Музей д'Орсе в Париже, расположение на карте. Музей Орсе (Musee d’Orsay)

Musée de la Cité des sciences et de l industrie Центральный холл музея Дата основания 13 марта 1986 Местонахождение 30, avenue Cor … Википедия

Французский государственный музей естествознания Muséum national d histoire naturelle Вид на сад растений и Галерею эволюции Местонахождение Париж Официальный сайт … Википедия

Главный вход Музея открытий и изобретений Музей открытий и изобретений (фр. Palais de la découverte) открылся во время Всемирной Выставки 1937 года … Википедия

Музей Дюпюитрена (фр. Musée Dupuytren) или Музей патологической анатомии. Музей назван в честь Гийома Дюпюитрена (фр. Guillaume Dupuytren) французского хирурга, профессора медицины Парижского университета, завещавшего часть своего имущества… … Википедия

- (фр. Mémorial Leclerc Musée Jean Moulin) открыт в 1994 году, в год 50 летия освобождения Парижа от немецкой оккупации. Основная часть экспозиции посвящена двум эмблематическим фигурам освобождения: маршалу Леклерку, чья танковая дивизия… … Википедия

Музей иммиграции (фр. Cité nationale de l histoire de l immigration) открылся 10 октября 2007 года. Содержание 1 Экспозиция 2 Практическая информация … Википедия

Музей науки и индустрии (фр. Musée de la Cité des sciences et de l industrie) центральный музей парижского Городка науки и индустрии. Постоянная экспозиция Постоянная экспозиция музея носит название «Эксплора» и содержит внушительную постоянную… … Википедия

Van Gogh Museum Здание Музея Винсента Ван Гога Дата основания 1973 Местонахождение Паулус Поттерстраат, 7, Амстердам, Нидерланды Число посетителей 1,417,096 (200 … Википедия

Музей средневековья (фр. musée du Moyen Âge – thermes et hôtel de Cluny). Содержание 1 История 2 Экспозиция … Википедия

Книги

  • Музей Орсе. Париж (в футляре) , Романовский А.С.. Альбом Музей Орсе посвящен ряду шедевров из крупнейшего собрания французской живописи середины XIX - начала XX века. Открытый в 1986 году в Париже, Музей Орсе ежегоднопривлекает многие тысячи…
  • Музей Орсе. Париж , А. С. Романовский. Музей Орсе в Париже содержит крупнейшее собрание французской живописи середины XIX - начала XX века, в котором представлены работы практически всех отечественных школ. Работы импрессионистов…

Контакты

Адрес: 1 Rue de la Légion d’Honneur, 75007 Paris, Франция

Официальный сайт: www.musee-orsay.fr

График работы: 9.30-18.00, чт – до 21.45, пн — выходной

Телефон: +33 1 40 49 48 14

Цена билета: 9 евро, детям до 18 лет – вход бесплатный

Париж – город не только романтики, любви и моды, но и то место, где собрано огромное количество исторических и культурных памятников. Старинные соборы, храмы, галереи и музеи – все это несет в себе частичку своей эпохи. Одним из таких мест является музей Орсе, который входит в десятку самых красивых музеев мира.

Музей Орсе в Париже — история

В 1900 году было построено здание вокзала Орсе, приуроченное к Всемирной выставке. Целью строительства было разгрузить ближайшие железнодорожные узлы Парижа, поэтому местные власти не поскупились и выделили большой участок прод строительство в самом центре города напротив . В процессе строительства использовались самые современные технологии, поэтому в свое время вокзал д’Орсе был первым электрифицированным вокзалом.

Спустя 40 лет вокзал начал терять свои преимуществ и в скором времени полностью опустел. В 1971 году начались разговоры о его снесении, тогда Жорж Помпаду пользуясь своим влиянием, не позволил этого. В 1980 году на вокзале начались реконструкционные работы по проекту Гае Ауленти и превращение его в музей из за того, что напротив Лувр не мог вместить всех работ, и многие так и оставались лежать по подвалам. Открытие музея состоялось в 1986 году и сегодня он считается одним из самых посещаемых туристами мест.

