Волынка чей национальный инструмент. Скрипка: интересные факты, видео, произведения, история

Bagpipe , арм. Պարկապզուկ , брет. Binioù , белор. Дуда , гэльск. Pìob , польск. Dudy , ирл. Píobaí , скотс. Bagpipe , укр. Коза , болг. Гайда .

Устройство волынки

Видео по теме

Техническое извлечение звука

Одна из трубок (мелодическая трубка, чантер) имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются в чистую квинту . Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

История волынки

Волынка один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Ее история насчитывает не одно тысячелетие. Причиной этому - её незамысловатое и доступное устройство. Кожаный бурдюк и деревянная трубка - все, что необходимо для простейшего извлечения звука. История инструмента опирается на обширный исторический материал, включающий летописи, фрески, барельефы, статуэтки, старинные манускрипты, вплоть до лубочных картинок, изображающих волынки в различные периоды своего развития.

Останки первого музыкального инструмента, идентифицированного как волынка, были на найдены при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер , и датируются 3000 годом до н. э.

Одно из первых найденных изображений волынки, датируется 1300 годом до н. э. Оно было обнаружено на стенах развалин дворца Эйюк в хеттском городе Сакчагёзю в 1908 году . На территории Персии было обнаружено и изображение первого ансамбля музыкантов - квартет среди которых явно просматриваются волынщики . На территории города Сузы были найдены две терракотовые статуэтки, изображающих волынщиков, возраст которых более 3000 лет . Тысячелетнюю историю насчитывают и другие музыкальные инструменты - прообразы современной волынки, найденные на территории Индии, Сирии, Египта и ряда других африканских стран.

Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в древнегреческих источниках, начиная с 400 года до н. э. Так Аристофан упоминает волынку в двух своих комедиях. В «Лисистрате» волынка (мешок) необходима для спартанского танца, а в «Ахарнянах» , она присутствует как музыкальный инструмент для воспевания Феба и отмечается, что они дуют мешок через костяную трубку .

Волынка была популярна в Древнем Риме. Ее упоминание можно найти как в письменных источниках, так и в сохранившихся изображениях в виде фресок и статуэток. Судя по массовости подобных источников, волынка была доступна всем слоям общества от аристократии до нищих. Особо популярна полынка была во времена правления императора Нерона . Причиной тому сам римский император - любитель музыки и театра. Он и сам был не против попрактиковаться игре на волынке. Диа Златоуст в I веке упоминает о Нероне, играющего на tibia utricularius руками, как будто губами и добавляет, что она избавляет флейтистов от их проклятия - красных щёк и выпученных глаз. Светоний во II веке утверждал о Нероне , как талантливом игроке на волынке.

Вместе с римскими завоеваниями волынка распространяется на Скандинавию, Прибалтику, страны Западной и Восточной Европы, Балканы, Поволжье, Кавказ, страны Северной Африки. Она распространяется и в Англию , Шотландию и Ирландию. Именно в Шотландии она получила наибольшее развитие и популярность, особенно в XVI-XIX веках на северо-западе страны, став поистине народным инструментом - символом страны. Волынка стала неотъемлемым элементом, обеспечивающим звуковое сопровождение всех важных событий в жизни шотландцев - от ритуальных и торжественных дат до различных бытовых сигналов. В Англии волынка признавалась как разновидность оружия, служащего для поднятия боевого духа.

В то же время в самом Риме с его упадком постепенно исчезают упоминания и о самой волынки вплоть до IX века. Одно из первых печатных изображений волынки было создано Дюрером в 1494 году. На созданной им ксилографии был изображен волынщик, пренебрегающий лютней и арфой. Ксилография предназначалась для издания Бранта Корабль дураков , а затем размещена в книге Иоганна Гейлера ""Navicula, sive Speculum fatuorum 1511 году .

Начиная с XIV века упоминания волынки в Европе носят массовый характер , а её изображения становится близкими к современным.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Казахская волынка

Казахский национальный инструмент носит название Желбуаз, внешне напоминает кожаный бурдюк, делается из козьей шкуры. Горлышко желбуаза закрывается специальной закупоркой. Для того, чтобы инструмент можно было носить на шее к нему привязан прочный кожаный шнур. В последнее время инструмент используется в концертах казахских национальных оркестров и фольклорных ансамблей. Найден при археологических раскопках, хранится в музее национальных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенова. Поддерживается стабильная температура. Чтобы моль не съела экспонат, с него регулярно стирают пыль специальной марлей. Знаменитый композитор Нургиса Тлендиев впервые использовал желбуаз в концертах оркеста «Отрар сазы».

