Биография шагала. Шагал марк захарович - чтобы помнили

Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунутся в удивительный сказочный мир Марка Шагала.

Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. Двое влюбленных парят высоко в небе над маленьким уютным Витебском. Мужчина и женщина, сбежав от мирской суеты, вознеслись над сонным городком. Нетрудно узнать в этой паре самого Шагала и его возлюбленную – Беллу. Наступил долгожданный момент встречи после утомительной разлуки и теперь они могут всецело отдаться наслаждению друг другом, забыв обо всем. Любуясь ими, фразы «парить в небесах» и «летать от счастья» уже не кажутся такими надуманными и иррациональными, граница между сном и реальностью размывается.

Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего. Большое внимание уделено женственному образу Беллы. Вся её наружность говорит о её чистоте, невинности и молодости: волосы, уложенные естественно, глубокий спокойный взгляд чёрных глаз, кружевная блузка и длинная черная юбка. Она в безопасности, её жених держит её крепко, хотя и поза его легка и непринужденна.

Однако Шагал, придерживаясь своего стиля, недостаточно прорисовал крупные объекты. Городской ландшафт и архитектура изображены схематично, все будто покрыто дымкой. Выбор цветовой гаммы картины тоже не случаен. Серый и безликий город в контрасте с насыщенными оттенками одежды влюбленных говорит нам о превосходстве искреннего чувства над скучной обыденностью.

Но не только сила любви отрывает эту удивительную пару от земли, но и сила искусства. Вся сила и мощь живописи Шагала соединилась в этой картине – и кубизм, и футуризм, и настоящая любовь.

Творчеству Шагала всегда был присущ мифологизм и фольклоризм. Все его картины наполнены волшебством, но история любви Шагала с Беллой, его главным архетипом и музой, была реальной. Все свои работы он посвящал ей, всегда советовался и прислушивался к любимой.

Разгадка тайны этой картины кажется невозможной. Каждый увидит по-своему. Но, несомненно, равнодушным не останется никто. Ведь она отсылает к такому вечному, светлому и простому – настоящей любви. А это сможет почувствовать каждый.

Р одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле - во всех странах, где он жил и работал .

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

«Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

Марк Шагал

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста . В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах» .

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу - Беллу Розенфельд.

«Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».

Марк Шагал

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд - «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях - от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма - было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» - здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», - думал я. <...> Мое искусство не рассуждает, оно - расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине - в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Шагал - основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru

Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com

Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru

После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Марк Шагал

Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич , Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву . В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии - печати рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя . Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом - всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes - «Мертвые души». Один комплект гравюр - 96 работ - Марк Шагал подарил Третьяковской галерее .

Марк Шагал. Синяя корова. 1967

Марк Шагал. Голубая рыба. 1957

Марк Шагал. Сотворение мира. 1960

Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

Монументальное искусство Марка Шагала

В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся - выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.

В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, - «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

Марк Шагал. Свадебные свечи. 1945

Марк Шагал. Вокруг нее (Памяти Беллы). 1945

После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, - у пары родился сын Дэвид, - а после - на Валентине Бродской.

Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.

В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею .

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.

Чтобы понять Шагала Марка Захаровича, краткой биографии может быть и недостаточно. Поэтому познакомлю вас не просто с датами, а образом жизни, мыслями, переживания, творчеством. Хоть полного каталога работ нет и достоверно неизвестно количество всех шедевров, покажу наиболее известные полотна, которые будоражат сознание людей во всем мире уже не одно десятилетие.

Биография

Настоящее имя Марка Шагала– Моисей Хацкелевич Шагал. Художник имеет белорусско-еврейское происхождение, родился в Витебске 7 июля 1887 года. Имел российское и французское гражданство, значительную часть жизни прожил в родном городе, Санкт-Петербурге, Москве, также ему нравилась жизнь в Провансе Франции. Помимо этого работал в США, Израиле, многих странах Европы. Облик Витебска и деревень поблизости, провинциальный быт, фольклор – эти образы, мотивы прошли через все творчество художника, где бы он не находился.

Живописью Марк начал заниматься еще в детстве. Так его первый учитель – Юдель Пэн – видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века. Далее его образование продолжилось уже в Санкт-Петербурге. Как сам художник писал: «… я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено!» Сказать, что отец поддержал его решение будет неправдой, но в то же время силой в Витебске не задерживал. Дал 27 рублей и обещал, что помогать в будущем не собирается.

В Питере Марк Шагал занимался под руководством Николая Рериха в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Но, к счастью, у художника была возможность узнать, какое впечатление его картины произведут на европейского зрителя уже в 1911 году. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.

В 1913 году в «Академии Марии Васильевой» открылась первая персональная выставка художника в Париже. В этом же году состоялся показ полотен в Первом Немецком Осеннем Салоне Берлина.

После выставки в Германии художник Марк Шагал возвращается в Витебск. Он не собирался надолго задерживаться в родном городе, его тогдашняя цель – жениться и забрать возлюбленную с собой в Европу. Но планы в жизнь не воплотились. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагала часто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.

