего будущего царя приговорили к смерти. Но милостивый лже-государь сжалился над Василием и вернул того на службу.

Второй заговор оказался удачным. В 1606 году Лжедмитрия I убили. Бояре незамедлительно возвели на престол Василия Шуйского. Взамен новый царь обещал Боярской думе передачу части своих полномочий.

Внутренняя политика

Годы правления Василия Шуйского стали частью российской истории, которую называют Смутным временем. Против власти плелись заговоры, а натиск европейских государств мешал налаживанию внутренних отношений. Несмотря на это, Василию IV удалось внести ряд изменений в жизнь российского государства.


Внутренняя политика Шуйского началась с внедрения методов укрепления власти. Царь подписывает крестоцеловальную запись. Документ существенно ограничивал возможности князя, но таковым было желание бояр, выбравшего Василия IV правителем. Для улучшения настроений среди дворян, ради завоевания их расположения Василий IV вводит 10-летний сыск крестьян. Но даже это не помогло удержать бояр на стороне правящей власти после прихода Лжедмитрия I.


Шуйский занялся укреплением войска. Особое внимание правитель уделил дисциплине внутри войск. Основные правила указал в воинском уставе. Пример Василий IV брал с немцев. В пособии прописали правила поведения солдат, руководителей. Народное недовольство постепенно набирало обороты, несмотря на попытки правительства усмирить подданных. В разных частях страны постоянно возникали волнения. Шуйский видел единственно правильное решение проблемы в закрепощении крестьян.

Внешняя политика

Василий Шуйский обладал аристократическим происхождением. Став царем, Василий IV старался угодить боярам, которые желали заключить союз с поляками. Первостепенной задачей во внешней политике для Шуйского стало сближение с Речью Посполитой. Но дипломатические переговоры с польскими правителями не принесли ожидаемого результата.

Восстания, организованные И. Болотниковым, только мешали установлению мира с поляками, так как Лжедмитрий вместе с недовольными гражданами захватил в плен граждан Речи Посполитой. Польша и Москва находились на грани военных действий. Поляки настоятельно рекомендовали русским властям вернуть пойманных иностранцев.


Но власть в лице Василия Шуйского предпочла избрать иной путь – сближение со шведами. Шведский правитель Карл IX оказывал давление на русского царя. Европеец слал грамоты, в которых сообщал о скором нападении на Речь Посполитую, призывал москвичей присоединиться. Во второй грамоте швед заявлял о планах по свержению Шуйского. Организаторами мятежей оказались поляки.

События разворачивались для Василия IV невыгодным образом. С одной стороны – возможный «крестовый поход» на страну Карла IX, с другой – странные отношения с поляками. Шуйский старался избегать прямых ответов на заданные шведской стороной вопросы. Отделывался общими фразами, вроде «нарушения мира не будет, но и подтвердить мир со Швецией не может».


На русского царя продолжали давить иностранные правители. Одним требовались земли и возможность осуществлять торговлю на территории России, другие хотели вернуть Мнишека и задержанных поляков. В итоге Шуйский достиг мира с Речью Посполитой. Но царь понимал, что заключенное соглашение может в любой момент быть нарушено.

Сомнения русского правителя подтвердились позже, когда у поляков пришли к власти люди, противящиеся союзу с Москвой. Историки считают, что поляки способствовали разжиганию междоусобных войн внутри страны, появлению Лжедмитрия II. Давление Польша оказывала на казаков, которых видела разрушителями правительственного устоя в России.


Правление Василия Шуйского оказалось неспокойным. Мнишек и Лжедмитрий II воспротивились действующей власти. Поляки, тем временем, заняли Тушино и выступили против Москвы. У русского царя не было возможности противостоять в одиночку надвигающейся угрозе, поэтому Василий IV сближается со шведами. Шведский король по-прежнему желает расширения влияния в русских землях. В обмен на сотрудничество Швеции должны отойти Кола, Ивангород, Корела. История сохранила письма, направленные Карлом IX комиссарам:

«Настал такой удобный случай воспользоваться смутами России для территориального обогащения шведской короны, что упускать его невозможно; это значило бы сделать политическую оплошность, от которой не оправдаться ни перед богом, ни перед людьми».

