Василий из войны и мира. Cочинение «Князь Василий Курагин
Князь Василий “Война и мир” – глава семьи Курагиных, он появляется в романе с первых страниц. Его ценности и нравственные принципы стали моральной основой воспитания троих детей. Он лжив, хитёр, нечист на руку, высокомерен. Князь ценит нужные знакомства, которые могут принести выгоду и не водит дружбы с теми, кто не имеет влияния и хорошего капитала.
Князь Василий Курагин глазами светского общества
Герой уважаем в светском обществе Москвы и Петербурга, его считают умным и порядочным человеком. Способность аккумулировать нужные связи привела в итоге героя к тому, что его считают очень влиятельным человеком и часто обращаются за помощью. Автор очень чётко описывает хитрость и изворотливый ум персонажа:”Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез”. “…ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние”.
Тот факт, что он служит при императорском дворе, делает его крайне востребованным в обществе, к его мнению прислушиваются, его красноречием восхищаются. Он умеет говорить и молчать, когда этого требует момент, его манеры, выработанные за много лет службы при дворе восхищают окружающих. Ежедневное вращение в высших кругах он использовал настолько мастерски, что стал обладателем чего-то более значимого, чем деньги. Это позволило ему устроить карьеры непутёвых детей, их браки, сгладить последствия проблем, которыми полна его жизнь, благодаря поведению отпрысков.
Князь одевается несколько пышно и вычурно, но это не портит его облика, он пожилой щёголь, что не редкость в эпоху, описываемую Л.Н.Толстым.
Семья Василия Сергеевича Курагина
Старый князь равнодушен не только к чужим людям, он так же холодно относится к собственным детям. Сыновей считает “дурнями”, непутёвыми. Он откровенно признаётся знакомым, как тяжок его “крест” (имея в виду детей). Они обходятся пожилому отцу в огромные суммы из-за долгов, проигранных денег и неумения жить по средствам. В молодости супруга Василия Сергеевича была очень красива, видимо поэтому он выбрал её в жёны. В момент повествования в романе автор упоминает лишь о том, что Алина “располневшая”, “старая дама”. Семья Курагиным умеет быть сплочённой лишь тогда, когда необходимо устроить очередную интригу, чтобы добиться общей цели (в основном в вопросах мошенничества и обмана).
Характеристика персонажа
Таким образом, пожилой князь – светский человек до мозга костей, ведь он с рождения погружён в жизнь высшего света. его умение манипулировать людьми, убеждать их, склонять на свою сторону за долгие годы достигло мастерства. Автор очень точно подчёркивает “талант” героя: “Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми…”
Князь мастерски обманывает своего родственника Пьера Безухова, когда оказывается, что он назначен наследником старого графа. Он втирается в доверие юноши, помогает ему в управлении огромным капиталом, имениями, душами и бессовестно обворовывает Пьера. Но зависть и обида подсказывают князю Василию ещё один путь – выдать свою дочь Элен замуж за новоиспечённого графа. Он чудесно устраивает дочь, подводит Пьера к тому, что тот делает предложение его дочери. Коварство и лицемерие князя рушит судьбы многих персонажей, включая собственных детей. Безобидный, на первый взгляд, пожилой князь, не желая зла делает много поступков, которые характеризуют его, как низкого, подлого человека.
Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» начинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его детьми - бездушной красавицей Элен, любимцем женщин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокойным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера - Анной Павловной. В изображении многих героев, присутствующих на этом вечере, автор использует прием «срывания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне - в этом и проявляется отрицательное к ним отношение. Все, что делают или говорят в свете, - не от чистого сердца, а продиктовано необходимостью соблюдать приличия. Например, Анна Павловна, «несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».
Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего света. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, корыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», - из-за тона участия и приличия сквозит равнодушие и даже насмешка.
При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, говорящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княжна Элен, «когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».
«...В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка салона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»
Еще одна важная черта, характеризующая собравшуюся знать в салоне, - французский язык как норма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков - еще одно средство, показывающее, как автор относится к происходящему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.
Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовавшего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспокойство, как бы он чего не сделал такого, что не укладывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «удалось» нарушить заведенный этикет своими высказываниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского превратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произнося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Андреи поддерживает его, в то время как остальные реакционно относятся к идеям революции.
Удивительным является то, что искренние суждения Пьера воспринимаются как невежливая выходка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин трижды начинает рассказывать, - как светская любезность.
Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чужим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной... уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».
Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой».
Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой показывает его неоднородность, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев романа начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.
Лев Толстой создавал некоторых героев произведений из реально живущих прототипов.
Образ и характеристика Василия Денисова в романе «Война и мир» соответствуют историческому портрету Дениса Давыдова, руководившего партизанским отрядом.
Внешний вид
Выходец из дворянской семьи, командир эскадрона гусар в 1805 году имел молодцеватые черты лица, хотя было ему далеко за 30 лет. Черные пышные усы являлись любимым достоянием офицера. Глаза, цвета угля, блестели, излучая романтическую натуру мужчины. Красный нос свидетельствовал о винных излияниях.
Денисов был маленького роста, отличался картавостью, плохо выговаривал букву р, но много шутил. Веселую улыбку украшал ряд белых зубов.
Будучи азартным человеком, он всегда ходил без денег. Товарищи считали Ваську лихим рубакой, умелым наездником. Эскадрон любил своего командира, считалось везением служить под его началом. Когда у Ростова украли кошелек, Денисов прилагал все усилия, хотел сохранить честь.
Прекрасный танцор вызывал восхищение друзей, отплясывая мазурку в Польше. Гостя в Отрадном, Василий перебирает короткими пальцами клавиши музыкального инструмента, пытается самостоятельно придумать мелодию. Стихи «Волшебница» офицер сочинил, осталось создать музыку, получиться любовная песня.
В кругу дам, солдат перевоплощался в галантного кавалера, часто удивляя Николая.
Переход через Энс
Денисов стал первым командиром Николая Ростова. Между мужчинами завязались добрые дружественные отношения после военной операции на мосту речки Энс. Русские войска отступали. Командование трудно договаривалось между собой. Солдаты успешно перешли на другой берег. Для обороны отступления оставили эскадрон Денисова. Когда французы приблизились почти на расстояние выстрела, поступила команда сжечь мост.
Николаю Ростову пришлось впервые выполнять приказ под вражескими пулями. Парень допустил много ошибок, забыл солому для розжига, бежал не туда, куда надо, во время операции ему было страшно. Денисов поддержал новобранца, поздравил с боевым крещением. Ротмистр успокоил:
Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака - любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.
Наташа Ростова
Храбрый воин имел романтическую душу, глубоко верил в жизнеутверждающую силу любви:
Мы спим, пока не любим. Мы дети пг’аха… а полюбил – и ты бог, ты чист, как в пег’вый день созданья…
После Аустерлицкого сражения Николай Ростов пригласил товарища домой. Денисов влюбился в юную графиню, не мог оторвать от нее своего взгляда. Взрослый мужчина постоянно думал о Наташе. Девочка уговорила героя танцевать на домашнем балу, кавалер постоянно находился рядом. Лев Толстой любуется мужественным кавалеристом: маленький рост нивелируется, когда Денисов скачет на коне или ведет женщину в танце.
Добрый вояка неугомонно восхвалял грацию партнерши брату Николаю. Пребывая в любовном бреду, Василий сделал Ростовой предложение. Старая графиня, считавшая Наташу маленьким ребенком, дала категорический отрицательный ответ, возмущенная дерзким поступком опытного офицера. Долгие годы герой будет страдать от неразделенной любви.
Опала
Отбыв отпуск, Денисов возвращается в полк, находит солдат оголодавшими, отчаяние, гнев охватывают душу офицера. Отступать приходится территорией немецких деревень, разоренных войной. Солдат надо обеспечить едой, гибнут подчиненные, истощенные отсутствием пищи. Командир совершает вопиющий поступок, приказывает отбить часть провианта у русских пехотинцев.
Денисова вызывает руководство провиантской части, предстоит объяснение. Судьба отвернулась от храброго гусара, он попадает в кабинет заядлого врага Телятина. Между мужчинами происходит предсказуемый скандал. Денисову не пристало пресмыкаться перед вором, корыстной тыльной крысой, сидящей «чтобы класть в карман»! Василий в состоянии аффекта избивает Телятина. Теперь командиру грозит суд.
Бюрократическая машина намотала гордость героя на свою шестерню. Денисов ложиться в госпиталь. Ранение, по его мнению, пустяковое, но надо переждать бурю. Попытка избежать наказания не удалась. Император лично отклонил прошение о помиловании.
Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил царю и отечеству и не крал!»
Партизанская война
Несправедливость государственной власти сломала храброго кавалериста. Однако свои нравственные идеалы Василий не изменил. Денисов возглавил партизанский отряд, продолжал защищать отечество, истребляя вражескую армию. Мужчина вмести с народом, поднял дубину гнева, умело руководил простыми мужиками. Отряд насчитывал 200 человек крестьян, бежавших из плена солдат и офицеров.
Командир отличался тем, что не убивал пленных французских солдат. Сила психологизма героя отражается в эпизоде гибели юного Пети Ростова, командир завыл воем дикого зверя. Отряд насчитывал 200 человек крестьян, бежавших из плена солдат и офицеров. После войны Денисов восстановился в звании. На ужине у Ростовых в 1820 году Денисов присутствует, как отставной генерал, осуждающий положение государственных дел в России.
В романе Л. Толстого «Война и мир» действует более пятисот героев. Но никто из них не вызывает у читателя такого презрения, возмущения и негодования, как отец и дети Курагины. «Подлая, бессердечная порода» - такую характеристику семейству Курагиных дает Пьер Безухов. Образ отца семейства - князя Василия Курагина - олицетворяет собой тип предприимчивых карьеристов и стяжателей. Предприимчивость и стяжательство становятся едва ли не основными чертами характера этого героя. С князем Василием мы встречаемся на первой же странице романа. Несмотря на приглашение к английскому посланнику, он первым приехал в салон мадам Шерер, потому что убежден, что «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез». Кроме того, у него были личные мотивы для посещения. И эти детали, и последующий разговор с Анной Павловной открывают читателю многие черты характера князя Василия. Не случайно и то, что Л. Толстой не дает подробного описания внешности своего героя, а находит более существенный способ его представления. Он изображает князя Василия «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица» и отмечает, что князь «говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку». Л. Толстой обращает внимание и на такую особенность своего героя: «Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы». Акцент писателя на мундире, голосе и манере разговора наводит на мысль о том, что князь Василий - опытный великосветский сплетник. Он совершенно равнодушен к тем, кто находится рядом с ним, если это не сулит никаких выгод. Например, в разговоре князя с Анной Павловной в его голосе «из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка». В сцене с княгиней Друбецкой он старался держаться отстраненно, но все же «почувствовал, однако, после ее нового призыва, что-то вроде укора совести». Есть в образе князя Василия Курагина и еще одна отличительная особенность. Как говорит Л. Толстой, его герой всегда руководствуется инстинктом светскости. «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо было и можно было пользоваться людьми». А если подобными способностями наделен такой «важный и чиновный» человек, как князь Василий, то он может добиться многого в том обществе, где поиски малейших выгод служат единственным отношением между людьми. На первый взгляд, князь Василий - энергичный и неуязвимый эгоист. Но оказывается, что и у него есть слабое место - его дети. И Анна Павловна, желая «щелкануть князя», заводит разговор о них: «Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас…» Князь Василий вынужденно признается: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни. Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль - беспокойный. Вот одно различие». На это признание Анна Павловна не без колкости говорит: «И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас». Ловким расчетливым интриганом выступает князь Василий в истории с завещанием старого графа Безухова. Он пытается уничтожить бумаги старого графа руками княжон. Но когда ему это не удается, он почти насильно женит Пьера на своей дочери Элен. Он также пытается женить своего беспутного сына Анатоля на княжне Марье, но этим планам не суждено было осуществиться. Недалеким лицемером выставляет себя князь Василий при обсуждении кандидатуры главнокомандующего в салоне Шерер. Он говорит о Кутузове: «Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов!.. Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой!» Но вскоре именно Кутузова назначают главнокомандующим, и князь Василий с легкостью меняет свое мнение о нем: «Ну-с, вы знаете великую новость? Кутузов - фельдмаршал. Наконец, вот этот человек». А когда ему напоминают его прежние суждения, он спокойно отвечает: «Э, вздор, он достаточно видит, поверьте. И чему я рад, это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, - власть, которой никогда не было ни у какого главнокомандующего. Это другой самодержец». Образ князя Василия - бессердечного эгоиста, лицемерного интригана и карьериста - олицетворение тех людей, которые не способны на простые человеческие чувства. (Лишь однажды князь Василий проявляет их - в момент смерти старого графа Безухова «в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем». Но оказывается, что и они продиктованы эгоизмом князя Василия. Он не соболезнует Пьеру, не горюет по поводу кончины старого графа, а думает исключительно о себе: «Мне шестой десяток, мой друг… Все кончится смертью, все. Смерть ужасна».) Поэтому писатель приводит князя Василия на суд Божий, согласно которому «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».Василий Курагин - князь, влиятельный в обществе человек, занимающий важные придворные посты. Он известен своим покровительством и снисходительностью, при разговоре со всеми был внимательным и почтительным. Князь Василий для достижения своих целей ни перед чем не останавливался, хотя никому не желал зла, просто чтобы осуществить свои планы пользовался обстоятельствами и своими связями.
Князь считал себя замечательным отцом, который заботиться о будущем своих троих детей. Он надеялся, что станет наследником старого графа Безухова, так как являлся его родственником, но ему не удалось выкрасть портфель с завещанием, и новым графом стал Пьер . Василий всё равно хотел распоряжаться таким большим состоянием и поэтому сначала помогает Пьеру вести дела, обкрадывая его, а потом женит его на своей дочери Элен . Хотя он сначала не планировал этот брак, но как - будто в подсознании знал что это произойдёт и даже заранее отремонтировал особняк для молодых.
Своему сыну Анатолю он тоже нашёл богатую невесту, княжну Марью, она уже готова была дать согласие на брак, но Анатоль сам всё испортил: начал заигрывать с мадемуазель Бурье, а Марья увидела и поэтому отказалась. Ипполиту он помог сделать карьеру, и во время войны с Наполеоном стал секретарём в посольстве.
Василий очень двуличный человек: сначала он восхищается Кутузовым , а когда русские оставляют Москву, начинает доказывать, что большего он и не ожидал.