Павел бажов. Павел Петрович Бажов: биография, уральские сказы и сказки П бажов сказы читать

Если открыть большой сундук советской литературы, то в глаза сразу бросаются драгоценные камушки книги красивых уральских сказаний. Автор этих бессмертных сказок, которые навсегда вошли в сокровищницу русской и советской прозы — Павел Петрович Бажов .

Что известно об этом гениальном писателе? Истинно народный фольклорист, публицист, активный участник революционного движения, прошел сложный путь от сына простого рабочего до лауреата Сталинской премии. Библиографы пишут, что Павел Петрович считал себя абсолютно счастливым человеком, потому что выполнил свою земную миссию и заронил зерно добра в душу каждого советского ребенка, читавшего его сказки

Интересные факты из биографии П.П.Бажова

Самый известный русский фольклорист родился в январе 1879 года. Родители парня были из разных социальных сословий: отец – мастер (золотые руки!) на Сысертском заводе, а мать Августа Стефановна – потомственная кружевница из благородного польского семейства.

Интересный факт №1 . Исконная фамилия семьи – Бажевы, что созвучно со словом «бажить», «ворожить». Со школьной скамьи у Павла Петровича было оригинальное прозвище Колдунков, которое со временем он использовал как звучный псевдоним.

Юный Бажов получил образование в 3-летней мужской школе, затем благодаря помощи любимого педагога попал в Екатеринбургское духовное училище, а в 14 лет поступил в Пермскую духовную семинарию.

Интересный факт №2 . Однажды юный Павел взял в библиотеке томик сказок Пушкина. Библиотекарь в шутку наказала мальчику выучить все стихи наизусть. Бажов-младший воспринял задание всерьез и за несколько дней на зубок выучил всю толстую книжку.

Бедность не позволила Павлу Петровичу продолжить образование и молодой человек занялся преподавательской деятельностью. Будущий гениальный писатель с воодушевлением доносил красоту русского языка до учениц женской гимназии.

Интересный факт №3 . В учебном заведении, где работал Бажов, было правило — повязывать красивые ленточки на пиджаки любимых учителей. У Павла Петровича не осталось места на лацканах сюртука для значков от благодарных учениц. А одна из самых преданных почитательниц в последствие стала супругой советского писателя П.П.Бажова.

Творчество уральского фольклориста

Будущий знаменитый писатель по молодости всерьез увлекся революционным движением. Вступление в РКП(б) помогло молодому человеку сделать карьеру в издательском деле и на поприще советской журналистики. В течение 15 лет, когда у Павла Петровича выпадала возможность путешествовать, он возвращался в родные пенаты и близко общался с местным рабочим населением.

В период с 1923-1929 годы Бажовым было написано более 40 знаменитых сказок. Первая книга писателя «Уральские были» не получила широкой известности. А вот второй сборник уральских сказов под названием «Малахитовая шкатулка» (1939 года) принес автору всесоюзную славу и признание со стороны партии и правительства.

На заметку читателям! В смутные 30-е годы 20 века Павел Бажов чудом избежал репрессий. Его коллеги по издательскому делу попадали под статьи, а начинающий писатель отделался исключением из партии.

Несмотря на все жизненные невзгоды, гениальный фольклорист продолжал творить. Он подарил советским гражданам и всей мировой общественности целую плеяду неповторимых героев. Каждый школьник в великой стране СССР знал самобытных персонажей Бажова, которые имели реальных уральских прототипов:

— Сказка «Каменный цветок» — одно из самых известных сказов публициста. В повествовании рассказывается о Даниле мастере, который попал в плен к Хозяйке Медной горы. Такое герой действительно существовал в реальности, и звали его Данила Зверев. Он прославился на весь Урал, а потом и на всю Россию как горных дел мастер с истинным талантом художника.

