Единство конструкции и декора в народном жилище. Презентация на тему "исаак ньютон"

Конспект урока для 5 класса

Русская изба, ее конструкция и декор, их единство

(1 из 2 уроков темы)

Шелкова Наталья Сергеевна

Цель урока: - подробно рассказать учащимся о традиционном русском доме: его конструкции, планировке, назначении отдельных частей, украшениях и способах строительства;

Пробудить интерес к русской истории и традиционному русскому быту;
- показать ценность русской традиции строительства дома для современности.

Материальное обеспечение: ноутбук и телевизор для демонстрации презентации, иллюстрации к русским сказкам (В. Конашевича, И. Билибина), репродукции картин русских художников (В.Васнецова, Н.Рериха). Бумага, карандаши, краски (гуашь, акварель).

План урока :

1.Организационная часть: проверка готовности к уроку.

2.Изучение нового материала: рассказ учителя, показ иллюстраций к сказкам, беседа с учениками. Показ презентации с подробным объяснением слайдов.

3. Закрепление нового материала: вопросы к ученикам. Повторение новых понятий и терминов одновременно с их показом на экране

4.Рисунок русской избы (карандаш). Эскиз композиции (небольшой). , изображающей несколько домов в пейзаже.

Ход урока

Изучение нового материала. Тема нашего урока - традиционная русская изба - до сих пор обычное жилище сельского жителя. Так называется теплый дом из бревен (сруб) обязательно с печью, т.е. предназначенный для нашего довольно сурового климата. Основным строительным материалом на Руси было дерево - его всегда было достаточно, оно легко обрабатывается и прекрасно сохраняет тепло. Дома строили из хвойных смолистых пород (сосны, ели) - они меньше гниют и обладают прямоствольностью. Зато щепу и лемех для крыши делали из осины, которая под действием влаги уплотняется и становится серебристой.

Качества материала в строительстве определяют и конструкцию сооружения - основу его надежности и долголетия. Избу складывали из соединенных по углам четырех горизонтальных бревен(венцов). Прямоугольный сруб назывался четверик, крытый четверик - клеть. Самое простое жилище - изба из одного сруба с сенями. Для содержания животных и ценных припасов, прирубали большой сруб сбоку или сзади дома. Для детей прирубали сруб поменьше, добавляли второй этаж - и дом разрастался в ширину, высоту и назывался хоромы. Жилая изба часто строилась на подклете- низком хозяйственном этаже с маленькими в полбревна окнами для освещения. Под крышей делалась светелка - помещение с окнами на 3 стороны и потому светлое. Там девушки вышивали, ткали и плели пояса для приданого. К дому пристраивалось высокое крыльцо, которое вело в сени, соединяющее хозяйственные и жилые помещения. Вдоль фасада перед окнами шел балкон с резными балясинами.

Особенностью конструкции древнерусской избы было то, что она строилась без единого гвоздя. Крышу тоже строили без гвоздей. Боковые стены над четвериком надстраивались в виде треугольника и на них укладывались слеги, а на них - тес крыши. Тес нижним краем упирался в водосливы, которые держали курицы, а сверху его прижимал охлупень.

Таким образом, изба была разборным сооружением, все части которого заменялись по мере надобности - заменяли сгнившие нижние бревна, тес крыши, водосливы. К дому пристраивали и новые клети нужного размера. Простота и удобство строительства и эксплуатации объясняет,почему традиционный дом сохранился до наших дней и сейчас пользуется большой популярностью.

Но помимо удобства, русская изба красива. Не только благодаря пропорциям, разнообразию форм и красоте материала, но и благодаря своим украшениям. Рассмотрим главные из них - наличники, полотенца, причелины. Вспомним, что все украшения в народной одежде, посуде, тканях были сначала магическими, имели символический смысл. Круги на крыше и фасаде обозначали солнце, ромбы и квадраты - землю и поля с семенами, волнистые линие -воду и облака с дождем, то же обозначали птицы, конь и олень. Все это было изображение обожествленных сил природы, которые должны были защитить дом, вписать его в мироздание. Одновременно с этим поражает как красиво эти знаки вписываются в общий ритм линий, пропорции отдельных частей дома, не нарушая, а подчеркивая их гармонию. Если присмотреться декоративные детали неразрывно связаны с конструкцию дома - они подчеркивают главные вертикали(опоры) и горизонтали(линия крыши) дома. Добавляют к однообразию фактуры бревенчатой стены разнообразие фактуры изображений наличников. Они, прикрывают щели между разными частями, защищая дом от ветра и дождя. Иначе говоря, украшения являются неотъемлемой частью дома, связанной и с его планировкой, и с конструкцией, создавая с ним одно гармоничное целое. Это качество настоящей архитектуры, которая не терпит пустого украшательства в ущерб конструктивности и удобству.

