Виды рельефа в искусстве. Скульптурный рельеф
Рельеф, скульптурное изображение на плоскости
Рельеф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного , рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение.
По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф, или рельеф "en creux" - анкрё, то есть вырезанный на плоскости контур) получил распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углубленного рельефа является так называемый контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа . Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии , Индии , Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельеф на фронтонах, метопах и фризах
Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.
По форме скульптура может быть круглой и рельефом.
Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.
Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)
Рельеф
В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)
Барельеф
Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.
Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск
Горельеф
Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Контррельеф
Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.
Древнеегипетский контррельеф
Разновидности скульптуры по предназначению
Монументальная скульптура
Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.
Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.
Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.
Монументально-декоративная скульптура
Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).
Атланты
Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.
Атланты (Эрмитаж)
Кариатиды
Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.
Кариатиды. Афины (Греция)
Кариатиды в качестве пилястры
Фриз
Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.
Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир
Фронтон
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах
Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.
Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.
Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.
«Писающий мальчик» в форме американских ВВС
Садово-парковая скульптура
Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.
Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)
Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.
РЕЛЬЕФ
- (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу - развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурных или скульптурных произведений, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение. По отношению изображения к плоскости фона различают углубленный и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф или рельеф "en creux") получил широкое распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углубленного рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.
(Илл. Охота на льва. Ашшурбанипал II. Ассирия. IX век до н. э., камень.)
Словарь терминов изобразительного искусства. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЛЬЕФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- РЕЛЬЕФ в Архитектурном словаре:
скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные … - РЕЛЬЕФ в Словаре строительных терминов:
1. Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф - конфигурация … - РЕЛЬЕФ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
1) скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2) конфигурация поверхности земельного участка (рельеф … - РЕЛЬЕФ в Большом энциклопедическом словаре:
платеж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- РЕЛЬЕФ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское relief, от латинского relevo - поднимаю), совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется … - РЕЛЬЕФ
[французское relief, от итальянского rilievo] 1) выпуклость; 2) выпуклое скульптурное изображение на плоскости; 3) совокупность различных неровностей на земной … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словарике:
а, м. 1. Выпуклое (обычно скульптурное) изображение на плоскости.||Ср. БАРЕЛЬЕФ, ГОРЕЛЬЕФ. 2. Строение земной поверхности. Р. местности. Горный … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, … - РЕЛЬЕФ
РЕЛЬ́ЕФ, платёж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (в иск-ве), вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Осн. виды - … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? см. … - РЕЛЬЕФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
релье"ф, релье"фы, релье"фа, релье"фов, релье"фу, релье"фам, релье"ф, релье"фы, релье"фом, релье"фами, релье"фе, … - РЕЛЬЕФ в Новом словаре иностранных слов:
(фр. relief ит. rilievo) 1) выпуклое изображение на плоскости; 2) совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных … - РЕЛЬЕФ в Словаре иностранных выражений:
[фр. relief 1. выпуклое изображение на плоскости; 2. совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; … - РЕЛЬЕФ в словаре Синонимов русского языка:
барельеф, бедленд, горельеф, ландшафт, макрорельеф, маскарон, мегарельеф, мезорельеф, мелкосопочник, микрорельеф, нанорельеф, панно, тондо, топография, … - РЕЛЬЕФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Строение земной поверхности. 2) Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 3) перен. То, что заметно выделяется среди чего-л. … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Лопатина:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
рельеф, … - РЕЛЬЕФ в Орфографическом словаре:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Ожегова:
выпуклость, выпуклое изображение на плоскости Глобус с рельефами. рельеф строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна Горный …
РЕЛЬЕФ
скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного, рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением. По отношению к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углублённый рельеф (т. н. койланоглиф, или Р. "en ccreux", т. е. вырезанный на плоскости контур) получил применение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он был рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее - в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельефы на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени.
Архитектурный словарь. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЛЬЕФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- РЕЛЬЕФ в Словаре строительных терминов:
1. Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Рельеф - конфигурация … - РЕЛЬЕФ в Толковом строительно-архитектуром словаре:
1) скульптурное изображение на плоскости. Рельеф может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2) конфигурация поверхности земельного участка (рельеф … - РЕЛЬЕФ в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (от латинского relevo - поднимаю) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, … - РЕЛЬЕФ в Большом энциклопедическом словаре:
платеж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- РЕЛЬЕФ в Современном энциклопедическом словаре:
(французское relief, от латинского relevo - поднимаю), совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется … - РЕЛЬЕФ
[французское relief, от итальянского rilievo] 1) выпуклость; 2) выпуклое скульптурное изображение на плоскости; 3) совокупность различных неровностей на земной … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словарике:
а, м. 1. Выпуклое (обычно скульптурное) изображение на плоскости.||Ср. БАРЕЛЬЕФ, ГОРЕЛЬЕФ. 2. Строение земной поверхности. Р. местности. Горный … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, … - РЕЛЬЕФ
РЕЛЬ́ЕФ, платёж вассала сеньору при получении … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (в иск-ве), вид скульптуры, в к-ром изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Осн. виды - … - РЕЛЬЕФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
РЕЛЬ́ЕФ (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, … - РЕЛЬЕФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? см. … - РЕЛЬЕФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
релье"ф, релье"фы, релье"фа, релье"фов, релье"фу, релье"фам, релье"ф, релье"фы, релье"фом, релье"фами, релье"фе, … - РЕЛЬЕФ в Новом словаре иностранных слов:
(фр. relief ит. rilievo) 1) выпуклое изображение на плоскости; 2) совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных … - РЕЛЬЕФ в Словаре иностранных выражений:
[фр. relief 1. выпуклое изображение на плоскости; 2. совокупность неровностей земной поверхности, образующихся в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов; … - РЕЛЬЕФ в словаре Синонимов русского языка:
барельеф, бедленд, горельеф, ландшафт, макрорельеф, маскарон, мегарельеф, мезорельеф, мелкосопочник, микрорельеф, нанорельеф, панно, тондо, топография, … - РЕЛЬЕФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Строение земной поверхности. 2) Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 3) перен. То, что заметно выделяется среди чего-л. … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Лопатина:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
рельеф, … - РЕЛЬЕФ в Орфографическом словаре:
рель`еф, … - РЕЛЬЕФ в Словаре русского языка Ожегова:
выпуклость, выпуклое изображение на плоскости Глобус с рельефами. рельеф строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна Горный …
Под термином «морфоскульптура» объединяются формы рельефа, созданные «под преобладающим воздействием экзогенных процессов, развивающихся на поверхности морфоструктурных элементов». Если основные черты морфоструктурного рельефа в пределах области развивались длительное время и сформировались преимущественно в дочетвертичное время, то в четвертичном периоде с его резкими климатическими колебаниями, с чередованием ледниковых эпох и межледниковий, с сильными изменениями водных режимов рек происходило формирование современного скульптурного рельефа. Скульптурный рельеф формировался на всех геологических этапах развития территории, но он обычно почти полностью уничтожался абразионно-аккумулятивной деятельностью трансгрессировавших морей. Четвертичный же скульптурный рельеф достаточно полно сохранился в видимой поверхности. Его развитие шло при продолжающихся новейших и современных движениях структур, что накладывало отпечаток на скульптурное рельефообразование. Однако «энергетика» внешних процессов была значительно выше эндогенных, поэтому границы скульптурных комплексов рельефа часто не совпадают с границами морфоструктур. Если последние на территории области преимущественно меридионально ориентированы, то скульптурные зоны имеют больше широтную ориентировку, что говорит об их «климатической» обусловленности.
Сочетание структурных разновысотных пластовых равнин и скульптурных форм разного генезиса (водных, ледниковых, карстовых и др.) в пределах рассматриваемой территории имеет существенные различия.
Флювиальный рельеф
На территории Брянской области в неоген-четвертичное время ведущая роль в развитии скульптурного рельефа принадлежала текучим водам. Реки, приуроченные преимущественно к тектоническим прогибам и линейным разломам, при общем поднятии региона, значительно усилили контрастность рельефа, создали глубокие долины и «записали» в рельефе долин информацию о развитии территории. Хорошая сохранность этой «информации» связана с тем, что на значительной площади территория области не покрывалась ледниками.
В развитии рек различают три возрастных рубежа: время заложения поверхностей стока (покатости), время формирования реки (или гидросети), время формирования долины реки. Формирование юго-западной покатости территории относят к доюрскому времени. Сведений о позднепалеозойском направлении стока очень мало. Отмечают лишь общее северо-восточное направление рек в каменноугольном периоде.
Время обращения стока с северо-восточного направления на юго-западный произошло, очевидно, в начале мезозоя между карбоном и юрой. Под юрскими отложениями можно проследить крупные эрозионные ложбины, открытые на юго-запад. В мезо-кайнозое общая покатость бассейна сохранилась.
Заложение рек в северной части бассейна Десны происходило по мере отступания меловых морей в коньякском и сантонском веках позднего мела. К концу раннего неогена уже существовала развитая речная сеть с рисунком, близким, к современному. Первоначально формировалась речная сеть левобережья Десны, несколько позже – правобережной части Деснинского бассейна и бассейна Ипути. Наиболее древние отложения в долине Десны приурочены к нижней погребенной террасе, поэтому возраст самой долины можно определить как раннеплейстоценовый (Q I). По палеодолинам в бассейне Десны часто встречаются дочетвертичные уровни, перекрытые олигоцен-миоценовьми (P 3 –N 1) песками и суглинками континентального генезиса, что даёт основание считать возраст некоторых древних долин неогеновым.
Раннеплейстоценовая речная сеть унаследовала основные ложбины плиоценового рельефа. В ледниковой зоне многие долины оказались заполненными ледниковыми отложениями. Некоторую перестройку испытали небольшие реки. Долины же крупных рек (Днепра, Угры, Десны, Болвы) остались приуроченными к доледниковым прадолинам, хотя их осевые части испытали некоторое боковое смещение.
Южнее границы днепровского ледника речная сеть в целом сохранила доледниковый рисунок. Климатические изменения и тектонические движения вызвали здесь сложное развитие долин «по вертикали».
В период отступания ледника (деглядиации) на водоразделах сформировались многочисленные ложбины стока талых вод. После отступания края ледника, дренировавшие эти ложбины реки «отмирали», а в рельефе оставались «сквозные» долины. Отдельные сквозные долины или их части наследуются небольшими реками (Рессета, Вороница и др.). Многочисленные сквозные ложбины находятся на юго-западе области, по водоразделам рек Ипути и Снова. Примером может служить широкая ложбина между пгт. Красная Гора и оз. Вихолка. Хорошо сохранились сквозные долины между реками Ипутью (с. Добруш) и Цатой, верховьем рек Госомы и Судости. На Среднерусской возвышенности сквозные долины соединяют верховья рек бассейнов Оки и Десны, Неруссы и Сева.