— Дед Слышко (уральский рабочий Василий Хмелинин) – рассказчик из Малахитовой шкатулки. Колоритный персонаж полюбился писателю еще в ранней юности, и много интересных историй автор записал со слов этого мудрого душевного старичка.

— В сказании «Ермаковы лебеди» встречается казачий атаман Ермак. Этот герой один из самых почитаемых людей на Урале. Он расширил территории России на восток, завоевал Сибирь и навсегда вошел в историю как собиратель русских земель.

В своих авторских сказах Бажов часто упоминает простых людей, для которых тяжелый труд в суровых природных условиях – родная и привычная реальность. Несмотря на все трудности, которые выпадают на долю героев сказов, они остаются добрыми, светлыми и любящими свое дело людьми. Они не перестают верить и надеяться на счастье, а природа щедро одаривает уральских мастеров золотом и драгоценными самоцветами.

Все сказки Бажова на одной страничке

С легкой руки талантливого писателя в советской литературе появился жанр – уральский сказ. Это устное повествование, увековеченное автором в детской книге. В сказаниях звучит добрый голос умелого рассказчика, который вещает самобытным народным говорком. А пересказ насыщен колоритными местными выражениями, народными пословицами и поговорками.

Для тех, кто еще не знаком с творчеством знаменитого фольклориста Павла Петровича Бажова, представлена сверкающая россыпь его уральских сказаний. Детям и взрослым рекомендуются к прочтению эти замечательные истории:

Хозяйка Медной горы – сказ о мистическом персонаже, который являлся горным рабочим в виде прекрасной девы или большой ящерицы в золотой короне. Мастера, изучающие непостижимую красоту камня, попадали под влияние Медной красавицы и терялись в глубоких пещерах старых уральских приисков.

Синюшкин колодец – это сказка о бабке Синюшке, двоюродной сестре Бабы-Яги. Там, где она обживалась, находили полные колодцы драгоценных камней.

Серебряное копытце – душевный сказ о молодом козленке, который выбивал копытцем разноцветные каменья. Встреча с неуловимым духом леса приносила людям богатство и простое человеческое счастье.

Голубая змейка – рассказ о волшебной змее, указывающей на залежи самородного золота. Тот, кому посчастливится увидеть в лесу извивающегося полоза, непременно найдет тайную золотую жилу.

Огневушка-поскакушка – дивная сказка о Золотой Бабе. Она появляется вблизи новых горных разработок и заводит веселый танец на богатых золотоносных приисках.

Кошачьи уши – увлекательное повествование о земляной кошке. Это мистическое животное появляется в виде опасного серного газа над горными месторождениями Урала.

Великий Полоз - сказ о духе, охраняющем золотые запасы. Колоритный образ взят писателем из народных суеверий местных жителей, древних родов хантов и манси. Образ хранителя золотых рудников и сегодня встречается в уральских легендах, в приметах рабочих горняков и добытчиков драгоценной руды.

Самые популярные сказки Бажова входят в золотой фонд развивающей детской литературы. Сказы, написанные крупным шрифтом и с яркими иллюстрациями, легко воспринимаются детворой любого возраста. Родителям рекомендуется читать малышам детские книжки на ночь, а преподавателям школ и детских садов полезно включать сказки Бажова в программу внеклассного чтения.

Сказки для детей 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет… для детей детского сада разного возраста, учеников школы и их родителей, учителей и воспитателей. Приятного Вам чтения!

Имя Павла Петровича Бажова известно каждому взрослому. При упоминании имени этого русского писателя в нашем сознании возникают чудесные самобытные сказки о малахитовой шкатулке, каменном цветке, трудолюбивых и добрых уральских старателях и искусных мастерах. Произведения Бажова уводят в мир уральского подземного и горного царства и знакомят с его волшебными обитателями: Хозяйкой Медной горы, Огневушкой-Поскакушкой, Серебряным копытцем, Великим полозом и Голубой змейкой.