Интервенция в таких условиях становилась все реальнее. Помимо борьбы со шведами Василию Шуйскому приходилось противостоять тушинцам. Царь испытывал необходимость в дополнительных военнослужащих, но получить помощь можно было только в Орде. Татары освободили для Василия IV Оскол и Ливен.


Новые денежные переводы ордынцам сделали дело: татары напали на Лжедмитрия II в Боровском уезде. Несмотря на регулярные пополнения ордынской казны за счет московской, положительного результата от сотрудничества с ордынцами Василий Шуйский не получил. Ордынцы решили, что денег от Москвы слишком мало, и начали грабить простой народ.

Князь всячески пытался отстоять столицу и российское государство. Царствование Шуйского не принесло видимых изменений во внешней политике. Шведы старались заполучить русские земли, ордынцы грабили народ, поляки вместе с Лжедмитрием II организовывали заговоры против Василия IV.

Свержение

В 1609 году отношения с поляками испортились окончательно. Об этом свидетельствовало то, что польско-литовский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Собственными силами московский царь смог освободить большую часть российских земель от захватчиков. Несмотря на это, Василий Шуйский не пользовался популярностью в народе, современники считали его незаконным правителем.


Желание свержения царя росло. Уверенности горожанам добавила смерть полководца Скопина-Шуйского. Поднялось восстание, позволившее убрать с престола правителя. Василия IV заставили произнести монашеские обеты и подвергли постригу в монахи.

Личная жизнь

В биографии Василия Шуйского описано два брака. Первый союз не дал наследников. Желания вновь жениться у царя не появилось, поэтому после смерти жены правитель продолжительное время ходил холостяком. Второй супругой царя стала дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского Мария.


Любви между мужем и женой не было, так как брак требовался для продолжения династии. На союзе настоял царь Борис, который не хотел передавать престол посторонним людям. Супружество принесло правителю двух дочерей, которые скончались в юном возрасте. В «Бельском летописце» сказано:

«У царя Василья Ивановича всея Руси детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».

Смерть

Шуйский после свержения оказался в руках польского гетмана. Экс-царя вместе с братьями привозят в Смоленск, после переправляют в Речь Посполитую и представляют королю Сигизмунду. У князей не было другого выбора, как принести присягу польскому правителю.


Во время заключения в Гостынинском замке экс-государь умирает. Спустя несколько дней известили о кончине брата Дмитрия. Только Ивану Шуйскому удалось вернуться в родные земли. Десятилетиями позже останки Василия перевозят по требованию Михаила Федоровича в Архангельский собор Московского Кремля.

Василий IV (Василий Иванович Шуйский) (1552-1612), русский царь (1606- 1610 гг.).

Князь Василий Иванович принадлежал к древнему роду, по знатности своей равному московскому дому Рюриковичей. Шуйские располагали огромными земельными богатствами и колоссальным влиянием.

В 80-х гг. XVI в. они затеяли борьбу с шурином и фаворитом царя Фёдора Ивановича Борисом Годуновым, которая окончилась неудачей. Шуйские попали в опалу. В 1586 г. князя Василия Ивановича отозвали из Смоленска, где он был наместником, и отправили в ссылку.

В 1591 г. Годунову понадобилась помощь опальных аристократов. При загадочных обстоятельствах в городе Угличе погиб брат Фёдора Ивановича, царевич Дмитрий. Во главе следственной комиссии встал князь Василий Иванович. Он пришёл к однозначному выводу - несчастный случай.

Когда через десть лет Лжедмитрий I вторгся в пределы Московского государства, Шуйский возгласил: «Дмитрий избежал козней Бориса Годунова, а вместо него убит и похоронен по-княжески сын одного священника».