Личная жизнь

Друзья Марка во времена его учебы в Санкт-Петербурге – молодые интеллигенты, увлеченные поэзией и искусством. В этих кругах он и встретил свою первую жену и, как бы пафосно это не звучало, музу всей жизни – Беллу Розенфельд. Современники художника характеризуют его, как сверх обаятельного человека с улыбкой, которая располагала к разговорам по душам. Вот именно такой открытый человек и предстал перед Беллой.


Вернувшись в Россию после жизни во Франции, в 1915 году Марк женился на Белле. Через год у пары родилась дочь, которая впоследствии стала исследователем творчества отца, его биографом. Позднее художник женился повторно. Всего же у него было три жены, в том числе одна гражданская, но сердцем он всегда был предан Белле.

Творчество Марка Шагала

«Нарушитель гравитации» именно так назвал Марка Шагала сценарист и драматург Дмитрий Минченко, который изучал жизнь и творчество художника, был знаком с его родными и друзьями.

Как ни странно, но художники-реалисты всегда утверждали, что Шагал не умеет писать. В его работах много иррационального, метафоричного, порой даже экспрессивного.

Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Люди, которые исследовали его работы, считают, что это связано с тем, что художник родился в пожаре. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В такой суматохе и появился гений. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Только со временем пояснил, что такая цветовая палитра появлялась во времена его жизни, переполненные переживаниями, мыслями о близости смерти.

Очень характерные работы Шагала в период Первой мировой войны, но нельзя сказать, что их «пронизывал дух борьбы» или что-то подобное. В 1915-м Марк Захарович женился, поэтому большинство произведений – подтверждение счастливого брака. В это время появились картины «День рождения», «Двойной портрет с бокалом вина». Хотя художник порой поднимал в работах социальные проблемы общества, но все они были выписаны аллегорически.

Марк Шагал любил на своих полотнах изображать ссылки к пословицам и различным народным мудростям, таким образом он подчеркивал привязанность к народу, к его уму, и в то же время как будто затевал игру со зрителем. В таком случае не удивительно, что образность мысли – вот что необходимо людям для восприятия полотен.

Если хотите узнать, что о себе и окружающем, своем гении думал сам Марк Шагал, рекомендую прочесть автобиографическую книгу «Моя жизнь». Она есть в открытом доступе в Интернете.

Марк Шагал – картины с названиями

«Белое распятие», 1938


Картина – аллегория на преследование евреев в Центральной и Восточной Европе. Когда Марк Захарович впадал в депрессию, у него рождались сложные отношения с реальностью, он начинал писать распятие. В то время, когда жил художник, распятие, написанное евреем, приравнивалось к нулю, его никогда никто не покупал. И Вава (Валентина Бродская вторая законная жена Шагала) говорила мужу, что писать стоит цветы, спрос на которые точно будет.

«Прогулка», 1917


Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Раскрывается извечная тема любви. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда.

«Белла в белом воротничке», 1917

На картине изображена Белла, которая возвышается над всем, в том числе и жизнью художника. Она символизирует вездесущность образа любимой.

«Я и деревня», 1911


Картина соткана из различных фрагментов-воспоминаний, которые в отдельности порождают разные ассоциации, но обязательно связанные с Витебском.

«Автопортрет с семью пальцами», 1913


Эксцентричный портрет-интерпретация еврейской пословицы о мастере на все руки. Картина-шутка над собственным мастерством.

«Над городом», 1918


Это третья картина триптиха из полотен «Двойной портрет с бокалом вина», «Прогулка» и собственно «Влюбленные над городом». Она является воплощением метафоры «летать от счастья». Автор изобразил на картине все самое важное в тот период его жизни – семейное благополучие с Беллой и родной город Марка Шагала – Витебск.

«Лежащая обнаженная», 1911


Марк Захарович любил писать обнаженных женщин, подобный образ можно не раз встретить на его полотнах. Он восхищался совершенством и абсолютной красотой. Родные художника рассказывали, что и сам он любил порой в мастерской писать абсолютно голым, что давало открытость идеям, повышенную восприимчивость.

«Скрипач», 1923-1924

Сюжет картины характеризуют словом «слишком», добавляя к нему «насыщенно», «необычно», «колоритно». Этим характеризуется некая динамика полотна, его внутренняя энергетика.

Категория Национальность: Гражданство:


Жанр:

художник и поэт

Марк Заха́рович Шага́л (фр. Marc Chagall , идиш מאַרק שאַגאַל‎ ; 6.07.1887, Лиозно , Витебская губерния - 28.03.1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс , ) - российский и французский художник, график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века .

Биография

Детство

Арт-центр Марка Шагала. Витебск

Дом-музей Марка Шагала. Витебск

Моше Сегал родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. . Вырос в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей, по воспоминаниям художника, фамилию изменил на «Шагал» отец.

И отец, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух), и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Моше провёл в доме своего деда в этом местечке. С 1900 по 1905 гг. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой - Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске , одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок - для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.

В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Государственной думы М. Винаверу , купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж . Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни , О. Цадкин , чуть позже - Х. Сутин и другие. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В 1911–13 гг. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине . Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург; «Ослиный хвост», 1912, Москва; «Мишень», 1913, Москва, и другие). В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После ее открытия Шагал уехал в Витебск; в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г.

