По литературе викторина подготовительной группе. Викторина по сказкам (подготовительная группа детского сада)

Литературная викторина «Любимые сказки». Подготовительная группа.

Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Программное содержание.

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Развивать умение действовать согласованно.

4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

6. Работать над правильным произношением, правильным построением предложений, связной речью.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюмы сказочниц для педагогов(воспитатель и логопед).

Оборудование:

Стенд с книгами русских сказок, «волшебный клубок», «сказочная избушка».

Ход мероприятия:

Звучит негромкая музыка.

Педагоги:. Здравствуйте, дети. Посмотрите, что это к нам в группу принесли? (волшебный сундук). Давайте посмотрим, что в нем? (клубок). Клубочек непостой, а волшебный. Для чего он нужен? Где мы его можем встретить (волшебный клубок в сказке). Сейчас клубочек покатится прямо в сказку. И мы превращаемся на ваших глазах в добрых сказочниц. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

1 задание - разминка «О какой сказке идет речь?

В дом хозяева вошли-беспорядок там нашли (Три медведя)

Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ (Репка)

Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей (Айболит)

Помогла нам яблонька,помогла нам печка (Гуси-лебеди)

Нам не страшен серый волк (Три поросенка)

Сяду на пенек, съем пирожок (маша и медведь)

И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки (Мойдодыр)

Приходите,Тараканы, я вас чаем угощу (Муха-Цокотуха)

Не пей из копытца, козленочком станешь(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Свет мой зеркальце, скажи,да всю правду доложи (Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)

Не ходите дети в Африку гулять! (Айболит)

Еще пуще злится старуха: не хочу быть столбовою дворянкой! (Сказка о рыбаке и рыбке)

Пальчиковая гимнастика (проводит логопед): «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Логопед:. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон

2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов

Логопед: Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети отгадывают их)

1. Красна девица грустна,

Её не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба-Яга)

3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

4. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

5. Шестерых её детей

Волк обидел - съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

Кто она и кто они?

Если знаешь, назови!

(Волк и козлята)

6. Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

7. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная шапочка)

8. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Логопед:. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель и логопед задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки)

«По собачьему велению»;

«Иван царевич и зеленый волк»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

«Лапша из топора»; «Крылатый, мохнатый да обезжиренный».

Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Помогите мне друзья.

«Отгадать мелодию». Ваша задача, отгадать из какой сказки эта мелодия или песенка?, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают)

Логопед:. Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «Что изменилось? »

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитательи логопед: - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось?

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Литературная викторина для детей подготовительной группы

Цель: обобщить знания детей о сказках.
Задачи: закреплять и расширять знания детей о сказках, умение быстро отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к книгам и чтению.
Ход викторины:

1.Вопросы:
1. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
2. Какую фразу повторяет кот Леопольд, желая помириться с мышами? (Ребята, давайте жить дружно)
3.Сколько работников вытаскивали репку? (6)
4. Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно? (Жадный крокодил солнце проглотил)

5. Какой сказочный герой отличался небывалым ростом, служил во флоте и работал милиционером? (Дядя Степа)
6. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
7. В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? (Двенадцать месяцев)
8. Как попала Машенька домой к деду с бабушкой? (В коробе)
9. Сколько было козлят у козы, которая жила в лесу? (Семь)

2. Кто из сказочных героев:
1.Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино)

2.Перевоспитал почтальона Печкина? (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик)

3.О ком говорится в следующих строчках:
1.«…превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу» (О злом Любоеде. Ш.Перро «Кот в сапогах»)
2. «Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (О Снежной королеве. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)

4. Какое слово надо поставить вместо многоточия:
1.Русская народная сказка «Царевна …(лягушка)
2.Сказка Ш.Перро «Синяя…(борода)
3.Русская народная сказка «Гуси…(лебеди)

4.Русская народная сказка «Курочка …(ряба)
5.Рассказ Д.Мамина – Сибиряка «Серая…(шейка)
6. Сказка Ш.Перро «Красная…(шапочка)
7. Русская народная сказка «Сивка …(бурка)

5.Наоборот
Называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.
1. «Зеленый беретик» («Красная шапочка»)
2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)

3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)
4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)

6. Вспомни
1. У кого из сказочных животных была шляпа? (У кота в сапогах)
2.Маленькая старуха всем старается напакостить, обязательно сделать какую - нибудь гадость. И всегда тащит за собой на веревочке такое же злобное, неприятное существо. (Старуха Шапокляк с крысой Лариской)

3. Деревянный мальчик, который не хотел учиться в школе? (Буратино)
4. Эта сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: на поле брани погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца. (Шамаханская девица)
5. Кот, который умел вышивать, доить корову, играть на гитаре? (Кот Матроскин)
6. Худой, костлявый многожитель. (Кощей Бессмертный)
7. Одинокий обитатель болот, мечтавший о полетах. (Водяной)
8.Отпетые мошенники. Молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. (Лиса Алиса и кот Базилио)
9. Самая маленькая девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

10.Три злоумышленницы, находясь на службе у царя, заменили письмо, из – за которого произошли печальные последствия. Но в конце правда восторжествовала, зло было наказано. (Ткачиха, Повариха, Бабариха)
11. Красивая девочка с голубыми волосами. (Мальвина)
12. Кто потерял хрустальный башмачок?(Золушка)
13. Волшебный цветок с разноцветными лепестками. (Цветик – семицветик)

14. Злодей – насекомый, который хотел погубить красавицу – муху. (Паук)
15. Кто спас любопытного петушка от хитрой рыжей плутовки? (Кот)
16. Милая девочка, которая любила бабушку и носила ей гостинцы? (Красная шапочка)
17. Хлебобулочный персонаж, который пустился в путешествие по лесу. (Колобок)
18. Самый крупный овощ, который помог сдружить большую компанию. (Репка)
19. У какой сказочной особы была костяная нога, горбатый нос и ступа? (У Бабы Яги)
20. Кто из сказочных героев раздавил волшебный домик и разогнал всех его жителей? (Медведь. Сказка «Теремок»)

Воспитатель: Вы ребята, молодцы, ответили на все вопросы, знатоки сказок!

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у сказки".

Цель: Закреплять с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Цели:

Активизировать детское чтение;

Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

Организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».

Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».

Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?

(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.


Литературная викторина

«Путешествие по сказкам»

(для детей подготовительной группы)

Приоритетная образовательная область:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Цели: систематизировать знания детей о художественной литературе посредством игры-викторины; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать умение детей работать в коллективе.

Задачи:

Образовательная:

1. Закрепить знания детей о сказках

2. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя.

3. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.

4. Закреплять умение разгадывать кроссворд.

Развивающая:

1. Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

2. Развивать навыки коллективной работы.

3. Развитие мелкой моторики, логики и творчества.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование:

1. Загадки на нарисованных ромашках.

2. «Телеграммы» от сказочных героев.

3. Сундучок с предметами из сказок.

4. Плакат с кроссвордом.

5. Разрезные картинки в конвертах.

6. Приз – новая книга «Сказки».

Ход занятия

Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки?

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из вас сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? Кто сочиняет сказки? (Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались - народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям, а сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас. Хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников.
А сегодня я предлагаю вам проявить свои знания о сказках в конкурсах.

Итак, я объявлю первый конкурс.

1)Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

2)Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

3) Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

4)Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

5) Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына, шалунишку…

(Буратино).

6) И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке. А спала у печки.

Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).

7) Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

А несет ее … (медведь).

8) На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

9) Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

10) Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

11) Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

12) В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

13) Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

14) Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

15) В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

III.

Мы получили телеграммы от сказочных героев. Угадайте, кто прислал телеграмму, и из какой сказки этот герой.

  1. «Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят)
  2. «От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)
  3. «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» (Муха-цокотуха)
  4. «Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)
  5. «Приехать не сможем, боимся рыжего великана» (Звери «Тараканище»)
  6. «Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная шапочка)
  7. «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись» (Айболит)
  8. «Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать» (Заяц)
  9. «Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»(Мойдодыр)
  10. «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу» (Царевна лягушка)

Конкурс «Отвечай быстро».

Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Кто больше всех ответит правильно на вопросы.

  1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
  2. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
  3. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
  4. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
  5. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
  6. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
  7. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
  8. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
  9. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
  10. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
  11. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
  12. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
  13. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
  14. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
  15. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
  16. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
  17. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
  18. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
  19. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
  20. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
  21. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
  22. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
  23. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать (2 раза)

Конкурс «Волшебный сундучок».

В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино» (А.Толстой)

Туфелька – «Золушка» (Шарль Перро)

Монетка – «Муха-цокотуха» (Чуковский)

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Пушкин)

Яйцо – «Курочка Ряба» (рус.нар.)

Яблоко – «Гуси-лебеди» (рус.нар.)

Красная шапочка – «Красная шапочка» (Шарль Перро)

Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин)

А теперь нам предстоит разгадать сказочный кроссворд.

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

VII.

Игра «Собери картинку»

Условия игры: дети делятся на несколько команд, которые должны собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки и назвать эту сказку.

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит, вы много читаете. Вы хорошо справились со всеми заданиями и конкурсами. Я вас поздравляю и призы вручаю.