Армянская волынка

Ирландская волынка

Cillian Vallely играет на «полном наборе» ирландской волынки

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным музыкальным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Сведения об этом музыкальном инструменте имеются достаточно обширные в иконографических и письменных памятниках культуры русского народа , периода с XVI век по XIX век. Самое раннее изображение имеется в Радзивиловской летописи (XV век) на миниатюре «Игрище славян вятичей» .

В 2015 г. при раскопках на Пятницком раскопе в Старой Руссе была найдена деталь волынки - чантр (мелодическая трубка). Находка датируется концом XIV века и является древнейшей и единственной на территории русских княжеств

Украинская волынка

На Украине волынка имеет название «коза» - видимо, за характерный звук и изготовление из козьей шкуры. Более того, инструменту придают ещё и внешнее сходство с животным: обтягивают козьей шкурой, прикрепляют глиняную козью голову, а трубки стилизуют под ноги с копытами. Коза являлась, в частности, неизменным атрибутом гуляний и колядок. Есть волынки с головой козы, почти во всех карпатских регионах - Словацкий, Польский, Чешский, Лемковский, Буковинский - там традиционно козья голова, деревянная, с рогами.

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки - это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

Жан Раскалу - исполнитель на овернской кабретте

  • Центральнофранцузская волынка (musette du centre , cornemuse du Berry ), распространённая в местностях Берри и Бурбонне . Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны - большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные - одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с 3мя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой .
  • Кабретта (фр.: chabrette , овернск. окситан. : cabreta ) - однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту (chabreta limousina ).
  • Бодега (окситан.: bodega ) - волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространённые в южных окситаноговорящих департаментах Франции.
  • Мюзет де кур (фр.: musette de cour ) - «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII-XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.

Чувашская волынка

Шотландская волынка

Игра на волынке

Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет. В битве при Ватерлоо в Бельгии , состоявшейся 18 июня 1815 года , во время контр-атаки на корпус французского имперского маршала Даву на шотландской волынке впервые исполнен патриотический марш 52-й пехотной бригады Шотландских стрелков «Шотландия Храбрая» (англ. "Scotland The Brave" , гэльск. "Alba an Aigh" ), ставший позднее неофициальным гимном Шотландии .

Эстонская волынка

Эстонская волынка (эст. torupill ) изготовляется из желудка или мочевого пузыря крупного животного, такого как морской котик, имеет одну, две или (реже) три бурдонные трубки, флейту в качестве голосовой трубки и дополнительную трубку для вдувания воздуха .

Обслуживание и расходные материалы

В мешок помещается специальный состав (bag seasoning, bagpipe seasoning), цель которого не только в том, чтобы предотвратить утечку воздуха из мешка. Он служит как покрытие, удерживающее воздух, но выпускающее воду. Мешок из цельной резины (встречается на непригодных для игры волынках, настенных сувенирах, которыми обманывают туристов) полностью заполнился бы водой за пол-часа игры . Вода из волынки выходит через намокающую кожу мешка.

Трости (и бурдонные, и чантерные) могут изготавливаться из тростника или из пластика. На пластиковых тростях легче играть, но звук лучше у натуральных, тростниковых тростей. Поведение натуральных тростей очень зависит от влажности воздуха, во влажном воздухе трости работают лучше. Если натуральная трость пересохла, в некоторых случаях помогает поместить её в воду (или облизать), вытащить и подождать некоторое время, при этом перемачивать тоже нельзя. (В пособиях для новичков часто встречается совет пытаться играть на волынке с пересохшими тростями час или несколько, до тех пор, пока трости не получат влагу из выдыхаемого воздуха. Возможно, когда-то этот рецепт был придуман как шутка или наказание за нерегулярность занятий.) С помощью определенных механических манипуляций трость можно сделать «легче» или «тяжелее», адаптировать её к большему или меньшему давлению. Независимо от материала, каждая отдельная трость имеет свой «характер», музыкант должен к нему приспособиться.

Галерея

    Шотландская Великая горная волынка играла в канадской военной функции

    Современный багет (сделанный в 2000 году Вальтером Бьелла) в Sol/G

    Сербский волынщик

    Польские волынщики

    Уличный волынщик из Софии, Болгария

    Эстонский волынщик

    Литовский волынщик

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки - это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно - шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка - самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент - это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент - вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл - очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает "жестяной свисток".

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Дуда , гэльск. Pìob , польск. Dudy , ирл. Píobaí , скотс. Bagpipe , укр. Коза , болг. Гайда .

