Женские образы пьес а. н

Сочинение на тему «Женские образы Островского»

Александр Николаевич Островский в своих произведения раскрывал через женские образы происходящие в девятнадцатом веке события. Его героини чаще всего олицетворяют призму, через которую проходит большое количество конфликтов, как социальных, так и общественных. Женщины в пьесах представляются читателям живым олицетворением эпохи и царящих в ней пороках и идеалах. При этом, как правило, героини не готовы принять ту несправедливость или грязь общества, которые им навязываются всеми окружающими. Наоборот женщины готовы яростно защищать свою индивидуальность, свои собственные идеалы и чистоту.
Если вспомнить пьесу «Гроза» А.Н. Островского, то в ней имеется большое число колоритных женских образов, каждый из которых уникален и по своему привлекателен для читателя. Катерина – молодая и окрыленная своими идеалами девушка, которая совсем недавно вышла замуж. В ее представлении замужество было огромной радостью. Она страстно желала стать женой и матерью, для нее это было бы наибольшим счастьем. Но когда ее мечта сбылась и она вышла замуж за Тихона, то суровая реальность отрезвляет ее. Она не чувствует тех чувств любви к мужу, которых так ждала. Но тут появляется Борис. В нем Катерина находит отклик своим пылким чувствам. Наконец-то случилось то, о чем она так мечтала. Она встретила свою любовь. Однако, трагедия в том, что героиня не может быть с ним вместе. Измена и раскаянья приводят Катерину в отчаянье. Она ради любви поступилась своими непоколебимыми ранее принципами. Но и это не дало ей счастья. Она не видим смысла для дальнейшего существования, и решается на самоубийство.
Совершенно другой вырисовывается Варвара в пьесе «Гроза». Ее образ более изворотливый, хитрый и дальновидный. Для нее брак – это не возвышенное и романтическое соединение двух любящих сердец, а отличная сделка, чтобы выбраться из под гнета матери-тирана, которая управляет совершенно всем в доме. Варвара полная противоположность Катерины. На мой взгляд, эти два образы находятся в пьесе так близко друг к другу специально, чтобы показать читателям, что могло бы стать с Екатериной, если бы она действовала по-другому, более хитро, потакала всем капризам и желаниям Кабанихи. Таким образом, и с таким поведением Екатерина превратилась бы в Варвару. Данный очень продуманный ход применяется Островским не только в пьесе «Гроза».
Немного другая ситуация разыгрывается в пьесе «Бесприданница». В ней главной героиней является Лариса Огудалова. Для нее брак – это также удачная сделка, которая обеспечила бы ей безбедное существование. Ее судьба также складывается не особо удачно. Тот человек, которого она любила, бросил ее и скрылся в неизвестном направлении. Поэтому она решается выйти замуж за первого, кто к ней посватается. Им оказывается не особо богатый мещанин Карандышев. Он счастлив, что наконец-то Лариса ответила на его ухаживания согласием, ведь герой уже давно, но безрезультатно пытался добиться ее внимания. Свадьба должна состояться в самое скорое время, но все планы нарушает приезд Паратова – несчастной любви Ларисы. Он дает ей массу обещаний и надежд на лучшее будущее, который и не собирается выполнять. Но героиня опять доверяет ему и поддается соблазну. Карандышев узнает об этом и собирается страшно отомстить. Выстрел в свою любимую девушку Ларису прекращает и ее и свой собственный позор. Она принимает смерть с благодарностью, ведь пережить такой позор было бы очень сложно.
Итак, женские образы Островского очень разнообразны, но им непременно нельзя не сопереживать и ими невозможно не восхищаться.

Женские характеры в драме "Гроза"

Когда-то Добролюбов назвал главную героиню драмы “Гроза” Катерину “лучом света в темном царстве”. Еще раньше, анализируя пьесы Островского, созданные в первой половине 60-х гг, “Свои люди - сочтемся”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”, “Бедность не порок”, он определил и само понятие “темного царства” - для критика оно было синонимом патриархального уклада жизни, в наибольшей степени сохранявшегося именно в среде русского купечества. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к атому миру и всецело противопоставлена ему, и потому из всех женских персонажей в драме, да и не только женских, лишь она одна является персонажем положительным. Добролюбов создал черно-белую картину “темного царства”, в котором нет и не может быть ничего положительного, светлого, и противопоставил женские персонажи друг другу по принципу их принадлежности или непринадлежности этому миру. Но устраивала ли Островского подобная трактовка, был ли он согласен с определением понятия “темное царство” и противопоставлением действующих лиц под углом зрения Добролюбова? Думаю, что такая точка зрения была упрощением той картины, которую создал драматург.

Из полудесятка женских персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, характеры Марфы Игнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины. Это два основных, во многом противоположных образа, которые в значительной мере формируют взгляд читателя и зрителя на весь мир, обозначенный Добролюбовым как темное царство. Как видно, Островский, в отличие от Добролюбова, не выводит Катерину за пределы патриархального мира, мало того” она немыслима без него. Разве можно представить Катерину без искреннего и глубокого религиозного чувства, без ее воспоминаний о родительском доме, в котором, вроде бы, все то же самое, что и в доме Кабановых, да не то, представить ее без ее певуче-песенного языка? Катерина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха. Стоит сравнить их слова и действия. Речь Кабанихи нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается обычаев и порядков старины, которые она яростно защищает. Кабаниха во всем опирается на авторитет старины, который представляется ей незыблемым, и ждет того же от окружающих. Ошибочно полагать, что Кабаниха подобно Дикому принадлежит к типу самодуров. Такая “самодурная пара” в драме была бы избыточной, а Островский не повторяется, каждый его образ - художественно уникален. Дикой психологически гораздо примитивнее, чем Марфа Игнатьевна, он больше соответствует типу самодура, открытому Островским в его ранних пьесах; Кабанова значительно сложнее. Ни одно из ее требований не продиктовано ее прихотью или капризом; она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаем и традициями. Эти обычаи и традиции заменяют ей юридические законы, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее эти обычаи и традиции, эти правила - святое, но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает эмоционально, как нечто живое и действенное. Переживания и чувства Катерины отражаются не только в ее словах - образ этот сопровождается многочисленными авторскими ремарками; в отношении Кабанихи Островский куда менее многословен.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать, что Кабаниха в “Грозе” (так же, как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру - в его первоначальном значении - в гораздо большей степени, чем Кабаниха, Дикой и все остальные персонажи драмы. Художественное назначение последних - обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многосторонне, насколько это возможно. Так, Варвара идет по линии наименьшего сопротивления - приспосабливается к ситуации, принимает “правила игры” в “темном царстве”, в котором всё построено на обмане и видимости. Она научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу: “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

В Феклуше представляет собой еще один аспект в изображении умирающего патриархального мира: это невежество, стремление по-своему объяснить непонятное, причем объяснить так, чтобы немедленно обнаружилось превосходство своего, то есть превосходство защищаемых догм. Феклуша - жалкое подобие древних странниц, которые когда-то бродили по Руси и были распространительницами новостей, источником чудесных сказаний и особой одухотворенности. В “темном царстве” диких в Феклуше тоже нуждаются, но не за этим: Глаше, девке в доме Кабановой, она нужна для того, чтобы удовлетворить естественное любопытство и скрасить скуку однообразной жизни, Кабанихе - чтобы было кому посетовать на губительные перемены и утвердиться в превосходстве своего перед всем иноземным. Этот образ стал почти фарсовым, не способным вызвать в читателе и зрителе никаких положительных эмоций.

Итак, всем женским характерам в драме “Гроза” отведено свое место системе персонажей с точки зрения их соотнесенности с образом “темного царства”, без любого из них этот образ был бы неполным или односторонним. Катерина представляет собой его лучшую сторону, существование которой не признавал или отвергал Добролюбов, Кабаниха, Варвара, Феклуша - типы характеров, ярко проявляющихся на этапе разложения какого-либо жизненного уклада как симптомы его глубокого кризиса. Ни одно качество, присущее им, не является органической чертой патриархального мира. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал. Он убивает Катерину.

Среди драматургов А.Н. Островский отличается от многих классиков русской литературы. У него нет него идеальных героинь, как, например Елена (роман "Накануне"), Ольга (роман "Обломов"), Островский реалистичен. Ни одного персонажа в его пьесах нет идеального.

Пестрая галерея женских образов в «Грозе», как и в других его драматических произведениях, реалистична и жизненна.

(Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф "Гроза", СССР, 1933 )

Первым персонажем, который представлен в пьесе, является Варвара Кабанова. Эта девушка - дочь Марфы. Будучи умной и хитрой, Варвара презирает устои Домостроя. Она пытается поступать по-своему. Ветреная, беззаботная субретка, уговаривает пойти на свидание с Борисом Катерину. Девушка считает что нужно поступать только так, как хочешь, но нельзя при этом сознаваться в грехах. Героиня не выступает открыто против жестокости порядков. Борется она за свою свободу, пользуясь ложью. А когда мать приказывает запереть дочь, Варвара убегает из дома с Кудряшом, стремясь начать жизнь иную, не основанную на патриархальных законах, проповедуемые ей матерью.

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )

Второй, не менее яркий образ — купчиха Кабаниха. Марфа Кабанова, олицетворяет тиранию и жестокость, деспотизм в семье, которые присущи Калинову. Она считает сложившиеся в ее семье устои Домостроем. Осуждает невестку, поступающую не так, как предписывает закон. А когда Катерина сознается в своем проступке, жестокая купчиха ощущает себя счастливой от того, что у нее появилась причина постоянно унижать женщину, топча обостренное чувство свободы, привитое Катерине в родном доме. В конце пьесы старшая Кабанова остается в пустом доме одна. Дочь убежала с сердечным другом Кудряшом, презрев Домостроевские законы города. Даже любимый сын, который никогда не противоречил матери, отказался от нее. Ее мир и убеждения потерпели крах.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Катерина - главная героиня пьесы. Именно ее душевные страдания наблюдают зрители на протяжении всей пьесы. Будучи искренней, чувствительной, молодая женщина детства жила в окружении любви и заботы родителей. Потому она выросла романтичной мечтательницей. Но девушка выходит замуж и оказывается в другом мире, который пропитан злобой и деспотизмом матери Тихона. Тихон во всем подчиняется маменьке. Жить так ей становится невыносимо, И тогда, решив что-то изменить, Катерина соглашается на уговоры Варвары и идет на свидание с Борисом. Она влюбляется в Бориса. Не сумев справиться с угрызениями совести, молодая женщина погибает, бросившись в воду. Перед смертью Катерина прилюдно кается в греховной любви к Борису. Она идет к обрыву потому, что не видит выхода.

(Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф "Бесприданница" 1936 )

Лариса из Пьесы «Бесприданница» схожа с Катериной по некоторым чертам характера и тем, что обе погибли. Лариса воспитывалась в неполной семье, мать во всем подчиняла девушку себе, решала важные вопросы сама. Именно по ее указанию Лариса должна была выйти замуж за нелюбимого человека.

Мать Ларисы, вдовая дворянка, считала, что нужно быть хитрой. Но без этого женщина выжить просто не смогла бы

Все женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский был против насильственных изменений в обществе, хотя и осуждает подобное. А образ Катерины показывает на назревший конфликт отсталых устоев, необходимость изменений в обществе.

Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы «Гроза». Первый - это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй - это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-своему, не из-под палки, и власти старших покорялась так же. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех страшный, но Катерина пошла на это.

Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, - это воплощенная доброта и прощение. Катерина - истинно трагическая героиня. Ибо герой трагедии - всегда нарушитель некоторого порядка, закона.

Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и не думала протестовать против порядков и мира, в котором жила (и что безосновательно приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность окружающего мира. Конфликта с этим миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт.

Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине взорвался сам, изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь. В сорока оригинальных пьесах Островского, охвативших современную ему жизнь, практически нет героев-мужчин, то есть положительных персонажей, занимающих центральное место. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова - лишь одна из них. Ее часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы».

Основания для этого есть: любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы.

Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный, энергический, как говорил Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир «Бесприданницы» иной, нежели тот, что описан в «Грозе»: в 1878 году, когда появилась пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» же купечество только становится буржуазией, традиционные патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые не приемлет Катерина. Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную любовь, стремится к изящно-красивой жизни. Для этого, несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, подобно бабочке, летящей на пламя свечи.

А сильным характером, цельностью натуры она не обладает. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить протест в отличие от Катерины. Но нет, она проявляет слабость во всех отношениях.

Слабость не только в ее решении убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но и в ее нежелании противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

(354 слова) Женские образы в литературе играют довольно большую роль. Именно слабому полу порой суждено показать жизнь со всеми трудностями и невзгодами, донести определенную идею до читателей и повлиять на общество в целом. Произведения А.Н. Островского славятся разнообразием женских образов, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом отражает те или иные черты, характерные для того времени. Особенно это заметно в его драме «Гроза», написанной в 1859 году.

Катерина Кабанова – главная героиня произведения, именно за ее душевными переживаниями мы наблюдаем всю пьесу. Чистая, искренняя, чувствительная девушка, « луч света в темном царстве». С детства она была окружена любовью и заботой своих родителей, поэтому выросла страстной и мечтательной натурой. Она была открыта миру, ей не надо было притворяться, чтобы выразить свои эмоции. Но затем, выйдя замуж за Тихона, она попала в совершенно другой мир, пропитанный злобой и деспотизмом со стороны ее свекрови. Ей была невыносима такая жизнь, вследствие чего она влюбилась в Бориса. Однако, к сожалению, все закончилось печально: Катерина не смогла совладать со своими муками совести, поэтому она погибла, целенаправленно избрав путь смерти.

Другим ярким образом в пьесе стала Марфа Игнатьевна Кабанова. Богатая купчиха и по совместительству мать Тихона, свекровь Катерины. Она же олицетворение тирании и жестокости – черт, присущих этому Калинову. Больше всего на свете она ценит порядки и обычаи, регламентированные Домостроем. Осуждает своего сына и невестку, потому что они поступают не так, как предписано законом. Даже, когда Катерина признается в своем грехе, Кабаниха счастлива, ведь у нее есть повод вечно унижать молодую женщину. Тем не менее, в конце произведения купчиха остается одна, потому что даже ее единственный сын отказался от нее.

Еще одной интересной героиней в произведении была дочь Кабанихи — Варвара. Умная и хитрая девушка, которая презирает законы Домостроя, и пытается действовать по-другому. Именно она уговорила Катерину встретиться с Борисом, так как в ее представлении нужно делать всё, что хочешь. Героиня никогда не выступит в открытую против жестоких порядков, но она готова бороться за свое счастье, используя ложь. В конце концов, Варвара убегает вместе с Кудряшом из родного дома, чтобы начать другую жизнь.

В пьесе Островского мы видим совершенно разных героинь, отличающихся своим мировоззрением. Каждая из них олицетворяет собой определенную группу людей, живших в то время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!