Повторим несколько необходимых новых понятий и терминов

Изба - тес конструкция

Сруб -охлупень декор

Венец - светелка

Клеть -курицы

Четверик - полотенца

Подклет - наличники

4. Дети делают рисунок русской избы.

Слайд 2

​Музей-заповедник Кижи

Музей-заповедник деревянного зодчества – Кижи расположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озера.

Слайд 3

Русская изба

Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, моя крепость».

Слайд 4

Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.

  • Слайд 5

    Строительство избы

    • После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где рань­ше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась полом­ка или - всего хуже - пролилась кровь.
    • После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замк­нутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.
  • Слайд 6

    Суеверия

    • В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами.
    • Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи (злые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой.
  • Уроки изобразительного искусства в 5кл.

    (по программе Б.М. Неменского)

    Тема :. Единство конструкции и декора в народном жилище.

    Идея : Глаголем, кошелем и брусом

    И каждый со своим лицом.

    Цель: Ознакомление учащихся с понятием избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.

    Технологии обучения : проектно-исследовательская.

    Ключевые компетенции : общекультурные, учебно-познавательные.

    Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы, развивать умение работать в группе.

    Понятия : фрон-тон, наличники. причелина, лобо-вая доска, растительный и зооморфный, геометрический виды орнаментов, типы орнаменталь-ных композиций: линейная, сетча-тая, рамочная, ге-ральдическая.

    Оборудование для учителя : Иллюстрации к русским народным сказкам, образец избушки из бумажных трубочек, презентация «Русская изба», иллюстративный материал учебника стр. 18-27

    Структура урока:

    Фаза 1. Инициация. Работа с эпиграфом.

    Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Решение проблемного вопроса.

    Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Планируемый результат.

    Фаза 4. Интерактивная лекция . Информация с показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».

    Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Заполнение таблиц. Игра «Исследователь-эксперт».

    Фаза 6. Подведение итогов . Обсуждение эпиграфа урока.

    Ход урока.

    Фаза 1. Инициация.

    Чтение идеи-эпиграфа на доске:

    Глаголем, кошелем и брусом

    Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом

    И каждый со своим лицом.

    В. Федотов. (Учебник, стр. 18)

    Подумайте, почему мы взяли такой эпиграф, ответ на этот вопрос мы постараемся получить к концу урока.

    Фаза 2. Вхождение или погружение в тему

    Рассмотрите иллюстрации учебника. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

    Правильно. Вы сами сегодня будете выступать в роли народных мастеров. Посмотрите на мой макет, как вы думаете, как можно изготовить этот дом. (Дети должны увидеть, что изба сделана из трубочек, склеенных между собой). А как и чем можно украсить избу вы узнаете, работая самостоятельно в группах.

    Фаза 3. Формирование ожиданий учеников

    Как вы думаете, у вас получиться справиться с задачами урока? Какую оценку вы планируете получить в конце урока?

    Фаза 4. Интерактивная лекция.

    Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба».

    В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнитель-ной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хо-зяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.

    Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые мог-ли проникнуть вездесущие навьи. Ще-ли в оконцах, сквозняки, зимний хо-лод, все, что могло причинить бо-лезнь, - все это преображалось в соз-нании древних людей в образы неви-димых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу-жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!

    Найдите изображения наличников на страницах учебника, попробуйте расшифровать символы- образы.

    Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Игра «Исследователь-эксперт».

    Самостоятельно прочитайте информацию в карточке. Сейчас вы исследователи . Выпишите новые слова и подумайте, все ли вам понятно. Если есть вопросы, запишите их.

    Карточка. Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.

    Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фа-сад - причелина.

    Причелина с левого края кровли содержала символы восходя-щего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солн-це. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - по-лотенце - полуденное солнце в зените.

    «Конек» так называется верхняя часть крыши, у них резной, а на крыше сидит веселый петушок, вырезанный из дерева, или возвышается голова коня. Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах.

    Поменяйтесь карточками с соседней группой. Теперь вы эксперты . Проведите экспертизу полученных материалов, помогите ответить на вопросы своим товарищам.