Описание Музея Орсе в Париже

В Музеи Орсе представлены работы середины 19 века – начала Первой мировой войны эпохи импрессионизма и постимпрессионизма. Работ в музеи настолько много, что даже за целый день невозможно их всех посмотреть, разве просто беглым взглядом. Поэтому лучше взять с собой план музея и посмотреть именно те отделы, которые вызывают у вас интерес. Все работы представлены в хронологической последовательности.

На верхнем этаже музея есть кафе с террасой , с которой открывается шикарный вид на Монмартр , а среднем уровне разместили ресторан и чайный салон . Здесь можно перекусить или попить вкусный чай или традиционный горячий шоколад.

Музей д’Орсе находится в 7 округе, добраться до которого можно на метро. Станция, на которой нужно выйти называется Solferino. А также с помощью электрички: станция Musee-d’Orsay.

Каждое первое воскресенье месяца – бесплатный вход. Купить билет на временные выставки – 12 евро.

Фото музея Орсе

Вашему вниманию предложены фотографии, сделаны туристами и профессиональными фотографами в Музее Орсе. Их просмотр подарит вам массу положительных эмоций.

Французская столица способна покорить своими достопримечательностями кого угодно. Насыщенная культурная жизнь выделяет этот город среди многих других. Не последнюю роль в этом играют музеи. Знаменитый Лувр не отпугивает туристов даже длинными очередями. Не менее популярен и музей Орсе. Чем он прославился, когда был открыт и что в нем обязательно стоит посмотреть?

Где находится музей?

Если идти по бульвару Сен-Жермен, то вскоре вы доберетесь до поворота к реке, сможете перебраться на другой берег по мосту Согласия и окажетесь на набережной Вольтер. Она интересна не только видом на но и тем, что именно тут располагается легендарный музей Орсе, который является одной из самых посещаемых Войти в здание можно с улицы Лежьон-д’Оннер. Если вы планируете путешествовать на метро, необходимо будет выйти на станции под названием «Solferino».

Экскурс в историю

В этом удивительно красивом здании не всегда располагался музей д’Орсе. Париж принимал всемирную выставку 1900 года, и для нее на этом месте был построен железнодорожный вокзал. Он обслуживал юго-западную часть страны до 1939-го. Маршрут Париж - Орлеан пользовался спросом, составы становились все длиннее, и вскоре оказалось, что они просто не помещаются на перрон. Пришлось сменить профиль этого вокзала. Он стал обслуживать лишь небольшие пригородные составы, а часть здания была отведена под почтовый центр. После Второй мировой вокзал использовался театральной труппой Рено-Баро. В залах проводились аукционы и была восстановлена гостиница, которую закроют лишь в 1973. Только в 1977 здесь было решено разместить музей д’Орсе. Началась масштабная реконструкция, которая заняла почти десять лет. Уже к первому декабря 1986 года был открыт один из самых знаменитых музеев мира. Церемонию торжественно провел президент Франции Миттеран. С тех пор музей Орсе не прекращает свою работу.

Экспозиция первого этажа

Музей Орсе разделен на три уровня, каждый из которых представляет разные культурные направления. На первом, который располагается под удивительно красивой стеклянной крышей, выставлены два ряда скульптур. Размещение их напоминает о прошлом помещения, создавая очертания железнодорожных путей. По бокам в дополнительных залах размещаются картины. Весь этаж связан с произведениями, созданными до 1870 года. Лучшим образцом скульптуры является работа Карпо. Она изображает Уголино, чудовищного графа из поэмы Данте, грызущего свои пальцы от предвкушения возможности съесть тела собственных детей. Еще одна работа скульптора - гипсовая группа «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу». Оригинал, воплощенный в бронзе, можно увидеть в Люксембургском саду. Там же музей д’Орсе предлагает вниманию посетителей полихромные бюсты африканцев, созданные скульптором Кордье из камня.

