Сочинения. Сочинения В чем счастье мцыри

Сюжет поэмы “Мцыри” разворачивается вокруг главного героя произведения маленького мальчика, который воспитывался монархом. Сначала читателю может подумать, что Мцыри везучий человек: переборол тяжелый недуг, не пострадал в кавказской войне, его приютил и воспитал

Старик-монах. В то же время этот мальчик лишен самых важных вещей, которые и являются смыслом жизни человека: любви и заботы родителей, общения с родственниками и сверстниками, Родины.

Мцыри – человек сильный духом, который мечтает жить. Он стремиться к общению с такими же людьми как он сам. В монастыре герой чувствует себя узником в плену. К монахам Мцыри относился враждебно, так как они не понимали его чувств.

С первых строк поэмы М. Ю. Лермонтов начинает описывать внутренний мир героя. Рассказывая о тяжелой болезни маленького мальчика, автор подчеркивает его силу воли, выносливость, кавказский темперамент. Во время

Исповеди чернецу, читатель полностью узнает о характере Мцыри.

Но наступает такой момент, когда герой хочет вернуть все то, что было им потерянно в монастыре. Побег из монастыря – это попытка осуществить свою мечту. Хотя Мцыри знает, что на родине уже давно его никто не ждет, нет его родных и дом разрушен. Тем не менее, он стремится попасть на родную землю, хотя бы “тлеть в земле родной” думает герой.

Получается, что Мцыри никогда не будет счастливым: его мечту убили еще в детстве, и он не сможет больше вернуть утраченное. Не сможет стать счастливым и в монастыре, как пленный горец, который прожил там всю свою жизнь. Познавший свободу и вольную жизнь Мцыри не сможет вернуться в плен.

Герой восхищается красотой Кавказа, полями и горными хребтами, вслушивается в каждый звук. Мцыри чувствует единение с природой, братство, которое не смог познать среди людей. Этот прекрасный мир опасный. Герою пришлось многое пережить: голодание, страх и борьбу с барсом, которая стала для него смертельной.

Последние мгновения жизни, Мцыри хочет провести в саду, поближе к природе.

Читатель может подумать, что герой потерпел поражение, но это далеко не так. Юноша получил моральную победу.

Итак, смыслом существования Мцыри становится преодоление духовной тюрьмы и обретение им свободы.

Сочинения по темам:

  1. В поэме “Мцыри” великий поет Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил...
  2. Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты...
  3. Бой Мцыри с барсом – это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась...

>Сочинения по произведению Мцыри

В чем Мцыри видит счастье

Романтическая поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В образе главного героя писатель показал свой личный порыв к свободе, невозможность жить в оковах условностей и неуемную волю к жизни. Эпоха, в которую жил Лермонтов, была отнюдь не простой. Люди не могли высказывать свои прогрессивные взгляды, и уж тем более проявлять их публично.

Однако в своей небезызвестной поэме Михаил Юрьевич показал, как отличается жизнь на лоне дикой природы от той, которая проходит в стенах какой-нибудь обители, даже самой лучшей. Главный герой произведения - юноша по имени Мцыри , который с детства был оторван от отчего дома и отставлен в монастыре. Он вырос в условиях удушливых стен обители, которые для него были хуже, чем тюрьма.

Счастье ему виделось жизнью на воле, среди горных деревьев и дикой природы. Он хотел полной грудью вдыхать воздух свободы и найти, давно покинутые им родные края, обнять отца и мать, увидеть дом детства. Вот такими были мечты гордого юноши, к которым он от всей души стремился. Однажды он все-таки не выдержал монастырского заточения и сбежал на три дня. По пути ему довелось столкнуться лицом к лицу с диким барсом.

В этой нечеловеческой схватке юноша победил, но из-за полученных ран двигаться дальше не смог. Мцыри в поэме показан человеком сильным духом. Несмотря на все препятствия, он не потерял желание двигаться в сторону родного дома. Его остановила только боль от раны, из-за чего он потерял сознание.

