История формирования мифов. Матриархальная и патриархальная версии появления мира

Помните, когда-то люди верили, что земля плоская и располагается на трех китах? С тех пор знания о мире существенно расширились и многие представления в корне изменились. Однако фигура, имеющая три точки опоры, по-прежнему считается самой устойчивой. И до сих пор самые сильные наши убеждения, а иногда и заблуждения основываются "на трех китах". То есть, для того, чтобы классифицировать явление по принципу "хорошо-плохо", вполне достаточно трех признаков.

Если говорить о раннем развитии, то все аргументы его противников сводятся в конечном итоге к тому, что раннее развитие — это сложно, вредно и модно. Именно на этих трех китах основывается любая критика развивающих занятий с крохой. Все остальные доводы являются лишь вариациями на тему. Однако мы люди образованные и знаем, что три кита — миф, а Земля круглая, поэтому на вопрос раннего развития мы посмотрим под другим углом и попытаемся понять, как же все на самом деле.

Итак, первый кит утверждает, что раннее развитие — очень трудоемкое и сложное занятие. Для того чтобы заниматься, нужно много сил и свободного времени, все методики требуют выполнения строжайших предписаний и регламентируются жесткими правилами. Одна только подготовка материала занимает всю ночь, а наутро — все признаки усталости и недосыпа налицо.

На самом деле, если отстраниться от мифологии и вернуться в реальность, то становится ясно, что в жизни мы часто пугаемся чего-то, еще даже не приступив к действиям. Мы рисуем себе воображаемые сложности, с наслаждением придумываем причины, по которым желаемое невозможно, и, махнув рукой, в итоге отступаем. Дело тут не в кажущейся сложности именно раннего развития, а в том, что человеку вообще свойственно искать поводы для того, чтобы чего-нибудь не делать. По этой причине, например, многие из нас, дав себе обещание хотя бы раз в неделю посещать спортзал, так туда и не попадают. А ведь стоит только один раз позаниматься, ощутить приятную усталость в мышцах, почувствовать энергию движения, как все возражения пропадают. Остается только удовольствие от процесса.

То же самое и с занятиями с малышом. Все кажется сложным, непонятным. Но стоит только начать и увидеть первый восторг и удивление крохи, искренний интерес в глазах и ожидание следующего занятия, как все придуманные сложности меркнут. Может быть, на первых порах от вас действительно потребуется чуть больше дисциплинированности, чем обычно, но это только поначалу. Если вспомнить пример со спортзалом, то тут как с первыми тренировками: пару недель вы еще уговариваете себя, зато потом организм сам начинает просить упражнений и нагрузки.

Если все-таки не хватает каких-то знаний и поддержки, то в эпоху Интернета это решается очень просто. Практически на любом форуме можно узнать ответы на все волнующие вопросы, найти единомышленниц и подруг, получить ценнейшие советы. Кроме того, мамы активно обмениваются различными материалами и полезными ссылками, охотно делятся своими ноу-хау и открытиями, радуются успехам друг друга. Главное — желание радоваться и делиться.

Что касается выбора методики (то есть, системы упражнений), то тут ваше творчество ничем не ограниченно. Вы можете остановить свой выбор на любой из уже созданных, можете объединить элементы нескольких методик в одну, а можете и придумать свою собственную систему развития малыша. Самое главное при этом — ориентироваться прежде всего на своего кроху и прислушиваться к его желаниям и потребностям. Он лучше любого тренера и инструктора подскажет вам, чем, как и сколько раз он хочет заниматься.

И здесь мы сталкиваемся со вторым китом: все эти эксперименты не только вредны, но и опасны. Ни к чему изобретать велосипед и рисковать будущим малыша. Точно так же наверняка кричали и древние люди, уверенные в том, что Земля плоская, когда пытливые умы соплеменников пытались установить истину опытным путем.

В чем же заключается эта истина? Действительно ли раннее развитие несет вред? Неужели изучать вместе с малышом мир, знакомиться с окружающими предметами опасно? Сторонники этой точки зрения чаще всего говорят о "форсировании естественного развития", "преждевременной интеллектуализации", погоне за знаниями по методу "Быстрее! Выше! Сильнее!". В основе такой критики лежит убежденность, что основная цель раннего развития заключается в том, чтобы любой ценой вырастить из ребенка гения.

Если бы я не знала, в чем заключается основная задача всех развивающих методик, я бы с ними согласилась. А на самом деле главный смысл занятий с малышом — это удовольствие от совместного общения, от изучения друг друга, от знакомства с окружающим миром и тесного эмоционального контакта. Лучше всего об этом сказала моя знакомая, мать очаровательных двойняшек: "Я не хочу воспитать двух гениев, я хочу, чтобы мои дети познавали мир с удовольствием и жили в нем с удовольствием!". И так считает любая мама, понимающая, что такое настоящее раннее развитие.

Цель занятий — легко и гармонично знакомить кроху с окружающим миром. Большой упор в раннем развитии делается на игровые формы подачи материала, эмоциональное общение, на творческое взаимодействие, совместную деятельность, приносящую радость и новые открытия и родителям, и малышу. Благодаря занятиям с раннего возраста любое обучение будет ассоциироваться у ребенка с веселым, приятным занятием. Согласитесь, не у каждого из нас была возможность учиться с удовольствием. Чаще наоборот, мысли об учебе вызывали скуку, а самообучение давалось не так легко, как хотелось. Раннее развитие как раз дает нашим деткам такую возможность. Представляете, какими яркими, удивительными, многообразными красками наполняется мир при таком подходе? А сколько в совместных занятиях для мамы возможностей самореализоваться, по-новому посмотреть на привычные вещи и раскрыть свой творческий потенциал!

Опасность есть там, где присутствует фанатизм, а раннее развитие вовсе не предполагает его. Напротив, основная установка раннего развития — ориентация на потребности малыша. Чтобы заниматься , нужно быть очень чутким и мудрым родителем и уметь слышать своего ребенка. Важно понимать, что именно малыш является ведущим в ваших занятиях. И кроха прекрасно знает, что ему нужно, а что нет. Он просто не будет делать то, что ему неинтересно, ненужно или вредно. Реакция ребенка — лучший способ понять, правильно ли вы двигаетесь. Согласитесь, если следовать этому простому правилу, невозможно навредить малышу. Наоборот, вы научитесь лучше понимать друг друга, станете ближе.

Как видите, раннее развитие, это не сложно и не опасно. Но у тех, кто активно выступает против развивающих занятий с малышом, есть еще один аргумент в запасе. Третий "кит" основывается на заблуждении, что раннее развитие — новомодное, временное явление, вызванное желанием пустить пыль в глаза внешними результатами. Следовательно, и время на это не стоит тратить.

Что же на самом деле? А на самом деле возраст раннего развития измеряется тысячелетиями. Практически в каждой культуре существовала своя традиция обучения и воспитания ребенка с самого рождения, а у некоторых народов уделялось повышенное внимание развитию малыша еще на внутриутробном этапе.

Вспомните русские народные потешки, пестушки, игры, загадки, сказки. Это же синтез идей раннего развития наших предков! Те или иные элементы раннего развития мы можем найти в традициях любого народа. Это не новомодное увлечение, а возвращение к своим корням, к опыту наших мудрых предшественников, который чуть было не потерялся в гонке за достижениями цивилизации. Это знания, проверенные веками.

Что касается мнения, что родители занимаются с ребенком, чтобы его достижениями тешить свое тщеславие, то позволю себе повториться: цель раннего развития не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы удовлетворить природную пытливость и любознательность детского ума, помочь малышу познать этот мир, наполнить общение с ним радостью и взаимопониманием. А результаты в виде чтения в год и знания иностранных языков в два — это не цель, а приятные следствия ваших занятий!

Древние люди верили, что мир стоит на трех китах. Наши познания идут гораздо дальше. Мы можем шире смотреть на вещи, не ограничивая себя узкими рамками предубеждений. И мы можем подарить любовь и интерес к этому яркому, красочному миру нашим детям.

Юлия Терёхина, педагог

Кровосток
Желоб на лезвии клинка, который ошибочно называют кровостоком, на самом деле - дол. Его делают для того, чтобы достаточно толстое и прочное оружие имело меньший вес. Стоку крови он не способствует.

Акулы-убийцы
В период между 1916 и 1969 годами всего в мире было зарегистрировано 32 нападения белой акулы, самого крупного и опасного вида, на человека. 13 из них со смертельным исходом, т.е. менее одного случая в год. Если добавить других акул, например тигровую и голубую, то число жертв возрастет, но все-таки не настолько, чтобы сравниться с числом людей, ежегодно умирающих от нападения собак.

Дождливый Лондон
В Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, в Риме 760, во Флоренции 870, в Милане 1000, а в Генуе даже 1100. Можно утверждать, что Лондон — один из самых сухих городов в Европе.


Арабские цифры придумали арабы
Арабские цифры пришли к нам из Индии. Просто арабы принесли оттуда эту форму записи чисел, которая потом распространилась через Северную Африку и Испанию в Европу. Истинное преимущество арабских цифр по сравнению с римскими не в их написании, а в позиционной системе счисления, при которой "вес" цифры определяется ее положением. Так, 5 в числе 15 означает всего лишь пятерку, а в числе 2523 — пять сотен (ведь 2523 — это 2 раза по тысяче, 5 раз по сто, 2 раза по десять и 3).

"И все-таки она вертится!.."
Галилей никогда не произносил таких слов. Их нет ни в протоколах инквизиции, ни в письмах Галилея, ни в каких-либо иных современных ему письменных источниках. Первое упоминание об этих словах - в печально известных своими неточностями "Литературных источниках" ("Querelles Litteraires") аббата Ирелли, который, похоже, просто их придумал.

У индейцев красный цвет кожи, у китайцев - желтый
Миф о "краснокожести" индейцев изобрел шведский ученый Карл Линней, который в XVIII веке разделил людей на "homo europaens albescens, homo americus rubescens, homo asiaticus fuscus, homo africanus niger" (европейский белый человек, американский красный человек, азиатский желтый человек, африканский черный человек), но не учел, что красный цвет лица американских индейцев часто связан с цветом их боевой окраски. Естественный цвет лица индейцев — бледно-коричневый. Чтоб два раза не вставать: типичный китаец нисколько не желтее типичного европейца. Впервые упоминание о желтом цвете кожи появляется в XVIII веке, когда начали делить человечество на расы. При этом "потребовалась" промежуточная раса между белыми на севере и черными на юге. Тут-то и изобрели желтую расу, к которой вначале причислили индийцев, а потом, так сказать, официальным декретом приписали и китайцев. Как правило, изобретатели этой классификации в глаза не видели никого, кроме европейцев.

Поход Наполеона против России обернулся катастрофой из-за суровых морозов
Известна фраза Наполеона: "Нас победила зима, мы стали жертвой русского климата", однако это — не что иное, как нежелание признать собственные ошибки. На самом деле погода в течение почти всей русской кампании была средней — пожалуй, даже более теплой, чем обычно. Сохранились свидетельства очевидцев, которые утверждают: средние показатели температуры в октябре, когда французы уже начали отступать к Киеву и Варшаве, составляли 10, в Ревеле и Риге — 7 градусов выше нуля. Даже к концу ноября при знаменитом переходе через Березину река еще не была скована льдом. Ужасные потери французской армии, оставлявшей Россию, были вызваны никуда не годным планированием, и погода здесь была ни при чем. Покидая Москву, армия имела запасы фуража для лошадей всего на одну неделю, поэтому лошади и дохли как мухи. Даже в ноябре температура в Киеве все еще была выше нуля, о чем имеются неопровержимые свидетельства, да и самая холодная ночь под Смоленском, когда температура упала до минус 8 градусов. Сильные холода действительно наступили в России, но только в декабре, через несколько недель после того, как армия Наполеона бежала из страны.

Пауки — насекомые
Относить пауков к насекомым совершенно неправильно. Они относятся к классу арахнидов, которые во многом отличаются от насекомых: у них нет усиков-"антенн", у них четыре пары ног, а не три, как у насекомых.

"Религия - опиум народа"
Это чеканное определение принадлежит не Марксу и не Ленину, как думают все, а немецкому писателю Новалису. "Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу", — написал Новалис в 1798 году. Кстати, большинство других "марксистских" изречений также принадлежит не марксистам: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей" (Жан-Поль Марат), "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (Карл Шаппер), "Диктатура пролетариата" (Бланки), "От каждого по способностям, каждому — по потребностям" (Луи Блан), и так далее.

Скальпирование пришло от индейцев
Обычай снимать кожу с головы в качестве трофея и символа триумфа был известен уже в древности. Скифы срезали кожу с головы своих врагов — об этом свидетельствует Геродот. Подобная практика была распространена среди народов Западной Сибири и у древних персов. Напротив, американские индейцы не отличались такой жестокостью. Некоторые историки вообще сомневаются, что индейцы прибегали к скальпированию до прихода белых людей. Именно белые, а отнюдь не краснокожие, начали снимать кожу с головы поверженных врагов (ведь для получения назначенной премии надо было предъявить скальп). Поначалу снимание скальпа было известно только на востоке теперешних Соединенных Штатов, в нижней части реки Святого Лаврентия и в Гран-Чако в Южной Америке, и уже оттуда это явление распространилось на Центральную и Северо-Западную Америку.

Столбняком можно заболеть, наступив пяткой на ржавый гвоздь
Столбняк, или тетанус, передается бактерией Clostridih3m Tetani, которая размножается в кишечной флоре травоядных животных. С их испражнениями бактерия попадает в почву. Если, конечно, гвоздь лежал в навозе, а потом его острие попало в пятку, можно заразиться столбняком, но ржавчина здесь ни при чем.

Чтение в сумерках вредно для глаз
Ничего подобного. Это так же вредно для глаз, как, скажем, фотографирование при плохом освещении — для фотокамеры, то есть никак. Конечно же, чтобы рассмотреть буквы при плохом освещении, нам надо сильнее напрягать глаза и результатом может быть головная боль, но глазам это не вредит.