Экспозиция боковых крыльев

На южной стороне этажа представлены полотна живописцев Делакруа и Энгра. Их основная коллекция размещается в Лувре. Вместе с ними музей Орсе в Париже размещает и художников, которые выставлялись в салонах середины девятнадцатого века. В следующих залах размещены полотна Пювиса де Шавана, юного Дега и В северном крыле размещаются представители Барбизонской школы с художниками-реалистами. В этих залах можно увидеть работы Коро, Домье, Милле и Курбе. В числе первых они отказались от устаревших норм и перестали изображать идеализированные сюжеты. Картина Добиньи «Снег» сильно повлияла на будущее течение импрессионизма, а работа Курбе под названием «Начало мира» шокирует посетителей откровенностью. В этой же части музея можно найти картины Мане, например, провокационное полотно «Олимпия», созданное мастером в 1863.

Коллекции импрессионистов

Чтобы осматривать экспозицию в хронологическом порядке, нужно отправиться на верхний этаж. Там располагается коллекция, которой больше прочих гордится музей Орсе - импрессионисты и постимпрессионисты с их лучшими работами. В камерных залах, располагающихся под крышей, находится собрание, созданное историком искусства Моро-Нелатоном. Выдающемуся коллекционеру принадлежали лучшие работы Клода Моне, например, «Маки» или «Завтрак на траве», когда-то приводивший критиков в ярость. В соседних залах продолжается импрессионистская экспозиция - там представлены Дега, Ренуар, Сислея, Писарро. Потрясающие бытовые сценки и пейзажи отражают первые годы новой эпохи, в которую у художников было принято размещать свой мольберт прямо на улице и искать вдохновение там же. Здесь можно увидеть легендарную работу Дега - его танцовщицы выделяются из других картин данного направления вниманием не к цветам, а к линиям и движениям. Представлена так же «Колыбель» Берты Моризо - первая женская работа в стиле импрессионизм.

Лучшие произведения

Самые важные шедевры, которыми владеет музей Орсе в Париже, выставляются в залах 34, 39 и 35. Это первые пять на которых изображается и поздние работы Ренуара. Зал 35 наполняет буйство красок - там выставлен Орсе владеет и полотнами Сезанна, например, знаменитым натюрмортом «Яблоки и апельсины». На верхнем уровне располагаются также кафе и небольшие залы с пастелями Дега. Последний ряд помещений под крышей отдан психологическим, острым сюжетам - Гогену, Руссо, пуантилистам Сера и Синьяку. Лучшей работой этой части экспозиции является полотно с портретом Оскара Уайльда, принадлежащее кисти Тулуз-Лотрека.

Экспозиция среднего уровня

Музей Орсе, часы работы которого позволяют успеть посмотреть экспозицию всем желающим - по четвергам он открыт даже в девять вечера, а единственным выходным является понедельник, - стоит посещать, прогуливаясь по всем уровням. На среднем представлен постимпрессионист Каганович, а на террасе Лилль можно увидеть полотна Боннара и Вюйяра. От глаз публики их скрывает гигантская скульптура белого медведя, созданная Помпоном. Вюйяр и Боннар - известные участники группы ар-нуво, которая прославилась под названием «Наби». В их полотнах прослеживается не только влияние начала двадцатого века, но и следы импрессионистских течений, и некоторые детали традиционной Коллекция в этой части музея заканчивается работами символистов - Климта, Мунка.

Скульптурные террасы

Адрес «Музей Орсе, Париж, Франция» манит не только ценителей живописи. Сюда едут и поклонники скульптуры. Экспозиция не ограничивается первым уровнем. На среднем представлены многочисленные работы Родена. Его версия «Уголино» еще более мрачна, чем такая же скульптура Карпо с первого этажа. Есть и другая его работа с трагичной историей - «Мимолетная любовь», которая стала символом конца его отношений с ученицей и любовницей. Если после всех этих прогулок остаются силы - обязательно посетите последние залы, где выставлена мебель и образцы прикладного искусства эпохи ар-нуво. Несмотря на меньшую значимость, это очень интересные артефакты, которые позволяют составить представление о быте прошлых лет. Если вы побывали в музее, но успели осмотреть не все, при возможности, повторите визит в первое воскресенье месяца - так вам не придется снова оплачивать билет.