П.П. Бажов - мастер уральских сказов

Павел на Урале в 1879 году. Его семья много ездила, и многое из того, что было в детстве услышано и увидено мальчиком в Сысерти, Полевском, Северском, Верх-Сысерти, легло в основу его сказов об Урале и его жизни. Павла Бажова всегда привлекал фольклор.

Он с огромным почтением относился к истории своего народа, к его самобытному характеру и устному творчеству. Писатель постоянно собирал и обновлял фольклорные записи и на их основе создавал свои неповторимые сказы. Героями его произведений становятся простые труженики.

Отображение исторических событий в сказах П. Бажова

Крепостное право существовало на Урале вплоть до конца XIX века. Произведения П.П. Бажова описывают то время, когда народ жил под гнетом господ. Заводовладельцы в погоне за доходами не задумывались о цене человеческой жизни и здоровье своих подопечных, вынужденных работать в темных и сырых рудниках с утра до ночи.

Несмотря на тяжелые времена и каторжный труд, народ не падал духом. Среди рабочих были очень творческие, умные люди, умеющие трудиться и глубоко понимающие мир прекрасного. Описание их характеров, быта и душевных стремлений содержат произведения Бажова. Список их достаточно велик. Писательские заслуги Павла Бажова были оценены по достоинству при жизни. В 1943 году ему была присуждена Сталинская награда за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка».

Посыл уральских сказов

Сказы не являются ранними произведениями Павла Бажова. Несмотря на то что журналист, публицист и революционер Бажов всегда интересовался фольклором, мысль о написании сказов появилась у него не сразу.

Первые сказы «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко» были опубликованы до войны, в 1936 году. С тех пор произведения Бажова стали появляться в печати регулярно. Целью и смыслом сказов было поднятие боевого духа и самосознания русского народа, осознание себя сильной и непобедимой нацией, способной на подвиги и противостояние врагу.

Неслучайно произведения Бажова появились перед началом Великой Отечественной войны и продолжали выходить во время нее. В этом отношении П.П. Бажов был провидцем. Ему удалось предвидеть наступление беды и внести свой вклад в противостояние мировому злу.

Мистические образы в литературных творениях П.П. Бажова

Многие знают, какие произведения написал Бажов, однако не всем понятно, откуда писатель заимствовал волшебные образы своих сказов. Конечно же, фольклорист лишь передавал народные знания о потусторонних силах, которые помогали добрым героям и наказывали злых людей. Существует мнение, что фамилия Бажова произошла от слова «бажить», являющегося уральским диалектом и буквально значащим «ворожить», «предвещать».

Скорее всего, писатель был человеком, хорошо разбирающимся в мистике, раз решился на воссоздание мифологических образов Великого полоза, Огневушки-Поскакушки, Хозяйки Медной горы, Серебряного копытца и многих других. Все эти волшебные герои представляют собой силы природы. Они обладают несметными богатствами и открывают их лишь людям с чистыми и открытыми сердцами, противостоящим силам зла и нуждающимся в помощи и поддержке.

Произведения Бажова для детей

Смысл некоторых сказов очень глубок и не лежит на поверхности. Нужно сказать, что не все произведения Бажова будут понятны детям. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком.

Здесь не уделяется много внимания переживаниям героев, но делается акцент на описании чудес и волшебных персонажей. Вот здесь озорничает Огневушка-Поскакушка в огненном сарафанчике, в другой сказке неожиданно появляется Серебряное копытце и выбивает драгоценные камешки для девочки-сиротки и доброго охотника Коковани. И, конечно же, кому не хочется встретиться с Голубой змейкой, которая крутится колесиком и показывает, где лежит золото?

Сказы Бажова и их использование в сказкотерапии

Произведения Бажова очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Самое важное в сказах Бажова - это мораль. Ее ребенок обязательно должен усвоить и запомнить, и помощь взрослого в этом очень необходима. После того как сказка рассказана, с детьми в той же дружелюбной манере нужно провести беседу о главных героях, об их поведении и судьбе. Малыши с удовольствием расскажут о тех персонажах и их поступках, которые им понравились, выскажут свое мнение по поводу отрицательных героев и их поведения. Таким образом, беседа поможет закрепить положительный эффект сказкотерапии, способствуя прочному укоренению полученных знаний и образов в сознании ребенка.

Список произведений Бажова:

  • «Алмазная спичка»;
  • «Аметистовое дело»;
  • «Богатырева рукавица»;
  • «Васина гора»;
  • «Веселухин ложок»;
  • «Голубая змейка»;
  • «Горный мастер»;
  • «Далевое глядельце»;
  • «Две ящерки»;
  • «Демидовские кафтаны»;
  • «Дорогое имячко»;
  • «Дорогой земли виток»;
  • «Ермаковы лебеди»;
  • «Жабреев ходок»;
  • «Железковы покрышки»;
  • «Живинка в деле»;
  • «Живой огонек»;
  • «Змеиный след»;
  • «Золотой волос»;
  • «Золотоцветень горы»;
  • «Золотые дайки»;
  • «Иванко-крылатко»;
  • «Каменный цветок»;
  • «Ключ земли»;
  • «Коренная тайность»;
  • «Кошачьи уши»;
  • «Круговой фонарь»;
  • «Малахитовая шкатулка»;
  • «Марков камень»;
  • «Медная доля»;
  • «Медной горы хозяйка»;
  • «На том же месте»;
  • «Надпись на камне»;
  • «Не та цапля»;
  • «Огневушка-поскакушка»;
  • «Орлиное перо»;
  • «Приказчиковы подошвы»;
  • «Про Великого полоза»;
  • «Про водолазов»;
  • «Про главного вора»;
  • «Рудяной перевал»;
  • «Серебряное копытце»;
  • «Синюшкин колодец»;
  • «Солнечный камень»;
  • «Сочневые камешки»;
  • «Старых гор подаренье»;
  • «Тараканье мыло»;
  • «Таюткино зеркальце»;
  • «Травяная западенка»;
  • «Тяжелая витушка»;
  • «У старого рудника»;
  • «Хрупкая веточка»;
  • «Хрустальный лак»;
  • «Чугунная бабушка»;
  • «Шелковая горка»;
  • «Широкое плечо».

Произведения Бажова, список которых родителям желательно изучить заранее, помогут сформировать у детей чувство симпатии к добрым персонажам, таким как старик Кокованя, Даренка, и негативное отношение, порицание к другим (приказчик из сказки «Медной горы Хозяйка»). Они привьют ребенку чувство доброты, справедливости и красоты и научат его сочувствовать, помогать другим и действовать решительно. Произведения Бажова разовьют творческий потенциал детей и будут способствовать появлению у них ценностей и качеств, необходимых для успешной и счастливой жизни.

Представляющая собой собрание старинных преданий, ходивших среди горнорабочих.

П. П. Бажов

Родился писатель на Урале - в городе Сысерть. Его отец был горным мастером. Будущий писатель, журналист, публицист и фольклорист окончил заводскую школу в Сысерти. С 10 до 14 лет мальчик обучался в духовном училище в Екатеринбурге. Затем окончил семинарию в Перми. После получения образования преподавал русский язык. Во время летнего отпуска ездил по Уралу и собирал фольклор.

Начал писать П. П. Бажов «Уральские сказы» в 1930 годы. Сначала они печатались в журнале. Затем вышел сборник уральских сказов, который назывался «Малахитовая шкатулка». Он был издан в 1939 году. Автор много раз дополнял книгу.

В 1943 году Павел Петрович за свое произведение получил Сталинскую премию.

«Уральские сказы»

Бажов П. «Уральские сказы» собирал, как уже было сказано выше, по всему Уралу. Многие из них он слышал от горнорабочих ещё в детстве. По прошествии некоторого времени Павел Петрович сделал официальное заявление о том, что «Уральские сказы» он сочинил сам. Произведения объединены в группы, которые связаны между собой общими персонажами. П. Бажов продумал такой ход для того, чтобы придать своей книге больше цельности. Многие сказы связаны между собой местом действия.

Самый главный чудесный персонаж сказов П. Бажова - Медной горы Хозяйка. Она охраняет сокровища. Хозяйка необыкновенно красива и обладает магическими способностями. Спускаться в её владения было позволено только талантливым мастерам каменных дел. Она могла помочь, а могла и сгубить.

Список сказов, входящих в сборник

Книга «Уральские сказы» П. П. Бажова включает в себя следующие произведения:

  • «Горный мастер".
  • «Васина гора».
  • «Чугунная бабушка».
  • «Змеиный след».
  • «Старых гор подаренье».
  • «Алмазная спичка».
  • «Аметистовое дело».
  • «Две ящерки».
  • «Золотой волос».
  • «Солнечный камень».
  • «Медная доля».
  • «Шелковая горка».
  • «Голубая змейка».
  • «Медной горы хозяйка».
  • «Про Великого Полоза».
  • «Таюткино зеркальце».
  • «Далевое глядельце».
  • «Хрустальный лак».
  • «Надпись на камне».
  • «Марков камень».
  • «Золотоцветень горы».
  • «Загадочный Тулункин».
  • «У старого рудника».
  • «Рудяной перевал».

И многие другие.

«Медной горы хозяйка»

Это одно из самых значительных, известных и любимым читателями произведений книги «Уральские сказы». Содержание этого произведения в кратком изложении мы предлагаем посмотреть ниже.

Молодой рабочий по имени Степан однажды увидел в лесу девушку - красивую, с длинной косой и в одежде из малахита. Понял он, что это сама Медной горы Хозяйка. Сказала ему девица, что дело у неё к нему есть. Нужно пойти к приказчику заводскому и передать тому, чтобы он с Красногорского рудника убирался. Пообещала Хозяйка Степану, что замуж за него пойдёт, ежели он наказ её исполнит. Потом обратилась ящеркой и убежала. Наутро отправился Степан к приказчику, да передал всё, что велено было. За это его выпороли, спустили в гору, да приковали. При этом добыть много малахита приказали. Помогла Степану Хозяйка за то, что не испугался её наказ исполнить. Много малахиту он добыл. Показала Хозяйка ему своё приданое. А потом спрашивать стала - согласен ли он в жёны её взять. Подумал Степан, да и сказал, что есть у него уже невеста. Похвалила его Хозяйка за то, что не позарился на богатства её. Подарила она Степану шкатулку с драгоценностями для невесты его. А потом сказала, что станет он богато жить, только её забыть должен. Вскоре женился он, дом построил, детишки пошли. Но не был он счастлив. Степан стал ходить в лес на охоту и каждый раз на Красногорский рудник заглядывал. Не смог Степан забыть Хозяйку. Однажды ушёл он в лес и не вернулся - нашли его мёртвым.

«Малахитовая шкатулка»

Ещё одно очень известное произведение цикла «Уральские сказы». Краткое содержание «Малахитовой шкатулки» представлено в данной статье. Этот сказ является продолжением рассказа о Хозяйке Медной горы. Степан умер, а шкатулка малахитовая у его вдовы Настасьи осталась. Украшения в ней хранились, Хозяйкой подаренные. Только Настасья их не носила и продать хотела. Много желающих было шкатулку купить. Да только цену все предлагали маленькую. Был и ещё одна причина, почему она шкатулку всё у себя оставляла. Младшая дочь, Татьяна, очень любила эти украшения. Танюша выросла и, благодаря страннице, которая в их дом переночевать попросилась, выучилась шёлком да бисером вышивать. И такая мастерица была, что большие деньги стала зарабатывать. Вскоре увидел девушку барин и так был поражён её красою, что предложил ей стать его женой. Она согласилась, но поставила условие, что выйдет за него, если он покажет ей царицу в комнате из малахита работы её отца. Барин пообещал исполнить её желание. Оказавшись в малахитовой палате царицы, девушка прислонилась к стене и растаяла. С тех пор никто ничего о ней не слыхал, только стали замечать, что Медной горы Хозяйка двоиться стала.

«Каменный цветок»

Это произведение - последнее из цикла о Хозяйке Медной горы, которое создал Павел Бажов. «Уральские сказы», как известно, включают несколько историй об этой удивительной красавице. «Каменный цветок» - история о сироте Данилке, который в 12 лет стал учеником мастера малахитовых дел. Мальчик был талантлив и понравился учителю. Когда Данила вырос, то стал прекрасным мастером. Была у него мечта. Хотел он создать малахитовую чашу, на цветок похожую. Даже камень подходящий нашёл. Но никак у него не получалось цветок вырезать красивый. Однажды встретил он саму Медной горы Хозяйку. Попросил он её, чтобы показала ему свой цветок каменный. Отговаривала его Хозяйка от этого, да он настоял. Увидел он цветок Хозяйки Медной горы и с тех пор совсем покой потерял. Потом разбил свою недоделанную чашу и ушёл. Больше его не видели, но слухи шли, что он у Хозяйки Медной горы служит.

«Серебряное копытце»

П. П. Бажов «Уральские сказы» писал для детей, но интересны они и взрослым. Одна из историй, которая нравится читателям всех возрастов - «Серебряное копытце». Одинокий старик Кокованя приютил у себя сиротку. Дедушка каждый день работал, а внучка в избе порядок наводила, готовила. По вечерам Кокованя рассказывал девочке сказки. А однажды рассказал ей о волшебном козле с серебряным копытцем, которым он стучит, и появляются на том месте камни драгоценные. Как-то раз ждала девочка деда с охоты и увидела в окно, что кошка её играет с тем самым козлом из сказки. Выбежала она на него посмотреть. А козёл запрыгнул на крышу, стал копытцем бить и камни драгоценные из-под его ног посыпались. Дедушка с внучкой их собрали и всю оставшуюся жизнь безбедно жили.

«Синюшкин колодец»

Книга «Уральские сказы» включает в себя историю о добром молодце Илье. Рано остался он сиротой. В наследство получил только решето, полное перьев, от бабушки Лукерьи, которая внуку давала наказ не гоняться за богатствами. Однажды решил Илья на прииск короткой дорогой отправиться. А путь этот через болото лежал. Захотелось Илье пить. Смотрит, а в болоте участок с чистой водой, как колодец. Решил он испить этой воды, лёг на землю, а из воды к нему Синюшка руки протянула. Удалось ему с её чарами справиться, встал он и плюнул ей на руку. А она его дразнить стала, что не получится у него попить водицы из её колодца. Обещал Илья Синюшке, что вернётся, и ушёл.

Обещание своё молодец выполнил. Вернулся Илья, привязал ковш к жёрдочке и им воды из колодца зачерпнул. Поразилась Синюшка его смекалке и обещала богатства свои показать. Пришёл Илья снова к колодцу. А к нему девушки подходят с подносами, полными драгоценностей. Вспомнил он, что бабушка наказывала, и стал отказываться от всего. Подошла к нему восемнадцатилетняя красавица с решетом, в котором ягоды, да пёрышки. Понял Илья, что это и есть Синюшка. Взял он решето из её рук. Когда домой пришёл, ягоды в самоцветы превратились. Стал Илья богато жить, да никак Синюшку забыть не мог. Однажды встретил он девушку, очень на неё похожую, да и женился на ней.

Этот сказ о том, что главные богатства в жизни - это не золото и самоцветы. Синюшкин колодец - это испытание, которое пройти может только тот, кто не завидует, не жадничает и помнит советы.

«Огневушка-поскакушка»

Книга, которую написал Бажов П. - «Уральские сказы», - включает в себя историю о золотом прииске. Сидели однажды у костра мужики, а с ними - мальчик Федюнька. И вдруг увидели они рыжую девушку, которая из огня выпрыгнула. Она плясала, а потом остановилась около сосны и ножкой топнула. По поверью, так она указывала место, где золото искать нужно. Только обманула она на сей раз - не было ничего под сосной. Вскоре Федюнька снова Поскакушку увидел. В этот раз она ему правильное место указала. Нашёл парнишка золото и 5 лет безбедно жил. Прослышал про то народ, и все кинулись на тот прииск за золотом. Со всех сторон туда ехали. Да только золото там из-за этого пропало.

У Данилы с Катей, - это которая своего жениха у Хозяйки горы вызволила, - ребятишек многонько народилось. Восемь, слышь-ко, человек, и все парнишечки. Мать-то не раз ревливала хоть бы одна девчонка на поглядку. Читать...


Дело это было вскорости после пятого году. Перед тем как войне с немцами начаться. Читать...


Нашу-то Полевую, сказывают, казна ставила. Никаких еще заводов тогда в здешних местах не было. С боем шли. Ну, казна, известно. Солдат послали. Деревню-то Горный Щит нарочно построили, чтоб дорога без опаски была. На Гумешках, видишь, в ту пору видимое богатство поверху лежало, - к нему и подбирались. Добрались, конечно. Народу нагнали, завод установили, немцев каких-то навезли, а не пошло дело. Не пошло и не пошло. Читать...


Был в Полевой приказчик - Северьян Кондратьич. Ох, и лютой, ох и лютой! Такого, как заводы стоят, не бывало. Из собак собака. Зверь. Читать...


После Степановой смерти - это который малахитовы-то столбы добыл много народу на Красногорку потянулось. Охота было тех камешков доступить, которые в мертвой степановой руке видели. Дело-то в осенях было, уж перед снегом. Много ли тут настараешься. А как зима прошла, опять в то место набежали. Читать...


Это не при нашем заводе было, а на Сысертской половине. И не вовсе в давних годах. Мои-то старики уж в подлетках в заводе бегали. Кто на шаровке, кто на подсыпке, а то в слесарке, либо в кузне. Ну, мало ли куда малолетов при крепости загоняли. Читать...


Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него кому любо. Читать...


В те годы Верхнего да Ильинского заводов в помине не было. Только наша Полевая да Сысерть. Ну, в Северной тоже железком побрякивали. Так, самую малость. Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда проходил да проезжал. Сами на пристань под Ревду с железом ездили. Мало ли в дороге с кем встретишься, чего наслушаешься. И деревень кругом много. Читать...


Жил в заводе мужик один. Левонтьем его звали. Старательный такой мужичок, безответный. Смолоду его в горе держали, на Гумешках то есть. Медь добывал. Так под землей все молодые годы и провел. Как червяк в земле копался. Свету не видел, позеленел весь. Ну, дело известное, - гора. Сырость, потемки, дух тяжелый. Читать...


Те ребята, Левонтьевы-то, коим Полоз богатство показал, стали поправляться житьишком. Даром, что отец вскоре помер, они год от году лучше да лучше живут. Избу себе поставили. Не то, чтобы дом затейливой, а так избушечка справная. Коровенку купили, лошадь завели, овечек до трех годов в зиму пускать стали. Мать-то нарадоваться не может, что хоть в старости свет увидела. Читать...


Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. Читать...


У Настасьи, степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Читать...


Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт - выше нет. Читать...


Катя, - данилова-то невеста, - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, - она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему по-заводскому, перестарок считается. Читать...


В Косом-то Броду, на котором месте школа стоит, пустырь был. Пустополье большенькое, у всех на виду, а не зарились. Нагорье, видишь. Огород тут разводить хлопотно, - поту много, а толку мало.

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.