Характеристика полковника из рассказа после бала. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.Почему полковник,как будто любящий,внимательный отец,оказался жестоким по отношению к солдатам?Был ли он двуличным человеком,лицемером

Иван Васильевич, главный герой рассказа "После бала" Л.Н.Толстого, предстает перед нами в роли рассказчика, который уже имеет большой опыт на своем веку.

Он переносит нас в прошлое, во времена, когда он был беззаботным студентом, покоренным любовью. Его сердце захватила Варенька Б..., молодая девушка с грациозными и величественными повадками.

Дело было на балу у губернского предводителя. "Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского" - так описывал автор. Там он танцевал до упаду и, конечно, больше всего с Варенькой.

Тут Иван Васильевич впервые встречает отца своей возлюбленной. Это был статный и величественный мужчина, уважаемый среди высшего общества. Стоит сразу отметить, что его внешний вид говорит о служении и подчинении Николаю I: "Лицо румяное, с белыми, как у Николая I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками".

Рассказчика особенно умилил и восхитил танец отца и дочери, который выдавал всю грациозность этой семьи.

От глаз студента не укрылось, что полковник не баловал себя новыми модными сапогами, очевидно, тратя большую часть денег на дочь. У молодого человека сложилось исключительно положительное мнение об отце своей возлюбленной, но вскоре оно изменится.

Бал подошел к концу, окрыленный от него студент пошел домой и, само собой, не смог заснуть, мучая себя мыслями лишь об одной персоне. И он решил пойти на улицу к ее дому.

И увиденное там его поразило. Сперва его настигла "жесткая, нехорошая музыка", из-за тумана он стал различать темные фигуры и сразу догадался, что это, должно быть, солдаты. Первая мысль, посетившая его, была: "Верно, ученье". Но узнав от проходившего мимо кузнеца, что сейчас собираются гонять татарина за попытку побега, пошел поближе со всем своим бескрайним любопытством.

Увидев, что все это возглавляет отец Вареньки, он был шокирован и разочарован.

Происходившее зрелище было непонятно ему. И жалобное "Братцы, помилосердуйте" оставило темный след на сердце, все нутро говорило, что это неправильно. Но полковник оставался равнодушен или пытался таковым быть, он "шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивая в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу". Но вся грозность была им показана, когда он начал кричать и бить одного солдата, который недостаточно сильно ударил татарина. И, когда полковник увидел Ивана Васильевича, сделал вид, что не знает его, что говорит о том, что для него важнее выполнение приказа, а не человечность.

Перед главным героем предстало две сущности одного и того же человека, что заставило его задуматься о реальности происходящего, а не только о праздности и радости.

Этот случай хорошо показывает нам, что люди меняются в различных ситуациях. И не стоит судить о человеке, встретив его впервые, ведь позже вы можете быть удивлены.

Л.Н. Толстой «После бала»

Полковник на балу и после бала.

В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала».
Для построения рассказа Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Чем ярче, праздничнее и роскошнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа.
Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен ан был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», - так описывает полковника Иван Васильевич.
Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки.
Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения.
Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», - здесь Л.Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Все заботы Петра Владиславовича были о Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - думал Иван Васильевич, видимо, не без основания.
Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», - так отзывался о полковнике Иван Васильевич на балу.
А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата?
На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.
Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: « И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Иван Васильевич испытал в то время глубокое чувство стыда за действия полковника. Может быть, это чувство не было столь велико, если бы рассказчик не видел несколько часов назад милого, доброго человека. Ведь разве мог тот Петр Владиславович так поступить?
В своем рассказе Л.Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Мы не можем сказать, что поведение Петра Владиславовича на балу, его манеры, отношение к дочери фальшивы. Окружающие относятся к полковнику с уважением, и эти чувства взаимны. Совсем другое дело после бала. Не будь такой жестокости и несправедливости с николаевской России, не было бы жестокости и гнева в сердце полковника. Толстой хочет убедить нас в том, что поведение человека зависит от общества, а общество это мы. И мы должны стараться не провоцировать окружающих нас людей на поведение, подобное поведению полковника после бала.

Задачи и тесты по теме "Л.Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала."

  • Гласные после Ц - Морфемика, орфография 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Правописание гласных после шипящих и Ц - Орфография 10 класс

    Уроков: 4 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода - Имя существительное 3 класс

Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Анисимовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик. Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.

Облик полковника на балу

Полковник Пётр Анисимович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

В первой половине произведения автор знакомит нас с отцом Вареньки во время праздничного события. Благожелательные отношения гостей и хозяев дома, милые улыбки, звуки мазурки и вальса поднимают настроение, соответствуют обстановке бала. Описание полковника на вечере гармонирует с атмосферой. Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Анисимовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.

Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Владислав Анисимович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие. Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника. Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску. Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.

Кто виноват

Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Тимофеевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Владислав Анисимович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.

Образ полковника в рассказе «После бала» помогут раскрыть цитаты и описание его внешности.

«После бала» описание внешности полковника

«Смотрите, папа просят танцевать», — вот таким было первое упоминание о полковнике.

«…шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами…»

«…Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I* подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по‑военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…» (*усы как у Николая I)

Действия развиваются на балу. Полковник — любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Танцевал он с огромным желанием, старанием, ведь ему не хотелось терять свой авторитет перед искушённой и импозантной публикой. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажется розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.

Л. Н. Толстой обращает внимание читателей на скромные сапожки полковника: «чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные» . Не только полковник, но и сам бал, его гости, хозяева, Варенька, чувства Ивана Васильевича — всё казалось завышенным и прекрасным, счастливым и совершенным.

Поведение полковника на балу и после бала кардинально отличается.

После бала полковник, аристократическими манерами которого все восхищались на балу, бил своей сильной рукой в белой замшевой перчатке одного из солдат. За что же он бил солдата? За то, что молодой малорослый солдат недостаточно сильно, по мнению полковника, стукнул палкой по изуродованной спине татарина.
Полковник предстаёт перед нами избивающим бессильного и невинного солдата, беспомощного пленного. Иван Васильевич видит безграничную ненависть полковника к кавказцам, безжалостные удары палок и прутьев, человека-исполнителя.

Страшная, дикая расправа настолько потрясла Ивана Васильевича, что его радостное чувство сменилось отвращением.
Самая главная деталь произведения — замшевая перчатка. На балу -«отдал её услужливому молодому человеку, и натянув замшевую перчатку на правую руку…. взял руку дочери и встал в четверть оборота». Утро — «и я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого… »
Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, можно сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.. .
С другой стороны.. . в обеих ситуациях он искренен и верен своему дому. Нельзя также считать его абсолютно бесчеловечным, стыд и неловкость перед Иваном Васильевичем — этому подтверждение.

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.