Сбритые волосы отрастают быстрее, и становятся жестче и темнее
Результаты клинического исследования образца 1928 года показывают, что волосяной покров на выбритых участках тела ничем не отличается от других, не затронутых бритьем мест. Причина заблуждения в оптическом обмане. Срезанные верхушки отрастающих после бриться волос в первое время кажутся более заметными, но со временем эта разница полностью исчезает.
Древние скандинавы, считали, что ногти мертвецов продолжают расти после смерти, и служат строительным материалом для Нагльфара. Видимо, этот мрачный мифологический образ глубоко врезался в подсознание современных европейцев: многие до сих пор считают, что волосы и ногти покойников растут, как у живых людей. И тем не менее, это не так: рост ногтей и волос требует постоянного поступления питательных веществ и сложных механизмов гормональной регуляции - и то и другое возможно только в живом организме.

Викинги носили рогатые шлемы
Заблуждение возникло тогда, когда был найден ритуальный шлем шамана, украшенный рогами. Но скандинавские воины не носили рогов - такая форма шлема была неустойчива и опасна. Шлемы викингов были похожи на шлемы русских витязей: куполообразные или круглые.

32 зуба - это норма
Норма сия была актуальна в неандертальские времена, когда челюсти предков людей были крупнее. Сейчас норма для человека - 28 зубов. Остальные 4 - это "зубы мудрости", которые прорезываются обычно лет в 15-20. Зачастую они "появляются на свет" уже гнилыми или начинают быстро портиться. Их нередко приходится удалять.

Шумел камыш
То, что подразумевают обычно под камышом - прибрежное растение с коричневыми "плюшевыми" свечками - не камыш вовсе. Это рогоз. А камыш - светлое растение с метелочками на концах стеблей.
Внутри рогоза - мочалистого вида "начинка", из которой делали грубую ткань - рогожу. Камышины же по-тростниковому полые и хрупкие.

Ёжик ест грибы и яблоки, перенося их на своей спине
Ежи - хищники, их излюбленная пища - лягушки, черви, насекомые и мелкие животные - полевки, например. Яблок еж не ест. И тем более - не переносит на своих колючках. Это заблуждение.

Красное вино делают из красного винограда, белое - из белого
Сок большинства сортов винограда - светлый, и если после дробления ягод его отделяют от кожицы и более плотных частей ягоды, то вино, полученное из этого сока, всегда будет белым. Таким образом, белое вино можно получить изо всех белых и розовых сортов винограда, а также из большинства красных (за исключением двух-трех с окрашенной мякотью).

На самом деле:

Сам ребенок не сравнивает себя с окружающими довольно долго, и уж точно не рефлексирует по поводу того, что Петя собрал пирамидку быстрее, а у Маши кружочки вышли ровнее. Если родители изначально не будут акцентировать внимание малыша на его уникальности, пренебрежительно отзываться о других детях, проводить сравнения и озвучивать результаты, то сам он никогда этого не заметит.

Миф 6: общеобразовательные программы детсада и школы сведут все усилия на нет

На самом деле:

Часто можно услышать, что бессмысленно учить ребенка первые три года жизни, ведь в детском саду он все равно растеряет все знания и сравняется со сверстниками, которые пока ничего не знают. Разумеется, если в первый же день детсадовского периода перестать заниматься с ребенком и больше никогда к этому не возвращаться, то со временем сверстники его догонят. Но если вы будете продолжать развивать малыша, детский сад станет еще одной возможностью закрепить пройденное.

Никто не отнимет у вашего ребенка знания, которые вы ему дадите. Даже если остальные малыши в группе только начали учить цвета и цифры, ваш кроха не скатится в одночасье до этого же уровня. Занятия в общеобразовательных учреждениях в раннем возрасте важны не столько знаниями, которые они дают, сколько навыками коммуникации, которые развиваются у малышей в коллективе.

Миф 7: раннее развитие лишит ребенка беззаботного детства

На самом деле:

Этот, пожалуй, самый распространенный миф, опять же связан с непониманием разницы между развитием и обучением , а также с фанатичностью некоторых родителей. Ребенок больше всего любит учиться, постигать новое. Это касается и новых слов, и игр, и предметов, и погодных явлений, и всего окружающего мира.

Раннее развитие предполагает передачу информации от родителей к малышу в доступной игровой форме. Ни один разумный специалист не посоветует усадить полуторагодовалого кроху за парту и целыми днями читать ему учебники. Но что плохого в том, что после прогулки под дождем мама с малышом его нарисуют, прочитают пару стихотворений, послушают звуки дождя в записи, сложат это слово из кубиков? Это и есть всестороннее развитие, к которому стремится любой любящий родитель.