Конспект занятия
в подготовительной группе
«Викторина по сказкам»

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок;
  2. Учить узнавать сказку по заданию;
  3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
  4. Вспомнить порядок появления героев в сказках;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение действовать согласованно;
  2. Развивать речь детей как средство общения;
  3. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
  2. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;
  3. Воспитывать эмоциональные чувства;
  4. Снятие мышечного и нервного напряжения.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкальная.

Цели:

  • Расширить знания учащихся о сказках;
  • Обобщить знания детей о сказках;
  • Воспитывать доброжелательность;
  • Активизировать творческий потенциал детей;
  • Создать положительный эмоциональный настрой всех участников;
  • Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению;
  • Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Ход викторины:

  1. Организационный момент: дети стоят в кругу (звучит музыка «В гостях у сказки»).
  2. Воспитатель: В мире много сказок - грустных и смешных,

И нельзя на свете нам прожить без них.

Ребенок читает отрывок «У Лукоморья» А.С.Пушкина

Идет презентация слайдов «У Лукоморья»

Ребенок читает стихотворение:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.

Воспитатель : Ребята, а вы любите сказки?А почему они вам нравятся? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, ребята, с самого раннего возраста мы слышим сказки. Они сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в мир волшебства и чудес. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки. Я предлагаю провести викторину по сказкам. А вы знаете, что это такое? (Ответы детей) Да, викторина – это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на вопросы. Тема нашей викторины «В гостях у сказки». Нам нужно разделиться на две команды. Команда «Умная сова»
и команда «Ученый кот».
Ну, а сейчас я попрошу команд поприветствовать друг друга.
Команда «Умная сова»:
Наш девиз: « Неразлучные друзья, маленькие дети,
Вас пришли порадовать точными ответами!»
Команда «Ученый кот»:
Наш девиз: « Думай быстро - и вперед»

Нас тогда победа ждет!»
Воспитатель : Я предлагаю выбрать капитанов команд. Прошу, вас, команды, занимайте свои места.

Воспитатель: Ребята, попробуйте разгадать загадку.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его? (Незнайка)

Под музыку входит Незнайка.

Воспитатель: Незнайка, каким же ветром тебя к нам занесло?

Незнайка: Пошел погулять и заблудился, никак не могу вернуться в свою сказку.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Незнайке вернуться в свою сказку?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам помочь Незнайке.

Незнайка достает из кармана части разрезанного плана.

Незнайка: смотрите, какие-то у меня кусочки листочков, какой- то план, зачем он мне?

Воспитатель: Незнайка, так это ведь план твоего спасения, это карта, по которой ты можешь попасть обратно в сказочную страну.

Незнайка: Да вы что, здесь все разорвано.

Воспитатель: Мы тебе поможем, за каждый правильно отгаданный вопрос, я капитану команды буду давать по кусочку твоей карты. А затем кусочки соберем в единую карту.

Воспитатель: Согласны, тогда пора начинать.

Конкурс № 1 «Интеллектуальный» .
Итак, первый вопрос (задаются поочередно каждой команде).

  • Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных)
  • Кто сочиняет сказки? (Авторы-авторские сказки, народ -народные сказки).
  • Какими совами обычно начинаются сказки?
  • Какими словами заканчиваются сказки?
  • В каких сказках жили братья?
    (« Три поросенка», «Конек-Горбунок», «Царевна- лягушка»,
    «Два жадных медвежонка»).
  • В каких сказках, дети, заходят часто речи о старой, доброй печи?
    («По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Золушка»,
    «Гуси-лебеди»).

Конкурс №2"Узнайте сказку".

Ведущий: Сказки просят: "А, сейчас, вы, друзья, узнайте нас!" Вам нужно угадать сказку и героя, о котором идет речь.

(Задания даются командам по очереди).

Вымолвил словечко

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне

И за что, не знаю

Повезло лентяю.

("По щучьему веленью")

А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")

Ах ты, Петя – простота

Сплоховал немножко,

Не послушался кота

Выглянув в окошко. ("Кот, петух и лиса")

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет, бедняжка! ("Снегурочка")

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку

Посланную ей. ("Красная шапочка")

У отца был мальчик странный

Необычный деревянный. ("Приключения Буратино или Золотой ключик")

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка

В лесу семь гномов повстречала

Спасется наша.... ("белоснежна и семь гномов")

В Простоквашино деревне он живет

И хозяйство сам ведет

Адрес точный я не знаю

Но фамилия морская. (Матроскин из сказки "Дядя Федор, пес и кот).