В 1605 г. самозванец венчался на царство. Большое влияние обрели поляки, «подтолкнувшие» его к трону. Положение русской аристократии стало шатким. Шуйский организовал заговор против Лжедмитрия, но планы заговорщиков были нарушены арестами. Сам Шуйский взошёл на плаху. Однако в последний момент Лжедмитрий помиловал его. Это легкомысленное решение стоило самозванцу власти и жизни. В конце мая 1606 г. Шуйский нанёс удар. Заговорщики возбудили народное недовольство и ворвались в царские покои. Началось повсеместное избиение польских солдат, пали Лжедмитрий и его приближённые.

Наступил звёздный час Шуйского. Его избрали на царство и вскоре венчали. Такая поспешность повредила делу: не был созван Земский собор, который мог бы придать власти Шуйского больше законности. Вскоре в стране объявилось сразу несколько новых «царских отпрысков»; один из них, Лжедмитрий II, получил поддержку польской шляхты. В южных землях нарастало восстание И. Болотникова (1606-1607 гг.).

В этих условиях Василий Иванович решился на рискованный шаг: в Угличе были обретены мощи «невинноубиенного» царевича Дмитрия, которого канонизировали как мученика. Это должно было убедить всех и каждого: царевич мёртв, а новые самозванцы всего лишь смутьяны.

Восстание Болотникова удалось успешно подавить. Борьба с отрядами Лжедмитрия II затянулась. В 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вторгся на русскую территорию и осадил Смоленск. Шуйский обратился за помощью к шведскому королю. Объединённые шведско-русские силы во главе с талантливым военачальником М. В. Скопиным-Шуйским нанесли неприятелю ряд поражений.

Весной 1610 г. положение начало выправляться, энергичная политика Шуйского, казалось, принесла свои плоды. Однако в этот момент Скопин-Шуйский неожиданно скончался. Русские войска 24 июня потерпели сокрушительное поражение от поляков у села Клушина (между Вязьмой и Можайском).

В июле 1610 г. представители других аристократических родов взбунтовали войско и свергли Шуйского. Царь был насильно пострижен в монахи. Аристократическое правительство выдало его полякам. Василий Иванович скончался в плену.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Царь Василий Шуйский

На южных окраинах России переворот, совершённый в Москве Василием Шуйским, вызвал сильное недовольство. Демократические начала в этих местах были развиты сильнее, чем в центре страны. Население на южных рубежах наполовину состояло из казаков. Продолжая верить, что Лжедмитрий был «народным царём», казаки, горожане и мелкое дворянство видели в Шуйском ставленника враждебного класса бояр. Сосланный Шуйским в Путивль за преданность самозванцу князь Григорий Шаховской стал распространять там слухи, что Лжедмитрий I не был убит в Москве, а вновь чудесно спасся. Путивль восстал против Шуйского. К начавшемуся бунту примкнул и воевода соседнего Чернигова Телятевский. Брожения против Шуйского начались и в Москве. Их исподволь раздували некоторые бояре, мечтавшие перехватить престол у Василия.

На юге мятежники собрали целую армию. Во главе неё с согласия Телятевского и Шаховского стал Иван Болотников . Человек дерзкий и много повидавший, Болотников провёл немало лет в татарско-турецком плену, бывал в Западной Европе и теперь уверял, что за границей виделся со спасшимся Дмитрием. С 1300 казаков Болотников разгромил под Кромами 5-тысячную рать Шуйского, и к восстанию быстро примкнула вся южная половина России: города Венев, Тула, Кашира, Калуга, Орёл, Астрахань. Дворяне Ляпуновы подняли против Василия Шуйского всю Рязанскую область.

Осенью 1606 войско Болотникова пошло на Москву «возвращать престол царевичу Дмитрию». На столицу двинулись и рязанские отряды Ляпуновых. 2 декабря Болотников вступил в подмосковное село Коломенское, но здесь силы восставших раскололись. В войске Болотникова на первое место выдвинулась беднота, разбойный класс и прочие общественные отбросы. Эти люди страшно бесчинствовали, грабили всех подряд, водворяя повсюду кровавую анархию. Дворянские ополчения Ляпуновых, ужаснувшись деяниями своих первоначальных союзников, решили порвать с ними и во имя восстановления порядка соединиться с Василием Шуйским. Дворянские отряды покинули Болотникова и перешли в Москву к Шуйскому, хотя их вожди продолжали недолюбливать боярского царя. Болотников, отогнанный от столицы юным племянником Шуйского, Михаилом Скопиным, отступил в Калугу, где его осадил князь Мстиславский.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

Место погребения: Архангельский собор Московского Кремля Род: Шуйские Отец: Иван Андреевич Шуйский Супруга: Буйносова-Ростовская, Мария Петровна Дети: Анна , Анастасия

Васи́лий Иванович Шу́йский ( - 12 сентября ) - русский царь c по 1610 годы (Васи́лий IV Иоа́ннович ). Представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей). После низложения жил в плену у поляков.

До воцарения

Боярин и глава Московской судной палаты с 1584 года . Рында с большим саадаком в походах , , и . Воевода Большого полка в походе к Серпухову летом 1581 года . Воевода Большого полка в походе к Новгороду июля 1582 года при брате Андрее . Воевода полка правой руки в походе к Серпухову в апреле 1583 года . Воевода смоленский в -1587 годах . По неизвестным причинам был в непродолжительной ссылке в 1586 году

Царём Василием мало кто был доволен. Главными причинами недовольства были некорректный путь В. Шуйского к престолу и его зависимость от кружка бояр, его избравших и игравших им как ребёнком, по выражению современника.

Русская История. Полный курс лекций, лекция 42

Кроме того, антишуйские настроения в Москве были подогреты неожиданной смертью молодого полководца Скопина-Шуйского .

Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы , через несколько дней там же умер его брат Дмитрий . Третий брат, Иван Иванович Шуйский , впоследствии вернулся в Россию.

Браки и дети

Василий Шуйский был женат дважды. Первый брак его оставался бездетным, после он долго ходил холостяком. От второго, состоявшегося уже после вступления на престол, он имел лишь двух дочерей. Автор «Бельского летописца» писал:

«у царя Василья Ивановичя всея Русии детей было только две дочери, и те во младенчестве преставились; тако зовомы суть Настасья и Анна».

Вторая женитьба, к которой царь Василий Иванович действительно не слишком стремился и на которую согласился только из соображений династической целесообразности, происходила после долгого вдовства, а затем и прямого запрета царя Бориса , опасавшегося увидеть в новом поколении князей Шуйских претендентов на престол, что могло создать угрозу правлению его сына. Уже царь Дмитрий , по сообщению Жака Маржерета , хотел нарушить этот тяжёлый и незаслуженный запрет, наложенный на старшего князя Шуйского, но произошёл переворот и вчерашний жених превратился из боярина в царя. Затем необходимость борьбы с врагами, в том числе личное участие в походе под Тулу, на долгое время отодвинули вопросы о других государственных и династических интересах", пишет биограф Шуйского В. Н. Козляков . Наследником царя считался его брат Дмитрий .

В искусстве

Василий Шуйский является одним из главных действующих лиц трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов ».

В снятых по ней экранизациях роль Шуйского исполняли:

  • Никандр Ханаев (Борис Годунов , фильм-опера, 1954)
  • Анатолий Ромашин (Борис Годунов , 1986, режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук)
  • Кеннет Ригел (Борис Годунов , фильм-опера, 1989)
  • Леонид Громов (Борис Годунов , 2011)

Напишите отзыв о статье "Василий IV Шуйский"

Примечания

Литература

  • Либрович С. Ф. Царь в плену - история пребывания Василия Шуйского в Польше. - 1904.
  • Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. - М ., 2002.
  • Бахревский В. А. Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец. - М ., 2002.
  • Козляков В. Н. Василий Шуйский / Вячеслав Козляков. - М .: Молодая гвардия , 2007. - 304, с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 1075). - 5 000 экз. - ISBN 978-5-235-03045-9 . (в пер.)

Ссылки

  • (до 10-го поколения)

Отрывок, характеризующий Василий IV Шуйский

– Да, да, так и сделайте.
Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.
В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.

В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
– Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
– Гость, – отвечал Антон.
– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
– Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
– Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
– Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.
– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.