    Снова поменяйтесь карточками. Отчет групп о своей работе.

    Практическая работа . Каждая группа делает свою избу. Как ее украсить учитель показывает во время практической работы, спрашивая, какими элементами будем украшать. Ответы дети находят в своих таблицах

    Фаза 6. Подведение итогов. Итогом служит обсуждение эпиграфа урока.

    Скажите, как вы понимаете слова В. Федотова? Что значит: и каждый со своим лицом. А ваши дома имеют свое лицо? Что для этого необходимо сделать? Должно ли сочетаться украшение дома с его строением? Главное - подвести детей к понятию: единство конструкции и декора в народном жилище.

    Заполнение оценочных листов.

    Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи.

    Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе - хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге - ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь урок!

    Домашнее задание: Рассмотрите декоративное убранство домов по дороге домой. Обсудите с родителями убранство вашего дома (в основном дети класса живут в частных сельских домах.

    • Дом – космос. Единство конструкций и декора в народном жилище.
    Задачи:
    • Познакомить учащихся с понятием изба, как традиционного русского жилища, единством его конструкции и декора.
    • Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
    • Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов;
    • Развивать творческую и познавательную активность;
    • Формировать практические навыки работы с конкретными материалами, умение передавать единство формы и декора избы (на доступном данном образе).
    • Развивать умение работать в коллективе.
    План урока:
    • Просмотр фильма «Кижи»;
    • Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением;
    • Постановка художественной задачи;
    • Практическое выполнение задания;
    • Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.
    Колокольный звон
    • Ребята! С давних времен голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и пско-вичей на вече, предупреж-дал о появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон позовет на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон выведет тебя к жилью.
    14 октября – праздник Покрова Святой Богородицы
    • К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби.
    • Села наполнялись обычным в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С Покрова наступало время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.
    Семья на Руси
    • Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.
    Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
    • Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
    • Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разроз-ненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
    ДОМ – жилище человека
    • С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?
    • На самом деле эти три буквы очень символичны:
    • Д – похоже на строение, сооружение;
    • О – практически у всех народов, является символом оберега;
    • М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.
    Верхний мир - ПРАВЬ
    • Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир - ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Правь - мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало.
    Средний мир - ЯВЬ
    • Средний мир - ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Явь - мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало.
    Нижний мир -НАВЬ
    • Нижний мир -НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.
    • Были и чужие мертвые - «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду. Символом этого мира является змея.
    Мой дом – моя крепость
    • Но есть у человека надежная защита - его мир, его дом. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.
    Место для усадьбы
    • После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или - всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно!
    После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
    • После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
    Без Троицы дом не строится
    • Чтобы семья была счастлива, он должен быть выстроен по всем правилам и приметам: лес для строительства выбран особый, чистый (таким считался дуб, берёза, ясень), крепкий, начало строительства – день весеннего равноденствия (21 марта), а окончание – ко дню летнего солнцестояния, или, позже, к Троице («Без Троицы дом не строится»). Рубили избу, как правило, прямо в лесу, брёвна нумеровали, перевозили и уже на месте собирали, укладывали. Пазы между брёвнами утыкивали болотным мхом, который не только служит теплоизолятором, но и имеет свойство убивать микробы, отчего древесина служит дольше.
    Конструкция русской избы
    • Охлупень
    • Причелина
    • Кровля
    • Слеги
    • Курица
    • Водотечник
    • Красное окно
    • Самцы
    • Завалинка
    • Волоковое окно
    • Соединение бревен
    • «в обло»
    • Соединение бревен
    • «в лапу»
    Порог
    • В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнитель-ной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.
    Окна
    • Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. В избе делали окна, выходящие на юг или на восток, но ни в коем случае не на запад и север.
    • Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу-жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
    Наличники на окнах русских домов Охлупень
    • Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек».
    Причелина
    • Резная доска, закрывающая выход слег на фасад - причелина.
    Полотенце
    • Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце - полуденное солнце в зените.
    Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.
    • Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами.
    Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах. Внутри дома тоже украшались.
    • Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах. Внутри дома тоже украшались.
    КИЖИ Сказочные терема
    • «Колобок»
    Сказочные терема
    • «Курочка ряба»
    Сказочные терема
    • «Теремок»
    Сказочные терема
    • «Репка»
    Практическое задание
    • Нарисовать сказочный домик, проиллюстрировав одну из сказок «Колобок», «Снегурочка», «Гуси – лебеди» и т.д.