Смышленость этого мальчишки

Спасла его и шесть братишек

Хоть ростом мал он, да удал

Да кто из вас о нем читал? ("Мальчик с пальчик")

Девочка по лесу шла

И на домик набрела

Видит, что хозяев нет

На столе стоит обед

В трех постелях полежала. ("Три медведя")

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню эту девочку. Помнишь ли ты? (Падчерица "12 месяцев")

Одного мальчишку приютила

И лечила, и учила

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать. (Мальвина, "Приключения Буратино")

И для мачехи стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке

А спала у печки. ("Золушка")

А однажды из болота

Вытащил он бегемота

Всегда на помощь он спешит ("Доктор Айболит")

Конкурс № 3 «Бюро находок».

Воспитатель: Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. А сегодня в садике я обнаружила вот такой волшебный сундук. А вот, что лежит там, мы сейчас посмотрим. Давайте откроем. Смотрите, какой-то конверт. Даю ребёнку, тот открывает и читает.

«Ребята, в лесу я нашел какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам».

Винни-Пух.

Воспитатель : Поможем?

Дети: Да.

Капитаны команд по очереди достают из сундука вещи.

Волшебная палочка (Фея)

Ключик (Буратино)

Хрустальная туфелька (Золушка)

Азбука (Буратино)

Яблочко (Злая колдунья)

Горошинка (Принцесса на горошине)

Скалочка (Лисичка со скалочкой)

Скорлупа от грецкого ореха (Дюймовочка).

Волшебный клубочек (Иван)

Воспитатель : Дети, в круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.

Физкультминутка.

Мышка быстренько бежала

(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла

(имитация движения)

Ой, яичко уронила

(наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

(показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать «силу»)

Мы - славная семья козлят,

Мы любим, прыгать и скакать

(подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться,

Любим рожками бодаться.

Конкурс № 4 «Путаница»

Воспитатель : - Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке. Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.

Вопросы задаются поочередно двум командам.

  • Коли есть печка, не нужен и диван,

Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).

Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот (не кот,а волк).

Женат на лягушке уже он неделю,

Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).

Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).

Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен

У троих козлят (не козлят, а поросят).

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки - щёлк да щёлк
Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).

Лягушка со стрелою - Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).

  • Молодцы, все отгадали и героев всех назвали.

Конкурс №5 "Теремок"

  • Воспитатель: -Вот еще одна игра

Вам понравится она.

  • У меня в руках конверт, а в нем лежит записка. Что в ней написано или нарисовано, вы узнаете, когда разгадаете этот кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.

Что ж, ребята, не зевай!

  • Героев сказок отгадай!
  • Он не послушал своего друга и выглянув в окошко. (Петушок)
  • Кто нес девочку в коробе за спиной? (Медведь)
  • Жених, от которого невеста улетела в страну эльфов на ласточке. (Крот)
  • Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочка)
  • Кто рассмешил царевну - Несмеяну? (Емеля)
  • Этот разбойник всех пугал своим свистом. (Соловей)
  • У кого смерть спрятана в яйце? (Кощей)
  • Воспитатель: А теперь просчитайте слово (сверху - вниз), которое "спрятано" в закрашенных клетках. Сейчас проверим. Открываю конверт. А там что на рисунке?
  • Дети: Теремок!

Конкурс № 6«Конкурс капитанов»

Воспитатель: -А теперь я объявляю «Конкурс капитанов»

Был Кощей вчера в гостях. Что наделал, просто, ах! Все картинки перепутал. Сказки все мои он спутал. Пазлы вы должны собрать. Сказку нам должны назвать!

(Капитаны команд собирают из разрезных картинок иллюстрации к сказкам «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух»).
Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Воспитатель: Молодцы! А теперь я приглашаю ко мне капитанов команд помочь Незнайке собрать карту, по которой он доберется к себе домой. (Включается музыка) Незнайка и капитаны двух команд собирают карту.

Воспитатель: Незнайка, склеивать карту у нас времени нет. – Как же быть? Дети, как же нам отдать карту, если она не склеена?

Воспитатель выслушивает ответы детей. А затем спрашивает. –Незнайка, у тебя есть мобильный телефон?

Незнайка : -Да.

Воспитатель : Ну тогда давай свой телефон, мы сфотографируем твою карту и ты заберешь ее с собой. Фотографирую. – На, Незнайка, держи и не потеряй.

Незнайка:

За ваше умение,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Подарки на память сейчас подарю. Незнайка дарит медальки-открытки на память, прощается и уходит.

Воспитатель:

Хочу пожелать вам всегда верить в сказку и быть добрыми к друг другу.

Верить в сказку - это счастье.

И тому, кто верит-
Сказка обязательно
Отворит все двери!