В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал её своей музой. Вскоре после свадьбы Шагал был призван в армию и направлен в Петроград, где занимался канцелярской работой, избежав отправки на фронт. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).

Возвращение в Витебск

В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России. В 1918 г. Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. В начале 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого , К. Малевича и других художников.

Москва

Вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. Эти разногласия переросли в открытый конфликт, и в начале 1920 г. Шагал покинул школу и уехал в Москву , где по рекомендации А. М. Эфроса работал в Еврейском камерном театре , руководителем которого был А. Грановский . За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов!» («Поздравляем!») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима» , который в то время возглавлял Е. Вахтангов.

В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград; 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В 1921–22 гг. принимал активное участие в еврейской художественной жизни - был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом , организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).

В 1922 г. Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 г.; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт» , март–июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).

Возвращение во Францию

В конце 1923 г. Шагал поселился в Париже, где познакомился со многими авангардистскими поэтами и художниками - П. Элюаром, А. Мальро, М. Эрнстом, а также с А. Волларом, меценатом и издателем, который заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии . Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль ; во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Тогда же побывал в Египте . Шагал постоянно поддерживал тесные связи с еврейскими литераторами и деятелями национальной культуры.

В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре », издававшемся П. Маркишем и другими (см. также У. Ц. Гринберг). В 1920–30-х гг. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам , Прага и другие), а также изучал классическое искусство.

В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В том же году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937–39 гг. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. В 1937 г. Шагал принял французское гражданство.

Эмиграция в США

В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в 1941 г. по приглашению Музея современного искусства переехал в Нью-Йорк . В Нью-Йорке, Чикаго , Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала.

М. Шагал (в центре) среди преподавателей Школы искусств и ремесел Бецалель. Иерусалим

В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 - «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла; ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже; за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.

В 1951 г. Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалимe , побывал также в Тель-Авиве и Хайфе . Следующие поездки в Израиль состоялись в 1957, 1962, 1969, 1977 гг. Визит в 1969 г. был связан с открытием нового здания Кнесетa , для которого Шагал спроектировал декоративные полы, ковры и настенные мозаики. (В 1977 г. Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.)

С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график; с 1950 г. начал работать в керамике, в 1951 г. сделал первые скульптурные работы, с 1957 г. занимался витражами, с 1964 г. - мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море » и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса » в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.

В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. С 1950-х гг. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена ; 1955, Ганновер; 1957, выставки графики - Базель, Париж; 1963, в нескольких городах Японии; 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж; 1984, Ницца, Рим , Базель, и другие).

Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва; 1989, Токио; 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва; 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция , Феррара , Нью-Йорк, Чикаго; 1993, Иерусалим, и другие).

Творчество Шагала

Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.

Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально и в то же время органично переосмысленных и образующих единое целое. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала XX в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.

"Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником ", - сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя И. Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашел выражение и в особенностях его образного строя. Уже в первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Тем не менее, все ирреальные образы - скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди - не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора . Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) - принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Начало пути, Париж

В первые годы творчества местом действия его произведений является Витебск - улочка, площадь, дом («Мертвый», 1908, Центр Помпиду, Париж). В этот период в пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствуют черты гротеска. Они напоминают театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового; формат картин приближается к квадрату («Шаббат», 1910, Музей Людвига, Кельн).

Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями, из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние; в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства еврейского авангарда в России. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала; они часто сочетаются с черным, иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Пьющий солдат», 1911, там же; «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Основные темы этого периода - художник и искусство, с одной стороны, и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен; «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Русский период (1914–22)

Тематика и стилистика Шагала разнообразны - от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе - Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра, и т. д.

Возвращение во Францию

Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги своей жизни; он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой. Почти до конца 1920-х гг. Шагал занимался в основном графикой - книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г.). Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала; в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры; меняется сам характер графики. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере.

В эти годы Шагал продолжал заниматься живописью, писал много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923–26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Следующие десятилетия были наполнены драматическими историческими событиями; кроме того, Шагал перенес личную трагедию - смерть жены в 1944 г. Элегическое настроение, свойственное ранним работам Шагала, особенно «русского периода», сменилось предчувствием трагедии, которая вскоре разразилась («Время - река без берегов», 1930–39, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В конце 1930-х гг. ощущение надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях» («Белое распятие», 1938, Институт искусства, Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи). Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но », все - Музей «Библейские образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).

Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники - светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров - давала художнику дополнительные возможности. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы - четыре группы по три витража в каждой - продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета, использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника .

Живопись Шагала 1970–80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника в прошлое - к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе - галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели - размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража.

Литература

На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, в начале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Часть из них переводились на иврит , белорусский, русский , английский и французский языки. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории - например, поэма «Памяти еврейских художников - жертв Катастрофы».

Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала - в переводах с идиш и написанных по-русски - опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма», М., 1989).

Память

Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде - великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни.

Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш ‏מאַרק שאַגאַל‏‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →