Жилин и костылин разные судьбы. Разница между жилином и костылином

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой противопоставляет двух героев – офицеров русской армии Жилина и Костылина, служивших на Кавказе и попавших в плен к горцам (которых в рассказе называют татарами).

Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.

В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.

В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.

Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.

Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.

Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.

Средняя школа им. М.Ауэзова

Открытый урок по русской словесности в 5 русском классе.

Тема: Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену

(урок - обсуждение)

Учитель:Кикбаева М.К.

Тема урока « Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену»

Цель: Формирование определенных теоретических понятий: первоначального понимания особенностей рассказа и его сюжета; развитие навыков живого пересказа и читательского воображения, составления характеристик; определяя основную тему и идею рассказа, воспитать стреление к дружбе и миру во всем мире.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого иллюстраци, картины.

План и ход урока .

І. Орг. Момент

ІІ. Проверка домашнего задания (по иллюстрациям)

1. Самые понравившиеся эпизод (пересказ)

2. Обсуждение рисунков учащихся.

    Можно ли по данным рисункам пересказать произведение Толстого?

    Как надо расположить рисунки, чтобы они помогли рассказать о событиях в рассказе по порядку?

Вывод: Эпизоды в художественном произведении даются в определенной последовательности, они связаны друг с другом.

ІІІ. Беседа о Жилине.

1. – На всех ваших рисунках изображены разные герои, но Жилин есть на каждом. Почему?

2. –Подходит ли к Жилину слово «герой» в обычном смысле?

(да, он- настоящий герой: смелый (не боится врагов) совершенный (не бросает товарища)

    Похож ли Жилин на сказочного героя: на Ивана – крестьянского сына, который идет биться с Чудом –Юдом, или на Ивана из сказки Ершован «Конек Горбунок»?

    Правильно, Жилин не ищет славы, но когда приходится, показывает и мужество, и выдержку, и самоотверженность.

    А чем Жилин отличается от этих сказочных героев? (он не сказочный, не вымышленный герой, а реальный персонаж рассказа) (он не совершает ничего чудесного)

    Правильно; рассказ в отличие от фольклорных жанров особенно от сказки, отражает реальную жизнь. И произведение «Кавказский пленник» не зря является былью (от слов «быть», «было»)

3. В начале рассказа сказано: «служил офицером один барин». Похож ли Жилин на барина?

Почему на похож? А кто действительно похож на барина? (Потому что Жилин любит трудиться, все умеет делать, терпелив, жалеет мать. А Костылин ничем себе помочь не может «сразу ноказал свою слабость», «только» мешает Жилину»)

4. Жилин мог бы ненавидеть Костылина, а он как к Кастылину относится? Почему?

(Жилин хоть и ругает Костылина колодой, но все –таки и во второй раз зовет с собой бежать, а при прощании даже поцеловался с ним. Жилин –добрый, незлопамятный, понимает, что Костылину тоже нелегко)

5. Кому тяжелее было в плену: Жилину или Костылину? (Жилину было тяжелее: он брал на себя самое трудное, даже Костылина на себя тащил, подкоп делал. А если бы он ничего не делал, то ему было бы еще хуже: сидеть, стонать, ничем себе на помогая- не легче)

Вывод: тому, кто привык и умеет трудиться, легче перенести трудные условия.

6. Почему Жилин не согласился на выкуп в 3 тысяч рублей

ІҮ. Итак, месяц прожили в ауле. Чем жил аул! Опишите жизнь горцев в ауле. Жили в ауле простые люди, они были добрые, трудолюбивые люди, они сумели оценить мастерство, трудолюбие Жилина, относились к Жилину?

(нет, не все, но многие. Дети и некоторые взрослые с интересом относились, были благодарны за помощь, детям нравились его игрушки;

А красный татарин не любил его и еще старик, который приходил из- под горы)

2. А за что старик не любил пленных? (У него русские убили 7 сыновей, а один сын предался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. От того и не любил он русских)

Учитель: По мысли Толстого, люди все могут жить в дружбе, разные обычаи, разный язык не помешают им, если они с уважением относятся друг к другу.

А мешает война, она разжигает враждебные чувства. Война сделала горцев и Жилина врагами. И не будет у людей огня описывая жизнь горцев, Толстой показывает хорошее знание быта, обычаев горского народа, уважение к ним.

Но у детей нет этого враждебного чувства к пленникам. Поэтому и возникает дружба Жилина с Диной, взаимопонимание между ними.

ІІ. Эпизод прощания Жилина с Диной (чтение по ролям).

1. Давайте остановимся на отдельных деталях слова «как козочка прыгает»

А ведь вначале о ней было сказано: прыгнет прочь, как коза дикая» -почему такая разница (первый раз Жилин смотрит на Дину «чужими глазами»: он ее еще не любил тогда»)

2. Вопросы:

Почему Дина спасла Жилина?

Как Дина называет Жилина? (Иван)

Дину Жилин как называет? (Девушка, Дина, умница)

Что она хорошего сделала Жилину? Чем помогла? (молоко, лепешки приносила, мясо, черешни; помогла выбраться из ямы- шест длинный с крыши принесла, хотела помочь сбить замок с колодки)

Как на это отзывался Жилин

(Чем он ее благодарил)

Жилин делал ей кукол, игрушечную мельницу.

Вывод: Добро делал Жилин, а девочка добром, отвечала на добро, ему спасает жизнь

Только ли он Дине помогал?

(Нет, он всем помогал)

ІҮ. Давайте вспомним эпизод о первом побеге пленников.

Как Жилин и Костылин ведут себя в плену? (Жилин изучает местность, жизнь горцев, а Костылин ничего не делает, только спит).

Кто из них проявляет заботу о товарище, готов помочьв трудную минуту: (конечно, Жилин)

Как они относятся к трудностям (Жилин терпит. А Костылин - начинает охать, жаловаться)

Что самое главное в характере Жилина (настойчивость) Еще в самом начале Жилин думал «Я уйду» написал письмо о выкупе с неправильным адресом.

А у Костылина что главное в характере? (трусость)

Кого из них положительный герой? (Жилин)

Каким должен быть положительный герой (обладать полож. Припятственными качествами добротой, терпеливостью, мужеством, смелостью)

Есть ли эти качества у Жилина?

А почему, Костылина можно назвать положительным героем, почему?

Давайте сравним Жилина и Костылина и ответим, почему Костылина нельзя назвать положительным героем.

Костылин

Внешность

Худой, легкий

Грузный, пухлый, тучный, весь красный, толстый

Поведение в плену

Наблюдает, знакомится, рукодельничает, готовится к побегу

Писал домой, ждал присылки денег, скучал, сидел, считал дни, когда письмо придет, или спал разболелся, стонал спал.

При побеге

Сделал подкоп, прикормил, собаку, дорогу пометил, подсадил на спину Костылина

Жаловался на сапоги, ноги стерли, просил отдохнуть, отказывался идти, обессилел (рассолодел)

Вывод: Жилин – умный, наблюдательный, предусмотрительный, добрый, терпеливый, мужественный, смелый, трудолюбивый.

Костылин- ленивый, трусливый, беспомощный, жалкий

Фамилии Толстой выбирает говорящие, Жилин и Костылин, они способствует раскрытию характеров и делает образы более яркими.

Образы Жилина и Костылина в произведении противопоставлены друг другу, соотносятся по принципу антитезы. (Определение)

    Каким был первый побег? Удачным или нет? Кто же был виноват?

    А во второй раз почему Костылин не убежал из плена с Жилиным? (Он отказался, у него не было сил бежать)

    Каков результат второго побега? (Удачный Жилину удалось добежать до своих)

    Как вы думаете, если бы Жилину и во второй раз не удалось бежать, попытался бы он еще бежать? (Да конечно) Почему? (Потому что Жилин уже в начале поставил цель сбежать из плена)

    Как можно эту черту характера у Жилина назвать? (Целеустремленность)

ҮІІ. Давайте, сделаем из всего выше сказанного вывод, какова основная мысль произведения людей обьединяет мир и дружба, а война разобщает. Нужно, чтобы все народы и нации уважали друг друга и понимали, только тогда можно установить мир на всей земле.

ҮІІІ. Подведение итогов.

1. Сегодня мы с вами рассмотрели рассказ Л.Н.Толстого, анализировали эпизоды, отдельные детали, получили некоторые понятия о литературоведческих терминов.

ІХ. Домашнее задание: устное сочинение: «Что мне понравилось в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»

Х. Комменитирование оценок.

Костылин

1.спит, ничего не

2. охает, начинает

жаловаться

3. отказывается от

1. изучает местность, жизнь горцев

2. к трудностям относится терпеливо

3. делает игрушки

4. готовится к побегу, делает подкоп


1. делал ей кукол

2. сделал игрушечн

мельницу

3.помогал чинить

часы горцам

4. пленный у горцев

1. приносила молоко, лепешки, черепешки

2. помогла выбраться из ямы

3. пыталась сбить замок с колодки

4. дочь хозяина татарина

1.Попадают в плен

2. пишут письма домой по угрозой

3. мечтают о возвр

Цели и задачи урока:

  1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;
  2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;
  3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя: тема и цель урока.

III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:

  1. Поведение героев в критических ситуациях.
  2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
  3. Отношение окружающих к героям.

1. Поведение героев в критических ситуациях.

Беседа по вопросам.

1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?

  • Жилин и Костылин попадают в плен;
  • Татары требуют выкупа;
  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;
  • Первый побег из плена;
  • Второй побег.

2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.

Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.

Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.

Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”

3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.

Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.

Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?

Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его.

- Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

Костылин – надеется на судьбу. Спит.

Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.

4) Сцена первого побега из плена.

Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за Костылина побег сорвался.

5) Второй побег.

- Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?

Чтобы расположить татар.

Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?

Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.

Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.

Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.

2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.

Как Жилин и Костылин относятся к людям?

Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.

Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.

Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.

Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.

Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.

Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.

Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.

Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.

Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.

- В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?

Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.

Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.

Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.

- Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?

Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.

Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.

Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.

3. Отношение окружающих к героям.

Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.

Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.

Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.

Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.

- Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина?

Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.

- Жилин добр только по отношению к Дине?

Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.

Приносит ли пользу людям доброта Жилина?

Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.

Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.

Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.

Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.

IV. Работа с иллюстрациями.

Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях

Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.

Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.

Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации.

1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки.

V. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие главных героев.

  1. Правда светлее солнца.
  2. Смелость города берет.
  3. Храброму смерть не страшна.
  4. Не место красит человека, а человек место.
  5. Великому кораблю велико и плаванье.

Костылин:

  1. От волка бежал, да на медведя попал.
  2. В тихом омуте черти водятся.
  3. Не смейся, горох, не лучше бобов.
  4. Пустили козла в огород.
  5. Шило в мешке не утаить.

Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”).

Почему вы нарисовали этот эпизод?

VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков.

Почему данные отрывки понравились?

VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костыли н”.

Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.