Техническое извлечение звука

Одна из трубок (чантер) имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются в чистую квинту . Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Казахская волынка

Казахский национальный инструмент носит название Желбуаз, внешне напоминает кожаный бурдюк, делается из козьей шкуры.Горлышко желбуаза закрывается специальной закупоркой. Для того, чтобы инструмент можно было носить на шее к нему привязан прочный кожаный шнур. В последнее время инструмент используется в концертах казахских национальных оркестров и фольклорных ансамблей. Найден при археологических раскопках, хранится в музее национальных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенова. Поддерживается стабильная температура. Чтобы моль не съела экспонат с него регулярно стирают пыль специальной марлей. Знаменитый композитор Нургиса Тлендиев впервые использовал желбуаз в концертах оркеста «Отрар сазы».

Армянская волынка

Ирландская волынка

Она состоит из чантера с двойной тростью, такой же как у гобоя, одного или двух басовых бурдонов с одинарными тростями как у кларнета. У чантера внутренний конический канал, семь отверстий для пальцев и с обратной стороны отверстие для большого пальца левой руки. Кроме того, он оснащен тремя незакрывающимися отверстиями находящимися в нижней его части на раструбе.

Итальянская волынка

Волынки данного региона могут быть разделены на 2 типа - северо-итальянские, по конструкции сходные с французскими и испанскими инструментами, и южно-итальянские, известные под общим названием зампонья (итал. zampogna ) и отличающиеся двумя мелодическими трубками в общем стоке с двумя бурдонными. Традиционно зампонья используется как аккомпанемент чьярамелле (итал. ciaramella ) - небольшому гобое-подобному инструменту.

Марийская волынка

Марийская волынка (шувыр, шӱвыр, шювюр, шувюр, шюббер ). Состоит из меха (пузырь животного) и 3 трубок - 1 для нагнетания воздуха и 2 игровых, мелодических, находящихся в деревянном ложе и имеющих общий раструб из коровьего рога. Их диапазон - терция и квинта, число игровых отверстий: 2 и 4 (возможно исполнение 2-голосных мелодий). Звукоряд диатонический. Звук сильный, резкий, жужжащего тембра. Известен с древности. Используется как аккомпанирующий народным песням, танцевальным мелодиям. Часто используется с марийским барабаном (тӱмыр).

Мордовская волынка

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным музыкальным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Сведения об этом музыкальном инструменте имеются достаточно обширные в иконографических и письменных памятниках культуры русского народа , периода с XVI век по XIX век. Самое раннее изображение имеется в Радзивиловской летописи (XV век) на миниатюре “Игрище славян вятичей” .

Украинская волынка

На Украине волынка имеет название «коза» - видимо, за характерный звук и изготовление из козьей шкуры. Более того, инструменту придают ещё и внешнее сходство с животным: обтягивают козьей шкурой, прикрепляют глиняную козью голову, а трубки стилизуют под ноги с копытами. Коза являлась, в частности, неизменным атрибутом гуляний и колядок. Есть волынки с головой козы, почти во всех карпатских регионах - Словацкий, Польский, Чешский, Лемковский, Буковинский - там традиционно козья голова, деревянная, с рогами.

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки - это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

  • Центральнофранцузская волынка (musette du centre , cornemuse du Berry ), распространённая в местностях Берри и Бурбонне . Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны - большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные - одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с 3мя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой .
  • Кабретта (фр.: chabrette , овернск. окситан. : cabreta ) - однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту (chabreta limousina ).
  • Бодега (окситан.: bodega ) - волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространённые в южных окситаноговорящих департаментах Франции.
  • Мюзет де кур (фр.: musette de cour ) - «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII-XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.

Чувашская волынка

Шапар (шабр, шыбыр, пузырь). Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и 2 оловянных мелодических трубок, укреплённых на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный - из бересты. Левая трубка имеет 2-3, правая 3-4 игровых отверстия (у неё внизу есть 3-7 небольших подстроечных отверстий). Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшском районе (Татарстан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.

Сарнай . В отличие от шапара, мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, 2 бурдона (чаще всего настроены в квинту) и одну мелодическую трубку с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные. Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы и т. п. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами .

Шотландская волынка

Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет. В битве при Ватерлоо в Бельгии , состоявшейся 18 июня 1815 года , во время контр-атаки на корпус французского имперского маршала Даву на шотландской волынке впервые исполнен патриотический марш 52-й пехотной бригады Шотландских стрелков "Шотландия Храбрая" (англ. "Scotland The Brave", шотл.(гэльск.) "Alba an Aigh"), ставший позднее неофициальным гимном Шотландии .

Эстонская волынка

Эстонская волынка (эст. torupill ) изготовляется из желудка или мочевого пузыря крупного животного, такого как морской котик, имеет одну, две или (реже) три бурдонные трубки, флейту в качестве голосовой трубки и дополнительную трубку для вдувания воздуха .

Обслуживание и расходные материалы

В мешок помещается специальный состав (bag seasoning, bagpipe seasoning), цель которого не только в том, чтобы предотвратить утечку воздуха из мешка. Он служит как покрытие, удерживающее воздух, но выпускающее воду. Мешок из цельной резины (встречается на непригодных для игры волынках, настенных сувенирах, которыми обманывают туристов) полностью заполнился бы водой за пол-часа игры

Волынка - духовой музыкальный инструмент.

В России от названия этого инструмента применяется выражение -

История названия и происхождения

В России волынка получила свое название от местности Волынь – историческая область притоков реки Припять и Западного Буга (сегодня является одной из областей Украины).

Волынка в других языках - Bagpipe(англ.), cornemuse(франц.), dudy(чешск.-польск.)

Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в 400г. до н.э. у Аристофана. Волынка относится к числу наиболее древних музыкальных инструментов человечества. Считается, что происхождением ее мир обязан Ближнему Востоку. С помощью волынки услаждали свой слух древние халдеи, ассирийцы, египтяне и греки. Имеются письменные свидетельства того, что своими громогласными и протяжными звуками волынка придавала дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам. Предполагается, что именно из Древнего Рима волынка во времена борьбы римлян с варварами перекочевала в Британию и далее в Шотландию, где и приобрела статус народного инструмента и стала национальным символом этой страны. В основе принципа звучания волынки лежит монотонная гармония, сопровождающая голос. Такая форма исполнения музыки в буквальном смысле слова идет из глубины веков. Однако одного голоса, даже исполняющего прекрасную мелодию, как правило, не хватает. Для того чтобы музыкальное произведение воспринималось более живо, голосу требуется что-то дополняющее.

Далеко не каждый музыкальный инструмент может дать музыканту такую возможность. Что касается волынки, то такой возможностью она как раз обладает, позволяя подключить к голосу один или несколько перманентных басов, называемых бурдонами. Заслуженным, пусть и меньшим признанием, чем в Шотландии, пользуется волынка и в других странах. Правда, и называется она там иначе. «Мюзет» – так называют аналог волынки во Франции, «лабанора дуда» – в Литве, «гудаствири» – в Грузии, «иллианпайп» – в Ирландии, «зампогна» – в Италии, «гайда» – в Болгарии. Волынка начала завоевывать Европу в эпоху подъема общеевропейской культуры, связанного, прежде всего, с крестовыми походами и сопутствующими им, помимо горя и разрушений, которые они несли, расширением культурных горизонтов и обменом достижениями культуры различных народов. Но инструментом «для аристократов» королевских дворов Европы волынка так и не стала, оставаясь веками именно народным инструментом, спроектированным для громкого звучания на открытых пространствах, зовущим на жестокий бой и бесшабашный танец.

Волынка навсегда вошла в состав официальных инструментов военных оркестров англоязычных стран и постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Серьезный импульс возвращения волынки в музыкальный обиход стал огромный интерес и мода на стиль «фолк», национальную музыку и танцы. Теперь ее снова можно услышать на фолк-фестивалях, концертах, свадьбах и вечеринках Европы, а в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Испания появляется все больше Pipe Bands – небольших оркестров национальных народных инструментов, где волынщик со своим инструментом все чаще играют центральную роль. Однако развитие волынки не застыло на уровне 19 века – на данный момент разработаны несколько вариантов электронных волынок. Существуют специализированные клавишные MIDI-волынки, некоторые из них позволяют переключать варианты звучания нескольких разных типов волынок.

Волынка народов мира

Волынки известны во многих странах. Во Франции она называется «мюзет», в Литве – «лабанора дуда», в Грузии – «гудаствири», в Ирландии – «uilleann pipe», в Италии – «зампогна», в Болгарии – «гайда». Существовала волынка и на территории нашей страны, где ее называли «дуда». У разных народов волынки различаются по таким параметрам, как материал, размер, количество игровых труб. Тональность, звучание и тембр этих родственных по своей сути инструментов также отличаются друг от друга.

В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. Мех начал служить заменителем человеческих легких в 17 в. в Ирландии. В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. На сегодняшний день насчитывается около 30 разных видов волынок в Европе. У разных народов, волынки различаются материалом, размерами, количеством игровых труб и в зависимости от этого тональностью, звучанием и тембром.

Существовала волынка и на Руси, где у неё было и еще одно название – «дуда». На дуде играли скоморохи, сведения о чем содержатся в «Повести временных лет». Впрочем, до XIII века русские летописцы гораздо чаще именовали скомороха «игрец», «глумец», «гудец», «сопельник» или просто-напросто «волыночник».