Юношу вернули в монастырь, где он провел свои последние дни, исповедуясь старому монаху, спасшему его когда-то от смерти. Он хотел узнать, зачем его спасли, если должны были содержать взаперти всю жизнь. Такая жизнь вдали от гор и от естественной среды обитания для него была хуже смерти. Поэтому эти три дня, проведенные вдали от монастыря, стали самым лучшим периодом его жизни.

Он не жалел о своем поступке. Его не страшила смерть. Он жалел только о том, что так и не побывал в родных краях. Он едва ощутил, что такое свобода, а ему уже нужно было от нее отречься. Образ Мцыри показал, что состояние пассивности и апатии может погубить самое лучшее, что есть в человеке. Этой поэмой Лермонтов призывал современников к действию и посылал им напутствие к счастливой жизни.

“Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди - монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет... Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат.
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.
Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.
В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

В чем Мцыри видит счастье? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как проходила его жизнь.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

С этих скупых строк начинается история Мцыри, история жизни пленного кавказского мальчика, воспитанного в монастыре. Казалось бы, судьба его складывается относительно удачно: он оправился от тяжелой болезни и вырос под защитой полюбившего его старика-монаха. Мцыри выучился чужой речи, принял чужую веру и уже готовится к постригу - не самая лучшая, но и не худшая, если учитывать войну на Кавказе, участь. И все же, задумаемся, чего лишен Мцыри? Он лишен всего, кажущегося обычному человеку само собой разумеющимся: любви и ласки матери, воспитания отцом, общения с братьями и сестрами, со сверстниками. Лишь в мечтах Мцыри может услышать песни сестер, перенестись в свой родной аул. Рассказы стариков о подвигах, пробуждающие смелость, тихие часы возле домашнего крыльца «при свете лунных вечеров», - все эти простые, но такие необходимые для души радости недоступны Мцыри. Недаром перед смертью он в отчаянии восклицает, что на несколько минут там, где он играл в ребячестве, он бы променял всю вечность… Холодные стены монастыря и похоронный звон колокола, прогоняющий даже те редкие минуты счастливых воспоминаний, доступных Мцыри, - вот и все, что сопровождает детство героя. Мцыри лишен детства.

Счастье и трагедия Мцыри сливаются воедино в тот миг, когда он решается вернуть себе все утраченное. Его побег из монастыря - это отчаянная попытка обрести все ранее утраченное, одновременно отравленная пониманием неизбежной неудачи. Огромный мир с его красотами и соблазнами открывается перед Мцыри. Торжествующая природа Кавказа, шепчущие о земных наслаждениях листья деревьев и голоса птиц, прекрасная и загадочная девушка… Все это могло бы составить счастье Мцыри, но сам он видит его в другом. Возвращение на родину, хотя бы и для того, чтобы «тлеть в земле родной» - это и только это по-настоящему манит Мцыри. И в то же время он знает: на родине его давно никто не ждет, мертвы его близкие и разрушен отчий дом. На несколько кратких секунд Мцыри видит счастье в упоении битвой, победив в страшном поединке барса. Но и здесь память о родине не оставляет его: «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов».

Получается, что для Мцыри счастье невозможно: оно было разрушено еще в младенчестве, и в этом мире герой не сможет добиться желаемого. Не может он обрести счастья и в тишине монастыря, как это сделал его прототип, пленный горец, прижившийся в монастырских стенах, провевший там всю жизнь и рассказавший об этом поэту. «Пламенная страсть» к свободе не находит своего удовлетворения и уничтожает Мцыри, уже вкусившего вольной жизни и не могущего вернуться в плен. И все же Мцыри можно назвать по-своему счастливым, ведь одну тюрьму, тюрьму духовную, он все же преодолел и умирает внутренне свободным. Перед его взором - Кавказ, куда стремится его неукротимый дух, по смерти получивший свободу и успокоение.