Стоимость посещения

Точная цена билетов в музей может меняться, но стандартно она равняется девяти евро. С посетителей моложе восемнадцати лет плата не взимается по традиции. По воскресеньям и ежедневно после четырех вечера предоставляются скидки на билеты. Но не думайте, что вам удастся быстро посмотреть экспозицию, если вы пришли поздно - касса закрывается за час до прекращения работы музея. Чтобы сэкономить, вы можете купить специальный парижский билет для туристов - он универсальный и подходит для шестидесяти разнообразных заведений и достопримечательностей. Вы сможете пройти без очереди и не задумываться о дополнительных тратах, оплатив всего один раз.

Музей д’Орсе (Орсе) — это музей изобразительных и прикладных искусств в Париже на левом берегу реки Сена. Музей д’Орсе является одним из самых популярных и часто посещаемых музеев столицы Франции.

Музей обладает самыми крупными в мире собраниями европейской живописи и скульптуры 1850-1910 годов. Выставка музея занимает пять уровней, на которых представлены все виды искусства: живопись, скульптура, архитектура, кино, фотография, музыка.

Кроме этого, в музее д’Орсе регулярно проходят различные спектакли, концерты, фестивали. Также посетителям предоставляется возможность посещать конференции и круглые столы, связанные с временными выставками.

Билеты в музей Орсе

Цена билетов в музей д’Орсе варьируется в зависимости от вида искусства и времени посещения. Приобрести билеты в музей парижской столицы можно сразу в кассе перед посещением либо онлайн.

Коллекция музея Орсе: картины, произведения, скульптуры

Коллекция музея Орсе имеет более четырех тысяч грандиозных произведений искусства, и представлены они на трех этажах.

Экспозиция первого этажа

Первый этаж музея д’Орсе вызывает интерес не только своей экспозицией, но и своим интерьером. Вдоль центра располагаются два ряда скульптур, которые напоминают железнодорожную дорогу, а по двум сторонам в боковых залах показывают произведения живописи. Из скульптур здесь представлены работы Карпо, Уголино, Кордье.

Сегодня весь первый этаж Орсе включает в экспозицию работы следующих импрессионистов: Жан Беро, Пьер Боннар, Винсент Ван Гог («Звёздная ночь над Роной», «Автопортрет»), Поль Гоген («Забавы», «Таитянские женщины на побережье»), Эдгар Дега («Портрет семьи Беллелли», «Балетная репетиция на сцене»), Камиль Коро, Люсьен Леви-Дюрмэ, Эдуард Мане («Олимпия»), Клод Моне («Женщины в саду»), Камиль Писсарро, Гюстав Курбе («Мастерская художника», «Похороны в Орнане»), Поль Сезанн («Игроки в карты», «Купальщики», «Портрет женщины с кофейником») и многих других.

Также здесь выставлены картины Энгра, Делакруа, Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро, Дега, Домье, Коро, Милле, Курбе, Анри Руссо, Оноре Домье.

Экспозиция второго этажа

Картины, выставленные на втором этаже, — это работы натуралистов и символистов. Также здесь есть образцы декоративного искусства эпохи модерна, и скульптуры Майоля, Родена, Бурделя.

На втором этаже расположилась известная статуя Огюста Родена «Бальзак», коллекция Кагановича, картины Вюйяра («Общественные сады»), Боннара («Партия в крокет»), Детайя («Сон»), Кормона («Каин»), Жака-Эмиля Бланша («Портрет Марселя Пруста»), Климта «Кусты роз под деревьями».

Также здесь выставлены скульптуры Родена («Уголино», «Мимолетная любовь»), Камиллы Клодель («Зрелый возраст»).

Экспозиция третьего этажа импрессионизм и постимпрессионизм

Третий этаж представлен работами эпохи импрессионизма и постимпрессионизма.

Одни из самых знаменитых работ на верхнем этаже являются следующие: «Завтрак на траве» Мане, «Маки» Моне, «Абсент» Деги, «Бал в Мулен-де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне, картина «Колыбель» Берты Моризо, «Яблоки и апельсины» Сезанна, «Заклинательница змей» Руссо, «Цирк» Сёра, «Портрет Оскара Уайльда» Тулуз-Лотрека, а также работы Ренуара, Сислея, Писарро, Редона, Мане, Мондриана и других.

Инфраструктура музея Орсе

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.